ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
В статье рассматриваются такие аксиологические аспекты обучения иностранным языкам, как личностная и образовательная ценность дисциплины «Иностранный язык», а также аспекты содержания и методов обучения иностранным языкам студентов первого курса неязыкового вуза.
Новейший философский словарь [16] определяет аксиологию как философскую дисциплину, занимающуюся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Вопросы аксиологии в России разрабатывались в трудах таких ученых, как: Г.М. Андреева, С.Ф. Анисимов, В.Л. Ершов, Н.А. Журавлева, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, И.С. Кон, Л.П. Павлова. В.В. Розанов, В.А. Сластенин, Б.А. Титов, В.П. Тугаринов, В.В. Тумалев и др. В их трудах раскрыта сущность аксиологии, представлено понятие о ценностных ориентациях, определены их структура и классификация, намечены возможные пути развития аксиосферы личности и социальных групп.
Основу аксиологического подхода в образовании составляют следующие понятия: ценность, ценностная ориентация, ценностное сознание, ценностное поведение.
Н.В. Матвеева
Ключевые слова:
иностранный язык, ценность, методы обучения, общение, ролевые игры, содержание.
Существуют различные классификации ценностей. Например, ценности могут быть классифицированы следующим образом [6]:
- смысложизненные (представление о добре и зле, счастье, смысле жизни);
- универсальные ценности (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья и т. д.);
- ценности общественного признания (трудолюбие, социальное положение);
- ценности межличностного общения (честность, бескорыстность, доброжелательность); * демократические ценности (свобода слова, совести, национальный суверенитет и т.д.).
В качестве вечных универсальных общечеловеческих ценностей выделяют [12]:
- жизнь во всех её проявлениях;
- человек как высшая ценность бытия с комплексом гуманистических качеств (любовь, добро, общение, счастье, достоинство и т.д.);
- познание и его составляющие компоненты (информация, знания, культура, истина, средство самовыражения);
- красота, формы и способы её творения и проявления (искусство, творчество, прекрасное в природе, эстетика быта и труда);
- труд и его аспекты (средство обеспечения существования и самосовершенствования, источник познания и радости, основа творчества и возможности самореализации, основа профессии);
- отечество как условие существования личности (гарантия мира и безопасности, свободы, соблюдения прав человека, форма выражения национального самосознания, условие соблюдения социальной справедливости).
Эти общечеловеческие универсальные интерсоциальные ценности, разделяемые всеми людьми, являются ведущим фактором развития гуманитарной культуры личности как средства морального, социального, культурного и мировоззренческого самоопределения.
Л.В. Павлова в контексте аксиологического подхода в процессе развития гуманитарной культуры уточняет содержание наиболее значимых интерсоциальных ценностей [12]:
1) в личностном аспекте - человек во всестороннем проявлении его гуманистических качеств, которые являются залогом его социальной активности, ответственности и творческой самореализации;
2) в социальном аспекте - общение, познание, образование, в том числе иноязычное, самообразование как механизм развития личности, культура
как форма и средство выражения национального самосознания;
3) в общецивилизационном аспекте - целостность мира, демократия, сохранение и диалог культур, межкультурное сотрудничество и равноправие, равноправное взаимодействие представителей различных социумов и культур.
В результате научно-технического прогресса, внедрения новых технологических достижений к общецивилизационным ценностям относится также и сохранение и защита окружающей среды, в том числе сохранение жизни и здоровья человека в самом широком смысле: ограждение от вредного воздействия технологических процессов и производств, включая ядерную энергетику, от недоброкачественных, вредных и запрещенных к распространению товаров народного потребления, введение новых правил культуры обслуживания, например, предоставления туристических услуг и т.д.
Некоторые аксиологические аспекты в обучении иностранным языкам получили детальную разработку в трудах современных российских ученых. Например, А.В. Рубцова [14] рассмотрела аксиологический подход в качестве методологической основы продуктивного обучения иностранному языку. Работа О.В. Варниковой [3] посвящена формированию ценностного отношения к профессии средствами иностранного языка, а работа Е.А. Меньш [10] - формированию ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации. Н.И. Кривых [8] разработала методику формирования ценностного отношения непосредственно к иностранному языку, а Э.Е. Олейник [11] - систему формирования духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры у будущих учителей в процессе изучения иностранного языка.
