ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 2
Н.Х. Розов
АКАДЕМИК В.А. СДДОВНИЧИЙ
И НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
Многовековая история российского образования знает немало людей, вложивших свои силы и свою душу в благородное дело просвещения и образования народа, в становление нашей само-быггной и сильной школы, в подготовку высококвалифицированных кадров ученых в области естественных и гуманитарных наук, инженеров, врачей, учителей, деятелей культуры и искусства. В их ряду одно из самых видных мест занимает ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова академик Российской академии наук и почетный член Российской академии образования Виктор Антонович Садовничий.
Поистине неоценим вклад В.А. Садовничего в разработку путей инновационного стратегического развития высших учебных заведений и средних школ России, в теорию педагогической науки и ее практические реализации, в осуществление реальной интеграции высшего образования и фундаментальной науки, в систему подготовки высококвалифицированных кадров для Отечества, в решение многих острейших коллизий Новейшего времени. И сегодня, в дни славного 70-летнего юбилея В.А. Садовничего, мы отдаем должное его самоотверженной деятельности на ниве народного образования России и российской науки. Все мы очень рады, что Виктор Антонович встречает свой юбилей на высоком трудовом посту ректора Первого Российского Университета, что он, как и всегда, полон сил, идей, творческой энергии и новых грандиозных планов.
Биография Виктора Антоновича Садовничего — блестящий образец и поучительный пример того, чего может добиться человек, имеющий ясную цель, твердый характер и удивительную работоспособность. Родившись в небольшом селе и познав школу шахтерского труда в Донбассе, он сам проложил себе путь в Московский университет, жил в общежитии, не мог похвастаться достатком или рассчитывать на протекции. В МГУ он прошел все ступени — от студента до ректора, от начинающего первокурсника до маститого академика. Причем "все ступени" — в полном смысле слова: не бышо такой работы в рамках университета, на которой он бы не познакомился со всеми реалиями, деталями и тонкостями университетской жизни. Все заботы и надежды, стремления и планы, успехи и трудности студентов и аспирантов,
преподавателей и сотрудников, административного персонала и научных работников ему хорошо знакомы.
И именно поэтому имя и дела В.А. Садовничего связаны прежде всего с Московским университетом. Он — поистине человек Московского университета, он всегда верен своей aima mater, прекрасно понимает людей Московского университета, а они искренне любят и глубоко уважают своего ректора. В своей интереснейшей и многоплановой книге В.А. Садовничий особое, пристальное внимание уделяет родному университету, его жизни и развитию [1]. И особенно важно, что он нашел свою собственную, специфическую форму руководства университетом, в наибольшей степени отвечающую нашим демократическим временам: "К нашим несомненным достижениям следует отнести то, что Московский университет стал открытым... перед самим собой, перед каждым членом нашего коллектива. У руководства университета, у меня, как ректора, нет тайных дел и секретов, которые нужно было бы скрывать... Следуя духу и букве Устава университета, я отчитывался перед Советом Ученых советов за каждый отработанный год... обо всем, будь то общение с сильными мира сего или состояние университетских финансов, текущие проблемы или замыслы на будущее" [1: 30].
Под руководством В.А. Садовничего Московский университет с честью прошел в последнее десятилетие минувшего века самое тяжелое испытание в своей истории, не просто выстоял, но окреп, вырос, качественно изменился к лучшему. За годы его ректорства в МГУ почти удвоилось число факультетов (в том числе и за счет инновационных корпоративных факультетов), открылось много новых специальностей, оформились современные направления научных исследований (прежде всего в области высоких технологий), принципиально обновился парк аппаратуры для научной и учебной работы, омолодился состав преподавательского корпуса. Глубоко понимая жизненную ситуацию людей Московского университета, он постоянно держал в поле зрения и настойчиво решал сложнейшие социально-бытовые проблемы студентов и преподавателей. Апофеозом деятельности академика В.А. Садовничего на посту ректора по праву можно назвать задуманное и в сложнейших условиях обеспеченное им строительство нового грандиозного комплекса МГУ на Ленинских горах и реконструкцию старых зданий МГУ на Моховой. Сегодня мы по праву говорим о третьем рождении Московского университета — после его основания в 1755 г. и открытия Главного здания на Ленинских горах в 1954 г.
