Научная статья на тему 'Акмеологические закономерности развития иноязычной коммуникативной компетентности'

Акмеологические закономерности развития иноязычной коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Наталья Вячеславовна

Автором выявлены акмеологические закономерности становления иноязычной коммуникативной компетентности будущего специалиста, базирующиеся, с одной стороны, на универсальных законах диалектики, закономерностях психического развития, онтогенеза, а с другой — на закономерностях обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKMEOLOGICAL LAWS OF DEVELOPMENT OF SPEAKING ANOTHER LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

Author are revealed by acmeolocal laws of becoming of speaking another language communicative competence ofthe future expert, basing, on the one hand, on universal laws of dialectics, laws of mental development, and with another on laws of training to foreign language.

Текст научной работы на тему «Акмеологические закономерности развития иноязычной коммуникативной компетентности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Н. В. Копылова

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

бщие акмеологические закономерности становления иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК) базируются, с одной стороны, на универсальных закономерностях психического развития, онтогенеза, а с другой — на закономерностях становления специалиста, развития его жизненного пути. Законы жизненного пути человека шире закономерностей психического развития, даже с поправками на индивидуальные вариации, гетерохронность и разные типы развития. Они обусловлены сложной совокупностью условий, от которых зависят стоящие перед личностью на каждом этапе ее развития конкретные задачи и средства для их решения. Одним из принципиальных выводов и постулатов теорий жизненного пути является признание индивидуальной личности не только продуктом, но и субъектом, творцом своего собственного развития.

В акмеологии рядом специалистов (Е.Н. Богданов, А.С. Гусева, В.Г. Зазыкин и др.) акмеологические закономерности определяются как характеристики устойчивых связей, отношений и тенденций в движении к профессионализму личности и деятельности [3, а 220].

ИКК специалиста как сложный феномен, сочетающий информационно-когнитивный, деятельностный и аксиологический блоки, реализуется в деятельности специалиста, что является акмеологической закономерностью процесса ее становления. Поскольку всякой деятельности присущ процессуальный характер, значит, становление ИКК вплетается в процесс профессиональной и социокультурной деятельности специалиста.

Закономерности развития ИКК не могут быть рассмотрены вне общих законов диалектики и закономерностей акмеологического развития, так как:

- ИКК антропоцентрична по своей структуре;

- личность будущего специалиста — социальное явление, продукт социально-экономических общественных отношений, субъект специфической социальной общности — студенчества и субъект психолого-педагогического взаимодействия;

- ценностные отношения будущего специалиста определяют акмеологический процесс становления его ИКК;

- характер акмеологических закономерностей становления ИКК будущих специалистов определяется особенностями акмеологического метода, который сочетает объективистское рассмотрение предмета с моделирующим, «опережающим», предвосхищающим его прогрессивное развитие в сторону оптимизации, повышения уровня его продуктивности.

ИКК представляет собой сложную по структурной организации, развивающуюся по функциональному признаку, антропоцентрическую систему преобразования когнитивно-ценностного потенциала личности будущего специалиста. Развитие ИКК обеспечивается закономерными количественными, качественными и структурными преобразованиями ее элементов в ходе смены фаз движения: формирования, функционирования, становления.

Фаза формирования характеризуется тенденцией к созданию сбалансированной совокупности изменений во взаимосвязи количественных, качественных и структурных

категорий ИКК. Количество элементов информационно-когнитивного, деятельностного и аксиологического в ИКК в своей совокупности отражает ее качественную целостность и нерасчлененность структурных взаимодействий.

Иными словами, сбалансированность лингвистических знаний о системе языка на фонологическом, морфологическом, синтаксическом уровнях в совокупности с фонетическими, лексико-грамматическими и коммуникативными умениями представляет собой когнитивно-деятельностный базис формирования ИКК будущего специалиста, а перечисленные виды знаний и умений являются элементами информационно-когнитивного блока ИКК.

