1. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. М., 2008.
2. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. // Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX -начала XX века. Избранные произведения / сост. Я.И. Кузьминов. М., 1994. С. 189-190.
3. Отзывы ученых и общественных деятелей о кооперации. М., 1918. С. 4-5.
4. Хижняков С. С. Исторический опыт кооперации в социальном обустройстве села. М., 2008.
5. Социальная педагогика: монография / под ред. В.Г. Бочаровой. М., 2004. С. 29.
6. Социальная педагогика как социокультурный феномен // Социальная педагогика в России. 2008. № 1. С. 11.
Поступила в редакцию 20.09.2008 г.
Podkutova S.L. Topicality of socio-pedagogical element in the Russian consumer cooperatives’ functioning. The article touches upon the historical development and the current state of consumer cooperatives of the rural community in Russia, as well as the specifics of the social mission of consumer cooperatives as its main element. The author emphasizes that consumer cooperatives can become an efficient means of the rural social and economic development. The author also substantiates the necessity of working out new socio-pedagogical forms and technologies of social work in the system of rural consumer cooperatives.
Key words: Russian consumer cooperatives, rural community, Social Pedagogy.
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА Н.А. Филонова
В статье представлены взгляды известных отечественных и зарубежных психологов, акмеологов на профессиональную компетентность и составляющие ее компетенции специалиста. Автор обосновывает и раскрывает акмеологическую компетенцию преподавателя колледжа в структуре профессиональной деятельности как важную составляющую его личностных и профессиональных достижений.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная компетенция, акмеоло-гическая компетенция преподавателя колледжа.
Сегодня образование становиться стратегической областью, а его качество национальным достоянием. Включение России в Болонский процесс актуализирует задачу обеспечения качества профессионального образования, определяя курс на «европейское измерение» и провозглашая его обязательным элементом нового образовательного порядка.
Цель современного среднего профессионального образования (СПО) заключается в подготовке конкурентоспособных специалистов, готовых к личностно-профессиональным достижениям и непрерывному саморазвитию.
Для реализации поставленной цели системой среднего профессионального образования выдвинут ряд основных практических задач:
- обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки специалистов, способных к продуктивной деятельности;
- формирование у выпускников готовности к адаптации и последующей интеграции в условия научно-технического прогресса общества;
- развитие у выпускника личностно-деловых и профессионально-значимых качеств.
В последние десятилетия в международной практике стали разрабатываться профессиональные стандарты, представляющие собой подробно изложенные требования к должностным обязанностям, знаниям, умениям и навыкам, а также профессиональным компетенциям специалистов. Современное общество требует такого уровня развития личности будущего специалиста в процессе профессионального образования, который даст ей возможность в дальнейшем опере-
жать существующую в каждый момент времени востребованность профессиональных знаний путем собственной субъектной и познавательной активности.
Отечественные ученые все чаще обращаются к вопросам формирования и подготовки специалиста, способного к гибкости, динамичности, корректируемости, самосовершенствованию в профессии и специальности (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова).
В связи с этим выпускник профессионального колледжа должен обладать определенным набором профессиональных компетенций, способных обеспечить ему успешную, продуктивную социализацию и индивидуализацию в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности. Понятие «компетенция» широко рассматривается в зарубежной и отечественной научной литературе (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской, А. Шелтон, С.Е. Шишов), в последней она предстает как «... совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним...» [1].
C целью выявления сущности профессиональной компетенции современного специалиста СПО укажем на компетенции, которым придается особое значение в профессиональном образовании Европейского сообщества:
— социальная компетенция — способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным эт-нокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
— коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т. ч. и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;
— социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
— когнитивная компетенция — готовность к постоянному повышению образова-
тельного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
— специальная компетенция — подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда [2].
Очевидно, что формирование и развитие данных компетенций у выпускника колледжа требует высокого уровня профессионализма преподавателя - профессиональной направленности личности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств, а также его готовности к непрерывному саморазвитию и личностно-профессиональному росту.
Достижение поставленных целей и задач СПО требует более детального изучения, исследования и выявления потенциальных резервов профессиональной деятельности и личности преподавателя профессионального колледжа. В современных образовательных условиях придается особое значение профессиональной компетентности как интегративному личностному ресурсу, имеющему свою характерную и достаточно сложную структуру, компонентами которой являются компетенции, как те аспекты профессиональной деятельности, от которых непосредственно зависит конечный результат и по которым судят о компетентности специалиста в целом (О.С. Анисимов, Ю.С. Артемов, В.И. Байден-ко, Б.С. Гершунский, В.Г. Зазыкин, В.И. Звягинцев, И.А. Зимняя, В.Г. Онушкин, В.Н. Софьина) [1].
В рамках отечественной психологии профессионального образования (Э.Ф. Зеер,
О.Н. Шахматова и др.) разработан примерный состав ключевых квалификаций и компетенций педагога профессиональной школы. Особый интерес вызывают последние, представленные здесь следующими блоками:
— социально-культурная компетенция (культура устной и письменной речи, знание иностранных языков, социальную информированность и компетентное отношение к средствам массовой информации);
— когнитивно-дидактическая компетенция (знание познавательных способностей учащихся, особенностей целеполагания и проектирования содержания и технологии
продуктивного профессионального образования);
— психолого-педагогическая компетенция (знание психологии личности и учебной деятельности учащихся, особенностей их профессионального становления, опыт решения проблемных педагогических ситуаций);
— специальная компетенция (знания о производственных объектах, технологических процессах и производственных действиях) [2].
