УДК 37
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ
В.Н. Зоц
Институт педагогики НАПН Украины, лаборатория педагогических инноваций,, г. Киев, Украина
Аннотация. В статье дано определение понятия экологическое сознание, его структура Раскрывается значение ценностей, формируемых в процессе обучения учащихся, для развития их экологического мышления. Проанализирована взаимосвязь экологического мышления и экологического сознания. Определены условия формирования ценностей. Сформулированы задачи и раскрыт механизм формирования экологической культуры школьников.
Abstract. The article defines the concept of environmental consciousness, its structure. The significance of the values generated in the learning process of students for developing their environmental thinking was discovered. Interconnection of ecological thinking and environmental consciousness was analyzed. The conditions of formation values were identified . Tasks, as well as mechanisms of formation of ecological culture of pupils were formulated.
Ключевые слова. Экологическое мышление, экологическое сознание, ценности, структура, экологическая культура.
Проблема. Коэволюция человека и природы - единственно надёжный путь прогресса, способный обеспечить выживание человечества. Использование человеком ресурсов биосферы достигло критического порога, - за которым потеря свойства самовозобновления. Остановить разрушительные процессы в природе могут сообщества, объединённые сознательным этическим отношением к природе, когда свобода природопользования ограничивается нравственными и правовыми нормами. Нравственные нормы - их установление и использование в повседневной жизни - это результат длительного процесса воспитания, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.
Цель статьи. Сформулировать задачи и выявить механизм формирования экологического сознания учащихся средней школы.
Под натиском прогресса природа страдает всё чаще. Человек должен быть осторожен и благоразумен в отношении живого, органического мира. Все явления и природные объекты взаимосвязаны и взаимозависимы: урон нанесённый в одном месте непременно сказывается на всех звеньях природной цепочки.
Человечество может существовать только в постоянном взаимодействии с природой. И выжить оно может только эффективно взаимодействуя с природой и сохраняя её. «Исходным понятием экологической этики является утверждение того, что всякая жизнь уникальна, неповторима и самоценна. Благоговение перед жизнью - основа нравственного поведения человека. Этичные отношения между людьми - необходимая предпосылка гуманного отношения к природе» [1].
Императив XXI века очевиден: чтобы сохранить цивилизацию - надо жить в согласии с природой. Именно эта составляющая трёхчленности устойчивого развития, является детерминирующей для целей и смыслов экономики и социальной жизни. Если люди не научатся прогнозировать последствия своей деятельности, и корректировать её, в зависимости от прогноза, - то неизбежным последствием станет угроза глобального экологического кризиса, и, как следствие - невозможность существования человека.
Выделим из этой фразы слово «научиться». Можно ли научиться жить в согласии с природой? Кто и как может этому научить? Есть ли возрастные рамки такого научения? При каких условиях результатом «научения» будет сформировано экологическое сознание человека?
Для ответов на эти вопросы сначала надо договориться о точном использовании понятий. Есть ли разница между экологическим мышлением и экологическим сознанием?
Мышление - это процесс познавательной деятельности человека, проявляющийся обобщенным отражением явлений внешнего мира и своих внутренних переживаний. Сущность мышления состоит в способности мысленно моделировать события в любом временном направлении. Мышление имеет два аспекта: распознавание, т.е. принятие решения и устойчивая стратегия выполнения поставленной задачи. Формирование мышления начинается между первым и вторым годами жизни ребенка. Этот процесс
состоит в построении сенсомоторных схем, т.е. образовании связей сенсорной информации и двигательными действиями. Раньше всего создаются сенсомоторные схемы ходьбы и речи. В период с 2 до 7 лет идет первая фаза формирования человеческого мышления. Она проявляется способностью мысленно осуществлять какие-либо действия и ребенок приобретает способность прогнозировать результаты определенных действий. В тоже время действие пока еще остается основным элементом мышления (птица то, что летает). С 7 до 10 лет протекает вторая фаза. Возникает способность логическому рассуждению и построению достаточно сложных умозаключений. В возрасте 11-15 лет идет 3 фаза. Мозг приобретает способность к сложным абстракциям, оценке гипотез.
Выделяют три формы мышления: наглядно-действенное, образное и абстрактно-логическое или вербальное. Наглядно-действенное проявляется в реализации действий. Слово имеет лишь вспомогательное значение (пример). Образное мышление это оперирование образами. Наибольшее значение оно имеет у детей 6-8 лет. Абстрактно-логическое мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями построенными с помощью абстрактных символов - слов, формул и т.д.. Оно возможно лишь при наличии речи. Этот вид мышления наиболее эффективен при достаточном объеме накопленной памятью информации.
