де, издаваемые при Московской Духовной Академии. - Т. 39. - М.: Типография В. Готье, 1862. - 409 с.
12. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1. - М.: Правда, 1990. - 490 с.
13. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
14. Христианская жизнь по Добротолюбию: Избранные места из творений святых Отцов и Учителей Церкви. - М.: Московский Свято-Данилов
монастырь, 1991. - 224 с.
15. Челышев П.В., Челышева П.В., Котене-ва А.В. Очерки по социальной философии: утопическая мысль от древности до наших дней. - М.: МГГУ, 2012. - 352 с.
16. Челышев П.В. Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. Акафист. - М.: Храм св. вмч. Димитрия Солунского, 2004. - 256 с.
УДК 159.99
Паутова Людмила Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент Государственный социально-гуманитарный университет
mgosgi-ec@mail.ru
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-акмеологический анализ проблем качества профессиональной деятельности специалиста, разработку акмеологической концепции качества и опытное ее внедрение в систему профессиональной подготовки специалиста. Теоретически обосновано и определено положение о том, что изучение особенностей интеграции акмеологического знания и системы менеджмента качества способствует определению основных концептуальных положений эффективной интеграции в системе профессиональной деятельности специалиста. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики понятий «качество», «управление качеством», «акме-стратегия» достижения заданного уровня качества (активность субъекта деятельности, целеполагание, продуктивная компетентность). В результате определены концептуальные направления разработки акмеологической концепции качества профессиональной деятельности специалиста, отражающие требования к заданному уровню качества, акмеологические критерии, показатели и оценки эффективности.
Ключевые слова: качество, акме-стратегия, система менеджмента качества, акмеологическая концепция качества профессиональной деятельности, продуктивная компетентность, акмеологический подход.
Актуальность проблемы обеспечения качества профессиональной деятельности определяется тем, что требует разработки и реализации на системном уровне. Начальным этапом этого процесса является первичное профессиональное образование личности как субъекта деятельности, создающего духовные продукты к качестве психических, акмеологических, социально-профессиональных новообразований личности на всех уровнях развития общества (мега-, макро- и микро-уровень).
В связи с этим, мероприятия по модернизации системы образования являются стратегическим ресурсом повышения качества человеческого потенциала страны и направлены на обеспечение подготовки конкурентоспособных кадров. Такого рода мероприятия, согласно А.А. Деркачу, являются основным условием опережающего социально-экономического развития страны [3]. Современное состояние проблемы по развитию качества отечественного образования связано с открытой и единой государственно-общественной системой с учетом обеспечения качества профессиональной подготовки на всех его уровнях: бакалавр, магистр, специалист.
В современной системе Российского образования, в связи с внедрением в образование принципов Болонского процесса, происходят изменения
в понимании сущности «качества образования». В соответствие с Болонским процессом и акмеоло-гической теорией фундаментального образования Н.В. Кузьминой [7], искомый результат высшего образования - продуктивная компетентность выпускников (бакалавров, магистров, специалистов), включающая умелость и мастерство в формулировании и решении предстоящих специальных и профессиональных задач (акме-стратегий).
С учетом указанных тенденций, целесообразно профессиональную деятельность специалиста рассматривать и изучать с точки зрения ее субъективности [4], повышения продуктивности, формирования продуктивной компетентности, выявления закономерностей и факторов совершенствования, достижения вершин («акме») профессионального мастерства и заданного уровня качества в различных сферах профессиональной деятельности, что является объектом акмеологии. А.А. Деркач определяет, что условием эффективной творческой деятельности, непрерывного самосовершенствования в ней и поступательного личностно-профессионального развития является формирование психолого-акме-ологического феномена «субъективность позиции», что обеспечивает продуктивную самореализацию специалиста в профессии» [4]. Эти показатели продуктивности субъекта являются обеспечивающими высокий уровень качества деятельности и продук-
тивной компетентности специалиста, что способствует выявлению условий достижения «акме» или «кате» в профессиональной деятельности.
Качество представляет собой одну из наиболее сложных и многоаспектных категорий. Оно охватывает практически все сферы нашей жизни. Неоднозначность этого термина определяется тем, что он может быть воспринят и как абсолют, и как относительное понятие. Под качеством в абсолютном смысле подразумевается некая категория, близкая к совершенству; эталон. Качество в относительном понимании рассматривается как нечто соответствующее определенным критериям, требованиям. В этом плане качеству нельзя поставить в соответствие конечный набор характеристик, поскольку мы имеем дело с многообразием человеческих потребностей - у каждого имеются особенности в системе доминанты поведения, свои приоритеты и, соответственно, свой набор требований, предъявляемых к понятию «качество».