Виктор Антонович постоянно возвращается к своей излюбленной теме — истории Московского университета, стремится всесторонне осмыслить былое, почерпнуть в его прошлом живи-
тельные идеи для будущего. Особого внимания заслуживает интереснейшая книга, посвященная истории и проблемам университетского образования в мире, становлению и развитию Московского университета [2]. По его инициативе и при его непосредственном содействии вышла в свет фундаментальная летопись событий всей жизни МГУ — от основания до Новейшего времени [3]. Этой же теме В.А. Садовничий постоянно уделяет внимание в множестве своих докладов, статей, лекций, интервью. И даже обсуждая такую глобальную тему, как университеты в системе общество—государство—человек, или размышляя о будущем университетского образования, он основывается прежде всего на бесценном и многогранном опыте своего родного Московского университета [4].
«Меня не раз спрашивали, — пишет Виктор Антонович, — почему в своих выступлениях я преимущественно ссылаюсь и цитирую людей Московского университета?.. Потому, что лично для меня люди университета являются олицетворением его поколений и идеалов, людьми, которые сполна обладали и "чутьем минуты", и "глазомером положения", поскольку смотрели на российскую действительность не через бинокль из дальних-пре-дальних краев, а через микроскоп нашей повседневности, в которой жили сами и которую сами же создавали. Время лишь подтверждало и подтверждает всю правоту их воззрений и суждений об университете и России... Вы не найдете ни у одного поистине великого человека Московского университета бранных слов, унижающих российский народ и страну, хотя каждым из них много сказано горького и сострадательного. Это... великий нравственный идеал Московского университета, которому мы привержены» [1: 291].
Можно очень долго и подробно перечислять все те многочисленные конкретные и очень крупные дела и нововведения, которые реализовались в МГУ по инициативе и под личным руководством В.А. Садовничего. И главная его заслуга в том, что по своему научно-педагогическому потенциалу МГУ по праву остается ведущим университетом России. Он всегда находил мудрые выходы из труднейших положений, умел опереться на родной коллектив и сконцентрировать усилия людей Московского университета для эффективной реализации этих планов. "Сравнивая Московский университет с кораблем, можно сказать, что, находясь на плаву, сегодня он испытывает с разных сторон сильное давление и чувствительные удары, грозящие опрокинуть его и даже разрушить. И только нашими совместными усилиями можно добиться того, чтобы, как и... два с половиной столетия своего существования, Московский университет продолжал движение вперед наперекор всем натискам стихии" [2: 348].
Ректор В.А. Садовничий свои планы1 и дела всегда сопоставляет и соизмеряет с проблемами текущей жизни нашего народа и интересами страны1, с историей университета и опытом его коллектива. И в этом залог успеха и основа признательности его деятельности. "Быть обязанным народу и России, — пишет он, — вот идеал Московского университета, связавший и связывающий его поколения в единую и неразрывную цепь. Вся история Московского университета — это захватывающее повествование о его трудной борьбе за свое право быть обязанным. Ни один, даже самый предвзятый критик или откровенный недоброжелатель, не найдет в этой истории ни одной страницы, ни одного факта, которые бы свидетельствовали об обратном" [1: 290].
Особая просветительская и образовательная роль Московского университета в истории России всегда находила заслуженную высокую оценку и в нашей стране, и за рубежом. Вот один только отзыв — его дает известный японский мыслитель и специалист в области образования Д. Икеда: "...Я не могу не вспомнить историю и добрые традиции МГУ, который создавался как первый российский университет, открытый всем сыновьям отчизны, что МГУ первым принимал детей из простых сословий. Сюда впервые в истории высшего образования принимали девушек, желавших посвятить себя науке, детей разночинцев и малоимущих" [4: 127].
Но В.А. Садовничий никогда не быш руководителем "просто одного вуза", пусть даже и Московского университета. Мы слишком хорошо помним годы, которые сейчас деликатно называют "лихие 90-е". Это быш, помимо всех прочих кошмаров, период практически полного отсутствия государственного финансирования вузов и нищенской зарплаты педагогов, подъема волны коммерциализации высшего образования, массовой "внешней" и "внутренней" эмиграции молодых талантливых преподавателей и ученых, резкого падения престижа науки и образования в общественном мнении. Вполне реально стояла угроза приватизации вузов и научныгх учреждений. Загнанные в угол и обескровленные, образование и наука нуждались в мужественном, последовательном, настойчивом и твердом защитнике.