Сознание это высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку как общественно-историческому существу. Иметь сознание, это иметь возможность осознавать себя как личность, анализировать свою психическую деятельность, а также передать свое знание другой личности. Наиболее общепринятой является вербальная теория сознания. Она доказывается нейрофизиологическими исследованиями людей, выходящих из коматозного состояния. На первой стадии человек открывает глаза. На второй фиксирует взгляд на знакомых лицах. На третьей начинает понимать речь окружающих, а на четвертой начинает говорить сам. Нормальные а - и Ь-ритмы ЭЭГ восстанавливаются лишь с началом третьей стадии. К сознанию можно отнести и два неосознаваемых психических процесса [3]:
1.Подсознание. В него входит все то, что уже было осознано и закреплено в памяти. Поэтому может быть осознано вновь при определенных условиях. К подсознательному относятся автоматизированные навыки, этические и эстетические нормы.
2.Сверхсознание или интуиция. Им объясняются процессы творчества не контролируемые сознанием. Поэтому сверхсознание является источником озарений и открытий. Нейрофизиологической основой сверхсознания является актуализация определенных следов памяти, их сложная комбинация и создание совершенно новых связей.
В связи с этим, условно, можно считать мышление, зарождающее между 1 -м и 2-м годом жизни, пусковым механизмом цепи интеллектуального развития человека. И все дальнейшее ее развитие происходит в диалектической взаимосвязи мышления и сознания. Но, поскольку сознание - высший уровень психического отображения действительности, его можно считать результатом длительного процесса развития сознания через мыслительные процессы, которые особенно активны в процессе обучения. Поэтому активное развитие экологического мышления школьников приводит к развитию экологического сознания.
Постижение окружающего мира происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров.
С самых первых школьных уроков человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостные нравственно-экологические представления об окружающем мире, о месте в нём человека.
Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников. Учащиеся постигают эти связи в процессе изучения основ природоведческих наук в основной школе. В результате формируется способность к логическим рассуждениям, построению сложных умозаключений. Складывается моделирующая функция мышления. Учащиеся старших классов школы в условиях эффективного обучения могут продуцировать экологические идеи и участвовать (даже разрабатывать) экологические проекты. Ещё одна функция экологического мышления - регулятивная. Она взаимосвязана с регулятивной функцией сознания, сущность которой состоит в регулировании поведения человека. Но для формирования этой функции знаний недостаточно, она требует реализации ряда педагогических задач.
Основные компоненты экологического сознания - рациональный, чувственный и деятельностный (поведенческий). Рациональный компонент формируется через овладение экологическими знаниями,
умение наблюдать и анализировать природные явления и процессы, соотносить экологические явления с ценностями своей жизни. Деятельностный компонент реализуется в практической деятельности на основе экологических знаний. Если в начальной школе это уход за растениями, выработка навыков экологичного поведения в природе, привычки бережного, экономного отношения к источникам энергии, -то в старших классах - это участие во всевозможных акциях и экологических проектах. Чувственный компонент способствует превращению экологических знаний и деятельности в глубоко личностные, способствует переосмыслению их на глобальном, планетарном уровне ответственности человека за жизнь на планете Земля. Основные «каналы» развития чувственного компонента- искренность и личностные переживания педагога в педагогическом процессе, его экологическая культура, и ценности, сформированные у школьника в процессе воспитания. Это восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к объектам природы, бескорыстие и эмпатия.
Для формирования этих ценностей в мотивационно-психологической сфере воспитания необходимо сделать основное ударение на любви к миру, к людям, к красоте природы, правде и доброте, самоценности человеческой и любой другой жизни. Именно эти качества являются аксиологическими предпосылками развития экологического сознания. Условиями их формирования у школьников являются доверительные, искренние, доброжелательные, ответственные отношения в школьной среде между педагогами и учащимися. В таких условиях ученики доверяют информации, которую получают от своих учителей, охотно занимаются с ними природоохранной деятельностью. Знания формируют экологическое мышление, которое, оплодотворённое нравственными ценностями, приводит к формированию экологического сознания.
