Научная статья на тему 'Акмеологические резервы оптимизации имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия'

Акмеологические резервы оптимизации имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перелыгина Елена Борисовна

Актуальность темы исследования обусловлена потребностями развивающейся социальной практики в создании и использовании имиджей в различных сферах социальной жизни. Приведены результаты эмпирических исследований, проведенных в различных регионах России. На основе анализа данных описаны методики, направленные на оптимизацию интерсубъектного взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological reserves of optimization of image as phenomenon of inter-subject interaction

The urgency of the theme of the research has been caused by the needs of developing social practice for creation and use of images in various spheres of social life. The results of the empirical researches which have been carried out in various regions of Russia are given in the article. On the basis of the analysis of the data, the techniques directed on optimization of inter-subject of interaction are described.

Текст научной работы на тему «Акмеологические резервы оптимизации имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия»

Е.Б. Перелыгина

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ИМИДЖА КАК ФЕНОМЕНА ИНТЕРСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

еобходимость социально-психологического и акмеологического исследования имиджа на современном этапе развития социально-психологической и акмеологической науки обусловлена потребностями бурно развивающейся социальной практики в создании и использовании имиджей в различных сферах социальной жизни, необходимостью оптимизации имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия и формы социально-психологического воздействия.

Фундаментальная целостная социально-психологическая и акмеологическая концепция имиджа, охватывающая все многообразие конкретных проявлений этого социально-психологического феномена и одновременно с этим создающая научно-методологическое обоснование для разработки гуманитарных технологий, направленных на оптимизацию имиджа, пока не создана. Тем менее имеется большое количество работ, как зарубежных, так и отечественных специалистов, глубоко раскрывающих отдельные аспекты имиджа как социально-психологического феномена и направленных на повышение продуктивности его использования для решения тех или иных задач, возникающих в социальной практике. В частности, среди отечественных исследователей есть авторы, работы которых выявляют роль и значение имиджа в различных сферах социальной жизни (Е.Н. Богданов,

A.В. Гармонова, В.Г. Зазыкин, З.М. Зотова, А.Ю. Панасюк, Ю.В. Синягин и др.), направлены на изучение принципов, механизмов и технологий формирования имиджа политика (Е.В. Аверина, И.Н. Гомеров, О.И. Гордеева, Н.А. Гульбинский, П.С. Гуревич, И.Г. Дубов, Е.В. Егорова-Гантман,

B.Г Зазыкин, О.В. Иванникова, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, Н.А. Сорокина, Е.Б. Ше-стопал, О.Н. Феофанов, Р.Ф. Фурс и др.), бизнесмена (Е.А. Блажнов, В.А. Иванченко, Р.Л. Кричевский, Ф.А. Кузин, В.М. Шепель и др.), государственного служащего (В.В. Дашевский, Л.В. Льдова, Н.А. Орлова и др.), учителя (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан и др.). Необходимо особо выделить ряд диссертационных исследований, подготовленных на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, специально посвященных различным аспектам имиджа. Это работы И.Э. Белоусовой, Е.В. Гришуниной, С.Е. Захаровой, Т.Н. Пискуновой, А.А. Семик, А.В. Савватеева, Р.Ф. Фурса и др.

В силу своих исходных сущностных характеристик имидж как символический образ субъекта, создаваемый в процессе интерсубъектного взаимодействия, представляет собой социально-психологическое явление. Этим определялся и арсенал методов, используемых нами в эмпирических исследованиях имиджа. Однако, учитывая то, что конечная цель оптимизации имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия достигается через повышение продуктивности имиджеобразующей деятельности посредством разработки гуманитарно-технологического аппарата, обеспечивающего достижение наивысших критериев профессионализма этой деятельности, становится ясным, что исследование имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия, будучи по своему предмету социально-психологическим, в то же время по своей общей направленности и стратегии является акмеологическим.

