ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Н. В. Копылова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
бщие акмеологические закономерности становления иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК) базируются, с одной стороны, на универсальных закономерностях психического развития, онтогенеза, а с другой — на закономерностях становления специалиста, развития его жизненного пути. Законы жизненного пути человека шире закономерностей психического развития, даже с поправками на индивидуальные вариации, гетерохронность и разные типы развития. Они обусловлены сложной совокупностью условий, от которых зависят стоящие перед личностью на каждом этапе ее развития конкретные задачи и средства для их решения. Одним из принципиальных выводов и постулатов теорий жизненного пути является признание индивидуальной личности не только продуктом, но и субъектом, творцом своего собственного развития.
В акмеологии рядом специалистов (Е.Н. Богданов, А.С. Гусева, В.Г. Зазыкин и др.) акмеологические закономерности определяются как характеристики устойчивых связей, отношений и тенденций в движении к профессионализму личности и деятельности [3, а 220].
ИКК специалиста как сложный феномен, сочетающий информационно-когнитивный, деятельностный и аксиологический блоки, реализуется в деятельности специалиста, что является акмеологической закономерностью процесса ее становления. Поскольку всякой деятельности присущ процессуальный характер, значит, становление ИКК вплетается в процесс профессиональной и социокультурной деятельности специалиста.
Закономерности развития ИКК не могут быть рассмотрены вне общих законов диалектики и закономерностей акмеологического развития, так как:
- ИКК антропоцентрична по своей структуре;
- личность будущего специалиста — социальное явление, продукт социально-экономических общественных отношений, субъект специфической социальной общности — студенчества и субъект психолого-педагогического взаимодействия;
- ценностные отношения будущего специалиста определяют акмеологический процесс становления его ИКК;
- характер акмеологических закономерностей становления ИКК будущих специалистов определяется особенностями акмеологического метода, который сочетает объективистское рассмотрение предмета с моделирующим, «опережающим», предвосхищающим его прогрессивное развитие в сторону оптимизации, повышения уровня его продуктивности.
ИКК представляет собой сложную по структурной организации, развивающуюся по функциональному признаку, антропоцентрическую систему преобразования когнитивно-ценностного потенциала личности будущего специалиста. Развитие ИКК обеспечивается закономерными количественными, качественными и структурными преобразованиями ее элементов в ходе смены фаз движения: формирования, функционирования, становления.
Фаза формирования характеризуется тенденцией к созданию сбалансированной совокупности изменений во взаимосвязи количественных, качественных и структурных
категорий ИКК. Количество элементов информационно-когнитивного, деятельностного и аксиологического в ИКК в своей совокупности отражает ее качественную целостность и нерасчлененность структурных взаимодействий.
Иными словами, сбалансированность лингвистических знаний о системе языка на фонологическом, морфологическом, синтаксическом уровнях в совокупности с фонетическими, лексико-грамматическими и коммуникативными умениями представляет собой когнитивно-деятельностный базис формирования ИКК будущего специалиста, а перечисленные виды знаний и умений являются элементами информационно-когнитивного блока ИКК.
Фаза формирования характеризуется помимо сбалансированности самодостаточностью ее качественных и структурно-количественных показателей. Это означает, что о сформи-рованности ИКК на определенном этапе ее развития можно говорить в том случае, если определенное количество элементов является достаточным для достижения определенных качественных и структурных характеристик системы с целью выполнения личностью определенной коммуникативной задачи.
Фаза функционирования отражает структурное взаимодействие между элементами сформированной ИКК на определенном этапе ее развития.
Структурное взаимодействие между элементами свидетельствует, с одной стороны, о трансформации многоуровневых лингвистических знаний в систему лексико-грамматических и коммуникативных умений, а с другой стороны — о влиянии социально и культурно значимых ценностей и информации на формирование ценностных отношений специалиста.
Фаза функционирования в развитии ИКК определяется целями, стоящими перед ней на определенном этапе. Так, сбалансированная, самодостаточная совокупность элементов и структурная взаимосвязь между ними обеспечивает фазу функционирования ИКК в целях достижения поставленной цели.
Фаза функционирования, равно как фаза формирования, характеризуется качественными изменениями личности будущего специалиста, которые можно представить как результат:
- количественного взаимодействия с внешней средой (с субъектами взаимодействия и информационным потоком);
- перераспределения содержания элементов системы и функций каждого элемента в отдельности (развитие коммуникативных умений за счет приращения профессионального когнитивного потенциала и системных лингвистических знаний личности). Вместе с тем следует отметить, что качественные изменения формирования и становления ИКК будущего специалиста происходят без нарушения баланса на структурном уровне, так как система стремится к выполнению определенного набора задач для достижения поставленной коммуникативной цели.
Поставленная коммуникативная цель, ценностные отношения студента, взаимодействие с внешней средой и информационным пространством определяют ИКК при относительно постоянном количестве элементов информационно-когнитивного блока.