Изучение иностранного языка всегда имело определенную личностную ценность для студентов вузов. В конце XX века после падения «железного занавеса», были установлены деловые контакты российских предприятий с зарубежными компаниями, начало развиваться международное сотрудничество. Особую ценность приобрело изучение делового иностранного языка. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, последовал переход российских вузов к двухуровневой системе высшего образования и введение новых Федеральных государственных стандартов ВПО. Изменилась роль иностранного языка как дисциплины учебного плана. Студенты российских вузов получили возможность представлять свои работы в виде научных статей и докладов на международных конференциях. Иностранный язык стал необходим для ведения переписки с редакцией и полемики с рецензентами, для обсуждения научных проблем в устной и
письменной формах как по переписке, так и в социальных сетях.
В настоящее время личностную значимость имеют следующие аспекты обучения иностранному языку в неязыковых вузах :
1. Обучение чтению и пониманию иноязычной профессионально ориентированной литературы;
2. Обучение технике написания на инстранном языке текстов научных статей и докладов;
3. Обучение монологическому выказыванию с целью устного представления результатов и их обсуждения в профессиональной среде - на конференциях, симпозиумах, семинарах [7].
4. Обучение аудированию по темам широкой специальности студентов. Многие вузы, в том числе Московский государственный университет путей сообщения, приглашают ведущих зарубежных специалистов для чтения лекций. Это повышает престиж образования в таких вузах, но предъявляет дополнительные требования к уровню владения иностранным языком студентами.
5. Обучение социально-бытовому и профессиональному общению. А.В. Рубцова [14] отмечает, что у выпускников вузов появилась возможность продолжения образования в зарубежных странах, они стали задумываться о трудоустройстве в зарубежные компаниии. Это обусловливает повышение требований к функциональности иноязычного образования: студенты теперь хотят не просто знать иностранный язык, а использовать его как средство реального общения. Следовательно, пятый аспект, имеющий в настоящее время приоритетное значение в обучении иностранным языкам это обучение общению, формирование стратегии и тактики речевого и делового поведения, которые входят в состав иноязычной коммуникативной компетенции [4].
Для обучения общению важно определить значимые для личностного и профессионального развития студентов ситуации общения. Таковыми являются:
- социально-бытовые ситуации общения (обсуждение семейных проблем, переезд на новую квартиру, новоселье, родительское собрание, обсуждение возможности продолжения образования, встреча выпускников и др.);
- ситуации делового (профессионального) общения (производственное совещание, переговоры, заседание за круглым столом, конференция, презентация и др.);
- социальные и политические процессы и технологии (встреча кандида-
та в депутаты с избирателями, выборы, заседание органа государственной власти, модель ООН и др.).
В.А. Сластенин отмечает, что в процессе общения необходимо не просто обмениваться информацией, а умело вести диалог культур, который призван обеспечить естественную интеграцию культурно-мировоззренческих ценностей мировой цивилизации, с одной стороны, и конкретного социума, представителем которого является студент или выпускник, с другой стороны. В этой связи особую важность приобретает формирование у студентов системы общечеловеческих ценностей, развитие таких качеств личности, как гуманизм, толерантность, способность к самоанализу в процессе приобретения индивидуального культурного опыта [15].
Аксиологические аспекты в обучении иностранным языкам тесно связаны с личностно-деятельностным подходом, согласно которому обучение языку носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой коммуникации. Эффективное развитие личности возможно только в процессе активного изучения окружающей действительности, опыта предшествующих поколений, культуры, положительного опыта общественных отношений [1].
Ценность личностно-деятельностного подхода в образовании признана Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, которые требуют масштабного использования в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения (ролевых и деловых игр, метода анализа конкретных ситуаций, тренингов и др.).
В новую Рабочую программу по курсу иностранного языка для студентов первого курса Гуманитарного института - МИИТ включены тематические модули, которые имеют для студентов личностное значение. Они не только дают возможность обучать студентов знаниям и умению общаться в определенных социальных ситуациях в ходе проведения ролевых игр, но и способствуют процессу формирования у студентов гуманистических ценностных ориентаций, гуманистически обогащают личность в процессе участия в диалоге культур.
Рассмотрим с этой точки зрения содержание ролевых игр, которые проводятся со студентами первого курса.
Модуль 1. Резюме. Трудоустройство.
В ролевой игре по теме «Семья» студентами может быть представлена типично российская семья, когда несколько поколений проживают совместно
и участвуют в обсуждении семейных проблем. Возможно также, что действие будет происходить либо в современной английской семье, либо в так называемой универсальной семье, не имеющей какой-либо национальной принадлежности. Разыгрывая ситуацию «Переезд на новую квартиру», для типичной российской семьи требуется подобрать такой вариант жилища, чтобы было удобно всем членам большой семьи, включающей несколько поколений. Типичный английский дом будет, скорее всего, личной собственностью, приобретенной в ипотеку, дом, расположенный в пригороде и имеющий отдельный вход. Многие английские дома имеют название, и ,вполне возможно, что в ходе ролевой игры дом получит свое имя.
