https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-153-163
Д. В. Вереина
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Суждение о профессионально-педагогической культуре преподавателя, как саморазвивающейся системы, позволяет рассматривать ее с позиции аксиологического подхода. В данной статье профессиональная культура преподавателя представлена совокупностью педагогических ценностей, включенных в целостный образовательный процесс. Проведен синопсис аксиологической основы профессионально-педагогической культуры. Дается характеристика педагогических ценностей как комплекса структурных и функциональных компонентов, раскрывающих многообразие существующих между ними связей и отношений. Анализ научных исследований позволил выдвинуть решение проблемы формирования профессионально-педагогической культуры — включение преподавателя как субъекта культуры в процесс инновационной педагогической деятельности.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая культура, аксиологический подход, классификация педагогических ценностей, структура профессионально-педагогической культуры.
D. Vereina
THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE OF HIGHER EDUCATION TEACHERS: THE AXIOLOGICAL ASPECT
The presentation of the teacher's professional and pedagogical culture as a self-developing system allows to consider it from the position of the axiological approach. The article presents the professional culture of a teacher as a set of pedagogical values included in the integral educational process. The article analyses the axiological basis of professional and pedagogical culture. It also describes pedagogical values as a complex of structural and functional components that reveal the diversity of existing relationships and interconnections between them. Based on the analysis of research literature, the article puts forward a solution to the problem offormation ofprofessional and pedagogical culture. Specifically, it is argued that the solution is to include the teacher as a cultural subject in the process of innovative pedagogical activity.
Keywords: professional-pedagogical culture, axiological approach, classification of pedagogical values, structure of professional-pedagogical culture.
Пространство изучения понятия профессионально-педагогической культуры в мировой практике достаточно обширно. Тем не менее проблема ее формирования остается актуальной и на сегодняшний день. Научные исследования, посвященные профессионально-педагогической культуре, рассматривают данное определение как сложное, интегра-тивное, социально-педагогическое явление, которое включает в себя единство педагогических ценностей, технологий, методологий,
творческую самореализацию личности в деятельности педагога. Как многоаспектное явление оно обладает собственной структурой, которая определяет отношения между его компонентами. Данное представление дает основание обратиться к анализу отдельной стороны профессионально-педагогической культуры — ее аксиологического компонента.
Сегодня образовательную систему невозможно выстраивать без аксиологического
подхода. Выбирая ценностный путь в качестве методологической основы, современное образование задает эффективность решений проблем различного уровня в социальной, научной, экономической сфере и т. д. Аксиологический подход играет роль механизма, воздействующего на взаимосвязь познавательного и практического подхода. Благодаря этому выстраивается система ценностей личности и культурных, социальных факторов. В профессионально-педагогической культуре аксиология раскрывает ее содержание, в котором сосредоточены педагогические ценности. Как и любая другая деятельность, педагогическая имеет свой путь развития и совершенствования — накопленный веками опыт простейших умений и навыков систематизировался, становился сложнее, в результате чего полученные знания преобразовывались в научный продукт в виде идей, теорий, концепций, знаний, принципов и норм. Следовательно, произошло объективное восприятие педагогических ценностей, так как они вырабатывали свою форму годами путем исторического, социального, экономического развития общества и упорядочивания системы образования.
Феномен педагогической культуры интересовал многих исследователей, которые посвящали свои научные работы данной теме, однако мы остановимся на некоторых из них. К концу 80-х годов лидирующее положение в области методологии, теории и практики педагогического образования занимали В. А. Сластенин и Е. Н. Шиянов. Их значительный вклад заключался в том, что ученые сформулировали и обосновали ценностный подход как методологическое основание в изучении данного вопроса. Аксиологический подход был рассмотрен в качестве системы принципов, которые были сформулированы лаконично, емко и целостно:
• гуманистическая система ценностей имеет равноправие философских взглядов, вместе c тем сохраняя разнообразие культурной и этнической самобытности;
• традиция и творчество выступают равнозначной составляющей; использование опыта прошлого и возможности раскрытия духовности в настоящем и будущем;
• человек, являясь субъектом своего развития, свободен в выборе жизненного пути, экзистенциально равен c другими и социокультурно прагматичен;
• выражение диалога и подвижничества [12].
