Научная статья на тему 'Академическое мошенничество в университетах: можно ли ему противодействовать?'

Академическое мошенничество в университетах: можно ли ему противодействовать? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5219
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСПЕВАЕМОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ МОШЕННИЧЕСТВО / СПИСЫВАНИЕ / НЕПРАВОМЕРНОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ / ШПАРГАЛКА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION / ACADEMIC PERFORMANCE / ACADEMIC DISHONESTY / CHEATING / UNAUTHORIZED BORROWING / CRIB / SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безсмертная Е. Р.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемой академического мошенничества в отечественных и зарубежных вузах. Сделана попытка выявить специфические черты академического мошенничества, характерные для отечественной практики, проанализировать причины подобного поведения студентов, высказать предложения относительно методов борьбы с данным явлением. Как отмечает автор, одной из основных задач образовательного процесса в вузе наравне с формированием у студентов необходимых профессиональных компетенций является воспитание специалистов, обладающих высокой нравственной культурой, высокоморальными личными качествами, демонстрирующих активную гражданскую позицию. Однако решение этой задачи сопряжено с рядом трудностей. В частности, для современного вузовского образования актуальной является проблема академического мошенничества, проявляющегося в форме списывания в ходе контроля знаний, использования шпаргалок и электронных средств связи, неправомерного заимствования текстов других авторов. Все это усложняет процесс взаимодействия двух основных сторон образовательного процесса: у преподавателей появляются сомнения в порядочности студентов, учащиеся проявляют негативную реакцию на усиливающийся контроль со стороны педагогов. В статье подчеркнуто, что это явление в итоге способствует снижению профессиональной и социальной ответственности будущих специалистов и может негативно повлиять на оценку их конкурентоспособности в профессиональной среде, на развитие их будущей карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC FRAUD IN UNIVERSITIES: HOW CAN WE OPPOSE IT?

The article considers the issues connected with the problem of academic fraud in domestic and foreign universities. The author has tried to expose specific traits of the academic fraud in domestic practice, to analyze reasons of students’ behavior and to express some offers for struggling against this phenomenon. As the author marks out, one of the basic objectives of university educational process, together with formation of special professional competences, is an upbringing specialists with high moral culture, high morality personal qualities with active civic position. But solution of this issue is connected with a set of complications. In particular, the urgent problem is copying off during control of knowledge, use of cheat notes and electronic devices and illegal application of texts by other authors. It complicates the interrelations of two basic sides of educational process: on the one hand, it forms doubts in students’ honesty for lecturers, and on the other hand, it provokes a negative reaction to growing control from pedagogues. The paper underlines that this phenomenon promotes a decrease of professional and social responsibilities of future specialists, and it can influence negatively on their competitiveness in professional sphere and development of their future career.

Текст научной работы на тему «Академическое мошенничество в университетах: можно ли ему противодействовать?»

Е.Р. Безсмертная, канд. экон. наук, доцент,

декан кредитно-экономического факультета,

Финансовый университет

при Правительстве РФ,

г. Москва, Россия,

[email protected]

АКАДЕМИЧЕСКОЕ МОШЕННИЧЕСТВО В УНИВЕРСИТЕТАХ: МОЖНО ЛИ ЕМУ ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ?

В статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемой академического мошенничества в отечественных и зарубежных вузах. Сделана попытка выявить специфические черты академического мошенничества, характерные для отечественной практики, проанализировать причины подобного поведения студентов, высказать предложения относительно методов борьбы с данным явлением. Как отмечает автор, одной из основных задач образовательного процесса в вузе наравне с формированием у студентов необходимых профессиональных компетенций является воспитание специалистов, обладающих высокой нравственной культурой, высокоморальными личными качествами, демонстрирующих активную гражданскую позицию. Однако решение этой задачи сопряжено с рядом трудностей. В частности, для современного вузовского образования актуальной является проблема академического мошенничества, проявляющегося в форме списывания в ходе контроля знаний, использования шпаргалок и электронных средств связи, неправомерного заимствования текстов других авторов. Все это усложняет процесс взаимодействия двух основных сторон образовательного процесса: у преподавателей появляются сомнения в порядочности студентов, учащиеся проявляют негативную реакцию на усиливающийся контроль со стороны педагогов. В статье подчеркнуто, что это явление в итоге способствует снижению профессиональной и социальной ответственности будущих специалистов и может негативно повлиять на оценку их конкурентоспособности в профессиональной среде, на развитие их будущей карьеры.

