Абдулкадиров Даку Абдурахманович,
старший преподаватель кафедры СЕ, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]
Исмаилов Алимедет Исамутдинович, старший преподаватель кафедры СЕ, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]
Alimedet I. Ismailov, senior lecturer, the chair of CS, FPTS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 24.07.2016 г.
Received 24.07.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 377.5 / UDC 377.5
Аксиоматические аспекты формирования методической компетентности преподавателя в открытом образовательном пространстве колледжа
© 2016 Исаева Л. М., Везиров Т. Г.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть основные направления развития аксиоматических аспектов открытого образования, в котором органически сочетаются все известные формы обучения - очная, заочная и дистанционная. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы. Результаты. Образовательная среда системы открытого образования возникает как следствие развития дистанционного образования. Выводы. Создание системы открытого образования ведется путем разработки однородной структуры, построенной на базе средств информационных и коммуникационных технологий.
Ключевые слова: открытое образование, дистанционное образование, виртуальное представительство, формирование профессиональной культуры, методическая компетентность, аксиоматический аспект.
Формат цитирования: Исаева Л. М., Везиров Т. Г. Аксиоматические аспекты формирования методической компетентности преподавателя в открытом образовательном пространстве колледжа // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 48-52.
Axiomatic Aspects of the Teacher's Methodical Competence Formation in the Colledge Open
Educational Field
© 2016 Laisat M. Isaeva, Timur G. Vezirov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. Aim. The aim of this research is to describe the basic directions of the axiomatic aspect's development in open education, which organically combines all the known forms of training - full-time, part-time and distance. Methods. The analysis of psychological and pedagogical literature. Results. Educational environment of open education arises as a consequence of the development of remote education. Conclusions. The establishment of an open education system conducted by developing a homogeneous structure, built by means of information and communication technologies.
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Keywords: open education, distance education, virtual office, the formation of professional culture, methodical competence, the axiomatic aspect.
For Citation: Isaeva L. M., Vezirov T. G. Axiomatic Aspects of the Teacher's Methodical Competence Formation in the Colledge Open Educational Field. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. 2016. Pp. 48-52. (In Russian)
С начала нового столетия в отечественной педагогической науке возник ряд исследований, посвященных формированию компетентности преподавателей в области открытого образовательного пространства колледжа. В их числе можно назвать таких ученых, как В. Н. Макашова, Е. В. Закутная, И. Ю. Горохова, Т. Э. Кочорян, Н. В. Нику-лечева, Г. А. Краснова, Н. С. Радевская, А. А. Попов, М. А. Евдакимов, С. С. Шевелева, О. С. Бобин, их работы посвящены проблематике формирования основ в условиях открытого образования; анализу возможностей открытой образовательной среды как ресурса аксиоматических аспектов формирования развития личности посвящены работы А. В. Орлова, Л. А. Регу-ша, С. В. Тарасова, В. А. Ясвина и др.; современные подходы и методики профессионально-педагогической подготовки преподавателей колледжа раскрыты в трудах А. В. Дмитриченко, Е. М. Кандалина, Н. А. Каюмова, Л. И. Колесникова.
Цель и методы исследования
Аксиоматические аспекты формирования методической компетентности преподавателя позволяют нам последовательно и системно обозначить тактические ходы в применении методов и отборе содержания обучения, определить место, роль и функции методической компетентности, формирования познавательной деятельности с использованием открытого образовательного пространства колледжа.
Периодизация материала
В нашем случае аксиоматические аспекты формирования методической компетентности преподавателя направлены на развитие познавательной активности непрерывного образования. В условиях модернизации непрерывное образование затрагивает основы качества образования в обществе:
- цели и задачи образовательного учреждения;
- вопросы формирования качества, доступности образования;
- ресурсы развития и коррекция профессионального роста;
- развитие компетентностного подхода;
- освоение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения.
Такая широкая связь позволяет выявить набор понятий не только в образовательном процессе, но и в открытом образовательном пространстве.
В контексте аксиоматических аспектов основным механизмом в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации является система управления качеством образования, согласованная с концепцией организационно-педагогического сопровождения в условиях непрерывного образования.
Качество среднего профессионального образования определяет проблемы субъектов, направленных на освоение интеллектуальных, информационных знаний, предусматривающих в сфере их деятельности.
Реализация региональных программ развития профессионального образования предполагает выполнение конкретных социально обусловленных задач. Присутствие аксиологических аспектов и интерес в их осуществлении считается основной базой общественного партнерства в образовательной сфере. Модель подобного партнерства становится взаимодополнением в социально-образовательных учреждениях через систему открытого образования.
