Научная статья на тему 'Акмеологическая структура группы разработчиков электронных образовательных ресурсов'

Акмеологическая структура группы разработчиков электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / РАЗРАБОТЧИКИ / DEVELOPERS / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / ACMEOLOGICAL CATEGORIES / ПАРАМЕТРЫ / PARAMETERS / ПУБЛИКАЦИИ / PUBLICATIONS / ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / TEACHER'S PORTFOLIO / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СТАТИСТИКА / STATISTICS / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ЗАВИСИМОСТИ / DEPENDENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Александра Ивановна, Матухин Павел Гранитович, Провоторова Елена Аркадьевна, Грачёва Ольга Алексеевна, Титова Елена Петровна

С целью определения акмеологической структуры группы разработчиков электронных образовательных ресурсов и её параметров исследован массив объёмом 567 информационных продуктов, созданных при участии 83 авторов с 2005 по 2017 г. Структурирование группы проведено по формальным признакам их положения в системе образовательной коммуникации. Показана возможность использования базы данных фонда для количественного и статистического анализа акмеологической структуры контингента авторов. Определены интегральные и частные характеристики подгрупп и контента портфолио, их корреляция, характер зависимостей. Сделаны выводы о важности учёта всех видов публикаций при разработке комплексов показателей оценивания результатов интеллектуальной деятельности авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина Александра Ивановна, Матухин Павел Гранитович, Провоторова Елена Аркадьевна, Грачёва Ольга Алексеевна, Титова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL STRUCTURE OF THE GROUP OF ELECTRONIC EDUCATIONAL PRODUCTS DEVELOPERS

The paper deals with the technique aimed at determiningacmeological structure of the group of developers of electronic educational resources and its parameters. An array of 567 information products created with the participation of 83 authors from 2005 to 2017 was studied. The group was structured according to the formal characteristics of their position in the educational communication system. Shown is the possibility to use the tools of the database of the JFERSE for quantitative and statistical analysis of the acmeological structure of the contingent of authors. The integral and particular characteristics of subgroups and portfolio content, their correlation and the nature of dependencies are determined. The conclusions are made about the importance of taking into account all types of publications for the development of sets of indicators for evaluation of the results of intellectual activity of different categories of authors.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая структура группы разработчиков электронных образовательных ресурсов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, ПРАКТИКА)

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HUMAN (THEORY, METHODS OF STUDY, PRACTICE)

УДК 159. 9. 075, 004. 9, 316. 6

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ РАЗРАБОТЧИКОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Галкина Александра Ивановна — почётный работник науки и техники РФ, заведующая отделом ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»; ул. Макаренко, 5/16, стр. 1Б; Москва, Россия, 105062, e-mail: [email protected]

Матухин Павел Гранитович — старший преподаватель кафедры информационных технологий РУДН; ул. Миклухо-Маклая, 10, к. 2а; Москва, Россия; 117198, e-mail: [email protected]

Провоторова Елена Аркадьевна — старший преподаватель кафедры иностранных языков РУДН; ул. Миклухо-Маклая, 10, к. 2а; Москва, Россия;117198, e-mail: [email protected]

Грачёва Ольга Алексеевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка № 1 ФРЯиОД РУДН, ул. Миклухо-Маклая, 10, к. 3; Москва, Россия; 117198, e-mail oagra@hotmail. com

Титова Елена Петровна — кандидат биологических наук, доцент кафедры химии и биологии ФРЯиОД РУДН, ул. Миклухо-Маклая, 10, к. 3; Москва, Россия;117198, e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ

С целью определения акмеологической структуры группы разработчиков электронных образовательных ресурсов и её параметров исследован массив объёмом 567 информационных продуктов, созданных при участии 83 авторов с 2005 по 2017 г. Структурирование группы проведено по формальным признакам их положения в системе образовательной коммуникации. Показана возможность использования базы данных фонда для количественного и статистического анализа акмеологической структуры контингента авторов. Определены интегральные и частные характеристики подгрупп и контента портфолио, их корреляция, характер зависимостей. Сделаны выводы о важности учёта всех видов публикаций при разработке комплексов показателей оценивания результатов интеллектуальной деятельности авторов.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, разработчики, акмеологические категории, параметры, публикации, портфолио преподавателя, студенты, статистика, анализ, зависимости.