Исходя из представленной сущности аксиологического подхода в виде данной системы, мы можем сделать вывод, что основной задачей ее является проявление гуманистического смысла науки, ориентированного на личность познающую и созидающую, a значит, идущую по творческому пути. Таким образом, будет зарождаться и развиваться сущность самой культуры. В широком смысле гуманистический вектор науки служит прочным фундаментом будущего человечества [12; 13].
Таким образом, отличительной чертой ценностного подхода является его гуманистически ориентированное человекознание, охватывающее все разделы духовной культуры. Отсюда мы можем установить, что личность в данном подходе является главной ценностью, а вследствие этого и самоцелью общественного прогресса [13]. Рассматривая аксиологические основы в профессионально-образовательной деятельности, стоит отметить, что теория ценностей более обширна по отношению к гуманистической направленности. Именно поэтому мы можем подойти к исследованию аксиологического подхода со стороны методологической основы педагогических задач, и в первую очередь нас интересует развитие профессионально-педагогической культуры.
Проблема субъектности человека и роль образовательной среды в ее формировании всегда были центром научных исследований. Дело в том, что ученые стремились как можно точнее обосновать особую ценность образования для личности. C другой стороны,
наука является следствием взаимоотношений человека как отдельной единицы и целого общества. В то же время уровень ценности образования и формирование профессионально-педагогической культуры определяется совокупностью таких взаимоотношений.
Автор монографии «Эпистемология ценностей» Л. А. Микешина рассматривает «термин "жизнь" как концепт, который содержит в себе созидательный смысл, некий феномен, не имеющий выведенную, однозначную логическую форму, но представляющий глубокое, культурно-историческое и гуманитарное содержание. При всей своей многозначности и неопределенности это понятие тесно связанно с эмпирическим субъектом. Происходит расширение сферы рационального, введение новых его типов и понятий, средств концептуализации, а также принципов перехода иррационального в рациональное, что осуществляется постоянно в естественнонаучном и гуманитарном познании и должно быть также признано в качестве законной процедуры в развитии философского знания и теории культуры» [11, с. 300].
Проблема нравственных ценностей в педагогике всегда являлась предметом дискуссий и требовала принципиального подхода к ее изучению. Она тесно связана с воспитанием и образованием человека. Немецкий философ Н. Гартман писал о нравственных ценностях в педагогике следующее: «Руководящими в ней являются как раз подлинные ценности формирования характера, — такие как послушание, прилежание, упорство, жертвенность, ответственность. Но, подобно праву, она больше настроена на средства их осуществления, нежели на чистое схватывание их структуры. Она предполагает как познанное то, что этика лишь пытается схватить» [11, с. 281].
Однако единого ответа на вечные вопросы «кто учит?», «зачем учит?» и «чему учит?» не существует, так как каждая эпоха оставляла свой след в истории педагогики. Современный образовательный процесс представляет собой другую систему ценностей,
в отличие от традиционной. Об этом писал В. А. Лекторский: «Пути мышления, нравственности и искусства давно разошлись. Мышление носит по преимуществу инструментальный характер, так как обслуживает, прежде всего, сферу естественных наук и техники. Обучение такому мышлению не ведет к нравственному развитию. Образованный человек отождествляется с человеком знающим. Между тем подобный идеал образования все более ставится сегодня под сомнение» [11, с. 289].
В постоянно меняющихся условиях необходимо находить нестандартный подход к современным проблемам, и именно на образование возлагается сложная задача — обучить способам развития творческого и критического мышления, а также воспитать в личности нравственную и гражданскую добродетель. При этом стоит учитывать компьютерные технологии как способ достижения новых возможностей в образовании, а значит, и применения новых подходов в образовательной деятельности. Самое главное — при всем этом разнообразии понимать, что за новыми технологиями стоит человек, который представляет собой свою систему ценностей.
Проблемы образования с позиции аксиологических смыслов, несомненно, имеют философское начало. Однако в данной статье мы рассматриваем не только философскую составляющую аксиологического подхода, но и педагогическую, так как развитие профессионально-педагогической культуры невозможно без приемов и способов решения профессиональных задач с помощью педагогики.
Успешность профессиональной деятельности напрямую зависит от собственных ценностных установок, помимо этого, осуществляя ее, преподаватель овладевает новыми педагогическими ценностями. Они субъективируются, расширяются, благодаря чему процесс обучения и воспитания становится уникальным.
