модуль 1. Научно-методические основы создания и использования интернет-порталов. Основы портальной технологии. Образовательные порталы. Психолого-педагогические аспекты использования портальной технологии;
модуль 2. Организация представления учебной информации на портале. Информационно-образовательный портал вуза. Модель портала дистанционного образования. Модель Российского образовательного портала. Модель информационно-образовательного портала вуза.
Библиографический список
1. Лунин В.В., Мельников М.Я., Миняйлов В.В., Покровский Б.И. Электронная библиотека «с11етпе1» - центр портала химического образования [Электронный ресурс] // Всероссийская научно-методическая конференция Телематика-2002. - СПб., 2002. - Режим доступа: http://tm.ifmo.ru/db/doc/get_thes.php ?1с1=61
2. Образовательные интернет-порталы федерального уровня / Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р-52656-2006.
3. Шахназарова П.Т., Везиров Т.Г. Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения // Мир науки, культуры, образования. - № 3 (40). - Горно-Алтайск, 2013. -С.102-104.
Л.Н. Исаева
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
К ОППОЗИЦИЯМ ЖИЗНИ
Аннотация. Статья посвящена путям и способам исследования зрелого отношения личности к оппозициям жизни. Рассматривается проблема синтеза гуманитарного знания об оппозициях. Предлагается модель соотнесения онтологических, гносеологических и рефлексивно-феноменологических оппозиций жизни личности. Обозначены потенциалы культуры в исследовании специфики зрелых жизненных отношений личности. Предложена реконструкция оппозиций жизненных отношений личности - творца культуры. В качестве основного критерия зрелой личности рассматриваются поступки личности, направленные на экспликацию и продуктивное разрешение жизненных противоречий.
Ключевые слова: оппозиции жизни, отношения личности, «Я», акме, акмеология, культурно-психологическая реконструкция, герменевтика, моделирование, культурная психология личности.
Проблематика акмеологических отношений личности к жизни обладает особой ценностью в развитии технологий формирования зрелой личности - в воспитательном, образовательном, консультативном, психотерапевтическом процессе. К важнейшим критериям ак-меологического типа жизненных отношений личности (Е.Б. Старовойтенко) относятся спо-
© Исаева А.Н., 2013
собность личности к активной проблематизации жизни, к заострению и выдерживанию жизненных противоречий, к продуктивному их разрешению, имеющему эффекты в виде множественных влияний на жизнь личности, других, культуру [12; 14; 16; 17; 18]. Способность личности вставать в отношение к противоречиям жизни и продуктивно разрешать их является отличительным качеством зрелой личности (C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова, A.A. Деркач, Л.И. Анцыферова, Е.Б. Старовойтенко). Предметом развитого отношения личности к жизненным противоречиям становятся жизненные оппозиции (Старовойтенко Е.Б., Исаева А.Н.). Оппозиции - это кардинально различные, противоположные и необходимо связанные элементы целого в его изменениях и становлении. Этим целым могут выступать объекты познания, индивидуальная жизнь, личность, предметы ее самопознания. Жизненные оппозиции - это противостоящие, контрарные, асинхронные значимые моменты различных форм жизненной практики, выступающие определяющими условиями личности в ее осуществлении жизни. Свойством зрелой личности является ее способность к дифференцированному различению жизненных оппозиций, интуитивному уловлению и эмоционально-чувственному проживанию, пониманию и осмыслению их, диалектическому обращению с оппозициями в рефлексивном акте, действии, поступке. Отношение личности к оппозициям жизни вплетается во все ее другие жизненные отношения - к миру, другим, к себе - и определяет меру зрелости, эффективности, продуктивности этих отношений. В данной работе намечаются пути и способы исследования акмеологического отношения личности к оппозициям жизни. Работа выполнена в русле парадигмы жизненных отношений личности (В.Н. Мясищев, C.JI. Франк, А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, Е.Б. Старовойтенко), предлагаемые модели отношения реконструированы в традициях «вершинной психологии» (С.Л. Рубинштейн) [10], макро-моделирования в акмеологии (A.A. Деркач) [3] и общей персонологии (В.А. Петровский, Е.Б. Старовойтенко) [9].
