Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 45-52. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 10. P. 45-52.
Научная статья
УДК 37.016:811.111(07); 378.147 doi: 10.24412/2712-827Х-2022-10-45-52
АКТИВИЗАЦИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Ольга Васильевна Байбурова
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье обсуждается возможность развития механизмов эффективного мышления в рамках дисциплины «Английский язык» в вузе. Предлагается использовать междисциплинарный характер указанного учебного предмета в трех его основных разновидностях, входящих в обязательную часть программы высшего образования: курс общего английского, английский для академических целей и английский для профессиональных целей. Прослеживается развитие понятия «критическое мышление» от его появления в работах американских исследователей XX века до новейших научных статей и учебных пособий ведущих мировых издательств. Отмечается особая актуальность данного понятия в условиях текущего этапа развития общества, живущего в условиях высокой изменчивости, сложности и неоднозначности, а также в рамках концепции непрерывного образования. Критическое мышление позволяет принимать правильное решение и эффективно работать над различными задачами, в том числе при поиске, оценке достоверности, анализе и систематизации больших объемов информации. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования системное и критическое мышление считается одной из универсальных компетенций, на базе которых строятся профессиональные компетенции. Поэтому формирование критического мышления признается важной задачей образовательного процесса в вузе. Автор выделяет причины, по которым критическое мышление может быть «выключено», и обсуждает эффективность совершенствования «умелого» мышления с помощью метода мозгового штурма. Данный метод позволяет сгенерировать множество идей в сжатые сроки, найти эффективное решение поставленной задачи. Рассматриваются три этапа мозгового шума: формулировка проблемы, генерация идей, оценка и отбор идей. Основное внимание обращено к стадии генерации идей с помощью трех приемов: «свободные ассоциации», «вопрос-ответ» и «визуальное мышление».
Ключевые слова: критическое мышление, английский язык, мозговой штурм, приемы генерации идей, механизмы эффективного мышления
Для цитирования: Байбурова О.В. Активизация навыков критического мышления в процессе преподавания английского языка в вузе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 45-52. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-10-45-52
Original article
ENHANCING CRITICAL THINKING WHILE TEACHING ENGLISH AT UNIVERSITY
Olga V. Baiburova
Perm State University, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the principles of effective thinking development within the university course «English as a Second Language». It is proposed to use the interdisciplinary nature of this subject in its three main varieties (General English, English for Academic Purposes, and English for Specific Purposes). The article traces
© Захарова В.А., 2022
the development of the concept of critical thinking from its emergence in the works of American researchers of the 20th century to the latest scientific articles and textbooks from the world's leading publishing houses. The article notes the particular relevance of this concept in the current conditions of high volatility, uncertainty, complexity, and ambiguity and within the idea of lifelong learning. Critical thinking allows taking the right decisions and working effectively on different tasks, including searching for, assessing the reliability, analyzing and systematizing large amounts of information. According to the Federal State Educational Standards for Higher Education, systemic and critical thinking is considered one of the universal competencies based on which professional competencies are built. Critical thinking development is recognized as an essential task of the educational process. We consider the reasons why critical thinking can be «turned off», and the possibility of improving this mode of thinking with the help of the brainstorming method is emphasized. This method allows one to generate many ideas quickly to find an effective solution. The three stages of brainstorming (formulation of the problem, generation of ideas, evaluation, and selection of ideas) are discussed. The focus is on the ideas generation stage using three techniques: «free association», «question-answer», and «visual thinking».
Keywords: critical thinking, English as a second language, brainstorming, generation of new ideas, mechanisms of effective thinking
For citation: Baiburova O.V. Enhancing critical thinking while teaching English at university. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;10:45-52. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2022-10-45-52
Введение
Иностранный язык входит в блок обязательных дисциплин программы высшего образования. Самый изучаемый иностранный язык в России, английский, в большинстве вузов представлен тремя направлениями обучения: курсом общего английского (General English), акцентирующим внимание на развитии основных видов речевой деятельности и получении базовых лингвострановедческих знаний, курсом английского языка для академических целей (English for Academic Purposes), в рамках которого изучается «язык сложных текстов», тот стиль, который используют при написании эссе, различных видов научных работ, например, статей, диссертаций и докладов. Третье направление изучения английского языка в вузе - English for Specific Purposes - английский для профессиональных целей, представляющий собой особую функциональную разновидность английского языка, обеспечивающую взаимопонимание между специалистами в отдельной предметной области. Данные три курса английского языка в значительной мере способствуют развитию различных когнитивных навыков, прежде всего критического мышления, являющегося базовой личностно значимой компетенцией современного человека и важным фактором профессиональной компетенции.
