Научная статья на тему 'Активные и интерактивные формы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов'

Активные и интерактивные формы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3330
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ / ACTIVE FORMS OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK / INTERACTIVE FORMS OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK / INDEPENDENT WORK / KINDS OF STUDENTS INDEPENDENT WORK / QUALITY MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева В. В.

В рамках реформы высшего образования, показана роль самостоятельной работы студентов, как важнейшей составляющей и основы образовательного процесса. В статье рассмотрены активные и интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов, предложены варианты заданий для такой работы и методы ее контроля. Сделан вывод, что в условиях перехода на новые государственные стандарты данный вопрос является наиболее актуальным и требующим дальнейшей разработки и совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active and interactive organization forms of pedagogical support of students independent work

The reform of higher education shows the role of students’ independent work as an essential part and basis for the education process. The article considers the active and inactive forms of organizing students’ independent work and offers variants of tasks for this work and its quality monitoring. The conclusion is that this question is the most urgent and requires further development and improvement in the transition of the new state standards.

Текст научной работы на тему «Активные и интерактивные формы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 378.147

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

© В. В. ГОРДЕЕВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: b.veronika1982@mail.ru

Гордеева В. В. - Активные и интерактивные формы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 736-738. - В рамках реформы высшего образования, показана роль самостоятельной работы студентов, как важнейшей составляющей и основы образовательного процесса. В статье рассмотрены активные и интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов, предложены варианты заданий для такой работы и методы ее контроля. Сделан вывод, что в условиях перехода на новые государственные стандарты данный вопрос является наиболее актуальным и требующим дальнейшей разработки и совершенствования.

Ключевые слова: самостоятельная работа, активные формы самостоятельной работы студентов, интерактивные формы самостоятельной работы студентов, виды самостоятельной работы студентов, методы контроля.

Gordeeva V. V. - Active and interactive organization forms of pedagogical support of students independent work // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 736-738. - The reform of higher education shows the role of students’ independent work as an essential part and basis for the education process. The article considers the active and inactive forms of organizing students’ independent work and offers variants of tasks for this work and its quality monitoring. The conclusion is that this question is the most urgent and requires further development and improvement in the transition of the new state standards.

Keywords: independent work, active forms of students’ independent work, interactive forms of students’ independent work, kinds of students independent work, quality monitoring.

Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предполагает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно, принимать нетрадиционные решения.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа

студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой, т. к. только те знания, к которым человек пришел самостоятельно, становятся действительно прочным его достоянием. Именно поэтому высшая школа постепенно переходит от «передачи» студентам знаний в готовом виде к управлению их самостоятельной учебно-познавательной деятельностью. Такой переход предполагает соответствующий отбор учебного материала, планирование его объема с учетом сложности и трудоемкости, использование передовых технологий обучения, проверки и оценки приобретаемых студентами знаний в результате самообразования.

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии [1].

Таким образом, самостоятельная работа понимается как вид деятельности, метод обучения, форма организации деятельности, средство обучения и т. д. Соответственно цели самостоятельной работы студентов состоят в следующем:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование компетенций;

- развитие познавательных способностей;

- развитие активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений [2]._

В связи с введением новых государственных образовательных стандартов значительная часть работы по освоению учебного материала переносится на самостоятельные, внеаудиторные занятия студентов. Самостоятельная работа студента становится одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать научные и практические задачи.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает: во-первых, оптимизацию методов и средств обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал; во-вторых, совершенствование методики проведения научно-исследовательской работы студентов; в-третьих, совершенствование системы текущего и итогового контроля работы студентов, введение балльно-рейтинговой системы.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Простейший путь -уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, т. к. снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным

увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте [3].

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это активные формы самостоятельной работы, в ходе которых происходит взаимодействие педагога со студентом (рис. 1).

Рис. 1. Активные формы СР

Второй - интерактивные формы самостоятельной работы, в ходе которых происходит взаимодействие не только студента с преподавателем, но и с другими студентами одновременно (рис 2).

К первой группе можно отнести следующие виды работ: индивидуальное занятие; конспектирование лекций; получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины; выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ; подготовка научных докладов, рефератов и т. д. в качестве примера интерактивных форм самостоятельной работы студентов, можно отметить: анализ деловых ситуаций (мини кейсов) и др.; проектную деятельность; творческие задания; выступление на конференции; подготовку презентации; комплексные задания и т. д.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля, среди которых выделяют:

- методы устного контроля: беседа, рассказ, объяснение, чтение текста, сообщение и др.;

- методы письменного контроля: сочинение, эссе, реферат, написание тезисов, статей и т. д.;

- методы практического контроля: воспроизведение опытов, упражнения, эксперименты, дидактические тесты, наблюдение;

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

- методы комплексного контроля: составление портфолио, составление рейтинга и др. [4].

В последние годы наряду с традиционными формами контроля - зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. В первую очередь следует отметить рейтинговую систему контроля, применяемую во многих вузах. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т. д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

Весьма полезным, на наш взгляд, является тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс

обучения путем подбора индивидуальных заданий для активных и интерактивных форм самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соколова И. Б. Основы самостоятельной работы студентов. Армавир, 2002. С.152-56.

2. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. 2003. № 6. С. 24-27.

3. Наумченко И. Л. Самостоятельный учебный труд студентов. Саратов: СГСЭУ, 1984. С. 57-67.

4. Фуряева Т. В. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Красноярск: КрГУ, 1987. С. 14-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.