Именно в рамках методологии акмеологического исследования получает свое обоснование оптимальность как наиболее существенный критерий формирования имиджа в интерсубъектном взаимодействии. А.А. Деркач, аналитически обобщая различные взгляды на категорию оптимальности, приходит к выводу, что под оптимумом в контексте акмеологических исследований и разработок следует понимать «наилучший, наиболее рациональный, наиболее разумный уровень управленческой деятельности руководителя, который определяет в соответствии с научно выбранными критериями оптимальности уровень психологической культуры», отмечая, что по «своей сущности это понятие означает сознательно регулируемую тенденцию к минимизации или максимизации основных характеристик психологической культуры, определяющих наибольшую продуктивность управленческой деятельности» [1, с. 128]. Действительно, как показали результаты эмпирических исследований (в частности, результаты экспертного опроса «Имидж руководителя», осуществленного в ноябре 2002 г., в ходе которого в качестве экспертов выступили ректоры, проректоры, деканы ведущих вузов России в количестве 35 человек [2]), наиболее высокий уровень востребованности имиджевой культуры характеризует управленческую деятельность как профессиональную деятельность, которая в

силу своих структурно-функциональных характеристик предполагает наиболее развитую систему социальных коммуникаций, целенаправленно формируемую и корректируемую субъектом. Будучи инкорпорированной, «встроенной» в профессиональную деятельность руководителя, деятельность по созданию имиджа (ДСИ), при условии достижения высокого уровня ее продуктивности, способствует и оптимизации профессионально-управленческой деятельности в целом, особенно в профессиях типа «человек—человек», «человек—коллектив», «человек—социальные общности».

В свою очередь, и профессионально-управленческая деятельность субъекта имиджа задает оптимальный деятельностный, коммуникативный и организационный контекст для наиболее эффективного развития имиджевой компетентности и повышения уровня профессионализма и продуктивности ДСИ.

В качестве факторов оптимизации психологической культуры Е.В. Селезнева выделяет способность к самоуправлению (саморегуляция поведения и психических состояний); социально-психологическую компетентность, в состав которой включаются акмеологическая, социально-коммуникативная и ау-топсихологическая компетентность; социально-педагогическое взаимодействие; профессионально-и сследовательскую, творческую деятельность руководителей как информационно-интерпретирующее основание проектно-регулирующей функции психики и психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития психологической культуры руководителей системы образования [5]. Названные факторы имеют различную нагрузку в процессе оптимизации имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. О.В. Москаленко в диссертационном исследовании (2000) к факторам, выполняющим в процессе оптимизации ориентационную нагрузку, относит социально-педагогическое взаимодействие и профессионально-исследовательскую, творческую деятельность руководителя, определяя психологическую культуру как «интегративное новообразование личности руководителя, детерминированное особенностями личности и деятельности».

Говоря о путях поддержки личности в ее гуманистическо-ценностной самореализации в интерсубъектном взаимодействии при формировании имиджа, необходимо помнить о том, что в основе всех стратегий акмеологической поддержки лежит принцип гуманизма, ценности, в чем и состоит главное преимущество акмеологических технологий психологической помощи субъекту. Если психотерапевтические технологии ограничиваются решением частных психологических проблем и затруднений индивида, оставляя без внимания ценностное ядро личности, то акмеологические стремятся к восстановлению личности как целого, воссозданию ее духовного пласта посредством задания ценностных ориентиров, релевантных основополагающим позитивным ценностям, выработанным и надежно проверенным в многовековой культурной традиции общества. Иными словами, стратегия акмеологической поддержки личности заключается в оказании субъекту «сущностно-духовной поддержки», «укреплении сущности другого человека» [1, с. 113], благодаря чему достигается актуализация внутренних резервов личности, позволяющих на новом уровне подойти к существующим проблемам и найти оптимальный путь их решения. Эта стратегия гармонично дополняется рядом конкретных методик акмелогической поддержки личности, направленных на совершенствование профессиональной деятельности посредством повышения ее рефлексивной составляющей. Такие решения позволяют человеку увидеть всю проблематику, связанную с его личностью, его местом в культурно-ценностной и профессионально-деятельностной системе координат, определить векторы дальнейшего личностного развития и профессионально-деятельностного совершенствования посредством использования акмеологических алгоритмов деятельности, общения, самопознания и самосовершенствования, способствующих достижению оптимальных результатов в движении субъекта к интегральной индивидуальности и достижению своего индивидуального, личностного и профессионального акме.