Фаза формирования характеризуется помимо сбалансированности самодостаточностью ее качественных и структурно-количественных показателей. Это означает, что о сформи-рованности ИКК на определенном этапе ее развития можно говорить в том случае, если определенное количество элементов является достаточным для достижения определенных качественных и структурных характеристик системы с целью выполнения личностью определенной коммуникативной задачи.

Фаза функционирования отражает структурное взаимодействие между элементами сформированной ИКК на определенном этапе ее развития.

Структурное взаимодействие между элементами свидетельствует, с одной стороны, о трансформации многоуровневых лингвистических знаний в систему лексико-грамматических и коммуникативных умений, а с другой стороны — о влиянии социально и культурно значимых ценностей и информации на формирование ценностных отношений специалиста.

Фаза функционирования в развитии ИКК определяется целями, стоящими перед ней на определенном этапе. Так, сбалансированная, самодостаточная совокупность элементов и структурная взаимосвязь между ними обеспечивает фазу функционирования ИКК в целях достижения поставленной цели.

Фаза функционирования, равно как фаза формирования, характеризуется качественными изменениями личности будущего специалиста, которые можно представить как результат:

- количественного взаимодействия с внешней средой (с субъектами взаимодействия и информационным потоком);

- перераспределения содержания элементов системы и функций каждого элемента в отдельности (развитие коммуникативных умений за счет приращения профессионального когнитивного потенциала и системных лингвистических знаний личности). Вместе с тем следует отметить, что качественные изменения формирования и становления ИКК будущего специалиста происходят без нарушения баланса на структурном уровне, так как система стремится к выполнению определенного набора задач для достижения поставленной коммуникативной цели.

Поставленная коммуникативная цель, ценностные отношения студента, взаимодействие с внешней средой и информационным пространством определяют ИКК при относительно постоянном количестве элементов информационно-когнитивного блока.

При изменении коммуникативной цели, а следовательно, и задач, от решения которых зависит ее достижение, изменяется поведение системы ИКК. Неопределенность поведения системы отражает смену коммуникативных целей и ценностных отношений будущего специалиста. Мы считаем, что ИКК обладает относительной устойчивостью и необратимостью качественных изменений на фазах формирования и функционирования и характеризуется конкретными состояними поведения. Устойчивость и необратимость ИКК обеспечиваются ориентацией на достижение поставленной конкретной цели.

Фаза становления ИКК будущего специалиста отражает смену коммуникативных целей и его ценностных отношений и выражается в неопределенности поведения системы.

Неопределенность поведения системы в фазе развития выражается в возрастании числа ее состояний. Под состоянием поведения ИКК мы понимаем отсутствие или наличие элементов когнитивного, деятельностного и эмоционально-ценностного блоков данной

системы, необходимых для достижения вновь поставленной цели и решения конкретных задач.

Направленность становления ИКК выражается в телеологичности как внутреннего развития системы на уровне взаимоотношений между информационно-когнитивным, деятельностным и аксиологическим блоками, так и внешнего взаимодействия со средой.

Мы считаем, что изменения вне рамок телеологичности не могут рассматриваться как закономерности развития.

Общую направленность становления ИКК можно рассматривать как закономерность суммарного взаимодействия внутренних и внешних отдельных ее целей. Телеологичность ИКК как структурной организации выражается в ее целеустремленности.

С точки зрения становления ИКК общая направленность определяется общей целью в ее интегративном виде. Мы уже отмечали, что структурная организация ИКК предполагает взаимодействие элементов информационно-когнитивного (интегрированная система иноязычных знаний элементов языка), деятельностного (система иноязычных умений), аксиологического блока (ценностные отношения обучаемого). Общая цель становления ИКК в целом определяется целями, задаваемыми по каждому из блоков.

В рамках информационно-когнитивного блока мы определяем цель становления ИКК как реализацию знания элементов системы иностранного языка на уровне разговорной речи, которая, в свою очередь, представляется нам основным объектом обучения иностранным языкам в многопрофильном университете. Цель — иноязычная коммуникация — становится воплощением функциональных понятий ИКК, выражаемых элементами системы языка. В этом случае мы опираемся на тезис Р. Акоффа и Ф. Эмери о совместимости телеологического и функционального подходов в рамках целостного подхода к человеческой деятельности [1, с. 24].