При изменении коммуникативной цели, а следовательно, и задач, от решения которых зависит ее достижение, изменяется поведение системы ИКК. Неопределенность поведения системы отражает смену коммуникативных целей и ценностных отношений будущего специалиста. Мы считаем, что ИКК обладает относительной устойчивостью и необратимостью качественных изменений на фазах формирования и функционирования и характеризуется конкретными состояними поведения. Устойчивость и необратимость ИКК обеспечиваются ориентацией на достижение поставленной конкретной цели.
Фаза становления ИКК будущего специалиста отражает смену коммуникативных целей и его ценностных отношений и выражается в неопределенности поведения системы.
Неопределенность поведения системы в фазе развития выражается в возрастании числа ее состояний. Под состоянием поведения ИКК мы понимаем отсутствие или наличие элементов когнитивного, деятельностного и эмоционально-ценностного блоков данной
системы, необходимых для достижения вновь поставленной цели и решения конкретных задач.
Направленность становления ИКК выражается в телеологичности как внутреннего развития системы на уровне взаимоотношений между информационно-когнитивным, деятельностным и аксиологическим блоками, так и внешнего взаимодействия со средой.
Мы считаем, что изменения вне рамок телеологичности не могут рассматриваться как закономерности развития.
Общую направленность становления ИКК можно рассматривать как закономерность суммарного взаимодействия внутренних и внешних отдельных ее целей. Телеологичность ИКК как структурной организации выражается в ее целеустремленности.
С точки зрения становления ИКК общая направленность определяется общей целью в ее интегративном виде. Мы уже отмечали, что структурная организация ИКК предполагает взаимодействие элементов информационно-когнитивного (интегрированная система иноязычных знаний элементов языка), деятельностного (система иноязычных умений), аксиологического блока (ценностные отношения обучаемого). Общая цель становления ИКК в целом определяется целями, задаваемыми по каждому из блоков.
В рамках информационно-когнитивного блока мы определяем цель становления ИКК как реализацию знания элементов системы иностранного языка на уровне разговорной речи, которая, в свою очередь, представляется нам основным объектом обучения иностранным языкам в многопрофильном университете. Цель — иноязычная коммуникация — становится воплощением функциональных понятий ИКК, выражаемых элементами системы языка. В этом случае мы опираемся на тезис Р. Акоффа и Ф. Эмери о совместимости телеологического и функционального подходов в рамках целостного подхода к человеческой деятельности [1, с. 24].
Смысл понятия «цель», по Р. Акоффу и Ф. Эмери, зависит от смысла понятия «функция», а функция противопоставляется структуре как общему понятию, включающему различные методологические аспекты.
Опираясь на эти исследования, можно сделать вывод, что направленность информационно-когнитивного блока ИКК воплощается в ориентации на цель иноязычной коммуникации и отражает когнитивную, информативную и коммуникативную функции языка.
Деятельностный блок ИКК будущего специалиста сопряжен с целью развития системы иноязычных умений. Мы рассматривали достижение этой цели в рамках структуры учебной деятельности: потребность — мотив — выбор — ценностные ориентации — цель — результат. Существенной характеристикой целеустремленного поведения системы является выбор.
И наконец, целеустремленность третьего блока иноязычной компетенции — аксиологического — выражается в развитии ценностных отношений студента. Ценностные отношения сами по себе обладают, как мы полагаем, внутренней телеологичностью.
Мы считаем, что становление исследуемой нами ИКК отражает всеобщие универсальные законы диалектики как учения о единстве противоположностей. Закон перехода количества в качество актуализируется на уровне развития ИКК будущего специалиста в виде приобщения к иноязычным знаниям, осмысления их когнитивного потенциала и развития умений.
Количественный прирост в когнитивном иноязычном потенциале как выражение количественного аспекта становления ИКК в фазе формирования и функционирования опосредует качественные изменения, вызывает новые процессы и их взаимодействие в фазе становления.
Внутренние и внешние противоречия, заложенные в ИКК и ее взаимодействии с профессиональной и социокультурной средой, вызывают смену определенных этапов в развитии ИКК.
К внутренним противоречиям становления ИКК будущего специалиста мы относим дисбаланс между уровнем развития когнитивного иноязычного потенциала и ценностными отношениями личности, между объемом информации и способами ее восприятия.
Внешние противоречия становления ИКК отражают степень взаимовлияния элементов и блоков системы и окружающей их социальной среды.
Темп развития ИКК определяется объемом внутренних и внешних противоречий и темпом приведения их в состояние баланса.
Качественные изменения внутри являются следствием количественных изменений, приводят в состояние развития систему ИКК изнутри. Противоречия, возникающие в ходе психолого-педагогического взаимодействия «преподаватель — студент», обеспечивают дальнейший ход развития исследуемой системы.
Развитие ИКК помимо количественно-качественных моментов, связанных с урегулированием противоречий внутреннего и внешнего порядка, опосредовано также связями между ее элементами и блоками.
С точки зрения акмеологического развития мы определяем когнитивно-ценностные связи как отрицание определенного когнитивного иноязычного потенциала и ценностных отношений личности будущего специалиста на определенном этапе становления ИКК в результате приращения знаний элементов системы языка, развития иноязычных умений на основе приобретенных новых ценностных отношений.
