АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
АКТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РУДН*
А.В. Иващенко, Т.В. Чхиквадзе
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются особенности проявления компонентов духовности и роль активности в структуре духовности юношей и девушек, обучающихся в РУДН.
Ключевые слова: духовность, активность, морально-нравственный компонент, эмпатия, творчество, толерантность, ценности.
В условиях глобальных социально-политических изменений современное общество все чаще обращается к проблеме духовности личности и активности реализации морально-нравственной позиции личности в жизнедеятельности. Духовность стала рассматриваться не только как предмет философского и религиозного размышления, но также как важнейший психологический ресурс личности, обеспечивающий становление активной, свободной, творческой и просоциально направленной личности.
Мы рассматриваем духовность как собственно человеческий способ отражения мира, представляющий собой высший уровень развития личности и регулируемый высшими человеческими ценностями [6. С. 108]. Развитие духовности личности ведет к самоопределению себя на уровне субъекта и характеризуется доминированием потребности познания и альтруизма и проявляется в актуализации психофизических ресурсов для оказания помощи себе и другим людям [2; 5].
Выделена специфика проявлений духовности в различных сферах взаимоотношений человека: с самим собой (самоактуализация, самопознание, саморегуляция, смысл жизни, развитие собственных способностей, творческая реализация и т.д.), с другими людьми и обществом (альтруизм, эмпатия, толерантность, ответственность, терпимость, ценностная структура, внимательность к другим и т.д.), с окружающим миром (познание, «достижение истины», чувство прекрасного или эстетика, экологическое сознание и т.д.) [1—3; 5].
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-06-00488а.
Следует отметить, что реализация духовности в этих сферах возможна только при включении активности в структуру духовности. Активность как компонент духовности характеризует готовность человека воплощать свою жизненную позицию в деятельности и поведении [4. С. 69]. При этом активность направляется на реализацию той структуры ценностных ориентаций и того уровня моральных суждений, которые актуальны для личности в данный момент.
В исследовании приняли участие 67 юношей и 67 девушек, обучающихся на 1 и 2 курсах РУДН, средний возраст составил 18,4 лет.
В качестве структурно-функциональных компонентов духовности нами исследовались морально-нравственный компонент, эмпатийный компонент, творческий компонент, компонент толерантности и компонент активности с помощью следующих методик: «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой (УСЦД); «Профиль личности» Ш. Шварца; «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; первый субтест «Использование предмета» Дж. Гилфорда для изучения творческого мышления; «Вопросник для измерения толерантности» (М.С. Жамкочьян, В.С. Магун, М.М. Ма-гура); «Моральные дилеммы» Л. Колберга.
Показателем активности в выполнении заданий является сумма ответов респондентов на методики, в которых не ограничивается количество возможных ответов, т.е. «Моральные дилеммы» Л. Колберга и «Использование предмета» Дж. Гилфорда.
В качестве иллюстрации анализа активности приведем пример респондента N (девушка, 18 лет):
1. «Использование предмета» Дж. Гилфорда (1).
«Способы использования газеты: построить дом из бумаги; сделать шляпу из бумаги; выбросить; сделать кормушку для птиц; играть в снежки из бумаги; вырезать буковки и составлять книж. тексты; вырезать картинки и клеить коллажи; переработать и опять сделать газеты; сделать скатерть; заняться оригами; изучать оригами».
Результаты: всего ответов — 11, беглость — 9 (число уместных ответов, исключая те ответы, которые упоминались в инструкции и очевидные), гибкость — 21 (3 умноженное на количество использованных категорий), оригинальность — 0 (5 умноженное на количество ответов, не встретившихся в группе студентов данного факультета), общий балл — 31.
2. «Моральные дилеммы» Л. Колберга — форма В (2).
