Научная статья на тему 'Академическая наука и высшее образование в современном российском обществе'

Академическая наука и высшее образование в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА / KNOWLEDGE ECONOMICS / ACADEMIC SCIENCE / HIGHER EDUCATION / SOCIAL ROLE OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиневич Ольга Владимировна, Рузанкина Елизавета Александровна, Диев Владимир Серафимович, Головко Никита Владимирович

12 марта с.г. в НГТУ состоялся круглый стол «Академическая наука и высшее образование в современном российском обществе», целью которого было обсудить актуальные вопросы, посвященные анализу места и роли науки и образования в современном обществе. Среди обсуждавшихся вопросов и тем были затронуты: образ науки и университетское образование; новые модели управления в системе науки и образования; институциональные, политические и внутрисоциальные факторы развития университета; социокультурные основания образовательного процесса; динамика адаптационных процессов в российской науке и высшем образовании. Пленарные доклады были посвящены таким актуальным проблемам российской науки и образования, как управленческие решения в российской науке и высшей школе, предпринимательская деятельность университета, междисциплинарное измерение предмета регионоведения, формирование элитного сегмента высшего образования России в начале ХХI века, трансформация роли университета в свете концепции науки второго рода, применение инклюзивной модели образования инвалидов в России и др. В мероприятии приняли участие сотрудники, преподаватели, студенты и аспиранты НГТУ, НГУ и ИФПР СО РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиневич Ольга Владимировна, Рузанкина Елизавета Александровна, Диев Владимир Серафимович, Головко Никита Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC SCIENCE AND HIGHER EDUCATION IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

The round table “Academic Science and Higher Education in Contemporary Russian Society” took place at NSTU on March 12. It was held to discuss topical questions concerning the place and role of science and education in contemporary society. Among the issues discussed and that have been affected: the image of science and university education; new models of management in science and education; institutional, political and social factors in the development of the university; socio-cultural foundation of the educational process; dynamics of adaptation processes in the Russian science and higher education. Plenary lectures were devoted to topical issues of Russian science and education, as management decisions in the Russian science and higher education, entrepreneurship university, interdisciplinary subject of regional studies, the formation of an elite segment of higher education in Russia in the early twenty-first century, the transformation of the university's role in light of the concept of mode-2 science, use of inclusive education model with disabilities in Russia, etc. The participants included professors, researchers, lecturers and assistants of NSTU, NSU and IPL SB RAS.

Текст научной работы на тему «Академическая наука и высшее образование в современном российском обществе»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

УДК 101.1

АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

О.В. Зиневич, Е.А. Рузанкина, В.С. Диев, Н.В. Головко

Новосибирский государственный технический университет; Новосибирский государственный университет,

Институт философии и права СО РАН elizaveta.ruzankina@yandex.ru, ozinevich@gmail.com, diev@smile.nsu.ru, golovko@philosophy.nsc.ru

12 марта с.г. в НГТУ состоялся круглый стол «Академическая наука и высшее образование в современном российском обществе», целью которого было обсудить актуальные вопросы, посвященные анализу места и роли науки и образования в современном обществе. Среди обсуждавшихся вопросов и тем были затронуты: образ науки и университетское образование; новые модели управления в системе науки и образования; институциональные, политические и внутрисоциальные факторы развития университета; социокультурные основания образовательного процесса; динамика адаптационных процессов в российской науке и высшем образовании. Пленарные доклады были посвящены таким актуальным проблемам российской науки и образования, как управленческие решения в российской науке и высшей школе, предпринимательская деятельность университета, междисциплинарное измерение предмета регионоведения, формирование элитного сегмента высшего образования России в начале XXI века, трансформация роли университета в свете концепции науки второго рода, применение инклюзивной модели образования инвалидов в России и др. В мероприятии приняли участие сотрудники, преподаватели, студенты и аспиранты НГТУ, НГУ и ИФПР СО РАН.

Ключевые слова: экономика знаний, академическая наука, высшее образование, социальная роль университета.

12 марта 2014 г. в Новосибирском государственном техническом университете в рамках мероприятий «Научной сессии НГТУ» прошел круглый стол, посвященный проблеме развития академической науки и высшего образования в современном российском обществе. В условиях реформирования системы высшего образо-

вания особый интерес вызывают вопросы, связанные с определением направления и перспектив осуществляемых изменений. Целью круглого стола было обсуждение актуальных проблем, а также представление участниками форума результатов своих теоретических и эмпирических исследований, посвященных анализу роли и места

науки и образования в современном обществе. Среди обсуждавшихся вопросов и тем были затронуты: образ науки и университетское образование; новые модели управления в системе науки и образования; институциональные, политические и внутри-социальные факторы развития университета; социокультурные основания образовательного процесса; динамика адаптационных процессов в российской науке и высшем образовании.