Феномен оппозиций является предметом осмысления в гуманитарном знании - в философии, семиотике, лингвистике, психологии и текстах культуры. Тем не менее, интегральное знание о жизненных оппозициях личности является в большей степени потенциалом психологии личности. В философской диалектике оппозиции - это противоположные элементы диалектического противоречия, различимые в реальных свойствах объективного мира и необходимые для раскрытия неизвестных свойств познаваемого объекта (Сократ, Платон, Дж. Бруно, Г. Гегель, Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев). В семиотике бинарные оппозиции входят в структуру языка и опосредуют способы понимания, описания и осмысления личностью мира (Ю.М. Лотман, В.В. Иванов). В культурологии бинарные противоположности - это древнейший способ познавательного и практического упорядочивания мира, индивидуальной и коллективной жизни личности (К. Леви-Стросс). В лингвистике оппозиция - это смыс-лоразличительный признак фонемы (Ф. Соссюр, Н.С. Трубецкой). В кросс-культурных исследованиях (Ч. Осгуд, Р. Браун, А. Блек, А. Горовиц, Л. Кланк, Р. Джонсон) оппозиции восприятия, мышления и фонетических основ языка обнаруживают себя как культурные универсалии. В глубинной психологии (3. Фрейд, К. Хорни, О. Фенихель, К. Юнг, Э. Нойманн, Дж. Хиллман) рассматриваются оппозиции сознательно-бессознательной жизни личности. Идеи о базовых дихотомиях человеческой жизни представлены в учении Э. Фромма. В теории когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) личность оказывается перед выбором между
двумя оппозициями, опосредованными ее потребностями и мотивами. Согласно концепции Э. Эриксона личность в переломные моменты жизни осуществляет глубинный выбор между противоположными «Я-позициями». В трудах школы С.Л. Рубинштейна рассматриваются оппозиции жизни и жизненных отношений как непосредственно проживаемые личностью в качестве противоречий, порождающих рефлексивную и деятельно-практическую активность личности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, Е.Б. Старовойтенко).
Обзор основных теорий, подходов и исследований, апеллирующих к феномену «оппозиций», раскрывает полипредметность этой проблематики. Во-первых, оппозиции раскрываются как имплицитные структуры мышления и языка, опосредующие познавательные процессы личности и выступающие в качестве основного инструмента познания [1; 5; 6: 8; 11; 19]. Во-вторых, рядом авторов оппозиции утверждаются как онтологические конструкты жизни, которые конституируют индивидуальную жизнь еще до их мыслительного и рефлексивного опосредования личностью [7; 20; 21; 22]. В-третьих, оппозиции выявляются как объекты внутренней жизни личности, формируемые в индивидуальном переживании значимо-стей, рефлексивном соотнесении с «Я» значимых объектов, проживании «Я» противоречий в своих отношениях со значимым объектом [10; 12; 14; 16; 17; 18]. Возникающие в этих душевно-практических актах оппозиции входят в «рефлексивно-феноменологический» [13] план жизни личности.
В исследовании отношения личности к оппозициям жизни возникает методологическая проблема корректного соотнесения гносеологического, онтологического и рефлексивно-феноменологического «модусов» оппозиций жизни. Разрешение этой проблемы мы находим в текстах С.Л. Рубинштейна, утверждавшего онтологический статус сознания и деятельности. Специфика соотнесения этих модусов обнаруживает себя непосредственно в ге-незе жизненных отношений личности. Обращаясь к тексту «Человек и мир» [10], наметим основные контуры развития отношения личности к оппозициям как важнейшего из его жизненных отношений.
1. Познавательному отношению личности к миру предшествует чувственное восприятие действительности, возникающее за счет столкновения практической активности человека и сопротивления объектов практики. Личность встает в оппозицию миру (или встречает оппозиционность мира себе) прежде, чем начинает познавать его.
2. В существующей оппозиции «Я-Другое» зарождается познавательная активность личности, опосредованная индивидуальными потребностями и мотивами. «Исходное утверждение бытия <...>- это взаимоотношение человека с тем, что ему противостоит, во что он «упирается», с чем он сталкивается как с препятствием, что он находит как материал и т.д.» [10, с. 22].