Основная часть
«Отцом» современной трактовки критического мышления часто называют американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи. Он называл данный тип мышления рефлексивным и определял его как «активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения, или предполагаемой формы знания, при свете оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит» [Дьюи 1997: 8]. Технологию развития критического мышления через чтение и письмо предложили американские ученые Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит и С. Волтер в середине 90-х годов ХХ в. [Заир-Бек 2011]. Они исследовали развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых во всех сферах жизни для принятия взвешенных решений и работы с информацией. На сегодняшний день не существует общепринятого подхода к определению понятия «критическое мышление». Неизменным является понимание того, что последнее предназначено для восприятия и оценки информации. Благодаря критическому мышлению человек способен воспринимать и грамотно анализировать поступающую информацию, соотносить ее со своими представлениями, ставить под сомнение поступающую информацию, собственные суждения и на основании этого соотнесения делать выводы или осуществлять какие-либо действия, применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования для направлений бакалавриата и магистратуры, системное и критическое мышление считаются универсальной компетенцией № 1 и предполагают формирование у студентов всех профилей подготовки способности «осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» [ФГОС ВО 3++ по направлениям бакалавриата] и «осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий» [ФГОС ВО 3++ по направлениям магистратуры]. Поскольку профессиональные компетенции строятся на базе универсальных компетенций, формирование критического мышления признается важной задачей образовательного процесса в вузе.
У многих студентов и преподавателей критическое мышление может быть «выключено» по нескольким причинам. Например, люди не замечают «очевидных ошибок, если не настроены на их поиски», поскольку для их обнаружения необходимо совершить интеллектуальное усилие [Казанцева 2017: 10]. Так, новейшие wiki технологии дают любому человеку возможность редактировать «Википедию», добавлять или оспаривать переводы слов в мультиязычных словарях. Неопытный пользователь не всегда способен оценить, насколько уместен тот или иной перевод слова, стоит ли доверять информации на страницах онлайн-энциклопедии. «Выключение» критического мышления можно объяснить и тем, что когда мы видим или слышим то, что ожидаем увидеть или услышать, то у нас возникает чувство «когнитивной легкости», мешающее нам объективно оценивать ситуацию [там же: 11-12]. Именно поэтому привычное кажется правильным и хорошим, даже если кто -то приводит убедительные данные в пользу того, что другая (новая) вещь или идея лучше (правильнее, выгоднее и т. д.). Так, некоторые преподаватели продолжают пользоваться учебниками, изданными 20-30 лет назад несмотря на то, что за эти годы появилось огромное количество новых изданий. Часто мы принимаем чужую точку зрения под давлением общественности [там же: 14]. Так, с одной стороны, мы все больше времени проводим в сети Интернет, но, с другой стороны, - боимся «засасывающего» нас Интернета [Кальбитцер 2018], например, соглашаемся, что подростки становятся замкнутыми и агрессивными преимущественно из-за компьютерных игр и отсутствия живого общения.
