doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-1-113-118
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ЛОГИСТИКА
ЧЕРТИЛИНА ЕКАТЕРИНА БОРИСОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования оптово-распределительных центров. Необходимость их создания обусловлена повышением конкурентоспособности отечественной продукции в сложившихся условиях западных санкций, увеличением прибыльности сельскохозяйственного производства, ростом информированности о рынке продовольствия, а также стабильным сбытом. Проводимая в нашей стране политика импортозамещения в условиях антироссийских санкций должна опираться на прочную логистическую инфраструктуру по множеству причин. Во-первых, отсутствие взаимосвязей между сельским хозяйством, торговлей и перерабатывающей промышленностью, так как у большинства торговцев и переработчиков основу товарного потока составляет импортная продукция и сырье. Во-вторых, недостаточная рентабельность сельскохозяйственного товаропроизводителя из-за ценового давления. В-третьих, отсутствие постоянного сбыта у большого количества предприятий малых форм хозяйствования, учитывая, что половина производимого продовольствия приходится на их долю. В-четвертых, низкая конкурентоспособность продукции отечественного производства, вследствие отсутствия требуемых способов ее хранения, упаковки, подработки и т. д. В заключении, изменение методов оказания государственной поддержки сельхозпроизводителей в связи с вступлением России в ВТО. В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает идея внедрения оптово-распределительных центров. Главная задача их функционирования должна стать доступность сбыта, обеспечение условий хранения, очистки и упаковки сельскохозяйственной продукции предприятий любых форм хозяйствования. Низкая обеспеченность предприятий сельского хозяйства специальной техникой и технологическим оборудованием, а также технологическая отсталость множества пищевых и перерабатывающих предприятий, нехватка высокопроизводительной техники для производства и мощностей по переработке картофеля также негативно сказывается на развитии данной отрасли.
Ключевые слова: оптово-распределительный центр; логистическая инфраструктура; сельскохозяйственный потребительский кооператив
Большая часть сельскохозяйственной продукции, произведенной в России, портится, так и не достигнув покупателя. Это является результатом того, что существующая в данный момент в России сельскохозяйственная инфраструктура и логистика сильно устарела. Значительная часть овощехранилищ и оптовых рынков была создана еще в Советском Союзе, когда не было энергосберегающих технологий, не было узкой специализации хранилищ, складов и рынков. Сельскохозяйственная продукция, которая в наше время хранится и реализуется в подобных местах старой постройки, очень быстро теряет товарный вид, а, соответственно, и конкурентоспособность.
Вопрос сбыта сельхозпродукции, произведенной отечественными сельскохозяйственными производителями является одной из наиболее актуальных проблем развития сельского хозяйства любого региона, даже несмотря на значительный рост общего сбора картофеля и овощей в хозяйствах стра-
ны. Недостаточный уровень логистики и инфраструктуры продовольственного рынка в регионах является сдерживающим фактором дальнейшего развития всей отрасли.
В развитых странах Европейского союза эффективна организационная структура по формированию системы хранения и сбыта сельхозпродукции, которая применяется, в том числе и малыми формами хозяйствования - это внедрение оптово-распределительных центров (ОРЦ) по заготовке, хранению, переработке и подготовке к продаже сельхозпродукции.
Например, в Испании для решения этой проблемы созданы специализированные продуктовые центры. Mercasa - продовольственные центры Испании - это государственные компании: 51 % акций принадлежит - Министерству финансов, а 49 % Министерству сельского хозяйства. Все основные вопросы по ценовой политике и стратегическому
планированию решает управляющая компания, а государство в работу центров не вмешивается [1].
Выгоду от продовольственных центров получают все без исключения сельхозпроизводители. Территории центров для удобства разделены на два сектора:
1) для крупных оптовиков, заключающих долгосрочные контракты с центром и имеющие свои постоянные торговые места;
2) для фермеров, приезжающих только во время урожая, которые реализуют свою продукцию и освобождают места.