Дилемма 1: «Я считаю, что да. Во-первых, каждый человек сам в праве распоряжаться своей жизнью. Этим правами человек обладал еще тогда, когда только появился. [4-я стадия — оценка жизни человека в правовых категориях, поведение определяется данным правом]. Лишь когда люди стали собираться вместе, появились права др. людей на жизнь отдельного человека, ибо теперь люди жили совместно, они коллективно обеспечивали свое сущест. и от каждого отдельного человека зависела жизнь всех остальных. С этого момента каждый человек начинает нести ответственность за других и за себя. Вначале это происходит неосознанно, затем, дабы обезопасить род челов. от вымирания из-за кровосмешения, убийств, были записаны моральные нормы (законы). Лишь они помогают организовывать жизнь людей. [4-я
стадия — оценка жизни с точки зрения обязанностей перед ингруппой и выбор поведения на основе подчинения правилам]. Так, Давая женщине морфий, доктор во-первых, нарушает морал. норму, во-вторых, врачебную клятву. Казалось бы, пустяк. Но сущест. огром. кол-во подводных камней. Так дом никуда не годен, если начинает разрушаться фундамент. Если начнут колебаться морал. устои, начнет колебаться и само общество [4-я стадия — оценка жизни с точки зрения обязанностей и долга перед ингруппой, моральное поведение направляется стремлением сохранением имеющейся общественной ситуации]. Все это требует детального анализа, а не сиюминутного мнения студента».
Дилемма 2: «Мать не права в корне. Несправедливость матери — неправда дочери адекватный ответ в данной ситуации». [2-я стадия — апелляция к принципу «ты — мне, я — тебе»; к 3-й стадии конвенционального уровня данное утверждение нельзя отнести, так как поведение в соответствии с образом «хорошей девочки» нарушается, если субъект за выполнение роли не получает поощрения.]
Всего утверждений, обосновывающих выбор, — 4, ответов 2-й стадии моральных суждений — 1, 4-й стадии моральных суждений -4. Активность — 15 ответов.
Анализ половых особенностей компонентов духовности с помощью критерия Манна—Уитни (и0,00 — значение критерия Манна—Уитни и уровень его достоверности, гд — средний ранг по девушкам; гю — средний ранг по юношам) выявил следующее: у девушек статистически значимо более выражены эмоциональный (^0,001 = 153 0,5, гд = 78,16; гю = 56,84) и интуитивный (и0,016 = 1715,5, гд = 80,56; гю = 54,45) канал эмпатии, установка на эмпатию (и0,000 = 1370, гд = 80,55; гю = = 54,45), общий балл по эмпатии (и0,001 = 1530, гд = 78,16; гю = 56,84), ориентация на доброту (Ц0,011 = 1678,5, гд = 75,95; гю = 59,05) и стимуляцию (Ц0,005 = 16 1 4,5, гд = 76,9; гю = 58,1), индекс расхождения «ценности—доступности» духовных ценностных ориентаций (Ц0,009 = 1656, гд = 76,28; гю = 58,72), а также вакуум духовных ценностных ориентаций (и0,013 = 1689,5, гд = 75,78; гю = 59,22). Наглядно результаты представлены на рис. 1.
Анализ корреляционных связей структурно-функциональных компонентов духовности проводился с помощью критерия Спирмена (5), сила корреляций оценивалась по Э.В. Ивантер, А.В. Коросову. Были проанализированы умеренная (0,30 < 5 < 0,49), средняя (0,50 < 5 < 0,69) и тесная (5 > 0,70) корреляционные связи.
Большинство связей носят умеренный характер. Так, ориентация в поведении на доброту положительно коррелирует с эмоциональным каналом проявления эм-патии (50,000 = 0,328), общей выраженностью эмпатии (50,000 = 0,351). Положительно коррелируют между собой установка на эмпатию и ориентации в поведении на самостоятельность (50,000 = 0,316) и достижения (50,000 = 0,319). Выраженность духовных ценностных ориентаций положительно коррелирует с толерантностью к иным взглядам (50,000 = 0,301), к неопределенности (50,000 = 0,307), общей выраженностью толерантности (50,000 = 0,307) и конфликтом в сфере духовных ценностных ориентаций (50,000 = 0,356).
