© Гришин И.А., 2012
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
УДК 332.1:334.012.64 ББК 65.04-131
АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
И.А. Гришин
В статье рассмотрены основные подходы, формы и методы активизации инновационной деятельности малых производственных предприятий в процессе реализации региональной промышленной политики. На базе авторской классификации инноваций в сфере деятельности малых производственных предприятий разработана модель построения регионального кластера на основе стимулирования кооперационных и интеграционных связей промышленных предприятий. В формате предложенной кластерной модели спрогнозированы возможные сценарии инновационной модернизации регионального производственного комплекса и даны рекомендации по реализации их стратегии развития.
Ключевые слова: инновация, малые производственные предприятия, региональная промышленная политика, классификация инноваций, управленческо-технологический критерий, территориально-производственная интеграция, региональный кластер, инновационная стратегия развития.
Сфера промышленного производства в течение длительного периода развития России в качестве мощной экономической державы являлась системообразующей отраслью народного хозяйства, а все остальные секторы ее экономики либо напрямую зависели от промышленного комплекса, либо его обслуживали. Такое положение вещей сохраняется во многом и в настоящее время, несмотря на резкое снижение объемов промышленного производства, катастрофический износ основных фондов, резкое увеличение доли сырье-
вого сектора. Яркой иллюстрацией затянувшегося кризиса российской промышленности является исчезновение в статистических справочниках показателей развития ряда важнейших отраслей с сопровождающейся заменой понятия «отрасль» на термин «виды производств». Наглядность этого примера свидетельствует о том, что дальнейшее движение в сфере промышленного производства по инерции, задаваемой вектором индустриального развития административно-командной экономики СССР версии 1980-х годов, невозможно в силу усиления технологического отставания и морального старения большинства многопередельных производств, где выпускается промышленная продукция с большим объемом добавленной стоимости.
Низкая конкурентоспособность такой продукции и потеря внутреннего рынка лишили
многие промышленные предприятия возможности инновационного развития. Отсутствие единого государственного органа, отвечающего в отраслевом масштабе за производство отдельной продукции по всей цепочке передела сырья, делает невозможным реанимацию крупных промышленных производств и их последующую модернизацию. В частности, одной из главных проблем, тормозящих инновационное развитие химической и нефтехимической промышленности России, как отмечает генеральный директор ОАО «НИИТЭХИМ» С.Х. Аминев, является недостаток углеводородного и минерального сырья, выделяемого монополистами на нужды отечественного производства [4, с. 69].
Паралич ранее мощной системы промышленного производства существенно снизил ее инновационный потенциал в формате прежней организационной модели. Несмотря на это отечественная промышленность имеет серьезные перспективы инновационного самообновления в условиях модернизации национальной экономики с учетом регионального аспекта ее развития. В условиях регионализации экономики центр деловой активности в промышленном секторе неуклонно смещается в сторону средних и малых производств, выпускающих технологически сложную конкурентоспособную продукцию. Именно на их инновационное развитие, по нашему мнению, должна быть ориентирована региональная промышленная политика в процессе своей реализации с целью создания новых производств на территории региона.
В структуре современной региональной экономики России местный бизнес большей частью представлен малыми и средними предприятиями, а отраслевой (корпоративный) -крупными структурами национального и транснационального масштаба. В силу того что уровень регулирующего воздействия на последний крайне ограничен, активизация инновационной деятельности средних и малых предприятий мы рассматриваем в качестве одного из приоритетов промышленной политики региона. Активное внедрение инноваций на промышленных предприятиях производства региона в условиях расширения кооперационных связей местных производителей способствует созданию дополнительных условий для
интеграции средних и малых предприятий, входящих в единую производственную цепочку [2, с. 6-8].
Сформировавшиеся на этой основе и успешно функционирующие группы малых и средних производственных предприятий являются альтернативной формой индустриального развития территории, а его регулирование со стороны региональной власти организовать намного проще по сравнению с крупными промышленными предприятиями региона. Для обеспечения эффективности функционирования таких производственных цепочек, состоящих из малых и средних предприятий, необходима система поддержки их инновационной деятельности.
Во многом осуществление технологических инноваций и внедрение новых форм организации производственной деятельности может быть проведено на основе развития в регионе отраслевых бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, технопарков, позволяющих объединить потенциалы местного и отраслевого (корпоративного) промышленного бизнеса [6, с. 185-305]. Поэтому в целях реализации региональной промышленной политики развития малых и средних предприятий на инновационной основе необходимо осуществлять их дифференцированную поддержку в соответствии с характером инновационной деятельности каждой группы предприятий единого производственного цикла.
