УДК 378 ББК 74.480.26
Е.А. Бароненко, Е.Б. Быстрай, Ю.А. Райсвих, Т.В. Штыкова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В РАМКАХ КУРСА
и
«ОСНОВЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»1
В статье представлены основные цели и задачи курса «Основы межкультурной коммуникации», показана связь данного курса с другими учебными дисциплинами, определен аксиологический потенциал данного курса и его воспитательно-дидактические возможности для процесса подготовки бакалавров педагогического образования к межкультурному взаимодействию.
Ключевые слова: аксиологический подход, профессиональная подготовка, диалог культур, межкультурная коммуникация, межкультурное взаимодействие.
E.A. Baronenko, E.B. Bystrai, Yu.A. Reiswich, T.V. Shtykova
AXIOLOGICAL ASPECTS OF PREPARING BACHELORES IN EDUCATION TO INTERCULTURAL INTERACTION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE "FUNDAMENTALS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION" COURSE2
The article represents the main goals and objectives of the Fundamentals of Intercultural Communication course, and shows the relation between the course and other academic disciplines. The article determines axiological capacity of the course, its educational and didactic opportunities to prepare Bachelor in Education students to intercultural interaction.
Key words: axiological approach, professional training, dialogue of cultures, intercultural communication, intercultural interaction.
В последнее время в нашем обществе произошли значительные изменения, возникли условия для формирования новой культурной коммуникации, нового видения и понимания проблем и задач, других отношений между людьми и социальными институтами. Эффективное решение данных проблем невозможно без участия такого общественного института, как система образования [4, с. 5].
Данная система должна в полной мере реагировать на требования социу-
ма к развитию всего человеческого сообщества, ведь развитие этой системы детерминировано объективными реалиями социума. Одним из требований сегодняшнего дня является стремление к преобразованию современного российского общества в высокоинтеллектуальное, экономически развитое и процветающее. Приоритетом данного общества является сам человек и его потенциал. В данном случае имеется в виду не только наличие высококвалифициро-
о
X
а. л
у
Б ^
^ss
И s
ф I 2 ^
i § е S
H
ф с с S
CÛ ^
го « с; S
ü .о го m ю о
SI
са о н о
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 27.04.2017 г. № 16-517 по теме «Аксиологическая направленность процесса профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования»
2 The article is prepared as a publication on 'Axiological Orientation of the Process of Professional Training of Bachelors in Teacher Education" (research contract of 27.04.2017, №16-517, contract owner Shadrinsk State Pedagogical Institute named).
го
_ о
-я X
¿I го
£го
о а
го со
ф о
о
« S3
! ф
о ч
ш о
0 s
1 i <С cû
ш
ш
о
го
о.
<
2
го £
.0 ш
из и]
о" ^
X
ф
X
о ^
го
ш
<
и]
ванных кадров во всех сферах человеческой жизнедеятельности, а наличие в современном российском обществе людей, обладающих большим духовно-нравственным потенциалом, понимающих и принимающих общечеловеческие ценности. Мы должны констатировать тот факт, что в последнее время мы наблюдаем не только достаточно сложные ситуации в политической и экономической жизни нашего общества, но и обострение процессов размывания идеалов и ценностных ориентиров. К сожалению, данный процесс наиболее актуален для молодого поколения [6, с. 134].
В этой связи особенно актуальной представляется проблема воспитания молодежи в духе общечеловеческих ценностей, уважения к чужой культуре и осознания своего культурного «Я». Трудно переоценить значимость аксиологической составляющей профессиональной подготовки будущих учителей, так как именно учитель призван гармонизировать развитие ребенка, воспитывать в нем духовность и нравственность. Учитель является ключевой фигурой современного общества, в силу этого чрезвычайно важно организовать процесс его профессиональной подготовки в русле аксиологической детерминанты, способствующей аккумулировать в себе национальные особенности, поликультурные реалии, общечеловеческие ценности, что в итоге самым положительным образом скажется на подготовке будущих учителей к межкультурному взаимодействию [5].
Сегодня востребован педагог, обладающий не только предметными знаниями, но и признающий мультикультурность современного мира, специфику иноязычных реалий и менталитет других наций.