Ключевые слова: вуз, высшее образование, успеваемость, академическое мошенничество, списывание, неправомерное заимствование, шпаргалка, социологический опрос.

В последние годы актуальной проблемой как для российских, так и для зарубежных вузов стало так называемое академическое мошенничество. Этим эффектным термином теперь принято обозначать недобросовестные приемы или запрещенные правилами вуза действия в рамках учебной деятельности, осуществляемые студентами в целях получения оценки успеваемости, не соответствующей реальному уровню их знаний. Иначе говоря - списывание на зачетах и экзаменах, неправомерные заимствования при подготовке рефератов, курсовых и иных письменных работ, использование

помощи посторонних лиц при выполнении индивидуальных заданий.

По некоторым данным, положение с академическим мошенничеством в России является более сложным, чем в большинстве зарубежных стран. Так, по данным исследования «Tolerance of Cheating: An Analysis Across Countries», российские студенты чаще своих сверстников из США, Израиля и Нидерландов прибегают к практике списывания и в силу ряда причин более толерант-ны по отношению к списывающим1.

В ряде зарубежных стран проблема академического мошенничества является пред-

№ 11(74) ДЕКАБРЬ 2016

т

метом серьезных научных исследований. Первое масштабное исследование было проведено в США Б. Боуверсом ещё в 1964 году. В настоящее время эта проблема является предметом многочисленных исследований в области психологии, педагогики, этики, управления, социологии. Ученые пытаются выяснить, какие студенты оказываются в группе риска академического мошенничества; почему и как они прибегают к практикам академического мошенничества; каким образом можно уменьшить масштабы студенческой недобросовестно-сти2.

Среди российских студентов и преподавателей бытует мнение, что проблема списывания является сугубо отечественной: по возвращении из зарубежных университетов после участия в программах академической мобильности практически каждый студент в числе существенных особенностей западной системы обучения в вузах отмечает полное отсутствие практики списывания в ходе контроля знаний. Однако это не совсем так: проблема академического мошенничества существует даже в благополучных западноевропейских странах. Например, в Великобритании более чем в 80 университетах был проведен опрос, который показал, что проблема списывания является актуальной и для этой страны: в 2009/2010 учебном году только по официальным данным здесь было зафиксировано более 17 тыс. случаев мошенничества. В сравнении с данными исследования, проведенного четырьмя годами ранее, число выявленных инцидентов выросло с 9100 до 14200.3

Среди нарушений чаще всего встречаются неправомерные заимствования при написании эссе и прочих письменных работ. Среди иных нарушений - использование технических средств на экзаменах, подмена ответов на экзаменационные вопросы материалами, подготовленными заранее, покупка готовых письменных работ у компаний, оказывающих соответствующие услуги.

Обнуление результатов экзамена - наиболее часто используемая мера наказания нечестных студентов. В некоторых вузах в качестве наказания используются отстранение от следующих экзаменов, направление нарушителей на курсы навыков обучения и даже денежные штрафы.

Согласно данным исследования, опубликованным в январе 2016 года, в Великобритании отчисляют порядка 1 % от общего числа нарушителей.

Справедливости ради следует отметить, что студенты, приехавшие из стран за пределами ЕС, допускают списывание и другие нарушения в 4 раза чаще, чем европейцы.4 Ниже приведены данные о количестве нарушений в британских вузах, лидирующих по данному показателю (в скобках указано место университета в рейтинге вузов Великобритании в 2016 году по версии «The Guardian»):

Kent (16-е место) - 1947;

Westminster (101-е место) - 1933;

East London (106-е место) - 1828;

Sheffield Hallam (74-е место) - 1740;

Oxford Brookes (48-е место) - 1711.

