Вишленкова Светлана Геннадьевна, Левина Елена Александровна
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье анализируются интерактивные методы как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов-бакалавров языковых профилей подготовки. Представлены основные этапы использования интерактивных методов, описаны конкретные примеры их применения на практических занятиях по иностранному языку. Обосновано использование интерактивных методов обучения для повышения уровня иноязычной коммуникативной компетенции студентов-бакалавров. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/11 -3758.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 11(65): в 3-х ч. Ч. 3. C. 192-195. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/11-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
- личность самого преподавателя, который создает приятную атмосферу и хорошие отношения со своими студентами;
- успех выполнения задания.
Таким образом, приобретение продуктивных навыков во взаимодействии с рецептивными языковыми навыками, несомненно, является одним из приоритетов в методике обучения английскому языку. Развитию продуктивных навыков способствуют четкие инструкции со стороны преподавателя, мотивация обучаемых на выполнение задачи. Тем не менее баланса в развитии всех четырех языковых навыков не существует. Именно поэтому методистам, преподавателям, учителям следует представлять свои разработки, уроки, рекомендации, обмениваться опытом развития продуктивных языковых навыков и взаимодействия всех четырех навыков в обучении английскому языку.
Список литературы
1. Пичова И. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1997. № 40. С. 75-77.
2. Communication in the Classroom. London: Longman, 1993. 313 p.
3. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. London: Longman, 1999. 296 p.
4. Hymes D. H. On Communicative Competence // Sociolinguistics. Selected Readings. Harmondsworth: Penguin, 1972. № 28. P. 269-293.
5. Richards J. C., Renandya W. Methodology in Language Teaching. N. Y.: CUP, 2002. 422 p.
6. Selinker L., Tomlin R. S. An Empirical Look at the Integration and Separation of Skills // ELT Journal. 1986. P. 227-235.
7. Ur P. A course in Language Teaching. Practice and Theory. Cambridge: CUP, 1996. 388 p.
8. Usó-Juan E., Martínez-Flor A. Current Trends in the Development and Teaching of the Four Language Skills. Berlin: Mouton de Gruyter, 2006. 499 p.
9. Willis D., Willis J. Doing Task-Based Teaching. Oxford: International House Journal, 2010. P. 3-7.
EVALUATION OF LANGUAGE SKILLS DEVELOPMENT WHILE TEACHING THE ENGLISH LANGUAGE
Agasieva Ira Ramazanovna, Ph. D. in Pedagogy Ismailova Anzhela Magomedovna, Ph. D. in Philology Daghestan State Technical University ira.agasieva@mail.ru; angel0578@mail.ru
The article evaluates the use of the communicative method of teaching foreign languages in modern conditions. The balanced combination of four main language skills is clarified, the most preferred ones are distinguished; and methodological approaches to successful development of productive language skills are suggested.
Key words and phrases: teaching the English language; language skills; productive language skills; development; analysis.
УДК 37.016:811.11(045)
В данной статье анализируются интерактивные методы как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов-бакалавров языковых профилей подготовки. Представлены основные этапы использования интерактивных методов, описаны конкретные примеры их применения на практических занятиях по иностранному языку. Обосновано использование интерактивных методов обучения для повышения уровня иноязычной коммуникативной компетенции студентов-бакалавров.
Ключевые слова и фразы: иноязычная коммуникативная компетенция; интерактивное обучение; интерактивные методы; совместная деятельность; познавательная компетенция; творческая активность.
Вишленкова Светлана Геннадьевна, к. филол. н. Левина Елена Александровна, к. филол. н.
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева svetlana.vishlenkova@yandex.ru; e-lyo@yandex.ru
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУВО «ЮУрГГПУ» и МГПИ) по теме: «Современные технологии совершенствования иноязычной профессиональной компетенции студентов языковых факультетов».
Изменения в высшем образовании обусловлены движением в направлении инновационной личностно-развивающей модели, потребностью применения интеллектуально-креативных возможностей человека для творческой деятельности во всех жизненных позициях.
Одним из значимых компонентов комплексного реформирования системы высшего образования является переход на двухуровневую систему обучения с применением компетентностного подхода. Анализируя нормативно-правовые документы и Федеральные государственные образовательные стандарты, можно констатировать необходимость изменений в требованиях к образовательному процессу. Установка к внедрению в процессе обучения студентов-бакалавров активных и интерактивных методов является одним из таких изменений.
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции одна из основных задач обучения иностранному языку в вузе» [3, с. 158]. Овладев коммуникативной компетенцией, студенты-бакалавры готовы и способны использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях общения согласно нормам изучаемого языка, при работе с источниками, содержащими иноязычную информацию.