3. Индивидуальное сознание различает в объекте, данном ему как «другое», чувственные оппозиции в категориях «большое-маленькое», «светлое-темное», «легкое-тяжелое», «приятное-неприятное», «полезное-вредное» и т. д. Уже на данном этапе устраняется разрыв между сознанием и объектом сознания: «явление на самом деле выступает не как завеса, а как обнаружение сущего - его внешний план - первое в сущем, что открывается познанию («поверхность» явлений)» [10, с. 50]; в свою очередь, «воспринять - значит, по существу, он-тологизироваться» [10, с. 29]. Т.е. различаемые оппозиции единовременно принадлежат и
объекту, и индивидуальному сознанию - они являются и характеристикой объекта, и имплицитной моделью познания.
4. Оппозиции, данные непосредственному чувственному восприятию личности представляют собой «суммарный результат» скрытой динамики объекта. Эта «эксплицитная поверхность явления» становится основой для индивидуального познания и мысленного установления скрытых от чувственного восприятия связей и отношений между оппозициями объекта. Данные отношения означиваются в логико-понятийную форму и представляют собой существенные характеристики и свойства объекта, в которых, в свою очередь, мышление может улавливать новые оппозиции и, устанавливая отношения между ними, продвигаться в своем раскрытии имплицитного бытия объекта. Таким образом, оппозиции могут выступают единовременно и «инструментом» познания жизни, и онтологическим свойством индивидуальной жизни.
5. Оппозиции, различимые индивидуальным «Я» в объектах и процессах мира, непосредственно проживаются им как жизненная реальность. Различимые посредством функций восприятия, ощущения, переживания, мышления, интуиции оппозиции внешнего мира опосредуются индивидуальными значимостями, потребностями, мотивами личности через их соотнесение с «Я».
6. Переживаемые индивидуальным «Я» оппозиции «значимого - незначимого», «влекущего - отталкивающего», «побуждающего - фрустрирующего», «моего - чужеродного» и т.д., становятся основой формирования устойчивых внутренних объектов, «принадлежащих Я». А способность личности к рефлексии внутренних объектов в координатах множества бинарных противоположностей определяет дифференцированность и многомерность феноменологического плана жизни. Феноменологически проживаемые оппозиции, тем не менее, сохраняют свой онтологический статус: «Мыслимое бытие - это тоже бытие, а не мысль, и это - бытие не только в качестве мыслимого: осознаваемое бытие - это также бытие, а не только сознание» [10, с. 6].
7. Индивидуальное «Я» обретает способность к различению оппозиций «моих значи-мостей», «моих отношений», «моей жизни» и экспликации реальных противоречий индивидуальной жизни, ставших условиями реализации жизненных отношений личности. Данная активность «Я» направлена на оппозиции рефлексивно-феноменологического плана жизни. Поскольку «Я» и для самого себя, и объективно выступает первично не как абстрактный субъект познания, а как конкретная реальность человека» [10, с. 7], рефлексивно-феноменологический модус существования оппозиций так же входит в онтологию человеческой жизни. Более того, именно рефлексивно-феноменологическое обращение личности с оппозициями заключает в себе потенциал ее действия и поступка, направленных на воссоздание и конструктивные изменения индивидуальной жизни.
Таким образом, в зрелом обращении личности с оппозициями три «модуса» их существования оказываются вложенными друг в друга. И в их пересечениях (в «модальных превращениях» оппозиций) обнаруживаются связи индивидуального сознания с культурой и его онтологическая укорененность в бытии. Выявляется личность в ее «связях с жизнью» (Е.Б. Старовойтенко) - как проживающая свою жизнь в оппозициях, порождающая оппозиции жизни и воссоздающая жизнь через индивидуальное отношение к оппозициям. Во взаимопе-
реходах онтологических, гносеологических и рефлексивно-феноменологических оппозиций личность выявляется как источник диалектического познания, проблематизации жизни и значимых изменений бытия.
