Научная статья на тему 'Активизация развития скоростных и силовых качеств детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности'

Активизация развития скоростных и силовых качеств детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
физическая культура / скоростные и силовые качества / дети младшего школьного возраста / физическое развитие детей / оздоровительно-развивающий процесс / безопасное образовательное пространство / physical education / speed and strength qualities / children of primary school age / physical development of children / health-improving and developmental process / safe educational space

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Ткач Р. С., Шапова Э. Н.

В статье представлены результаты исследования возможностей активизации развития скоростных и силовых качеств детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности. Полученные в эксперименте данные свидетельствуют о значительном повышении результатов тестирования в развитии изучаемых физических качеств детей экспериментальной группы. У детей контрольной группы прирост скоростных и силовых качеств тоже произошел, но не столь существенный, скорее всего, он связан с физическим ростом и естественным взрослением младших школьников. В экспериментальной работе осуществлялся учет возрастной специфики физического развития младших школьников, обеспечивалась ориентация на повышение уровня функциональных возможностей организма первоклассников. Оптимальный эмоциональный фон занятий и значительное мышечное напряжение, возникающее при выполнении различных упражнений, способствовали повышению эффективности специализированного оздоровительно-развивающего процесса в безопасном образовательном пространстве. Использование комплекса специально отобранных физических упражнений, игр, эстафет, направленных на развитие скоростных и силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста, благоприятно повлияло на физическое развитие детей, что доказывает ценность, значимость, целесообразность проведения такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Ткач Р. С., Шапова Э. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activation of development of speed and strength qualities children of primary school age in extra-curricular activities

The article presents the results of a study of the possibilities of enhancing the development of speed and strength qualities of children of primary school age in extracurricular activities. The data obtained in the experiment indicate a significant increase in test results in the development of the studied physical qualities of children in the experimental group. In the children of the control group, an increase in speed and strength qualities also occurred, but not so significant; most likely, it is associated with the physical growth and natural maturation of younger schoolchildren. In the experimental work, the age specifics of the physical development of junior schoolchildren were taken into account, and an orientation towards increasing the level of functional capabilities of the body of first-graders was ensured. The optimal emotional background of classes and significant muscle tension that occurs when performing various exercises contributed to increasing the effectiveness of the specialized health-improving and developmental process in a safe educational space. The use of a set of specially selected physical exercises, games, relay races aimed at developing the speed and strength qualities of primary school students had a beneficial effect on the physical development of children, which proves the value, significance, and feasibility of carrying out such work.

Текст научной работы на тему «Активизация развития скоростных и силовых качеств детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности»

Ткач Р.С.

Кандидат педагогических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск.

Шапова Э.Н.

Студент. ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск.

Активизация развития скоростных и силовых качеств детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности

Актуальность заявленной темы исследования связана с тем, что образовательный процесс современных учреждений образования (школ, гимназий, лицеев) характеризуется существенной интенсификацией, чрезмерной информационной нагрузкой и значительной недостаточностью двигательной (физической) активности обучающихся, что, безусловно, приводит к дефицитарности физического и психического развития, в частности, деструктивно сказывается на развитии определенных физических качеств и физическом, а также психоэмоциональном состоянии обучающихся. Особенно это касается детей младшего школьного возраста, которые адаптируются к школьному обучению и остро нуждаются в обеспечении полноценной двигательной активности.

Следует отметить, что многие из обучающихся школ, гимназий, лицеев демонстрируют недостаточный по возрасту уровень физической подготовленности. Назрела серьезная проблема, связанная с необходимостью поиска и внедрения новых по содержанию и технологии подходов к трансформации, изменению существующей физической подготовки детей на учебных занятиях по физической культуры и в различных форматах внеурочной деятельности. Это становится возможным через применение, реализацию эффективных способов, средств и приемов физического воспитания, начиная с того момента, когда первоклассники поступают в образовательное учреждение.

Анализ различных доступных научных и методических источников подтвердил идею о том, что совершенно естественная и очень значимая, важная потребность детей в движении не удовлетворяется в полной мере. Это оказывает существенное влияние на то, что имеются возможности должным образом развиваться такие физические качества,

как сила, скорость, выносливость. Именно эти качества необходимы для полноценной жизнедеятельности детей, укрепления соматического здоровья, оптимального формирования всех систем организма обучающихся младшего школьного возраста. Серьезной проблемой продолжает оставаться проблема отбора и адекватного применения определенных упражнений, игр, вариантов специально организованной деятельности во внеурочной работе, направленной на формирование физической культуры детей.

