1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Букварь. М., 1985.
2. Русская азбука: учебник для 1 класса / Горецкий В.Г. [и др.]. М., 2008.
3. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. М., 1988. С. 3.
4. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению чтению
и письму: Книга для учителя трехлетней и четырехлетней начальной школы. М., 1996.
5. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб., 1998. С. 154-155.
6. Андрианова Т.М. Букварь для 1 класса четырехлетней начальной школы. М., 2008.
7. Нечаева Н.В., Белорусец Т. С. Азбука. Самара, 2004.
Поступила в редакцию 12.03.2010 г.
UDC 371.3
THE POSSIBILITY OF REALIZATION OF A PHONEMES’ FREQUENCY PRINCIPLE IN MODERN TEXTBOOKS OF LITERACY TRAINING
Nelly Georgievna Agarkova, Tambov State University of G.R. Derzhavin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor-adviser of General Pedagogy and Educational Technologies, e-mail: Vd_a@bk.ru
The article is devoted to studying of the phonemes’ frequency principle of Russian language as theoretical basis to the textbooks on literacy training. However, the correlation between phonemes’ frequency of Russian language and sequence of their studying by means of alphabet’s data didn’t give any positive results. On the contrary, the precedent of the use of a sound and analytico-synthetic principle was confirmed.
Key words: the sound; the phoneme; the sound-phoneme; the principle of phonemic frequency of Russian language; the sequence of sound studying; sound and phoneme analytico-synthetic principle of the literacy teaching; the laws of Russian graphics.
УДК 15
АКМЕВЕКТОРНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ЧАСТИ ПОСТОЯННОЙ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ © Елена Владимировна Чеснокова
Воронежский экономико-правовой институт, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, e-mail: chev28@mail.ru © Оксана Константиновна Белецкая Воронежский экономико-правовой институт, аспирант кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин, прапорщик в/ч 31895, , e-mail: chev28@mail.ru
Предпринята попытка рассмотрения возможностей различных подходов к изучению межличностных отношений коллектива воинской части постоянной боевой готовности. Дается характеристика и классификация типов межличностных отношений в коллективе. Предлагается интерпретация форм отношений в коллективе воинской части. Определяется роль нормативно-уставных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности, управление их развитием через групповые нормы. Обосновывается необходимость применения акмевекторного подхода в исследовании межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности.
Ключевые слова: межличностные отношения; межличностные отношения в части постоянной боевой готовности; нормативно-уставные отношения; типы и формы межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности.
Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением этих объективных взаи-
моотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения.
Межличностные отношения являются важнейшим условием групповой деятельно-
сти, складывающейся из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных и т. д.).
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и т. д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений, на становление сплоченности, ценностно-ориентационного
единства членов коллектива.
В качестве объяснительного принципа изучения межличностных отношений А.В. Петровский предлагает принцип деятельного опосредствования межличностных отношений, опирающийся на общепсихологическую теорию деятельности Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева [1].
Введение принципа деятельностного опосредствования позволяет преодолеть фактически существующий параллелизм в изучении межличностных отношений, проявляющийся в анализе межличностных отношений вне совместной деятельности, а совместной деятельности - вне межличностных отношений.
Совместная предметная деятельность, во-первых, порождает межличностные отношения ее участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое и могут быть преобразованы межличностные отношения; и, наконец, в-третьих, процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности предполагает собой движущую силу развития социальной группы.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностным отношениям используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.
В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.
Однако возможности применения акмео-логического подхода в развитии межличностных отношений в коллективе воинской части пока не получили должного внимания ученых.
Остановимся более подробно на данном аспекте.
В длительно существующих организованных группах выделяют три типа взаимоотношений: семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, характерно внутреннее единство членов группы), договорный тип (ограниченность по времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т. п.); принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое, военное). Как видим из приведенного перечня, межличностные отношения в коллективе воинской части трактуются как принудительный тип отношений.
