НАУЧНЫЕ И ІССЛ [ЕДОВАНИЯ
УДК 371.125 твием школьникам в познавательном
ББК Ч31 саморазвитии. Интегрированная струк-
Н.И. Виноградова тура профессионализма включает при-
родный потенциал учителя, обеспечива-
Акмеологические закономерности ющий высокий ритм; воспроизводимость
развития профессионализма педагога результатов познавательного саморазви-
начальной школы тия учащихся; личностную зрелость, на-
J ' ¿ Г ' правленную на достижение высокопро-
В статье выявляются механизмы про- дуктивных результатов образовательной
дуктивного становления профессиона- деятельности; компетентность в области
Г т лизма учителя в рамках его профессио- решения задач содействия школьнику в
нальной биографии и 4-летнего образо- познавательном саморазвитии.
вательного цикла. Обращенность к проблемам станов-
Ключевые слова: педагогическая акмео- ления профессионализма позволяет
логия, закономерности развития про- «вскрыть» качественные уровни созида-
фессионализма педагога. тельного преобразования педагога:
- как специалиста, призванного ре-
N.I. Vinogradova шать задачи развития готовности млад-
ших школьников к познавательному са-
Thp dpvplopmpnf akmpological regularity моразвитию средствами образования;
г О О J of primary school teachers - как зрелой личности, у которой в
of professionalism процессе решения профессиональных
задач появляются качественные пози-
The author reveals, which carries out the тивные новообразования, позволяющие
function of regulation of qualitative forma- эффективно самореализовываться в пе-
tion of the teacher s professionalism at the дагогической деятельности и в перспек-
level of complete professional biography тивах жизнедеятельности;
and within the framework of a four-year - как субъекта профессионального
educational-functional cycle у г г саморазвития, сознательно отслеживаю-
Key words: akmeological regularity, pri- щего итоги предыдущей профессиона-
У о о V' г mary school teachers of professionalism. лизации и принимающего ответствен-
ные решения за качество дальнейшего
Современный культурологический развития в соответствии с итогами до-
подход к исследованию качества станов- стигнутого педагогического результата.
ления специалистов в области образова- Выявление субъективно определяе-
ния исходит из признания профессио- мых условий и факторов развития раз-
нализма ведущим условием повышения ных сторон, сфер, «пластов» личности
продуктивности деятельности и важным и деятельности педагога, обусловлива-
показателем целостного развития лич- ющих повышение продуктивности его
ности. Взаимосвязанные элементы про- труда, требует привлечения научного
фессионализма деятельности и личности аппарата акмеологии. Ее предметом вы-
учителя обеспечивают принятие ответс- ступают закономерности, психологичес-
твенных решений, связанных с содейс- кие механизмы продуктивности субъ-
екта деятельности, содействующие про- - особенностями гетерохронного
грессивным профессиональным дости- «развертывания» субъективных ком-
жениям и развитию зрелой личности. Г Г У понентов профессионализма педагога:
Исследование объективных механиз- индивидно-типологических, личност-
мов эффективного стадийного возраста- но-профессиональных и деятельностно-
ния качества профессионализма учителя процессуальных - по мере его поэтап-
выходит за рамки педагогических и пси- Г У г ного созидательного преобразования в
хологических дисциплин. Сосредоточен- профессионала, сознательно контроли-
ность педагогического знания, в основ- рующего качество процесса и результа-
ном, на исполнительских компонентах та труда. Влияние субъективно обуслов-
педагогической деятельности, а психо- г У . " V ленных факторов на продуктивность
логического — на выделении зависимос- содействия школьнику в познаватель-
тей между отдельными психическими ном саморазвитии и зрелость личности
свойствами, процессами, состояниями на учителя свидетельствует о возрастании
разных стадиях развития педагога, огра- качества самоуправления профессио-
ничивают их возможности в выявлении нализацией на всех этапах професси-
закономерностей продуктивного станов- онального маршрута, измеряемого по
ления профессионализма. Акмеологи- признакам готовности учащихся к поз-
ческие закономерности отражают сущес- г У навательному саморазвитию, отражен-
твенные связи между уровнями продук- ных в требованиях ГОС.
^ 'У У Г тивности деятельности и субъективными Общие закономерности становления
проявлениями профессионализма, высту- профессионализма учителей обоснова-
пающими факторами (причинами) сози- ны Н.В. Кузьминой в акмеологической
дательной профессионализации. Анализ теории профессионализма созидатель-
таких связей позволяет объяснить меха- ной деятельности и повышения качес-
низмы продуктивных способов действий, тва подготовки специалистов образова-
предсказать направление созидательного ния (2001).