В испанских центрах четыре пищевых отдела, среди которых выделяют овощи и фрукты, молочную, мясную и рыбную продукцию. В этих центрах не только реализуют сельскохозяйственную продукцию, но и обрабатывают ее и хранят. Например, здесь могут помыть, почистить, нарезать и упаковать для транспортировки в магазины привезенную фермерами продукцию. По испанским законам, любая сельскохозяйственная продукция должна быть упакована. Кроме этого, в центрах функционируют зоны для лабораторных исследований, зоны международной сертификации, а также зоны для хранения. Инфраструктуру центров также составляют транспортные компании, оказывающие услуги арендаторам, зона свободной торговли, таможня, образовательные и консультационные центры, банки, страховые компании и так далее.
Средняя площадь центра в Испании составляет около 50 га - для обслуживания города с населением в 1,5 млн чел., но существуют и более крупные объекты Mercasa: к примеру, площадь центра в Мадриде составляет 160 га.
Благодаря широко развернутой инфраструктуре продовольственных центров сельскохозяйственные производители минимизируют свои затраты. На-
пример, мелкие хозяйственники чтобы сэкономить, пользуются торговыми площадями и услугами центров по мойке, обработке и упаковке продукции сообща - объединяются и арендуют площадки и камеры хранения.
В результате вышесказанного внедрение ОРЦ в России несет только положительные перспективы для всего сельского хозяйства нашей страны, особенно в условиях западных санкции.
Стратегические цели внедрения федеральной сети оптово-распределительных центров (ОРЦ):
- обеспечение продовольственной безопасности регионов Российской Федерации, в том числе импортозамещение, а также обеспечение бесперебойного снабжения населения качественными продуктами животноводства и растениеводства по доступным ценам;
- обеспечение доступности торговых площадок по сбыту выращенного урожая для российских производителей с/х продукции;
- создание комплекса услуг по заготовке, хранению, переработке (первичной и глубокой) для повышения конкурентоспособности российской продукции мелких и средних производителей;
- оптимизация цепей поставок и повышение их оперативности;
- снижение издержек, связанных с организацией логистики и расходов на хранение с/х продукции;
внедрение основ социального питания и продовольственной помощи малообеспеченным слоям населения через систему централизованной организации поставок продукции компаниям, задействованным в производстве социального питания через систему ОРЦ.
При создании ОРЦ в России следует учитывать как определенные перспективы развития, так и проблемы, с которыми можно столкнуться (табл. 1).
Проблемы и перспективы создания оптово-распределительного центра
Таблица 1
Проблемы Перспективы
- отсутствие инициативы; - сложность в привлечении к участию в деятельности малых форм хозяйствования; - трудности при установлении для всех категорий хозяйствования приемлемых цен на услуги; - ограниченность источников финансирования; - сложности с выбором, а затем и с выделением земельного участка под строительства - повышение конкурентоспособности российской продукции; - ускоренное импортозамещение; - увеличение рентабельности товаропроизводителя; - установление обоснованных цен; - новые инструменты государственной поддержки; - уменьшение безработицы; - развитие инфраструктуры сельских территорий
Ключевые принципы создания и управле- - управление ОРЦ во всех регионах по еди-
ния федеральной сетью ОРЦ: ным утвержденным государственным правилам и
стандартам;
- финансирование строительства, модернизация или реконструкция с помощью механизмов государственно-частного партнерства;
- использование механизмов рыночного регулирования деятельности ОРЦ;
- учет региональных особенностей при постройке ОРЦ;
- единство информационного пространства.
Трудные условия сбыта, особенно для малых
форм хозяйствования, привели к пониманию необходимости создания логистических центров подобного уровня, с целью сближения в едином товарном потоке усилий всех товаропроизводителей.
Создание ОРЦ должно проходить следующие этапы:
I. Выбор места размещения ОРЦ.
II. Выбор организационно правовой формы.
III. Определение основных источников финансирования.
IV. Формирование структуры центра и определение основных и второстепенных функций.
V. Определение масштабов деятельности ОРЦ.
VI. Разработка логистической и маркетинговой стратегии.
Первоначально главная задача - это выбор места размещения, как оптимального решения для определения границ обслуживаемой территории [2].
Для расчета необходимого количества объектов ОРЦ и создания схемы их размещения требуется создание имитационной модели.
Итогом моделирования является карта размещения ОРЦ по типу «рыбий скелет», где по центральной оси («хребту») расположены крупные связующие объекты федерального масштаба, а по примыкающим осям («ребрам») и более мелким региональные объекты (рис. 1).
