УДК 331.446
Тимофеев Д.А.
студент, факультета экономики и информационных технологий,
Пермский государственный аграрно-технологический университет
им. ак. Д.Н. Прянишникова (г. Пермь, Россия)
АГРОТУРИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗВИТИЯ
Аннотация: в статье рассматривается развитие агротуризма в Пермском крае, его потенциал и существующие препятствия. Несмотря на законодательные и инфраструктурные проблемы, малые предприниматели могут эффективно развивать агротуризм, создавая уникальные туристические продукты и обеспечивая кадры для своих хозяйств.
Ключевые слова: агротуризм, Пермский край, сельский туризм, туристическая инфраструктура.
Явление агротуризма возникло в Европе еще в 1920-х годах, а начало распространяться в послевоенное время в 1960-х. Активное же развитие мировой Агро туристической сферы можно наблюдать последние 30 лет, когда появился тренд на экологичность и началось явление «обратной миграции» [39]. В России тенденция переезда из города в деревню началась сравнительно недавно - около 10 лет назад. Такие переселенцы обладают хорошим управленческим опитым и являются квалифицированными рабочими. Как показывает статистика люди уезжают в деревни не просто «отдохнуть от городской суеты», а на постоянное место жительство [1]. И чаще всего это сопряжено с созданием собственного бизнеса в сельскохозяйственной сфере. Но цель этих мигрантов не создание крупных холдингов, а развитие предприятий малого и среднего бизнеса, т.е.
крестьянско-фермерских хозяйств, которые специализируются на одной или нескольких (до 4-5) видов продукции.
Агротуризм чаще всего используется малыми предпринимателями с целью создания личного бренда и продвижения продукции. Более того немаловажен фактор обеспечения лояльности потребителя, который видит как и из чего состоит данный продукт.
Стерликова А.И. и Демидова Е.А. уверены, что сельский туризм поможет в развитии регионов Пермского края и станет хорошей экономической поддержкой для деревни в условиях рыночной экономики самоокупаемости [2]. Исследователи из Южного федерального университета провели финансово-экономический анализ потенциала регионов, по результатам которых в тройку лидеров вышли Юг, Поволжье и Кавказ. Однако, по словам ученых, такое расположение регионов создает диспропорцию в отношении развития сельского туризма, поэтому необходимо в каждом регионе развивать данную сферу, чтобы не происходило износа основных сельскохозяйственных фондов России. В виду того, что по анализу десятилетней давности, Пермский край вошел в 3 группу (из 5 возможных) можно с уверенностью говорить, что есть потенциал.[1]
Проведенный анализ Агро туристического сегмента сельскохозяйственной отрасли в Пермском крае в 2022 году показал, что некоторые аспекты современной действительности сдерживают развитие данного рынка туристических услуг, а именно «законодательная база, маркетинговая система продвижения сельского турпродукта, кадровый, инвестиционный потенциал и сама инфраструктура сферы туризма на селе не позволяют полноценно реализовать возможности, имеющиеся у края для развития сельского туризма». [1] Но если законодательная база и инфраструктура не в «поле досягаемости» малых предпринимателей, то создание эффективного Агро турпродукта и обеспечение кадрами лежит в пределах компетенции самих же хозяйств.
Исходя из вышеприведенных доводов можно сделать вывод, что предпринимателям малого бизнеса необходимо одновременно следовать двумя
путями - брендирование территории и мотивации персонала. Остановимся более подробнее на втором аспекте, т.к. «кадры решают все» и как сказал Лейф Эдвинссон: «Единственная жизненная ценность, которую имеет компания, — это опыт, навыки, инновации и знания своих сотрудников». Следовательно, один из этапов создания грамотного поведения управления малого бизнеса решает замотивированость кадров.
Предприятия малого бизнеса особо нуждаются в грамотной мотивационной политике предприятия. Таким можно назвать и кластер «Эко деревня Толстик» Соликамского района Пермского края.
История деревни Толстик Соликамского района Пермского края насчитываем многолетнюю историю. Еще во второй половине 16 века здесь строили баржи, а название деревни произошло из-за географических особенностей местности. В Х1Х- XX веке деревня, а после и образованный колхоз продолжали сельскохозяйственную деятельность. В запустение деревня пришла в постсоветский период, когда в ней осталось всего 6 человек.
Однако не так давно, примерно 15 лет назад, местный бизнесмен решил реорганизовать деревню. Подкупили его прекрасные пейзажи данной местности. Теперь здесь располагается гостиничный коттеджный поселок, фирма «Катюша», специализирующаяся на хлебобулочных изделиях, проводиться «Толстовская ярмарка», а также фестиваль рукоделия «Биармия». [3]
Была проведена колоссальная работа по восстановлению поселка -отсыпка дорог, восстановление электричества, газо- и трубопровода. И не даром., с 2020 года, когда внутренний туризм начал набирать обороты, достаточное количество граждан стали интересоваться экотуризмом, в том числе и из столицы. А дальше сарафанное радио сработало на благо «Эко деревни Толстик».
Работники эко деревни люди с различными жизненными обстоятельствами: кого-то бросила жена, кто-то приехал из другого государства из-за внешнеполитических обстоятельств, кого-то сократили. В общем счете в эко деревне на постоянной основе работает около 25 сотрудников. И для них
необходимо создать эффективную систему мотивации. Конечно, на первых порах создатели проекта, бизнесмен Олег Александров и управляющая Анастасия Черноусова, помогли людям решить основной вопрос - проживания. Однако при накоплении достаточного капитала этого становиться недостаточно. Более того личностные характеристики каждого работника могут сыграть как в «плюс», так и в «минус» предприятию.
Исходя из вышеприведенных данных определение мотивов работников и грамотное распоряжение ими позволяют обеспечить стабильность для данного вида малого предпринимательства. Разработанная нами анкета (Приложение 1) и описание к ней (Приложение 2) позволят определить личность сотрудников, что до настоящего времени не было сделано собственником предприятия, а также грамотно распорядиться «человеческим капиталом».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зубрилина О.А., Назаренко О.В., Рубан Д.А. Состояние агропромышленного комплекса как предпосылка развития сельского туризма в регионах России: опыт финансово-статистической оценки // Финансы и кредит. 2016. №36 (708). URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/sostoyame-agropromyshlennogo-kompleksa-kak-predposylka-razvitiya-selskogo-turizma-v-regionah-rossii-opyt-finansovo-statisticheskoy (дата обращения: 13.07.2024);
2. Стерликова А.И., Демидова М.А. Роль ландшафтного архитектора в развитии агротуристического комплекса в сельской местности // Символ науки. 2020. № 4. С. 142-144;
3. Портал «Пермь. Онлайн». Проходил мимо на катере и влюбился в места. Как бизнесмен из Прикамья возродил заброшенную деревню, сделав ее фермерской. Электронный доступ: https://59.ru/text/economics/2022/07/28/71520818;
Timofeev D.A.
Perm State Agrarian and Technological University (Perm, Russia)
AGROTOURISTIC DIRECTIONS OF PERM REGION
AND WAYS OF THEIR DEVELOPMENT
Abstract: the article examines the development of agrotourism in the Perm Region, its potential and existing obstacles. Despite legislative and infrastructural problems, small entrepreneurs can effectively develop agrotourism by creating unique tourism products and providing personnel for their farms.
Keywords: agrotourism, Perm Region, rural tourism, tourist infrastructure.