Введение

Массовое распространение средств доступа и интернет-технологий приводит к перемещению в эту сферу всех видов коммуникации, в том числе институциональной. И в частности — образовательно-профессиональной, участниками которой являются различные категории авторов электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Выравнивание оснащённости студентов и преподавателей, а также самих образовательных структур программно-техническим инструментарием мобильного типа, с одной стороны, делает повсеместно доступными сайты научных изданий, университетов, депозитарии ЭОР, с другой — актуализирует проблемы мониторинга хранилищ результатов интеллектуальной деятельности [1; 7].

Данные мониторинга учитываются при расчёте показателей эффективности образовательных учреждений [9] и научно-педагогических работников. Зачастую авторы получают отказ в регистрации информационных продуктов (ИП) как самостоятельных отдельных публикаций. Сотрудники учётных отделов нивелируют этот набор до одной, максимум двух позиций, что приводит к ущемлению прав разработчиков. Вопрос явно требует обсуждения, поскольку затрагивает интересы не только фонда, но и большого числа создателей ЭОР. Одним из практических аспектов данной статьи является получение аргументов в пользу всеобъемлющего учёта полного комплекта публикаций каждого автора. Результатом может быть исчерпывающий многоплановый отчёт, который на сегодняшний день не может составить ни одна штатная информационная система университета, ведомственная, федеральная или более глобальная. Отметим, что такой подход находится в полном соответствии

с принципом полноты информации, основополагающим для информационных систем.

Популярные в образовательной среде системы индексации (WoS, Scopus, РИНЦ) ориентированы на механический поиск и элементарную обработку данных отдельных авторов. В ЦИТИС есть оценка НТИ, но только учреждений. Отсутствует в ЕГИСУ НИОКР учёт и оценка ИП физических лиц и групп авторов ЭОР (табл. 1).

Cмешанные группы авторов ЭОР в составе преподавателей, студентов, других участников образовательной коммуникации представляют особый интерес как объекты количественных методов акмеологии, поскольку в процессе коллективного создания, регистрации и публикации разработок формируется профессиональная субъектность обучающихся [4; 5] вырабатываются и совершенствуются механизмы общения представителей разных поколений научной и академической среды [8], в том числе и вне формальных рамок аудиторной коммуникации [6].

На протяжении десятилетий Объединённый фонд электронных ресурсов науки и образования (ОФЭРНИО) аккумулирует электронные разработки авторов 745 учреждений образования и науки. Параллельно с регистрацией разработки экспонируются в виде 8-ми форматов: свидетельство о регистрации ЭОР, онлайн-бюллетень, архив РТО, архив ИК, БД ОФЭРНиО, библиотека РТО, онлайн-журнал на русском языке, онлайн-журнал на английском языке. Здесь они рассматриваются как самостоятельные публикации, поскольку обладают всеми формальными признаками таковой.

Сотрудники ОФЭРНиО реализуют программу обработки хранимой информации. ^стема collector_stat [2] позволяет получить сведения о со-

ставе авторов, учебных дисциплин, уровней образования, инструментарии и других атрибутах разработок. По результатам выдачи формируется многопрофильный научно-педагогический портрет отдельного автора на основе его рефлексивного портфо-лио [3]. Архив ОФЭРНиО в сочетании с его программным обеспечением предоставляет уникальную платформу для исследования акмеологических характеристик индивидуальных авторов и коллективов.

Целью данной статьи является проведение акмеологического структурирования и исследования характеристик группы авторов на основе расширенного портфолио ОФЭРНиО.

Должна быть проверена гипотеза о статистической зависимости количественных параметров групп авторов ЭОР, относящихся к разным акмеологическим категориям, параметров портфолио.

В задачи исследования входит изучение стандартов подготовки данных системы coИector_stat, создание массива входных данных полномасштабного портфолио, выполнение предварительных расчётов, разработка элементов технологии статистической обработки, анализ результатов и формулировка выводов о поведении и особенностях найденных зависимостей, а также об эффективности использованного подхода и путях совершенствования методики исследования.