Именно таким в эти смутные и мрачные времена проявил себя В.А. Садовничий, организовавший и возглавивший многолетнюю, поистине героическую борьбу за сохранение российской национальной государственной системы образования и российской фундаментальной науки. В этот период В.А. Садовничий как Президент Российского Союза ректоров сумел сплотить всех работников науки и высшей школы, всю общественность вокруг общей цели возрождения отечественной высшей школы и науки. Ибо им руководила глубокая уверенность в том, что прежде всего
образование народа является залогом будущего возрождения России, гарантией безопасности страны.
Будучи сам, как раньше принято было говорить, "человеком из простого народа", В.А. Садовничий прилагал постоянные усилия к тому, чтобы организовать поиск талантливой молодежи, привлечь ее в университеты, гарантировать всем юношам и девушкам равное право и равные возможности для получения качественных знаний. Причем — и это самый главный принцип — независимо от материального положения молодых людей. Нарушение этого принципа Виктор Антонович считает наиболее опасным явлением Новейшего времени. «...Образование во всем мире имеет тенденцию к быстрому росту своей стоимости. А это отсекает от школ и университетов громадные массы молодежи. Возникает и ожесточается своего рода "порочный круг": без образования никуда, в университет — никак. Вопреки всяким декларациям... на деле, на практике неравенство в возможности получения образования из-за распространенности платного образования повсеместно растет» [4: 127].
Здесь нет никакой возможности обстоятельно рассказать о всех тех многочисленных фактах, которые красноречиво свидетельствуют о последовательных, настойчивых и конструктивных шагах В.А. Садовничего, направленных на спасение вузов от бездумных скоропалительных "реформ", "модернизаций" и "усовершенствований", на разрешение ситуации с профессорско-преподавательским корпусом, на улучшение жизни студенчества и поддержку молодых кадров, на решение финансовых и материально-технических проблем высшей школы, на формирование общественного мнения вокруг вопросов образования и науки. Но в качестве примера уместно напомнить о созданном и изданном по его инициативе не имевшем аналогов сборнике материалов, сыгравшем в самый критический момент исключительную роль в консолидации общественного мнения в защиту образовательных и научных ценностей страны и радикально повлиявшем на формирование всей образовательной политики в нашей стране [5].
О многогранной и плодотворной деятельности В.А. Садовничего как идеолога и организатора российского высшего образования, о его поистине государственном подходе к проблемам высшей школы можно судить по материалам строго документальной книги, в которой нашли отражение и его теоретические установки, и его практические действия [1]. Эта книга — первый и пока единственный в отечественной литературе капитальный труд, посвященный постановке различных "университетских вопросов" и основанным на объективном научном анализе ответам на них. Многое из того, чем сегодня может гордиться возрождающаяся российская высшая школа, имеет свои корни в идеях и действиях
В.А. Садовничего, а изложенные в этой книге мысли, несомненно, еще долго будут играть конструктивную роль.
Исключительность вклада В.А. Садовничего в развитие системы нашего высшего образования обусловлена прежде всего его уникальным методологическим подходом — стремлением осмысливать и анализировать все стороны и проблемы: образования в комплексе, в их общности и масштабности, научным путем строго логического аналитического мышления, объективного, аргументированного и системного исследования. Этот путь является для него вполне естественным: ведь В.А. Садовничий — ученый-математик, и главное для него — доказательность, толерантность к иному мнению, спокойная и уважительная дискуссия: "В оценках текущей ситуации в высшей школе между государственными структурами и собственно высшей школой имеют место расхождения. Одни и те же факты, одни и те же цифры каждая из сторон интерпретирует по-своему. Это отражает различие подходов к проблемам и судьбам национальной высшей школы. ...Каждая из сторон имеет право на свою собственную точку зрения. Каждая из сторон имеет право сомневаться в аргументах другой стороны" [1: 380].
