Ш ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ \
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РА ВОТЫ
УДІ
МАТЕМАТИКИ
В.Д.Бочкарева,
МГУ
им. Н.П.Огарева,
П.Н.Кочугаеву ст. преподаватель кафедры алгебры и геометрии МГУ
им. Н. П. Огарева,
Л.А.Сухареву ст. преподаватель кафедры алгебры и геометрии М1 У им.
Н.П. Огарева
Активизация познавательной деятель- ставляющей в общей подготовке специа-
ности студентов - одна из важнейших про блем подготовки современного специали
листа; выработку представления о роли и месте математики в современном мире,
ста. Весь процесс обучения направлен на умение логически мыслить, оперироватьс
то, чтобы обеспечить более успешное вое- отстраненными объектами, быть коррект-
приятие студентами новых научных поня- ными в употреблении математических по-
тий, вооружить их навыками творческой, нятий и символов для выражения количе-
поисковой работы, сформировать умение ственных и качественных отношений.
самостоятельно приобретать знания. Вы-
Программа курса математики для сту-
пускник вуза должен получить базовое, об- дентов I курса заочной формы обучения на щее, широкое высшее образование, способ- географическом факультете включает в
ствующее дальнейшему развитию лично- себя следующие общие блоки.
сти. Успешное решение этой задачи зави-
1. Становление современной матема-
сит от содержания и методов обучения, от тики
активности и самостоятельности слушателей.
Здесь мы рассматриваем взгляды на математику «великих» (от античности до Программа любого курса должна не наших дней), их оценку роли и места ма-
только нацеливать студентов на будущую тематики и математических методов в ре-
профессиональную деятельность, но и спо- шении интеллектуальных задач из различ-
собствовать созданию у них общего виде- ных сфер человеческой деятельности. Осо-
ния мировоззренческого характера. Как из- бое внимание уделяется геометрии Евкли-
вестно, математика является не только да как первой из дошедших до нас есте-
мощным средством решения прикладных ственно-научных теорий, значению «На-
задач и универсальным языком науки, но чал» Евклида для общечеловеческой куль-
также и элементом общей культуры. По- туры. Анализируются основные этапы ста-
этому цель курса математики мы видим в новления современной математики и со-
следующем:
1)в воспитании достаточно высокой математической культуры;
ставляющих ее разделов.
2. Основные математические понятия В этом блоке изучаются характерные
2) в привитии навыков современных черты и виды математического мышления,
видов математического мышления; аксиоматический подход в математике,
3) в умении использовать математи- логичность математических доказа-
ческие методы и основы математическо- тельств. Приводятся примеры «правдопо-
го моделирования в практической деятель- добных» рассуждений, приводящих к лож-
ным результатам.
Здесь же мы рассматриваем множе-
ности.
Воспитание у студентов математичес-
кой культуры включает в себя ясное пони- ства, числа, отношения и отображения, ос-мание необходимости математической со- новные структуры. Аксиоматический ме-
<
сту-
№ 4, 2000
тбй и понятие структуры позволяют иссле- организация самостоятельной
довать сущность многих явлений, доказать дентов-заочников и управление ею.
их свойства в общем виде, которые были Строя систему управления самостоя-известны лишь в частных случаях. тельной работой, следует учитывать ее
Большую роль в формировании научно- основные цели, каковыми являются опти-
го мировоззрения студентов в курсе мате- мизация содержания, объема и сроков вы-
матики играют вопросы, возникающие в полнения работ, активизация мыслительной
связи с расширением понятия числа. Су- деятельности студентов, формирование у
шествуют различные точки зрения на про- них навыков самостоятельного творчества,
блему обоснования Понятия числа. Мы изу- устойчивых умений в применении матема-
чаем натуральные числа на основе поня- тических методов и средств для решения
тия множества и взаимнооднозначного со- возникающих в практике задач.
ответствия. С помощью теории пар стро-
В связи с этим возникают вопросы со-
ятся множества целых, рациональных, ком- вершенствования существующих и выяв-плексных и гиперкомплексных чисел. Изу- ления новых, более эффективных методов
чая числа и операции над ними, студенты организации учебного процесса и самосто-
ю- ятельной работы сТудентов-заочников. Ис-
эв, пользуя накопленный опыт (см.: Бочкаре-
'ва ва В.Д. Развитие у студентов самостоя-
уясняют
между
$
которые отражают определенные
и
реальных вещей и возникли в результате тельного математического мышления //
практического опыта людей. Важное значение придается
математике
Управление познавательной деятельностью студентов. Саранск, 1979. С. 52 - 55; Она же. Формирование начальных понятий менению, математической реализации идей общей алгебры у студентов заочной формы обучения // Пути оптимизации обучения математике в вузе и школе в свете реформы общеобразовательной й профессиональной школы. Саранск, 1985. С. 82-
непрерывностии дискретности. 3. Математические методы
Данный блок включает в себя общую
J
постановку задачи о принятии решения, описание математических Методов в целе- 87; Она же. Оптимизация процесса еамо-
стоятельного решения учебных задач сту-
> >
дентами заочной формы обучения (на ма-
направленной деятельности, математические модели эволюции. Особое внимание уделяется математике случайного, статис- териале понятий раздела «Введение в об-
тическим закономерностям малых выбо- щую алгебру») // Пути оптимизации обу-
рок, математическому анализу связей и чения математике в вузе. Саранск, 1986.
