УДК 338.2 Р. Д. Каримова
АКТИВИЗАЦИЯ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Цель данной статьи состоит в том, чтобы раскрыть перспективы, способствующие притоку прямых инвестиций в Таджикистан.
Активизация прямых инвестиций в Республике Таджикистан (РТ) в первую очередь связана с инвестиционным климатом и потребностями в стране. Постепенно в Таджикистане формируются условия для привлечения инвестиций с целью поддержки рыночных структур и развития коммерческой деятельности, финансовой и банковской систем, для развития туризма, отвечающего требованиям международного уровня.
Однако по причине дефицита внутренних ресурсов для инвестирования в Республике наблюдается активизация прямых инвестиций, осуществляемых иностранными инвесторами. На современном этапе развития привлечение инвестиций, прежде всего прямых иностранных инвестиций в национальную экономику, признано Правительством Республики Таджикистан основным направлением политики государства по той причине, что быстрого экономического роста и модернизации производства без иностранного капитала и применения передовой техники и технологии добиться трудно [2, с. 12].
Обзор состояния инвестиционной сферы за последние 10 лет показывает положительную динамику. Если к середине 1990-х годов общий объем иностранных инвестиций составлял 121,6 млн долл. США, то на сегодняшний день в Таджикистане осуществляется 51 инвестиционный проект на общую сумму 2559,4 млн долл. иностранными компаниями из 31 страны мира [7, с. 12], при этом объем прямых инвестиций составил 79,5% от вышеуказанной суммы.
Следует отметить, что в 2007 г. объем прямых инвестиций увеличился по сравнению с 2002 г. почти в 15 раз. В диаграмме (рисунок) представлена динамика иностранных инвестиций по отраслям экономики.
Немаловажную роль при этом играют прямые инвестиции из стран СНГ, в частности существенный вклад в развитие инвестиционной сферы в Таджикистане вносят Россия
Руслана Джамшедовна КАРИМОВА — аспирантка кафедры теории кредита и финансового менеджмента Экономического факультета СПбГУ. В 2007 г. Окончила экономический факультет Российско-Таджикского славянского университета. Сфера научных интересов — социальная политика государства.
© Р Д. Каримова, 2009
Динамика иностранных инвестиций по отраслям в 2002-2007 гг. Источник: [5, с. 36].
и Казахстан с общим объемом инвестиций в 640 и 60 млн долл. соответственно. Рассмотрим более подробно российские инвестиции. Крупнейшим инвестиционным проектом является строительство Санктудинской ГЭС-1 (РАО «ЕЭС России») на сумму 500 млн долл. (доля России составляет 75%, Таджикистана — 25%). Ввод ГЭС в эксплуатацию предполагается в середине 2009 г. Данный проект является уникальной возможностью для Таджикистана в обеспечении электроэнергией своих южных регионов, где дневная подача света лимитирована, а в зимнее время электроэнергия подается 4 часа в сутки. Кроме того, возможности запуска Сангтудинской ГЭС-1 позволяют экспортировать энергоресурсы в Афганистан и Иран со стоимостью не менее 0,03 долл. за 1 КВт ■ ч электроэнергии [6, с. 23].
Другим стратегически важным для РТ инвестиционным проектом является проект ОАО «Газпром» на разработку месторождений газа. Общий планируемый объем инвестиций — 13 млн долл. Реализация данного проекта крайне важна для страны. Ввиду отсутствия собственных энергоресурсов* Таджикистан вынужден приобретать природный газ у соседних стран, причем из-за имеющихся разногласий между правительствами по поводу цен и условий поставок подача газа до конечного потребителя крайне ограничена и непостоянна. Российские инвестиции осуществляются также на сотовом, транспортном и строительном рынках.
В целом практика показывает, что активизация прямых иностранных инвестиций в большей степени происходит в тех развивающихся странах, где принята и активно осуществляется рыночно ориентированная экономическая политика, направленная на максимальную открытость экономики и снятие всевозможных налоговых, таможенных, законодательных ограничений на деятельность иностранных инвесторов [8, с. 56].