К вопросам физического воспитания обучающихся, аспектам развития физической и спортивной культуры обучающихся, развития скоростно-силовых способностей средствами физической культуры и спорта, в частности, в контексте физического воспитания детей младшего школьного возраста, обращались разные исследователи [1-12].

Многие исследователи подчеркивают мысль о том, что развитие скоростных и силовых способностей протекает достаточно продуктивно в младшем школьном возрасте, что обусловлено спецификой функционирования физиологических систем на данном этапе онтогенеза. В связи с этим обстоятельством учет особенностей возрастной анатомии и физиологии крайне важен для отбора и применения комплекса средств, методов и приемов для развития скоростных и силовых качеств детей.

Цель исследования - выявить экспериментальным путем, описать и проанализировать возможности активизации развития скоростных и силовых качеств у детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности.

В процессе организации и проведения исследования были использованы следующие методы: анализ педагогической литературных источников, изучение документальных материалов, изучение массовой педагогической практики (обобщение практического опыта учителей образовательных учреждений), наблюдение, тестирование, эксперимент.

Экспериментальная работа была проведена на базе МАОУ «Гимназия №3 имени М.Ф. Панькова» города Хабаровска с учениками 1 класса. Период проведения исследования - с 10 сентября 2021 г. по 20 мая 2022 г.

В экспериментальном исследовании приняли участие 44 первоклассника в возрасте 7-8 лет. Экспериментальная и контрольная группы состояли каждая из 22 детей.

Для проведения исследования использовались методы, которые предоставляли возможность быстро и достоверно определить доступные показатели физического развития, физической подготовленности школьников начальных классов общеобразовательной школы.

Первичное тестирование показало, что дети - представители экспериментальной группы и контрольной группы находятся примерно на одинаковом уровне по развитию изучаемых физических (скоростных и силовых) качеств.

Результаты тестирования представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Протокол результатов тестирования на констатирующем этапе эксперимента (экспериментальная группа).

№ учащегося Пол (мальчик, девочка) Бег 30 м Подтягивание в висе лежа (девочки), подтягивание на перекладине (мальчики)

сек уровень кол-во раз уровень

1 М 6,9 средний 1 низкий

2 М 6,8 средний 1 низкий

3 М 6,8 средний 1 низкий

4 М 7,0 низкий 1 низкий

5 М 6,9 средний средний

6 М 7,0 низкий 1 низкий

7 М 7,1 низкий 1 низкий

8 М 6,7 средний 1 низкий

9 М 7,0 низкий 1 низкий

10 М 7,0 низкий 1 низкий

11 М 7,3 низкий 1 низкий

12 Д 7,5 низкий 2 низкий

13 Д 7,5 низкий 2 низкий

14 Д 7,6 низкий 2 низкий

15 Д 7,5 низкий 2 низкий

16 Д 7,4 средний 8 средний

17 Д 7,5 низкий 2 низкий

18 Д 7,4 средний 2 низкий

19 Д 7,5 низкий 2 низкий

20 Д 7,6 низкий 2 низкий

21 Д 7,5 низкий 1 низкий

22 Д 7,5 низкий 2 низкий

Результаты тестирования на констатирующем этапе работы показали, что в экспериментальной группе нет детей с высоким уровнем развития быстроты (бег 30 метров), у 32% (7 человек) - средний уровень развития быстроты, у 68% (15 человек) - низкий уровень развития быстроты.

т

Таблица 2. Протокол результатов тестирования на констатирующем этапе эксперимента (контрольная группа).

