М. М. Кашапов, А. М. Воскресенский. Акмеологический подход к пониманию связей
Article is dedicated to analysis of results, demonstrating parameters of professional pedagogical subjectness of senior students studying at pedagogical specialties and secondary school pedagogues. Becoming of subjectness is considered in conditions of functioning educational space «secondary school-high school». Educational activity, being organized purposefully in scope of space, purposed to create conditions, supplying realization of person's individual potential, forming of individual position for selected profession, social values system forming, cognition of the world, profession, self-cognition. Model of educational space and criteria for evaluation of subjectness parameters are represented in work. Obtained results are confirmed that any space is perceived and evaluates selectively. Results, obtained in student's excerpt, emphasize ability to consider educational space «secondary school-high school» as factor for development of pedagogical subjectness.
Key words: educational space «secondary school-high school», pedagogical subjectness, professional identity.
References
1. Sub'ektnyy podkkhod v psikhologii (Subject approach in psychology). Ed. by A. L. Zhuravlev, V. V. Znakov, Z. I. Ryabikina, E. A. Sergienko. Moscow, 2009. 619 p. (in Russian).
2. Derkach A. A. Psikhologo-akmeologicheskie osnovaniya i sredstva optimizatsii lichnostno-professional'nogo raz-vitiya konkurentosposobnogo spetsialista. (Psychological-
yflK 159
3
4
acmeological foundations and means for optimization of personal-professional development of competitive specialist). Akmeologiya (Acmeology). 2013, no. 3 (47), pp. 14-21 (in Russian).
Zhuravlev A. L., Kupreychenko A. B. Sotsial'no-psikho-logicheskoe prostranstvo lichnosti (Social-psychological space of person). Moscow, 2012. 469 p. (in Russian). Drozd K. V., Plaksina I. V. Vospitatel'naya deyatel'nost' Vladimirskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo univer-siteta: nauchno-metodicheskiy aspekt (Educational activity of the Vladimir State Humanitarian University: scientific-methodical aspect). Vladimir, 2010. 124 p. (in Russian). Ermolaeva E. P. Otsenka realizatsiiprofessionala v sisteme «chelovek-professiya-obshchestvo» (Evaluation of professional's realization in system «human-profession-society") Moscow, 2011. 176 p. (in Russian).
Mandrikova E. Yu. Razrabotka oprosnika samoorgani-zatsii deyatel'nosti (OSD) (Working-out of activity self-organization inquirer). Psikhologicheskaya diagnostika (Psychological diagnostics). 2010, no. 2, pp. 87-112 (in Russian).
7. Maynina I. N. Psikhodiagnosticheskie vozmozhnosti metodiki «Shkala ekzistentsii». (Psychodiagnostic abilities of methodics «Scale of existential»). Psikhologiches-kaya diagnostika (Psychological diagnostics). 2011, no. 2, pp. 60-84 (in Russian).
5
6.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ СВЯЗЕЙ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СПОРТСМЕНОВ
М. М. Кашапов, А. М. Воскресенский
Кашапов Мергаляс Мергалимович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Ремизова, Россия E-mail: [email protected]
Воскресенский Алексей Михайлович - аспирант, кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
С возрастанием роли спорта в жизни общества увеличивается число конфликтов в спортивной среде. Это и не удивительно, ведь спорт сам по себе представляет соревновательную среду, где есть как минимум две конфликтующие стороны. Однако конфликты, возникающие в спортивной среде, негативно сказываются на психологическом состоянии спортсменов, что влияет на результат их выступлений. Рассмотрены причины возникновения конфликтов в спортивной среде, а также стратегии поведения в конфликте и связи этих стратегий с индивидуальными особенностями спортсменов. Задачи заключаются в определении личностных особенностей спортсменов, связанных с типом реагирования и стратегиями поведения в конфликте.
Ключевые слова: стратегии поведения, конфликт, сензитив-ность, конформность, спорт.
Введение
В последнее время спорт стал социально значимым явлением и все глубже проникает в жизнь людей. Спорт - неотъемлемый компонент жизни общества, поэтому спортивной деятельности уделяется все больше внимания во всех науках. Одной из особенностей спорта как социального феномена является стремление к достижению высоких результатов. В данном случае спортивные достижения являются интегральным продуктом всей системы подготовки и становления спортсмена, эталонами человеческих возможностей, реализованных в спорте в тот или иной момент его истории [1].
В связи с высокой плотностью результатов на всевозможных соревнованиях, ростом конкуренции среди спортсменов и, соответственно, ростом психологической напряженности ощущается не-
© Кашапов М. М., Воскресенский А. М., 2014
Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
обходимость в изучении сущности, значимости спортивных достижений и факторов, влияющих на достижение высших результатов, механизмов их развития и проявления в спортивной деятельности.