Воззрения В.А. Садовничего на общественные явления выгхо-дят далеко за рамки простого обсуждения текущих дел высшей школы, они вносят принципиальный вклад в понимание институтов современного демократического общества. Вот, к примеру, один только "вечный" вопрос — взаимоотношение университета и власти, автономия высшей школы, примат научного анализа над чиновничьим мышлением: "Применительно к высшей школе я говорил и продолжаю повторять: не вузы для федеральных органов управления, а последние для высшей школы. Чиновники даже самого высокого ранга должны это отчетливо понимать" [1: 407].
Осуществляя оперативное руководство Московским университетом, держа руку на пульсе всей российской высшей школы, В.А. Садовничий не мог ограничиваться лишь практическими проблемами и не заниматься теоретическими вопросами педагогики, организации образования, дидактики, политологии, социологии, философии, религии, культуры и, скажем так, человековедения. Старая истина — нет ничего практичнее хорошей теории — всегда быша особенно близка и понятна ему как ученому-математику. А в конечном счете всякие практические преобразования системы образования и воспитания, затрагивающие общие или частные проблемы организации, содержания, методики преподавания, профессиональной подготовки кадров и т.д., требуют предварительного теоретического осмысления.
Этим и объясняется, почему в уже упоминавшейся выше книге специальный большой раздел носит название "Высшая
школа в категориях педагогики и политики" [1]. Целый ряд изложенных В.А. Садовничим положений с полным основанием следует отнести к разряду нового педагогического знания, к числу новаций в образовательной практике. Здесь наиболее ярко проявилась характерная черта Виктора Антоновича — стремление ставить новые вопросы, изучать злободневные проблемы и находить для них нетривиальные решения.
Весьма подробно свои теоретические концепции В.А. Садовничий изложил также и в другой книге, построенной в оригинальной форме его диалогов со своим японским коллегой Д. Ике-дой [4]. Здесь обстоятельному научному осмыслению подвергается самый широкий круг вопросов — о человеке и природе, о знании и мудрости, о науке, образовании, культуре и морали, о глобализирующемся мире и информационном обществе. (Отметим, что идея подготовки такой "российско-японской" книги совсем не случайна, ибо Виктор Антонович является в числе семи российских представителей членом хорошо известного и очень влиятельного российско-японского "Совета мудрецов", учрежденного в 2003 г.)
Книга эта исключительно актуальна и содержательна, она была встречена нашим научно-педагогическим сообществом с неподдельным интересом. Особенно поучительно познакомиться с ней молодым читателям, начинающим преподавателям, а аспирантам очень полезно использовать ее в качестве пособия при подготовке экзамена по истории и методологии науки. Она ярко показывает, как неотделимо тесно соприкасаются понятие науки и понятие образования со многими гуманитарными, гуманистическими, философскими вопросами. Какова роль научных знаний в прогрессе цивилизации и в жизни индивидуума? Каковы этические аспекты их использования? Каково соотношение мудрости власти и власти научных подходов?
Вот нетривиальный взгляд на связь таких фундаментальных понятий, как "свобода" и "равенство", с целями и задачами образования, науки и университетов: "Главное предназначение университетов состоит в том, чтобы моделировать своим внутренним устройством и характером отношений в университетской корпорации идеальное представление о свободе и равенстве" [4: 68].
Размышляя о сложнейшей проблеме "Традиции и модернизация", Виктор Антонович, ученый-математик, находит неожиданную ассоциацию: "Если бы можно было переложить проблему... на язык математики, то я бы сказал так: их соотношение такое же, как между необходимым и достаточным в математических доказательствах. Наличие традиции — необходимое условие (стартовая площадка... ) для любого начала, но еще не все, чтобы это
начало обусловливало некий новый процесс. Достаточным условием будет здесь модернизация" [4: 94].
В педагогической концепции В.А. Садовничего профессиональная компетентность человека сама по себе не выступает как самодостаточная компонента, он считает образование неразделимым и неотделимым от нравственного становления личности. Поэтому его внимание постоянно привлекают проблемы воспитания молодежи в семье, школе, вузе, коллективе, формирования человека нового века. В частности, его особенно беспокоит наметившееся "отчуждение матери от ребенка и, наоборот, ребенка от матери" [4: 109], с особой тревогой и пониманием сути дела он говорит о прогнозах, согласно которым традиционная семья распадается, «...ей на смену придет "семья", в которой функции мужа и жены будут весьма неопределенны, а рождение и воспитание детей станет не главной целью» [4: 118].