Формирование критического мышления - одна из актуальных задач современного образования. Не случайно на сайтах языковых школ, ведущих издательств учебной литературы разных стран можно найти пособия, тренинги, вебинары, посвященные вопросам формирования критического мышления у обучающихся разного уровня подготовки [см. напр., Муштавинская 2017; Развитие критического мышления... 2019; Смирнова 2017; Activities to deepen. 2019; Butterworth 2013; Clandfield 2016; Fisher 2001, etc.]. К данной теме обращаются авторы научных и научно-популярных изданий, игровых методик [Казанцева 2017; Туласынова 2010; Халперн 2000; Brainy Trainy 2020]. Неугасающий интерес к проблемам критического мышления и отсутствие общепринятого определения понятия, а также особенности текущего этапа развития общества, живущего в условиях высокой изменчивости, неопределенности, сложности и неоднозначности (VUCA-мир) свидетельствуют о том, что данная тема далека от своего логического завершения. Современный специалист должен уметь работать с большими объемами информации, при этом мыслить быстро, динамично, постоянно меняться, работать в команде и т. д. Концепция непрерывного образования (lifelong learning), включающая развитие критического мышления, становится глобальным трендом и приоритетом.
Развитие критического мышления в рамках курса английского языка проявляется в том, что студенты учатся работать с большим объемом информации (чтение, аудирование), собирать и упорядочивать, критически перерабатывать информацию, анализировать и синтезировать, формулировать собственное мнение по конкретному вопросу (написание эссе, исследовательских работ, обзора литературы), распознавать проблему, находить пути
ее решения, оценивать доказательства, делать выводы и подвергать их сомнению, убеждать собеседника в верности собственного суждения, слушать и слышать собеседника, уважать чужое мнение, аргументировать свое решение (участие в дискуссии, подготовка и презентация доклада).
О важности применения технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка пишут многие преподаватели [Власова 2017; Соснина, Старостина 2019; Федотовская 2005]. По мнению П. Фачионе, ядро критического мышления включает шесть когнитивных умений: интерпретация, анализ, оценка, умозаключение, объяснение и саморегуляция [Facione 2020: 5]. Д. Халперн выделяет шесть характеристик человека, мыслящего критически. Эти качества, требующие целенаправленной тренировки, можно считать своеобразными шагами на пути формирования критического мышления: готовность к планированию собственной деятельности, гибкость мышления, упорство и настойчивость при решении различных задач, готовность признавать и исправлять свои ошибки, осознание собственного пути продвижения к цели, умение находить компромиссные решения [Халперн 2000]. Развитию критического мышления способствует и любопытство, толкающее нас на исследование вопроса.
Одно из важных свойств человеческого мозга - «склонность искать закономерности в разрозненных данных» [Казанцева 2017: 18]. Однако именно высшее образование призвано запустить в головах студентов обратный механизм - уметь видеть те ситуации, где закономерностей нет, находить ошибки в чужих и собственных умозаключениях и выводах. Важную роль в этом играет умение быстро находить информацию, оценивать ее достоверность, выбирать из огромного объема данных релевантные поставленной задаче, объясняющие, ставящие под сомнение или даже опровергающие собственную гипотезу, тот или иной вывод. Именно в этом завтрашним специалистам нужна помощь не только преподавателя, читающего узкопрофильный курс, но и преподавателя иностранного языка. Последний может сформировать у будущего выпускника умение самостоятельно работать с источниками информации на иностранном языке и привычку апеллировать к мнению международной научной общественности, научить не только читать научные тексты, но и безошибочно выбирать «правильный» рецензируемый научный журнал по комплексу признаков (принадлежность к авторитетной международной базе научного цитирования, рейтинг журнала, аффилиация и уровень цитируемости авторов и др.), грамотно доказывать не только собственную точку зрения, но и опровергать чужую, приводя аргументы из личного исследовательского опыта и международных журналов по изучаемой дисциплине. Очевидно, что необходимость найти, прочитать, перевести или пересказать авторитетную научную статью на английском языке вызывает у многих студентов панику, запускает механизмы прокрастинации. В университете важно приобрести позитивный опыт решения данной проблемы, чтобы в дальнейшем иметь доступ к результатам значимых научных открытий, которые, как правило, публикуются на английском языке, осуществлять поиск источников информации на английском языке.