Рис. 1. Карта размещения ОРЦ по типу «Рыбий скелет»
Критерии включения объектов в сеть ОРЦ:
- степень развития транспортной инфраструктуры (наличие ж.д.; пропускная способность дорог; транзитные возможности);
- финансово-экономическая обоснованность (эффективность в плане рентабельности и социальной необходимости);
- количественная обоснованность;
- специализация по товарному признаку (вблизи с/х производства - центры с первичной переработкой, а вблизи потребления - с глубокой переработкой);
- расположение.
Выбор формы правового поля предприятия - II этап создания центра - зависит от организационно-правовой формы субъектов, входящих в ОРЦ, а
также от скорости обращения товаров. Если преобладающим числом участников вступивших в ОРЦ являются малые формы хозяйствования, то наиболее целесообразным является его организация на базе сельскохозяйственного потребительского кооператива.
Основные виды деятельности такого кооператива: сбыт, переработка, снабжение и обслуживание предприятий - членов кооператива.
Трудности центра, основанного на базе сельскохозяйственного потребительского кооператива -отсутствие инициативы у участников проекта, первоначального капитала, земли под постройку ОРЦ и высококвалифицированных специалистов.
Для решения вопроса с местом размещения ОРЦ наиболее эффективным является формирование потребительского кооператива на площадях уже функционирующих перерабатывающих предприятий или малых цехов, складских помещений с дальнейшей модернизацией и расширением возможностей под полный перечень услуг. Создание такого мощного кооператива требует крупных финансовых вложений, которых нет у малого аграрного бизнеса. Финансовая поддержка государства становится необходимым и основным условием существования кооперативного ОРЦ.
Субсидирование процентной ставки по краткосрочным кредитам на переработку сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственным производителям, по инвестиционным кредитам, компенсации части затрат на строительство ОРЦ в рамках мер государственной поддержки должны осуществляться вне зависимости от выбора организационно-правовой формы и масштабов деятельности [2].
Основные меры и способы государственной поддержки:
- создание условий для получения долгосрочных взаимовыгодных контрактов;
создание условий для максимальной гармонизации поставок сырья и продукции;
- предоставление государственных гарантий по страхованию возможных сбоев в работе других объектов сети;
- предоставление земельных участков и объектов сельскохозяйственной инфраструктуры на льготных условиях
- налоговые кредиты с учетом целесообразной бюджетной обоснованности и эффективности или налоговые каникулы;
- субсидирование лабораторий, проводящих фитосанитарный и ветеринарный контроль, контроль качества сырья и поставляемой продукции.
Среди мер государственного участия следует выделить:
внедрение и контроль за исполнением единых требований по технологии обработки и хранения, а также качеству входного сырья и др.;
- создание системы государственной аккредитации лабораторий, которые непосредственно сотрудничают с ОРЦ;
- сбор, обработка, анализ и предоставление основной рыночной информации участникам сети;
- привлечение крупнейших инфраструктурных компаний и госкорпораций.
Предполагаемый механизм регулирования сети ОРЦ на российской территории.
Государственные механизмы.
1. На первых этапах создания ОРЦ требуется исключительно императивное регулирование в виде прямых распоряжений.
2. Утверждение единых правил и стандартов организации функционирования и предоставления услуг ОРЦ.
3. Поддержка российских с/х поставщиков и производителей через выделение субсидий при сбыте и получении услуг по подработке и упаковке продукции в ОРЦ.
4. Выделение инвесторам льготных кредитных средств на строительство либо модернизацию ОРЦ.
5. Помощь в организации логистики по сбору урожая российских сельхозпроизводителей «с поля» и доставки продукции в ОРЦ через поддержку развития системы заготовительных контор и потребительских кооперативов.
6. Возможность организации государственных закупок с/х продукции через систему ОРЦ.
7. Устранение барьеров для выхода с/х производителей на рынки других регионов.
В настоящее время сельское хозяйство Тамбовской области является одной из самых динамично развивающихся отраслей региональной экономики. В растениеводстве курс взят на интенсификацию производства - развиваются картофелеводство, овощеводство, производство зерна. Обеспеченность картофеле- и овощеводческих хозяйств современными хранилищами - основной показатель эффективности данной отрасли.