В то время как западные ученые исследуют психологические и социологические причины распространения списывания, ссылаясь на данные репрезентативных статистических исследований, проблема списывания в России приобретает угрожающие масштабы и является общей как для высших, так и для средних общеобразовательных учреждений. Думается, что проблема «малой информативности» ЕГЭ, которой посвящен ряд исследований взаимосвязи результатов госэкзамена и успеваемости по соответствующей учебной дисциплине в вузе, обусловлена не только качеством экзаменационных заданий, но и широкой практикой списывания. Так, исследование, проведенное на базе двух вузов (одного - московского, другого -подмосковного), готовящих специалистов в области экономики и сервиса, показало, что коэффициент корреляции между резуль-

Около 36% первокурсников относятся к процессу списывания нейтрально, а одобряют и считают применение шпаргалок вполне допустимым в рамках учебного процесса 28,9% опрошенных.

50,3% студентов считают, что противостоять списыванию бесполезно.

татом ЕГЭ по математике и успеваемостью в вузе по этой дисциплине составляет 0,285. Как показывают результаты тестирований студентов 1-го курса, проводимых в течение последних нескольких лет в Финансовом университете в первые недели учебного года, слабая взаимозависимость этих показателей действительно имеет место.

Ряд российских вузов периодически проводят социологические исследования с целью выявления отношения студентов и преподавателей к организации образовательного процесса и диагностирования проблемы академического мошенничества. В частности, в октябре 2015 года в рамках анкетирования студентов 1-го курса кредит-но-экономического факультета Финансового университета, в котором приняли участие 145 учащихся, им было предложено ответить на несколько вопросов, связанных с проблемой списывания (таблица).

Результаты опроса показали, что большинство студентов имели опыт использования шпаргалок в школе. Около 36% первокурсников относятся к процессу списывания нейтрально, а одобряют и считают применение шпаргалок вполне допустимым в рамках учебного процесса 28,9% опрошенных. 50,3% студентов считают, что противостоять списыванию бесполезно. Среди наиболее эффективных мер борьбы со списыванием студенты упоминают воспитание чувства собственного достоинства, которое не позволяет идти на обман (29%) и выставление преподавателем неудовлетворительной оценки студенту, уличенному в списывании (13,1%). При уличении в списывании своего сокурсника 68,3% опрошенных никак не будут реагировать на происходящее, поскольку «доносить нехорошо», а 7,6% попросят им самим дать воспользоваться шпаргалками.

Среди причин распространения списывания студенты чаще всего упоминают большой объем материала для подготовки, «полностью освоить который невозможно».

Очевидно, что обыкновение использовать запрещенные методы на экзаменах способствует формированию привычки уходить от ответственности при решении относительно сложных задач, искать наиболее легкие и не всегда корректные способы достижения целей.

(Следует задуматься о том, способны ли будут студенты, которым объем стандартного учебника кажется избыточным, освоить программы обучения, необходимые для продолжения профессионального обучения. Так, например, для получения аттестата специалиста финансового рынка по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами лицу необходимо сдать базовый и специализированный экзамен серии 1,0, предполагающий изучение более 30 нормативных документов и подготовку более чем по 2,5 тыс. вопросов). Среди немногочисленных собственных ответов студентов на этот вопрос наиболее часто встречается объяснение такого рода: «студенту легче запомнить материал, когда он пишет шпаргалки». С этим доводом можно было бы согласиться, если бы не практически полное исчезновение «рукописных» шпаргалок: в подавляющем большинстве случаев студенты используют на экзаменах мобильные телефоны с наушниками и прочие средства электронной связи, активное применение которых, скорее, мешает, а не способствует развитию памяти.

Некоторые более репрезентативные с точки зрения методики проведения и ко -личества участников опросы демонстрируют еще более удручающие результаты. Так, в числе выводов, сделанных преподавателями Курского государственного медицинского университета по результатам анонимного анкетирования студентов и школьников, есть такой: 91% студентов во время проверки — знаний используют различные формы обмана преподавателей.6

Стоит ли бороться со списыванием? Или же следует согласиться с наиболее распространенным среди студентов-финансистов мнением о бесполезности этих усилий?