Отечественной экономической науке в настоящее время известно множество классификаций инноваций: по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву [3]; по Э.А. Уткину, Г.И. Морозовой,
Н.И. Морозовой [7]; по РА. Фатхутдинову [8]; по А.И. Пригожину [5]; по В.В. Гошкову и Е.А. Кретовой [1], а также ряд других. Подробная детализация инноваций и систематизация по различным признакам дает исчерпывающее представление об их природе и характере проявления в хозяйственной практике предприятий и организаций. Однако для принятия конкретных управленческих решений зачастую требуются емкие и однозначные формулировки, характеризующиеся низким уровнем вариативности. С этой целью нами произведена систематизация малых предприятий и их классификация по управленческо-технологическому критерию, предполагающая построение двухфак-
торной модели и выделение четырех основных групп малых предприятий.
Сущность и содержание управленческо-технологического критерия определяются на основе следующих допущений: 1) развитие производства предполагает постоянное внедрение инноваций для поддержания своих конкурентных позиций; 2) все инновации разделены на две группы (управленческие - направлены на совершенствование организационно-экономической структуры предприятия, технологические - на повышение эффективности производства на основе освоения достижений науки и техники); 3) в зависимости от характера инновационной деятельности, то есть соотношения управленческих и технологических инноваций, малое предприятие относится к одной из четырех образованных групп (см. рис. 1).
Первая группа (низкий уровень управленческих и технологических инноваций) - это самые мелкие предприятия кустарно-ремесленного промысла, состоящие из одного или нескольких человек, которые осуществляют производственную деятельность с помощью морально устаревшего оборудования, а также приспособлений, нередко изготавливаемых самостоятельно. Это в совокупности с недостаточным уровнем технического образования владельцев и работников малых предприятий обусловливает использование в основном устаревших технологий для производства товаров, работ и услуг. Деятельность таких пред-
приятий представляет собой: мелкий ремонт различных изделий (обуви, часов); лоточную (розничную) торговлю; изготовление различной утвари; некоторые услуги в сфере общественного питания и бытового обслуживания. Основная цель деятельности представителей этой группы - получение средств для существования (самозанятость), а также поддержания самого бизнеса, что можно расценивать как альтернативу работе по найму.
Ко второй группе (высокий уровень управленческих и низкий уровень технологических инноваций) относятся различные организации, занимающиеся несложными в технологическом плане видами деятельности, но на более высоком управленческом уровне, который предполагает различные формы кооперации и интеграции, а также создание определенной структуры экономических отношений. Большинство представителей второй группы предпринимателей прошли в своем развитии стадию первой группы, но, обладая высокими индивидуальными организаторскими способностями, добились наилучших экономических показателей по сравнению с другими малыми предприятиями. Благодаря этому у данных предпринимателей появилась возможность дополнительного привлечения капитала и увеличения объема производимых товаров, работ и услуг. Такие успехи позволили им занять более выгодный сегмент рынка и осуществить контроль над предприятиями из первой группы.
III - группа IV - группа
Высокотехнологичные Малые инновационные
малые предприятия предприятия, входящие в интегрированные структуры крупного бизнеса
I группа II - группа
Малые предприятия Созданная на основе
кустарно-ремесленного устойчивых
промысла кооперационных связей партнерская группа малых предприятий
Мало Управленческие инновации Мтго
Рис. 1. Классификация малых предприятий на основе двухфакторной модели (управленческо-технологический критерий)
Указанный контроль можно свести к следующим формам: предоставление мелким предприятиям товарного и денежного кредита и навязывание вместе с этим своих условий сотрудничества; скупка всей произведенной ими продукции по заранее оговоренным фиксированным ценам и дальнейшая ее реализация на более прибыльных рынках; участие в прибыли, получаемой мелкими предприятиями, на основе зависимости от контролирующих фирм (данное участие в прибыли имеет много схожего с насильственным изъятием денежных средств); установление контроля на основе использования неэкономических методов в ходе ведения бизнеса.
Для второй группы малых предприятий также характерно: распространение сферы своего влияния по горизонтали с вовлечением в свою деятельность новых предприятий; высокий уровень управления и четкая структурированность системы; несложный в технологическом отношении производственный процесс и «тиражирование» однотипных мелких производственных единиц; концентрация теневого капитала и его инвестирование в более технологичные производства с последующим частичным «отмыванием денег»; сохранение своего статуса и сферы влияния как источника получения стабильных доходов.