В этом контексте следует считать, что одной из главных целей преподавателя иностранного языка является обеспечение продуктивного активного взаимодействия между студентами в течение всего занятия, максимальное увеличение объема работы каждого. Применение интерактивных методов обучения, т.е. переход от информативных форм и методов обучения к активным, - одно из главных условий качественной подготовки студентов в педагогическом вузе и основная предпосылка эффективного внедрения компетентностного подхода [4].
В последнее время вопросы, связанные с рассмотрением теоретических и практических аспектов использования интерактивного обучения и его организации при обучении иностранному языку в вузе, вызывают повышенный интерес у исследователей [1; 2; 5; 6; 7]. Определение «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Следовательно, «интерактивные методы» можно интерпретировать как «методы, которые помогают студентам взаимодействовать между собой». «Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся» [6, с. 18].
Широкие возможности для взаимодействия между студентами в процессе обучения иностранному языку дают интерактивные методы из современной европейской методики. Так, метод «Ассоциации по алфавиту» («Assoziationen-ABC») следует использовать в начале изучения темы, чтобы снять психологический барьер, стимулировать неуверенных в себе студентов для принятия участия в обсуждении. Ассоциации являются основой креативного мышления, раскрепощают и делают подвижной мыслительную деятельность обучаемых. Ассоциации зависят от фоновых знаний и личного опыта, поэтому они сугубо индивидуальны и не могут быть «неправильными». При использовании указанного интерактивного метода возникшие ассоциации обеспечивают вводное занятие необходимым материалом и становятся основой для дальнейшей работы над изучаемой темой. Преподаватель, в свою очередь, получает информацию о том, какие знания по предстоящей теме у студентов уже имеются, что для них интересно, на чем стоит заострить внимание в ходе работы.
Начинать занятие с применением метода «Ассоциации по алфавиту» следует с раздачи так называемых рабочих листов ^^^boge^), на которых слева по вертикали расположены буквы алфавита. В течение десяти минут студенты должны написать на каждую букву одну ассоциацию по сформулированной теме. После этапа индивидуальной работы следует фаза обсуждения ассоциаций в пленуме с применением флипчар-та, на котором необходимо написать к каждой букве алфавита по 2-3 слова. На пленарном этапе происходит психологическая активизация коллективной творческой деятельности. Специально организованная дискуссия по обсуждению ассоциаций позволяет выслушать все мнения практически одновременно. Общение происходит в основном на вербальном уровне, что позволяет не только услышать, но и воспринять чужое видение вопроса, уловить его новые аспекты и грани, взглянуть на обсуждаемую тему с иной точки зрения.
Групповая дискуссия как одна из стадий метода «Ассоциации по алфавиту» важна еще и потому, что все участники коллективного взаимодействия в нее включены, участвуют в процессе поиска, выработки и принятия решений. Это ослабляет сопротивление участников чему-то новому и позволяет быть сопричастными. Третий этап вводного занятия на основе интерактивного метода «Ассоциации по алфавиту» - это работа в микрогруппах. Систематизированные идеи каждая микрогруппа распределяет по трем категориям: относящиеся к формулировке темы, раскрывающие уже знакомые аспекты, принадлежащие к неизученной части вопроса. Для экономии времени можно использовать трехцветную маркировку. При сортировке по категориям цвета могут накладываться друг на друга. По возникшим совпадениям в категориях необходимо организовать дискуссию, которая послужит завершающей стадией вводного занятия.
Другим эффективным методом стимулирования учебно-познавательной деятельности и творческой активности студентов в процессе обучения их иностранному языку является метод «Учебный ландшафт» («Lernlandschaft»). Данный метод может быть использован на разных этапах работы над учебной темой: при введении в тему, повторении в начале учебного занятия, сборе необходимого языкового материала. Сущность данного метода составляет опора слуховой памяти на зрительную память. Общеизвестно, что конкретные картинки или предметы воспринимаются лучше, чем абстрактные слова. Таким образом, разноцветный «ландшафт» позволяет намного легче воспринимать и запоминать предложенный материал по изучаемой теме. При применении метода «Учебный ландшафт» студенты рассаживаются, образуя полукруг. Во время сообщения преподавателем ключевой и важной по содержанию учебной информации обучаемые должны выбрать и расположить какой-либо из предложенных преподавателем предметов, постепенно выстраивая, таким образом, «учебный ландшафт». «Ландшафт» может создаваться на полу или большом столе в передней части помещения, словно на воображаемой сцене; в центре помещения; по диагонали круга. Предметы, из которых создается «учебный ландшафт», также должны быть необычными, тем самым они вызовут больше интереса и любопытства. Это могут быть разноцветные плакаты, журналы, фотографии, игрушки, предметы посуды или одежды и т.п.