Организаторами мероприятия, кроме кафедры международных отношений и ре-гионоведения Новосибирского государственного технического университета, также выступили философский факультет Новосибирского государственного университета и сектор социологии науки и образования Института философии и права СО РАН. В дискуссии приняли участие: зав. кафедрой международных отношений и регионоведе-ния НГТУ д-р филос. наук О.В. Зиневич, доценты кафедры: канд. филос. наук Е.А. Ру-занкина, канд. истор. наук В.Г. Шишикин, канд. истор. наук Д.Н. Куликова, канд. истор. наук Е.В. Никитенко; доценты кафедры социально-массовых коммуникаций НГТУ: канд. филос. наук И.А. Вальдман, канд. экон. наук Ю.В. Бельская, канд. филос. наук М.Р. Васильева; ст. преподаватель кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, зам. декана факультета гуманитарного образования НГТУ Т.Н. Дегтярева; преподаватель кафедры иностранных языков технических факультетов НГТУ, аспирант кафедры философии НГТУ СЮ. По-лянкина; ст. преподаватель кафедры лазерных систем НГТУ Э.Д. Петрова; ст. преподаватель кафедры телевидения и управления ТУСУР (г. Томск) О.А. Бут; ст. научный сотрудник сектора этносоциальных исследований ИФПР СО РАН канд. филос. наук

Д.В. Ушаков; ст. научный сотрудник отдела философии ИФПР СО РАН канд. фи-лос. наук А.В. Хлебалин; зам. декана философского факультета НГУ д-р филос. наук Н.В. Головко. В качестве приглашенных экспертов на круглом столе выступили: декан философского факультета НГУ д-р филос. наук, профессор В.С. Диев и зав. сектором социологии науки и образования ИФПР СО РАН, канд. филос. наук А.М. Аблажей. Также в прениях по докладам принимали участие сотрудники, преподаватели, студенты и аспиранты факультета гуманитарного образования НГТУ и философского факультета НГУ.

В своем докладе «Управленческие решения в российской науке и высшей школе: история и современность» декан философского факультета НГУ, профессор Владимир Серафимович Диев отметил, что будущее состояние системы высшего образования, каким бы оно ни было, должно учитывать исторически сложившиеся принципы развития науки и образования в России: 1) государственность: наука и образование — это дело государства; 2) всесословность; 3) фундаментальность. Образование и наука по своей сути имеют интернациональный характер, но в каждой стране присутствует и национальная специфика [3]. После создания Академии наук Петербургского, а затем и Московского университета в нашей стране сложились две формы производства научного знания — академия и университет, при этом они никогда не противопоставлялись друг другу. Российская академия наук прежде всего отвечала за фундаментальные исследования, а система университетов была нацелена прежде всего на образование и уже во вторую очередь — на исследования. Фактически именно эта система,

в которой Академия наук смыкается с университетским образованием, существует по настоящее время и в значительной степени определяет национальную специфику российского высшего образования.

Зав. кафедрой международных отношений и регионоведения НГТУ, доктор философских наук Ольга Владимировна Зиневич в докладе на тему «Предмет ре-гионоведения в междисциплинарном измерении» обратилась к вопросу о необходимости дифференциации подходов к конструированию междисциплинарности в научном и образовательном пространствах. Существует проблема установления междисциплинарных связей в практике преподавания учебных дисциплин и внедрения результатов исследований в учебные программы [4]. В рамках образовательной программы рассматривается возможность конструирования различных междисциплинарных полей, где роль ведущих могут брать на себя различные дисциплины. В докладе было показано значение исторических дисциплин в конструировании предмета регионоведения как образовательной программы.

Доклад зам. декана философского факультета НГУ профессора Никиты Владимировича Головко «Предпринимательская деятельность университета» был посвящен проблеме адаптации модели предпринимательского университета на российской почве. В условиях, когда «предпринимательская деятельность» становится одним из основных показателей успешности университета, необходимо внимательное прочтение основных условий, действующих агентов, механизмов и противоречий, трансформирующих «нормальный» университет в «предпринимательский» [2]. Превращение университета в реальную площадку

интеграции науки, образования и бизнеса невозможно без развития особой культуры, которая подчеркивает привлекательность, поддерживает инициативу и обеспечивает гибкость университета по отношению к «предпринимательской деятельности».