В рамках образовательной среды критическое мышление чаще всего целенаправленно развивается через чтение и письмо [Соснина, Старостина 2019]. Это не удивительно, ведь на письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя [Клустер 2002]. Именно так можно найти уязвимые места в аргументации. Используется и привычка современного студента к регулярному просмотру видеороликов из сети Интернет [Власова 2017], построение карт памяти (mind maps) [Смирнова 2017]. Однако развитие эффективного мышления невозможно без участия в дискуссии, коллективной проектной деятельности [Туласынова 2009; 2010]. Одним из эффективных методов работы при обучении говорению и письму является метод «мозгового штурма» (brainstorming), позволяющий в относительно короткий срок сгенерировать множество идей и найти подходящее решение. Этот метод может использоваться и для формирования умения мыслить критически [Туласынова 2009].
Выделяют три основных этапа мозгового штурма: формулировка проблемы, генерация идей, оценка и отбор идей. В учебной аудитории первый этап мозгового штурма чаще всего опускается, поскольку преподаватель сам формулирует проблему, делит студентов на группы. Брейнсторминг начинается с генерации идей. На данном этапе возможны три варианта работы с применением приемов «свободные ассоциации» (Free Association), «визуальное мышление» (Visual Thinking) и «вопрос-ответ» (Question and Answer) [Cotton, Falvey, Kent, Lebeau, Rees 2015]. Прием «свободные ассоциации» эффективен для генерирования идей по теме и для разработки вспомогательных аргументов. Необходимо сфокусироваться на любых идеях, которые потенциально могут коррелировать с темой. Перед студентами стоит задача предложить как можно больше ассоциаций и зафиксировать их на бумаге, доске, мониторе.
Для реализации приема «визуальное мышление» любая картинка, фото, графический образ, представляющий тему, помещается в центр листа бумаги, доски, монитора компьютера. От центрального изображения по периметру располагаются еще несколько ответвлений с другими картинками, детализирующими тему. Темам и подтемам можно дать названия. Таким образом строится визуальная карта, которая поможет в структурировании, например, устного сообщения или эссе. Во время данного этапа необходимо обсудить идеи и предложения, найти в любом предложении что-то рациональное и попытаться объединить интеллектуальные находки в единое целое.
Прием «вопрос-ответ» заключается в том, что студентам предлагается придумать как можно больше вопросов по теме, не заботясь об ответах. Вопросы могут помочь выявить проблемы, связанные с темой. Затем необходимо отобрать лучшие вопросы и начать обдумывать ответы. Однако обсуждение ответов можно и отложить, если этап с вопросами оказался достаточно продуктивным.
Во время проведения «мозгового штурма» преподавателю не следует критиковать и оценивать студентов, а самим студентам не рекомендуется одобрять и критиковать чужие идеи. Рекомендуется фиксировать все предлагаемые варианты, даже самые невероятные и фантастические: чем больше будет предложений, тем больше вероятность найти правильное решение.
Одно из важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время работы совершенствуются навыки коммуникации и творческое мышление, генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Процесс брейнсторминга подразумевает создание цепочек идей, что обычно приводит к интеллектуальному взрыву. В соответствии с предполагаемым видом речевой деятельности, групповой или индивидуальной формой дальнейшей работы, третий этап мозгового штурма (оценка и отбор идей) может проводиться на текущем или следующем занятии, индивидуально или в группе. За генерацией идей может последовать проведение дискуссии в аудитории или выполнение домашнего задания в форме написания эссе, подготовки к презентации доклада или устному выступлению и т. д.
Заключение
Критическое мышление необходимо для осуществления любого вида речевой деятельности как на родном, так и на иностранном языке. Поскольку до сих пор не существует общепринятого определения данного типа мышления, а преподаватели продолжают констатировать факт его недостаточной сформированности у многих студентов, решение указанной проблемы остается актуальной задачей высшего образования.
В процессе изучения английского языка в вузе выполнение многих заданий способствует «включению» и совершенствованию механизмов критического мышления. Одним из эффективных методов работы является метод мозгового штурма, который успешно сочетается с такими видами работы как чтение текстов на общенаучные и профессиональные темы, аудирование, прослушивание лекций, просмотр видеороликов, проведение дискуссий, подготовка и презентация докладов, написание эссе и исследовательских работ на английском языке.
Список литературы
1. Власова О.В. Развитие критического мышления посредством работы с видео на занятиях иностранного языка // Евразийский гуманитарный журнал. 2017. № 1. С. 83-88.