Смысл понятия «цель», по Р. Акоффу и Ф. Эмери, зависит от смысла понятия «функция», а функция противопоставляется структуре как общему понятию, включающему различные методологические аспекты.

Опираясь на эти исследования, можно сделать вывод, что направленность информационно-когнитивного блока ИКК воплощается в ориентации на цель иноязычной коммуникации и отражает когнитивную, информативную и коммуникативную функции языка.

Деятельностный блок ИКК будущего специалиста сопряжен с целью развития системы иноязычных умений. Мы рассматривали достижение этой цели в рамках структуры учебной деятельности: потребность — мотив — выбор — ценностные ориентации — цель — результат. Существенной характеристикой целеустремленного поведения системы является выбор.

И наконец, целеустремленность третьего блока иноязычной компетенции — аксиологического — выражается в развитии ценностных отношений студента. Ценностные отношения сами по себе обладают, как мы полагаем, внутренней телеологичностью.

Мы считаем, что становление исследуемой нами ИКК отражает всеобщие универсальные законы диалектики как учения о единстве противоположностей. Закон перехода количества в качество актуализируется на уровне развития ИКК будущего специалиста в виде приобщения к иноязычным знаниям, осмысления их когнитивного потенциала и развития умений.

Количественный прирост в когнитивном иноязычном потенциале как выражение количественного аспекта становления ИКК в фазе формирования и функционирования опосредует качественные изменения, вызывает новые процессы и их взаимодействие в фазе становления.

Внутренние и внешние противоречия, заложенные в ИКК и ее взаимодействии с профессиональной и социокультурной средой, вызывают смену определенных этапов в развитии ИКК.

К внутренним противоречиям становления ИКК будущего специалиста мы относим дисбаланс между уровнем развития когнитивного иноязычного потенциала и ценностными отношениями личности, между объемом информации и способами ее восприятия.

Внешние противоречия становления ИКК отражают степень взаимовлияния элементов и блоков системы и окружающей их социальной среды.

Темп развития ИКК определяется объемом внутренних и внешних противоречий и темпом приведения их в состояние баланса.

Качественные изменения внутри являются следствием количественных изменений, приводят в состояние развития систему ИКК изнутри. Противоречия, возникающие в ходе психолого-педагогического взаимодействия «преподаватель — студент», обеспечивают дальнейший ход развития исследуемой системы.

Развитие ИКК помимо количественно-качественных моментов, связанных с урегулированием противоречий внутреннего и внешнего порядка, опосредовано также связями между ее элементами и блоками.

С точки зрения акмеологического развития мы определяем когнитивно-ценностные связи как отрицание определенного когнитивного иноязычного потенциала и ценностных отношений личности будущего специалиста на определенном этапе становления ИКК в результате приращения знаний элементов системы языка, развития иноязычных умений на основе приобретенных новых ценностных отношений.

Становление как единство многообразных процессов характеризуется необратимостью, направленностью и закономерностью. Именно эти характеристики отличают становление специалиста от всех других типов его изменений.

Становление, «взросление» растущего человека [6, а 8] обладает помимо универсальных характеристик необратимости, направленности, закономерности и некоторыми специфическими особенностями.

Любое количественно-качественное преобразование когнитивного иноязычного потенциала имеет необратимый характер и ориентировано на преодоление дисбаланса между возросшим уровнем иноязычных знаний, умений и системой ценностных ориентаций будущего специалиста.

Специфичным свойством необратимости развития исследуемой системы в этом случае мы считаем двустороннюю взаимосвязь, существующую между объемом и уровнем иноязычного когнитивного потенциала и системой ценностных отношений обучаемого. С одной стороны, ценностные отношения определяют приоритетные направления аккумуляции иноязычного когнитивного потенциала и формирование умений, с другой стороны — потенциал в новом качестве развития трансформирует ценностные отношения личности. Закономерность этих взаимосвязей объясняется неординарностью иностранного языка как учебного предмета и как специфического способа познания действительности.