С учетом сказанного при разработке акмеологических технологий, направленных на повышение продуктивности имиджеобразующей деятельности и оптимизацию имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия, необходимо обеспечивать связь и внутреннее методологическое единство этих технологий с общей целью акмеологической поддержки личности, принимая во внимание следующие стратегические ориентиры:

1. Субъектно-личностная целостность человека, выступающего в качестве объекта акмеологической поддержки, достигаемая на основе актуализации его фундаментальных ценностных ориентиров, имеющих свое основание в духовно-культурной традиции общества, а также преодоления внутренней дискретности, раздробленности структуры личности. Выявление личностного ядра с целью установления продуктивных корреляций всех структурно-функциональных элементов субъектно-личностного целого, направленное на достижение субъектом интегральной индивидуальности на уровне субъекта как единства и согласования внутренних условий деятельности и личностного развития.

2. Социально-коммуникативная целостность человека, выступающего в качестве объекта ак-меологической поддержки, достигаемая на основе актуализации его фундаментальных ценностных ориентиров, а также коммуникативных, социально-перцептивных, когнитивных и иных способ-

ностей, составляющих основу коммуникативной компетентности. При этом также учитывается существенное повышение этой компетентности и развитие на ее основе имиджевой компетентности как ее особой, специфической формы. Она проявляется в достижении оптимальных результатов в имиджевом взаимодействии с другими субъектами (в движении по направлению к достижению субъектом интегральной индивидуальности на социально-психологическом уровне) как единства внутренних условий, обеспечивающих эффективную коммуникативную деятельность, и внешних условий, выражающихся в социально-психологических, социально-перцептивных и коммуникативных характеристиках его социального окружения.

3. Аутопсихологическая целостность человека, выступающего в качестве объекта акмеологиче-ской поддержки, достигаемая на основе актуализации его фундаментальных ценностных ориентиров, коммуникативных, социально-перцептивных, когнитивных, а также рефлексивных и иных способностей, составляющих основу аутопсихологической компетентности. Благодаря этому становится возможным существенное повышение этой компетентности, достигаемое при взаимной поддержке со стороны взаимно инкорпорированной с ней имиджевой компетентности. Так создается основа для динамического развития интегральной индивидуальности на психолого-акмеологическом уровне как единства внутренних условий, обеспечивающих саморазвитие и самосовершенствование личности, и внешних условий этого саморазвития и самосовершенствования. Эти условия выражаются в закономерных прогрессивных изменениях, происходящих в социальном окружении субъекта под влиянием его целенаправленной продуктивной деятельности, ориентированной на преобразование всей системы своих отношений с социальным окружением, включая и отношения внутри этого окружения, между составляющими его субъектами.

4. Профессионально-деятельностная целостность человека, выступающего в качестве объекта акмеологической поддержки, достигаемая на основе актуализации его фундаментальных ценностных, коммуникативных, социально-перцептивных, когнитивных, рефлексивных ориентиров, а также профессиональных и организационно-управленческих способностей, составляющих основу профессиональной компетентности, включая в качестве ее неотъемлемого элемента организационно-управленческую компетентность. Это составляет основу для существенного повышения организационно-управленческой компетентности, достигаемого на основе интеграции ее с коммуникативной, аутопсихологической и имиджевой компетентностью. Эти процессы ведут к достижению интегральной индивидуальности на профессионально-акмеологическом уровне. Она выступает как единство внутренних условий обеспечения прогрессивного развития субъекта как профессионала, выражающегося в поступательном закономерном повышении показателей продуктивности его профессиональной деятельности в направлении достижения ее оптимальных результатов, и внешних условий этого саморазвития и самосовершенствования. Проведенный анализ показал, что эти внешние условия выражаются в объективных закономерностях прогрессивных изменений, происходящих в системе профессиональных связей субъекта под влиянием его целенаправленной продуктивной деятельности, которая нацелена на повышение уровня внутренней организации этой системы и достижение ею оптимального состояния.