Открытое образование согласно определению, данному крупнейшим отечественным учёным в данной области В. П. Тихомировым: «это система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и продвижение образовательного ценза» [3].
Следовательно, анализ исследованной литературы позволяет нам выявить систему открытого образования, состоящую из следующих функциональных подсистем:
- Открытость, доступность, подготовка любой степени на дистанции, без отрыва от любой деятельности;
- Открытость, никак не замкнутость пределов обучения и беспрепятственное свободное для выбора условий обучения; подготовка встроена в профессиональную и социальную деятельность обучаемого,
способствует формированию его компетентности;
- Открытость и территориальность построена на широкомасштабных в географическом отношении образовательных сетях;
- Открытые возможности для саморазвития ориентированы на изменение образовательных потребностей;
- Открытые реализации индивидуальных возможностей; учитывание индивидуальных особенностей обучаемых;
- Открытость и коммуникативность, весь процесс построен на основе коммуникаций между всеми субъектами образовательной системы;
- Разнообразие форм взаимодействия допускает и развивает разнообразие форм связи.
Открытое образование как система позволяет выбирать маршрут своего профессионального совершенствования, в частности в области научно-методической деятельности. В этой деятельности важную роль могут сыграть информационные и виртуальные технологии, которые приводят к значительной перестройке информационно-коммуникационной среды в системе среднего профессионального образования [5].
Аксиологической формой педагогического взаимодействия в условиях современной информационно-коммуникационной среды является дистанционное обучение (ДО), представленное в электронно-цифровой форме [1].
Основные аспекты дистанционного образования:
1. Возможность совершенствования знаний в различных областях в рамках, действующих образовательных программ.
2. Получить документ об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов, соответствующей аттестации.
3. Дать качественное образование по различным направлениям образовательных программ.
Необходимость широкого использования ДО в системе среднего профессионального образования субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Образовательная среда, образующаяся равно как результат формирования ДО,
обязана соответствовать следующим условиям:
- аксиологический аспект к содержанию и структуре образовательного процесса;
- эффективное применение телекоммуникационных технологий в образовательном процессе;
- аксиологические аспекты использования сетевого тестирования и осуществление аттестации с использованием WEB-технологий;
- внедрение современных средств информатизации, массовой коммуникации и глобализации образования для развития учебного заведения независимо от местоположения.
Информационные технологии сегодня стали основной проектной моделью образовательной среды, названной в ряде исследований «информационное образовательное пространство» и «информационная образовательная среда».
Так, в одной из статей [4] Т. Г. Везирова написано, что «преподаватели, участвующие в программах дистанционного обучения, получают возможность расширить предложение своих знаний и опыта на образовательные услуги, познакомиться с мировой академической общественностью, не теряя связи с базовым вузом».
Таким образом, ДО включает в себя координационно-методичные ресурсы, комплекс технических и программных средств, обеспечивающих эффективный доступ к педагогическим данным информации с целью осуществления образовательных коммуникаций, актуальных для реализации целей и задач педагогического образования в нынешних условиях.
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий и быстро растущий объем информации, содержащийся в мировом виртуальном пространстве в определенной части связан с ДО. Формирование образовательной среды системы открытого образования проводится посредством возведенных в основе стандартного программного предоставления средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), направленных на работу в сети Интернет.
В монографии [2] И. В. Роберт под информационно-коммуникационной средой понимает совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.
Данное программное обеспечение размещается в разных регионах на базе наиболее оснащенных в системе среднего профессионального образования, образуя региональные образовательные среды. Любая региональная образовательная среда считается потребностью содержания ДО в концепции среднего профессионального образования своего региона.
В связи с этим основной акцент в системе среднего профессионального образования делается на качество повышения квалификации преподавателя. Результаты процесса обучения выражаются в формировании методической компетентности преподавателя (они описаны в государственных стандартах, программах с целью повышения квалификации и стажировки педагогических работников). Однако традиционная организация преподавателя учебного заведения, направленная только лишь на формирование методичной компетентности в настоящей сфере, вся без исключения отстает в нынешних условиях и никак не может найти решения этой проблемы, которая стоит перед образованием.
Инновационным подходом в условиях открытого образования является внедрение ДО в практику процесса моделирования, прогнозирования, проектирования, применения действующих и диалоговых конфигураций деятельности преподавателей, кроме того разные виды семинаров, тренинги и занесение их компонентов в фактические обучения по различным предметам.