Будучи крупным ученым в области педагогики, И. Ф. Исаев посвятил многочисленные исследования профессионально-педагогической культуре. В своих трудах он определяет субъективацию педагогических ценностей как степень эффективности реализации идеально-ценностных установок, как преобразование потенциального в действующе-актуальное. Высокий уровень субъективации ценностей педагога является значимым показателем индивидуально-профессиональной развитости, совершенства преподавателя, следовательно, его культурности в профессии [7, с. 73].
Педагогические ценности могут стать мощным импульсом в развитии профессионально-педагогической деятельности, если принимать их как норму; такой подход позволит регламентировать трудовую активность, a процесс обучения и воспитания станет более целостной познавательно-действующей системой. Таким образом, в области образования появится крепкая, стабильная связь между устоявшимся социально-общим мировоззрением и деятельностью педагога. Такой подход позволит восполнить сущность педагогического познания, когда учитель стремится не только к истине, но и тщательно работает над социальными потребностями.
Процесс субъективного, психического восприятия существует вместе c общечеловеческими ценностями и обогащается новыми, присвоенными в результате профессиональной деятельности, культурно-педагогическими ценностями — из этого складывается картина внутреннего мира. По такому критерию можно судить о включенности в профессиональную культуру. В рамках этой культуры мы рассматриваем внутренний мир преподавателя как совокупность личностных качеств, вектор профессиональной деятельности и самосознание в профессионально-педагогическом поле. От активности последнего зависит степень усвоения личностью разнообразных педагогических ценностей. Все зависит от того, насколько быстро произойдет переоценка педагогической идеи. Такая оценка складывается из обобщенного образа,
в который входят приобретенные знания из психолого-педагогической науки, сформированного опыта самостоятельной деятельности, представления и анализа о деятельности других людей. В единой ассоциации педагогов уже существует признанный стандарт, содержащий в себе цели, задачи, общее содержание, представление о субъекте и объекте, принципы, методы и т. д. Но в то же время выработанные представления о знаниях, умениях, навыках, a также адекватности и целесообразности профессионально-педагогической деятельности могут разниться и даже значительно отличаться от педагогического сознания, основанного на индивидуальных предпосылках.
Попыткой классифицировать или упорядочить педагогические ценности, a также определить совокупность и взаимосвязь общих и профессионально-педагогических ценностей занимались такие ученые-исследователи, как: В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, И. Ф. Исаев, М. И. Ситникова, Н. П. Аникеева, М. В. Богуславский, Б. Т. Лихачев, Е. И. Казакова, Н. Д. Никандров, Г. И. Чижакова и др. В частности, изыскателей интересовало становление отечественной педагогической аксиологии в целом, статус педагогических ценностей в системе целого педагогического знания, a также как аксиологическая позиция меняет образовательный процесс. В данной статье мы рассмотрим классификацию педагогических ценностей И. Ф. Исаева, который предложил выделить следующие группы: общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные [7, с. 77]. Опираясь на труды ученого, рассмотрим каждую из вышеперечисленных групп.
Общественно-педагогические ценности формируются в рамках человеческой общности, где регламентируются сводом определенных правил и действуют в воспитательной деятельности. Накапливаясь в сознании людей, они передаются из поколения в поколение. Такие ценности могут быть представлены в религии, философии, моральном ориентире, функционируя в масштабе всего общества.
Профессионально-групповые ценности сугубо ориентированы на деятельность узкопрофильных специалистов: преподаватель колледжа и вуза, учитель школы, лицея, гимназии. Благодаря представленной группе ценностей в профессионально-педагогической деятельности появляются новые идеи, зарождаются гипотезы, концепции, устанавливаются нормы и совершенствуются методы. Главной особенностью профессионально-групповых ценностей является познавательно-деятельностная система, которая, вырабатываясь десятилетиями, обладает стабильностью и условной повторяемостью.
Индивидуально-личностные ценности — это сложное социально-психологическое образование, имеющее осознанный, «отре-флексированный» смысл, отражающее отно-шенияе человека с миром, и имеющее иерархию ценностных смыслов субъекта. По данной категории ценностей можно определить мотивационную направленность человека на свою деятельность, его готовность и активность к решению профессиональных задач. Иными словами, модель аксиологического «Я» состоит из системы ценностных ориентаций. В свою очередь, проблеме ценностных ориентаций ученые посвятили множество исследовательских работ. К. А. Абуль-ханова-Славская выдвинула идею о сильной взаимосвязи и взаимообусловленности ценностной и смысловой систем, которая напрямую связана с эмоционально-волевыми компонентами [1; 2]. В. Я. Ядов выдвинул теорию личностных диспозиций, где ценностные ориентации являются наивысшим уровнем диспозиционной системы [16]. Так или иначе, данная система служит внутренним ориентиром, благодаря которому происходит полноценная педагогическая деятельность.