Методы исследования: отбор, описание и систематизация объектов, подготовка входных данных для компьютерного анализа, предварительные расчёты, анализ вывода, категоризация результатов по акмеологическим признакам, компьютерные технологии, статистическая обработка, в том числе графический, корреляционый и регрессионный анализ, интерпретация результатов.

Таблица 1

Данные ЕГИСУ НИОКР

Виды РИД Кол-во баллов Внесение в уставной капитал Залог исключительного права Исключительная лицензия Отчуждение исключительного права Простая (неисключительная) лицензия Общее количество баллов

РИД, созданный на основе НИОКР 248 0 0 0 0 0 248

01. Изобретение 0 0 0 0 0 0 0

02. Программа для ЭВМ 90 0 0 0 0 0 90

03. Полезная модель 260 0 0 0 0 0 260

04. База данных 390 0 0 0 0 0 390

Таблица 2

Фрагмент набора записей БД ОФЭРНиО

Наименование программ Авторы Язык программирования Учебный предмет

4689 Лингвистические, системотехнические и информационно-технологические принципы разработки электронного УМГТ по английскому языку Матухин П.Г. МS-Оffice Методика, педагогика, английский язык, ИТ

17710 Электронное пособие «Марк Цукерберг. Биография» на английском языке Клюева А.В., Матухин П.Г., Матяш Т.А. Office 2003, Аdobe Photoshop v. 7.0, Internet Explorer 7 Информатика, английский язык

19504 Аппарат движения человека. Сборник контрольных заданий и тестов для иностранных студентов (русский, латинский, английский и доп. языки) Титова Е.П., Матухин П.Г., Провоторова Е.А., Якушев В.В., Анохина Е.В. Office 2003, Internet Explorer 14.00.00, 03.00.13 РКИ, латинский язык, анатомия человека

20131 Медиаинструменты и комплексный сервер Delphi7 для поддержки изучения физики на русском как иностранном Микулич М.М., Матухин П.Г., Саркисова С.О., Мухина О.А., Чайникова Е.С. VBA Office 2007 Информатика, ИТ, программирование

В описанной постановке проблема акмеологического анализа обширного массива коллективных электронных публикаций определённой тематики на основе записей специализированной базы данных в литературе не представлена. Поэтому данное исследование может быть отнесено к пилотным. На его основе будут определены дальнейшие направления разработки темы.

Методика, организация и выборка исследования

Программа первого этапа включала в себя определение тематического и дисциплинарного спектра информационных продуктов (ИП), проведение поиска и отбора соответствующих записей в базе данных ОФЭРНиО, формирование на основе базовой выборки полномасштабного портфолио, атрибутирование его элементов. Запись содержит атрибуты, необходимые для учёта разработок и подготовки отчётов и сводок (табл. 2). Фактографической основой исследования акмеологических характеристик группы авторов и их ИП является выборка из базы данных ОФЭРНиО, включающая в себя 65 записей по регис-трациям ЭОР, созданных под руководством четырёх преподавателей за период с 2005 по 2017 г. на базе двух вузов — гуманитарного и технического.

Базовая выборка была пополнена восемью позициями собственных публикаций ОФЭРНиО. Подсчёты интег-

ральных показателей по листу выдачи модуля «Авторы», который формируется программой collector_stat, для полномасштабного порфолио показали, что всего в проектировании приняли участие 83 разработчика. Общее число авторских позиций (АП) — 2142.

Необходимо пояснить, что с целью детального анализа в условиях смешанных составов разных акмеологических категорий авторов отдельных публикаций было введено понятие «авторской позиции» как единицы учёта участия члена авторского сообщества в общем объёме работ проекта. К стандартному выводу системы применены технологии сортировки по одному и нескольким ключам, трансформация таблицы «Авторы», преобразование её в форму пары таблиц, связанных по полю Фамилии_ Авторов, дополнение их сведениями о принадлежности автора к определённой акмеологической категории.

Уточним, что категоризация авторов по уровням акме в данном исследовании была проведена по формальным признакам, т. е. по их статусу в системе образовательной коммуникации. Обоснованием такого подхода является то, что статус каждого автора закреплён и подтверждён документально в соответствии с принятым в системе образования порядком.

