УДК 631.1(477)
И. Г. Смирнов, О. В. Шматок
АГРОЛОГИСТИКА В УКРАИНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Логистика—это новое научно-практическое направление с высокой эффективностью, получившее развитие в мире и в Украине в конце ХХ в. Логистика делится на много отраслевых функциональных направлений, среди которых одним из наиболее перспективных является агрологистика, которое предусматривает применение логистической теории и практики к сфере агробизнеса. Последний, как известно, включает такие сектора как производственный (аграрный), перерабатывающий (пищевая промышленность), потребительский (торговый). Они тесно связаны различными видами внутренних связей — производственными, технологическими, экономическими, информационными, финансовыми, трудовыми и т. д. Поскольку эти виды связей и соответствующих потоков являются предметом изучения логистики, то и агрологистика имеет задачей исследовать и оптимизировать все виды внутренних и внешних связей АПК, включая также связи по снабжению и сбыту, которые относятся как к АПК в целом, так и к отдельным его подразделениям. В условиях рыночной перестройки АПК Украины особую роль играют агрохолдинги, т. е. мощные вертикально интегрированные корпоративные структуры в агробизнесе. Примерами таких компаний являются украинские «Нибулон», «Мироновский хлебопродукт», «Терра фуд» и др., а также с участием иностранного капитала — AMACO, «Agro-Maas NV», «Kernel-Trade» и др. В их бизнес-деятельности логистика играет чрезвычайную важную роль, что видно хотя бы из опыта компании «НИБУЛОН», которая создала логистическую цепочку в производстве, переработке и дистрибуции зерновой продукции, в т. ч. на экспорт. Эта цепочка включает более 20 элеваторов, которые размещаются на берегах Днепра и Южного Буга. Поскольку «Нибулон» создал и собственный речной флот для перевозки зерна, то одновременно с развитием агрологистики это способствует восстановлению грузового судоходства на этих крупнейших реках Украины. Следовательно, деятельность агрохолдингов в сфере агрологистики в Украине выполняет не только чисто бизнес-функции по повышению эффективности и прибыльности, но и способствует экономическому развитию отдельных регионов и всего хозяйственного комплекса Украины.
Ключевые слова: логистика, агрологистика, транспорт, агрохолдинги, логистический опыт, сельское хозяйство.
Постановка проблемы. Современный этап развития логистики в Украине, которая относится к крупным индустриально-аграрным странам мира, характеризуется сложными социально-экономическими процессами создания эффективно действующей рыночной экономики и закономерно требует коренных изменений экономической политики. В первую очередь это касается аграрного сектора, поскольку именно эта отрасль является базовой для осуществления рыночных преобразований во всех сферах экономики Украины. Аграрная реформа представляет собой совокупность первоочередных мер, направленных на создание благоприятной экономической среды для развития сельского хозяйства и скорейшего выхода его из кризисного состо-
яния. Одним из инструментов развитой рыночной экономики может и должна стать логистика, в частности, аграрная.
В Украине аграрная логистика начала активно развиваться недавно. Но бизнес уже в полной мере оценил роль и высокую эффективность логистики. Соответственно, наступило время разработки научных основ, методов, моделей для планирования, контроля и управления процессами, которые возникают в обеспечении аграрных предприятий сырьём и материалами, организации производственного процесса, доведения аграрной продукции до потребителя и т. п.
Анализ последних исследований и публикаций. Зарубежные исследователи по вопросам логистики подчёркивают автономность, самостоятельный и системный характер этого научного направления. Теоретические аспекты классической логистики изложены в работах Д. Бауэрсокса, М. Линдерса, Д. Уотерса, К. Лайноса, М. Джиллингема [1], Дж. Р. Стока, Д. М. Ламберта [2], А. М. Гаджинського, Е. В. Крикавского, М. А. Окландера, В. И. Сергеева, Н. И. Чухрай и др. Всестороннему рассмотрению логистических и аграрных транспортно-логистических систем в Украине и зарубежье посвящены публикации И. Г. Смирнова и Т. В. Косаревой. Разнообразные исследования в области аграрной и агропромышленной логистики отражены в трудах С. А. Белых, Н. К. Васильевой, В. И. Перебийноса и др.