Преподаватель должен иметь представление о том, какие компетентности обязан совершенствовать у себя в процессе использования ДО в профессионально-педагогической деятельности, обладать довольно большой степенью самоопределения,
1. Далингер В. А. Этапы становления и развития дистанционного образования в России / Информационные технологии в образовании // Материалы XI конференции-выставки. М. : МИФИ, 2001. 200 с.
2. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогичес-кие и технологические аспекты). Монография. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 384 с.
1. Dalinger V. A. Stages of formation and development of distance education in Russia. Infor-
высококлассной мотивировкой, способностью реализовывать самомнение, уметь осуществлять самооценку и самоанализ, развивать в себе профессионально важные качества личности, а кроме того овладевать содержанием и технологиями формирования развития высококлассной профессиональной культуры.
Исследования деятельности работы преподавателей Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий выявили, что введение ДО в профессионально-педагогическую деятельность преподавателя колледжа в условиях открытого образования дает возможность в существенной мере осуществить личност-но-ориентированный, деятельностный и практико-направленный подходы в образовательном процессе. Акцентирование компетенций в содержании Электронно-образовательного интернет-ресурса (ЭОР) ДО устанавливает ориентиры в отборе этих познаний, умений, способностей и методов работы, которые наиболее ценны для формирования информационно-методических компетенций преподавателя колледжа.
Таким образом открытое образование обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создает оптимальные условия для такого движения, то есть осуществляется переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь».
Заключение
В условиях открытого образования дистанционное обучение поддерживается построением иерархической концепции систематизации аксиоматических аспектов, связанных соблюдением всех законов их построения, а также некоторыми педагогическими аспектами формирования методической компетентности преподавателя колледжа.
3. Везиров Т. Г., Костина Е. А. Организация академической мобильности будущих бакалавров и магистров педагогического образования в условиях информационно-коммуникационной среды вуза // Крымский научный вестник. 2016. № 2 (8). С. 41-43.
4. URL: http://cyclowiki.org/wiki/Открытое_о бразование (дата обращения 17.06.2016).
matsionnye tekhnologii v obrazovanii. Materialy XI konferentsii - vystavki [Information Technologies in
Литература
References
Education: Proceedings XI konf. - Exhibition]. Moscow, MIFI Publ., 2001. 200 p. (In Russian)
2. Robert I. V. Teoriya i metodika informati-zatsii obrazovaniya (psikhologo-pedagogicheskie i tekhnologicheskie aspekty). Monografiya [Theory and technique of informatization of education (psychological, pedagogical and technological aspects). Monograph]. Moscow, BINOM. Knowledge Laboratory Publ., 2014. 384 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Исаева Лаисат Мусаевна, аспирант 2-го года обучения кафедры методики преподавания математики и информатики (МПМиИ) ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Везиров Тимур Гаджиевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры МПМиИ, факультет физики, математики и информатики. ДГПУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]
Принята в печать 26.07.2016 г.
3. Vezirov T. G, Kostina E. A. The organization of academic mobility of the future bachelors and masters of Pedagogy in the information and communication environment of high school. Krymskiy nauchnyy vestnik [Crimean Scientific Bulletin]. 2016. Vol. 10. No 3. 2016. (In Russian).
4. URL: http://cyclowiki.org/wiki/ Open Education. (accessed 17.06.2016) (In Russian).
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations
Laisat M. Isayeva, 2d year postgraduate student, the chair of Methods of Mathematics and Computer Science' Teaching (MMCST), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Vezirov Timur Gadzhievich, Doctor of pedagogy, professor, the chair of MMCST, the Faculty of Physics, Mathematics and Computer Science, DSPU, Mahkachkala, Russia; email: [email protected]
Received 26.07.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 378 / UDC 378
Формирование профессионально-творческой компетентности магистрантов педагогического образования с использованием сервисов Web 2.0
© 2016 Кулибеков А. Н., Везиров Т. Г.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. В статье рассмотрена проблема формирования профессионально-творческой компетентности магистранта к организации применения сетевых технологий. Методы. Определяется совокупность способов действий, направленных на установление предпосылок к использованию сетевых технологий, а также на формирование профессионально-творческой компетентности в процессе профессионального образования. Результаты. Формированию профессионально-творческой компетентности будет способствовать создание различных блогов c использованием сервисов Web 2.0, развитие интерактивного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры. Выводы. Сетевые технологии будут способствовать развитию и формированию их профессионально-творческой компетентности.
Ключевые слова: творчество, компетентность, профессионально-творческая компетентность, сеть, технология, сетевые технологии, Web 2.0.
Формат цитирования: Кулибеков А. Н., Везиров Т. Г. Формирование профессионально-творческой компетентности магистрантов педагогического образования с использованием сервисов Web 2.0 // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 52-55.