По таблицам проводился расчёт интегральных показателей выборки: общего числа авторов ЭОР, числа ИП, сум-

марный объём авторских позиций всей группы. Также рассчитаны количественные характеристики отдельных категорий авторов и ИП, проведено их сопоставление, графический, корреляционный и регрессионный анализ. Выявлены закономерности и отклонения, особенности, позволяющие объяснить специфику поведения отдельных категорий авторов ЭОР в привязке к их уровню акме.

Результаты исследования и их обсуждение

Как предварительная характеристика общей картины связей числа авторов и числа АП, при помощи программы ГИСТОГРАММА пакета АНАЛИЗ ДАННЫХ табличного процессора EXCEL была рассчитана гистограмма.

Для графического представления, в целях наглядности, она была пересчитана. Полученные объёмы интервалов группировки были центрированы и сдвинуты вправо на величину, равную половине наибольшего числа авторов первого диапазона. Результатом такой обработки явился специфический, в виде стелы, вид распределения числа АП по числу авторов (рис. 1).

Стела состоит из набора ярусов (слоёв), изображённых на диаграмме горизонтальными отрезками. Её основанием является широкая низкая платформа. Она образована группой из 53 авторов, входящих в диапазон № 1 по оси абсцисс и только однократно работав-

Таблица 3

Распределение числа АП по числу авторов

Номер диапазона 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Число авторов 53 8 4 11 3 1 1 1 1

Удельное число АП 10 20 30 40 50 70 180 185 480

ших над отдельными продуктами проекта. В основном это студенты бакалавриата гуманитарных факультетов. Расположенные над нижней платформой ярусы № 2 и 3 стелы соответствуют участникам двух и трёх проектов. Заметно, что их ширина гораздо меньше основания стелы и убывает с высотой. Несколько выделяется из общей тенденции уменьшения ширины при увеличении числа ИП ярус № 4. Это — группа студентов техникума, выполнивших не только рядовые разработки ЭОР по ряду изучавшихся ими дисциплин, но и представившие на регистрацию свои дипломные проекты. Следующий ярус образуют 3 автора, имеющие по 45 публикаций. Завершает пирамиду колонна, ширина которой соответствует одному автору. Их положение по высоте стелы показывает, что они имеют по нескольку десятков публикаций. В эту группу входят ведущие авторы — организаторы и ключевые исполнители основных разделов проектов. Общий облик стелы АП позволяет выявить роль преподавателей как организаторов и руководителей разработок инновационных ЭОР, а также оценить масштабы привлечения ими обучающихся к проектированию и подготовке документации и соответствующих публикаций.

Для получения дифференциальных показателей исследуемой совокупности в плане её акмеологической структуры результаты вывода модуля АВТОРЫ были атрибутированы путём присвоения каждому автору соответствующего реквизита. Домен категорий включал в себя описанные выше группы студентов техникума, студентов бакалавриата, преподавателей, доцентов, административных работников. Конечно, такой способ категоризации достаточно формален, но он обусловлен отсутствием средств объективного мониторинга уровня акме каждой личности и в принципе не про-

500

450

400

350

300

<

о 250

ZT 200

150

100

50

0

Число авторов (центрир. и сдвиг вправо на 26,5)

Рис. 1. Распределение числа АП по числу авторов

тиворечит общим положениям акмео-логии.

Далее при помощи оператора условного подсчёта были определены объёмы каждой подгруппы разработчиков и вычислен их удельный вес в общем контингенте (табл. 4, рис. 2). Заметно, что более 65% общего числа участников проектов составляют студенты. Такой показатель свидетельствует об активной работе ведущих авторов по привлечению обучающихся к участию в проектах. Без разбивки по учёным званиям подгруппа преподавателей составляет более 30% всех участников. Остальное приходится на административных работников. Несмотря на малую численность данной подгруппы, выделение их как особой позиции в списке акмео-логических категорий данного исследования оправдывается спецификой их функций, места и роли в общей системе образовательно-профессиональной коммуникации.

Интересен ряд удельных показателей. Отношение числа информационных продуктов и числа участников проектов для базового портфолио равно 0,77 (65/84). То есть в среднем на одного автора при общепринятом спосо-

бе учёта приходится менее одной публикации. Это может привести к выводу о том, что коллективные проекты неэффективны с точки зрения формального подхода к расчёту количественных оценок. Иные результаты имеют место, если учесть, что общий объём расширенного портфолио составил 567 записей. Число ИП на одного автора равно 6,8 (567/83). Значит, полный учёт всех публикаций ОФЭРНиО позволяет определить масштабы и осветить новые ракурсы и детали исследуемой картины.

