Научная статья на тему 'Активные формы обучения коммуникативной компетенции студентов профессиональных вузов'

Активные формы обучения коммуникативной компетенции студентов профессиональных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ РАБОТЫ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ИННОВАЦИЯ / THE COMMUNICATIVE COMPETENCE / ACTIVE FORMS OF TRAINING / METHODS OF WORK / EVALUATION CRITERIA / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стурикова Марина Владимировна

Характерной особенностью современного этапа образования является развитие коммуникативной компетенции у студентов профессиональных вузов, обеспечивающей адаптацию будущего специалиста к современным условиям жизни. Развитие коммуникативной компетенции возможно только через активные формы обучения, такие как спор, дебаты, тренинг профессионально ориентированных риторики, дискуссий и общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стурикова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic feature of the present stage of education is the development of the communicative competence of the students of professional higher educational institutions, which ensures adaptation of the future specialist to modern life conditions. The development of the communicative competence is possible only through the active forms of training, such as dispute, debates, training of professionally-oriented rhetoric, discussions and communication.

Текст научной работы на тему «Активные формы обучения коммуникативной компетенции студентов профессиональных вузов»

вании заданий разной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный студенты могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени.

Для успешной реализации дифференцированного подхода необходимо выполнение регулярных упражнений, соответствующих индивидуальным особенностям студентов, полная взаимозависимость всех этапов обучения, безусловная необходимость самостоятельной учебной работы.

Таким образом, дифференцированный подход - это необходимый фактор реализации многоуровневых и многоаспектных целей иноязычного профессионального образования, который позволяет создать оптимальные условия для совершенствования профессиональных навыков переводчиков; максимально сократить переход от учебной деятельности к учебно-профессиональной и профессиональной; подготовить специалиста, который владеет иностранным языком

и как средством общения, и как инструментом профессиональной деятельности.

Теоретическая модель реализации дифференцированного подхода, включающая в себя цель, принципы, содержание, критерии, уровни развития и условия, отражена на рисунке.

Библиографический список

1. Бархударов Л. С. Язык и перевод (Вопросы общей и частной теории перевода). - М.: Международные отношения, 1975. - 240 с.

2. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. - 223 с.

3. Комиссаров В.Н. Современное переводо-ведение. Курс лекций. - М.: ЭТС, 1999. - 192 с.

4. Пассов Е.И., РоговаГ.В. Методика обучения иностранным языкам. Принципы обучения иностранным языкам. Комплекс пособий №4. - Воронеж: Издат. центр НОУ «Интерлингва», 2002. - 45 с.

УДК 378.1

М.В. Стурикова

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ

Характерной особенностью современного этапа образования является развитие коммуникативной компетенции у студентов профессиональных вузов, обеспечивающей адаптацию будущего специалиста к современным условиям жизни. Развитие коммуникативной компетенции возможно только через активные формы обучения, такие как спор, дебаты, тренинг профессионально ориентированных риторики, дискуссий и общения.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, активные формы обучения, методы работы, критерии оценивания, инновация.

Актуальность развития коммуникативной компетенции студентов сегодня ни . у кого не вызывает сомнения. В последние годы воплощение различных направлений коммуникативной подготовки студентов можно найти в работах Е.Н. Зарецкой, А.К. Михальской, И.А. Стернина, Т.П. Усольцевой, А.П. Чудинова и др. Коммуникативная компетенция являет собой целый комплекс коммуникативных умений, это не только «знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих программ речевого поведения» [1, с. 11], но и лингвистические, культурологические, социальные, психологические, экономические знания. Язык в данном случае рассматривается как знание, ко-

торым обучающийся должен овладеть, и как умение, которым он должен научиться пользоваться в конкретной ситуации.

Под коммуникативной компетенцией мы будем понимать языковые и неязыковые знания, умения и навыки, необходимые для успешного общения и развиваемые в процессе обучения. Наша концепция развития коммуникативной компетенции студентов реализуется в соответствии с Государственным стандартом прежде всего на речеведческих предметах: русский язык и культура речи, стилистика научного текста, а также на дисциплинах в соответствии с выбранной специальностью, в частности, у юристов, социологов, документоведов, лингвистов: документная

© М.В. Стурикова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009L

лингвистика, редактирование, риторика, судебное красноречие, методика преподавания русского как иностранного, определяет цели, задачи, принципы, методы, приемы, формы и средства обучения, а также специфику выбранной специальности, что в конечном итоге способствует приобретению учащимися коммуникативной компетенции и формирует личность. Актуальными становятся следующие методы и приемы: лекция -беседа, лекция - сообщение, задания к текстам, которые носят продуктивный характер, предполагающий самостоятельный поиск студентами путей решения поставленной задачи. Для формирования коммуникативной компетенции студентов используем также активные формы обучения, включающие в себя приемы и методы, позволяющие развивать творческий потенциал студентов: дискуссионные (групповая дискуссия, анализ ситуаций морального выбора, метод мозговой атаки), игровые (дидактические, творческие игры: деловая игра, игровое проектирование), ролевые игры (разыгрывание ролей), речевой видеотренинг. Остановимся на дискуссионных методах, предполагающих совместное обсуждение спорных вопросов, являющихся актуальными и общественно значимыми. Методы группового обсуждения помогают студентам вырабатывать собственную точку зрения, формулировать тезис и подбирать к нему аргументы. Очень важно заранее определить стратегию спора, которая сводится к защите собственного тезиса и приведению аргументов, подтверждающих его достоверность; опровержение тезиса и аргументов оппонента. Дебаты близки по значению к спору, они обозначают обмен мнениями при обсуждении докладов или сообщений. Для дебатов выбирается актуальная, общественно значимая тема, например, «Выбор дальнейшего жизненного пути», «Самая востребованная профессия на ближайшие 7-10 лет», «Герой нашего времени». Внутри каждой из выбранных тем можно сформулировать ряд проблем или вопросов. Например, по теме «Герой нашего времени»: кого мы называем героем? Чем отличается герой нашего времени от героев 20-х, 40-х, 80-х годов? Может ли герой быть отрицательным? Каждый ли человек может стать героем или для этого нужен определенный склад ума, характер? И т.д. В процессе обсуждения каждый участник высказывает свою точку зрения, приводит примеры из читательского или витагенного опыта. Для того

