«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири _№2 (18). Октябрь 2015 (http://md.islu.ru/)
УДК 37.013.43 ББК 74.484.4
Н. Н. Казыдуб
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с аксиологическим выбором языковой личности в условиях межкультурного и межэтнического взаимодействия. Вводится понятие аксиологической дилеммы как проблемной ситуации, порождаемой несовпадением культурных ценностных ориентаций и ценностных концептов. Обосновывается необходимость разработки инструментария разрешения аксиологических дилемм в учебных и реальных коммуникативных контекстах. Раскрывается спектр аксиологических переживаний, запускающих механизмы формирования аксиологических дилемм.
Ключевые слова: поликультурное образование; аксиологическая дилемма; поликультурная и полиэтническая среда; культурные контакты; языковые контакты; культурные ценности; культурная идентичность; межкультурная компетенция; когнитивные модели; вербальные и невербальные коды.
N. N. Kazydub
AXIOLOGICAL DILEMMAS IN MULTICULTURAL EDUCATION
The article ponders the question of intercultural negotiations in the sphere of cultural orientations and values. The focus of the study is dilemmas, created by cultural differences and asymmetrical interpretations of fundamental values. The importance of teaching students how to solve axio-logical dilemmas is revealed through modelling problematic areas, construed by contrasting cultural values.
Key words: multicultural education; axiological dilemma; multicultural and multiethnic environment; cultural contacts; language contacts; cultural values; cultural identity; intercultural competence; cognitive models; verbal and nonverbal codes.
В современной педагогической науке широко распространяется идея поликультурного образования как сценария формирования личности, способной осуществлять социальную и профессиональную коммуникацию в поликультурной и полиэтнической среде. Эта идея органично вписывается в вектор обеспе-
© Казыдуб Н. Н., 2015
чения высокого качества культурно-языковых контактов, развивающихся в условиях глобализации. Однако её реализация требует решения целого ряда задач, связанных с преодолением культурных и языковых барьеров, порождаемых несовпадением когнитивных моделей, вербальных и невербальных кодов современных культур. Соответственно, концепция поликультурного образования содержит принципиальные вопросы, касающиеся выбора инструментов, разрешающих межкультурные разногласия и расхождения.
С этой позиции представляется логичным допустить существование различного рода дилемм, неизбежно возникающих в образовательной деятельности, ориентированной на достижение высокого уровня межкультурного и межэтнического взаимодействия. На первый план, безусловно, выходят проблемные вопросы, относящиеся к области аксиологических переживаний, которые составляют основу формирования культурных моделей мировидения и миропо-рождения.
Центральность ценностных категорий для любой культуры, равно как и для любого человека, принадлежащего той или иной культуре, обосновывает необходимость учёта ценностных ориентаций при организации учебного процесса в поликультурной и полиэтнической среде. Критическое значение культурных ценностей для формирования этнической и социальной идентичности включает аксиологический параметр в список наиболее значимых показателей эффективности образовательных технологий. Поиск способов сближения аксиологических «полюсов» контактирующих культур и языков осуществляется в различных предметных областях (контактологии, культурологии, конфликтологии, лингвистике, переводоведении, теории межкультурной коммуникации), что делает возможным оснащение образовательного процесса методологическими и методическими инструментами, разработанными для решения коммуникативных и профессиональных задач. Широкий диапазон мультидисциплинарного аксиологического знания обеспечивает реализацию принципа вариативности при конструировании образовательной системы или образовательного маршрута.
Рассмотрение аксиологической составляющей поликультурного образования в терминах системно-деятельностного подхода предполагает очерчивание проблемного пространства, конституируемого аксиологическими дилеммами, разрешение которых является условием развития межкультурной компетенции и формирования межкультурной языковой личности. Под аксиологической дилеммой в данном контексте понимается ситуация выбора аксиологического решения при конкуренции культурных ценностей в учебной и/или реальной коммуникативной ситуации. Аксиологическая дилемма несёт в себе риск развития конфликтной ситуации, в связи с чем требуется кооперативное взаимодействие участников коммуникации при обнаружении такого очага межкультурного напряжения.
Аксиологические дилеммы порождаются в таксономических областях, раскрывающих принципы формирования аксиологических приоритетов национальной культуры. В коммуникации аксиологические дилеммы проявляются как столкновение сценариев вербального и невербального поведения, «восходящих» к конкурирующим мотивам ценностных культурных ориентаций. Потенциальными рисками являются различного рода диссонансы (когнитивный, языковой, дискурсивный), значительно снижающие уровень взаимопонимания в условиях культурно-языковых контактов. Успешное преодоление подобных диссонансов во многом определяется интенциональными горизонтами участников межкультурного взаимодействия в плане допущения иного аксиологического решения.
Аксиологические дилеммы конструируются в рамках ориентирующих систем с центральным управляющим параметром (человеческая природа, отношение человека к природе, время, пространство, социальные отношения), который включает ценностные смыслы в тематический круг и координирует взаимодействие аксиологических знаков в режиме их мягкой сборки. Следовательно, в учебной аудитории при работе с аксиологическими контекстами необходимо не только обозначать базовые аксиологические ориентиры и опоры, но и раскрывать весь спектр аксиологических нюансов, порождаемых ассоциативными ли-
ниями развития основной темы. Так, например, аксиологический параметр «концептуализация времени» раскрывается целым рядом аксиологических дилемм:
•ориентированность на прошлое уб. ориентированность на настоящее уб. ориентированность на будущее;
•линейная уб. цикличная модели времени;
•пунктуальность уб. непунктуальность;
•работа уб. межличностные отношения;
•планомерность уб. спонтанность;
•ригидность уб. лабильность;
•долгосрочные уб. краткосрочные социальные отношения.