Если говорить про практическую реализацию вышеперечисленных групп ценностей, то преподаватель, как уникальная, особенная личность, видоизменяет под себя общественно-педагогические и профессионально-групповые ценности, тем самым формируя свою
индивидуальную систему ценностей. Таким образом, вырабатывается аксиологическая функция, которая направлена на индивидуальную концепцию идеи трудовой сферы педагога, в перспективе проникая и в другие различные сферы деятельности, влияя на жизнь преподавателя в целом.
Поскольку в системе ценностных ориен-таций аксиологические функции, в том числе интегративная функция, имеют радикально важное значение, И. Ф. Исаев предлагает выделить 5 основных групп в структуре профессионально-педагогической культуры: ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-знания и ценности-качества [8, с. 21].
Ценности-цели автор определяет как профессиональный ориентир в преподавательской работе, который раскрывает значение и смысл сложно организованной системы деятельности педагога высшей школы.
Ценности-средства дают представление о значении способов и средств реализации профессионально-педагогической деятельности.
Ценности-отношения раскрывают значение и смысл взаимоотношений как важнейшего механизма работы педагогической деятельности в целом.
Ценности-знания сконцентрированы на значении и смысле психолого-педагогических знаний на этапе реализации педагогической деятельности.
Ценности-качества рассматривают значение и смысл личностных профессионально значимых качеств педагога. Преподаватель как субъект профессионально-педагогической деятельности включает в себя многообразие взаимосвязанных индивидуальных, социально-нравственных, коммуникативных, деятельностно-профессиональных, статусно-позиционных, внешнеповеденческих качеств личности [7].
Вышеперечисленные группы педагогических ценностей глубоко и тесно взаимосвязаны друг с другом, образуя сложную систему, которая представлена на рисунке 1.
Совокупность элементов, находящихся в отношениях друг е другом, является стержнем профессионально-педагогической культуры. Все компоненты данной схемы носят синкретический характер; помимо этого, каждая из групп порождает друг друга, за счет чего личность вырабатывает новые ценности. Таким образом, происходит обогащение мира педагогических ценностей, которые служат мотивом в поведении и деятельности.
Рассмотрим связь педагогических ценностей более подробно. Определяющую аксиологическую функцию в педагогическом образовании выполняют ценности-цели. Они напрямую связаны е инстинктивными импульсами — мотивами и эмоциями переживания, которые, в свою очередь, влияют на проявление мотивов профессионально-
педагогической деятельности, следовательно, сказываются на продуктивности преподавателя в целом. Чем выше показатель ценностей-целей, тем обширнее кругозор профессиональной области преподавателя и в наибольшей степени сформирована педагогическая культурность. Успешность профессиональной деятельности зависит и от личности педагога, в частности, от выбора цели, которая аргументируется мотивами. Мотив как побуждение формируется на основе потребностей к саморазвитию, самореализации, развитию других. Возникает принцип объяснения, и понятия «личность будущего специалиста» и «Я-профессионал» приобретают телеологическую окраску, следовательно, сопутствующие принципы обращаются к аксиологическим функциям,
Рис. 1. Модель системы педагогических ценностей
направляющими состояние других аксиологических функций [12].
Таким образом, ценности-цели имеют свое влияние на формирование последующих категорий ценностей. Цели, адекватные по своему содержанию, определяются запросами педагогического общества, науки, высшей школы. Индивидуализируясь, они определяют уникальность ценностей-качеств, особенность ценностей-знаний, выбор ценностей-средств, характер ценностей-отношений.
Реализация педагогом ценностей-средств на практике происходит взаимосвязанным алгоритмом следующих действий: действия, которые решают профессионально-образовательные, воспитательные и личностно-развивающие задачи; действия, создающие комфортную психологическую атмосферу, коммуникативную открытость; действия, обозначающие позицию преподавателя, субъективную оценку по отношению к профессиональной деятельности и педагогическому общению [7, с. 81]. Профессиональное владение ценностями-средствами возможно только на основе углубленных психолого-педагогических знаний.
