МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013
УДК 378.47+371.315]:616-089.5-036.882-08
Н. В. ГОВОРОВА
Омская государственная медицинская академия
АКТИВИЗАЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ-РЕАНИМАТОЛОГИЯ»
Разработана кейс-технология преподавания анестезиологии-реаниматологии и экспериментально проверена ее роль в активизации познавательно-профессиональной деятельности студентов. Установлено, что данная технология повышает эффективность обучения: повышаются уровень освоения теоретического материала и практических навыков, коэффициент усвоения знаний с 0,27—0,35 до 0,6, мотивация к изучению дисциплины. Результаты анкетирования преподавателей выявили дефицит знаний или их фрагментарность в области современных образовательных технологий, а также недооценку преподавателями потенциальных возможностей стимулирования познавательной активности студентов. По результатам анкетирования удовлетворенность полученными знаниями отметили 72 % студентов при традиционном обучении и 88 % при использовании кейс-технологии.
Ключевые слова: обучение студентов, кейс-технология, анестезиология-реаниматология.
В Стратегии инновационного развития России до 2020 года отмечается, что одним из направлений является приведение содержания и структуры высшего профессионального образования в соответствие с развитием инновационной экономики в России, с потребностями рынка труда [1]. Кроме того, в документе обращается внимание на необходимость создания и внедрения новых познавательных программ на всех уровнях образования, развития существующих аппаратно-программных средств, внедрения и эффективного использования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения [1]. Данный факт свидетельствует об особом внимании со стороны системы официального образования к развитию познавательно-профессиональной деятельности обучающихся и активному использованию информационно-коммуникативных технологий в этом процессе. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования, направленные на поиск инновационной образовательной технологии, способствующей повышению эффективности подготовки специалистов в Омской государственной медицинской академии [2, 3].
Реализовать компетентностный подход к образованию в полной степени возможно лишь на основе использования современных образовательных технологий, обладающих значительным развивающим потенциалом и гарантирующих достижение студентами запланированных результатов обучения [4]. Именно поэтому в центре нашего исследования оказались современные образовательные технологии, в частности кейс-технология. Кейс-технология, являясь одной из разновидностей современных образовательных технологий, представляет собой сложную многоаспектную технологию обучения, основанную на анализе конкретных ситуаций [5]. Мы остановились на кейс-технологии по нескольким причинам. Во-первых, акцент обучения в ней пере-
носится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на совместную деятельность студента и преподавателя. Во-вторых, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности, что особенно важно в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология». Отдельные практические навыки (восстановление свободной проходимости дыхательных путей, непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких) в рамках изучаемой дисциплины должны быть доведены до абсолютного автоматизма, поскольку врач любой специальности в любых условиях обязан уметь эффективно использовать приемы восстановления жизненно важных функций. И, наконец, данная технология выступает и как способ коллективного обучения, важнейшие составляющие которого — работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией. Таким образом, кейс-технология является одновременно и специфической разновидностью исследовательской аналитической технологии, которая включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры, что способствует активизации профессионально-познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология» [5, 6].
Цель исследования — определение теоретических оснований, разработка кейс-технологии и экспериментальная проверка ее роли в активизации познавательно-профессиональной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология».
Материал и методы исследования. В процессе исследования был использован комплекс методов: общетеоретические — анализ педагогической, социологической и справочно-энциклопедической литературы; нормативно-правовой и программнометодической документации по проблеме исследо-
вания; эмпирические — тестирование, беседы со студентами и опросы студентов, анкетирование преподавателей; анализ продуктов деятельности студентов (рефераты), экспертные сравнения и наблюдения; мониторинг и независимые характеристики; педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент.
Проводили мониторинг уровня усвоения знаний по соответствующему коэффициенту, который рассчитывали по формуле:
К =п:Ч
у
где Ку — коэффициент усвоения (обученности), п — количество баллов, набранных испытуемым, N —максимальное количество баллов по теме [7].
