Федерации на период до 2020 года» //Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 33. - Ст. 4110.
[3]. Указ Президента РФ от 24.03.2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 13. - Ст. 1452.
ACMEOLOGICAL ASPECT OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS
Sajganova Ekaterina Gennad'evna (Moscow, Russia) - CPs., associate professor, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84.
Abstract
Article considers the acmeological aspect of development of physical culture of the identity of students which is characterized by existence of knowledge, the skills promoting self-development of students, their adaptation in the conditions of the changing environment and to effective mastering professional skills in the conditions of complete educational process of higher education institution. Key words: physical culture, akmeological aspect, educational environment, self-development.
УДК 159.9
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ТЕЛЕСНОГО Я В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Самозванова Екатерина Александровна (Тула, Россия) - соискатель степени кандидата психологических наук, кафедра психологии, Тульский институт экономики и информатики, Рязанская д. 1; [email protected]
Аннотация
В статье представлены результаты теоретического исследования акмеологических особенностей идентификации и телесного я в дошкольном возрасте. Рассмотрен процесс формирования телесного я субъекта и компоненты половой идентификации. Описаны уровни и условия развития данного явления в дошкольном возрасте. Выделены критерии нарушения процесса развития границ телесного я.
Ключевые слова: телесное я, идентификация, образ тела, Я-концепция.
В период дошкольного возраста формирование телесного я продолжается и образу собственного тела отводится главная роль. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок начинает изучать возможности собственного тела. Развитие подразумевает в данный момент понимание собственной телесности. Значительная составляющая Я-концепции субъекта в данном возрастном периоде его полоролевое я. Понимание себя у ребенка в большинстве случаев складывается бессознательно, что может привести к отклонениям в формировании самосознания, неуравновешенности психических свойств, которые препятствуют социализации и индивидуализации личности. У детей с нарушенной идентичностью и образом телесного я вызывают трудности построение отношений с самим собой и как следствие с окружающими. Формирование телесного я дошкольника является необходимым условием для гармоничного формирования личности. В связи с этим данная тема требует более глубоко изучения не только со стороны психологов, но и педагогов. Расширение проблемного поля исследования подчеркивает значимость обращения к системно-субъектному исследованию личности, к более развернутому изучению Я-концепции, телесного я и идентичности [1].
Во многих теоретических исследованиях повторяется идея о присутствии двух критериев идентичности - ориентированного на социальное окружение и на неповторимость проявлений человека. На современном этапе исследования в психологической науке имеет место существование двух типов идентичности: социальной и личностной. Проблема идентификации и идентичности представлена отечественными исследованиями И. С. Кона, А. И. Захарова, А. Г. Асмо-лова, В. С. Малахова, И. С. Клецина, А. А. Чекалина, среди зарубежных исследований можно выделить З. Ф. Фрейда, Д. Батона, Э. Эриксона, О. Вейнингера и др.
Перед тем как мы перейдем к рассмотрению акмеологи-ческих особенностей идентификации у дошкольников, необходимо уточнить терминологические границы понятия. В нашем исследовании мы будем использовать определение идентификации как процесса отождествления (как правило, бессознательного) себя значительному другому (например, родителю) как образцу поведения на основании эмоциональной связи.
В связи с процессом идентификации в раннем возрасте у ребенка начинают развиваться многие особенности личности, стереотипы поведения и половая идентичность. В качестве гностического инструмента выделяется схема тела. В дошкольном возрасте половая идентификация состоит из трех граней:
Когнитивная (ребенок соотносит себя с определенным полом и приобретает представление и понимание содержания характерного ролевого поведения.
Эмоциональные половые предпочтения, возникновение эмоций, которые связаны с формированием маскулинности и феминности.
Поведенческое овладение характерными для данного пола образцами поведения.
К трем-четырем годам половая принадлежность соотносится с окружающими телесными и поведенческими атрибутами, данный возраст является периодом сензитивности для становления половой принадлежности. Телесное я дошкольника состоит из познания и понимания ребенком собственного тела. Восприятие тела состоит из психического, эмоционального, физического, исторического аспектов [2]. Когнитивный компонент образуют понимание границ своего телесного я, критерием присутствия которого является способность ребенка идентифицировать свой половозрастной статус; умение отличать границы своего телесного я от границ телесного я другого, признаком которого является способность присоединять свой образ телесного я в половозрастной цикл; понимание об Я-привлекательном и Я-непривлекательном.