Заинтересованно и компетентно академик В.А. Садовничий размышляет об особенностях феномена "наука", о ее роли в истории цивилизации, о гарантиях ее дальнейшего эффективного развития в нашей стране, о философских проблемах познания мира. Это вполне естественно для человека, который посвятил всю свою жизнь Науке с большой буквы. «XX столетие указало, — пишет он, — на решающую роль в жизни человечества фундаментальной науки, научного знания и проистекающих из них технологий, облегчающих все еще тяжелый труд людей. ...Вопреки домыслам о "жизни вне науки", "без науки", о "вреде естествознания", о "пагубности техники", никто... так и не предложил какой-либо альтернативы собственно науке» [4: 133]. И далее: "Пока ... у человечества есть только два пути для того, чтобы заглянуть в будущее. Это наука и религия" [4: 134].
В контексте развития науки актуальной и даже злободневной сегодня становится проблема информатизации, перехода к информационному обществу. Она не может не волновать В.А. Са-довничего во всех своих аспектах, и потому он обстоятельно и взвешенно анализирует все позитивные и негативные последствия рождения компьютера, его широкого и бесповоротного вторжения в науку и жизнь, его влияние на состояние общества в целом и на отдельную личность. И снова возвращается к проблемам образования: «...Для меня вопрос о студенчестве как субъекте процесса информатизации является центральным, а тема "информатизация образа жизни студентов" — важнейшей научно-педагогической темой университета ближайшего будущего» [4: 173].
"Вопрос о студенчестве", о его обучении и воспитании, о подготовке качественных молодых кадров для науки, производства, общественной жизни всегда являлся центральным для В.А. Садов-ничего не только в общем плане его ректорской деятельности, но
и в аспекте его конкретной преподавательской работы со студентами и аспирантами.
Талантливый ученый и блестящий организатор, В.А. Садовничий хорошо известен как многоопытный педагог и замечательный лектор, пользующийся заслуженной любовью студентов и глубоким уважением коллег по профессорско-преподавательской корпорации. Он заведует кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ — одним из самых многочисленных педагогических коллективов Московского университета, осуществляющим преподавание на нескольких его факультетах. И поэтому естественно, что особенно много времени, внимания и сил Виктор Антонович всегда уделял заботам о постановке, методическом совершенствовании и учебном обеспечении именно курса математического анализа, который является, кстати, фундаментом всего математического образования и базисным инструментом математизации различных областей знаний.
Как в МГУ, так и в других университетах (в том числе и за рубежом) очень популярны выдержавшие по несколько изданий университетские учебники [6—8]. По инициативе В.А. Садовни-чего, всегда стремившегося в полной мере использовать все современные образовательные технологии, курс лекций по математическому анализу был оригинально реализован и в компьютерном формате [9]. Еще один университетский учебник отражает изначальные научные интересы В.А. Садовничего, сосредоточенные в области функционального анализа и теории операторов [10].
В.А. Садовничий всегда ратовал за максимально тесное единение процесса обучения студентов с их вовлечением в конкретную научно-исследовательскую работу. Причем, как он неоднократно подчеркивал, это должно обеспечиваться буквально с первого курса! Именно в этом он видит реальный, действенный путь подготовки квалифицированных профессиональных кадров. Одной из форм приобщения студентов к самостоятельному творчеству являются студенческие научные олимпиады. О том огромном значении, которое он придает математическим олимпиадам студентов, свидетельствует его личное участие в подготовке сборников задач таких олимпиад [11, 12]. Тот, кто хоть раз сталкивался с организацией таких олимпиад и подготовкой материалов для них, хорошо понимает, каких серьезных затрат труда и какого огромного времени требует эта работа.