Понимание внутрисистемных связей и зависимостей формирует когнитивную и коммуникативную гибкость языковой личности, участвующей в межкультурной коммуникации, и служит основанием для адекватного выбора аксиологического инструментария в турбулентных средах, т. е. в ситуациях, характеризующихся высоким уровнем неопределённости. Именно такими свойствами обладают межкультурные прагматические контексты [2].
Аксиологические дилеммы есть по сути своей конкурирующие форматы представления знаний и модусов переживания культурной реальности, как- то:
• высокий уб. низкий контекст;
• монохронность уб. полихронность;
• индивидуализм уб. коллективизм;
• соревновательность уб. кооперативность;
• высокоструктурность уб. низкоструктурность;
• формальность уб. неформальность;
• традиционность уб. инновационность;
• позитивная уб. негативная вежливость;
• маскулинность уб. фемининность;
• предсказуемость развития событий vs. непредсказуемость будущего положения дел и т. д. [5].
Приведённый выше список аксиологическим дилемм не является исчерпывающим. Он может быть дополнен целым рядом конкурирующих ценностных смыслов посредством их извлечения из культурных текстов и дискурсов. Тем не менее, такой список даёт представление о сложности аксиологического выбора в ситуациях межкультурного и межэтнического взаимодействия. При этом важно учитывать эффекты активации ценностных смыслов в дискурсе, в рамках которого создаётся разветвлённая сеть культурных коннотаций [1]. Следовательно, методологический формат поликультурного образования с необходимостью должен предусматривать разработку теоретических основ и практических рекомендаций в области разрешения аксиологических дилемм. Такие разработки и рекомендации (как показывает практика межкультурного взаимодействия) востребованы в самых разных сферах социальной и профессиональной коммуникации. Методологическая обоснованность включения аксиологических дилемм в содержание поликультурного образования задаёт векторы поиска оптимальных способов обучения студентов приёмам конструирования благоприятных аксиологических контекстов.
Формирование теоретических основ разрешения аксиологических дилемм включает широкий диапазон концептуальных вопросов, раскрывающих системно-структурную организацию и функционально-прагматический потенциал аксиологической картины мира. Структурная динамика аксиологических систем создаётся взаимодействием и взаимопересечением базовых ценностей, определяющих линии интерпретации культурного содержания реального мира. «Теоретическое портфолио» языковой личности, способной находить оптимальное решение в плане выбора аксиологического инструментария для межкультурного взаимодействия, составляется посредством выбора эпистем, содержащих культурологическую информацию в области аксиологических переживаний человека говорящего. Такая информация делает возможным понимание культурных мотиваций, определяющих аксиологические приоритеты со-
временных культур, прогнозирование очага межкультурного и межэтнического напряжения и, в итоге, разрешение аксиологической дилеммы. Критическую значимость имеет владение методикой аксиологического анализа как инструментом извлечения культурологических нюансов, лежащих в основе аксиологической асимметрии [3; 4].
Стратегический инструментарий разрешения аксиологических дилемм содержит корпус взаимосвязанных линий вербального и невербального поведения в формате преодоления дефицитов аксиологической асимметрии. Сюда входят стратегии вежливости, когнитивного менеджмента, коммуникативного смягчения, политической корректности (языкового такта), толерантности с их наборами тактик и коммуникативных ходов. Мягкая сборка кооперативных стратегий с учётом степени сложности аксиологической дилеммы решает задачу согласования аксиологических приоритетов контактирующих культур в призме расширения зоны аттрактивности как условия межкультурного и межэтнического диалога.
Разработка практических рекомендаций и практических упражнений в области разрешения аксиологических дилемм требует интеграции усилий специалистов, работающих в сферах теории (межкультурной) коммуникации и теории обучения. Междисциплинарный формат поликультурного образования содержит методологические и методические ресурсы, обеспечивающие развитие умения управлять процессом разрешения аксиологических дилемм в поликультурной и полиэтнической среде.
Библиографический список:
1. Казыдуб, Н. Н. Дискурсивное пространство как фрагмент языковой картины мира (теоретическая модель): монография. - Иркутск : ИГЛУ, 2006. - 216 с.
2. Казыдуб, Н. Н. Дискурсивные значимости аттрактивности // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 4 (16). - С. 96-102.
3. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: кол. монография / отв. редактор Л. Г. Викулова. - М. : ТЕЗАУРУС, 2011. - 352 с.
4. Серебренникова, Е. Ф. Этносемиометрия как способ лингвистического аксиологиче-
ского анализа // Этносемиометрия ценностных смыслов: кол. монография. - Иркутск : ИГЛУ, 2008. - С. 8-62.
5. Lustig, M. W., Koester J. Intercultural competence: interpersonal communication across cultures. - 6th ed. - Boston : Pearson, 2010. - 395 p.