Очевидно, что обыкновение использовать запрещенные методы на экзаменах способствует формированию привычки уходить от ответственности при решении относительно сложных задач, ис-

№ 11 (74) ДЕКАБРЬ 2016 ^

Результаты анкетирования студентов

Вопрос анкеты Вариант ответа Доля студентов, выбравших данный вариант ответа, %

1. Приходилось ли Регулярно 1,4

Вам пользоваться От случая к случаю 42,1

шпаргалками? * Нет 40,7

Затрудняюсь ответить 9,7

2. Как Вы относи- Осуждаю 5,5

тесь к списыванию? Считаю это недопустимым в нашем вузе 5,5

Отрицательно, считаю это воровством 4,8

Осуждаю, хотя с пониманием отношусь к списывающим 24,8

студентам

Отношусь нейтрально 35,9

Одобряю, в этом нет ничего плохого с моральной точки 5,5

зрения

Одобряю однозначно, это не снижает качество получаемых 4,1

в вузе знаний

Это вполне допустимо в учебном процессе 19,3

3. Какие меры воз- Ничего предпринимать не нужно, с этим невозможно бо- 50,3

действия Вы счита- роться

ете эффективными Преподаватель должен ставить за такую работу оценку «не- 13,1

в борьбе со списыва- удовлетворительно»

нием? Фиксировать списывание и аннулировать результаты всех ранее сданных экзаменов 5,5

Отчислять списывающих из вуза 2,1

Вывешивать фамилии уличенных в списывании на факультетскую доску объявлений 2,8

Передавать фамилии уличенных в списывании преподавате- 4,8

лям, которые будут вести занятия в следующем семестре

Объявлять списывающим выговор приказом ректора 4,8

Выносить «предупреждение» до объявления выговора при- 9,7

казом ректора

Вызывать таких студентов на заседание кафедры и разби- 1,4

рать вопрос в их присутствии

Воспитывать в студентах чувство собственного достоинства, 29,0

которое не позволяет студенту идти на обман

4. Если Вы увидите, Ничего не сделаю, так как доносить нехорошо 68,3

что Ваш сокурсник Укажу на это преподавателю, так как списывать нечестно 2,1

списывает, что Попрошу поделиться со мной шпаргалками 7,6

Вы сделаете? Затрудняюсь ответить 10,3

5. В чем Вы видите Эта привычка идет со школы, когда учителя «сквозь паль- 13,1

причины распро- цы» смотрели на списывание

странения списывания? Этому способствует проведение зачетов и экзаменов в письменной форме 6,2

На зачеты и экзамены выносится слишком большой объем 49,0

вопросов и/или задач, полностью освоить который невоз-

можно

Студенту необходимо любой ценой сдать зачет/экзамен, 9,7

чтобы перейти на следующий курс

Затрудняюсь ответить 10,3

Собственный вариант ответа 4,8

* Под шпаргалками понимаются как материалы в бумажной форме, так и электронные средства передачи данных.

кать наиболее легкие и не всегда корректные способы достижения целей. Все это может негативным образом сказаться на конкурентоспособности современных выпускников при приеме на работу и на дальнейшем продвижении по карьерной лестнице. Работодатели уже стали отмечать, что современных молодых специалистов нельзя назвать сильными командными игроками или трудолюбивыми (равно как и эффективными) работниками, несмотря на наличие у них определенного энтузиазма7.

Борьба со списыванием в форме жесткого контроля за студентами на экзамене не всегда бывает эффективной: для того, чтобы обеспечить контроль за списыванием в лекционной аудитории, требуется присутствие на экзамене нескольких проверяющих, что не всегда возможно обеспечить. Кроме того, присутствие посторонних людей на экзамене часто создает в аудитории излишне нервозную обстановку. Обнаружить средства передачи данных при этом также не всегда возможно: иногда студенты прячут и используют их так искусно, что преподаватель, интуитивно чувствующий подвох в поведении студента, не находит объективных оснований для удаления его с экзамена или выставления неудовлетворительной оценки. Иногда это приводит к конфликтным ситуациям, когда каждая из сторон пытается по окончании экзамена или после выставления оценок отстоять свою точку зрения, в том числе вовлекая в процесс разрешения конфликта администрацию факультета или руководство вуза. Подобные ситуации усложняют процесс взаимодействия сторон образовательного процесса: формируют у преподавателей сомнения относительно честности студентов, при этом последние начинают с недоверием и боязнью относиться к преподавателям, наряду с педагогическими обязанностями принимающим на себя «полицейские» функции.