Л. Колберг в теории когнитивного развития подчеркивает когнитивную сторону идентификации. Вначале субъект определяет, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть и старается согласовывать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. Выделяют уровни сформированности половой идентичности: а) низкий уровень - понимание своего полового образа не сформировано; не ориентировано на образ другого; половое поведение не направляется по половому признаку; не зрелость представлений о полоролевых способах поведения; б) средний уровень - понимание о своем половом образе не всегда правильно и направлено на образ другого; нет конкретных представлений об образах полоролевого поведения; в) высокий уровень - зрелые представления о своем половом образе и ориентированность на образ другого сформирована, четкие представления о способах мужского/женского поведения. Отсюда важность половой идентификации для интеллектуального развития ребенка.
Продуктом протекания идентификации служит идентичность, которая отображает различные уровни от идентичности с телом до личностной идентичности. Хордоу Н. указывает, что половая идентичность - постоянное ядро становления личности. Телесное я отражает идентичность организма [5]. В возрасте пяти-семи лет формирование личности связано с развитием самосознания, этот период можно охарактеризовать выделением ребенка себя из окружающей среды, происходит процесс становления Я, на основе анализа своей телесности.
Эмоциональная составляющая представлений о границах телесного я субъекта данного возраста представляет собой комплекс эмоциональных состояний личности, тесно взаимосвязанных с его отношением к объектам идентификации (матери и отцу), но в то же время и отличается от них.
Следует сделать вывод, что дошкольный возраст - это насыщенный период становления идентичности, развитие которой обусловливается окружением и является для субъекта образцом полоролевого поведения. Дезорганизация процесса развития осознания границ телесного я приводит к расстройствам трех главных элементов телесного я.
Литература
[1] Агапов В. С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии. // Акмеология. 2013. № 1 (45). С. 27-30.
[2] Андропова Л. О., Самозванова Е. А. Формирование границ телесного я и развитие идентичности в раннем детстве и дошкольном возрасте// Современная педагогика и психология: методология, теория и практика: материалы I междунар. науч. - практ. конф. (г. Донецк, 5-7 апреля 2013 г.) / Научный журнал «Аспект» (№ 4, 2013). - Донецк: ООО «Цифровая типография», 2013. - С. 9-20.
[3]Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности./ Ред. - сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М. 2004.
[4]Леви Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития // Междисциплинарные проблемы психологии телесности / Ред. -сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2004.
[5] Самозванова Е. А. Акмеологические аспекты развития телесного я субъекта// Акмеология. 2014. № 1-2s. С. 200-201.
ACMEOLOGICAL CHARACTERISTICS OF IDENTIFICATION AND SELF-PHYSICAL AT PRESCHOOL AGE
Samozvanova Ekaterina Aleksandrovna (Tula, Russia) - Ph. D. in
psychology, Department of psychology, Tula Institute of Economics and Informatics, Ryazan D. 1; [email protected]
Abstract
The article presents the results of theoretical research of acmeological characteristics of identification and self-physical at preschool age. Describes the levels and conditions of development of this phenomenon in the preschool years. The process of the formation of the bodily subject and self-components of gender identity. Identified criteria violations in the development process of self bodily boundaries. Keywords: corporal I, identification, body image, self-concept.
УДК 159.9.072.422
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ
И ОТНОШЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ К ДРУГИМ
Селезнева Елена Владимировна - доктор психологических наук, профессор, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования взаимосвязи самоэффективности и отношения специалиста к другим. Показано, что значимые взаимосвязи существуют между профессиональным отношением к другим к самоэффективностью в сфере деятельности и в сфере общения. Исследована взаимосвязь между отношением профессионала к другим и патологическим профессиональным отношением к другим в группах с разным самоэффективности в сфере деятельности и сфере общения.
Ключевые слова: специалист, самоэффективность, отношение к другим.
Повышение эффективности деятельности специалистов во многом обусловлено использованием внутренних ресурсов развития и формированием определенного субъективного отношения к своей деятельности, в себе самому и к миру. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования таких форм проявления субъективности человека как самоэффективность и отношение к другим.