При проведении ролевой игры «Собеседование при приеме на работу» в качестве компании, ищущей специалистов на вакантные места, может быть выбрана как российская, так и зарубежная компания. Требования к кандидатам на должности в компании, ведущие бизнес по всему миру и имеющие свои представительства в различных странах, могут включать требование высокой мобильности и готовности к смене места жительства и к вхождению в новую культуру. Специалистам, отвечающим этим требованиям, и будет отдано предпочтение.
Модуль 2. Система образования в России и в стране изучаемого языка.
Мой университет.
В ролевых играх, посвященных теме «Образование», например, в ролевой игре «Родительское собрание« по теме «Возможности получения высшего образования в России и за рубежом», могут быть отражены различия по отношению, например, к понятию «академической мобильности». Выпускники российских школ предпочитают получать высшее образование в России. Для них привлекательны возможность получения образования бесплатно, отсутствие языкового барьера, возможность получения места в общежитии. Плюсом является и проживание недалеко от своей семьи. Ограниченное количество бюджетных мест, высокую плату за обучение на платном отделении абитуриенты рассматривают как недостатки высшего образования в России. Для выпускников школ за рубежом получение высшего образования в другой стране является распространенной практикой. Так, например, в Лондонском городском университете (City University London) обучается 150000 иностранных студентов. Иностранный студент за рубежом может обратиться в специальные фонды за получением стипендии или гранта. У современной молодежи большие возможности, и, имея активную жизненную позицию и высокие результаты теста по иностранно-
му языку, вариант обучения в зарубежной стране может стать реальностью. Во время проведения ролевой игры «Выборы председателя студенческого совета» студенты имеют возможность выразить свои представления об активной жизненной позиции молодежного лидера, обсудить студенческие проблемы как в нашей стране, так и за рубежом.
Модуль 3. Страноведение: Россия и страны изучаемого языка. Политическое устройство, культура, транспорт, международные отношения.
Органом государственной власти в процессе игрового моделирования может выступить как Государственная Дума, так и Британский Парламент или Конгресс США. Можно проследить, каким образом студенты используют языковые средства, отражающие российскую эмоциональность и английскую сдержанность, как в языке отражается национальный характер и система национальных ценностей.
Модуль 4. История и перспективы развития железнодорожного транспорта. Российские железные дороги и железные дороги страны изучаемого языка.
Роль железнодорожного транспорта в развитии туризма.
В ходе ролевой игры «Дебаты по теме «Строительство первых железных дорог в Великобритании» есть возможность обсудить отношение разных слоев британского общества первой половины XIX века к строительству железных дорог. Строительство железных дорог позволило Великобритании оставаться в мировых лидерах торговли, увеличило скорость ведения бизнеса. Однако оппозиция была очень сильна. Владельцев строительных компаний критиковали за то, что в погоне за прибылью они представляли недоработанные проекты со множеством недостатков. Владельцы судоходных компаний видели в железнодорожных компаниях опасного конкурента. Землевладельцы были против строительства железнодорожных веток в пределах их земельных владений. Однако буржуазия и средний класс воспринял появление железных дорог с энтузиазмом, акции железнодорожных компаний быстро раскупались. Этим нередко пользовались и мошенники, выпуская акции несуществующих компаний. Такие дебаты дают возможность обсудить достоинства и недостатки железнодорожного строительства.
Модуль 5. Экология. Экология транспорта. Туризм и экология. Гринпис.
Ролевая игра, представляющая собой глобальный форум по теме «Наука, Экология. Жизнь», требует большой подготовительной работы студентов, в
том числе, поисковой работы в сети Интернет. Она дает возможность обсудить проблемы экологии в разных странах мира.
Модуль 6. Международные организации: Евросоюз, Интерпол, ОБСЕ, ООН, НАТО. Всемирная торговая организация, Всемирная организация по туризму, международные организации железных дорог, Сообщество Европейских железных дорог.
После ознакомления с фактическим материалом, касающимся деятельности международных организаций, студенты могут выразить свое отношение к деятельности международных организаций и аргументировать свою точку зрения, оценить наиболее значимые результаты их деятельности , обсудить проблемы, связанные с деятельностью этих организаций, и предложить свои варианты решения этих проблем.