чтобы отследить уровень коммуникативной компетенции студентов во время работы в группе, выделим следующие критерии для оценки: 1 уровень (низкий) - студент высказывается, следуя теме и процедуре обсуждения, установленной преподавателем; 2 уровень (средний) - студенты самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения, основные вопросы согласовали с преподавателем; 3 уровень (выше среднего) - студенты следили за соблюдением процедуры обсуждения, фиксировали полученные ответы и мнения и обобщили результаты обсуждения в конце работы; 4 уровень (высокий) - студенты использовали приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения.

Подготовка к дискуссии включает несколько этапов: на первом, подготовительном этапе, определяется тема, цель дискуссии. В нашем случае тема: «Мой выбор дальнейшего пути». Далее идет сбор информации по теме, т.е. студенты формулируют аргументы в защиту того, какая профессия является самой востребованной, при этом пользуются разными источниками: специальной литературой, интернетом, социологическими исследованиями, собственными наблюдениями, затем выстраивают их в логической последовательности. На третьем этапе происходит обсуждение выдвинутых тезисов, во время которого каждый из участников может соглашаться или не соглашаться с мнением оппонентов, приводя свои контраргументы.

Дискуссия заканчивается подведением итогов. Ведущий анализирует выводы, к которым пришли участники спора, при этом сначала формулирует позиции, по которым были высказаны одинаковые точки зрения, затем - противоположные. Особое внимание обращается на содержательную сторону выступлений, глубину аргументов, использование терминологии, при этом отдельно оценивается умение задавать вопросы и отвечать на них. После дискуссии необходимо, чтобы каждый студент провел рефлексию своего участия в споре, этому могут помочь следующие вопросы: Насколько аргументированно ты доказал свою позицию? Логично ли были выстроены аргументы? Удачно ли были подобраны примеры?

Инновационным в вузе является «Тренинг профессионально ориентированных риторики, дискуссий и общения», основу которого состав-

480

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

ляет погружение в предмет, это означает «совокупность структур, форм, средств, методов организации педагогического процесса, протекающего в короткий промежуток времени и реализующего следующие основные задачи: выявление проблем аудитории и каждого присутствующего для их увязывания с излагаемой информацией и поэтапного разрешения» [4, с. 70], изложение информации узловых положений, перевод полученной информации в практические задания, выполняемые на этом же занятии. Задачи решаются в тренинге, но прикладной характер профессионально ориентированной коммуникации способствует появлению различных приемов практической направленности. Любая работа по риторике предполагает практические задания по закреплению изложенного материала, но тренинг обеспечивает погружение в изучаемый предмет и выступает как организационная форма. Важное преимущество тренинга заключается в групповом характере организации, что противодействует отчуждению и помогает решению собственных проблем студентов. Достоинства тренинга заключаются в том, что у студентов развиваются способности анализировать речевую си-

туацию, формируются навыки межличностной коммуникации.

Итак, инновационные формы обучения в развитии коммуникативной компетенции студентов (спор, дебаты, тренинг, риторические задачи, игры) переводят жизненную ситуацию в учебную и тем самым способствуют более быстрому усвоению студентами коммуникативных знаний и умений.

Библиографический список

1. Кан-Калик В.А. Основы профессионального общения. - Грозный, 1979. - 124 с.

2. Кузьмин И.А. Технология управления шефом // Психотехнологии и эффективный менеджмент. - М., 1994. - С. 160.

3. Ладыженская Т.А., ЛадыженскаяН.В. Риторика как инновационный предмет школьного образования // Русский язык в школе. - 2008. -№7. - С. 4.

4. Сидельникова Т.Т. Проблемы риторической подготовки студентов - политологов // Педагогика. - 2006. - №1. - с. 69.

5. Тумина Л. Преподавание риторики в педагогическом вузе // Высшее образование в России. - 2000. - №6. - С. 71.

УДК 378

С.Ю. Темина АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматривается проблема подготовки будущих учителей к принятию решений в профессиональной деятельности. Анализируются государственные образовательные стандарты, содержание программ психолого-педагогических курсов, теоретические исследования, опыт педагогических вузов в аспекте решения данной проблемы.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональные проблемы, принятие решений, педагогическая ситуация, профессиональная подготовка учителя.

Традиционным и наиболее распространенным направлением подготовки учителя к решению профессиональных проблем на протяжении десятков лет остается формирование у учителя системы психологопедагогических знаний. В соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по педагогическим специальностям (2005 г.) выпускник вуза должен быть подготовлен к «решению типовых профессиональных задач в уч-

реждениях среднего общего (полного) образования». Основная образовательная программа подготовки учителя состоит из дисциплин федерального компонента, национально-регионального (вузовского) компонента и факультативных дисциплин. Данная программа включает следующие циклы дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические; общие математические и естественнонаучные; общепрофессиональные; дисциплины предметной подготовки и факультативные. Необходимые для разрешения профес-

© С.Ю. Темина, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

481

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.