Оппозиции в онтологическом модусе - это оппозиции мира и бытия, объективные оппозиции жизни и жизненных отношений личности, оппозиции структурных образующих личности (выявляемых в коллизиях ее отношений). В гносеологическом модусе - это освоенное индивидуальным мышлением (через язык, культуру, других) множество бинарных противоположностей мира и жизни, ставшее моделью познания и самопознания личности. Оппозиции в рефлексивно-феноменологическом модусе существования - это пронизанные значимостью оппозиции индивидуальной жизни, соотнесенные с Я и «преображенные» индивидуальным Я во внутреннем плане жизни. Понимание связанности, взаимных переходов, вложенности друг в друга онтологических, гносеологических и рефлексивно-феноменологических срезов оппозиций индивидуальной жизни и личности в ее отношениях к миру, себе, другим, культуре делает возможным синтез гуманитарного знания об оппозициях. В исследовании зрелых отношений личности все три модуса оппозиций являются актуальными.
Помимо построения синтетических моделей отношения личности к оппозициям жизни особый интерес представляет изучение специфики этого отношения и знание об оппозициях жизненных отношений личности, которая находится на пути к большому акме (A.A. Бодалев, A.A. Деркач). Одним из способов изучения оппозиций жизненных отношений личности могут стать методы герменевтики и культурно-психологической реконструкции (Е.Б. Старовойтенко). Культурное наследие располагает уникальными текстами самопознания, написанными известными философами, теологами, политиками, психологами, писателями, - авторами культуры. Психологическое изучение этих текстов может открыть тайны достижения акме великих творцов. В данной работе мы обращаемся к модели «Я» творцов культуры» Е.Б. Старовойтенко [15], построенной на материалах рефлексивных текстов А. Августина, П. Абеляра, В.И. Гете, К. Юнга, H.A. Бердяева. Модель содержит универсальные константы жизненных отношений создающего культуру «Я». Это «Я» представлено в отношении к другим, к своему творчеству, к надличному, к своей жизни, к себе. Эксплицируем из данной модели основные оппозиции жизненных отношений личности, представленные в рефлексии и вступающие в значимые противоречия, к которым личность относится. Эти оппозиции можно выстроить в следующие бинарные пары.
- Привязанность к родительской семье - сопротивление семейным канонам.
- Любовь к своей «земной» матери - предчувствие тайной, неясной, мистической природы своей матери.
- Интуитивное овладение межличностными отношениями - переживание своего отчуждения от других.
- Увлеченность, поглощенность, привязанность к другим - отчуждение, обесценивание, холодность по отношению к другим.
- Потребность в других - автономность.
- Потребность в авторитетах - стремление превзойти авторитеты.
- Способность к совместному творчеству - неспособность к дружбе.
- Поглощенность любовью к женщине - оценка любовных отношений как уводящих от истинного предназначения личности.
- Дружеская внимательность к талантам других - чрезмерная требовательность к другим.
- Готовность открыто делиться опытом и знаниями - ревностное отношение к успехам других.
- Отношение к любви как порождению иллюзий - отношение к творчеству и познанию как способу разрушения иллюзий.
- Высокая активность сознания в овладении знаниями - предчувствие бессознательных ресурсов своего творчества.
- Полная поглощенность творчеством - меньшая ценность результата творчества.
- Открытие рефлексии и самопознания как способа «творческого воссоздания «я» -опыты растворения в природе с целью пробуждения ресурсов творчества.
- Неистощимое «рацио» в творческом поиске - внимание к мистическим учениям.
- Чувство единения с великими творцами культуры - уверенность в собственном превосходстве перед гениями.
- Каноническая вера в абсолют - интерес к магическим действиям, таинственным и мистическим явлениям жизни.
- «Потоковое» проживание творческой жизни - рефлексия этапности жизни и способность к «биографическому синтезу».
- Жизнь в измерении судьбоносных встреч - чувство скрытой связи с ушедшими творцами.
- Самоопределение личности в жизни и культуре - понимание жизненного процесса как неподвластного личности.
- Опыты познания оппозиций и противоречий «Я» - Опыты «собирания себя» в автобиографическом тексте.
- Проживание свободы души - понимание тела как «бремени».
- Чувство собственной «избранности» - противостояние миру как «погрязшему во
зле».
- Любовь к миру реальному - преимущественная жизнь в мире идей и духовного
опыта.
Отношения «Я» творца культуры вмещают противоположные тенденции, которые становятся предметом рефлексии, познания, диалектического обращения личности. Конкретно содержание этих оппозиций отмечают личность, чьи тексты, идеи, творчество вошли в «золотой фонд» культуры, - личность, достигшую «большого акме» [2].