Теоретическое обоснование исследования
Все достижения, к которым стремятся спортсмены, являются малоизученной областью науки о спорте. На это есть ряд причин: исторически так сложилось, что стремление спортсменов к рекордам, победам на самом высоком уровне в различные периоды имело своих сторонников и противников. Долгое время разработка проблематики высших спортивных достижений в спортивной науке проводилась с позиции теории физического воспитания и спортивной тренировки, а не соревновательной деятельности. На первый план при таком подходе выдвигались вопросы повышения тренированности, отдельных сторон подготовленности, а не анализ структуры и особенностей соревновательной деятельности и ее результатов. Как следствие, в пособиях и учебниках по теории и методике видов спорта до конца 1970-х гг. отсутствовал раздел, посвященный собственно соревновательной деятельности и ее непосредственным результатам. Только в начале 1980-х гг. появились публикации, в которых выдвигается идея, что конечный результат в избранной спортивной дисциплине, специфика соревновательной деятельности в главном старте определяют содержание и характер подготовки спортсменов высокого класса (В. Н. Платонов, В. В. Петровский, В. В. Кузнецов, А. А. Новиков) [2, 3].
Аксиомой стало утверждение, что спортивные соревнования порождают тренировку, а не наоборот. Спортивный результат начинает рассматриваться в качестве центрального звена всей системы подготовки спортсменов (А. А. Новиков, B. В. Кузнецов, Б. Н. Шустин, Т. М. Абсалямов, А. В. Ивойлов, Н. Г. Сучилин, B. С. Келлер, Р. А. Пилоян, В. Н. Платонов) [2, 4, 5].
Для многих исследований, связанных с достижениями, был также характерен аналитический подход, основанный на выделении и изолированном изучении отдельных их сторон [6]. И, наконец, не последнюю роль в слабой освещенности данной области теории спорта сыграло и то обстоятельство, что при проведении подобных исследований существуют значительные трудности сбора фактических данных о различных аспектах подготовки сильнейших спортсменов мира при восхождении к собственной «вершине» (акме) спортивного мастерства, поскольку каждый отдельный факт в данном случае имеет многолетнюю «протяженность» и, чтобы зафиксировать его, требуется длительное время (Л. П. Матвеев, В. П. Гилязова, В. Н. Платонов,
С Л. Фесенко) [4, 7]. 308
В связи с этим накопленные на сегодняшний день научно-прикладные знания о высших спортивных результатах носят весьма фрагментарный, неупорядоченный и противоречивый характер, не определены их специфика и структура. Наблюдается неравномерность развития знаний, освещающих теоретико-методологические, психологические, медико-биологические, педагогические, метрологические и многие другие аспекты проблемы максимальных достижений человека в спорте [8]. Таким образом, существует противоречие между объективно назревшей потребностью в новых, более глубоких и полных знаниях о закономерностях и технологии управления процессами достижения высших и рекордных результатов спортсменов в различных видах спортивной деятельности и современным состоянием данного раздела теории спорта [9].
Современный спорт предъявляет высокие требования к физическим и психическим возможностям человека. Часто тренировочный и соревновательный процессы сопровождаются возникновением конфликтов, перерастающих либо в открытое конфликтное взаимодействие, либо в скрытый или внутриличностный конфликт. Возникающие конфликты в сочетании с монотонностью и сложностью тренировочного процесса и наличием неблагоприятных предсоревнова-тельных состояний приводят к невротическим реакциям, нарушению системы межличностных отношений, в целом снижая эффективность спортивной деятельности.
Спорт характеризуется рядом особенностей, которые могут повлиять на возникновение конфликтов и конфликтность субъектов спортивной деятельности. Во-первых, спорт - это опосредованное и непосредственное психологическое и физическое противостояние спортсменов, жёсткая конкуренция на соревнованиях и в ходе учебно-тренировочного процесса, экстремальность условий, связанная с высокими физическими, нервно-психологическими нагрузками. Во-вторых, спорт характеризуется высокой двигательной активностью и возможностью проявления агрессии в рамках правил соревнований, при этом в ряде видов спорта - в условиях жёсткого физического контакта.
Таким образом, с одной стороны, спорт способствует выходу или трансформации негативных психических состояний, снижая вероятность возникновения конфликтов, с другой - способствует формированию агрессивности и соперничества, повышающих конфликтность спортсменов.
Конфликты в спорте, вероятно, обусловлены не только рядом внешних факторов, к которым, прежде всего, относятся условия деятельности, но и внутренними, т. е. свойствами личности спортсмена, роль которых в возникновении конфликта не изучена. Вместе с тем исследование данных факторов позволит найти средства снижения отрицательного влияния конфликтов на результат
Научный отдел
М. М. Кашапов, А. М. Воскресенский. Акмеологический подход к пониманию связей
спортивной деятельности, тем самым повышая эффективность подготовки спортсмена.