Коэффициент усвоения рассчитывали для каждого студента, а затем для всей группы. База исследования — государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра педагогики и психологии, кафедра анестезиологии-реаниматологии.
Результаты и их обсуждение. Кейс-технология преподавания анестезиологии-реаниматологии создана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта и ориентирована на формирование профессиональной компетенции, согласно которой любой специалист должен обладать способностью и готовностью своевременно выявлять жизнеопасные нарушения, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия. Нами определены конкретная цель и средства кейс-технологии, разработаны технологические карты практических занятий, а также кейсовые задания к изучаемым темам.
Исходя из рекомендаций О. Г. Смоляниновой [8] при составлении описания конкретной ситуации в рамках дисциплины «Анестезиология-реаниматология», учитывались следующие условия:
1. Клиническая ситуация должна соответствовать содержанию темы занятия курса и профессиональным компетенциям. Ситуация отражает реальный, а не вымышленный клинический случай, в ней отражаются реальные события «как есть», а не «как может быть».
2. Клиническая ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содержать необходимое количество информации. Учитывая, что изучаемая дисциплина связана с оказанием помощи больным, которые находятся в критических и терминальных состояниях, это не составляет большой сложности.
3. Клиническая ситуация может показывать как положительные, так и отрицательные варианты развития событий — присоединение осложнения заболевания, летальный исход.
4. Клиническая ситуация должна быть по силам студентам, но в то же время не очень простой. Текст задания не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы. Задание кейса должно сопровождаться четкими инструкциями по работе с ним.
Задания в виде кейсов способны помочь преподавателю в том случае, когда отсутствуют больные по теме занятия. Каждая конкретная клиническая ситуация объединяет знание и практику, требуя от
студентов активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении. Кроме того, конкретные примеры, использованные в заданиях кейса, запоминаются студентами лучше, чем абстрактная информация. В кейс-методе преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала: «эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль» [8]. Все это способствует росту мотивации к обучению, активизирует профессионально-познавательную деятельность студентов. Кейс-технология использовалась нами в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку последние предусматривают обязательное, нормативное знание [9].
Анкетирование преподавателей отразило дефицит знаний или их фрагментарность в области современных образовательных технологий. К сожалению, 55 % преподавателей недооценивают возможности повышения результатов обучения с помощью современных технологий и активного преобразования самостоятельной работы студентов; 40 % считают, что повысить эффективность подготовки по каждой отдельно взятой дисциплине можно путем увеличения количества часов. Часть преподавателей абсолютно недооценивают тот факт, что самостоятельная работа студентов формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно — переучиваться, быть сознательным и активным профессионалом.
На рис. 1. представлены усредненные значения коэффициента усвоения знаний по результатам тестирования студентов, проходивших обучение по традиционной методике (контрольная группа) и на основе кейс-технологии (экспериментальная группа). Исходно при среднем значении 0,27 — 0,35 указанный коэффициент был одинаков в обеих группах. При традиционном обучении уровень подготовки студентов от занятия к занятию существенно не изменялся. По мере внедрения в образовательный процесс разработанной технологии наблюдалась тенденция к повышению коэффициента до 0,6. Следует отметить, что учебные возможности групп были одинаковы, что свидетельствует об объективности и воспроизводимости результатов.
Анализ выполнения тестовых заданий показал, что при использовании кейс-технологии в группах зарегистрировано сокращение наполовину удовлетворительных и неудовлетворительных результатов (табл. 1). Учитывая важность немедленного и правильного выполнения приемов сердечно-легочной реанимации при жизнеугрожающих состояниях, на практических занятиях преподаватели особое внимание уделяют отработке указанных приемов, доводя их до автоматизма. Таблица отражает результаты освоения практических навыков студентами в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология». При использовании кейс-технологии обучения увеличилось на 20 % количество студентов, получивших оценку «отлично», и сократилась доля студентов, получивших оценку «удовлетворительно», на 11,6 %. Таким образом, кейс-технология обучения позволяет преодолевать классический «дефект» традиционного обучения, связанный с «сухостью» и неэмоциональностью изложения материала.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013
1-е занятие 3-е занятие 5-е занятие 7-е занятие
Рис. 1. Динамика изменения уровня освоения знаний в группах с традиционным обучением (светлые столбцы) и использованием кейс-технологии (темные столбцы)
Таблица 1
Результаты тестовых заданий и практических навыков в процессе изучения дисциплины «Анестезиология-реаниматология»
Группы студентов
Этапы эксперимента контрольная экспериментальная
Неуд. Удовл. Хор. Отл. Неуд. Удовл. Хор. Отл.