В психологических исследованиях выделяют разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Коллектив воинской части постоянной боевой готовности имеет так же, как любой другой коллектив, различные формы отношений, но все они опосредуются типом отношений «военное принуждение».
Как видим, межличностные отношения являются важнейшим условием групповой деятельности. Они являются субъективно переживаемыми взаимосвязями между людьми, проявляющимися во взаимных влияниях. В то же время межличностные отношения - это система установок, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. В современных психологических исследованиях обосновано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений, на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива.
Межличностные отношения в коллективе воинской части обладают определенной нормативно-уставной спецификой, которая требует их регуляции. Регулятором в данном случае выступают нормы: групповые и социальные.
Нормы групповые (от лат. norma - руководящее начало, точнее предписание, образец) - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения [2].
Нормы групповые являются специфическим видом и своеобразной призмой преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего общества в целом.
М.И. Бобнева рассматривает групповые нормы как специфический вид, как прообразы и модели более общих социальных норм. Она считает, что благодаря соотнесенности их с социальными нормами, принятыми в обществе в целом, групповые нормы эффективно используются обществом для нормативной перестройки личности, ее социально направленного формирования и развития [2].
Западными исследователями групповые нормы изучаются с начала 1930-х гг. Рассмотрим различные подходы к исследованию групповых норм, дающих методологические основания изучения межличностных отношений в воинской части.
Т. Ньюкомом было начато изучение номинального и психологического членства человека в группе и, соответственно, групп членства и групп референтных, или эталон-
ных, а также механизмов влияния этих групп на принятие норм, установок и мнений членами этих групп [3].
Далее Р. Мертоном было продолжено изучение референтных групп, и он ввел такое понятие, как аномия. Аномия - это полное отсутствие какого-либо регулирующего воздействия норм на поведение [3]. Хотя в настоящее время большинство социальных психологов считают доказанным, что участие в организованной группе является наиболее существенным фактором изменения индивидуальных установок, мнений, отношений, ценностей, демонстрируемого поведения за счет принятия нормативных стандартов одной группы.
В конце 1930-х гг. особенно выделяются работы М. Шерифа и К. Шерифа. Они пытались ввести понятие социальной групповой нормы, с помощью которой наряду с категориями «статуса» и «роли» определяется группа: «Группа является социальной единицей, состоящей из ряда индивидов, которые находятся друг с другом в ролевых и статусных отношениях, стабилизированных в определенной степени в данное время, и которые используют набор ценностей или норм регулирования их собственного поведения, по крайней мере, существенного для группы» [4]. Таким образом, в качестве группы всегда выступает организованная группа, в которой четко соотнесены статус, роли и нормы.
Однако в ряду этих понятий организационной и функциональной структуры группы определение, вводимое М. Шериф и К. Шериф для социальной групповой нормы, представляется неспецифичным: «Социальная
норма - это оценочная шкала, например, масштаб, критерий, линейка, определяющая приемлемую свободу и объективно допускаемую свободу поведения, деятельности, убеждений и верований или любого другого свойства и проявления членов социального объединения».
М.И. Бобнева считает, что в этом определении не отражен именно нормативный предписывающий и властный характер групповых норм как норм социальных, обеспечивающих их директивность, заданность и за-данность ими определенных межличностных отношений, взаимодействий и взаимозависимостей между членами группы, внутри
группы и их взаимоотношений и взаимодействий вне группы как представителей данной группы.
Характеристика нормы подчеркивается и в работе Д. Мак-Дэвида и Х. Харари. Они отмечают, что групповые нормы являются не просто жесткими ограничениями и предписаниями четкого образа действий, но выделяют ряд принятых, допустимых вариаций поведения [3]. Нормы, определяя ожидаемый группой или обществом вид поведения и степень ожидаемой конформности к нормам, в некоторых случаях могут жестко ограничивать этот ряд возможных отклонений, в других же они более гибки и допускают большие вариации и отклонения.
В теоретических работах по групповой динамике К. Картрайта и Зандера отмечается роль групповых норм в формировании уни-формности внутри группы. Как регулятивные механизмы многие виды норм обеспечивают униформность функционирования членов группы [3]. Однако Д. Мак-Дэвид и Х. Харари подчеркивают, что нормы регулируют также и различия внутри группы.
Огромное число исследований содержит материал об использовании групповых норм в процессах группового давления и группового конформизма. В явлениях независимости и протеста по отношению к групповым нормам.
Анализ многообразия групповых норм, порожденных системами официальных и неофициальных отношений, ролевых предписаний и т. д., проведенный рядом авторов, позволяет дать следующую общую характеристику функционирования норм в малой группе.
Во-первых, нормы есть продукт социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (например, организацией). Коллектив воинской части является продуктом функционирования армейской системы, в силу чего отсутствие норм приводит к разрушению уставных отношений и к распаду группы, коллектива.
Во-вторых, группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы. Данные ситуации
являются четко структурированными и прорабатываемыми в силу специфики воинской части.
В-третьих, нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым ими ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т. е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения, что достаточно характерно для нормативно-уставных отношений в армии.
В-четвертых, нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее членами, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе.
В-пятых, нормы различаются также по степени и широте допускаемой ими девиантности и соответствующему ее диапазону применяемых санкций. Рассматривая неуставные отношения в коллективе воинской части, можно предположить, что ряд из них является именно девиантными межличностными отношениями.
Таким образом, нормы организационного уровня, единые для целого ряда коллективов воинской части, являются официальными. К ним относятся как формализованные нормы и правила, зафиксированные в соответствующих документах или устных распоряжениях, так и неформализованные, но воспринимаемые как официальные всеми членами коллектива. Групповые нормы, складывающиеся в процессе взаимодействия членов малых групп и отраженные в их сознании, обычно обозначаются как неофициальные, в данном случае - неуставные. Эти нормы функционируют в виде коллективных традиций, обычаев, групповых мнений и составляют наряду с другими характеристиками образ жизни воинского коллектива.
Официальные нормы требуют от членов организации добросовестного отношения к выполняемой работе, использования рабочего времени по его прямому назначению. Неофициальные нормы могут отличаться от официальных.
Во-первых, они непосредственно связаны с групповыми и личностными ценностями, которые не обязательно совпадают с целями и ценностями коллектива в целом; во-
вторых, они в гораздо большей степени подвержены влиянию ситуации, более гибко реагируют на нее. Важное отличие неофициальных норм в том, что они меньше выполняют функции запрещения. Диапазон допустимого поведения оказывается более широким, чем позволяют официальные нормы. Неофициальная система санкций оперативна и в ряде случаев более действенная, чем официальная.
Нормы можно разделить на две категории:
а) нормы, которые изначально задает руководитель группы;
б) нормы, выработанные группой, коллективом.
Обратимся к понятию «коллектив воинской части» [5].
Современная проблематика исследования коллективов в психологии рассматривается с точки зрения двух аспектов: интересы и организация [4].
Изображая графически данные исследований, можно представить эти характеристики в плоскости, образованной двумя взаимно перпендикулярными векторами:
- вектор «интересов» - специфические, присущие данной области интересов, вопросы;
- вектор «организационный» - юридические, финансовые оргвопросы.
Вместе с тем, если ограничиться только этой плоскостью, анализ функционирования и развития коллектива будет неполным, остается ряд вопросов: почему коллектив
«взрывается» или «разваливается», конфликтует внутри себя или «вырождается в бездействии»; почему существовали и сейчас существуют десятки коллективов, притягивающих к себе людей здоровым внутренним климатом, результатами своей работы. Кроме того, отсутствует направленность в исследовании собственно развития коллектива и коллектива воинской части, в частности.
Для ответа на поставленные вопросы видится необходимым переход анализа коллективов из плоскости - к объему, образованному данной плоскостью.
Иными словами, необходимо ввести еще один, «социально-психологический», вектор, а также использовать иные методологические основания.
В рамках исследования данной проблематики нам представляется возможным опираться на методологические постулаты ак-меологии, рассматривающей «акме -вершину» как критерий развития, а также векторный подход, придающий структурированность, системность в исследовании коллективного акме воинской части.
Социально-психологический вектор -вектор психологических и философских (идеологии и морали) вопросов развития воинского коллектива. Этот же вектор затрагивает и вопросы педагогики воинского коллектива, т. к. выполнение социально-психологических рекомендаций зачастую реализуется в форме тех или иных педагогических приемов.
Типичные вопросы «социально-психологического» вектора - качественные критерии - «каким может стать» в достижении вершины данный коллектив, люди, стиль руководства, приемы развития коллектива, регулирование взаимоотношений в коллективе и т. п.
Исследований данных вопросов в развитии коллектива на сегодняшний день недостаточно. Исследования развития коллектива воинской части как социального субъекта, к сожалению, еще не стали предметом научной и практической рефлексии.
Таким образом:
1) проблемы развития коллективного ак-ме воинской части возможно исследовать в рамках акмеологического и векторного подходов, дающих направленность в развитии и критерии достижения вершины;
2) для обоснования применения тех или иных методов развития воинского коллектива необходимо исследовать с учетом психологического, философского, педагогического и социально-психологический векторов;
3) анализ достижения вершины в развитии воинского коллектива может осуществляться в трехмерном векторном пространстве:
- вектор X, определяющий интересы группы, тематику ее деятельности;
- вектор У, определяющий административные и юридические моменты, особенности системы менеджмента;
- вектор 2, определяющий социальнопсихологический тип коллектива, его психологические, философские и педагогические
особенности (в частности, специфику суждений и поступков его членов).
Эти векторы являются одновременно вершинами в развитии межличностных отношений коллектива воинской части и критериями данного развития.
1. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1978. С. 238.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2009.
4. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
5. Кричевский Р.Л. Психология малой группы. М., 1981.
Поступила в редакцию 12.03.2010 г.
UDC 15
ACMEVECTORIAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS IN THE GROUP OF REGULAR OPERATIONAL READINESS
Elena Vladimirovna Chesnokova, Voronezh Economic and Legal Institute, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Psychology Department, e-mail: chev28@mail.ru
Oksana Konstantinivna Beletskaya, Voronezh Economic and Legal Institute, Post-graduate Student of Psychology and Natural Sciences Department; Warrant Officer of Regimentation № 31895, e-mail: chev28@mail.ru
This article concerns the possibilities of various approaches to the studying of interpersonal relations in the group of regular operational readiness. The description and classification of different types of interpersonal relations is given. The role of service regulation relations in the group of regular operational readiness and management of its development through group norms are defined. The need of the application of acmevectorial approach in the study of interpersonal relations in the group of regular operational readiness is substantiated.
Key words: interpersonal relations; interpersonal relations in the group of regular operational readiness; service regulation relations; types and forms of interpersonal relations in the group of regular operational readiness.
УДК 15
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА «ДИАДА» © Елена Владимировна Чеснокова
Воронежский экономико-правовой институт, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, e-mail: chev28@mail.ru © Ольга Вячеславовна Крылова Воронежский экономико-правовой институт, ассистент кафедры психологии, e-mail: chev28@mail.ru
В статье рассмотрены механизмы, подходы, принципы исследования феномена «диада». Выявлены закономерности исследования феномена «диада» в рамках психолого-акмеологического подхода. Ключевые слова: диада; малая группа; акмеологические условия; акмеологические факторы.
«Диада - наименьшая малая группа из двух человек, реально существующая в определенной системе общественных отношений. Диада выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры» [1]. Определение фиксирует и специфический признак малой
группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.
В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения - чисто эмоциональный контакт.
Чарлз Кули впервые ввел понятие «диада» применительно к семье, между членами кото-