Становление как единство многообразных процессов характеризуется необратимостью, направленностью и закономерностью. Именно эти характеристики отличают становление специалиста от всех других типов его изменений.
Становление, «взросление» растущего человека [6, а 8] обладает помимо универсальных характеристик необратимости, направленности, закономерности и некоторыми специфическими особенностями.
Любое количественно-качественное преобразование когнитивного иноязычного потенциала имеет необратимый характер и ориентировано на преодоление дисбаланса между возросшим уровнем иноязычных знаний, умений и системой ценностных ориентаций будущего специалиста.
Специфичным свойством необратимости развития исследуемой системы в этом случае мы считаем двустороннюю взаимосвязь, существующую между объемом и уровнем иноязычного когнитивного потенциала и системой ценностных отношений обучаемого. С одной стороны, ценностные отношения определяют приоритетные направления аккумуляции иноязычного когнитивного потенциала и формирование умений, с другой стороны — потенциал в новом качестве развития трансформирует ценностные отношения личности. Закономерность этих взаимосвязей объясняется неординарностью иностранного языка как учебного предмета и как специфического способа познания действительности.
Как учебный предмет иностранный язык уникален в том смысле, что одновременно является и целью, и средством обучения [5, с. 219]. При этом трудность обучения, иностранному языку в частности, состоит в точном определении перехода от того, что в данный момент является целью, к тому, что завтра станет средством.
Закономерности развития ИКК связаны с закономерностями восхождения личности к социально значимым ценностям. Признавая иностранный язык в качестве социально значимой ценности, являющейся ориентиром в ценностном поведении будущего специалиста, следует считать становление ИКК будущего специалиста закономерным процессом преобразования его личности. С точки зрения внутренней организации ИКК представляет собой множество взаимосвязанных элементов, объединенных в информационно-когнитивный, деятельностный и аксиологический блоки.
Каждый элемент прямо или опосредовано связан отношениями с другим элементом, что исключает относительную независимость любых подмножеств двух элементов. Лишь внутренняя закономерная структурная организация всех элементов ИКК обеспечивает ее оптимальность в целом.
Внешняя закономерность становления ИКК выражается в смене одной стадии развития другой. Стадийность становления отражает смену определенных состояний системы, то есть свойства всех трех блоков в различные временные моменты.
Именно на акмеологическом уровне в полной мере проявляются все потенциальные
возможности социального субъекта, целенаправленное развитие которых позволяет не только изменять и преобразовывать его профессиональную деятельность, но и влиять на социальную среду, социальные отношения, складывающиеся по поводу данной деятельности. Как отмечает А.А. Деркач, «.. .действие механизмов гуманитарно-технологического развития личности (гуманитарно-технологическое мышление, гуманитарно-технологическая образованность, гуманитарно-технологическая культура, гуманистическое мировосприятие, гуманистическое целеполагание и соответствующие им техники и технологии) связано с тем, что новые внешние средства деятельности предъявляют новые требования к субъекту деятельности, в том числе к интеллектуальной, эмоциональной, волевой, коммуникативной, ценностно-мотивационной сферам, его возможностям, способностям, здоровью (физиологическому, психическому, социальному), то есть к внутренним средствам деятельности» [4, с. 252].
Итак, акмеологические закономерности становления ИКК будущего специалиста, опираясь на собственно социально-психологические, психологические, социально-перцептивные, когнитивные и дидактические закономерности, в наиболее полной мере проявляются на высоком уровне профессионализации иноязычной деятельности, обеспечивая для специалиста реальную возможность посредством познания этих закономерностей и основанных на них механизмах становления ИКК, путем создания и использования высокопродуктивных технологий обучения иностранному языку, достичь оптимального уровня ИКК будущих специалистов.
Иными словами, мы утверждаем, что иностранный язык, как глобальная ценность, формирует ценностные отношения будущего специалиста, а они, в свою очередь, совершенствуют пути к постижению новых языковых и профессиональных целей. Этот процесс перманентен, ибо познание не имеет начала, не имеет конца и состоит лишь в постоянном переходе от одного знания к другому.
Литература_
1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.
2. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М., 1997.
3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
4. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1—5. Кн. 1. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.
5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.
6. Фельдштейн Д.И. Актуальные направления психолого-педагогических исследований //Акмеология. 2003. № 1.
© Копылова Н. В., 2004
П. А. Корчемный, О. Ю. Ямбушева
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ
ыбор профессии изначально связан с определенными задатками и установками личности. Поэтому, когда у людей определенной профессии заметны какие-то общие черты характера, это может быть обусловлено не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что в большинстве случаев данную профессию выбирают люди, исходно обладающие определенными личностными особенностями [1].
Резкое падение жизненного уровня сотрудников ОВД на фоне серьезного осложнения условий деятельности государственных структур становится важнейшей причиной пессимистических оценок милиционерами как личных перспектив, так и перспектив системы внутренних дел.
Мотивация профессиональной деятельности каждого сотрудника ОВД индивидуальна