2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
4. Казанцева А. В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов. М.: АСТ: CORPUS, 2017. 376 с.
5. Кальбитцер Я. Цифровая паранойя: Оставайтесь онлайн, не теряя рассудка. Минск: Дискурс, 2018. 192 с.
6. Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс] // Русский язык. 2002. № 29. URL: http://testolog.narod.ru/Other15.html (дата обращения: 28.11.2021).
7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: Каро, 2017. 144 с.
8. Развитие критического мышления на основе чтения текстов: учебное пособие (лабораторный практикум) / сост.: Н.Л. Московская, В.П. Старичкова, Е.А. Калиновская. Ставрополь: Изд-во «Северо-Кавказский федеральный университет», 2019. 98 с.
9. Смирнова С.А. Создание и применение Mind Maps как эффективное средство при изучении иностранного языка в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 1. С. 143-146.
10. Соснина Е.П., Старостина Н.Н. О влиянии критического мышления на качество освоения иностранного языка для специальных целей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. № 67. С. 29-37.
11. Туласынова Н.Ю. Использование проектной деятельности для развития навыков критического мышления студентов на занятиях по английскому языку // Гуманизация образования. 2009. № 4. С. 24-28.
12. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 28.09.2021).
13. ФГОС ВО (3++) по направлениям магистратуры [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25 (дата обращения: 28.09.2021).
14. Федотовская Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах: автореф. ... к. пед. н. М., 2005. 24 с.
15. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 505 с.
16. Activities to deepen critical thinking and higher-order thinking. A webinar from OUP. 29 ноября 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XiJWWLg47mE (дата обращения: 28.11.2021).
17. Brainy Trainy. Критическое мышление. Мозговой тренажер для детей и взрослых. СПб.: ООО «Банда умников», 2020. https://www.wildberries.ru/catalog/14761617/detail.aspx
18. Butterworth J., Thwaites G. Thinking Skills. Critical Thinking and Problem Solving. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 348 p.
19. Clandfield L. Critical Thinking in English Language Teaching. Macmillan Education Webinar. February 29, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qPjKB4KFyKc (дата обращения: 28.11.2021).
20. Cotton D., Falvey D., Kent S., Lebeau I., Rees G. New Language Leader Advanced Coursebook. Pearson Longman, 2015. 192 p.
21. Facione P.A. Critical Thinking: What it is and why it counts. Millbrae, CA: California Academic Press, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.insightassessment.com/wp-content/uploads/ia/pdf/whatwhy.pdf (дата обращения: 28.11.2021).
24. Fisher A. Critical thinking: an introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 249 p.
References
1. Vlasova O.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya posredstvom raboty s video na zanyatiyakh inostrannogo yazyka [Development of critical thinking through working with video in foreign language classes]. Evraziiskii gumanitarnyi zhurnal, 2017, no. 1, pp. 83-88. (In Russ.).
2. D'yui D. Psikhologiya i pedagogika myshleniya [Psychology and Pedagogy of Thinking]. Moscow, Sovershenstvo, 1997, 208 p. (In Russ.).
3. Zair-Bek S.I., Mushtavinskaya I.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke [The development of critical thinking in the classroom]. Moscow, Prosveshchenie, 2011, 223 p. (In Russ.).
4. Kazantseva A. V internete kto-to neprav! Nauchnye issledovaniya spornykh voprosov [Someone on the internet is wrong! Scientific research on controversial issues]. Moscow, AST: CORPUS, 2017, 376 p. (In Russ).
5. Kal'bittser Ya. Tsifrovaya paranoiya: Ostavaites' onlain, ne teryaya rassudka [Digital Paranoia: Stay Online Without Losing Your Mind]. Minsk, Diskurs, 2018, 192 p. (In Russ.).
6. Kluster D. Chto takoe kriticheskoe myshlenie? [What is critical thinking?]. Russkiiyazyk, 2002, no. 29. (In Russ.). Available at: http://testolog.narod.ru/Other15.html (accessed 28.11.2021).