Подсчёты общего числа вхождений фигурантов определённых категорий в разные группы после атрибутирования сделаны при помощи оператора условного суммирования. Результаты приведены в табл. 5. На долю преподавателей (в сумме с доцентами) приходится почти 60% информационных продуктов. Сопоставляя это значение с удельным весом этих категорий в общем числе разработчиков, можно определить, что доля преподавателей в позициях авторов в 2 раза выше их относительного количества в группе. Это говорит о том, что при меньшем их общем числе каждый преподаватель вносит больший вклад в формирование портфолио.

Таблица 4

Структура группы авторов ИП

Категория Число авторов Доля, %

Ст. бак. 50 59,5

Ст. техн. 5 6,0

Препод. 14 17,9

Доцент 11 13,1

Админ. 3 3,6

ВСЕГО 83 100

Ст. бак.

Структура группы авторов I Ст. техн. Ш Препод. Ш Доцент

Админ.

Рис. 2. Категории авторов ИП

20

30

40

50

Таблица 5

Распределение АП по категориям

Категория Кол-во Доля,% Сред.

Ст. бак. 50 31,1 13,4

Ст. техн. 5 7,1 30,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Препод. 14 45,6 65,4

Доцент 11 13,7 26,73

Админ. 3 2,5 18

ВСЕГО 83 100,0 25,62

100

50

Распределение АП

Средн. Доля Кол.

CS"

оР

Рис. 3. Распределение АП по категориям

Частичным объяснением этому может служить постоянство состава группы преподавателей. Студенты же, напротив, как правило, после окончания курса редко продолжают работу в рамках тематики портфолио, поскольку переходят к изучению других дисциплин.

Рисунок 3 демонстрирует синхронное изменение доли АП по категориям. Такое возможно при наличии статистической связи доли и среднего числа публикаций от количества авторов в группе. Корреляционный анализ данных, которые содержит таблица 5, проводился в два этапа. Вначале — по полной выборке, затем из неё были удалены данные категории «Студенты бакалавриата», нерегулярных участников проектов.

В первом случае (табл. 6) обнаружена высокая корреляция только для доли АП в общем числе и объёма группы. Все показатели регулярных групп (табл. 7) имеют высокую коррелиро-ванность. Значит, между ними существуют тесные, линейные зависимости положительного характера. Вид поля корреляции представлен на рис. 4. Каждая из пяти акмеологических категорий авторов отражена парой точек. Шестая пара отражает интегральные значения показателей по всей выборке. Круговые маркеры показывают долю категорий в общем числе АП. Сплошной линией показана оценка тренда зависимости «Доля АП — Число авторов». Точки категорий «Администраторы», «Студенты техникума» и «Доценты»

лежат практически на линии тренда. Заметно выше, что вполне естественно лежит точка категории «Преподаватели». Они принимали участие в наибольшем количестве проектов. Пятая точка — «Студенты бакалавриата» — заметно отделилась от линии тренда вниз. Эти авторы привлекались однократно и поэтому выпадают из общей картины. Шестая точка близка к тренду, что свидетельствует об устойчивости выявленных связей. Отклонение линии вниз объясняется влиянием категории «Студенты бакалавриата». Влияние на тренд категории «Преподаватели», включающей в себя основных системных участников, противоположно. В общем балансе вклад этих групп взаимно компенсируется, и реальное

Таблица 6

Корреляция данных таблицы 2

r Кол. Доля Сред

Кол. 1

Доля 0,89 1

Сред -0,24 0,18 1

Таблица 7

Корреляция регулярных групп

r Кол. Доля Сред

Кол 1

Доля 0,91 1

Сред 0,83 0,98 1

120,0

1=

< 100,0

0 20 40 60 80 100 Число авторов

• Доля ▲ Средн.

Линейная (Доля)

а р

о т в а

а н

i= <

о л

с

р С

70

60

50

40

30

20

10

Рис. 4. Поле корреляции доли и среднего числа АП и объёма групп авторов

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0

Доля категории в общем числе АП, %

Рис. 5. Связь среднего числа и доли АП по категориям

0

0

положение линии тренда достаточно близко к теоретическому, показанному штриховой линией (рис. 4).