5. Интегральная целостность человека, выступающего в качестве объекта акмеологической поддержки, достигаемая на основе интегрирования результатов, полученных на пути к достижению субъектно-личностной, социально-коммуникативной, аутопсихологической и профессионально-деятельностной целостности. На основе этой метаинтеграции достигается интегральная индивидуальность на высшем акмеологическом уровне как единство «внутренних» условий, обеспечивающих закономерное поступательное интегративное развитие человека как личности, субъекта социальных взаимодействий, субъекта прогрессивного саморазвития и самосовершенствования, субъекта высокопродуктивной профессиональной деятельности, и «внешних» условий этого интегративного развития. Последние выражаются в требованиях, устанавливаемых самим субъектом по отношению к его результатам, которые проявляются в удовлетворенности субъекта результатами своей деятельности.

С учетом этих стратегических ориентиров, выражающих генеральное направление акмеологиче-ского развития личности в системе социально-психологических, социально-перцептивных, коммуникативных, профессиональных связей, развертывающихся в культурно-историческом контексте, выявляется место в этой системе имиджевого взаимодействия. Исходя из понимания этого феномена как особого типа акмеологически организованного социально-перцептивного взаимодействия, высшие формы которого развертываются в профессиональном контексте, строятся конкретные методики и психолого-акмеологические тренинги, направленные на повышение имиджевой компетентности.

Ряд таких методик и тренингов были использованы в учебном процессе в Гуманитарном университете (г. Екатеринбург) и Уральском экономическом колледже (с 1999 г.), а также при проведении экспресс-курсов и практикумов имиджевой компетентности в организациях и на предприятиях Екатеринбурга и Свердловской области [3]. В основе объединяющей эти методики и тренинги методи-

АКМЕОЛОГИЯ, № 3, 2003

ческой системы повышения имиджевой компетентности лежит восходящая к идеям Н.В. Кузьминой пятикомпонентная система продуктивной деятельности, согласно которой в структуре продуктивной имиджеобразующей деятельности выделяются такие функциональные компоненты, как гностический, проектировочный, организаторско-управленческий, коммуникативный. Соответственно методики, направленные на развитие имиджевой компетентности и составляющие гуманитарную технологию оптимизации имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия, подразделяются на пять групп по их направленности на развитие того или иного компонента ДСИ.

Гностический компонент включает в себя понимание социально-психологической природы имиджа, его сущностных характеристик; знание критериев, показателей и уровней оценки имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия; представление о структуре и содержании имиджа; представление об алгоритме продуктивного имиджа; знание условий и факторов, обеспечивающих продуктивность имиджа; знание закономерностей формирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия; знание механизмов функционирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия; ясное представление о целях и задачах деятельности по созданию имиджа; осознание трудностей и проблем, возникающих в процессе ДСИ; способность осуществлять рефлексию собственной ДСИ, объективно оценивать ее результаты; способность осознанно осуществлять выбор методов и средств создания имиджа.

Проектировочный компонент ДСИ предполагает наличие у субъекта имиджа развитой способности к рефлексии; логических навыков и ориентации в системе культурных символов, условием чего является высокая общая культура, эрудиция, осведомленность в области современной моды, разговорной речи, поведенческих стереотипов. Развитие проектировочного компонента ДСИ достигается главным образом при помощи тренингов, направленных на формирование указанных способностей. К ним относятся такие тренинги, как «Самоописание», в ходе которого участники самостоятельно готовят рассказ на тему «Кто я?» по плану, соответствующему программе индивидуального имиджа, целью которого является вербализация программного уровня имиджа, облегчающая анализ программы имиджа; «Визуализация», суть которого состоит в наглядном представлении программы имиджа в виде графической схемы и «вписывании» в нее участниками недостающих элементов; «Моделирование», главное содержание которого составляет психосемантическая интерпретация разработанной программы имиджа путем подбора внешних имиджеобразующих символов, наиболее адекватно выражающих ее; «Логический анализ», состоящий в аналитическом обсуждении по определенной схеме результатов каждого из предыдущих тренингов с целью выявления в них возможной противоречивости или неполноты.

Методики, направленные на развитие конструктивного компонента профессиональной деятельности по созданию имиджа (ПДСИ), имеют своей целью повышение имиджевой компетентности субъекта посредством развития у него способности планирования всей системы действий по созданию имиджа, включая корректировочные элементы, что предполагает развитую аутопсихологическую компетентность.