развития профессионализма будущих и В соответствии с положениями те-
I II У ' 'У состоявшихся специалистов, гарантиру- ории Н.В. Кузьминой установленные
ющее достижение высокопродуктивных эмпирическим путем существенные,
результатов в соответствии с критериями, устойчивые, повторяющиеся причин-
отражающими специфику труда. но-следственные взаимосвязи между
Г ' Г у Г у Акмеологические закономерности проявлениями высокопродуктивного
становления профессионализма учите- г " г г " содействия учителя познавательному *
ля начальной школы определяются: саморазвитию школьников и объектив-
- специфическими особенностями но-субъективными (индивидно-типоло-
продукта педагогической деятельнос- гическими) условиями, а также субъек-
ти - готовностью младших школьни- тивными (личностно-профессиональ-
ков к познавательному саморазвитию. ными и деятельностно-процессуальны-
Такая готовность выступает ведущим ми) факторами, его обеспечивающими,
У < У критерием оценки продуктивности отражают сущность акмеологических
труда учителя. Сущностные признаки закономерностей, которым подчиняет-
становления школьника как субъекта ся становление профессионализма учи-
познавательного саморазвития в каж- теля начальной школы.
дом возрастном классе начальной шко- Разная природа условий и факторов,
лы выполняют функцию ориентиров в детерминирующих становление про-
поиске механизмов продуктивного ста- фессионализма педагога, свидетельству-
новления профессионализма учителя; г ^ ^ у ет о том, что акмеологические законо-
Г Т 7
мерности отражают «разноуровневые» - создавать модели продуктивного
механизмы исследуемого процесса. За- профессионального развития,
V г кономерности предшествующего уров- - разрабатывать проекты поэтап-
ня выступают основаниями для прояв- ного, индивидуально выраженного
ления закономерностей последующего возрастания продуктивности педаго-
уровня. гической деятельности как авторские
Механизм действия взаимообус- программы эффективного содействия
ловленных процессов дифференциа- младшим школьникам в познаватель-
ции-интеграции состояний и действий ном саморазвитии, ориентируясь на за-
субъекта педагогической деятельности ранее прогнозируемые продуктивные
позволяет структурировать акмеоло- результаты.
гические закономерности становления Привлечение принципа развития к
профессионализма педагога начальной анализу закономерных зависимостей
школы. Закономерности, связанные с у г между фактами высокопродуктивного
действием личностно-профессиональ- ^ У г Г содействия становлению эффектив-
ных (интегрированных по своему ос- ного познавательного саморазвития
нованию) факторов, относятся к груп- школьников и проявлениями обозна-
пе базовых, т.к. они отражают единый ченных групп факторов позволяет вы-
механизм становления личностно-про- явить целостную картину продуктив-
фессиональных качеств педагогов всех ного становления профессионализма
специальностей. Закономерности, свя- педагога на этапах профессиональной
занные с действием действенно-процес- подготовки, 4-летнего образовательно-
суальных факторов, соотносятся с груп- го цикла и целостной педагогической
У Г Г ' ГУ пой специфических, т.к. они отражают биографии.
дифференцированные (отличитель- Незнание акмеологических законо-
ные) основания становления компонен- мерностей дестабилизирует систему
тов педагогической компетентности пе- саморегуляции учителем качества ста-
дагога начальной школы. новления профессионализма и систему
Понимание обусловленности дейс- 11 У управления регионально-территори-
твия базовых и специфических акмеоло- альными организациями профессиона-
гических закономерностей дает возмож- лизации специалистов в области обра-
ность обосновать концепцию становле- зования младших школьников.