Изложение основного материала. Концепция аграрной логистики находит всё более широкое использование как эффективный подход к управлению с целью снижения производственных и общих расходов. В упрощённом виде результаты реализации логистической деятельности должны соответствовать общеизвестному логистическому миксу «8R» или «8Н»: обеспечение доставки нужного продукта нужного качества и количества нужному потребителю в нужное место на нужное время при нужной стоимости услуги и необходимом уровне логистического сервиса [3, с. 11].
По данным А. Г. Кальченко, в странах Западной Европы почти 98 % времени производства товара приходится на прохождение его каналами материально-технического обеспечения (доставка сырья, транспортировка готовой продукции, её складирование и хранение). Собственно производство занимает лишь 2 % суммарного времени, а транспортировка — 5 %. Кроме того, в западноевропейских странах расходы на все виды деятельности, связанной с материально-техническим обеспечением, составляют около 13 % стоимости валового национального продукта. Структура этих расходов такова: на транспортировку приходится 41 % указанных расходов, на хранение товара — 21 %, на материальные запасы — 23 %, на административные расходы — 15 % [7].
Поиск путей сокращения затрат происходит в направлении совершенствования управления снабжением, сбытом и хранением товаров, улучшения маркетинговой деятельности, углубления взаимодействия поставщиков, потребителей и посредников, совершенствования технологии движения материальных потоков и т. д. Концепция интеграции всех этих процессов и называется «логистической». Попытки минимизировать суммарные затраты, повысить качество не случайны. В странах с развитой рыночной экономикой на сектор распределения, как правило, приходится около 1/3 валового национального продукта. При этом почти половина этого показателя приходится на хранение запасов материальных ресурсов. По данным Совета по управлению материальным распределением США, рост производительности труда в логистической деятельности на 1 % обеспечивает сокращение корпоративных рас-
ходов на 10-20 %. Аналогичная эффективность наблюдается и в ряде других стран [6, с. 32].
Единого подхода к определению сущности логистики пока нет. Совет логистического менеджмента США предлагает следующее определение: «Логистика — это интегральный инструмент менеджмента, соответствующий достижению стратегических, тактических и оперативных целей организации бизнеса за счёт эффективного, с точки зрения снижения общих расходов по удовлетворению требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг, управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими потоками информации и финансовых средств [7, с. 12].
В специализированном логистическом словаре А. Н. Родникова логистика определяется как «наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе движения сырья и материалов до производственного предприятия, внутри заводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [7, с. 10].
Т. В. Косарева предлагает своё видение: «Логистика — это процесс управления достаточным и эффективным (с точки зрения затрат и времени протекания) потоком сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг, финансов и сопроводительной информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая приём, отправление, внутреннее и внешнее перемещение) с целью полного удовлетворения потребностей» [8, с. 37].
Итак, на основании сравнения этих определений можно отметить, что логистика определяется и как инструмент, и как наука об управлении, и как процесс управления.
Слово «логистика» (от греч. Logistike — мастерство подсчитывать, рассуждать) берёт своё начало со времён Римской империи, когда существовали специальные служащие «логисты» или «логистики», которые занимались распределением продуктов питания. Византийский император Леон VI (825-912 гг. н. э.) говорил: «Задача логистики — платить жалованье армии, должным образом вооружать и распределять её, поставлять оружие и военное снаряжение, своевременно и в достаточной степени заботиться о её потребностях и соответственно готовить каждый акт военного похода, т. е. подсчитывать пространство и время, делать правильный анализ местности с точки зрения передвижения армии, а также определять силы сопротивления противника и в соответствии с этими функциями управлять и руководить, т. е. распоряжаться движением и распределением собственных вооруженных сил».
Первыми пользу науки логистики оценили военные. В период второй мировой войны были проведены исследования, касающиеся проблем военного снабжения и тылового обеспечения фронта, разработаны математические методы и модели, которые со временем получили название «исследование операций». Первым автором трудов по логистике считают французского военного специалиста начала XX в. А. Г. Джамини, который определил логистику как «практическое искусство движения войск».