№ учащегося Пол (мальчик, девочка) Бег 30 м Подтягивание в висе лежа (девочки), подтягивание на перекладине (мальчики)

сек уровень кол-во раз уровень

1 М 6,9 средний 2 средний

2 М 7,0 низкий 2 средний

3 М 6,8 средний 1 низкий

4 М 7,0 низкий 1 низкий

5 М 6,9 средний 1 низкий

6 М 7,0 низкий 1 низкий

7 М 6,9 средний 1 низкий

8 М 7,0 низкий 1 низкий

9 М 7,2 низкий 1 низкий

10 М 7,0 низкий 1 низкий

11 М 7,1 низкий 1 низкий

12 Д 7,5 низкий 1 низкий

13 Д 7,4 средний 8 средний

14 Д 7,5 низкий 2 низкий

15 Д 7,5 низкий 2 низкий

16 Д 7,3 средний 2 низкий

17 Д 7,5 низкий 2 низкий

18 Д 7,2 средний 2 низкий

19 Д 7,5 низкий 2 низкий

20 Д 7,4 средний 2 низкий

21 Д 7,5 низкий 2 низкий

22 Д 7,5 низкий 2 низкий

Результаты тестирования на констатирующем этапе работы показали, что в контрольной группе нет детей с высоким уровнем развития быстроты (бег 30 метров), у 36% (8 человек) - средний уровень развития быстроты, у 64% (14 человек) - низкий уровень развития быстроты.

Результаты тестирования на констатирующем этапе работы показали, что в экспериментальной группе нет детей с высоким уровнем развития силы (подтягивание), у 10% (2 человека) - средний уровень развития силы, у 90% (20 человек) - низкий уровень развития силы.

Результаты тестирования на констатирующем этапе работы показали, что в контрольной группе нет детей с высоким уровнем развития _

силы (подтягивание), у 14% (3 человека) - средний уровень развития ■

силы, у 86% (19 человек) - низкий уровень развития силы.

Таким образом, результатам проведенного первичного тестирования свидетельствуют о том, что подавляющее число детей обеих (экспериментальной и контрольной) групп - это дети, у которых был обнаружен недостаточный (по возрасту) уровень развития скоростных и силовых качеств, что свидетельствует о низком уровне физической подготовки обучающихся.

С детьми экспериментальной группы в течение 9-ти месяцев проводилась систематическая работа, направленная на активизацию развития скоростных и силовых качеств в рамках деятельности кружка по физической культуре во внеучебное время.

В экспериментальной группе была проведена работа по внедрению комплекса специально подобранных физических упражнений. Комплекс по развитию скоростных и силовых качеств первоклассников экспериментальной группы включал подвижные игры, эстафеты, физические упражнения, которые были специальным образом отобраны для достижения поставленной в эксперименте цели. Ценным аспектом в организованной работе была фокусировка на поддержании устойчивого интереса и позитивного эмоционального настроя обучающихся. Данный аспект организации педагогического взаимодействия, по нашему мнению, является одним из основополагающих, потому что обеспечивает устойчивую мотивационную основу деятельности детей. Эмоциональный подъем, хорошее настроение, переживание безопасности, комфорта, общее разлитое радостное состояние, положительное отношение к занятиям оказали существенное влияние на усиление потребности детей заниматься физической культурой, получать от этих занятий удовольствие.

Повторная диагностика (диагностика «на выходе» из эксперимента) дала возможность выявить эффективность внедрения комплекса специальных упражнений, которые способствовали активизации развития скоростных и силовых качеств первоклассников в процессе специально организованной внеучебной работы.

Результаты тестирования представлены в таблицах 3 и 4.

Результаты тестирования на контрольном этапе экспериментальной работы показали, что в экспериментальной группе у 32% (7 человек) - высокий уровень развития быстроты (бег 30 метров), у 68% (15 человек) - средний уровень развития быстроты, низкий уровень

развития быстроты у детей данной группы выявлен не был. _

Таблица 3. Протокол результатов тестирования на контрольном этапе эксперимента (экспериментальная группа).

№ учащегося Пол (мальчик, девочка) Бег 30 м Подтягивание в висе лежа (девочки), подтягивание на перекладине (мальчики)

сек уровень кол-во раз уровень

1 М 6,9 средний 2 средний

2 М 6,7 средний 4 высокий

3 М 6,6 средний 4 высокий

4 М 6,7 средний 2 средний

5 М 6,9 средний 2 средний

6 М 6,1 высокий 4 высокий

7 М 6,9 средний 2 средний

8 М 6,7 средний 3 средний

9 М 6,0 высокий 5 высокий

10 М 6,9 средний 2 средний

11 М 6,8 средний 4 высокий

12 Д 6,6 высокий 12 высокий

13 Д 7,4 средний 8 средний

14 Д 6,5 высокий 12 высокий

15 Д 6,6 высокий 9 средний

16 Д 7,3 средний 8 средний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Д 6,6 высокий 12 высокий

18 Д 7,2 средний 9 средний

19 Д 6,5 высокий 13 высокий

20 Д 7,4 средний 12 высокий

21 Д 7,3 средний 8 средний

22 Д 7,4 средний 8 средний

Таблица 4. Протокол результатов тестирования на контрольном этапе эксперимента (контрольная группа).