ния профессионализма специалистов Анализ проявлений личности и де-
в области содействия школьникам в ятельности учителя свидетельствует,
преобразовании общепознавательных что акмеологоориентированное станов-
цействий в эффективное познаватель- ление профессионализма обусловлено
ное саморазвитие [1 1 V многоплановым воздействием его со-
С практической точки зрения, опора ставляющих:
на эмпирически установленные, обос- а) индивидно-типологических: про-
нованные и практически проверенные дуктивной самооценки валеологических
закономерности позволяет студентам, показателей профессионального здоро-
педагогам начальной школы, а также вья; личностной тревожности; опыта со-
специалистам, обеспечивающим управ- действия школьнику в познавательном
ление их профессионализацией (препо- саморазвитии. Они выступают важными
давателям высших учебных заведений, условиями (значимыми обстоятельства-
представителям педагогического ме- ми) продуктивного становления про-
неджмента, специалистам курсов повы- фессионализма;
шения квалификации учителей):
I ^ У /
б) личностно-профессиональных: от- но-следственных зависимостей между
ветственности за отсроченную результа- проявлениями высокопродуктивного
тивность познавательного саморазвития содействия познавательному саморазви-
школьников; потребности в рефлексии тию школьников и выделенными усло-
качества становления профессионализ- виями и факторами их детерминирую-
ма; направленности на согласование щими позволяет обосновать закономер-
временно-темповых характеристик ста- ности эффективной профессионализа-
новления профессионализма с показа- ции. Обоснование таких зависимостей
телями мониторинга качественных ха- дает возможность:
рактеристик готовности выпускников - педагогам разных уровней продук-
I 1 У начальной школы к познавательному г ;г г г тивности создавать авторские систе-
саморазвитию в любых профильных мы высокопродуктивного содействия
классах среднего звена школы; соотно- г г ' школьникам в познавательном само-
шения проявлений неудовлетвореннос- развитии, включающие индивидуально
г у ^ г ти - удовлетворенности процессом и ре- Г г V 1 выраженные подсистемы мониторинга,
зультатом становления эффективного прогнозирования, реализации и кор-
У г г самообразовательного действия школь- рекции качества профессионализации;
ника; ориентации на доминирование - представителям территориально-
рационального и интуитивного кана- региональных образовательных под-
лов эмпатийного понимания сущности систем, участвующих в становлении
психологических механизмов познава- профессионализма учителя начальной
тельного саморазвития детей, прожива- Г Г У школы, включать его в эффективные
ющим посткризисный период семи лет. формы повышения квалификации.
Они выступают базовыми факторами Выделение закономерностей ста-
продуктивной профессионализации; новления профессионализма учителя
в) деятельностно-процессуальных, г г у " предполагает аналитическое сравнение
определяющих уровень компетентнос- механизмов высоко-, средне-, достаточ-
ти учителя в области решения системы но- и малопродуктивного становления
задач: индивидуализация нормативных г г г профессионализма.
^ ^ ' 'У ' г требований ГОС к становлению уча- К этапам выявления устойчивых зави-
щихся как субъектов познавательно- симостей между проявлениями профес-
го саморазвития; выделение сущности сионализма разных уровней продуктив-
компонентов такой готовности в каж- ности и системой субъективных факторов
дом возрастном классе; прогнозирова- у г I х их детерминирующих можно отнести:
ние отдаленных перспектив развития - выделение сущностных механизмов
познавательных интересов учащихся; развития готовности младших школь-
«улавливание» признаков индивидно- ников к познавательному саморазвитию
личностной совместимости в системе в 4-летнем образовательном цикле;
«ученик - родители ребенка»; побуж- - проектирование уровней готовнос-
дение школьников к непрерывному ус- ти учащихся к познавательному само-
ложнению самообразовательных дейс- развитию и шкал выявления соответс-
твий. Они являются специфическими ос- твующей готовности как инструмента
нованиями (путями) продуктивного ста- ранжирования педагогов по уровням
новления профессионализма учителя продуктивности педагогической де-
1 I У начальной школы. ятельности;
Анализ эмпирически выявленных, - проектирование уровней готовнос-
научно обоснованных, объективных, ти педагогов к содействию школьникам
устойчиво повторяющихся причин- в познавательном саморазвитии, разра-
ботка шкал измерения соответствующей Процесс содействия представляет собой
готовности как базового инструмента совершенствование актов саморегуля-
выделения проблемных звеньев в ста- ции компонентов профессионализма
новлении профессионализма педагогов до уровня, обеспечивающего преобра-
разного уровня продуктивности; зование образовательной ситуации в си-
- привлечение педагогов средне- туацию самообразования ученика. Эф-
го звена школы к экспертному оцени- У ^ Г У т фективность преобразования зависит от
ванию и ранжированию учителей по качества управления учителем механиз-
уровням продуктивности педагогичес- мом интериоризации-экстериоризации
кой деятельности; самообразовательных состояний и дейс-
- оценка и самооценка педагогами твий учащихся.
начального звена школы уровней про- Анализ рассмотренных явлений поз-
фессиональной аутокомпетентности; воляет конкретизировать сущность «ав-
- сравнительно-сопоставительный I I ^ ' .7 1 ' ' торской системы деятельности» (АСД)
анализ взаимосвязей между проявления- учителя начальной школы. Эта катего-
ми разных уровней продуктивности со- рия отражает индивидуально выражен-
действия школьникам в познавательном ный опыт самоконтроля и оценки качес-
саморазвитии и системой: а) индивидно- тва профессионализации на основании
типологических условий; б) личностно- объективной диагностики качества го-
профессиональных - базовых факторов; товности школьника к познавательному
в) деятельностно-процессуальных - спе- саморазвитию, принятия ответственных
цифических оснований продуктивной решений об оптимальности содействия
профессионализации; ученику в познавательном саморазви-
- разработку моделей, алгоритмов и У У Г тии, стратегий стимулирования школь-
технологий содействия школьникам в ников к непрерывному творческому
познавательном саморазвитии; воспроизводству самообразовательных
- обоснование и реализация системы состояний и действий.