Академик В.А.Садовничий является крупным, широко известным ученым, автором глубоких исследований и многочисленных публикаций в различных направлениях математики и ее приложений. Несмотря на все многочисленные ректорские заботы, он находит возможность регулярно проводить заседания своих научно-исследовательских семинаров, один из которых, весьма ав-
торитетный и многолюдный, рассматривает узловые проблемы всей современной науки. И постоянно уделяет время обучению своих аспирантов, их творческому росту. Внимательный и заботливый воспитатель молодой научной смены, В.А. Садовничий вырастил большую научную школу, включающую несколько десятков его учеников — кандидатов и докторов наук.
Одно из важнейших, центральных мест в педагогической концепции В.А. Садовничего занимает положение о том, что качественное обучение студентов и аспирантов, подготовку умных и умелых выпускников могут обеспечивать только такие преподаватели, которые обладают высоким научным профессионализмом, владеют современными педагогическими знаниями и технологиями, активно ведут исследовательскую деятельность и увлечены работой с молодежью. А это значит, что к педагогической карьере необходимо планомерно, целенаправленно и заботливо готовить еще на студенческой скамье, воспитывая наиболее способных к преподаванию так же тщательно, как воспитываются наиболее способные к науке. Без осознания этого фундаментального факта, без реального решения этой системообразующей для высшей школы задачи невозможно дальнейшее поступательное развитие.
Следуя своим убеждениям, В.А. Садовничий в своей практической деятельности ректора в тяжелейшие 90-е гг. предпринимал непрерывные и энергичные усилия по обеспечению всесторонней подготовки и поддержки преподавательских кадров, по отысканию новых подходов к определению содержания и к реализации целей обучения. Российская средняя и высшая школа испытывали острый дефицит кадров из-за "внешней и внутренней утечки мозгов", а студенты и аспиранты многих непедагогических вузов получали явно недостаточную психолого-педагогическую и методическую подготовку к преподавательской деятельности. Вопросом жизни и смерти системы образования стала активная подготовка новых выгсококвалифицированныгх научно-педагогических кадров и их "закрепление на Родине".
Здесь можно долго говорить о том комплексе мер, который быш тогда намечен и успешно реализован в Московском университете для поддержания и подготовки преподавательского корпуса, — об эффективных формах социальной поддержки студентов, аспирантов и сотрудников, о специальной программе кадрового продвижения молодых преподавателей и исследователей, о мерах по повышению престижа педагогической работы и поощрению в ней творческих начал, о многом другом. Вот только один пример: по предложению В.А. Садовничего в МГУ наряду со ставшей уже традиционной ежегодной Премией имени М.В. Ломоносова за научную работу учреждена и новая ежегодная Премия имени М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность.
Были предприняты и специальные шаги для того, чтобы педагогическая компонента классического университетского образования заняла в МГУ должное и достойное место. Для полноценного решения этой проблемы в 1997 г. Ученый совет Московского университета одобрил идею ректора МГУ об открытии специального факультета педагогического образования. Его цель — дать возможность студентам и аспирантом параллельно с освоением основных научных специальностей на их факультетах получить должные знания в области психологии, педагогики, методики, современных образовательных технологий, содержания и организации обучения для последующей работы в общеобразовательных и профессиональных средних и высших учебных заведениях.
Казалось бы, у ректора Московского государственного университета, крупного ученого, академика и вице-президента Российской академии наук, Президента Российского Союза ректоров и Президента Евразийской ассоциации университетов, Председателя Совета УМО по классическому университетскому образованию и члена коллегии Министерства образования и науки, известного общественного деятеля и члена ряда международных научных и образовательных организаций просто физически не останется времени для того, чтобы интересоваться, как обстоят дела еще и в общеобразовательной школе. Однако В.А. Садовничий не просто ими интересуется "со стороны", а постоянно и самым активным образом лично участвует в разработке политики и в совершенствовании реалий российского среднего образования.
Это объясняется глобальным и комплексным подходом Виктора Антоновича к решению проблем подготовки кадров для науки и техники России, ее промышленного, аграрного, финансового, управленческого секторов, ее социально-общественной и культурной сфер. Ведь успех деятельности высшей школы определяется не только содержанием и организацией обучения в вузах, не только квалификацией преподавательского состава, не только материально-техническим обеспечением учебного процесса, но и — в значительной степени — уровнем изначальной, школьной подготовки студентов, их интересом к сознательно избранной специальности, их выявленной склонностью и развитой способностью к творческой активности.