Как учебный предмет иностранный язык уникален в том смысле, что одновременно является и целью, и средством обучения [5, с. 219]. При этом трудность обучения, иностранному языку в частности, состоит в точном определении перехода от того, что в данный момент является целью, к тому, что завтра станет средством.

Закономерности развития ИКК связаны с закономерностями восхождения личности к социально значимым ценностям. Признавая иностранный язык в качестве социально значимой ценности, являющейся ориентиром в ценностном поведении будущего специалиста, следует считать становление ИКК будущего специалиста закономерным процессом преобразования его личности. С точки зрения внутренней организации ИКК представляет собой множество взаимосвязанных элементов, объединенных в информационно-когнитивный, деятельностный и аксиологический блоки.

Каждый элемент прямо или опосредовано связан отношениями с другим элементом, что исключает относительную независимость любых подмножеств двух элементов. Лишь внутренняя закономерная структурная организация всех элементов ИКК обеспечивает ее оптимальность в целом.

Внешняя закономерность становления ИКК выражается в смене одной стадии развития другой. Стадийность становления отражает смену определенных состояний системы, то есть свойства всех трех блоков в различные временные моменты.

Именно на акмеологическом уровне в полной мере проявляются все потенциальные

возможности социального субъекта, целенаправленное развитие которых позволяет не только изменять и преобразовывать его профессиональную деятельность, но и влиять на социальную среду, социальные отношения, складывающиеся по поводу данной деятельности. Как отмечает А.А. Деркач, «.. .действие механизмов гуманитарно-технологического развития личности (гуманитарно-технологическое мышление, гуманитарно-технологическая образованность, гуманитарно-технологическая культура, гуманистическое мировосприятие, гуманистическое целеполагание и соответствующие им техники и технологии) связано с тем, что новые внешние средства деятельности предъявляют новые требования к субъекту деятельности, в том числе к интеллектуальной, эмоциональной, волевой, коммуникативной, ценностно-мотивационной сферам, его возможностям, способностям, здоровью (физиологическому, психическому, социальному), то есть к внутренним средствам деятельности» [4, с. 252].

Итак, акмеологические закономерности становления ИКК будущего специалиста, опираясь на собственно социально-психологические, психологические, социально-перцептивные, когнитивные и дидактические закономерности, в наиболее полной мере проявляются на высоком уровне профессионализации иноязычной деятельности, обеспечивая для специалиста реальную возможность посредством познания этих закономерностей и основанных на них механизмах становления ИКК, путем создания и использования высокопродуктивных технологий обучения иностранному языку, достичь оптимального уровня ИКК будущих специалистов.

Иными словами, мы утверждаем, что иностранный язык, как глобальная ценность, формирует ценностные отношения будущего специалиста, а они, в свою очередь, совершенствуют пути к постижению новых языковых и профессиональных целей. Этот процесс перманентен, ибо познание не имеет начала, не имеет конца и состоит лишь в постоянном переходе от одного знания к другому.

Литература_

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.

2. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М., 1997.

3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.

4. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1—5. Кн. 1. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.

5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.

6. Фельдштейн Д.И. Актуальные направления психолого-педагогических исследований //Акмеология. 2003. № 1.

© Копылова Н. В., 2004

П. А. Корчемный, О. Ю. Ямбушева

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ

ыбор профессии изначально связан с определенными задатками и установками личности. Поэтому, когда у людей определенной профессии заметны какие-то общие черты характера, это может быть обусловлено не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что в большинстве случаев данную профессию выбирают люди, исходно обладающие определенными личностными особенностями [1].

Резкое падение жизненного уровня сотрудников ОВД на фоне серьезного осложнения условий деятельности государственных структур становится важнейшей причиной пессимистических оценок милиционерами как личных перспектив, так и перспектив системы внутренних дел.

Мотивация профессиональной деятельности каждого сотрудника ОВД индивидуальна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.