В исследовании зрелого отношения личности к оппозициям жизни, наряду с их различением, познанием и самопознанием, важнейшую роль играют «разрешающие действия» личности с оппозициями - в рефлексивном акте, адресованном другому дискурсе, поступке. Акты разрешения жизненных противоречий - это моменты особенно интенсивного протекания жизни, «всплески жизни», «жизненные прорывы». В разрешении жизненных противоречий происходит преодоление, раздвижение, вскрытие «жизненных границ» (В.А. Петровский) и умножение тех моментов, где совершается что-то значимое для личности и где она
сама порождает события жизни. Полагаем, что разрешающим действием личности может выступать жизненное действие (Е.Б. Старовойтенко).
Жизненное действие - это событие «критически полного, целостного, многопланового выражения личности и ее отношений в значимой, проблемной ситуации жизни» [18, с. 45]. Жизненное действие адресуется личностью в коллективную жизнь, предполагает поиск того, с кем возможна глубокая идентификация, понимание, сопереживание, то есть, преодолевает границу между индивидуальным и социальным, одиночеством и диалогом, общением как структурированием времени и общением как со-знанием и со-бытием, действием по идеализации другого и действием - вкладом в другую личность. В жизненном действии личность открывает и принимает свои собственные коллизии, учитывая обратную связь других, обнаруживая противодействие других и их негативные переживания по отношению к ней, воспринимает разрешение коллизий как свои жизненные задачи. Преодолеваются границы между Я-субъектом и Другим-субъектом, знанием о себе и потаенным в себе, аутентичностью и видением себя другим, своим настоящим и своей перспективой в мире других.
Жизненное действие направлено на реализацию личностной перспективы, осуществление себя, выражение себя в максимально полных, творческих, уникальных, масштабных формах. В своем самовыражении, самобытности перед лицом других «личность воображает, фантазирует, моделирует, выходит за пределы себя, делает и изменяет то, что должна делать и изменять по принятой жизненной роли» [18, с. 47]. В жизненном действии преодолевается граница между актуальным и желаемым, мыслимо возможным и реально невозможным, структурированной деятельностью и самовыражением в спонтанных, символических, игровых и метафорических формах, идеальной активностью и масштабной объективацией, направленной на привнесение себя в мир и изменение мира собой.
В жизненном действии может воплощаться как микро-, так и макро-акме личности (A.A. Деркач). Жизненное действие может одномоментно вскрывать и разрешать множественные противоречия проблемной ситуации. В качестве иллюстрации приведем реконструкцию жизненного действия личности по отношению к критическим оппозициям жизни из текста Ф.М. Достоевского «Идиот». Предлагаемая реконструкция выполнена методом сгущения паттернов оппозиций [15]. Настоящим автором и субъектом жизненного действия здесь выступает сам Ф.М. Достоевский, наделяя героев динамичными, объемными, обостряющимися коллизиями, и моделируя жизненный акт вскрытия и разрешения противоречий. Мы рассмотрим ситуацию, в которой Настасья Филлиповна бросает деньги в камин. Противоречия этой ситуации можно представить следующими положениями.
- Женщина под опекой мешает планам своего покровителя вступить в брак и изгоняется им.
- Жертва ситуации становится объектом обесценивания, насмешек и оскорблений.
- Личные переживания придаются общественной огласке.
- Ценность индивидуальной личности девальвируется стремлением к личной выгоде.
- Приданое к свадьбе имеет прямое значение отступных «невесте» или ее выкупа.
- В ситуацию персонального решения приглашается множество посторонних.
- Вместо сострадания и сочувствия другие проявляют любопытство.
- Намерение вступить в брак с женщиной скрывает стремление к материальной выгоде.
- Страсть обладания женщиной переходит в попытки купить ее.
Акт сожжения денег Настасьей Филлиповной и ее последующий уход с Рогожиным вскрывают эти противоречия и разрешают их следующим образом.
- Отношение Рогожина к Настасье Филлиповне раскрывается в его исступленном, нарциссическом восхищении: «Он оторваться не мог от Настасьи Филипповны, он упивался, он был на седьмом небе» [4].