Одним из вариантов использования метода «Учебный ландшафт», который позволяет организовать совместную деятельность обучающихся в процессе познания и освоения учебного материала, является комбинированное использование для создания «учебного ландшафта» разнообразных предметов и карточек с ключевыми словами/понятиями по изучаемой теме. В начале занятия студенты получают карточки, на лицевой стороне которых написано соответствующее ключевое слово/понятие. В тот момент, когда ключевое слово упоминается в докладе преподавателя, обучающийся, у которого окажется карточка с этим словом, должен сообщить и прочитать вслух, что к нему написано на обратной стороне в качестве объяснения.
Примечательно, что метод «Учебный ландшафт» можно использовать также при представлении (предъявлении) этапов организации коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы. Например, преподаватель записывает этапы работы по нахождению решений какой-либо учебной задачи/проблемы на цветном картоне, который вместе с соответствующими предметами размещает на столе.
Следующий метод интерактивного обучения - «Ковер из облаков» («Wolken-Teppich») - используют для организации совместной деятельности обучающихся при работе над различными аспектами одной учебной темы. Данный метод предусматривает следующие этапы проведения: 1) введение, цель которого - подготовить и мотивировать студентов к выполнению учебной задачи; 2) формирование малых групп; 3) работа в малых группах; 4) презентация результатов и их контроль; 5) оценивание (анализ).
На этапе формирования малых групп преподаватель размещает на полу «облака», на которых записаны ключевые понятия/аспекты, рассматриваемые в рамках изучаемой темы. Обучающимся необходимо занять место у того «облака» (ключевого понятия/аспекта), которое а) для них представляет интерес; б) имеет к ним какое-либо отношение; в) соответствует их опыту; г) они хотят узнать об этом больше.
Формулирование задания для малых групп будет зависеть от характера изучаемого материала и цели его изучения. В соответствии с этим работа в малых группах может быть организована следующим образом: 1) обучающиеся обмениваются мнениями по выбранной проблеме/аспекту изучаемой темы без представления конкретной формы результатов их обсуждения; 2) обучающиеся получают задание, например, «Соберите примеры или конкретные ситуации по своему аспекту и запишите их на карточки»; «Продумайте варианты решений поставленной проблемы и запишите их на карточки»; «Обоснуйте, почему этот аспект самый важный», с последующим представлением результатов работы в пленуме и т.д.
На заключительном этапе совместно-организованной деятельности студентов по методу «Ковер из облаков» представители малых групп сообщают о результатах проделанной работы в любой из следующих форм: на флипчарте, в виде интеллект-карты, учебного постера, скетча или ролевой игры и т.д. Далее осуществляются групповая и индивидуальная оценки работы обучающихся на занятии, подводятся итоги. На этапе оценки студенты анализируют коллективную и групповую работу в форме свободного обсуждения; заполнения анкеты; с помощью мяча, который бросают по кругу, задавая вопрос, например: «Что было для меня особенно важно, новым или интересным?».
Приведем пример использования метода «Ковер из облаков» в работе над темой «Успех в жизни человека». Прежде всего, обучающимся следует объяснить, что понимают под понятием «Erfolg» («Успех»). На полу или большом столе вокруг центрального «облака» с ключевым понятием «Erfolg» расположены другие «облака» со следующими вопросами: Welche Erfolge hattest du in deinem Leben? Schreibe mindestens 5 auf. / Was machte den Erfolg aus? Worin bestand der Erfolg? / Was hat dich motiviert, das zu tun? / Was hast du dafür getan, um Erfolg zu haben? / Was hat dich bei deinem Vorhaben unterstützt? / Was hat dich evtl. beeinträchtigt? Если обучающиеся, отвечая на первый вопрос, отметили много достижений, далее им следует выбрать только один пример, с которым они проходят все «станции» («облака») в индивидуальном ритме и записывают соответствующие ключевые слова. На следующем этапе обучающиеся в малых группах обмениваются мнениями по приведенным выше вопросам.