7. Mushtavinskaya I.V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya [Technology for the development of critical thinking in the classroom and in the system of teacher training], Saint Petersburg, Karo, 2017, 144 p. (In Russ.).
8. N.L. Moskovskaja, V.P. Starichkova, E.A. Kalinovskaja. Razvitie kriticheskogo myshleniya na osnove chteniya tekstov [Development of critical thinking based on reading texts]. Stavropol, Severo-Kavkazskii federal'nyi universitet, 2019б, 98 p.
9. Smirnova S.A. Sozdanie i primenenie Mind Maps kak effektivnoe sredstvo pri izuchenii inostrannogo yazyka v vuze [Creation and application of Mind Maps as an effective tool for learning a foreign language at a university]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 2017, no. 1, pp. 143-146. (In Russ.).
10. Sosnina E.P., Starostina N.N. O vliyanii kriticheskogo myshleniya na kachestvo osvoeniya inostrannogo yazyka dlya spetsial'nykh tselei [On the influence of critical thinking on the quality of learning a foreign language for special purposes]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki, 2019, no. 67, pp. 29-37. (In Russ.).
11. Tulasynova N.Yu. Ispol'zovanie proektnoi deyatel'nosti dlya razvitiya navykov kriticheskogo myshleniya studentov na zanyatiyakh po angliiskomu yazyku [Using Project Activities to Develop Students' Critical Thinking Skills in English Classes]. Gumanizatsiya obrazovaniya, 2009, no. 4, pp. 24-28. (In Russ.).
12. FGOS VO (3++) po napravleniyam bakalavriata [Federal State Educational Standards of Higher Education (3++) in the areas of undergraduate studies]. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (accessed 28.09.2021).
13. FGOS VO (3++) po napravleniyam magistratury [Federal State Educational Standards of Higher Education (3++) in Master's Degrees]. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25 (accessed 28.09.2021).
14. Fedotovskaya E.I. Metodika razvitiya kriticheskogo myshleniya kak vazhnogo faktora formirovaniya inoyazychnoi kommunikativnoi kompetentsii v spetsializirovannykh vuzakh [Methodology for the development of critical thinking as an important factor in the formation of foreign language communicative competence in specialized universities]. Abstract of Ph. D. Thesis. Moscov, 2005, 24 p. (In Russ.).
15. Khalpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya [Psychology of critical thinking]. Saint Petersburg, Piter, 2000, 505 p. (In Russ.).
16. Activities to deepen critical thinking and higher-order thinking. A webinar from OUP. 29 ноября 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XiJWWLg47mE (дата обращения: 28.11.2021).
17. Brainy Trainy. Kriticheskoe myshlenie. Mozgovoj trenazher dlja detej i vzroslyh [Critical thinking. Brain simulator for children and adults]. Saint Petersburg, OOO «Banda umnikov», 2020. (In Russ.). Available at: https://www.wildberries.ru/catalog/14761617/detail.aspx (accessed 28.09.2021).
18. Butterworth J., Thwaites G. Thinking Skills. Critical Thinking and Problem Solving. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 348 p.
19. Clandfield L. Critical Thinking in English Language Teaching. Macmillan Education Webinar. February 29, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qPjKB4KFyKc (дата обращения: 28.11.2021).
20. Cotton D., Falvey D., Kent S., Lebeau I., Rees G. New Language Leader Advanced Coursebook. Pearson Longman, 2015. 192 p.
21. Facione P.A. Critical Thinking: What it is and why it counts. Millbrae, CA: California Academic Press, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.insightassessment.com/wp-content/uploads/ia/pdf/whatwhy.pdf (дата обращения: 28.11.2021).
24. Fisher A. Critical thinking: an introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 249 p.
Информация об авторе О.В. Байбурова - кандидат филологических наук, доцент Пермский государственный национальный исследовательский университет.
Information about the author O. V. Baiburova - Ph.D. (Philology), Associate Professor, Perm State University.
Статья поступила в редакцию 13.01.2022; одобрена после рецензирования 01.02.2022; принята к публикации 25.02.2022.
The article was submitted 13.01.2022; approved after reviewing 01.02.2022; accepted for publication 25.02.2022.