В структуре профессионально-педагогической культуры ценности-знания формируются благодаря теоретико-познавательной функции. Реализация гносеологической составляющей необходима для выстраивания основы аксиологической функции, так как без теоретических и методологических положений невозможна профессиональная деятельность преподавателя [7, с. 83].
Ценности-отношения представляют собой динамично меняющуюся систему, так как в педагогической реальности не существует перманентных ситуаций и реакций. Как было сказано ранее, особенностью профессиональной деятельности преподавателя является субъективация (присвоение), отдача и объективация (создание) ценностей-целей, влияющих на усвоение и совершенствование инструментальных ценностей-знаний и ценностей-средств [8]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ценности-отношения
регулируют данную корреляцию за счет своей профессиональной позиции к себе, собственной деятельности, коллегам, обучающимся.
Следует отметить, что аксиологический аспект профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы отличается от ценностного ориентира учителя школы, лицея, гимназии в первую очередь своими ценностями-целями. Преподаватель высшей школы ставит перед собой цели, так или иначе обусловленные одной основной целью системы высшего образования, закрепленной Федеральным государственным образовательным стандартом. В соответствии с ценностями-целями преподаватель высшего учебного заведения формирует свою основу профессиональных ценностей-средств (педагогические условия, методы, технологии) и ценностей-знаний, направленных на собственное саморазвитие и освоение студентами будущей профессии. Кроме того, высшей школе характерен особый социально-психологический климат, в котором формируются ценности-качества, ценности-отношения. В частности, он зависит не только от профессорско-преподавательского состава или руководства вуза, но и от студентов. Преподавателю высшей школы необходимо учитывать новообразования студенческого возраста, в котором происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических чувств, ярко проявляется индивидуальность личности студента, повышается чувство долга. Будущий специалист осваивает наиболее полный комплекс социальных ролей, в том числе и профессиональных. Соответственно, «профессионализируются» психические процессы, в том числе и опыт. А. И. Герцен в своих педагогических взглядах отмечал, что от высшей школы зависит «сохранение ментальности, самобытности» и «воспитание пытливых молодых умов» [7, с. 37]. Таким образом, не только аксиологический аспект преподавателя высшей школы отличается от ценностных взглядов других специалистов в области образования,
но и профессионально-педагогическая культура в целом.
Проанализировав исследования, посвященные системе ценностей, составляющих основу профессионально-педагогической культуры, мы провели опрос, целью которого являлось определение наиболее важных, по мнению респондентов, педагогических ценностей, которые необходимо совершенствовать в первую очередь. В анкетном опросе приняли участие 204 респондента, среди которых 44,6% — преподаватели кафедр педагогики и психологии, а также 55,4% — студенты выпускных курсов, осваивающие гуманитарные дисциплины.
При помощи экспертов в области психолого-педагогического образования, не принимающих участие в опросе, нами была определена совокупность основных педагогических ценностей, при освоении которых будет развиваться профессионально-педагогическая культура. Чтобы исключить возможность неточной трактовки какого-либо компонента, каждой ценности дана краткая характеристика. В анкетировании респондентам было предложено оценить по десятибалльной шкале следующие педагогические ценности:
1) психолого-педагогические знания — знания в области педагогики, психологии о сущности преподавательской деятельности, ее особенностях, задачах и функциях, направленных на качественную образовательную деятельность обучающихся; профессионально-педагогическая компетентность;
2) развитое педагогическое мышление — глубокое смысловое понимание педагогической информации с помощью профессионально-педагогического опыта, помогающего формировать индивидуально-личностный смысл профессиональной деятельности;
3) профессиональная рефлексия педагога — соотнесение возможностей своего «Я» с тем, что требует профессиональная деятельность преподавателя;
4) педагогическая этика — совокупность норм и правил поведения педагога;
5) потребность в профессионально-педагогическом самосовершенствовании — сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня профессиональных знаний, умений, навыков, а также тщательное отношение к профессионально-значимым качествам педагога, учитывая профессиональные и социальные требования;
6) педагогическая импровизация — деятельность, осуществляемая в ходе педагогического общения, придающая творческую насыщенность, без применения шаблонов и предварительного обдумывания ситуации;
7) творческий характер педагогической деятельности — процесс, направленный не только на воспроизведение, репродукцию накопленных знаний, но и на стремление к преобразованию существующего опыта; сотворчество педагога и обучающегося;
8) возможность сочетания научной и педагогической деятельности — реализация педагогической и исследовательской направленности;
9) новаторство педагога-мастера — введение новых результатов в цели, содержание, методы и формы образовательной деятельности преподавателя и обучающегося;
10) удовлетворенность педагогическим трудом — оценка собственной трудовой деятельности.