Конечно же в центре внимания В.А. Садовничего прежде всего находились вопросы содержания школьных программ, качества школьных учебников, профессионального мастерства учителей, поиск и поддержка талантливой молодежи. В рамках специальной программы "МГУ — школе" успешно осуществляются планы по привлечению ведущих ученых и преподавателей Московского университета к написанию и изданию новых качественных учебных пособий как для классных, так и для дополнительных занятий
4 ВМУ, педагогическое образование, № 2
49
со школьниками, к подготовке оригинальных методических материалов для организации работы по повышению квалификации учителей.
Хорошо известно, что эффективность школьного обучения зависит прежде всего от того, насколько учитель увлечен святым делом просвещения, насколько творчески он ищет новые формы и нестандартные подходы к организации и проведению учебного процесса. Богатейший опыт лучших учителей России, новаторов и виртуозов в своей деятельности ежегодно представляется на конкурсе "Учитель года". И уже много лет председателем Большого жюри этого конкурса является В.А. Садовничий, который внимательно выискивает и заинтересованно поддерживает все ростки нового в богатейшей педагогической практике.
Для воспитания интеллектуальной элиты общества, так необходимой для прогресса нашей страны, очень важно на выходе из школы, на входе в вуз найти, поддержать и отобрать наиболее перспективных молодых людей, проявляющих явные способности и заинтересованность в овладении той или иной областью знаний. Понимая, что прием в вузы по результатам ЕГЭ сопряжен с явными недостатками [13], В.А. Садовничий для решения государственной задачи подготовки высококвалифицированных кадров выдвинул замечательную идею — организовать целую систему предметных олимпиад для выпускников школ — и добился реальной поддержки их победителей при поступлении в высшие учебные заведения. Более того, для обеспечения эффективного функционирования этой системы отбора способной молодежи он сам возглавил Всероссийский совет по организации олимпиадного движения в России.
Можно еще много и долго рассказывать об уникальном вкладе В.А. Садовничего в теорию и практику народного образования в нашей стране. Ему принадлежат глубокий вклад в педагогическую науку и оригинальные организационные решения. Своими мыслями и делами он исключительно много сделал для развития всей высшей и средней школы России, для процветания своего главного, наиболее дорогого детища — Московского государственного университета. Все эти мысли и дела академика Виктора Антоновича Садовничего нашли яркое и полное отражение в его новом двухтомнике избранных докладов, выступлений, статей и интервью [14], появление которого — замечательный подарок всем нам к его славному юбилею.
Список литературы
1. Садовничий В.А. Россия. Московский университет. Выс шая школа: Статьи. Выступления. Интервью. 1992—1998 гг. М., 1999.
2. Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. Университетское образование: При глашение к размышлению. М., 1995.
3. Летопись Московского университета / Авт.-сост. Е.В. Ил ьченко. М., 2004.
4. Икеда Д., Садовничий В. На рубеже веков: Диалоги об образовании и воспитании. М., 2004.
5. Образование, которое мы можем потерять / Под общ. ред. В.А. Садовничего. М., 2003.
6. Ильин В.А., Садовничий В.А., Сендов Бл.Х. Математический анализ. М., 2004.
7. Архипов Г.И., Садовничий В.А., Чубариков В.Н. Лекции по математическому анализу. М., 2008.
8. Виноградова И.А., Олехник С.Н., Садовничий В.А. Задачи и упражнения по математическому анализу. М., 2004.
9. Садовничий В.А., Авраамова О.Д., Печенцов А.С. Компьютерный курс лекций по математическому анализу // Фундаментальная и прикладная математика. 1996. Т. 2. Вып. 2.
10. Садовничий В.А. Теория операторов. М., 2004.
11. Садовничий В.А., Подколзин А.С. Задачи студенческих олимпиад по математике. М., 2003.
12. Садовничий В.А., Григорьян А.А., Конягин С.В. Задачи студенческих математических олимпиад. М., 1987.
13. Единый государственный экзамен. Белая кни га. М., 2008.
14. Садовничий В.А. Слово о Московском университете: Избранные доклады, выступления, статьи, интервью. М., 2009.
Розов Николай Христович — доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова.