ББК 87.6
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ М.Б. Плохинова, В.В. Глотова
В статье рассматривается вопрос, связанный с современным этапом функционирования и развития научного знания, тенденции междисциплинарного его синтеза
Ключевые слова: наука, синтез знания, междисциплинарные исследования, социальные ценности, интеграция
Современный этап функционирования и развития научного знания характеризуется отчетливо выраженной тенденцией к его интеграции. При этом интегративные тенденции касаются не только взаимосвязи, существующей между естественными и техническими дисциплинами, но и взаимосвязи между естественными и гуманитарными науками. Подобная ситуация является относительно новой для науки конца ХХ столетия и требует специального рассмотрения, предполагающего анализ закономерностей динамики научного знания и выявление механизмов междисциплинарного и трансдисциплинарного синтеза.
Осознание противоречий
«человекоразмерного» мира, а также социальной опасности этически элиминированного,
внеценностного знания специфицируют на современном этапе научный поиск. Наука нуждается в социальном контроле. За пределами социально-нравственного использования научное знание теряет культурно-гуманистическое измерение и впадает в фаустовские иллюзии, к которым ведет цинизм знания, лишенного моральных горизонтов. Поскольку для объяснения многих исследуемых на современном этапе комплексных развивающихся объектов и предсказания их возможного поведения чаще всего предлагаются альтернативные конкурирующие программы, возрастает роль коммуникативнопрагматического компонента в структуре современной науки, а вместе и социальная ответственность ученых или исследовательской группы в отдельных проблемных областях. Чтобы получить экономическую поддержку и социальную санкцию на проведение тех или иных исследований ученые не только должны обосновать целесообразность таких исследований в соответствии с ценностью истины, но и убедить в несомненной социальной значимости данного научного исследования общественность. В данном случае необходим обстоятельный анализ используемых аргументов, критическая оценка не только когнитивных, но и социокультурных
Плохинова Марина Борисовна - ВГТУ, ст. преподаватель, тел.(473) 246-42-22
Глотова Валентина Васильевна - ВГТУ, канд. филос. наук, доцент, тел. (473) 246-42-22
факторов, синтез научных и гуманистических идеалов, а в ряде случаев квалифицированная и гуманитарно-философская экспертиза. Тем самым вопрос о допустимости использования тех или иных механизмов научного поиска приобретает на современном этапе мировоззренческое содержание. Основным ценностным критерием современного научного знания становится установка на осознание социально значимых пределов теоретического поиска, дополнения его культурноэтическими параметрами и гуманистическими ориентирами, своеобразного преодоления отчуждения
человеческого мира, возникающего на уровне абстрактных теоретических построений.
Классическая наука была ориентирована на исследование мира объектов, мира вещей, современная же наука в большей степени ориентируется на рассмотрение мира, включающего человека с его деятельностью, детерминированной соответствующими социокультурными
установками. Этот новый тип предметности как раз и предполагает формирование в науке нового типа рациональности, который связан с идеалом открытости сознания к разнообразию подходов, к коммуникации индивидуальных сознаний, формирующихся в различных культурах.
Такая рациональность характеризуется открытостью, рефлексивной экспликацией ценностно-смысловых структур, включаемых в механизмы и результаты объективно-истинного постижения мира. «Открытая рациональность» все чаще начинает противопоставляться «закрытой рациональности». В отличие от «закрытой», «открытая рациональность» отличается критической рефлексией над исходными предпосылками концептуальных систем, предполагает рассуждение не только в рамках заданной парадигмы, но имманентно включает возможность сопоставления полученных результатов с теми, которые выработаны в иных культурных традициях. Открытая рациональность задает возможность выхода за рамки жестких конструкций, ограниченных концептуальными ориентирами, создавая условия для сотрудничества между людьми, нахождения «точек пересечения» в многообразии мнений, установления консенсуса и достижения понимания.
Моральные и ценностные приоритеты, «антропная аргументация» и «антропные аргументы» по-своему «вдыхают» историю в
процесс глобальной эволюции Вселенной, ибо любая история, как подчеркивает И.Пригожин, должна отвечать условиям необратимости, вероятности, возможности появления новых связей.