Опрос респондентов проводился анонимно. Студенты и преподаватели оценивали предложенные педагогические ценности в разных аудиториях и в разное время. В процессе анкетирования был снят лимит времени и соревновательности. Опросный
лист для преподавателей и студентов отличался рекомендательной памяткой перед началом работы. Преподаватели высшей школы оценивали педагогические ценности с позиции собственного опыта и накопленных знаний. Студенты оценивали высоко те профессионально-педагогические ценности, которые в первую очередь хотели видеть в личности педагога.
Рассмотрим полученные результаты (табл. 1). Преподаватели вузов и студенты гуманитарных кафедр определили перечень педагогических ценностей по-разному. Из предложенных вариантов респонденты наиболее высоко оценили четыре показателя профессионально-педагогических ценностей. Мы выявили корреляционную зависимость выбранных компонентов и представили их взаимосвязь в таблице. В первую очередь педагоги заинтересованы в сознательном, целенаправленном процессе профессионального самосовершенствования. Такая потребность является фундаментальной для развития личности. Помимо этого преподаватели вузов выделяют способность психологически грамотно подходить к педагогическому процессу обучения и воспитания, а также творчески решать педагогические задачи при
быстро меняющихся образовательных обстоятельствах. Еще одним важным критерием для педагогов является возможность рационально совмещать педагогическую деятельность е исследовательской. Несколько иначе выглядит перечень наиболее важных педагогических ценностей для студентов. Для учащихся особенно важным является психолого-педагогическое мастерство преподавателя как способ активизации учебной деятельности. Соблюдение мер влияния и умение найти подход к каждому студенту — тоже важный фактор для полноценного образовательного процесса. Перечень наиболее важных педагогических ценностей в первом приближении завершают сформи-рованность культуры педагогического мышления и педагогическая импровизация как главные признаки целостной личности педагога, готового к творческой деятельности.
Несмотря на разный выбор педагогических ценностей, и студенты, и преподаватели вузов сходятся в одном — образовательная деятельность имеет творческий характер. Развитие профессионально-педагогической культуры невозможно без созидательного пути, а значит, каждому преподавателю необходимо постоянно обращаться к соб-
Таблица 1
Оценка преподавателями вузов и студентами значимости педагогических ценностей
(в % к числу отвечавших)
Совокупность педагогических ценностей
Преподаватели вузов Студенты
Потребность в профессионально-педагогическом самосовершенствовании 34,9 Психолого-педагогические знания 39,5
Психолого-педагогические знания 28 Педагогическая этика 23,3
Творческий характер педагогической деятельности 26,7 Развитое педагогическое мышление 20,1
Возможность сочетать научную и педагогическую деятельность 10,4 Педагогическая импровизация 17,1
ственно-личностным и профессиональным качествам.
Особое положение в системе педагогических ценностей И. Ф. Исаев выделяет ценностям-качествам, «исключительным свойством которых является раскрытие личностного потенциала преподавателя вуза, а также его сущностные и профессиональные силы» [7, с. 86]. В контексте профессиональной культуры педагогу необходимо концентрироваться на тех качествах личности, благодаря которым будет происходить активность своей профессиональной деятельности. Мера активности может варьироваться в соответствии с масштабами решаемой задачи. Помимо этого, преподаватель будет испытывать чувство профессионального насыщения не только от полученного результата поставленной им цели, но в первую очередь от процесса собственной деятельности, способа ее построения, что способствует уходу от стандартных педагогических штампов, появлению независимости от общественных требований и устаревших взглядов. Следовательно, для эффективности своей профессиональной деятельности, уникальности собственного педагогического подхода необходимо обратить внимание на те качества личности преподавателя высшей школы, которые способствуют самовыражению, выработке творческого стиля, совершенство-
ванию своих способностей в рамках аксиологической направленности.