Модернизация педагогического образования будет способствовать решению проблем культурной идентификации, воспитания толерантности к проявлениям иноязычной культуры, ведь современный педагог работает в мульти-культурных классах, где обучаются представители различных этносов, имеющие разнообразные характерологические особенности менталитета. Развитие педагогического образования в межкуль-
турном контексте также детерминировано необходимостью решать такие проблемы, как глобализационные процессы практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности, увеличение миграционных потоков, обострение межэтнических конфликтов, а также конфликтов на религиозной почве, политические распри. Дальнейшее развитие педагогической науки в межкультурном контексте продиктовано стремлением к демократизации нашего общества, в котором должно культивироваться уважительное отношение к каждому [7].
Акцентируя значимость подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию, следует обращать внимание на формирование у них умения выбирать стратегию и тактику общения, адекватные формальным и неформальным ситуациям. При выборе стратегии необходимо учитывать социокультурные особенности партнеров по общению, ведь это прямым образом будет отражаться на успешности самого акта делового или межличностного общения.
В соответствии с данным взглядом результатом профессиональной подготовки педагога должна стать личность, обладающая самой широкой палитрой положительных качеств, таких как толерантность, другодоминантность, открытость к ведению межкультурного диалога с позиций аксиологических доминант человеческого общества. Современный педагог должен обладать высоким профессионализмом, позволяющим ему структурировать содержание учебного процесса в зависимости от целевой группы обучающихся, учитывать их личностные и этнические особенности, творчески ин-териоризировать в профессиональных интересах данные лингвистики, педагогики, методики, аксиологии, психологии и других наук. Он должен обладать также умением находить общий язык со всеми участниками образовательного процесса: коллегами, учениками, родителями, социальными партнерами, представителями общественности, зарубежными партнерами, демонстрируя при этом высокий уровень духовности и приверженности общечеловеческим ценностям.
Современные межкультурные и социокультурные тренды особенно ярко экстериоризируются в языковом педагогическом образовании, так как именно оно наиболее полно отражает взаимодействие и взаимопроникновение различных культур [3].
В соответствии с современными социокультурными тенденциями развития языкового педагогического образования, в частности, по профилю подготовки «Иностранный язык. Иностранный язык», доминирующим дидактическим принципом является принцип межкультурного обучения. Согласно данному принципу необходимо организовывать процесс обучения иностранному языку с позиций диалога культур, в рамках которого коммуницируют, как минимум, две культуры, а сам учитель является посредником в этом диалоге. Учитель, выполняя функции посредника, должен методически грамотно организовывать занятия, демонстрируя при этом толерантное отношение к иноязычной культуре, к проявлениям другой ментально-сти, умение понять и принять другие социокультурные маркеры и научить этому своих учеников.
В профессиональную компетентность квалифицированного учителя иностранных языков должна входить способность разбираться в реалиях другого уклада жизни и восприятия этих реалий, в ином образе мышления и строе чувств, иной иерархии ценностей, конфронти-ровать с ними с дальнейшим выходом в плоскость конструктивного внутреннего диалога с включением данного восприятия в собственную картину мира. Согласно принципу межкультурного обучения учебный процесс не должен нивелировать различные суждения и точки зрения, в нем должно быть представлено множество взглядов и мнений, оставляющих свободу выбора за будущими учителями и развивающих самостоятельность их мышления.
Возможность подготовить компетентного учителя, способного функционировать в качестве субъекта международного образовательного пространства, реализовывать деловое и межличност-
ное общение с позиций диалога культур, осуществлять научную деятельность в межкультурном контексте, формировать у своих обучающихся чувство культурной и языковой самоидентичности, уважение к ценностям другого народа предоставляет такая учебная дисциплина, как «Основы межкультурной коммуникации».
Дисциплина «Основы межкультурной коммуникации» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана подготовки бакалавров по профилю «Иностранный язык. Иностранный язык». Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Изучение данной дисциплины тесно связано с дисциплинами «Практический курс первого иностранного языка» (обязательная дисциплина вариативной части учебного плана), изучающейся в 2-4-м семестрах, «Практика устной и письменной речи на первом иностранном языке» (обязательная дисциплина вариативной части), изучающейся в 5-м и 6-м семестрах. В рамках изучения данных дисциплин бакалавры приобретают знания о реалиях жизни в Германии, особенностях немецкого менталитета, ценностных установках, традициях и обычаях нации. У бакалавров формируются речевые умения и навыки, они овладевают речевыми клише, типичными для общения немцев, фразеологизмами, отражающими культурные традиции и историю Германии, что является базисом для освоения дисциплины «Основы межкультурной коммуникации», позволяющей бакалаврам сознавать свое культурное «Я» через призму иноязычной культуры.