факторов
ческие методы проверки гипотез и экспер-
С. 104 - 107), мы сделали следующее:
1) выделили циклы основных понятий,
тные оценки. Даются основные принципы лежащих в основе отдельных разделов цро-построения математических моделей и грамм;
анализа результата.
2) установили взаимосвязи с этими раз-
При этом специалист, осваивая про- делами;
предлагаемого
і (
3) для каждого цикла понятий предло-
тики, должен иметь представление о зна- жили систему учебных задач, необходи-
тонятий, мых для успешной обработки каждого изу-
математических
что даст ему возможность корректного чаемого понятия. При этом предлагаемые
применения математики в практической задачи подразделяются на два подкласса:
деятельности и позволит успешно повы- комплексные задачи по обработке целого
квалификацию
Для реализации граммой курса л
набора понятий, одно из которых домини-поставленных рующее, и вспомогательные и комплекс-ики, требуется ные задачи на обработку целого набора по-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ jj
нятий, равнозначных по отношению друг к другу.
К последним относится, например, такая задача: «Выяснить, является ли произведение двух невырожденных мат- ция).
5. Свойства бинарных отношений. Эквивалентность. Отношение порядка.
6. Разбиения множества по данному отношению эквивалентности (классифика-
риц невырожденной матрицей». Здесь учитываются следующие равнозначные по отношению друг к другу понятия:
7. Отображения, их виды. Функции.
Граф
8. Понятие структуры на множестве.
I) матрица, 2) квадратная матрица, 3) оп- Изоморфизм структур.
ределитель квадратной матрицы, 4) не-
9. Матрицы, их типы. Равенство мат-
вырожденная квадратная матрица, риц, действия над матрицами, их свойства.
5) произведение двух матриц.
10. Определители квадратных матриц,
По своей направленности задачи на их свойства и методы вычисления.
обработку новых понятий подразделяют-
11. Системы линейных уравнений с п не-
ся на три типа: 1) задачи на подведение известными, их типы и методы решения: под понятие. Например, задача типа: метод Гаусса, метод Крамера, матричный
«Выяснить, является ли точка А принад- метод.
лежащей кривой с заданным уравнением 12. Системы координат на плоскости:
F(x, у)=0»; 2) задачи на восстановление прямоугольная декартова и полярная. Их
взаимосвязь.
13. Основные задачи аналитической
явлении по некоторым известным их характеристикам. К таким задачам относятся задачи типа: «Написать уравнение геометрии на плоскости:
прямой, проходящей через две заданные
1) Нахождение длины отрезка по задан-
точки»; 3) задачи на выявление некото- ным концам.
рых существенных характеристик явлений. Например, задачи типа: «Дано уравнение прямой Ах+Ву+С=0. Установить по
2) Деление отрезка в заданном отно-
шении.
3) Вычисление площади треугольника координатам положение этой прямой на по его вершинам.
плоскости». 14. Понятие линии на плоскости. Урав-
Мы предлагаем студентам-заочникам нения прямой, их виды. Уравнения кривых
комплект учебных задач для каждого по- второго порядка, нятия выделенной нами системы началь-
vy
15. Элементы векторной алгебры на
ных понятий следующих разделов курса плоскости и в пространстве. Действия над
математики: векторами в координатной форме. Прило-
1. Множества. Способы заданий мно- жение векторов к решению геометричес-
жеств. Подмножества. Равенство мно- ких задач.
16. Элементы дискретной математики.
17. Элементы теории графов. Алгорит-
жеств.
2. Действия над множествами (объе-
динение, пересечение, разность, дополне- мы на графах. Применение графов при ре-
ние подмножества до данного множе- шении экономико-географических задач.
ства).
Заметим, что содержание предлагаемой
3. Декартово произведение двух мно- программы согласовано с действующим
ЖЄСТЕ*.
стандартом специальностей, утвержден-4. Бинарные соответствия и бинарные ным на географическом факультете по за-
отношения. Их графы и графики.
очной форме обучения.
г