Таким образом, представленная система устойчивых ценностей преподавателя высшей школы способствует субъективной устремленности, педагогической направленности, собственной актуализации в своей профессиональной деятельности. Если аксиологическая установка в целях, средствах, отношениях, знаниях, качествах выйдет за рамки мыслей, планов и будет реализована в профессионально-ориентированных действиях, то будет существенно развиваться профессионально-педагогическая культура, обеспечивая результативность преподавательского труда.
Аксиологический аспект профессионально-педагогической культуры предполагает построение сложной системы профессионально-педагогических ценностей, выбор и обоснование ее компонентов, анализ различных критериев, учитывая изменения, происходящие в современном педагогическом пространстве. Это дает основание для последующего изучения особенностей формирования, выявления закономерностей и прогнозирования тенденций профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. Т. 4, № 1. С. 14-29.
2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.
3. Барабанщиков А. В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов. К вопросу о сущности педагогической культуры // Советская педагогика. 1981. № 1. С. 71-77.
4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 352 с.
5. ГартманН. Этика. СПб.: Фонд Университет; Владимир Даль, 2002. 705 с.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
7. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.
8. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система // Гаудеамус. 2002. № 1 (1). С. 20-30.
9. Исаев И. Ф. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы в России: историко-педагогический контекст (1755-1917 гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 6 (77). С. 83-91.
10. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. 142 с.
11. Микешина Л. А. Эпистемология ценностей. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. 439 с.
12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2013. 576 с.
13. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.
14. Смирнов С. А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н., ЗвереваМ. В., Репкин В. В. и др. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. 4-е изд., испр. М.: Академия, 2000. 512 с.
15. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 1999. 288 с.
16. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52.
REFERENCES
1. Abul'hanova-Slavskaya K. A. O putyah postroeniya tipologii lichnosti // Psihologicheskiy zhumal. 1983. T. 4, № 1. S. 14-29.
2. Abul'hanova-Slavskaya K. A. Psihologiya i soznanie lichnosti: (Problemy metodologii, teorii i issle-dovaniya real'noy lichnosti): Izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Moskovskiy psihologo-sotsial'nyj institut; Voronezh: MODEK, 1999. 224 s.
3. Barabanshchikov A. V. Problemy pedagogicheskoy kul'tury prepodavateley vuzov. K voprosu o sushchnosti pedagogicheskoy kul'tury // Sovetskaya pedagogika. 1981. № 1. S. 71-77.
4. Bondarevskaya E. V Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Rostov-na-Donu: Bulat, 2000. 352 s.
5. Gartman N. Etika. SPb.: Fond Universitet; Vladimir Dal', 2002. 705 s.
6. Zeer E. F. Psihologiya professiy: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Akademicheskiy Proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2003. 336 s.
7. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy. M.: Akademiya, 2002. 208 s. 155
8. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vysshey shkoly kak samorazviva-yushchayasya sistema // Gaudeamus. 2002. № 1 (1). S. 20-30.
9. Isaev I. F. Stanovlenie i razvitie professional'no-pedagogicheskoy kul'tury prepodavatelya vysshey shkoly v Rossii: istoriko-pedagogicheskiy kontekst (1755-1917 gg.) // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2010. № 6 (77). S. 83-91.
10. KrylovaN. B. Formirovanie kul'tury budushchego spetsialista. M.: Vysshaya shkola, 1990. 142 s.
11. Mikeshina L. A. Epistemologiya tsennostey. M.: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya, 2007. 439 s.
12. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih peda-gogicheskih uchebnyh zavedeniy. M.: Akademiya, 2013. 576 s.
13. Slastenin V. A., Chizhakova G. I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedeniy. M.: Akademiya, 2003. 192 s.
14. SmirnovS. A., KotovaI. B., ShiyanovE. N., ZverevaM. V., Repkin V. V. i dr. Pedagogika. Pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii: Uchebnik dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedeniy. 4-e izd., ispr. M.: Akademiya, 2000. 512 s.
15. Shiyanov E. N., Kotova I. B. Razvitie lichnosti v obuchenii: Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogi-cheskih vuzov. M.: Akademiya, 1999. 288 s.
16. Yadov V A. Sotsial'naya identifikatsiya v krizisnom obshchestve // Sotsiologicheskiy zhurnal. 1994. № 1. S. 35-52.