Рассматривая расположение треугольных маркеров, показывающих связь доли авторских позиций и количества фигурантов категории, можно выделить слева плотную группу из четырёх категорий. Это регулярные участники проектов. В центре диаграммы заметна отделившаяся от них точка нерегулярной категории «Студенты бакалавриата».

Рисунок 5 показывает, что зависимость пары «Среднее число АП на одного автора — Доля категории» в общем числе АП имеет такой же характер, как рассмотренная выше. Высокая корреляция (r = 0,98), связь сильная, близка к линейной, тренд положительный. Точки регулярных групп близки к тренду, заметно вниз отклоняется категория «Студенты бакалавриата».

Выводы

Учёт всего комплекта ИП ОЭФРНиО позволяет наиболее полно сформировать комплекс и оценить количественно интегральные и частные параметры группы разработчиков ЭОР акмеологически смешанной структуры, их публикаций.

В результате пополнения порфолио выявлен ряд качественных деталей, относящихся к его содержимому и контингенту разработчиков.

Разложение группы в спектр по ак-меологическим категориям позволило вычислить характеристики структуры и установить наличие между ними зависимостей.

Выявлены особенности расположения групп авторов на поле корреляции. Установлено наличие в основной совокупности групп регулярных разработчиков и отдельной категории эпизодических участников проектов.

Присутствие нерегулярных авторов приводит к снижению ряда показателей, характеризующих зависимости параметров системы. Исключение этой категории из общего массива данных даёт возможность выявить сильные линейные зависимости ряда пар количественных характеристик и оценить их параметры.

Описанная технология применения встроенных функций и операторов процессора EXCEL как дополнения к штатным возможностям системы и методика в целом могут быть применены к анализу других блоков вывода системы collector stat.

Заключение, практические рекомендации и возможные перспективы исследования

Результаты пилотного исследования портфолио публикаций ОФЭРНиО демонстрируют широкие возможности общего и частного количественного и статистического анализа акмеологи-ческого спектра авторов ИП средствами coИector_stat. Выявленные зависимости и обнаруженные отклонения могут быть интерпретированы в терминах дифференциальной психологии различных акмеологических категорий авторов. За рамками статьи остались данные, характеризующие специфику пакета ЭОР как нового поколения учебных пособий и связь их параметров с акмеологичес-кими характеристиками разработчиков. В том числе — программно-технические средства, языки ЭОР, жанры публикаций. Возможности базы данных ОФЭРНиО позволяют провести исследования этих характеристик в аспекте акмеологической категоризации создателей ЭОР.

В список ИП, составляющих фактографическую основу данного исследования, не включены публикации в изданиях, не входящих в линейку ОФЭРНиО (см., например, [10-13]). Конечно, такое ограничение сильно сужает поле обзора всей картины наработок коллектива. Исследование расширенного до полных масштабов портфолио планируется позднее. Также предполагается распространить представленную методику на полный комплекс характеристик публикаций.

Практическая значимость работы состоит как в получении обоснованных выводов о влиянии способа учёта результатов интеллектуальной деятельности на количественные и качественные показатели акмеологической структуры групп авторов ЭОР, так и широких возможностях анализа базы данных ОФЭРНиО для исследований акмеологичесих аспектов, а также и динамики показателей публикационной активности представителей разных групп участников образовательно-профессиональной и научной коммуникации.

Данная статья может быть полезна аспирантам, преподавателям, исследователям, сотрудникам вузов, слушателям курсов повышения квалификации.

Благодарности

Авторы статьи выражают признательность своим коллегам, принимавшим участие в реализации проектов по со-

зданию комплектов ЭОР, использованных в качестве базы исследования. В том числе старшему преподавателю Обнинского техникума ИАтЭ НИЯУ МИФИ С.О. Саркисовой, старшему преподавателю кафедры ГМУ ФГСН РУДН И.Э. Исаевой, старшему преподавателю ИППК РУДН В.В. Запорожец. А также студентам Обнинского техникума ИАтЭ НИЯУ МИФИ, филологического факультета ФГСН и ФРЯиОДРУДН.

