АКТИВАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ ШКОЛЬНИКОВ БИОСТИМУЛЯТОРОМ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ДЕТСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ
Михайличенко К.Ю., Назаров В.А., Чижов А.Я.
Российский университет дружбы народов, экологический факультет, кафедра судебной экологии
В статье приводятся результаты сравнительного анализа состояния здоровья школьников старших классов в зависимости от характера их адаптационных реакций до и после проведения активационной терапии природным адаптогеном. Выявлено достоверное увеличение числа учащихся с реакциями повышенной активации, что соответствует особенностям адаптационных реакций редко болеющих детей.
Изучение адаптационных реакций детского организма в условиях влияния факторов внешней среды является одной из актуальных задач современной экологии и медицины. Неблагоприятные факторы окружающей среды постепенно истощают резервные возможности детского организма, особенно при увеличении нагрузки на функциональные системы, которое наиболее выражено во время обучения в школе.
В условиях чрезмерных или длительных воздействий неблагоприятных для организма факторов могут наступать значительные отклонения констант за пределы допустимых границ, что приводит к нарушению нормального течения физиологических функций и развитию патологического процесса. При возникновении патологических состояний адаптация играет существенную роль в развитии различных компенсаторных изменений в организме, защитных механизмов, противодействующих развитию болезни [5].
В связи с тем, что большинство исследований выявляют отрицательные тенденции в структуре здоровья детского населения (наблюдается рост и распространенность хронических заболеваний, функциональных нарушений органов и систем организма) [4], что подтверждается результатами проведенных авторами исследований [2], видится целесообразным провести оценку адаптационных реакций детей школьного возраста и, в случае необходимости, провести их коррекцию с помощью адаптогенов.
Целью настоящего исследования явился сравнительный анализ характера адаптационных реакций школьников и оценка эффективности действия адаптогенов на резистентность их организма.
Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи: проведение тестирования в программе «Антистресс» для получения информации о характере адаптационных реакций учащихся; сопоставление результатов состояния здоровья до и после проведения активационной профилактики фитоадаптогеном; анализ результатов адаптационных реакций и, в случае необходимости, разработка рекомендаций по улучшению состояния здоровья.
У детей, так же, как и у взрослых, было выявлено пять основных типов адаптационных реакций: стресс, переактивация и антистрессорные реакции тренировки, спокойной активации и повышенной активации. Каждая из этих реакций соответствовала определенному функциональному состоянию организма ребенка и уровню его здоровья. В остром периоде заболевания (бронхит, бронхопневмония) наблюдался стресс; при обострении экссудативно-катаррального диатеза - переактивация. У часто болеющих детей в периоды здоровья наблюдались главным образом напряженные реакции тренировки и спокойной активации. «Идеальному здоровью» (очень редко болеющие или почти не болеющие дети) соответствовала реакция повышенной активации. Эта же реакция сопровождает заключительные этапы выздоровления.
Целью активационной терапии у детей является вызов реакций повышенной и спокойной активации, наиболее значительно повышающих неспецифическую резистентность организма.
Для активационного оздоровления, профилактики и лечения разных болезней у детей следует принимать природные биостимуляторы. Наиболее эффективное действие оказывает экстракт элеутерококка [1].
Материалы и методы исследования. Изучение адаптационных реакций учащихся школы №21 г. Люберцы Московской области проводилось в 2010-2011 гг.
Город Люберцы Московской области характеризуется неблагоприятной экологической обстановкой и ростом заболеваемости детского населения [3].
Обследование школьников проводилось с помощью программы «Антистресс», разработанной Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной, Т.С. Кузьменко, Г.Н. Толмачев, А.Б. Горстко. Авторы программы являются ведущими специалистами в мире в области исследования адаптационных реакций.
В исследовании приняли участие школьники старшей возрастной группы: 15-17 лет (9, 10, 11 классы). Выборка составляла 75 человек. Опросник самооценки, лежащий в основе программы «Антистресс» и созданный в результате накопления значительных данных о корреляции самочувствия людей с разными адаптационными реакциями различных уровней реактивности, является высокоинформативным и довольно точным (94% попадания).
В результате тестирования были получены данные о характере адаптационных реакций, на основе которых были отобраны школьники с различной степенью нарушения здоровья. После чего учащимся, у которых наблюдалось нарушение здоровья, была проведена активационная терапия с помощью природного биостимулятора - экстракт элеутерококка. Школьники должны были принимать его ежедневно в течение одного месяца в дозах, рассчитанных в зависимости от типа наблюдаемой адаптационной реакции.
Результаты и их анализ. Проведя сравнительный анализ адаптационных реакций и соответствующих им показателей состояния здоровья школьников старших классов до и после активационной профилактики фитоадаптогеном, были получены следующие результаты (табл. 1):
Таблица 1
Состояние здоровья и типы адаптационных реакций учащихся до и после приема биостимулятора
Тип реакции Состояние здоровья до профилактики после профилактики t Р
% от общего кол-ва т: % от общего кол-ва т2
Актива ция повышен ная хорошее 14,0 3,5 34,8 4,8 3,5 < 0,001
спокойна я удовлетвори- тельное 42,0 4,9 47,9 5,0 0,8 >0,05
Тренировка удовлетвори- тельное 2,0 1,4 5,4 2,3 1,2 < 0,05
Переактивация нарушение здоровья 40,0 4,9 1,3 1,1 7,7 < 0,001
Стресс значительное нарушение здоровья 2,0 1,4 10,6 3,0 2,2 >0,05
В результате анализа адаптационных реакций школьников старших классов до и после приема адаптогена было выявлено, что количество учащихся старших классов, имеющих адаптационные реакции соответствующие хорошему и удовлетворительному состоянию здоровья, значительно возросло (+ 30,1%) после активационной терапии экстрактом элеутерококка. При этом количество учащихся, у которых стали преобладать реакции повышенной активации, возросло на 20,8%, что соответствует особенностям адаптационных реакций редко болеющих детей. При этом число школьников с реакциями переактивации, противоположными стрессу, но также являющимися неспецифической основой патологии, достоверно уменьшилось (- 39,1%).
Проведенное исследование показало, что для активационного оздоровления, профилактики и лечения различных болезней у детей, несомненно, следует принимать природные биостимуляторы.
Облегчает активационную терапию у детей то, что повышенная активация - это свойственная этому возрасту реакция, и она легко у них развивается [1]. Кроме того, в детском возрасте крайне редко развиваются стойкие состояния, состояния ареактивности, и дети довольно легко меняют тип адаптационной реакции, причем стремятся в сторону реакций активации.
В качестве рекомендаций, хотелось бы подчеркнуть необходимость активационной профилактики учащихся, резервные возможности организма которых особенно уязвимы при увеличении нагрузки на функциональные системы во время обучения в школе.
Литература
1. Гаркави Л.Х. Активационная терапия. Антистрессорные реакции активации и тренировки и их использование для оздоровления, профилактики и лечения. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2006. - 256 с.
2. Михайличенко К.Ю., Назаров В.А., Кондрашова А.С., Чижов А.Я. Параметры школьной среды как фактор, негативно влияющий на здоровье учащихся // Вестник РУДН. Сер. Медицина. - М.: изд-во РУДН, 2010. - №4. - С. 342-348
3. Статистический отчет Департамента здравоохранения г. Люберцы за 2000-2005 гг. - Люберцы, 2006. -68 с.
4. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Беренков Л.Ф. и др. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2009. - №2. - С. 57-81.
5. ЧижовА.Я. Современные проблемы экологической патологии человека. Учебное пособие. - М.: изд-
во РУДН, 2008. - 611 с.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
SCHOOLBOYS ACTIVATION THEROPY BY BIOSTIMULANT AS A WAY OF CHILDREN’S POPULATION RESISTANCE INCREAS
K.Yu. Mikhaylichenko, A. V. Nazarov, A.Ya. Chizhov
Department of Judicial Ecology RPFU. Moscow. 115093. Podolskoye shosse 8/5.
Ecological faculty