УДК 378 ББК 74.480.051
А.К. Кабланова
академическая мобильность педагогических работников как фактор повышения качества
образования
В статье рассматриваются вопросы организации академической мобильности педагогических работников, понятие академической мобильности в вузе, её цель, результат, проблемы и пути их решения.
Ключевые слова: академическая мобильность, формы, программы академической мобильности, интернационализация, повышение качества образования.
A.K. Kablanova
the academic mobility of the pedagogical personnel as a raising factor of the quality
of education
Issues of organization of academic mobility at the institute of higher education are considered. The notion of academic mobility at the institute of higher education, its goal, result, problems and ways of solving them are determined.
Key words: academic mobility, types, academic mobility programs, directions of development of international cooperation, internationalization, improving the quality of education.
Образование в России в современных условиях претерпевает существенные изменения. Тенденция высшего образования РФ направлена на интернационализацию образовательной системы. Процесс интернационализации сфокусирован на укрепление интеллектуального потенциала страны, заимствование опыта международных вузов-партнеров и их интеграция в отечественный учебный и научно-исследовательский процесс, продвижение российского образования, науки и культуры на глобальном образовательном рынке.
Перспективы развития интернационализации подкрепляются взаимодействием университетов-партнеров, когда каждый участник «делится» наиболее сильными сторонами образовательного процесса и научных исследований с партнерами, повышая тем самым качество образования.
Развивая интернационализацию образования, Правительство РФ дает возможность повысить конкурентоспособность российской экономики за счет
приспособленности выпускников к глобальному миру во всех направлениях развития общества. Целесообразность процесса интернационализации в образовании направлена на достижение следующих целей: изменение и увеличение финансовых ресурсов путем привлечения иностранных студентов на коммерческой основе, укрупнение регионального взаимодействия вуза с другими организациями для эффективного использования своих ресурсов, обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах, повышение качества образования и научных исследований студентов и преподавателей в международном образовательном пространстве.
Министром образования и науки РФ Д. Ливановым при встрече с членами наблюдательных советов вузов-участников Проекта повышения международной конкурентоспособности ведущих российских университетов было отмечено слабое развитие интернационализации, низкая глобальная академическая репутация, плохая инфраструктура образо-
вания. В связи с чем возникает необходимость внедрения проектов, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности высших учебных заведений в мировом образовательном пространстве, в частности это касается образовательных организаций, занимающихся подготовкой педагогических кадров. Министерство образования и науки Российской Федерации отмечает ряд недостатков при подготовке педагогических работников: проблема входа педагогических работников в профессию из-за отсутствия престижности получаемого образования, из-за низкого уровня дохода от осуществляемой деятельности (низкий процент трудоустройства выпускников педагогических программ), проблема низкого качество подготовки обучающихся (в учебном плане предусмотрено недостаточное количество часов на практику и стажировку) и проблема текучести педагогических кадров (отсутствие механизмов привлечения на должность учителя, карьерных перспектив) [6].
Одним из инструментов в подготовке педагогических работников, который позволит повысить качество образования, является академическая мобильность.
Согласно определению Комитета Министров Совета Европы (2006г.), под академической мобильностью понимается «перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение. Данное понятие не связано с эмиграцией или длительным периодом обучения (работы) за рубежом» [3].
В Лювенском коммюнике (2009 г.) «мобильность студентов, начинающих исследователей и сотрудников высшей школы повышает качество программ и научных исследований. Она усиливает академическую и культурную интернационализацию европейского высшего образования... Мобильность имеет важное
значение для развития личности и для трудоустраиваемости, формирует уважение к многообразию и способность понимать другие культуры.» [7].
Академическая мобильность направлена на реализацию следующих целей: повышение качества получаемого студентом образования, внедрение новых методов и технологий в процесс обучения, участие как студентов, так и преподавателей в международной системе образования, организация условий для трудоустройства выпускников, повышение их конкурентоспособности на интернациональном рынке труда, а также повышение престижа образовательной организации в мировом образовательном пространстве.
Качественную основу развития академической мобильности осуществляют проекты («Привлечение ведущих ученых в российские образовательные и научные организации», «Интеграция российской науки в международное научно-техническое пространство», «Концепция модернизации педагогического образования»), программы, концепции федерального уровня («Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию», утв. Указом Президента РФ от 20 апреля 2014г. № 259), и локальные нормативные документы отдельных вузов. Эффективность внедрения нормативных документов, как на федеральном, так и на локальном уровне, зависит от формирования единой, прозрачной и доступной информационной среды, создания оптимального механизма взаимодействия вузов-партнеров, разработки критериев эффективности программ мобильности, создание материально-технических, социально-бытовых, финансовых условий [4].
