ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ординарцева А. Ю., Шадрова В. И. Активизация учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470028. htm.
ART 470028
УДК 373.3
Ординарцева Анастасия Юрьевна,
студентка, направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование (с двойным профилем подготовки)», «Начальное образование. Дошкольное образование», филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани
[email protected] Шадрова Валентина Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Сла-вянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Активизация учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте
Аннотация. В данной статье представлено исследование по активизации учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте. Поднимается вопрос, каким образом построить обучение учащихся, чтобы активизировать их учебную деятельность. Описаны виды работ, проведенные с учащимися, а также представлены результаты констатирующего этапа эксперимента. Ключевые слова: активизация, учебная деятельность, обучение грамоте. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современному обществу, быстро развивающемуся в области науки, техники, нужны образованные, коммуникабельные, грамотные люди, которые могут самостоятельно решать любые вопросы, способные к сотрудничеству и отличающиеся социальной мобильностью. Но в последнее время заметно снизилась грамотность населения, качество знаний. Всё чаще можно встретить людей, у которых скудный словарный запас, не способных подобрать соответствующие слова для ясной передачи своей мысли и затрудняющихся грамотно изложить полученную информацию. С одной стороны, происходит деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, снижение речевой культуры и грамотности населения, падение интереса к изучению родного языка. С другой стороны, стоит проблема повышения качества знаний по предметам, а особенно по русскому языку, так как именно родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития.
Поэтому сегодня наиболее остро встаёт проблема повышения качества знаний, грамотности населения. Данной проблемой занимались многие педагоги и выдающиеся языковеды: Ф. И. Буслаев, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева и многие другие. Они считали, что незаменимую помощь в этом может оказать изучение родного языка, так как язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, коммуникативным средством обслуживания членов общества в их общении между собой, средством выражения чувств, настроений, получения знаний. Изучать свой родной язык люди должны с раннего детства, но особое внимание этому должно уделяется в начальной школе. Знания, полученные детьми в начальных классах, дадут им ключ
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ординарцева А. Ю., Шадрова В. И. Активизация учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470028. htm.
к познанию, к образованности, обеспечат теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков. Всё это будет способствовать повышению качества знаний, грамотности младших школьников, обеспечит качественное усвоение знаний в будущем [1].
Первый учебный предмет, с которым знакомится ребёнок, пришедший в школу - это уроки обучения грамоте. Здесь начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки.
Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у них повышенная утомляемость, а значит требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Так как ведущей деятельностью детей - дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. Для того, чтобы у ребёнка сформировалась учебная деятельность, необходимо, чтобы переход от игры к учебному познанию осуществлялся плавно, именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы, учителю необходимо использовать множество различных игр, игровых приёмов на уроках для того, чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес [4]. Чтобы учащимся было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков обучения грамоте, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательную компетентность, а значит, и воспитывают интерес к русскому языку, что способствует повышению качества знаний по предмету [3].
Всё вышесказанное обусловило выбор темы: «Активизация учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте».
Также была сформулирована проблема дальнейшего исследования: какие приемы и методы обучения будут способствовать активизации учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте.
Проблема исследования вытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников учебного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями по активизации учебной деятельности на уроках обучения грамоте.
Объект исследования - процесс работы по активизации учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте.
Предмет исследования - содержание работы по активизации учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте.
Цель исследования - изучить методику обучения грамоте младших школьников в условиях школьного учреждения и разработать комплекс упражнений, способствующий активизации учебной деятельности учащихся на уроках обучения грамоте.
В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение о том, что последовательное и системное использование педагогических технологий, новых методов и приёмов на уроке обучения грамоте будут способствовать активизации учебной деятельности учащихся.
Задачи исследования:
- провести анализ литературы по проблеме исследования;
- изучить периоды обучения грамоте детей младшего школьного возраста;
- выявить уровень активности учащихся на уроках обучения грамоте;
- разработать комплекс упражнений и заданий, активизирующего учебную деятельность первоклассников.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ординарцева А. Ю., Шадрова В. И. Активизация учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470028. htm.
Эксперимент был проведён на базе МБОУ лицея № 4 г. Славянска-на-Кубани. Экспериментальная выборка включала 33 ребёнка 1 «А» класса - 16 мальчиков и 17 девочек.
На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика с целью определения уровня активности учащихся на уроках обучения грамоте. Текст диагностической работы был отобран из методических сборников Т. Г. Рамзаевой, В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной и состоял из четырёх заданий:
1) Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
Ч Ч Ч Ч Ч У Ч Ч Ч Ч Ч
2) Прочитай. Обведи в кружок все буквы «ш». Расставь ударения в словах.
Шаг, шаль, шанс, шар, шум, лошадь.
3) Найди и подчеркни слова , состоящие из одного слога.
Река, книга, стул, Аня, сок.
4) Охарактеризуй звуки в слове «лиса»
Л -
И -
С -
А -
Критерии оценивания:
Задание 1 - 2 балла.
Задание 2 - 12 баллов (1 балл - за выделенную букву; 1 балл - за правильное ударение).
Задание 3 - 4 балла (2 балла - за первое выделенное слово; 2 балла - за второе выделенное слово).
Задание 4 -4 балла ( 1 балл - за верну характеристику каждой буквы).
Высокий уровень - 22-19 баллов.
Средний уровень - 18-15 баллов.
Низкий уровень - 14-11 баллов.
Проанализировав результаты, мы выявили следующие уровни активности учащихся на уроках обучения грамоте: высокий уровень - 43%, средний уровень - 36%, низкий уровень - 21%.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ординарцева А. Ю., Шадрова В. И. Активизация учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470028. htm.
Уровень активности учащихся на уроках обучения грамоте Также были использованы следующие упражнения по обучению грамоте: звуко-буквенный анализ слова, работа над ударением слов, слоговая работа, словарная работа в форме загадок, стихотворений, а также другие виды работ.
В дальнейшем нами будет разработан комплекс упражнений и работа по теме исследования будет продолжена на формирующем этапе эксперимента.
Важно на каждом уроке гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков ребёнка [2]. Это сочетание невозможно без использования игровой деятельности, в том числе и различного занимательного материала.
Ссылки на источники
1. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в нач. классах: учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1998. - 168 с.
2. Канакина В. П., Щеголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. - М.: Просвещение, 2014. - 211 с.
3. Сальникова Т. П. Методика обучения грамоте. - Издание: Сфера, 2000. - 312 с.
4. Найманова А. М. Система работы над словом в первом классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 19. - С. 299. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56305.htm.
Anastasia Ordinartseva,
student, direction of preparation: 44.03.05 "Pedagogical education (with a double profile of preparation)",
"Primary education. Preschool education", branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban,
Slavyansk-on-Kuban
Valentina Shadrova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics,
branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban
Activization of educational activity of first graders at lessons of training in the diploma Abstract. This paper presents a study of activization of educational activity of first-graders in lessons on literacy. The question how to build training for students to enhance their learning activities. Describes the types of work conducted with students, and also presents the results of ascertaining stage of the experiment.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ординарцева А. Ю., Шадрова В. И. Активизация учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470028. htm.
Key words: revitalization, education, literacy.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 10.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.01.17
Принята к публикации Accepted for publication 12.01.17 Опубликована Published 16.01.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Ординарцева А. Ю., Шадрова В. И., 2017
www.e-koncept.ru
977230412017314