Качество - это «философская категория», выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом.
Н.А. Селезнева и А.И. Субетто определяют качество «как сложную философскую, системную, экономическую и социальную категорию, раскрываемую через систему определений, отражающих единство системно-структурного и ценностно-прагматического аспектов» [13].
По мнению А.В. Квитко, качество - это степень соответствия системы требованиям, спецификациям и ожиданиям.
Понятие качества и системы менеджмента качества разрабатывалось представителями разных направлений мирового менеджмента - американского (Ф.У Тейлор, А. Фейгенбаум, УЭ. Деминг, Ф. Кросби), японского (Г. Тагути, К. Исикавы, Е. Кондо и др.) и российского (А.В. Занина, Д.Ю. Грибашов, С.Д. Ильенкова, А.И. Ковалев, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто и др.).
Арманд Фейгенбаум, определяет качество как общую совокупность характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации, т.е. делает акцент на восприятии качества с позиции потребителя, указывая, что это - главный фактор, определяющий качество. Концепция качества Г. Тагути отличается тем, что достижение заданного качества должно предполагать минимальные отклонения фактических параметров изделий от заданных, при которых не происходит роста затрат, обусловленных качеством. С позиции акмеологии, в этом определении развивается принцип вершинности, т.е. достижения высшего результата с учетом заданных требований. Это определяет необходимость понимания много-вершинности и «Кате» при достижении качества.
Доктор Уильям Эдвардс Деминг трактовал качество как удовлетворение требований потребителя не только для соответствия его ожиданиям, но и для предвидения направления их будущих изменений. В данной позиции прослеживается ак-меологичность, поскольку потребитель, образует результат разного уровня качества товаров или услуг, что определяет направления разработки акме-стратегий специалиста.
По мнению Каору Исикавы, качество в узком смысле означает качество продукции; в широком смысле качество - это качество работы, услуги, информации, процесса, целей и т.д. Мы считаем, что в этом понятии четко прослеживаются предпосылки формирования акмеологической концепции качества профессиональной деятельности на мезо-, макро-, микро-уровнях системы менеджмента качества. Это способствует пониманию многовер-шинности и прогнозу возможных «кате» (рисков) на всех уровнях системы.
Процесс управления на системном уровне, согласно А.А. Анцупову, - это функция организационных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима их деятельности, реализующую их программу целей [1]. Это предполагает изучение сущности основных понятий в области качества таких как «управление качеством», «обеспечение качества», «эффективность в обеспечении качества», разработку авторской системы деятельности (АСД) и другие. Рассмотрим некоторые из них.
На основе акмеологического подхода мы определяем, что процесс обеспечения качества включает такие этапы как: оценка уровня качества (от «акме» до «кате») имеющейся на рынке продукции; исследование акме-потребностей потребителей; разработка акме-стратегий и долгосрочное прогнозирование (разработка АСД); планирование уровня качества; разработка стандартов; акме-про-ектирование показателей качества в процессе его конструирования и разработки; контроль качества исходных («на входе») показателей; пооперационный контроль в деятельности; контроль при приеме; контроль качества на «выходе»; многоуровневый цикличный мониторинг и анализ отзывов, рекламаций потребителей.
На основе теоретического анализа понятий в области качества и его обеспечения можно определить, что стремление современных организаций к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни. С акмеологической позиции это объясняется тем, что между заданным уровнем качества (искомого результата акме-стратегий) и эффективностью производства наблюдается непосредственная связь по показателям продуктивности (достижение «акме» или получение «кате»). Это позволит пере-
вести специалиста из режима «дежурного» функционирования к созиданию и профессиональному развитию. Такое переосмысление предполагает изменение системы жизненных ценностей, стратегий жизнедеятельности [12], миссии субъекта деятельности как личности, что становится ведущим фактором моделирования процесса целеполагания, построения жизненного пути [11] и интегративных связей в нем.
Разработка методологических оснований проблемы интеграции всеобщей концепции качества и акмеологической теории обосновано тем, что это является ответом на потребности развития общества, которое требует от любого специалиста: 1) адекватного и самостоятельного принятия решений, согласно ситуации; 2) стремление к всеобщему и личному успеху; 3) саморазвития в деятельности. Это, в свою очередь, позволяет определить целесообразность, актуальность и практическую значимость акмеологической концепции качества профессиональной деятельности специалиста в процессе разработки и реализации системы профессионального обучения, т.к. это способствует развитию, согласно Н.Д. Джига, интегративно-рефлексивных технологий саморазвития студента как будущего специалиста [6].
Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха. Поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, влияющих на качество деятельности специалиста, в последние годы только расширяется [10]. На основе этого, мы определяем, что акмеологический подход позволяет перевести процесс профессиональной подготовки на более качественный уровень целеполагания и структурно-содержательного наполнения системы высшего образования.
Таким образом, акмеологический подход позволяет решить проблему обеспечения качества не только эффективно, но и достаточно оперативно. Качество как универсальную категорию комплексной оценки деятельности необходимо изучать, разрабатывать и реализовывать в контексте акмеологии. Это обосновано тем, что акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки специалистов, создания и управления образовательным процессом в образовательных учреждениях с учетом принципов фундаментального образования. Фундаментальное образование, согласно актеории Н.В. Кузьминой, -«это продуктивное образование, осуществляемое специалистами, обладающими продуктивной компетентностью, т.е. способными» [7, с. 64-74]: отбирать информацию и средства коммуникации; обеспечивать созидание духовных продуктов, или акме-результатов в свойствах учащихся; согласовывать ее с государственными образовательными стандартами и требованиями к выпускникам по-
следующих систем; исследовать меру эффективности развития по признакам готовности выпускников к продуктивному решению предстоящих задач в новой учебно-познавательной или профессиональной среде; перестраивать деятельность под влиянием новых требований.
Критерии качества научной теории фундаментальных законов: продуктивная компетентность специалистов региона, выполняющих в нем разные ролевые функции; конкурентоспособность созидаемой продукции специалистами образования; новые технологии в реализации фундаментальных законов.
В соответствии с акмеологической теорией фундаментального образования, продуктивная компетентность специалиста развивается в процессе: применения ранее усвоенных знаний на практике (связанной с принятием решений); извлечения из объекта, процесса, результатов деятельности новых знаний; интеграции их с ранее полученными акме-результатами, «пригодными» в будущем; исключением одних знаний; антиципацией, обобщением, переносом, или предвосхищением результатов.
При акмеологическом подходе к решению вопросов качества деятельности, управления ею доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих реализации индивидуальных качеств (ак-ме-целевых стратегий) каждого человека как субъекта деятельности. В соответствии с акмеоло-гической концепцией обеспечения качества, с целью определения и внедрения концепции качества в профессиональную деятельность специалиста и организации в целом необходимо определить требования личности специалиста как активному субъекту деятельности. Согласно этому, Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский и Л.Е. Паутова определили, что качество человека - это не только итог образования, постоянный процесс развития человека, но и системный программатор по отношению к качеству деятельности.
Эффективное управление качеством предполагает определение и учет взаимосвязи между факторами научно-образовательного процесса: развитие образовательных технологий; разработка авторских систем деятельности научно-педагогических работников (НПР); интеграция научно-практических подходов - готовность студентов к профессиональной деятельности. Таким образом, необходимо изменять методологический подход к образовательному процессу в вузе.
С учетом актуальности разработки и внедрения акмеологической концепции качества профессиональной деятельности целесообразным представляется выявление и определение системы менеджмента качества. Система менеджмента качества (СМК) - это «система менеджмента для руковод-
ства и управления организацией применительно к качеству» [2].
Согласно И.Г. Окрепиловой система менеджмента определяется как «совокупность взаимосвязанных требований, используемых для разработки политики, целей и для достижения этих целей» [8, с. 4]. На основе подхода акме-ресурс-ного обеспечения, мы определяем, что система менеджмента - это система управления ресурсами организации для достижения определенных ак-ме-стратегий на соответствующем рынке, обеспечивая конкурентные преимущества организации в целом и отдельного специалиста с позиций самоменеджмента.
Акмеологический подход к изучению и решению проблем обеспечения и менеджмента качества современной организации предполагает, что первичным элементом СМК являются потребности и ожидания потребителей (внутренних и внешних). Политика и цели организации являются ответом на потребности и ожидания заинтересованных сторон (определение и удовлетворение акме-по-требностей субъекта деятельности). Согласно ак-меологии качества деятельности, компетентность и менталитет персонала должны быть такими, чтобы культура качества стала внутренней осознанной потребностью каждого сотрудника.
Эффективность в обеспечении качества в системе менеджмента организации, согласно В.Л. Джхуняну и Т.Г. Никольской, возможно достигнуть с помощью скоординированной деятельности по руководству (направлению) и оперативному управлению организацией (предприятием) применительно к качеству. В соответствии с акмеоло-гическим подходом в деятельности специалиста и организации, учитывая концепцию СМК, необходимым является процесс акме-моделирования всех элементов АСД и акме-стратегий организации.