В рамках российского образовательного пространства академическая мобильность подразделяются на следующие виды: международную и национальную. Под международной (внешней) академической мобильностью понимается обучение обучающихся в зарубежных вузах, а также работа преподавателей-исследователей в зарубежных образова-
ш
0
1
н о ю
го ^
X к ^ I
а
Ф ш
т О
^ со
Ф го ей
н
о ф
т
го ¡£
X
ф
_ 3
5 ¡8
* <2
о ^
Ф о.
н
££ го ^
< и
тельных или научных учреждениях. Под национальной (внутренней) академической мобильностью понимается обучение обучающихся, проведение исследований и работа педагогических, научно-педагогических работников в ведущих российских вузах [7].
Академическая мобильность педагогических работников в области образовательной и научной деятельности может осуществляться в следующих формах:
• участие в программах повышения квалификации, в том числе стажировки;
• участие в конференциях и семинарах;
• участие в языковых и летних школах, в совместных разработках и др.
К наиболее успешным программам развития академической мобильности относятся:
• Программа «Эразмус» (Erasmus), которая стартовала в 1987 г. в Европейском союзе. С 2014 по 2020 г. Программа была переименована «Эразмус+». Её финансирование составит 14,7 млн евро. Согласно данным программы, почти 270 тыс. студентов получили гранты ЕС для обучения за рубежом в 2012-2013 гг.
• Стипендиальные программы Германской службы академических обменов (DAAD). Служба занимает роль посредника на мировом образовательном пространстве. Германская служба академических обменов имеет четырнадцать зарубежных представительств и около пятидесяти информационных центров. При реализации академических обменов DAAD предусмотрено около 60 000 стипендий в год.
• Программа Фулбрайт (Fulbright). В 2014 г. более полутора тысяч российских ученых, студентов, аспирантов и преподавателей получили грант программы Фулбрайта. Каждый год по нескольким программам в Россию приезжают около 70 стипендиатов.
Реализация академической мобильности студентов «в чистом виде» позволяет развивать следующие компетенции: поиск способов взаимодействия с мировым сообществом, способность изучать проблему в сравнительном аспекте, способность к кросс-культурной коммуникации,
умение оценивания собственного уровня знаний, способность изменять самовосприятие, знание о других культурах. Академическая мобильность дает толчок для развития академического мастерства посредством новых контактов и взглядов, а также сопоставления систем образования. Отсутствие преград в области образования укрепляет международное сотрудничество и взаимосвязь, а также повышает качество высшего образования и научных исследований. Для повышения качества подготовки педагогических работников необходимо совершенствование модели организации академической мобильности педагогических работников российских вузов. Развитие академической мобильности требует решения определенных задач: повышение доступности выбора и реализации различных образовательных траекторий для обучаемых в рамках одной или нескольких основных образовательных программ; повышение привлекательности предлагаемых образовательных траекторий, а также предоставление возможности выбора обучаемыми наиболее подходящих для них траекторий, с учетом их личностных характеристик, способностей, предпочтений, интересов; создание корпоративных информационно-образовательных, кадровых и материально-технических ресурсов на межвузовском уровне, а также путем организации взаимодействия с предприятиями-стратегическими партнерами; формирование мотивации к академической мобильности для обучающихся.
В рамках проекта концепции модернизации педагогического образования разрабатываются новые подходы к разработке и реализации программ подготовки педагогических работников. Изменения коснулись содержания и технологий подготовки педагогических работников в соответствии с профессиональными стандартами, с развитием сетевого взаимодействия и академической мобильности.
Российская система образования может стать эффективным инструментом внешней политики. Российская Федерация способствует взаимодействию
национальных и международных образовательных и научных учреждений/ организаций, международной академической мобильности обучающихся, научно-педагогических, педагогических работников образовательной системы, привлечению граждан иностранных государств к обучению в организациях Российской Федерации, осуществляющих образовательную деятельность, разработке федеральных соглашений, нормативных документов по взаимному признанию образования и(или) квалификации, развивает в соответствии с международными договорами/соглашениями Российской Федерации международные отношения в деятельности различных международных организаций в сфере образования. Министерством образования и науки Российской Федерации разработан проект «Международная академическая мобильность», целями которого являются интеграция российского образования в мировое образовательное пространство и повышение эффективности и конкурентоспособности российской системы образования [2].