В соответствии с вышеизложенным и на основании Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 гг., ФЗ от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» [3] в Тамбовской
области реализуется ведомственная целевая программа «Региональная экономически значимая программа создания логистических (оптово-распределительных) центров для хранения, предпродажной подготовки и реализации картофеля и овощей в Тамбовской области» на 2014-2016 гг.
Данная программа учитывает основные положения схемы территориального планирования Тамбовской области и муниципальных районов, утвержденной постановлением администрации области от 24.12.2010 № 1542, в части создания современной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в сельской местности.
Эти мероприятия по развитию инженерной и социальной инфраструктуры предусмотрены подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением администрации области от 21.11.2012 № 1443. Объем финансирования Программы в 2014-2016 гг. составляет 280 000,0 тыс. руб.
В целях создания условий для дальнейшего развития сельского хозяйства Тамбовской области в условиях санкций необходимо провести комплекс мероприятий, которые будут направлены на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции региона на агропромышленном рынке. В связи с этим в Программе обозначено предоставление государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции всех форм хозяйствования за счет бюджета области на осуществление мероприятий по реконструкции, строительству, техническому перевооружению и модернизации ОРЦ:
субсидирование части затрат на строительство, техническое перевооружение, реконструкцию и модернизацию центров;
- субсидирование части затрат по приобретению технологического оборудования для хранения, обработки, фасовки, упаковки и холодильного оборудования для первичной переработки;
- субсидирование части затрат по приобретению оборудования и сельскохозяйственной техники, а также оснащению существующих и создаваемых ОРЦ техникой и оборудованием для погрузо-разгрузочных работ и специализированным транспортом для перевозки плодоовощной продукции.
Литература
1. Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД». URL: Шр://провэд.рф/есопот1с5.Ыш1
2. Озерова М. Г. Некоторые аспекты создания оптово распределительных центров// Проблемы современной аграрной науки: мат-лы Междунар. заоч. науч. конф. Красноярск, 2015. С. 99-102.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы. Официальный сайт Минсельхоза России. URL: http://mcx.ru
References
1. Informatsionno-analiticheskoye setevoye izdaniye «PROVED» [Information and analytical online media «PROVED»]. URL: http://provehd.rf/economics.htm1
2. Ozerova M. G. Nekotorye aspekty sozdaniya op-tovo raspredelitel'nykh tsentrov [Some aspects of creation of wholesale distribution centers] // Problemy sovremennoj agrarnoj nauki materialy mezhd. zaoch. nauch. konf. Krasnoyarsk, 2015. S. 99-102.
3. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyajstven-noj produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody [State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013-2020] //Ofitsial'nyj sajt Min-sel'khoza Rossii. http://mcx.ru
* * *
AGROFOOD INFRASTRUCTURE AND LOGISTICS
CHERTILINA EKATERINA BORISOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In the present article the author considered questions of formation of wholesale distribution centers. The increase of competitiveness of a domestic production at this conjuncture of the western sanctions, increase in profitability of agricultural production, growth of knowledge of the market of the food and also stable sale causes need of their creation. The import substitution policy pursued in our country in the conditions of the anti-Russian sanctions has to lean on strong logistic infrastructure for a set of the reasons. First, absence of interrelations between agriculture, trade and processing industry as at most of dealers and processors the basis of a commodity stream is
the import production and raw materials. Secondly, insufficient profitability of an agricultural producer because of price pressure. Thirdly, lack of continuous sale at a large number of the enterprises of small farms, considering that a half of the made food falls to their share. Fourthly, low competitiveness of production of a domestic production, owing to lack of the required ways of her storage, packing, a side job etc. In the conclusion, change of methods of rendering the state support of agricultural producers, in connection with Russia's accession to the World Trade Organization. Due to the aforesaid special the idea of introduction of wholesale distribution centers has relevance. The main task of their functioning owes availability of become sale, providing storage conditions, cleanings and packings of agricultural production of the enterprises of any forms of managing. Low supply of the enterprises of agriculture of special equipment and processing equipment, and also technological backwardness of a set of the food and overworking enterprises, shortage of high-performance equipment for production and capacities for processing of potatoes also negatively affects development of this branch.
Key words: wholesale distribution center, logistic infrastructure, agricultural consumer cooperative