Таким образом, акмеологический подход к процессу обеспечения, управления и достижения за-
данного уровня качества предполагает участие высокоэффективных специалистов в определенной профессиональной области, тем самым, определяя необходимость в формировании системной модели качественного человека и специалиста (основного субъекта деятельности), который обладает определенным набором личностно-профессиональных характеристик в области решения профессиональных задач (акме-стратегий) с учетом требований СМК.
Для выявления и определения акмеологиче-ских показателей, достигнутого уровня качества необходимо осуществлять конкретные измерения полученных параметров и результатов в области качества. Такие измерения являются предметом изучения специальной научной области знаний -квалиметрии. Квалиметрия - наука об измерении и оценке качества продукции и услуг. Квалиметрия предоставляет возможность определять количественные оценки качественным показателям объекта. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от значительного числа свойств исследуемого объекта, а в нашем случае субъекта деятельности. Основной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик измерения качества конкретного объекта (субъекта) в количественных показателях, характеризующих степень удовлетворения объектом общественной, личной акме-потребностей.
На основе результатов научно-практического анализа определено, что качества конечного продукта можно достичь средствами системы акме-стратегий в процессе управления деятельностью специалиста (организации). Это определяет необходимость разработки акмеологической концепции качества профессиональной деятельности специалиста на основе интегративных связей. Схема интегративных связей представлена на рисунке 1.
Результаты интеграции и разработка акмеоло-гической концепции качества определяют то, что акмеологический подход позволяет на научно-
Рисунок 1. Интегративные связи акмеологического знания и СМК
практическом уровне продуктивно и органично внедрять требования стандарта качества в деятельность каждого сотрудника и руководителя. Это обосновано тем, что наука «акмеология» и СМК имеют достаточно общих концептуальных показателей при достижении заданных требований качества в деятельности и конечном результате:
1. Методология качества (научно-практические подходы).
2. Технологии и стандарты (средства внедрении и развития).
3. Управление ресурсами (человеческими как определяющего уровень качества).
Эффективная интеграция акмеологии и СМК организации как конкурентного преимущества на рынке будет способствовать развитию в профессиональной деятельности специалиста (сотрудника, руководителя) следующих показателей: 1) Понимать качество как образ жизни на все уровнях. 2) Разработать информационное обеспечение процессов интеграции акмеологии и СМК организации. 3) Определить модели и карты результативности и эффективности сотрудников в процессах, методики оценки достижения показателей СМК в их деятельности.
Библиографический список
1. Анцупов А.А. Роль стратегического управления и его состояния в России // Акмеология. -2012. - № 1. - С. 94-100.
2. Борисова И.С. Проблемы совершенствования системы менеджмента качества на промышленных предприятиях // Экономические науки. - 2010. -№ 10. - С. 173-176.
3. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны // Акмеология. - 2011. -№ 4 (40). - С. 8-22.
4. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. - 2015. - № 2. - С. 8-23.
5. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. - 2016. - № 1. - С. 8-14.
6. Джига Н.Д. Интегративно-рефлексивный подход к развитию и саморазвитию студента // Ак-меология. - 2011. - № 1. - С. 39-47.
7. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин). - СПб.: НУ «Центр стратегических исследований», 2012. - 382 с.
8. Окрепилова И.Г. Организация менеджмента качества в отраслях экономики. - СПб., 2010. - 76 с.
9. Паутова Л.Е. Система менеджмента качества и сбалансированных показателей вуза как факторы обеспечения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг // Акмеология 2015: Методологические и методические проблемы. Выпуск двадцать пятый / под ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. - СПб.: НУ «Центр стратегических исследований», 2015. - 106 с.
10. Петрухин В.В. Акмеология как условие повышения качества образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org.
11. Селезнева Е.В. Целеполагание и жизненный путь: акмеологические стратегии // Акмеология. -2009. - № 3. - С. 45-49.
12. Синягин Ю.В., Переверзина О.Ю., Яковлева Ю.А., Полякова А.В. Основные подходы к исследованию жизненных стратегий личности // Акмеология. - 2010. - № 2. - С. 119-127.
13. Субетто А.И. Новое качество высшего образования в современной России. - М., 2008. - 128 с.
14. Управление качеством / ред. А.В. Квитко. -М.: МЭСИ, 2009. - 183 с.