Результаты тестирования: - количество студентов, абс. 2 22 19 17 1 11 26 22
- количество студентов, % 3,3 36,7 31,7 28,3 1,7 18,3 43,3 36,7
Результаты оценки практических навыков: - количество студентов, абс. 0 11 34 15 0 4 29 27
- количество студентов, % 0 18,3 56,6 25 0 6,7 48,3 45,0
Повышение эффективности обучения мы связываем в том числе с изменением уровня мотивации студентов в процессе изучения дисциплины. Как показала диагностика направленности мотивации изучения дисциплины Т. Д. Дубовицкой, при традиционном способе обучения уровень мотивации студентов к концу цикла существенно не менялся [5]. При использовании кейс-технологии имели место сокращение практически наполовину доли студентов с низким уровнем мотивации и увеличение доли средне- и высокомотивированных студентов. После прохождения обучения 100 % студентов подчеркнули, что любой врач любой специальности должен уметь оказать неотложную помощь больным и пострадавшим при критических и терминальных состояниях. Удовлетворенность полученными знаниями отметили 72 % студентов, проходивших обучение по традиционной методике, и 88 % студентов, обучавшихся с помощью кейс-метода.
Говоря о значении самообразования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов, мы убедились, что никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы и убеждения не заменят самостоятельной деятельности и не сравнятся с нею по эффективности. Можно с уверенностью утверждать, что, какие бы квалифицированные преподаватели ни осуществляли образовательный процесс, основную работу, связанную с овладением знаниями, студенты должны проделать самостоятельно. А это требует, в свою очередь, глубокой методической проработки данного раздела преподавателем.
Заключение. В целом оценивая результат внедрения кейс-технологии в преподавание дисциплины «Анестезиология-реаниматология», мы убедились, что она способствует активизации познава-
тельно-профессиональной деятельности студентов путем «погружения» в конкретную клиническую ситуацию, позволяя углубить теоретические знания по дисциплине и совершенствуя практические навыки. Кроме того, кейс-технология способствует формированию у студентов клинического мышления путем анализа данных лабораторных и инструментальных методов обследования, стимулирует их интеллектуальный потенциал и мотивацию к изучению дисциплины. Неоценима роль кейс-технологии и в формировании навыков работы в группе, умения выражать свои мысли и идеи, выслушивать альтернативную точку зрения, а также аргументированно высказывать свою. Использование данной технологии создает условия как для освоения студентами основных профессиональных компетенций, так и для духовного и личностного развития. Все это в конечном итоге способствует повышению эффективности обучения и качества подготовки специалистов в Омской государственной медицинской академии.
Библиографический список
1. Стратегияинновационного развития Россиидо 2020 года / Министерство образования и науки Российской Федерации : официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://mon.gov.ru/dok/akt/9130 (дата обращения: 26.12.2012).
2. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Тряпи-цин. - СПб., 2001. - 359 с.
3. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Н. В. Кудрявая [и др.]. -М. : ГОУВУНЦМЦ МЗ РФ, 2001. -304 с.
4. Лопанова, Е. В. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации / Е. В. Лопанова, Т. Б. Рабочих. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 120 с.
5. Голубчикова, М. Г. Кейс-технологии в обучении врачей и провизоров / М. Г. Голубчикова. — Иркутск : РИО ИГИУВа, 2007. - 87 с.