№ учащегося Пол (мальчик, девочка) Бег 30 м Подтягивание в висе лежа (девочки), подтягивание на перекладине (мальчики)

сек уровень кол-во раз уровень

1 М 6,1 высокий 4 высокий

2 М 7,0 низкий 2 средний

3 М 6,1 высокий 4 высокий

4 М 7,0 низкий 2 средний

5 М 6,9 средний 2 средний

г

6 М 7,0 низкий 1 низкий

7 М 6,9 средний 2 средний

8 М 7,0 низкий 1 низкий

9 М 7,2 низкий 1 низкий

10 М 7,0 низкий 1 низкий

11 М 6,9 средний 2 средний

12 Д 7,3 средний 8 средний

13 Д 7,2 средний 12 высокий

14 Д 7,3 средний 8 средний

15 Д 7,1 средний 9 средний

16 Д 7,3 средний 11 средний

17 Д 7,1 средний 2 низкий

18 Д 7,2 средний 10 средний

19 Д 7,5 низкий 2 низкий

20 Д 7,2 средний 9 средний

21 Д 7,5 низкий 2 низкий

22 Д 7,4 средний 9 средний

Результаты тестирования на контрольном этапе экспериментальной работы показали, что в контрольной группе у 10% (2 человека) - высокий уровень развития быстроты (бег 30 метров), у 53% (12 человек)

- средний уровень развития быстроты, у 37% (8 человек) - низкий уровень развития быстроты.

Результаты тестирования на контрольном этапе экспериментальной работы показали, что в экспериментальной группе у 45% (10 человек)

- высокий уровень развития силы (подтягивание), у 55% (12 человек) -средний уровень развития силы, низкий уровень развития силы у детей данной группы выявлен не был.

Результаты тестирования на контрольном этапе экспериментальной работы показали, что в контрольной группе у 15% (3 человека) - высокий уровень развития силы (подтягивание), у 52% (12 человек) - средний уровень развития силы, у 33% (7 человек) - низкий уровень развития силы.

Подводя итоги исследовательской работы, следует отметить, что полученные в эксперименте данные свидетельствуют о значительном повышении результатов тестирования в развитии изучаемых физических качеств детей экспериментальной группы. У детей контрольной группы прирост скоростных и силовых качеств тоже произошел, но не столь существенный, скорее всего, он связан с физическим ростом и естественным взрослением младших школьников.

В исследовании было выявлено, что прирост быстроты значительнее, чем прирост силы. Это, скорее всего, обусловлено тем, что младший школьный возраст является в большей степени сенситивным для развития такого физического качества, как быстрота.

В экспериментальной работе осуществлялся учет возрастной специфики физического развития младших школьников, обеспечивалась ориентация на повышение уровня функциональных возможностей организма первоклассников.

Оптимальный эмоциональный фон занятий и значительное мышечное напряжение, возникающее при выполнении различных упражнений, способствовали повышению эффективности специализированного оздоровительно-развивающего процесса в безопасном образовательном пространстве.

Использование комплекса специально отобранных физических упражнений, игр, эстафет, направленных на развитие скоростных и силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста, благоприятно повлияло на физическое развитие детей, что доказывает ценность, значимость, целесообразность проведения такой работы.

Полученные в экспериментальной работе результаты могут быть использованы для разработки программ физического воспитания младших школьников, а также могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и переподготовки педагогов по физической культуре.

Библиографический список

1. Андреев М.М. Развитие физических качеств младших школьников посредством углубленного освоения игры футбол: Дис. ... канд пед. наук. - М.: 2011. 135 с.