Реализация проекта «Международная академическая мобильность» осуществляется по нескольким направлениям: формирование международной договорной базы по признанию документов об образовании и квалификации; формирование рамочных программ поддержки академической мобильности, включая выделение квот Правительства РФ для обучения граждан иностранных государств в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации; обеспечение обучения граждан Российской Федерации в иностранных образовательных организациях; привлечение ведущих ученых в российские образовательные организации высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации; установление партнерских отношений между научными и образовательными организациями.
1. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.
Информационное обеспечение признания в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется национальным информационным центром, функции которого выполняет организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации. Такой организацией определено федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования».
Договорно-правовая база: около 70 двусторонних и многосторонних соглашений по признанию образования, около 20 проектов соглашений находятся в разработке.
2. Прием зарубежными странами на обучение российских студентов, аспирантов и научно-педагогических работников. Ежегодно зарубежные государства, отдельные образовательные организации, международные организации предоставляют возможность российским гражданам пройти обучение по различным образовательным программам за счет принимающей стороны. Обязательным условием участия в таких программах на получение стипендий является обучение или работа претендента на получение иностранной стипендии в российской образовательной организации. Информация о предложениях, поступившая в Минобрнауки России, рассылается по образовательным учреждениям, подведомственных Министерству.
3. Международная академическая мобильность научных и научно-педагогических кадров.
Проекты реализуются Департаментом науки и технологий Минобрнауки России, Департаментом аттестации научных и научно-педагогических кадров Минобрнауки России, а также образовательными и научными организациями.
Образовательные и научные организации обеспечивают направление педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которые включают в себя прием иностранных педагогических и научных
ш
0
1 I-
о ю
го ^
X к
^ I
Й
Ф ш
т О
^ со
Ф го ей I-
о ф
т го
X
ф
_ 3
£ ¡8 * <2 о ^ Ф о.
н
££ го ^
< а
работников в российские образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности.
Информация об участии в проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе представлена на сайте www. science-forum.ru
4. Международная академическая мобильность преподавателей.
Комплекс мероприятий по распространению и укреплению позиций русского языка в мире, популяризации русского языка за рубежом, по поддержке национальной русистики и повышению уровня преподавания русского языка в зарубежных странах; сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.
Проекты реализуются Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (официальной сайт rs.gov.ru), Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Миноб-рнауки России (Молодежные обмены; Продвижение русского языка за рубежом) и образовательными организациями.
5. Международная академическая мобильность обучающихся.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях. Перевод из одной организации в другую на определенный период времени, применительно к обучающимся по основным профессиональным образовательным программам.
Проект реализуется Департаментом государственной политики в сфере выс-
шего образования, Департаментом государственной политики в сфере общего образования, Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО, образовательными организациями.
Систематизированная информация о российском образовании для иностранных граждан по вопросам обучения вРос-сийской Федерации представлена на сайте Russia.edu.ru.
6. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации путем проставления на них апостиля осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им Российской Федерацией полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
7. Привлечение высококвалифицированных специалистов.
С целью приема на работу высококвалифицированных иностранных специалистов и возможности их социальной адаптации в Российской Федерации в 2010 году в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» было введено понятие «высококвалифицированный специалист» - иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации и размер получаемой им заработной платы соответствует данному Федеральному закону.
Реализация проекта «Международная академическая мобильность», совершенствование существующих инструментов
и механизмов поддержки мобильности педагогических работников, создание новых механизмов развития и обеспечения качества мобильности, формирование благоприятных правовых, инфраструк-
турных, социально-экономических условий будет способствовать достижению целевых показателей, поставленных в национальных стратегических документах и международных соглашениях.
Библиографический список
1. Болонский процесс и его значение для России: интеграция высшего образования в Европе [Текст] / авт. кол.: В.А. Белов, М.А. Энтин, Г.И. Гладков и др.; под ред. К. Пурсиайнена, С.А. Медведева. - М.: Изд-во РЕЦЭП, 2005. - 199 с.
2. Международная академическая мобильность. Проект Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: минобрнауки.рф/проекты/академическая мобильность (дата обращения: 25.09.2015).