- Подлинные мотивы Гани в его намерении жениться на Настасье Филипповне выявляются в его реакции на сожжение денег - обмороке.
- Любопытство множества других сметается смущением.
- Посторонние вовлекаются в ситуацию как ее непосредственные участники.
- Настасья Филлиповна отдает деньги Гане: «Пачка его, Ганина. Я отдаю ему в полную собственность, в вознаграждение... ну, там, чего бы то ни было!» [4].
- «Выгода» очень дорого стоит Гане и, в последствии, Рогожину.
- Деньги становятся предметом желаний множества присутствующих в ситуации и выявляют их собственные мотивы.
- Обесцененная жертва вскрывает этические аспекты ситуации и подлинные побуждения ее участников.
- Изгнанница сама уходит из дома своего покровителя.
Зрелость поступка здесь определяется объемом вскрытых и разрешенных противоречий в жизненном действии личности.
Таким образом, проблематика зрелого отношения личности к оппозициям жизни раскрывается в качестве сложного полипредметного поля исследований. Изучение акмеологи-ческих аспектов этого отношения возможно, во-первых, через построение синтетических моделей, гармонично сочетающих различные подходы и идеи о жизненных оппозициях. Во-вторых, посредством изучения оппозиций жизни и отношений личности, достигающей акме. И, в-третьих, через моделирование различных форм разрешающих действий - рефлексивных актов, адресованных Другому, дискурсов, поступков, направленных на экспликацию и продуктивное разрешение противоречий жизни.
Библиографический список
1. Батищев Г.С. Противоречие как категория диалектической логики / Г.С. Батищев. - М., 1963.
2. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев.-М„ 1998.
3. Деркач A.A. Акмеология / A.A. Деркач. - М.: РАГС, 2004.
4. Достоевский Ф.М. Идиот. Собр. соч. в10 томах / Ф.М. Достоевский. - Т. 6. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
5. Иванов В.В. К семантической типологии производных от числительного «два» / Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура: сборник статей в честь Н.Д. Арутюновой. - М., 2004. -С. 101-111.
6. Ильенков Э.В. Диалектическая логика / Э.В. Ильенков. - М.: Издательство политической литературы, 1984.
7. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. - М.: Прогресс, 1977.
8. Лотман М.Ю. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). - СПб.: Искусство СПБ, 1998.
9. Петровский В.А., Старовойтенко Е.Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. - 2012. - Т. 9. - № 1. - С. 21-39.
10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2012.
11. Старовойтенко Е. Б. Развитие мысли как проблема культурной психологии личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. - 2012. - № 2. - С. 91-105.
12. Старовойтенко Е. Б., Исаева А. Н. Роль противоречий в жизни личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. - 2010. - № 2. - С. 230-241.
13. Старовойтенко Е.Б Культурное время личности // Мир психологии. - 2011. - № 3. - С. 62 - 75.
14. Старовойтенко Е.Б. Достижение себя в отношении к Другому // Мир психологии. 2013. — № 2. — С. 71-85.
15. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности: монография / Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический проект, 2007.
16. Старовойтенко Е.Б. Модель персонологии в парадигме «жизни» // Мир Психологии. - 2010. -№ 1.-С. 157-175.
17. Старовойтенко Е.Б. Персонология отношения к себе: культурная трансспектива // Мир психологии. - 2010. - № 4. - С. 13-25.
18. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: учеб. пособие / Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический проект, 2004.
19. Трубецкой Н.С. Основы фонологии / Н.С. Трубецкой. - М.: Аспект пресс, 2000.
20. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов / О. Фенихель. - М.: Академический проект, 2004.
21. Фрейд 3. Я и Оно / 3. Фрейд. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
22. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. - М.: Азбука, 2001.
А.М. Касимова Г.К Гамзатова
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как специфическая особенность, которая создает особые условия для познания культурного наследия и может способствовать развитию художественно-творческой активности школьника. Декоративно-прикладное искусство дает возможность четко определить основную цель педагогического процесса, максимально стимулировать творческую активность школьника, художественную одаренность, используя исторический опыт конкретного региона.
© Касимова А.М., Гамзатова Г.К., 2013