Важно подчеркнуть, что в процессе обучения иностранным языкам с использованием интерактивных методов кардинально меняется роль преподавателя. Преподаватель перестает быть центральной фигурой, он регулирует процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, выполняет консультативную роль. Он становится лицом, помогающим эффективно овладевать полученными знаниями, создаёт учебную обстановку, при которой учение происходит в рамках творческой учебной мастерской.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что повышению эффективности овладения обучающимися иноязычной коммуникативной компетенцией способствует использование интерактивных методов обучения. При такой форме организации занятий по иностранному языку коммуникация значительно облегчается и ускоряется, информация становится доступной, актуальной и аутентичной. Совместная деятельность в системе образования означает, что каждый участник данного процесса вносит свой вклад в общее дело, обменивается знаниями, идеями, способами деятельности. В процессе интерактивного обучения иностранным языкам развиваются самостоятельность и творческие способности у студентов-бакалавров, активизируется учебно-познавательная деятельность, формируются правильные взаимоотношения внутри учебного коллектива.
Список литературы
1. Вишленкова С. Г., Игонина О. С. Коллективная деятельность студентов как фактор интенсификации обучения иностранным языкам // Гуманитарные науки и образование. Саранск, 2016. № 1 (25). С. 26-30.
2. Вишленкова С. Г., Янкина О. Е. Современные технологии формирования иноязычной профессиональной компетентности студентов языковых профилей подготовки (из опыта работы кафедры немецкого языка Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева) // Гуманитарные науки и образование. Саранск, 2015. № 1 (21). С. 31-36.
3. Лазутова Л. А., Левина Е. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования иноязычной речевой компетенции [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. URL: http://teoria-practica.rU/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/1/pedagogika/lazutova-levina.pdf (дата обращения: 05.10.2016).
4. Левина Е. А. Интерактивное взаимодействие студентов-бакалавров при обучении иностранному языку посредством сервисов Веб 2.0 // Новая наука: от идеи к результату. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. С. 86-88.
5. Максимов Р. С., Клыков А. Д. Использование интерактивных форм обучения для активизации познавательного процесса у студентов прикладного бакалавриата // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2016. № 6 (108). С. 32-35.
6. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2007. 176 с.
7. Рожнова Е. А., Симакова С. М. Использование кейс-метода в интерактивном обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 8 (62): в 2-х ч. Ч. 1. С. 198-201.
ACTIVIZATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF UNDERGRADUATE STUDENTS USING INTERACTIVE METHODS WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
Vishlenkova Svetlana Gennad'evna, Ph. D. in Philology Levina Elena Aleksandrovna, Ph. D. in Philology Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevev svetlana.vishlenkova@yandex.ru; e-lyo@yandex.ru
The article deals with interactive methods as a means of activization of educational and cognitive activity of undergraduate students of language specialization. The paper presents the main stages of using interactive methods. The authors give specific examples of their application in foreign-language practical classes. The article substantiates the use of interactive teaching methods to increase the level of foreign-language communicative competence of undergraduate students.
Key words and phrases: foreign-language communicative competence; interactive teaching; interactive methods; joint activity; cognitive competence; creative activity.
УДК 37.1
В статье рассмотрены основные тенденции в образовательном процессе школ США в конце XIX в. Авторы отмечают, что возросший государственный контроль, рост финансовой поддержки, вступление в силу законов об обязательном образовании привели к тому, что к середине XIX века в общественных школах произошло расширение числа и видов предметов, вводимых в перечень обязательных дисциплин. При этом расширение содержания образования потребовало внедрения новых принципов обучения, например, принципа наглядности.
Ключевые слова и фразы: структура и содержание школьного образования; технические дисциплины; расширение содержания обучения; единый учебный план; дисциплины практической направленности; принцип наглядности.
Йованович Тамара Георгиевна, к. пед. н., доцент Кохташвили Наталья Ивановна Янкина Елена Владимировна Багметова Нонна Васильевна
Волгоградский государственный технический университет
jovanovic.tamara@yandex.ru; nat.koxta@yandex.ru; schepetovaelena@mail.ru; markovsg@gmail.com
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В АМЕРИКАНСКИХ ШКОЛАХ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
Становление и развитие государственной системы школьного образования в США в конце XIX - начале ХХ века находилось в тесной взаимосвязи с социально-экономическими и политическими процессами, проходившими в обществе. В этот период существенно возросли требования к уровню подготовки в школах, потребовался качественно новый подход к содержанию образования, что привело к реформам на всех этапах школьного образования.
Относительно более быстрое развитие образования в США было обусловлено рядом причин, одной из которых являлся более высокий уровень производства и определяемые им потребности в квалифицированной рабочей силе. К середине XIX столетия в США совершенствуется система школьного обучения.
Быстрые темпы роста образования в США были тесно связаны с интенсивным развитием техники, вызванным в значительной степени постоянной нехваткой и высокой стоимостью рабочей силы. Быстро усложнявшийся