Отдельная благодарность сотрудникам ОФЭРНиО, без активного содействия которых в регистрации, архивировании и экспонировании разработок ЭОР данная работа была бы в принципе невозможна.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гагарин А.В. Научное периодическое издание в современных условиях: о библиометрии, экспертной оценке рукописей и этапах редакционного цикла // Акмео-логия. — 2016. — № 3 — С. 7-17.

2. Галкина А.И., Гришан И.А. Программа collector_statv. 1.0. — М.: ЦИ-ТИС № АААА-А17-117041810029-2 от 23.10.2017.

3. Галкина А.И., Бурнашева Е.А., Гришан И.А., Кадырова Э.А. Электронное рефлексивное портфолио преподавателя университета в диаграммах, таблицах, графиках // Образовательные технологии и общество. — 2018. — № 2. — С. 468-475.

4. Деркач А.А. Профессиональная субъ-ектность как психолого-акмеологичес-кий феномен // Акмеология. — 2016. — № 1. — С. 8-13.

5. Деркач А.А. Профессиональная субъ-ектность как психолого-акмеологический феномен (окончание) // Акмеология. — 2016. — № 2. — С. 7-12.

6. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б., Литвинов А.В. Внеаудиторная работа как фактор формирования у студентов интереса к самообразованию // Акмеология. — 2016. — № 4. — С. 225-231.

7. Ковалёв В.В. Библиометрический анализ журнала «Акмеология» // Акмеология. — 2016. — № 3. — С. 18-24.

8. Никифорова О.Ю. Коммуникация — основа акмеологического обмена информацией // Акмеология. — 2016. — № 1S. — С. 81.

9. Приказ МОН РФ № 1399 «О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования...» от 09. 11. 2016 г.

10. Титова Е.П., Провоторова Е.А., Матухин П.Г. Полилингвальные предметно-языковые тесты как компоненты

УМК для студентов медицинских направлений на начальных этапах образовательно-профессиональной подготовки. Материалы VI Международной науч. -практич. конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы». — М., 2013. — С. 747-752.

11. Ismailova Kh. E., Gleason K., Provo-torova E.A., Matukhin P. G. The Use of Online Quizlet. com Resource Tools to Support Native English-Speaking Students of Engineering and Medical Departments in Accelerated RFL Teaching and Learning // Mechanics, Materials Science& Engineering Journal. — 2016. Vol. 7. — P. 251-263.

12. Matukhin P.G., Elsgolts S.L., Pe-vnitskayaE.V., Gracheva O.A., Provotoro-va E.A. Multimedia Tutorial In Physics for Foreign Students of the Engineering Faculty Preparatory Department // Mechanics, Materials Science&Engineering, 2016. Vol. 2. — P. 84-90.

13. Titova Е., Savostianova Е., Yakush-ev V., Matuchin P., Savchenko S. Online Complex Supporting the Distance Education Course in Human Anatomy for Foreign Pre-university Medical Students // Revista ESPACIOS, 2018. Vol. 39. № 10. — P. 34-43.

REFERENCES

1. Gagarin A.V. Scientific periodical in the present context: on bibliometrics, expert evaluation of manuscripts and stages of copy flow. Acmeology. 2016; (3):7-17. (Inruss.)

2. Galkina A.I., Grishan I.A. Programma-collectorstat v. 1. 0/M.: CITIS—No AAAA-A17-117041810029-2 Reg. 23. 10. 2017

3. Galkina A.I., Burnasheva E.A., Gr-ishan I.A., Kadyrova E.A. Jelektronnoere-fleksivnoe portfolio prepodavateljauni-versiteta v diagrammah, tablicah, grafikah [Electronic reflexive portfolio of the University lecturer in diagrams, tables, graphs]. Obrazovatel'nye tehnologiii obshhestvo [Educational technology and society], 2018, No. 2, pp. 468-475.

4. Derkach A.A. Professional subjectivity as a psycho-acmeologicalphenomen (continued). Acmeology. 2016;(1):8-13. (In Russ.)

5. Derkach A.A. Professional subjectness as a psycho-acmeological phenomenon (end). Acmeology. 2016; (2): 7-12. (In Russ.)