Средний ранг 90
80 70 60 50 40 30 20 10 0
_1_
□ юноши
девушки
Эмоцио- Интуи- Уста- Эмпатия Ориен- Ориен- «Индекс» Вакуум
нальный тивный новка тация тация Ц-Д духов-
канал канал на эм- на доб- на стиму- духов- ных
эмпатии эмпатии патию роту ляцию ных ЦО ЦО
Рис. 1. Статистически значимые различия у юношей и девушек по структурно-функциональным компонентам духовности личности
Отрицательная умеренная корреляция наблюдается между толерантностью к нарушению норм и ориентациями в поведении на конформность (50 000 = -0,427), традиции (50,000 = -0,3 1 8) и средняя отрицательная корреляция с ориентацией на безопасность (50,000 = -0,508). Аналогичная отрицательная умеренная корреляция выявлена между толерантностью к неопределенности и ориентациями в поведении на конформность (50,000 = -0,329) и безопасность (50,000 = -0,386). В целом, толерантность сохраняет данную тенденцию и показывает умеренную отрицательную корреляцию с ориентацией на безопасность (50 000 = -0,327).
Положительная корреляция наблюдается между активностью выполнения заданий и показателями беглости (50,000 = 0,898), гибкости (50,000 = 0,712), оригинальности (50,000 = 0,627), творческого мышления (50,000 = 0,836), а также 4-й стадией (50,000 = 0,45) и 5-й стадией (50,000 = 0,47) морального мышления.
Корреляционный анализ также выявил высокую внутритестовую согласованность результатов. Общий балл по эмпатии коррелирует на высоком уровне достоверности с каналами проявления эмпатии: рациональный (50,000 = 0,441), эмоциональный (50,000 = 0,601), интуитивный (50,000 = 0,52) каналы эмпатии, установка на эмпатию ($0 000 = 0,566), проникающая способность в эмпатии (50 000 = 0,478) и идентификация в эмпатии (50,000 = 0,478). Общий балл по толерантности также имеет положительную корреляцию с проявлениями разных видов толерантности: этническая толерантность (50,000 = 0,624), толерантность к иным взглядам (50,000 = 0,708), толерантность к нарушению норм (50,000 = 0,652) и толерантность к неопределенности (50,000 = 0,443). Параметры оценки творческого мышления показали высокую согласованность с общим баллом: беглость (50,000 = 0,939), гиб-
кость (50,000 = 0,797), (50,000 = 0,82), а также между собой: беглость и гибкость (<$0,000 = 0,796), беглость и оригинальность (50,000 = 0,689), гибкость и оригинальность (50,000 = 0,445). В связи с этим при факторном анализе данных были использованы общие показатели эмпатии, толерантности и творчества.
Проверка данных критерием сферичности Барлетта показала приемлемость проведения факторного анализа (%20,000 = 1053,83 7). В результате факторизации методом главных компонент с вращением Equamax и номинализацией Кайзера были получены следующие пять факторов (табл. 1).
Таблица 1
Факторная структура духовности личности
Параметры Фактор
1 2 3 4 5
Стимуляция 0,808 0,041 -0,020 0,133 0,062
Самостоятельность 0,748 0,032 0,061 0,149 -0,100
Гедонизм 0,682 -0,165 -0,089 -0,045 0,264
Достижения 0,669 0,331 0,024 -0,241 0,092
Власть 0,665 -0,082 0,013 -0,484 -0,080
Конформность -0,051 0,803 -0,067 -0,167 0,128
Универсализм 0,189 0,744 0,061 0,335 -0,120
Традиции -0,168 0,717 0,012 0,031 -0,272
Безопасность 0,115 0,708 -0,102 -0,247 0,000
Доброта 0,395 0,600 0,147 0,323 0,168
Активность 0,007 -0,093 0,963 0,056 0,053
Творчество -0,090 -0,067 0,818 0,114 0,099
4-я стадия МС -0,042 0,123 0,606 -0,192 0,022
Общая толерантность 0,021 -0,289 0,108 0,659 0,009
Конфликт духовных ценностей 0,023 0,159 -0,115 0,618 0,097
Выраженность духовных ценностей 0,097 -0,034 0,008 0,639 -0,563
Вакуум духовных ценностей 0,112 -0,014 0,039 0,152 0,834
1-й фактор социальной успешности и удовлетворенности жизнью (ориентация на стимуляцию 0,808, ориентация на самостоятельность 0,748, ориентация на гедонизм 0,682, ориентация на достижения 0,669, ориентация на власть 0,665). Этот фактор отражает стремление и ответственность человека за самореализацию в жизни. Показателем успешности выступает не только социальное признание со стороны окружающих (ориентация на достижение и власть), но и внутренняя удовлетворенность жизнью (стимуляция как потребность в разнообразии и глубине переживаний) и наслаждение ею (гедонизм). Для достижения этого используются механизмы саморегуляции, реализуемые через ориентацию на самостоятельность, а также контроль над внешними факторами через возможности социального влияния и материальное благосостояние (ориентация на власть).