Несмотря на достаточно высокую степень организации данной системы, предприятия, относящиеся ко второй группе, как правило всегда сохраняют статус малых, а при росте объемов производства прибегают к «дроблению», то есть учреждают новую аналогичную фирму, передают на нее часть производственных мощностей, нанимают менеджеров и осуществляют контроль в качестве основного учредителя.
Третья группа классификации (низкий уровень управленческих и высокий уровень технологических инноваций) - инновационные высокотехнологичные малые предприятия, деятельность которых носит научно-исследовательский характер. Такие предприятия являются результатом высокоинтеллектуальной работы группы единомышленников, которые осуществляют коммерциализацию новых идей.
Для определения персонала этой фирмы в большей степени подходит формулировка «творческий коллектив», так как все участни-
ки проекта понимают важность своей работы. Характерной чертой третьей группы малых предприятий является их стремительный рост или быстрое разорение. Если осуществляемый проект успешно реализуется, то малое предприятие достаточно быстро переходит в разряд среднего, а затем имеет серьезные шансы еще более расширить бизнес либо интегрироваться в крупные предпринимательские структуры. Успех таких предприятий напрямую зависит от предложения венчурного капитала, качества потребляемых деловых услуг и эффективности поддержки малых предприятий.
Последняя группа (высокий уровень управленческих и технологических инноваций) из классификации малых предприятий представлена фирмами, которые уже входят в крупные интегрированные структуры регионального, национального, иногда транснационального масштаба. Эти малые предприятия изначально создаются крупным бизнесом для выполнения отдельных функций по обслуживанию основной производственной деятельности. Они самостоятельны условно, так как являются частью технологической цепочки; в большинстве случаев учредителями предусмотрен полный контроль над их деятельностью со стороны материнской компании, которая определяет параметры развития подконтрольного малого предприятия, представляющего собой:
- успешное развитие, рост и вхождение со временем в материнскую компанию в качестве структурного подразделения;
-ликвидацию после достижения поставленных целей с передачей финансовых и материальных активов, а также прав на интеллектуальную собственность в пользу материнской компании;
- реорганизацию в связи с изменением формы собственности, состава учредителей, основных видов деятельности, также в ходе процессов слияния или поглощения. Использование крупными организациями
специально создаваемых малых предприятий представляет особую форму защиты от экономических рисков основного бизнеса. Поэтому такие малые предприятия можно рассматривать в качестве испытательных полигонов, экспериментальных участков и «продукта» отраслевых (корпоративных) бизнес-инкубаторов.
Данная классификация малых предприятий, произведенная на основе управленческо-технологического критерия, и оценка их инновационного потенциала позволяет перейти к разработке стратегических программ экономического развития региона, в реализации которых принимают активное участие интегрированные производственные структуры, формируемые в условиях реализации региональной промышленной политики с учетом взаимосвязей, графически отображенных на рисунке 2.
На наш взгляд, несмотря на сложившуюся систему кооперационных и интеграционных взаимосвязей, наибольший интеграционный потенциал, имеющий перспективы дальнейшей реализации, сосредоточен во второй и третьей группах малых предприятий. Эти предприятия, благодаря постоянно осуществляемым инновациям в технологии производства или системе управления, обладают конкурентными преимуществами, но в то же время имеют и слабые участки либо рыночного, либо технологического плана. Их усиление позволит развиваться им самим и в целом региональному производственному комплексу, в структуре которого функционируют круп-
ные, средние и малые предприятия различных форм собственности.
Эффективность координирования деятельности промышленных предприятий на уровне производственных комплексов региона повышается при вхождении в интегрированные структуры ввиду следующих причин:
- включаясь в реализацию социально-экономических программ и приоритетных инвестиционных проектов регионального значения, они способны существенно повышать их управляемость и снижать соответствующие риски для регионального и муниципальных бюджетов;
- интегрированные структуры в состоянии более эффективно и гарантированно выполнять государственные и муниципальные заказы;
- интеграционные процессы способны серьезно уменьшить транспортные издержки предприятий, повысить уровень их рентабельности;
- интеграция предприятий и организаций на региональном уровне улучшит ситуацию с производством товаров для нужд местного рынка.