В условиях, когда проблема списывания с применением современных технических устройств приобретает столь серьезные масштабы, наиболее эффективным и цивилизованным способом ее решения представляется использование технических новшеств, ориентированных на минимизацию положительного эффекта от применения сотовых телефонов и иных устройств. Это даст возможность создать среду, которая позволит в большей степени ориентировать студентов на качественную самостоятельную подготовку к контрольным испытаниям, а также свести к минимуму вероятность возникновения межличностных конфликтов между двумя основными субъектами образовательного процесса.

Однако в настоящее время применение такого способа сопряжено с рядом трудностей, основной из которых являются законодательные ограничения на использование блокираторов радиосигнала. Решение Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ от 16.03.2012 года № 12-1410 предусматривало поручение Минкомсвя-зи России совместно с заинтересованными федеральными органами проработать вопрос о необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты, связанные с возможностью применения блокираторов на территории Российской Федерации. Однако данный вопрос так и остался открытым: данное решение утратило силу 31.12.2013 года в связи с истечением срока его действия.

Поиск легитимных способов борьбы со списыванием на протяжении многих лет является актуальным для директоров общеобразовательных школ: уже несколько лет назад школьники по всей стране стали активно использовать возможности совместного решения заданий в соцсетях или получение правильных ответов по мобильному телефону во время экзамена. Очевидно, что

В условиях, когда проблема списывания c применением современных технических устройств приобретает столь серьезные масштабы, наиболее эффективным и цивилизованным способом ее решения представляется использование технических новшеств, ориентированных на минимизацию положительного эффекта от применения сотовых телефонов и иных устройств.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

наиболее эффективным способом борьбы с данным видом мошенничества является использование устройств, подавляющих сигнал сотовой связи. Отсутствие регламента применения блокираторов радиосигнала во время ЕГЭ вынуждает директоров школ применять эти устройства на свой страх и риск. Рособрнадзор негласно поддерживает эту практику, позволяющую свести к нулю случаи списывания, однако известны случаи, когда другое ведомство - областной Роскомнадзор - штрафовало директоров, применявших блокираторы, по п. 1 ст. 13.4 «Нарушение правил установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств» КоАП. Формально эти штрафы являются справедливым наказанием за нарушение действующих законодательных норм, однако на практике лишают общеобразовательные учреждения возможности использовать, пожалуй, единственный действенный способ борьбы со списыванием, которое в данном контексте представляется не банальным неэтичным поступком, не проявлением «социального инфантилизма»8, а настоящим преступлением, если учитывать, что «ценой» этого поступка в ряде случаев является не только «пропуск» для выпускника школы в будущую профессиональную жизнь,

но и компенсация стоимости четырехлетнего обучения в вузе, которая порой составляет порядка 1-1,5 млн р.

Не менее тяжело бороться в современных условиях и с такой разновидностью академического мошенничества, как плагиат в курсовых, дипломных и прочих письменных работах. Не секрет, что Интернет переполнен сайтами, с которых бесплатно можно скачать массу как правило низкопробных и устаревших текстов практически по любой тематике. Выявить такие тексты в работах, сданных студентами, обычно не составляет труда: преподаватели активно используют систему «Антиплагиат-вуз», а также ряд собственных методик нахождения первоисточников через поисковые системы. Гораздо более серьезной проблемой является наличие широких возможностей приобретения письменных работ, выполненных на заказ. Подготовка платных работ наряду с предоставлением возможности получать решения заданий на экзаменах в режиме онлайн (исполнителями в таких случаях зачастую являются студенты профильных вузов и преподаватели) стала отдельным видом бизнеса. На соответствующих интернет-сайтах можно найти исчерпывающие и предельно доходчиво и грамотно изложенные правила заказа и оплаты подготовленных работ. Неко-

торые владельцы подобного бизнеса на этом не останавливаются, привлекая внимание недобросовестных учащихся нестандартными способами. Так, на одном из подобных сайтов студентов призывают участвовать в «творческих» состязаниях, например, в конкурсах «Самая необычная шпаргалка» и «Лучший рисунок на паре».