2-й фактор сохранения социальной системы (ориентация на конформность 0,803, ориентация на универсализм 0,744, ориентация на традиции 0,717, ориентация на безопасность 0,708, ориентация на доброту 0,6). Этот фактор характеризует важность в структуре духовности студентов РУДН таких мотивационных целей, как благополучие всех людей и природы, безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя, а также уважения обычаев и идей, которые существуют в обществе, следование им.
3-й фактор активной жизненной позиции (активность в выполнении заданий 0,963; творческое мышление 0,818; 4-я стадия конвенционального уровня моральных суждений 0,606). Этот фактор характеризует направленность студентов на активную реализацию своего творческого потенциала на благо общества. На 4-й стадии конвенционального уровня моральных суждений человек ощущает ответственность за всех людей, руководствуясь правилами, запрещающими нанесение психологического ущерба и создание эмоционального дискомфорта другим людям. Главной заботой становится забота о чувствах другого человека, его психологическом состоянии. На этой стадии пересекаются принцип справедливости и равенства прав всех людей, а также ответственность за собственный выбор.
4-й фактор морально-нравственного выбора (толерантность 0,659, выраженность духовных ценностных ориентаций 0,639, конфликт духовных ценностных ориентаций 0,618). Конфликт духовных ценностных ориентаций, когда субъективно значимая ценность не воспринимается как легко доступная в жизни личности, характеризует необходимость осуществления личностью выбора по переориентации свое жизнедеятельности и направления своих ресурсов на толерантность и активность.
5-й фактор потери смысла жизни (вакуум духовных ценностных ориента-ций 0,834, выраженность духовных ценностных ориентаций -0,563). Неопределенность в системе духовных ценностных ориентаций и низкая личностная их значимость для студентов РУДН создает фактор потери смысла жизни. Ценность легко доступна, но не имеет большого значения в иерархии ценностных ориентаций.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. У девушек более ярко выражен эмпатийный канал духовности, ориентация на доброту и стимуляцию, расхождение ценности и доступности духовных ценностных ориентаций. Статистически значимых различий в проявлении компонента активности выявлено не было. Структурно-функциональный компонент активности положительно взаимосвязан с центральным морально-нравственным компонентом, а также творческим мышлением. В факторной структуре духовности выделен отдельный фактор активной жизненной позиции, характеризующий направленность студентов на активную реализацию своего творческого потенциала на благо общества.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Сохранена грамматика, орфография, а также нумерация респондента.
(2) В квадратных скобках курсивом указана интерпретация суждений респондента.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 3—19.
[2] Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. — М.: Тривола, 1994.
[3] Коваль Н.А. Психология духовности личности. — Тамбов: ТГУ, 1996.
[4] Пилишвили Т.С., Чхиквадзе Т.В. Сборник материалов отечественных и зарубежных авторов по проблеме активности личности в современном обществе. — М.: РУДН, 2012.
[5] Пономаренко В.А. Психология духовности — М., 1998.
[6] Чхиквадзе Т.В. Факторная структура духовности личности // Вестник университета (Государственный университет управления). — 2011. — № 6. — С. 108—109.
ACTIVE BEHAVIOUR IN STRUCTURE OF SPIRITUALITY OF PERSONALITY IN STUDENTS
A.V. Ivashchenko, T.V. Chkhikvadze
Chair of Psychology and Pedagogy Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6 Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the gender peculiarities of spirituality manifestation and activity in the students of the PFUR.
Key words: spirituality, activity, morality component, empathy, creativity, tolerance, values.