Р;ИХО р и а л Ь'Н.0,7;П р;0 И 3 ВхО;Д,С;Т в^е н н н ъе г^р^а;Ц И
Рис. 2. Система кооперационных и интеграционных взаимосвязей предприятий в промышленной политике региона
В связи с этим в интересах укрепления экономики региона представляется целесообразным выработка мер региональной и муниципальной промышленной политики, направленных на расширение кооперационных связей и стимулирование интеграционных процессов в структуре городских производственных комплексов региона, как между различными классификационными группами малых предприятий, так и в отношении малых, средних и крупных предприятий. Осуществление органичного перехода к плодотворному сотрудничеству предприятий всех форм собственности в целях социально-экономического развития региона с использованием ресурсов интеграционного взаимодействия должна быть соответствующим образом структурирована и упорядочена на основе использования организационных форм и механизмов, позволяющих поднять на новый уровень взаимоотношения органов региональной власти с представителями местного бизнес-сообщества.
Обобщая методы и инструменты стратегического и тактического регулирования малых производственных предприятий, следует отметить, что для реализации региональной промышленной политики развития малых предприятий в настоящее время возможны три стратегических сценария:
1. Инерционный, когда темпы развития малых предприятий в промышленном секторе сохраняются, а проблемы, сдерживающие их рост, продолжают оставаться существенным фактором. Малые предприятия выполняют те же функции, уравновешивая финансовые и материальные потоки в экономике региона; достаточно велик удельный вес теневого сектора. Поддержка малых предприятий не дифференцирована, носит несистемный характер и осуществляется по остаточному принципу.
2. Комплексный, когда темпы развития малых производственных предприятий увеличиваются за счет системной поддержки со стороны региональной и местной власти. Благодаря устранению барьеров на пути своего развития, усиливается тенденция выхода малых предприятий из «тени», вследствие этого они становится важной подсистемой региональной экономики, создающей основу для роста благосостояния населения.
3. Инновационный, когда темпы развития малых производственных предприятий существенно увеличиваются благодаря комплексному развитию инфраструктуры малого и среднего бизнеса в индустриальных городах региона и реализации региональных и муниципальных целевых программ поддержки на системной основе. В процессе этого активно развиваются бизнес-инкубаторы, инновационные центры и технопарковые структуры, создающие необходимые условия для формирования у малых и средних предприятий градообразующей функции наравне с крупным бизнесом.
Исходя из возможных сценарных планов развития малых и средних производственных предприятий в структуре производственного комплекса региона, сформируем три основные стратегии:
- стратегия поступательного развития (первый уровень), которая реализуется в условиях равных прав при доступе к производственным ресурсам и всеобщей доступности поддержки для малых предприятий;
- стратегия комплексного развития (второй уровень), которая реализуется на основе внедрения дифференцированной поддержки малых предприятий в зависимости: а) от отраслевой специфики; б) эффективности ведения бизнеса; в) характера инновационной деятельности;
- стратегия инновационного развития (третий уровень), основным условием которой являются устойчивые партнерские связи органов региональной и местной власти с градообразующими предприятиями, общественными объединениями предпринимателей и местным бизнес-сообществом в условиях реализации кластерной политики.
Несмотря на существенные различия, перечисленные стратегии тесно связаны между собой, так как каждая из них формирует платформу для реализации последующей (первая для второй, вторая для третьей), а общим условием для всех стратегий является активизация инновационной деятельности по принципу взаимодополняемости и взаимопроникновения. Поэтому наряду с поэтапной реализацией возможно параллельное осуществление увязанных между собой ме-
роприятий разных уровней. При этом в стратегии поступательного развития основной акцент делается на программных мероприятиях поддержки малых предприятий, а в двух последующих - на комплексном и инновационном подходах к их реализации.
Стратегия поступательного развития предполагает поэтапное выполнение поставленных задач для активизации инновационной деятельности малых предприятий в региональном производственном комплексе, исходя из имеющихся средств и на основе существующей системы мер промышленной политики региона. Данная стратегия включает четыре основных блока: развитие традиционных для региона отраслей и видов производственной деятельности; освоение новых перспективных видов и форм организации производства; совершенствование инфраструктурного обеспечения малых производственных предприятий; повышение конкурентоспособности городских производственных комплексов региона.
Стратегия комплексного развития, наряду с совершенствованием инфраструктуры и программно-методического обеспечения, предполагает осуществление целенаправленных действий по сфокусированному стимулированию производственной деятельности малых предприятий в индустриальных городах региона. Главное условие стратегии комплексного развития - организация дифференцированной поддержки малых предприятий, осуществляемая в следующем порядке: 1) выявление отраслевой специфики малых предприятий; 2) анализ экономических показателей функционирования с целью выявления возможностей самостоятельного развития предприятия в отрасли; 3) классификация малых предприятий по характеру инновационной деятельности для определения необходимого направления поддержки.