В структуре экологического сознания можно выделить следующие элементы: «осознание ограниченности природы, интегральной частью которой есть человек; осознание необходимости отказа от доминирования человека над природой и необходимости установления динамического равновесия между естественными системами и человеческой системой; осознание экологического кризиса как общественного кризиса; осознание глобального характера экологического кризиса; осознание необходимости решения экологического кризиса; осознание необходимости разработки глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизни; осознание существования социальных сил, их способности к общению и способности предусмотрения динамического развития общества» [4].
Сознание, как структурный элемент личности формируется, трансформируется, развивается прижизненно под влиянием субъективных и объективных факторов природной и социальной среды. Но механизмы, детерминирующие этот процесс образуются в период активного созревания всех структурных элементов личности, т.е. в детском и подростковом возрасте. Поэтому именно на школе лежит особая ответственность за формирование экологического сознания школьников.
«Экологическое сознание школьников это интегрированный общекультурный показатель предметного обучения, результат качественной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения по следующим направлениям: общекультурные - экологическая культура как компонент общей культуры; учебно-познавательные - получение экологических знаний из окружающей действительности и реализации экологических проектов, владение методами экологических исследований; информационные - отбор информации для принятия решений в экологических ситуациях».(5) Экологическое образование - это комплексная проблема, которая решается не только в процессе изучения специальных предметов, но и во всей системе образования. И решает следующие задачи:
- непрерывности экологического образования от дошкольного учреждения до высшего образования;
- «использовать для обучения разнообразие окружающей среды, широкий набор методических приёмов усвоения знаний, почерпнутых из неё, уделяя достаточно внимания практической деятельности и изучению опыта;
- рассматривать окружающую среду во всей её полноте - природную и созданную человеком, технологическую и социально-экологическую, политическую, культурно-историческую, моральную, эстетическую» [7];
- создавать условия для практического использования знаний в решении экологических проблем свого села, города, региона;
- основываясь на межпредметной интеграции, формировать и использовать экологические знания в процессе изучения различных школьных предметов;
- развивать критическое мышление, умение в наблюдаемых процессах определять признаки экологических проблем;
- знакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами мира и поиском путей их разрешения;
- знакомить с деятельностью международных природозащитных организаций, обращать внимание на важность консолидации усилий мирового сообщества для сохранения природы и решения глоба-льних экологических проблем.
В.А.Ясвин в структуре экологического сознания выделяет внешний и внутренний план. Внешний план проявляется в способности к деятельности по проектированию и моделированию качества окружающей социоприродной среды. Внутренний план раскрывается в умении школьников «использовать знания в конкретных ситуациях, синтезировать результаты собственной деятельности в гармонии этических, личностных и профессиональных мотивов» [6].
Результатом развитого экологического сознания, детерминированного нравственными ценностями является экологическая культура личности. Она характеризуется:
- глубокими знаниями об окружающей среде;
- ценностными ориентация ми по отношению к природе;
- ответственным отношением к природе и своему здоровью;
- приобретением умений и опыта решения экологических проблем;
- участием в природоохранной деятельности;
- экологическим стилем мышления, предвидением возможных негативных последствий приро-допреобразующей деятельности человека [2].
Подводя итог изучения процесса формирования экологического сознания школьников как основы их экологической культуры, можно установить, что его механизмом является взаимообусловленность и взаимозависимость экологических знаний, нравственных ценностей и экологического мышления.
Графическая модель формирования экологической культуры.
Экологическое мышление Чувства, ценности Экологическая деятельность
Библиографический список
1. Бугаев Н.А. Экологическое воспитание: нравственный аспект. Донецкий государственный институт искусственного интеллекта. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/CONF/8/articles/sec5/s5a5.html
2. Волинець Г. М. Еколопчна освгга як зааб формування еколопчно! культури студентiв. //Вюник науково-методичних дослвджень Вiнницького гуманiтарно-педагогiчного коледжу. Вип.1/9, 2014, стор. 39-43).
3. Симонов П.В.Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности.-М.:Из-во «Институт психологи РАН», 1998.-98с.
4. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная екология: Учебн.пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: Издательский центр «Академия»-2000г.-280с.
5. Шабанов Ю.С. Развитие экологического сознания школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». // Успехи современного естествознания.-2013- №10-стр.46-48.)
6. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. -М.:Смысл,2000. -456с.
7. Ясшська Н. Еколопчна культура i освиа./Ясшська Н.// Рщна школа.-2001.-№8(859)-серпень-С.24-28.)