акмеологоориентированного становле- Анализ механизмов становления
ния профессионализма педагога на эта- профессионализма учителей показыва-
пе профессиональной подготовки и в г г . , ет, что его эффективность обусловлена
системе повышения квалификации. действием следующих индивидно-ти-
Выявление механизмов продуктив- пологических показателей: продук-
ного становления профессионализма тивная самооценка валеологических
учителя требует исследования самообра- показателей профессионального здо-
г у ' г зовательных действий младших школь- ровья, оптимальный уровень личност-
ников в призме анализа их речевой де- ной тревожности, совершенствование
ятельности как универсального средства опыта содействия школьнику в позна-
познания. Многовалентная сущность ее вательном саморазвитии. Они высту-
продуктов - слышания-слушания-гово- пают важными условиями становления
рения-чтения-письма, позволяет выде- профессионализма, т.к. способствуют
лить механизмы активной рефлексивной г г 7 У профессиональному самовосстанов-
переработки школьником информации г г лению в ситуациях содействия школь-
разной модальности в процессе распоз- никам в познавательном саморазвитии
нания смысла учебной задачи. при максимально полном сохранении
Основанием акмеологоориентиро- творческого потенциала профессиона-
ванного становления профессионализ- лизма, обеспечивающим готовность к
ма учителя выступает содействие школь- самокоррекции АСД.
нику в познавательном саморазвитии.
Обозначим этапы акмеологоориенти- - этап вершинных проявлений педа-
рованного становления профессиона- гогической зрелости соотносится с уме-
лизма учителя в рамках его професси- ниями вычленять проблемные области
ональной биографии. Они соотносятся осознания ребенком соотношений в
с уровнями содействия школьникам в системе фонема-графема; прогнозиро-
познавательном саморазвитии: вать и корректировать становление эф-
- на этапе ранней педагогической фективных самообразовательных дейс-
зрелости осуществляется идентифика- твий у всех категорий учащихся класса.
Г '''у г ^ т ция основных видов взаимосвязей, уста- У ГУ' Ведущей областью рефлексии становит-
навливаемых детьми в системе фонема- ' У 1 I ся качество профессиональной самоэф-
графема, их соизмерение с индивиду- фективности;
альными особенностями школьников. - этап поздней педагогической зре-
Области рефлексии педагога связаны лости представляет собой сосредоточе-
с анализом необходимых, но недоста- ние компонентов профессионализма на
точно выраженных (потенциально воз- «удержании» и воспроизведении осво-
можных) личностно и деятельностно У ^ Г 1 ' 1 енных алгоритмов продуктивного ос-
обусловленных проявлений професси- мысления школьниками соотношений
онализма, соизмерением профессио- в системе фонема-графема.
нальных и личностных целей жизнеде- Таким образом, ориентация на акмео-
ятельности; логические закономерности вскрывает
- на этапе достижения педагогичес- механизмы продуктивного становления
кой зрелости происходит согласова- профессионализма учителя начальной
ние между качеством предъявляемых школы. Внутренним механизмом дан-
V V 1 школьникам активных обучающих еди- ного процесса выступает непрерывный
ниц разной модальности и темпами ос- самоконтроль качества соорганизации
мысления ими взаимосвязей в системе индивидно-типологических, личност-
фонема-графема в процессе понимания но-профессиональных и деятельност-
смысла учебного задания по разным но-процессуальных компонентов про-
учебным дисциплинам. Доминантой Г ^ У 1 фессионализма в функциональные ком-
рефлексии педагога становится образ плексы, позволяющие принимать ответ-
успешного ученика, полноценно само- ственные решения, прогнозировать, ре-
реализовывающегося в последующих ализовывать и корректировать качество
образовательных подсистемах. Про- профессионализации в соответствии с
исходит осмысление педагогического уровнем содействия школьникам в поз-
саморазвития как фактора профессио- навательном саморазвитии.
нальной успешности;
с лит .д-во ова А В. А >разо отов] В. П
Список ературы
Г
1. Деркач А. А. Акмеология. М. : Из РАГС, 2002. 650 с.
2. Деркач А. А, Зазыкин В. Г., Марк . К. Психология развития професси-
онала. М. : Изд-во РАГС, 2000, 124 с.
3. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н кмеологическая теория повышения
качества подготовки специалистов об вания : монография. М. : Исследова-
тельский центр проблем качеств подг и специалистов, 2001. 144 с.
4. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. редмет акмеологии. 2-е изд., испр. и
доп. СПб. : Политехника, 2002. 189 с.