Дисциплина «Философия» (базовая часть учебного плана), изучающаяся в 3-м семестре, знакомит бакалавров с концепцией диалога культур, основами культурологического и аксиологического подходов и, таким образом, также является базисом для освоения дисциплины «Основы межкультурной коммуникации».
Дисциплина «Основы межкультурной коммуникации», в свою очередь, является необходимой для изучения дисциплин по выбору: «Анализ художественного текста на первом языке», «Анали-
о
X
О. Л
Б ^
И =1
ф х
2 ^
1 §
2 ° Н
ф с с 5
со ^ (О «
с; ^ ^ -й го со
ю о *
гёо
о » £ о
х го ¡£
го
XI
Ё О) С
о ГО со О) о
О Р £ £
£ Ф
о ч ш О
О 2 1
<С со
ш
ш
о
го
О.
<
2
го £
.0 ш
из и]
о" ^
X
ф
X
о ^
го
ш
<
и]
тическое чтение на первом иностранном языке» (6-9 семестры), так как она позволяет бакалаврам глубже понимать исторические реалии, особенности немецкого менталитета и тем самым лучше вникать в авторский замысел, интерпретировать художественные произведения немецких авторов. Дисциплина «Основы межкультурной коммуникации» является базисом для формирования умений профессиональной межкультурной коммуникации в рамках дисциплины «Практикум профессиональной коммуникации на первом иностранном языке» (9 семестр, обязательная дисциплина, вариативная часть). Кроме того, дисциплина «Основы межкультурной коммуникации» улучшает процесс понимания особенностей перевода в межкультурном контексте в рамках дисциплин по выбору «Теория и практика перевода (первый иностранный язык, 9 семестр), «Основы переводческой деятельности» (первый иностранный язык, 9 семестр). Дисциплины «Страноведение и лингвострановедение первого иностранного языка», «Основы лингвострановедения первого иностранного языка» (вариативная часть учебного плана, 10 семестр) базируются на знаниях бакалавров о реалиях межкультурного этикета и особенностях межкультурного общения.
Целью дисциплины «Основы межкультурной коммуникации» является становление базовой профессиональной компетентности бакалавра на основе овладения знаниями и умениями для успешного осуществления межкультурной коммуникации в профессиональной сфере с учетом аксиологической парадигмы собственной и чужой культур и обучения этому своих учеников.
Данная практическая цель тесно переплетается с общеобразовательными и воспитательными целями. Характер учебного материала, трактовка его содержания, тематика устных и письменных высказываний, организация продуктивной учебной деятельности в процессе аудиторной и самостоятельной работы бакалавров мотивируют воспитание активной, автономной личности, способной к самореализации в информацион-
ной и образовательной средах, а также профессионально-педагогической деятельности в межкультурном контексте.
Достижение цели изучения дисциплины обеспечивается решением ряда задач, таких как:
• овладение бакалаврами необходимым и достаточным уровнем межкультурной коммуникативной компетенции для решения профессионально-коммуникативных задач в различных областях профессиональной деятельности при деловом общении с зарубежными партнерами;
• развитие способности осмысливать чужую культуру, ментальность, аксиологические ориентиры, сравнивать с собственным мировоззрением и жизненным опытом, обогащать собственную картину мира новыми знаниями [1];
• расширение кругозора и повышение общей культуры бакалавров;
• знакомство бакалавров с многообразием культур и с языком как явлением культуры;
• овладение основными понятиями и терминологией;
• ознакомление бакалавров со структурой межкультурной коммуникации и видами межкультурной коммуникации;
• ознакомление бакалавров с особенностями межкультурного диалога в процессе ведения профессиональных деловых переговоров;
• ознакомление бакалавров с особенностями письменной деловой иноязычной коммуникации;
• формирование у бакалавров умения применять на практике полученные знания в конкретных ситуациях межкультурного взаимодействия;
• развитие у бакалавров толерантного отношения к другим культурам и их представителям;
• формирование у бакалавров умения осуществлять межкультурно-ориентированное обучение с целью подготовки учеников к межкультурному общению;
• формирование у бакалавров умения воспитывать и развивать чувство толерантности как общечеловеческой ценности у своих учеников.