С целью развития конструктивного компонента ПДСИ используются такие тренинги, как «Дискуссия» (представляющий собой элементарную форму деловой игры); «Видеотренинг», направленный на развитие рефлексивной способности как одного из важнейших аспектов аутопсихологической компетентности, а также техники психологической саморегуляции, направленные на повышение аутопсихологической компетентности в аспекте подготовки психики к возможным психотравмирую-щим факторам в условиях имиджеобразующей деятельности. Под последними понимаются события, резко усиливающие действие неблагоприятных условий и создающие риск психологического срыва и невозможности продолжать ПДСИ; под психической саморегуляцией — произвольное и целенаправленное изменение психофизических функций и психического состояния субъекта, осуществляемое им самим путем специально организованной психической активности. Сущность психической саморегуляции состоит в развитии у субъекта имиджа способности к самостоятельному воздействию на свои регулирующие психические механизмы и механизмы нервной системы с помощью определенных техник. Как показали наблюдения, к наиболее эффективным техникам психической саморегуляции, применимым в ходе ПДСИ, относятся техники произвольного управления режимом дыхания, а также тонусом скелетных мышц; техники, использующие программирующую и регулирующую роль слова; техники, использующие произвольно вызываемые представления и чувственные образы; техники, основанные на воздействии на биологически активные точки (БАТ).

Методики, направленные на развитие организационно-управленческого компонента ПДСИ, имеют своей целью повышение имиджевой компетентности субъекта посредством развития у него способности к упорядочиванию всех звеньев деятельности по созданию имиджа и установлению связи проектирующего (интеллектуально-когнитивного) способа организации деятельности с ее практическим осуществлением. Организационно-управленческий компонент ПДСИ включает в себя такие задачи, как обеспечение условий совместной деятельности субъектов имиджевого взаимодействия;

организацию ПДСИ с учетом временных, пространственных, физических, финансовых, трудовых ресурсов; организацию пространственно-временного континуума имиджевого взаимодействия; учет и использование культурных традиций при осуществлении ПДСИ; учет и использование статусных позиций участников имиджевого взаимодействия; планирование мероприятий в рамках организованной ДСИ.

Основным методом развития организационно-управленческого компонента ПДСИ является общая деловая игра. Кроме того, как показала практика, в развитии организационно-управленческого компонента ПДСИ весьма эффективна такая техника, как ситуативно-образная психорегулирующая тренировка (СОПТ) [4], которая представляет собой технику, применимую для подготовки к правильному поведению в сложных ситуациях, снижению воздействия психотравмирующих факторов, отработки сложной последовательности простых действий. Нами разработан модифицированный вариант СОПТ для ПДСИ [3].

Целью методик, направленных на развитие коммуникативного компонента ПДСИ, является повышение имиджевой компетентности субъекта посредством развития у него способностей, необходимых для обеспечения оптимизации интерсубъектного взаимодействия в ходе функционирования имиджа. Данный компонент ПДСИ включает в себя, в частности, способность привлекать внимание людей, возбуждать и поддерживать интерес к себе со стороны субъектов, воспринимающих имидж; способность адекватно воспринимать и оценивать реакцию других на свой имидж; способность адекватно воспринимать ситуацию взаимодействия; способность к эмпатии; способность к эффективной речевой коммуникации. Среди тренингов развития коммуникативного компонента ПДСИ основное положение занимают ролевые игры.

Ведущим же условием оптимизации имиджа является интерсубъектный подход, основанный на трактовке субъекта как системообразующего элемента акмеологической системы. Функционально-деятельностные и ситуативные основания оптимизации имиджа как субъект-субъектного взаимодействия указывают направление оптимизации имиджа, заключающееся в достижении эффективности деятельности по созданию имиджа и удовлетворенности ею субъекта, а также демонстрируют акмеологическое единство этих двух критериев достижения оптимального имиджа.

Литература_

1. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: В 5 кн. Кн. 1. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. — М., 1999.

2. Деркач А.А., Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития / Под ред. А.А. Деркача. — М., 2003.

3. Перелыгина Е.Б. Оптимизация процесса формирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия / Под ред. А.А. Деркача. — М., 2003.

4. Подоляк Я.В. Личность и коллектив. Психология военного управления. — М., 1989.

5. Селезнева Е.В. Общение как среда для саморазвития личности /Под общ. ред. А.А. Деркача. — М., 2002.

© Перелыгина Е.Б., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.