Недостаток же объективной информации о характере конфликтного взаимодействия в спорте, связанный с недостаточным количеством отечественных исследовательских работ, посвященных психологии спортивного конфликта, и отсутствие специализированных программ, направленных на обучение спортсменов и тренеров конструктивным средствам разрешения конфликтов, оказывает отрицательное влияние на систему подготовки спортсменов к соревнованиям, что повышает актуальность исследования конфликтов в спортивной деятельности.
Целью нашей работы являлось изучение связей стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями спортсменов.
Выборка, методики и методы исследования
Исследование проводилось на выборке хоккеистов молодёжного хоккейного клуба «Локомотив», студентов первых курсов Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, курсантов Высшего зенитно-ракетного училища. Выборку составили 94 человека, из них: спортсмены - 31 человек, студенты - 33 человека, курсанты - 30 человек, возраст испытуемых - 18-22 года. В ходе исследования использовались следующие методики: «Методика диагностики ведущего типа реагирования» (М. М. Кашапова, Т. Г. Киселёвой), «Оценка особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К. Томаса, Н. В. Гришиной), «Сокращённый многофакторный опросник для исследования личности» (сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня ММР!), «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) (Л. Собчик).
В ходе исследования нами был проведен анализ различий трех групп по F-критерию Фишера (различие дисперсий) и ^критерию Стьюдента (различие средних); ^критерий Стьюдента справедлив при предположении о примерном равенстве дисперсий в группах. Распределение признака подчиняется нормальному распределению.
Результаты исследования и их обсуждение
Исходя из полученных результатов можно установить следующие связи, которые вместе с тренировочным процессом влияют на достижение высших спортивных результатов.
На стратегию поведения в конфликтной ситуации «уход» у спортсменов сильно и значимо влияют такие личностные особенности, как депрессия (прямое влияние) и истерия (прямое влияние). Чувствительные, сенситивные, склонные к тревогам, робкие, неуверенные, не способные принять решение самостоятельно (признаки депрессии) либо склонные к неврологическим
защитным реакциям конверсионного типа, решающие проблемы уходом в болезнь, поверхностные люди в условиях спортивной команды в конфликтной ситуации не могут или не хотят отстаивать свои интересы и предпочитают уступить более сильной личности соперника, каковым может более сильный морально/физически в силу своих личностных особенностей. Что касается связи ухода с истерией, то данная личностная особенность сама по себе уже включает различные виды ухода, как то - избегание ответственности, уход в болезнь через соматические расстройства.
На стратегию поведения в конфликтной ситуации «агрессия» у спортсменов сильно и значимо влияет такое индивидуально-типологическое свойство, как неконформность (прямое влияние). Спортсмен с развитой тенденцией к отвержению общепринятых норм (что при низком уровне развития или при патологии ведёт к антисоциальным формам поведения) в ситуации межличностного конфликта будет выбирать стратегию агрессии -осуществлять действия, направленные на нанесение физического или психологического вреда/ ущерба. Возможно, такое поведение связано с тем, что спортсмены привыкли разрешать конфликты агрессией, так как спорт можно расценивать как конфликтную ситуацию, решением которой может послужить проявление силы.
На тип реагирования в конфликтной ситуации «сотрудничество» у спортсменов слабо, но значимо влияет такое индивидуально-типологическое свойство, как интроверсия (прямое влияние). Интроверт, попавший в спортивную команду, при возникновении ситуации конфликта с некоторой долей вероятности будет отстаивать собственные интересы, согласовывая их с нуждами и желаниями другой стороны. Возможно, это связано с тем, что такой человек сравнивает себя с командой, пытается извлечь выгоду из такого сотрудничества и готов пожертвовать чем-то для достижения собственных результатов.
На тип реагирования в конфликтной ситуации «приспособление» у спортсменов сильно и значимо влияет такое индивидуально-типологическое свойство, как сензитивность (прямое влияние), слабо влияют зависимость (прямое влияние) и конформность (прямое влияние). Спортсмен с таким набором индивидуально-типологических свойств, неуверенный в себе, ориентированный на социальную среду и защиту со стороны более сильной личности, склонный к уходу в себя и в мир идеалов, будет по мере возможности приспосабливаться к ситуации, избегать невыгодных результатов, искать наиболее щадящую для себя нишу в обществе. На спортсмена будет оказывать влияние авторитет соперника, и он будет стараться приспособиться, чтобы избежать невыгодных для себя ситуаций.