В современной науке появились отчетливо выраженные реальные основания
междисциплинарного синтеза знания.
Предпосылкой междисциплинарного и
трансдисциплинарного синтеза научных знаний выступили междисциплинарные взаимодействия, четко заявившие о себе во второй половине XX века, но корнями уходившие еще в период
завершения классической науки, когда возникли первые «стыковые» науки (например, физическая химия). Междисциплинарные исследования - это способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же класса объектов и систем представителями различных дисциплин. При этом выявляются такие типы междисциплинарного взаимодействия как взаимодействие между системами дисциплинарного знания в процессе функционирования наук, их интеграция и
дифференциация, и взаимодействие исследователей в совместном изучении различных аспектов одного и того же объекта (Э.М.Мирский).
Трансдисциплинарные стратегии обеспечивают инновационную систему организации научных знаний, которая не ограничивается лишь
междисциплинарными связями, а выходит на необходимость привлечения социальных ценностей и регулятивов при гуманитарной экспертизе современных научных проектов, их соотнесение как с внутринаучными идеалами, нормами и ценностями, так и с социально-гуманистическими приоритетами и установками.
Методология и практика современных
междисциплинарных исследований
предусматривает решение сложных
взаимосвязанных проблем и в сфере философско-методологической рефлексии, когда речь идет о формировании предмета исследований таким образом, чтобы его можно было изучать средствами участвующих в исследовании дисциплин, а полученные результаты направлять на уточнение и совершенствование исследуемого объекта, и в организационно исследовательской сфере, обеспечивая создание сети коммуникаций и взаимодействия ученых различных направлений для их профессионального участия в исследовании и обсуждении полученных результатов, и в информационной сфере, нацеленной на обеспечение передачи прикладных результатов
междисциплинарного исследования в практику принятия решений и их технологического воплощения с одновременной трансляцией полученных участниками результатов и знаний для экспертизы и вписывания их в систему дисциплинарного знания.
В 20 веке достаточно отчетливо обнаружилась новая тенденция взаимосвязи наук -
интеграция естественнонаучного и
социогуманитарного знания. Наблюдающаяся в современной науке тенденция к сближению естественнонаучного и социально-гуманитарного знания и их интеграции в единую науку о человеке приводит, во-первых, к взаимообогащению этих областей знания, когда идеи необратимости, непредсказуемости, многовариантности развития, получившие физико-математическое обоснование, транслируются в социально-гуманитарную область, а система ценностей, разрабатываемая в рамках философско-гуманитарного знания входит в ткань современного естествознания. Во-вторых, проблема понимания из традиций герменевтики и наук о духе транслируется в систему естественных и математических наук. В-третьих, современная наука демонстрирует тенденцию к отказу от концепции жесткого детерминизма и строго однозначного, четко определенного научного языка и ориентируется на концепции гибкости, нежесткости, многозначности. Интегрирующим началом такого сближения выступает человек с его ценностными и мировоззренческими установками.
Процесс междисциплинарного синтеза научного знания характерный для дисциплинарной организации науки, в новых условиях обретает новые формы. На предыдущем этапе можно было обнаружить синтетические тенденции, касающиеся в большей степени взаимоотношений между естественными и техническими науками, результатом чего явилось становление «стыковых» наук, таких как биофизика, биокибернетика, физическая химия и т.д. В настоящее время постепенно утрачивается традиционное
противопоставление естественных и гуманитарных наук и устанавливается более тесное взаимоотношение между ними, основанное не на редукции социально-гуманитарного знания к установкам естественнонаучных дисциплин, а на продуктивном обмене идеями, принципами, понятиями, возникающем между ними.
На смену господствовавшему отношению монолога, когда в роли говорящего и вопрошающего выступал человек, приходит диалог, и начинают формироваться аксиологические и этические принципы, регулирующие отношения не только между людьми, но и отношения между человеком и природной средой. Ранее эти аспекты существенно характеризовали лишь гуманитарное знание, теперь же они проникают в различные области естественных наук, становясь здесь приоритетными принципами естественнонаучного анализа. Новая ситуация приводит к возникновению и новых «синтетических» научных направлений -синергетики, биофилософии, биополитики,
биоэтики, экологии и др.