Самоэффективность как компонент самосознания человека обеспечивает саморегуляцию его целенаправленной активности за счет формирования суждений о своей способности успешно решить поставленные задачи. Самоэффективность обеспечивает эффективность жизнедеятельности человека в целом, а не только в профессиональной сфере, содействуя выявлению и самодиагностике способности продуктивно решать определенные задачи; поддерживая мотивацию в процессе решения задач, гарантируя эмоциональную защиту в процессе решения задач и после его завершения.
Отношение человека к другим людям обеспечивает построение системы взаимодействий с окружающими и обу-
словлено, с одной стороны, его личностными особенностями, а с другой стороны особенностями совместной деятельности и возникающими в связи с этим потребностями в общении.
Чтобы выявить особенности взаимосвязи самоэффективности и отношений специалистов к другим, мы совместно с М.Ю.Чипигой провели эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 124 человека. Большую часть выборки (110 человек, 88,7%) составляли специалисты.
В качестве диагностического инструмента для изучения самоэффективности была использована методика определения самоэффективности в сфере деятельности и в сфере общения М. Шеера и Дж. Маддукса в модификации А.В. Бояринцевой и Р.Л. Кричевского [2].
Обработка результатов теста показала, что в сфере деятельности и в сфере общения группы по уровню распределились по-разному. В сфере деятельности было выделено три группы: с низким, средним и высоким уровнем самоэффективности, в сфере общения - две группы: с низким и средним уровнем и с высоким уровнем.
Использование коэффициента ранговой корреляции Спир-мена позволило установить существование взаимосвязи между деятельностным и коммуникативным компонентами самоэффективности (г=0,474 при р=0,001). Это свидетельствует о том, что в представлениях участников исследования их способности решать задачи в сфере предметной деятельности и профессионального общения тесно взаимосвязаны. Скорее всего, это обусловлено тем, что в исследовании участвовали специалисты в области управления, где решение предметных задач осуществляется через решение задач коммуникативных.
Анализ взаимосвязи компонентов самоэффективности по группам показал, что между деятельностным и коммуникативным компонентами самоэффективности существует значимая взаимосвязь в группе с высокой самоэффективностью в сфере деятельности (г=0,407 при р=0,008) и в группе со средней и низкой самоэффективностью в сфере общения (г=0,423 при р=0,001).
Чтобы изучить особенности отношения специалиста к другим, мы использовали в своем исследовании шкалу «Отношение к Другому профессионала» опросника для диагностики ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека Ю.В. Александровой. Высокий показатель по этой шкале соответствует отношению к Другому профессионала. Такие люди обычно сами подбирают свое окружение и придают этому большое значение, так как считают, что близкие люди во многом влияют на их жизнь. Они и требовательны к другим, и считают своим долгом им помогать. От других людей они прежде всего ждут, чтобы те постоянно развивались, духовно обогащались. Испытуемые такого типа устанавливают с людьми, являющимися их сотрудниками и добросовестно выполняющими свои обязанности, доброжелательные личные отношения, которые не выходят на передний план, интересы дела превалируют. Им свойственны жесткость по отношению к противникам и активное преодоление их сопротивления [1].
Данная шкала позволяет также выявить невротические паттерны профессионального отношения к Другому. Человек, имеющий невротические паттерны профессионального отношения к Другому, склонен к эгоцентризму, демонстративному поведению и отрицанию трудностей социальной адаптации. Он может также проявлять чрезмерный конформизм или, наоборот, жесткость по отношению к другим, неадекватную зависимость от других или попытки полной изоляции [1].
При анализе взаимосвязи уровня самоэффективности и отношения профессионала к другим мы установили, что в целом по выборке значимые взаимосвязи существуют между профессиональным отношением к другим к самоэффективностью в сфере деятельности (г=0,437 при р=0,001) и в сфере общения (г=0,244 при р=0,006). Значимость взаимосвязи патологического профессионального отношения к другим и самоэффективности в сфере деятельности несколько превышает уровень достоверной значимости (г= -0,175 при р=0,052), однако мы посчитали возможным отметить эту взаимосвязь, так как она демонстрирует тенденцию к снижению вероятности проявления патологического профессионального отношения к другим при повышении уровня самоэффективности специалиста в сфере деятельности.
Выявлена также обратная взаимосвязь между отношением профессионала к другим и патологическим профессиональным отношением к другим в группах с низкой (г= -0,478 при