Следуя принципу нравственного примера, можно предложить студентам изучить сайт ассоциации выпускников МИИТ и другие сайты, дающие информацию о деятельности выпускников. Многие из них принимали и принимают участие в работе международных организаций. Выпускник МИИТ В.Я.Павлов был Чрезвычайным и полномочным послом СССР в Японии и Венгрии. П.К.Пономаренко с 1963 года по 1965 год был представителем СССР в МАГАТЭ - Международном агентстве по атомной энергии. Ректор МИИТ Лёвин Борис Алексеевич является председателем Исполкома Международной Ассоциации транспортных вузов, а первый проректор Виноградов Валентин Васильевич - член Международного комитета по механике грунтов и геотехнике. Лёвин Алексей Гаврилович - действительный член Международной академии инвестиций и экономики строительства (МАИЭС), старший действительный член Международного (Британского) Института инженеров строителей, член-корреспондент Международной академии общественных наук. Д.В.Гаев был председателем Ассамблеи метрополитенов Международного союза общественного транспорта. В.А.Королев - член Международной организации «International Socienty for Third-Sector Research» (Нью-Йорк, США). Р.В.Кан назначен Президентом технического комитета Международной федерации Таэквон-до (ИТФ) со штаб-квартирой в Сеуле (Южная Корея). А. В. Масляков - президент международного союза КВН.
Студентам предлагается представить себе, что прошло десять лет после окончания университета. Все они стали выдающимися людьми и принимают участие в работе различных международных организаций. В ролевой игре «Собрание ассоциации выпускников МИИТ» они могут рассказать,
в деятельности какой международной организации они участвуют и какие проблемы они смогли решить.
В ходе проведения ролевой игры-конференции «Модель ООН» [9] моделируется работа регулярной сессии Организации Объединенных Наций. На сессии, в рамках правил парламентской процедуры, используемой ООН, обсуждаются актуальные проблемы международных отношений. Каждый участник конференции выступает в роли полномочного представителя государства-члена ООН в одном из моделируемых органов Организации и обязан защищать национальные интересы представляемого государства.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что проблема формирования ценностных ориентаций очень актуальна сегодня для нашего общества. Только сформировав у молодежи те ориентиры, которые отражают интерсоциальные ценности в целом, и общецивилизационные ценности в частности, человечество может быть уверено в завтрашнем дне.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избр.психол. тр.В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
2. Баринова М.Г. Гуманистические ценностные ориентации - залог воспитания свободного гражданина / М.Г.Баринова. - Среднее профессиональное образование. - 2010 - №6. -С. 50-52.
3. Варникова О. В. Формирование эмоционально-ценностного отношения к профессии средствами иностранного языка //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион// Гуманитарные науки. - 2011.- № 3.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. - 336 с.
5. Ершов В.Л. Философские основы аксиологического подхода в обра-зовании//Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2011. - № 3. - Том 8 .
6. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006. - 44 с.
7. Камочкина Е.А. Обучение иностранным языкам в неязыковом вузе: история и современность //Иностранные языки в школе. - 2014. - №7. -С.30- 37.
8. Кривых Н.И. Формирование ценностного отношения к иностранному языку у студентов неязыковых специальностей педагогических вузов: Дис. ... канд.пед.наук. Астрахань, 2005.
9. Меньш Е.А. Применение симулятивных методов активного обучения при формировании иноязычной профессиональной компетенции в вузе /
Е.А.Меньш / Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников: материалы научно-практической конференции к 70-летию факультета международных отношений (Москва, 4-5 октября 2013 г.). Т. 1 / Отв. ред. Д. А. Крячков. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. М. : МГИМО-Университет, 2013. - С. 245-250.
10. Меньш Е.А. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации:Дис....канд.пед.наук. Тюмень, 2010.
11. Олейник Э.Е. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры у будущего учителя в процессе изучения иностранного языка: Дис..канд.пед.наук. Рязань, 2003.
12. Павлова Л.В. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза: Монография. М.: Академия Естествознания, 2010.
13. Радченкова, Е.С. Формирование гуманистических ценностей у подростков на уроках немецкого языка. /Е.С.Радченко// Иностранные языки в школе. - 2009. - № 6. - С. 65-70.
14. Рубцова А.В. Аксиологический подход как методологическая основа продуктивного обучения иностранному языку на переходном этапе российского образования// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 179-184.
15. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 16. http://encdic.com/new_philosophy/ Aksiologija-50/.