Стратегия инновационного развития предполагает формирование устойчивых экономических связей в структуре производственного комплекса региона в условиях кла-стерообразования. В современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных от-
раслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. По своей структуре кластер рассматривается как сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов рыночной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости. В состав многих кластеров входят также органы власти, университеты, центры стандартизации, торговые ассоциации, а также различные предпринимательские структуры.
Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению взаимосвязей между участниками кластера на сетевой основе в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределения рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижения транзакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.
В индустриальных городах региона реализация кластерной политики тесно переплетается с развитием кооперационного и интеграционного взаимодействия крупных, средних и малых предприятий. Основными условиями построения кластерной модели в процессе реализации промышленной политики региона являются:
- расширение кооперационных связей малых и средних предприятий, связанных в единую технологическую цепочку, по производству и реализации товаров и услуг;
- формирование общего каркаса кластера местным бизнес-сообществом, контролирующим большую часть малого бизнеса, и градообразующими предприятиями, развивающими вокруг себя сеть малых предприятий, обслуживающих их производственную деятельность;
- развитие в индустриальных городах региона технопарковых структур (бизнес-инкубаторы, инновационные центры и т. д.), выступающих в качестве системообразующих элементов кластерной модели;
- активизация научно-производственной деятельности в технопарке и создание на ее основе малых предприятий, ориентированных на решение конкретных отраслевых проблем с последующим включением их в существующие и вновь образуемые технологические цепочки кластера. Создание вышеперечисленных условий наряду со стимулированием процесса формирования региональных кластеров повышает инновационную активность малых предприятий промышленности, поскольку в рамках объединенной производственной структуры группы предприятий кластера эффективность использования интеллектуальных ресурсов увеличивается за счет расширения доступа к ним по линии развития кооперационных и интеграционных взаимосвязей. Развитие инновационной деятельности малых производственных предприятий при их встраивании в производственные цепочки, формируемые крупными предприятиями региона, обеспечивает увеличение добавленной стоимости промышленной продукции, расширение каналов сбыта продукции, улучшение качества обслуживания конечного потребителя и повышение конкурентоспособности региональной экономики. Развитие интеграции малых предприятий в структуру крупного производства на уровне региона стимулирует процессы самообновления региональных производственных систем, поскольку инновационная деятельность малых предприятий становится источ-
ником инноваций более высокого порядка в масштабе всей производственной структуры регионального кластера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горшков, В. В. Инновационные риски / В. В. Горшков, Е. А. Кретова ; С.-Петерб. гос. ун-т. -СПб., 1996. - 103 с.
2. Гришин, И. А. Интеграционное развитие конкурентоспособности в промышленной политике региона / И. А. Гришин, О. А. Голодова // Предпринимательство. - 2007. - N° 2. - С. 6-8.
3. Завлин, П. Н. Оценка эффективности инноваций / П. Н. Завлин, А. В. Васильев. - СПб. : Бизнес-Пресса, 1998. - 215 с.
4. Научно-практическая конференция «Роль химии в инновационном развитии России и стран СНГ», 25-26 октября 2011 г., г. Москва // Промышленное производство и использование эластомеров. - 2011. - №> 2.
5. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) / А. И. Пригожин. - М. : Политиздат, 1989. - 346 с.
6. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. акад. А. Г. Гранберга. - М. : Наука, 2004. - С. 185-305.
7. Уткин, Э. А. Инновационный менеджмент / Э. А. Уткин, Г. И. Морозова, Н. И. Морозова. -М. : Акалис, 1996. - 208 с.
8. Фатхутдинов, Р А. Инновационный менеджмент : учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 6-е изд. -СПб. : Питер, 2010. - 448 с.
INTENSIFICATION OF INNOVATION ACTIVITY OF SMALL MANUFACTURING ENTERPRISES IN IMPLEMENTATION OF REGIONAL INDUSTRIAL POLICY
I.A. Grishin
The article views basic approaches, forms and methods of intensification of innovation activity of small manufacturing enterprises in the implementation of regional industrial policy. On the basic of his own classification of innovations in the activities of small manufacturing enterprises the author has developed a model of regional cluster construction based on stimulating cooperation and integration communications between industrial enterprises. In the format of the proposed cluster mode the author predicts possible scenarios of innovative modernization of regional production complex and gives recommendations on the implementation of their development strategy.
Key words: innovation, small manufacturing enterprise, regional industrial policy, classification of innovations, managerial-technological criteria, territorial-production integration, regional cluster, innovation strategy of development.