Современная философия в ее неклассическом статусе ориентируется на анализ различных сфер и состояний культуры, выявления фундаментальных жизненных смыслов универсалий культуры, осуществления междисциплинарного синтеза
различных знаний, чтобы затем представить в сжатом виде философско-категориальную матрицу человеческого бытия, позволяющего оперировать философскими категориями. Исследование
оснований современной культуры обнаруживает ее трагедии и парадоксы, этические перекосы и новые смыслы, требуя от философа погрузиться в отдельные области - науку, политику, право, этику, эстетику и т.д., и, обязывая тем, самым философа становиться философом науки, философом права, этики, эстетики. В акте современной философской рефлексии обнажаются проблемы выживаемости человека и человечества, его экологической выживаемости, сохранения целостности
человеческой личности, формирования
коммуникативного единства человечества,
механизмов обеспечения личностной и национальной самоидентификации. В этом плане современную философию по выполняемым ею интегративным функциям можно назвать «симфонической», объединяющей философов и философствующих ученых по выработке новых мировоззренческих приоритетов и ценностей личностного и вещного бытия человека. В таком созидательном акте рождается многоликая и многозвучная симфония и творческий диалог различных исторических эпох, культур, сфер знания. Новый тип философа-интеллектуала
вынуждает отказаться от абсолютных идеалов и борьбы за них во имя раз и навсегда обоснованного гуманизма и быть открытым к междисциплинарным стратегиям.
Такой же междисциплинарный подход характерен и для современной философии и методологии науки, в лоне которой объединяются в постоянном диалоге и взаимообогащении естественнонаучные, технические и социальногуманитарные науки. Причем междисциплинарный синтез все чаще рассматривается как один из
важнейших аспектов возникновения нового знания, когда полученные в одной отрасли знания включаются в качестве оснований для формирования знаний в другой дисциплине. Такое взаимообогащение наук идет как по линии трансляции отдельных методов из одной науки в другую, так и за счет фундаментальных принципов и концептуальных средств из одной науки в другую, что приводит к коренной перестройке оснований науки, т.е. к научной революции (В.С.Степин).
Обмен фундаментальными принципами между различными науками приводит к изменению видения предмета конкретной науки, развитию ее понятий, к формированию общенаучных принципов и концептуальных средств, что связано с усиливающимися тенденциями к интеграции научного знания.
В современных условиях классическое понимание науки, ориентированной лишь на познание и направленной на объяснение, дополняется новой оценкой функционирования науки и научного потенциала, вследствие чего даже фундаментальные исследования должны быть релевантными и подчиненными общественным интересам, а производство научных знаний должно непосредственно интегрироваться в процессы принятия экономических и политических решений. Значимость науки для экономики (инновации) и для политики (в качестве поставщика тем, проблем и знаний, необходимых для принятия решений), таким образом, возрастает. Инновационная политика становится одной из важнейших составных частей научно-технической и социально-экономической политики. Современное общество, которое не может существовать без нововведений, должно их стимулировать, а государственная инновационная политика ориентироваться на принятие решений о поддержке или не поддержке конкретных инновационных проектов даже в условиях полной или частичной неопределенности, или недостатка знаний об их позитивных результатах и неизбежно сопутствующих им негативных последствиях.
Осознание противоречий
«человекоразмерного» мира, а также социальной опасности этически элиминированного,
внеценностного знания специфицируют на современном этапе научный поиск. Наука нуждается в социальном контроле, ориентирующем на служение общественному прогрессу.
Литература
1. Ирина В.Р. В мире научной интуиции / В.Р. Ирина, А.А. Новиков. М.: Наука, 2004, 265 с.
2. Морохов В.Г. Научно-техническая революция и ее социальные последствия / В.Г. Морохов. М.: Прогресс, 2001, 230 с.
3. Методология развития научного знания, М.: МГУ, 1999. 120 с.
Воронежский государственный технический университет
AXIOLOGICAL AND MORAL DIMENTION OF MODERN SCIENCE M.B. Plokhinova, V.V. Glotova
The article considers the issue of the present stage of functioning and development of scientific knowledge, trends in its interdisciplinary synthesis
Key words: science, synthesis of knowledge, Interdisciplinary Studies, social values, integration