2. Баум А.П. Развитие скоростно-силовых способностей на уроках по физической культуре // Вестник науки. 2024. Т. 1. № 1 (70). С. 309-312. // URL: https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_58637664_84447152.pdf

3. Беспутчиков В.Г., Шаревич А.В. Повышение умственного и физического потенциала младших школьников // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 11. С. 6-10.

4. Власов В.В., Эткина Т.С. Развитие скоростно-силовых способностей школьников 1-4 классов в процессе занятий физической культурой // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 3-1 (70). С. 13-18.

5. Воронин Д.М., Воронина Е.Г., Бочарова Н.А. Алгоритм развития скоростно-силовых качеств у младших школьников // Современные здоровьесберегающие технологии. 2019. № 3. С. 7-43.

6. Золотухин К.И. Развитие скоростно-силовых качеств юных легкоатлетов // Вестник науки. 2024. Т. 1. № 2 (71). С. 513-517. // URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_59998584_57674844.pdf

7. Кириллова Я.В., Быков Е.В., Скутин А.В. Коррекционно-подвижные игры у детей с задержкой психического развития на уроках физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 12 (106). С. 53-55.

8. Кузнецов А.С., Фитисов К.С., Сивцев Н.Н. Формирование спортивной культуры личности школьников в процессе физического воспитания // Педагогико-психологи-ческие и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023. Т. 18. № 1. С. 118-123.

9. Савенкова Е.К. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменок в некоторых видах гимнастики: Дис. ... канд. пед. наук. - М.: 2005. 190 с.

10. Сим И.А., Ковалева Н.В. Развитие скоростно-силовых способностей у учащихся с различной степенью интеллектуальной недостаточности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2014. № 1. С. 91-96.

11. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН. 2008. 216 с.

12. Якимова Л.А., Первеева Д.М. Применение игрового метода в физическом воспитании школьников // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. Краснодар. 2019. Т. 1. С. 322-324.

References

1. Andreev M.M. Development of physical qualities of junior schoolchildren through in-depth mastery of the game of football: Dis. ...cand. ped. Sci. - M.: 2011. 135 p.

2. Baum A.P. Development of speed-strength abilities in physical education lessons // Bulletin of Science. 2024. Vol. 1. № 1 (70). P. 309-312. // URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_58637664_84447152.pdf

3. Besputchikov V.G., Sharevich A.V. Increasing the mental and physical potential of junior schoolchildren // Pedagogy, psychology and medical and biological problems of physical education and sports. 2008. № 11. P. 6-10.

4. Vlasov V.V., Etkina T.S. Development of speed-strength abilities of schoolchildren in grades 1-4 in the process of physical education // New science: strategies and vectors of development. 2016. № 3-1 (70). P. 13-18.

5. Voronin D.M., Voronina E.G., Bocharova N.A. Algorithm for the development of speed-strength qualities in primary schoolchildren // Modern health-saving technologies. 2019. № 3. P. 7-43.

6. Zolotukhin K.I. Development of speed and strength qualities of young track and field athletes // Bulletin of Science. 2024. Vol. 1. № 2 (71). P. 513-517. // URL: https://www.elibrary.ru/down-loadMibrary_59998584_57674844.pdf

7. Kirillova Ya.V., Bykov E.V., Skutin A.V. Corrective outdoor games in children with mental retardation during physical education lessons // Scientific Notes of the University named after. P.F. Lesgafta. 2013. № 12 (106). P. 53-55.

8. Kuznetsov A.S., Fitisov K.S., Sivtsev N.N. Formation of sports culture of schoolchildren's personality in the process of physical education // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. 2023. Vol. 18. № 1. P. 118-123.

9. Savenkova E.K. Speed-strength training of young athletes in some types of gymnastics: Dis. ...cand. ped. Sci. - M.: 2005. 190 p.

10. Sim I.A., Kovaleva N.V. Development of speed-strength abilities in students with varying degrees of intellectual disability // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Natural Sciences. 2014. № 1. P. 91-96.

11. Physical development of children and adolescents at the turn of the millennium / Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A. - M.: Scientific Center for Children's Health of the Russian Academy of Medical Sciences. 2008. 216 p.

12. Yakimova L.A., Perveeva D.M. Application of the game method in physical education of schoolchildren // Integrated communications in sports and tourism: education, trends, international experience. Krasnodar. 2019. Vol. 1. P. 322-324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.