Так, в 1994 г., на начальном этапе становления рыночной экономики Таджикистан стал членом Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, учрежденного на основе Сеульской конференции климата. В 1985 г. Правительство Республики заключило двустороннее соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций с рядом государств и подписало Вашингтонскую конвенцию 1965 г. по урегулированию инвестиционных споров, которую ратифицировали около 100 государств2*.
Далее, в Таджикистане приобрели действие законы «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан» от 12.12.1992, «О внешнеэкономической деятельности» от 27.12.1993, «О финансовой аренде (лизинге)» от 07.04.2003, «О концессиях» от 15.05.1997, «О свободных экономических зонах» от 17.05.2004 и другие, которые способствуют притоку инвестиционного капитала. Данные законы направлены на правовую защиту иностранных инвесторов, предоставление им налоговых и таможенных льгот, открытие доступа к производственным отраслям экономики страны, участие в процессе приватизации и развитии инфраструктуры.
По причине благоприятной нормативно-законодательной базы из всех центральных азиатских стран Таджикистан лидирует по количеству инвестированных средств. Так, по итогам 9 месяцев прошлого года Таджикистан занимал первое место по темпам прироста прямых инвестиций в страну (44,2%). За ним следуют Кыргызстан (25,5%), Казахстан (20,0%) и Узбекистан (12%) [10].
Согласно действующему законодательству Республики, иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями предоставлены права на осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Таджикистан, а также право пользования землей, включая ее аренду. Важнейшим стимулом для инвестора являются уверенность и стабильность будущего бизнеса, точное понимание, что государство не отберет уже отлаженный бизнес [1, с. 178]. Законы Республики Таджикистан защищают иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями от национализации, реквизиции и других насильственных действий. Налоговый и Таможенный кодексы Таджикистана предусматривают освобождение от уплаты НДС и таможенной пошлины производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к нему, завозимых предприятиями с иностранными инвестициями в Республику для формирования и пополнения уставного фонда предприятия. В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата в Республике Таджикистан Налоговым кодексом предусматривается освобождение предприятий с иностранными инвестициями от налога на прибыль до 5 лет в зависимости от объема вложенных инвестиций. Таким образом, при условии, что оплаченная доля иностранного инвестора в уставном фонде превышает 30%, инвесторы освобождаются от уплаты налога на прибыль с момента ее получения при объеме иностранных инвестиций:
— от 100 до 500 тысяч долл. США — в первые два года;
— от 500 тысяч до 2 млн долл. — в первые три года;
— от 2 до 5 млн долл. — в первые четыре года;
— свыше 5 млн долл. — в течение пяти лет.
Также ведется активная работа по заключению соглашений об избежании двойного налогообложения. В случае если законодательство Республики Таджикистан будет обновляться и совокупная налоговая нагрузка на деятельность иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в результате этого должна будет увеличиться, то в течение 10 лет им дается гарантия применения законодательства, действовавшего на момент регистрации предприятия. При осуществлении реинвестирования
иностранные инвесторы пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством Республики3*.
Следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О приватизации государственной собственности» от 16.05.1997 иностранные инвесторы наряду с гражданами Республики Таджикистан имеют возможность на равных правах участвовать в приватизации государственной собственности. В целях поощрения инвестиций, а также защиты инвестиций от рисков Правительством Таджикистана подписаны межправительственные соглашения «О поощрении и взаимной защите инвестиций» с такими странами, как Федеративная Республика Германия, Словакия, Чехия, Франция и Королевство Нидерландов. В ближайшее время ожидается подписание подобного соглашения с Венгрией и Италией.
Сегодня в Таджикистан инвестируют такие организации, как Всемирный банк, Кувейтский фонд для арабского экономического сотрудничества, Фонд ОПЕК, Исламский банк развития. Таблица показывает заинтересованность вышеперечисленных инвесторов в таджикском рынке.