Выделенные ключевые компетенции, на наш взгляд, следует дополнить акмеологиче-ской компетенцией, проявляющейся в продуктивном владении преподавателем профессионального колледжа технологиями саморазвития и обеспечения личностно-профессионального роста.
Личностно-профессиональный рост правомерно рассматривать как процесс и результат развития личности, ориентированный на высокий уровень достижений и самореализации в профессии и жизнедеятельности в целом [3].
Такой процесс, по мнению А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина, должен иметь прогрессивный характер и проявляться в следующем:
— в изменении мотивационной сферы личности, в которой сильнее чем раньше начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности;
— в возрастании умения планировать на уровне интеллекта, а затем осуществлять на практике именно те деяния, которые соответствуют духу названных ценностей;
— в развитии способности мобилизовать себя на преодоление трудностей объективного характера, мешающих проявлять самостоятельность и совершать деяния в соответствии с этими ценностями;
— в более объективном оценивании своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам [4].
Технологию их достижения следует рассматривать как совокупность знаний о способах, средствах и приемах успешной реализации преподавателем целостной группы са-мо-процессов личности — самопознания, самовыражения, самоутверждения, саморазвития и самореализации в профессии. Как видно, это требуют сформированности у преподавателя колледжа именно акмеологической компетенции.
Эмпирические исследования N = 180, 2007 г.) явились основанием для выделения в структуре акмеологической компетенции преподавателя совокупности следующих знаний и умений в действии. Речь идет о таких умениях преподавателя, как:
— умение использовать приемы саморазвития, самоанализа, самокритики, само-принятия, самопобуждения, самопрогнози-рования;
— умение укреплять свои сильные стороны, устранять слабые;
— умение развивать, обогащать свой творческий, интеллектуальный, эмоциональный, коммуникативный, нравственный потенциал;
— умение «быть личностью», персонализироваться в студентах;
— умение составлять и успешно реализовывать индивидуальную программу, алгоритм личностного и профессионального роста.
Результаты опросов подтвердили, что большинство преподавателей профессионального колледжа (70 %) не владеют знаниями, умениями, способами и приемами развития и воплощения собственного потенциала. Это актуализирует проблему изучение и развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа.
Целостное познание и развитие акмеоло-гической компетенции преподавателя колледжа необходимо предполагает такие выявление системы ее детерминант — внешних и внутренних факторов и условий, непосредственно и опосредованно влияющих на овладение преподавателями технологиями личностного и профессионального роста. Это составляет основное направление дальнейшего научно-практического поиска по изучению и решению проблемы развития акмеологиче-ской компетенции преподавателя колледжа как в образовательном учреждении, так и в системе повышения квалификации.
1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.; Воронеж, 2003.
3. Личностный рост как акмеологическая проблема: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 21 марта 2007 г. / отв. ред. Н.А. Коваль. Тамбов, 2007.
4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.
Поступила в редакцию 20.09.2008 г.
Filonova N.A. Acmeological competence in the structure of professional activity of a college tutor. The article presents the views of famous national and foreign psycholo-
gists, acmeologists of professional competence and the constituents of specialist’s expertise. The author gives grounds and reveals acmeological competence of a college tutor in the structure of professional activity as an important constituent of its personal and professional achievements.
Key words: professional competence, professional expertise, acmeological expertise of college tutor.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ С.А. Сысоева
Рассмотрены научно-практические подходы отечественных и зарубежных психологов, акмеоло-гов феномена «психологическое здоровье», в т. ч. педагога общеобразовательной школы. Автор также выражает собственную точку зрения на психологическое здоровье педагога.
Ключевые слова: научные подходы к исследованию психологического здоровья, психическое здоровье, психологическое здоровье педагога.
Психология здоровья - одна из проблем, остро обсуждаемых в философии, психологии, психотерапии, медицине, педагогике, ак-меологии. В любой социальной практике, имеющей прямое или косвенное отношение к здоровью человека, специалисту приходится сталкиваться с одним из фундаментальных вопросов: что такое здоровье? На сегодняшний день едва ли можно найти окончательный и предельно корректный ответ на этот вопрос.
Представление о здоровье менялось со временем: рядом авторов оно определяется как нормальная функция организма на всех уровнях его организации; как динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой (Гиппократ, А.Г. Спенсер); как способность к полноценному выполнению основных социальных функций; как способность организма приспосабливаться (У. Кеннон, В.П. Петленко, И.И. Брехман); как отсутствие болезней, болезненных состояний, болезненных изменений (традиционное медицинское понимание); как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие (Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)); как обретаемая индивидом в процессе целостность, предполагающая личную зрелость (Г. Ол-порт, Ф. Перлз), интеграцию жизненного опыта (К. Роджерс); как универсальная человеческая ценность, которая соотносится с
основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии (Платон, А. Маслоу).
Понятие «здоровье» характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека.
Длительное время проблема здоровья почти не рассматривалась психологической наукой. Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и отдавала дань уважения таким феноменам, как внутриличностный конфликт, кризис. Принципиальный вклад в разработку системных представлений о феномене «психологическое здоровье» внесло научное наследие В.М. Бехтерева и его последователей: А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.Н. Мясище-ва, Б.Г. Ананьева и др. Во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г. Ол-порт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Грофф и др.) были консолидированы для изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизированная разработка психологических концепций здоровья.