Таким образом, курс «Основы межкультурной коммуникации» способствует развитию личности будущего учителя, формированию его мировоззренческой позиции, его аксиосферы, ведь принятые им духовные ценности образуют внутреннюю культуру его личности. Именно такой педагог способен осуществлять эффективное межкультурное взаимодействие на основе паритетности, признания уникальности каждой культуры,
а также формировать у своих учеников мультикультурное сознание, базисом которого является потребность служить людям, постоянное стремление к самосовершенствованию, паритетное сочетание национальных и общечеловеческих ценностей [2]. Формирование духовности бакалавров педагогического образования является залогом их эффективной подготовки к межкультурному взаимодействию.
Библиографический список
1. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские раздумья о жизненных проблемах) [Текст] / В.С. Библер // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. - М.: Политиздат, 1990.- С. 16-58.
2. Богуславский, М.В. Общечеловеческие и национальные ориентации отечественной педагогики (начало XX в.) [Текст] / М.В. Богуславский // Педагогика. - 1998. - № 7. - С. 82-87.
3. Быстрай, Е.Б. Формирование межкультурной педагогической компетентности учителя [Текст] / Е.Б. Быстрай // Вестник высшей школы Alma mater. - 2006. - №6. - С.14-18.
4. Быстрай, Е.Б. Формирование опыта межкультурной компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Е.Б. Быстрай. - Оренбург, 2006. -506 с.
5. Гущина, Н.А. Аксиологические аспекты отечественного образования как фактор формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Гущина. - Калуга, 2004. - 188 с.
6. Райсвих, Ю.А. Научно-организационное обеспечение аксиологического подхода к профес-
I i
о
X
а.,
сиональной подготовке будущих специалистов: траектория реализации [Текст] / Ю.А. Райсвих // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - №9. - С. 130-138.
7. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
References
1. Bibler B.C. Moral. Culture. Modernity. (Philosophical thoughts about life challenges). Ethical thought: science feature readings. M.: Politizdat, 1990. P. 16-58. [in Russian].
2. Boguslavsky M.V. Universal human and national benchmarks of Russian pedagogy (early 20th century.) Pedagogika, 1998. № 7. P. 82-87. [in Russian].
3. Bystrai E.B. Forming the experience of intercultural competence of future teachers in pedagogical interaction. Dis. ... doc. of sciences (Education). Orenburg, 2006. 506 p. [in Russian].
4. Bystrai E.B. Formation of teacher's intercultural pedagogical competence. Vestnik vysshej shkoly Alma mater, 2006. №6. P. 14-18. [in Russian].
5. Gushchina N.A. Axiological aspects of national education as a factor in the formation of professional-value orientations of the future teachers. Dis.....cand. of sciences (Education). Kaluga, 2004. 188 p. [in Russian].
6. Reiswich Y.A. Scientifically organizational maintenance of the axiological approach to professional training of to-be experts: the way of realisation. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta, 2008. №9. P. 130-138. [in Russian].
7. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: Tutorial for stud. of higher pedagogical institutions. Moscow: Academy, 2002. P. 576. [in Russian].
¡ § e s
H
ф с с S
CÛ ^
ro £ c; S
ü .0 ro m ю о
s ¡5
О
£ о
-я X ¿I го
£го о ^ го со ф о
о
£ S3
ils
о ч ^ о О s
il i <С cû
Сведения об авторах: Бароненко Елена Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Быстрай Елена Борисовна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Baronenko Elena Anatolyevna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Bystrai Elena Borisovna,
Doctor of Sciences (Education),
Academic Title of Professor,
Head of Department,
Department of German Language
and German Language Teaching Methods
South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
m
CO
о
ro
CL <
2
.0 lq
Ш
uJ
CD
X Ф X
о ^
ro
lq
<
uJ
Райсвих Юлия Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Штыкова Татьяна Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Reiswich Yulia Alexandrovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Shtykova Tatiana Valentinivna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]