В докладе «Проблема формирования элитного сегмента высшего образования России в начале XXI века» доцент кафедры международных отношений и регионове-дения НГТУ Виталий Геннадьевич Ши-шикин проанализировал политику «уни-верситезации», проводимую в системе российского высшего образования в 1990-х — начале 2000-х гг. Преобразования, направленные на формирование элитного сегмента высшей школы России, отметил докладчик, привели к сокращению числа учебных заведений, которые влились в состав вновь организованных научно-образовательных центров [5]. Одновременно произошло формальное закрепление положения, которое сложилось в высшем образовании до начала реформ, то есть выделение группы элитных вузов, которые составляют костяк системы высшей школы России и в ряде случаев могут составить конкуренцию на международной арене.

Особенности изменения роли университета охарактеризовала в своем докладе «Трансформация роли университета в свете концепции науки второго рода» доцент кафедры международных отношений и регионоведения НГТУ Елизавета Александровна Рузанкина. В рамках концепции «науки второго рода» были проанализированы основные тенденции трансформации высшего образования и роли университета в современном обществе [2]. С точки зрения докладчика, одно из преимуществ концепции «науки второго рода» состоит в том, что кроме указания на соответству-

ющие изменения, происходящие в обществе, делается попытка рассмотреть процессы возникновения новых институциональных механизмов, связывающих науку, бизнес и государство, а также предложить основания для формирования комплексной инновационной политики, которая чувствительна к такому важному феномену, как «социальное распределение» производства знания.

Доцент кафедры социально-массовых коммуникаций, зам. декана факультета гуманитарного образования НГТУ Игорь Александрович Вальдман в докладе «Академическая мобильность как фактор развития современного высшего образования: возможности и противоречия» рассмотрел особенности академической мобильности в системе современного высшего образования современных России и Европы. Программы академической мобильности в области высшего образования весьма актуальны и важны не только и не столько для студентов, сколько для преподавателей. Однако развитие подобных программ связано с рядом серьезных трудностей как финансового, так и содержательного характера [1]. Отсутствие не только межгосударственных, но и межвузовских соглашений вместе с проблемами применения Болонской системы в современном российском образовательном пространстве (например, трудности в соблюдения требований к качеству образования в условиях необходимости учета исключительно количественных показателей при переводе студента из одного вуза в другой) фактически сводят на нет все усилия по развитию эффективных программ академической мобильности.

Важной и актуальной теме образования инвалидов был посвящен доклад зам.

декана факультета гуманитарного образования НГТУ, ст. преподавателя кафедры СРСА НГТУ Татьяны Николаевны Дегтяревой («Инклюзия в системе высшего профессионального образования»). В докладе был освещен зарубежный опыт, приведены основные характеристики, а также оценивались перспективы применения инклюзивной модели образования инвалидов в России. Социально-культурная концепция инвалидности должна включать не только представление о гарантиях прав граждан с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования, но и о приемлемости конкретных образовательных моделей, которые будут определять условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. В этом смысле опыт практического применения инклюзивной модели, когда инвалиды на равных включаются в общее образовательное пространство, показывает, что она является одной из лучших с точки зрения как социально-экономических показателей, так и с точки зрения социально-психологической адаптации инвалидов.

Преподаватель кафедры ИЯ ТФ НГТУ, аспирант кафедры философии НГТУ Софья Юрьевна Полянкина в докладе «Новая онтология образования, или права и принципы он-лайн обучения в цифровую эпоху», посвященном правам и принципам он-лайн обучения, отметила, что новая онтология образования, основанная на выстраивании индивидуальных образовательных траекторий в виртуальном пространстве, может стать условием для разрешения большинства из традиционных проблем и противоречий системы образования. Это станет возможным благода-

ря а) грамотному балансу глобальной межкультурной интеграции и индивидуальной дифференциации обучающихся; б) сочетанию передовых технологий с традиционными формами обучения и воспитания; в) выполнению перспективных задач по образованию широко эрудированного, гибкого и готового к переобучению профессионала; г) повышению конкурентоспособности будущих специалистов благодаря равному открытому доступу к качественным он-лайн курсам от ведущих университетов мира и реального и удобного способа продолжения самообразования на протяжении всей жизни.