Участие иностранных инвесторов в РТ, (тыс. долл. США)
№ п/п Наименование Сумма инвестиций Процент от итоговой суммы инвестиций
1 Всемирный банк 100 614,8 19,17
2 Азиатский банк развития 110 642,4 21,08
3 Исламский банк развития 24 267,29 4,63
4 Кувейтский фонд для арабского экономического сотрудничества 19 932,22 3,80
5 Экспортно-импортный банк КНР 215 742,6 41,10
6 Фонд ОПЕК 11 923,46 2,27
7 Саудовский фонд развития 13 725,13 2,61
8 Правительство Исламской Республики Иран 28 047,45 5,34
Итого: 524 895,4 100
Источник: [5, с. 19]
При этом следует отметить, что доверие иностранных инвесторов к экономическим реформам, осуществляемым в Таджикистане, постоянно растет. С целью повышения этого доверия разработана и осуществляется инвестиционная политика Таджикистана с учетом сложившихся экономических условий и возможностей страны, а также стратегических направлений развития национальной экономики. Примером тому служат инициированная Президентом Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмоном Национальная стратегия развития до 2015 г., а также Стратегия сокращения бедности, другие стратегии, направленные на реализацию социально экономических программ, предполагающие непосредственное привлечение прямых иностранных инвестиций в ряд стратегически важных отраслей. К примеру, в рамках НСР до 2015 г., согласно всем трем сценариям развития4*, предполагается привлечение инвесторов в энергетическую сферу, а именно, в строительство крупнейших Санктудинской ГЭС 1, Санктудинской ГЭС 2 и Рогунской ГЭС в промышленность — модернизацию ТадАЗ (Таджикского аллюминиевого завода), а также не менее актуальных вложений в микро- и малый бизнес.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в Республике Таджикистан существуют эффективные механизмы активизации привлечения прямых иностранных инвестиций. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Республику Таджикистан подчинено долговременным стратегическим задачам создания в стране цивилизованного, социально ориентированного общества, имеющего при этом высокое качество жизни населения. Иностранный капитал вносит в Таджикистан результаты научно-технического прогресса и вместе с тем передовой управленческий опыт [3, с. 15]. В связи с этим участие страны в современном мировом хозяйстве и привлечение прямого иностранного капитала — необходимые условия образования в государстве современного, цивилизованного и развитого общества [9, с. 45].
В целом успех привлечения прямых иностранных инвестиций будет определять наличие и совершенство единой долгосрочной стратегии государства. При этом стратегия бизнеса и политика регионов должны быть направлены на создание сильной инфраструктуры и продвижение ее в регионы Республики Таджикистан.
* Здесь преимущественно имеется в виду природный газ.
2* Сегодня известный как Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
3* См. ст. 211 «Освобождение от налога» Налогового кодекса РТ (Душанбе, 2006).
4* Национальная стратегия развития предполагает 3 варианта развития данной стратегии, какой из вариантов станет преобладающим, определится в ближайшие 2 года.
1. Богатин Ю. В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. пособие для вузов. М.: Финансы: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 254 с.
2. Курбанов С. Необходимость иностранных инвестиций для развития экономики страны // Бизнесмен. № 23. 2007. 25 с.
3. Лицукова Д. В. Прямые зарубежные инвестиции. СПб., 1996. 203 с.
4. Национальная стратегия развития до 2015 г. Душанбе, 2005.
5. Отчет государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом РТ за 2008 г. Душанбе, 2008. 45 с.
6. Отчет торгового представительства РФ в Таджикистане. Душанбе, 2008. 30 с.
7. Рахимов Ш. Отчет о внешней помощи. Душанбе, 2008. 15 с.
8. Рязанов В. Т. Интеграционные процессы в странах СНГ. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. 137 с.
9. Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов. М.: ИНФРА, 2001. 256 с.
10. Центральный азиатский Интернет-журнал «Оазис». 2008. Декабрь. URL: www.ca-oasis.info
Статья поступила в редакцию 25 мая 2009 г.