6. Кудрявая, Н. В. Педагогика в медицине / Н. В. Кудрявая. -М. : Академия, 2006. — 247 с.
7. Контроль знаний в высшей медицинской школе / В. А. Безродная [и др.]. — Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2007. — 125 с.
8. Смолянинова, О. Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.edu-kost.kz/en/ped-tech/item/ (дата обращения: 26.12.2012).
9. Романцов, М. Г. Дидактические основы преподавания в медицинском вузе / М. Г. Романцов, С. Н. Коваленко, Т. В. Сологуб. — СПб. : Фолиант, 2006. — 458 с.
ГОВОРОВА Наталья Валерьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии.
Адрес для переписки: 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12.
Статья поступила в редакцию 29.03.2013 г.
© Н. В. Говорова
УДК 616-001-008.64-008.9 д. в. ИВАНОВ
Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1,
г. Омск
ДИСБАЛАНС В СИСТЕМЕ СВОБОДНОРАДИКАЛЬНОГО ОКИСЛЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С ТРАВМАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ
И ПУТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ
Изучены обмен железа и процессы свободнорадикального окисления у 30 пациентов с травматической болезнью. Выявлено, что при травматической болезни нарушение обмена железа, сопровождающееся внутри- и внесосудистым гемолизом, избытком в организме восстановленного железа, которое катализирует реакции свободнорадикального окисления, обусловливает недостаточность антиоксидант-ных систем и вызывает нарушения системы гемостаза. Рассмотрено влияние дес-ферала на обмен железа, эндотоксикоз и гемостаз при травматической болезни. Ключевые слова: травматическая болезнь, железо, свободнорадикальное окисление, антиоксидантная активность, гемостаз, десферал.
Клиническое значение дисбаланса в системе свободнорадикального окисления (СРО) и антиоксидантного статуса при травматической болезни (ТБ), а также необходимость и эффективность его коррекции остаются до настоящего времени неустановленными. Известно, что многие критические состояния протекают в условиях активации СРО и перекисного окисления липидов (ПОЛ) [1 — 3]. Однако при ТБ имеются множественные переломы длинных трубчатых костей, костей таза, излитие крови во внесосудистое пространство с формированием межтканевых, внутриполостных (гемоторакс) и забрюшинных гематом, в составе которых эритроциты подвергаются внесосудистому гемолизу [4]. Освободившееся железо ^е2+) способно нарушать равновесие между прооксидантами и антиоксидантами, усугублять оксидативный стресс, увеличивать продукцию активных форм кислорода [1, 5 — 8]. В результате гемолиза эритроцитов освобождается более 600 мг железа, но система транспорта и его утилизации может перенести только от 50,1 до 98,4 мг [9]. Железо разрушенных эритроцитов длительное время остается в тканях и недоступно для трансфер-рина (Тф). Таким образом, при ТБ резко увеличивается концентрация каталитически активных ионов
Fe2+ в циркуляции крови в результате резорбции их из гематом.
Цель исследования — определение роли ионов железа в механизмах, влияющих не только на активность свободнорадикального окисления при травматической болезни, но и на поиск путей их устранения.
Материал и методы исследования. Исследование проведено у 30 (13 женщин и 17 мужчин) пациентов с ТБ (средний возраст 34,3±2,7 года), поступавших с переломами бедра, костей таза, ребер, сопровождавшимися развитием обширных межмы-шечных гематом и гемопневмоторакса. Критерии включения: возраст до 45 лет; наличие переломов бедренной кости, костей таза, ребер с повреждением легкого и развитием гемопневмоторакса; ранняя госпитализация (до трех часов с момента получения травмы); клинико-лабораторные критерии травматического шока I — II степени; концентрация общего гемоглобина в крови на момент госпитализации более 70 г/л.
Все пациенты получали терапию, включавшую инфузию кристаллоидов и коллоидов с учетом объема кровопотери, эритроцитарной массы или отмытых эритроцитов, а также антибактериальную и симптоматическую терапию. При госпитализации
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