Все участники круглого стола отметили объективный рост значимости роли университета в современном обществе. В условиях формирования общества, основанного на знаниях (Знаниевое общество), в условиях процессов глобализации, кардинальным образом перестраивающих все стороны жизни современного человека, необходим переход к новой модели университета, которая будет органично включать не только необходимые новации, продиктованные настоящим моментом, но и сохранять общую идею и целостность представления о роли науки и высшего образования в жизни общества. В заключительном слове зав. кафедрой международных отношений и регионоведения НГТУ Ольга Владимировна Зиневич отметила, что развитие академической науки и высшего образования в современном российском обществе находится на перелом-

ном этапе, в связи с чем обсуждение тенденций, характеризующих этот процесс, является насущно необходимым. Предложение сделать подобные встречи регулярными, а также привлечь к диалогу, наряду с преподавателями и сотрудниками других вузов г. Новосибирска, представителей мэрии и областной администрации, общественности и бизнеса, было поддержано всеми участниками круглого стола.

Литература

1. Вальдман ИА. Каукенова Т.В. Образование как фактор генезиса и функционирования социального капитала сетевых структур / И. А. Вальдман, Т.В. Каукенова // Философия образования. - 2010. - № 3 (32). - С. 16-22.

2. Головко Н.В., Рузанкина ЕА. Особенности трансформации высшего образования в свете концепции науки второго рода / Н.В. Головко, Е.А. Рузанкина // Философия образования. -2013. - № 3 (48). - С. 53-59.

3. Лиев В.С., Москвич Ю.Н. Образование на пути к новым берегам: поиск ответа на глобальные вызовы / В.С. Диев, Ю.Н. Москвич // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2 (24). -С. 14-24.

4. Зиневич О.В., Рузанкина ЕА. Конструирование предмета регионоведения: проблемы роста / О.В. Зиневич, Е.А. Рузанкина // Философия образования. - 2010. - № 3 (32). - С. 307315.

5. Шишикин В.Г. Эволюция образовательного потенциала государственных вузов Новосибирска в 1990-х - начале 2000-х годов / В.Г. Шишикин // Гуманитарные науки и образование в Сибири. - 2010. - № 6. - С. 9-21.

ACADEMIC SCIENCE AND HIGHER EDUCATION IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

O.V. Zinevich, E.A. Ruzankina, V.S. Diev, N.V. Golovko

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk State University, Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the RAS

elizaveta.ruzankina@yandex.ru, ozinevich@gmail.com, diev@smile.nsu.ru, golovko@philosophy.nsc.ru

The round table "Academic Science and Higher Education in Contemporary Russian Society" took place at NSTU on March 12. It was held to discuss topical questions concerning the place and role of science and education in contemporary society. Among the issues discussed and that have been affected: the image of science and university education; new models of management in science and education; institutional, political and social factors in the development of the university; socio-cultural foundation of the educational process; dynamics of adaptation processes in the Russian science and higher education. Plenary lectures were devoted to topical issues of Russian science and education, as management decisions in the Russian science and higher education, entrepreneurship university, interdisciplinary subject of regional studies, the formation of an elite segment of higher education in Russia in the early twenty-first century, the transformation of the university's role in light of the concept of mode-2 science, use of inclusive education model with disabilities in Russia, etc. The participants included professors, researchers, lecturers and assistants of NSTU, NSU and IPL SB RAS.

Keywords: knowledge economics, academic science, higher education, social role of the university.

References

1. Valdman I.A., Kaukenova T.V Obrazovanie kak factor gene%isa i funktsionirovaniya social'nogo kapita-la setevyh struktur [Education as a Factor of Genesis and Functioning of Social Capital of the Network Structures]. Filosofiya Obrazovaniya, 2010. № 3 (32). P. 16-22.

2. Golovko N.V, Ruzankina E.A. Osobennosti transformatsii vysshego obrazovaniya v svete kontseptsii nauki vtorogo roda [Peculiarities of Higher Education Transformation in Light of the Concept of Mode-2 Science] Filosofiya Obrazovaniya. 2013. № 3 (48). P. 53-59.

3. Diev VS., Moskvich Ju.N. Obrazovanie na puty k novym beregam:poisk otveta na global'nye vyzovy [Edu-

cation on the Way to New Horizons: Search of an Answer for Global Challenges]. Vestnik Kras-noyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2013. № 2 (24). P. 14-24.

4. Zinevich O.V, Ruzankina E.A. Konstruiro-vanie predmeta regionovedeniya: problemy rosta [The Formation of the Subject of Regional Studies: Growth Problems]. Filosofiya Obrazovaniya, 2010. № 3 (32). - P. 307-315.

5. Shishikin VG. Evolyutsiya obrazpvatel'nogo po-tentsiala gosudarstvennyh vu%ov Novosibirska v 1990-h — nachale 2000-h godov [The Evolution of the Educational Potential of State Higher Educational Institutions in Novosibirsk]. Gumanitarnye nauki I obrazovanie v Sibiri. - 2010. № 6. P. 9-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.