Вполне разумным шагом было бы создание законодательно закрепленных норм, позволяющих блокировать работы подобных сайтов. Такие прецеденты уже есть: так, в текущем году Роскомнадзор заблокировал три сайта (ресурсы «zoobrilka. com», «gdz-free.com» и «bookgdz.ru»), где размещались школьные учебники и готовые домашние задания, что позволяло школьникам избежать самостоятельного решения задач. Основанием для блокировки двух из них стали решения Мосгорсуда в отношении исков одного из издательств9. Похожим прецедентом стало внесение Рос-комнадзором в реестр запрещенных сайтов ресурса «refoteka.ru», на котором размещаются рефераты и прочие письменные учебные работы. Решение о блокировке доступа к сайту было принято Ленинским районным судом Ставрополя, истцом на процессе выступил местный прокурор10. Однако в упомянутых случаях речь идет о защите прав на интеллектуальную собственность, регулируемой нормами Федерального закона от 02.07.2013 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». К ряду сайтов, предлагающих выполнение письменных работ на заказ, скорее всего, будет достаточно сложно применить нормы о защите прав на интеллектуальную собственность. Возможно, выходом из создавшегося положения могло бы стать внесение соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 «О Единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информа-

ционно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"». Безусловно, бизнес «производителей» рефератов и готовых решений экзаменационных задач с первого взгляда кажется вполне безобидным на фоне торговли наркотиками, привлечения несовершенных к участию в мероприятиях порнографического характера, организации подпольных казино. Однако, если мы задумываемся о реальной интеграции в общемировое образовательное пространство, повышении репутации российских вузов, улучшении качества отечественного образования, то борьба с академическим мошенничеством должна стать одной из важных задач, решать которые необходимо сообща, на межведомственном и государственном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Tolerance of Cheating: An Analysis Across Countries / J.R. Magnus [et al.] // Journal of Economic Education. Spring, 2002. Рр. 125-135.

2. Шмелева Е.Д. Академическое мошенничество в современных университетах: обзор теоретических подходов и результатов эмпирических исследований // Экономическая социология. 2015. Т. 16, № 2. С. 55-79.

3. The Telegraph [Электронный ресурс]. URL: http://www.telegraph.co.uk/education/educationnews/ 8363 345/The-cheating-epidemic-at-Britains-universities.html (дата обращения: 08.11.2016).

4. The Guardian [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/education/2016/jan/02/ universities-catch-almost-50000-student-cheats (дата обращения: 10.11.2016).

5. Переяславская Л.Б., Переяславский В.И. Исследование корреляций между результатами ЕГЭ по математике абитуриентов и их успеваемостью в вузе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8, № 4. С. 49-55.

6. К проблеме использования шпаргалок: результаты анонимного анкетирования [Электронный ресурс] / В.А. Липатов [и др.] // Синергия: электрон. науч.-практ. журн. 2015. № 2. URL: http:// vepi.ru/upload/iblock/f7c/f7c668382341b7b9c73bfbc fb4c6658d.PDF (дата обращения: 10.11.2016).

7. Глобальный прогноз для банковского сектора на 2016 г. Трансформация кадров. Банковский

№ 11(74) ДЕКАБРЬ 2016

m

работник будущего [Электронный ресурс]. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-global-banking-overview-2016-rus/$FILE/ey-global-banking-overview-2016-rus.pdf (дата обращения: 01.11.2016).

8. Ефимова Г.З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журн. 2014. Вып. 6 (25). URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf (дата обращения: 07.11.2016).

9. Власти запретили скачивать домашние работы из Интернета [Электронный ресурс] // C-news. Издание о высоких технологиях. URL: http://www. cnews.ru/news/top/2016-06-21_vlasti_zapretili_ skachivat_domashnie_raboty_iz (дата обращения: 10.11.2016).

10. В России запретили качать рефераты из Интернета [Электронный ресурс] // C-news. Издание о высоких технологиях. URL: http://www. cnews.ru/news/top/2016-10-31_v_rossii_zapretili_ kachat_referaty_iz_interneta (дата обращения: 10.11.2016).

ACADEMIC FRAUD IN UNIVERSITIES: HOW CAN WE OPPOSE IT?

E.R. Bezsmertnaya, Candidate of Economics, Docent, The dean of the faculty of credit and economics, Financial University under the Government of the Russian Federation.