На тип реагирования в конфликтной ситуации «соперничество» у спортсменов значимо влияет такое индивидуально-типологическое свойство,
Акмеология образования
309
Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
как спонтанность (прямое влияние), слабо, но значимо влияют неконформность (прямое влияние) и конфликтность (прямое влияние). Соперничество/ конкуренция используется человеком, обладающим сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованным в сотрудничестве с другой стороной и стремящимся удовлетворить в первую очередь собственные интересы. Его действия носят, как правило, непродуманный характер, он устанавливает свои рамки, что в результате приводит к сильному конфликтному столкновению.
Выводы
Результаты проведенного исследования позволили нам сделать следующие выводы:
1) выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации связан с личностными особенностями спортсменов: так, при выборе стратегии ухода на спортсмена оказывают влияние депрессия и истерия, а неконформность влияет на выбор стратегии агрессии. Тип реагирования в конфликтной ситуации связан с личностными особенностями спортсменов;
2) у спортсменов выявлена связь между типом реагирования «сотрудничество» и личностной особенностью «интроверсия», между типом реагирования «приспособление» и личностными особенностями «сензитивность», «зависимость», «конформность», а также между типом реагирования «соперничество» и личностными особенностями «спонтанность», «неконформность», «конфликтность»;
3) проблема, рассмотренная в данной работе, изучена не до конца: исследованы лишь некоторые личностные особенности, влияющие на выбор стратегии и тип реагирования в конфликтной ситуации в спорте.
Работа выполнена при финансовой поддержке Президента РФ, проект «Разработка концепции социально-сихологической адаптированности личности как основы управления конфликтом в системе образования» (грант МК-3523.2014.6).
Библиографический список
1. Вайцеховский С. М. Книга тренера. М., 1971. 312 с.
2. Платонов В. Н. Адаптация в спорте. Киев, 1988. 216 с.
3. Петровский В. В. Организация спортивной тренировки. Киев, 1978. 96 с.
4. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев, 1997. 186 с.
5. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М.,1984. 198 с.
6. КашаповМ. М. Основы конфликтологии : учеб. пособие. М., 2006. 116 с.
7. Матвеев Л. П. Общая теория спорта : учеб. книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. М., 1997. 304 с.
310
8. ДеркачА. А., ЗазыкинВ. Г. Акмеология : учеб. пособие. СПб., 2003. 256 с.
9. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М., 1971. 241 с.
Acmeological Approach to Understanding the Relations Strategies of Behavior In Conflict with the Individual Characteristics of Athletes
Mergalyas М. Kashapov
P. G. Demidov Yaroslavl State University 14, Sovetskaya str., Yaroslavl, 150000, Russia E-mail: [email protected]
Meksey M. Voskresensky
P. G. Demidov Yaroslavl State University 14, Sovetskaya str., Yaroslavl, 150000, Russia E-mail: [email protected]
With the increase of the role of sport in society, an increasing number of conflicts in the sports environment. On the one hand, it is not surprising, because the sport itself is a competitive environment where there are at least two conflicting parties. On the other hand, the conflicts that arise in the sports environment has a negative influence on the psychological state of athletes, which affects the result of their performances. The causes of conflicts in the sports environment, and examines the strategy of behavior in conflict and communication strategies of behavior in conflict with the individual characteristics of athletes. The objectives are to determine the personal characteristics of athletes associated with the type of response and behaviour strategies in conflict athletes.
Key words: strategy of behavior, conflict sensitivity, conformity, sports.
References
1. Vaytsekhovskiy S. M. Kniga trenera (Book of the trainer). Moscow, 1971. 312 p.
2. Platonov V. N. Adaptatsiya v sporte (Adaptation in sports). Kiev, 1988. 216 p.
3. Petrovskiy V. V. Organizatsiya sportivnoy trenirovki (Organization of sports training). Kiev, 1987. 96 p.
4. Platonov V. N. Obshchaya teoriyapodgotovki sportsmenov v olimpiyskom sporte (General theory of preparation of sportsmen in the Olympic sport). Kiev, 1997. 186 p.
5. Piloyan R. A. Motivatsiya sportivnoy deyatel'nosti (Motivation of sports activities). Moscow, 1984. 198 p.
6. Kashapov M. M. Osnovy konfliktologii: ucheb.posobie (Fundamentals of conflictology: manual). Moscow, 2003. 116 p.
7. Matveev L. P. Obshchaya teoriya sporta: ucheb. kniga dlya zavershayyushchikh urovney vysshego fizkulturnogo obra-zovaniya (The general theory of sport: a training book for the final levels of athletic education). Moscow, 1997. 304 p.
8. DerkachA. A., Zazykin V. G.Akmeologiya: ucheb. posobie (Akmeology: manual.) St.-Petersburg, 2003. 256 p.
9. Genov F. Psykhologicheskie osobennosti mobilizatsionnoy gotovnosti sportsmena (Psychological features of mobilization readiness ofthe athlete). Moscow, 1971. 241 p.
Научный отдел