3. Методические рекомендации по развитию академической мобильности студентов и преподавателей в вузе. - Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/recommendations_mobility_ vsues.pdf. - (дата обращения: 20.09.2015).
4. Минобрнауки планирует изменить подходы к подготовке педагогов в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/society/20140110/988600848.html. - (дата обращения: 20.09.2015).
5. Семин, Н.В. Академическая мобильность в России: нормативно-методическое обеспечение [Электронный ресурс] / Н.В Семин, Ю.Д. Артамонова, А.Л. Демчук. - М.: Изд-во МГУ, 2007. -208 с. - Режим доступа: http://www.umo.msu.ru/docs/projects/Mobility2.pdf. - (дата обращения: 24.09.2015).
6. Система подготовки педагогических кадров будет совершенствоваться [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn-80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/smi/show/103 (дата обращения: 24.09.2015).
7. Чистохвалов, В.Н. Состояние, тенденции и проблемы академической мобильности в Европейском пространстве высшего образования: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Н. Чистохва-лов, М.В. Филлипова. - М.: РУДН, 2008. - 162с. - Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web-local/ uem/iop_pdf/244-CHistohvalov.pdf (дата обращения: 24.09.2015).
Referencеs
1. Bologna process and its meaning for Russia: the ingeration of higher education in Europe. M.: Izd-vo RETsEP, 2005. P. 199. [in Russian].
2. International academic mobility. The project of the The Ministry of education and science of the Russian Federation. [electronic resource] минобрнауки.рф/проекты/академическаямобильность. [in Russian].
3. Methodological recommendations for the development of the academic mobility of the students and university teachers in the higherr educational institution. [electronic resource] http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/recom-mendations_mobility_vsues.pdf. [in Russian].
4. The Ministry of education and science is planning to change the ways of teacher training in Russia. [Electronic resource] http://ria.ru/society/20140110/988600848.html. [in Russian].
5. Semin N.V. The academic mobility in Russia: normative-methodical supply. [electronic resource] http://www.umo.msu.ru/docs/projects/Mobility2.pdf.
6. The system of teacher training will be improved. [electronic resource] http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn-p1ai/smi/show/103. [in Russian].
7. Chistohvalov V.N. The condition, tendencies and problems of the academic mobility in the European higher education space. М.: RUDN, 2008. [in Russian].
CO
0
5
1 I-
0 Ю
ro ^
X к s s
^ I
Й
Ф CQ
T О s n
sä
Ф ro с ш
¡5 13
6 ¥ ° in
5 к
§ s
1 i
5 ¡8
о ^
Ф Q.
h
£ « < a
Сведения об авторе: Кабланова Аделя Кинесаровна,
аспирант, кафедра педагогики высшей школы, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург.
&mail: [email protected]
Information about the author: Kablanova Adelya Kinesarovna,
Postgraduate student,
Department of Higher School Pedagogy,
Orenburg State Pedagogical University,
Orenburg. Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480.26
Е.А. Конопацкая
технологии формирования общекультурных компетенций студентов - будущих учителей
иностранного языка в процессе профессиональной подготовки в поликультурном образовательном пространстве вуза
В статье рассматривается процесс формирования общекультурных компетенций будущих учителей иностранного языка в процессе профессиональной подготовки на базе Казанского (Приволжского) федерального университета. Проведён анализ стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62: Педагогическое образование. Рассмотрены традиционные и инновационные технологии обучения, способствующие овладению практическими умениями и навыками самореализации в сфере профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурные компетенции, учитель, профессиональная подготовка, гуманитарная направленность.
technology of formation of common cultural competence of students - the future foreign language teachers in the vocational training in multicultural education space
of the university
The process of formation of common cultural competence of future teachers of a foreign language in the course of vocational training on the basis of Kazan (Volga) Federal University is discussed. The standard of higher education in the direction of preparing 050100.62 Teacher education is analyzed. Ttraditional and innovative learning technologies to facilitate mastery of practical skills and habits of self-realization in professional educational activities are considered.
Key words: competence approach, general cultural competence, teacher training, humanitarian
E.A. Konopatskaya
focus.
^ На протяжении последних лет пра- рамках Концепции модернизации рос-
^ вительство Российской Федерации осу- сийского образования, основной целью ш ществило ряд значимых мероприятий в которых являлось повышение качества
го с о
X
о