Moscow, Russia, [email protected]

The article considers the issues connected with the problem of academic fraud in domestic and foreign universities. The author has tried to expose specific traits of the academic fraud in domestic practice, to analyze reasons of students' behavior and to express some offers for struggling against this phenomenon. As the author marks out, one of the basic objectives of university educational process, together with formation of special professional competences, is an upbringing specialists with high moral culture, high morality personal qualities with active civic position. But solution of this issue is connected with a set of complications. In particular, the urgent problem is copying off during control of knowledge, use of cheat notes and electronic devices and illegal application of texts by other authors. It complicates the interrelations of two basic sides of educational process: on the one hand, it forms doubts in students' honesty for lecturers, and on the other hand, it provokes a negative reaction to growing control from pedagogues. The paper underlines that this phenomenon promotes a decrease of professional and social responsibilities of future specialists, and it can influence negatively on their competitiveness in professional sphere and development of their future career.

Key words: University, higher education, academic performance, academic dishonesty, cheating, unauthorized borrowing, a crib, a sociological survey.

References

1. Magnus J.R., Polterovich V.M., Danilov D.L., Savvateev A.V. Tolerance of Cheating: An Analysis Across Countries. Journal of Economic Education, 2002, pp.125-135.

2. Shmeleva E.D. Akademicheskoe moshennichestvo v sovremennykh universitetakh: obzor teoreticheskikh podkhodov i rezul'tatov empiricheskikh issledovanii [Academic dishonesty in modern universities: a review of theoretical approaches and empirical studies]. Ekonomicheskaia sotsiologiia - Economic sociology, 2015, vol. 16, no. 2, pp. 55-79.

3. The Telegraph Available at: http://www.telegraph. co.uk/education/educationnews/8363345/The-

cheating-epidemic-at-Britains-universities.html (accessed 08.11.2016).

4. The Guardian Available at: https://www. theguardian.com/education/2016/jan/02/universities-catch-almost-50000-student-cheats (accessed 10.11.2016).

5. Pereiaslavskaia L.B., Pereiaslavskii V.I. Issledovanie korreliatsii mezhdu rezul'tatami EGE po matematike abiturientov i ikh uspevaemost'iu v vuze [The study of correlations between the results of the math exam students and their academic performance in high school]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa - Bulletin of the Association

of universities for tourism and service, 2014, vol. 8, no. 4, pp. 49-55.

6. Lipatov V.A., Smirnov N.V., Naimzada D.M.Z., Severinov D.A. K probleme ispol'zovaniia shpargalok: rezul'taty anonimnogo anketirovaniia [To the issue of using cheat sheets: results of the anonymous survey]. Elektronnyi nauchno-prakticheskii zhurnal «Sinergiia» - Electronic scientific journal "Synergy", 2015, no. 2. Available at: http://vepi.ru/upload/iblock/f7c/f7c668382341b7b 9c73bfbcfb4c6658d.PDF (accessed 10.11.2016).

7. Global 'nyi prognoz dlia bankovskogo sektora na 2016 g. Transformatsiia kadrov. Bankovskii rabotnik budushchego. [The global forecast for the banking sector in 2016 the Transformation of personnel. A Bank employee of the future]. Available at: http://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/ey-global-banking-overview-2016-rus/$FILE/ey-global-banking-overview-2016-rus.pdf (accessed 01.11.2016).

8. Efimova G.Z. Sotsial'nyi infantilizm studencheskoi molodezhi kak faktor protivodeistviia modernizatsii sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Social infantilism of student's youth as a factor of countering the modernization of contemporary Russian society]. Internet-zhurnal «Naukovedenie» - Internet-journal "science of Science", 2014, no. 6(25). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf (accessed 07.11.2016).

9. Vlasti zapretili skachivat' domashnie raboty iz internet [The authorities banned to download homework from the Internet]. Available at: http:// www.cnews.ru/news/top/2016-06-21_vlasti_ zapretili_skachivat_domashnie_raboty_iz (accessed 10.11.2016).

10. VRossii zapretili kachat' referaty iz interneta [In Russia have forbidden to download essays from the Internet]. Available at: http://www.cnews.ru/news/ top/2016-10-31_v_rossii_zapretili_kachat_referaty_ iz_interneta (accessed 10.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.