6. Kazarenkov V.I., Kazarenkova T.B., Lit-vinovA.V. Vneauditornaja rabota kak faktor formirovanija u studentov interesa k samoo-brazovaniju [Extracurricular activities as a factor in the formation of students' interest in self-education]. Akmeologija [Acmeolo-gia]. 2016. -№4- P. 225 — 231

7. Kovalev V.V. Bibliometric analysis of the journal «Acmeology». Acmeology. 2016;(3):18-24. (Inruss. )

8. Nikiforova O.Y. Communication is the basis of acmeological exchanging information. Acmeology. 2016;(1S):81. (InRuss. )

9. Dec. of the Min. ofEd. andSci. of the RF No. 1399, Nov. 9, 2016 «O vneseniiizmenenij v pokazatelimonitoringa sistemy obrazovani-

ja» [«On amendments to the indicators of monitoring of the education system...].

10. Titova E.P., Provotorova E.A., Matuhin P.G. Polilingval'nyepredmetno-jazykovye testy kakkomponenty UMK dl-jastudentov medicinskih napravlenij na nachal'nyhjetapahobrazovatel' no-professional' no jpodgotovki [Polylinguistic subject-language tests as components of LMC for medical students at the initial stages of educational and vocational training]//In the collection: High school: experience, problems, prospects. Mat. of the VI Int. Sci. and Pract. Conf. 2013. P. 747-752

11. Ismailova Kh.E., Gleason K., Provotorova E.A., Matukhin P.G. The Use of Online Quizlet. com Resource Tools to Support Native English-Speaking Students of Engineering and Medical Departments in Accelerated RFL Teaching and Learning // Mechanics, Materials Science& Engineering Journal. 2016. Vol. 7. pp. 251-263

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Matukhin P.G., Elsgolts S.L., Pevnits-kaya E.V., Gracheva O.A., Provotorova E.A. Multimedia Tutorial In Physics for Foreign Students of the Engineering Faculty Preparatory Department// Mechanics, Materials Science&Engineering. — 2016. — Vol. 2. — p. 84-90

13. Titova E., Savostianova E., Yakush-ev V., Matuchin P., Savchenko S. Online Complex Supporting the Distance Education Course in Human Anatomy for Foreign Pre-university Medical Students//Revista ESPACIOS. — 2018. — Vol. 39 (№ 10). — p. 34-43.

ACMEOLOGICAL STRUCTURE OF THE GROUP OF ELECTRONIC EDUCATIONAL PRODUCTS DEVELOPERS

Alexandra I. Galkina — Honored Worker of Science and Technologies ofrussia, Head of the Department (senior scientist) of the Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Education Management of therussian Academy of Education»; 5/16, p. 1B, Makarenko Street; Moscow, 105062,russia; e-mail: [email protected] Pavel G. Matukhin — Senior Lecturer, Department of Information Technologies, PFUR; 10 bl. 2 A, Miklukho-MaklayaStreet,

Moscow, 117198,russia; Moscow, Russia; e-mail: [email protected] Elena A. Provotorova — Senior Lecturer, Foreign Languages Department, PFUR; 10 bl. 2A, Miklukho-Maklaya Street, Moscow,

117198,russia; Moscow, Russia; e-mail: [email protected] Olga A. Gracheva — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, russian language Department No1, CERLI, PFUR,

10 bl. 3A, Miklukho-Maklaya Street, Moscow, 117198, Russia; e-mail [email protected] Elena P. Titova — Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Chemistry and Biology Department, CERLI, PFUR, 10 bl.

3A, Miklukho-Maklaya Street, Moscow, 117198, Russia; e-mail [email protected] ABSTRACT

The paper deals with the technique aimed at determiningacmeological structure of the group of developers of electronic educational resources and its parameters. An array of 567 information products created with the participation of 83 authors from 2005 to 2017 was studied. The group was structured according to the formal characteristics of their position in the educational communication system. Shown is the possibility to use the tools of the database of the JFERSE for quantitative and statistical analysis of the acmeological structure of the contingent of authors. The integral and particular characteristics of subgroups and portfolio content, their correlation and the nature of dependencies are determined. The conclusions are made about the importance of taking into account all types of publications for the development of sets of indicators for evaluation of the results of intellectual activity of different categories of authors. Keywords: electronic educational resources, developers, acmeological categories, parameters, publications, teacher's portfolio, students, statistics, analysis, dependencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.