Авторы публикаций считают конец 70-х гг. ХХ в. периодом завершения классической логистики, в которой экономическим критерием был минимум суммарных
затрат на все логистические операции, что позволяло достичь рационального соотношения расходов и доходов. Следующим этапом развития стал период неологистики, который характеризуется изменениями в концепции, увеличением сферы деятельности, широким применением средств информатики и коммуникаций, выходом логистики на новый уровень отношений между хозяйствующими субъектами.
Становление практической логистики, в т. ч. и аграрной, прошло в Украине несколько этапов. По данным специалистов логистической компании УВК, которая в 2009 г. стала победителем Национального рейтинга «LOGISTICS AWARD UKRAINE-2009» в номинации «Лучший региональный логистический оператор», в постсоветский период логистическое обслуживание в Украине было достаточно примитивным. Отдельные услуги предлагали транспортные компании (автопарки) и таможенные брокеры.
Согласно результатам расчётов специалистов, в большинстве отраслей экономики Украины в середине 90-х гг. ХХ в. удельные затраты на производство продуктов и услуг были минимум в два раза выше, чем в Японии, Германии, США — и одной из причин этого было игнорирование принципов логистики. В действие вступили факторы, обусловившие необходимость развития отрасли:
а) изменение философии рынка;
б) рост международной торговли, рост грузопотоков;
в) приход на рынок международных корпораций.
Следующий период характеризовался развитием дистрибуции и торговых компаний. Они выполняли функции продвижения, транспортировки и распространения товаров по всей стране. Позже на основе дистрибьюторских и торговых компаний стали возникать первые логистические операторы. Причиной этого, прежде всего, были потребности обеспечения профессионального логистического сервиса международных брендов.
Начиная с 2000-х гг., появились национальные логистические компании, которые в основном соответствовали мировому уровню развития в отрасли. Логистическая компания УВК, основанная в 2001 г., стала первым в Украине 3РL-оператором. В свою очередь, на рынок Украины вышли европейские и американские логистические компании, что означало начало периода формирования профессионального рынка логистических услуг. Однако на этом начальном уровне развития он был не до конца сформированным и структурированным и в большинстве случаев непрозрачным.
Начало 2000-х гг. ознаменовалось и тем, что агропромышленный комплекс Украины начал своё активное восстановление и развитие. Зарубежные инвесторы начали вкладывать деньги в плодородные украинские чернозёмы. Производство сельскохозяйственной продукции постоянно наращивалось. Начали внедряться современные технологии ведения бизнеса в украинских условиях. В этих условиях возникла острая потребность в применении и развитии транспортно-логистической составляющей в агропромышленном комплексе (АПК) Украины, т. е. агрологистики. Агрологистика — новое прикладное направление логистики, связанное с применением её положений и методов в сфере аграрного и агропромышленного производства. Именно логистический подход выполняет функцию объединения остальных звеньев АПК (кроме производства — это хранение, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции).
Агрологистика позволяет улучшить эффективность транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции в Украине. Логистика проникает во все сферы деятельности предприятия: охватывает процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до потребителя. Поэтому, чтобы конечный продукт был конкурентоспособным, необходимо, чтобы все участники логистической цепи рассматривали логистику не как серию отдельных видов деятельности, а как единую интегрированную систему, которая позволяет совместно работать и достигать минимизации совокупных затрат [4, с. 68]. В этом случае можно обеспечить предложение товаров по низким ценам не за счёт снижения качества, а через согласованные действия всех его участников. В стоимости товара, который получает потребитель, более 70 % составляют расходы на логистику. При этом считается, что снижение затрат на выполнение логистических функций на 1 % обеспечивает увеличение объёмов реализации продукции на 10 %.
Логистическое управление является чрезвычайно важным для предприятия, т. к. именно логистический менеджмент занимается решением производственных задач путём планирования и координации материального и связанных с ним финансовых и информационных потоков во всей логистической цепи. Специфика сельскохозяйственного производства обусловливает определённые особенности применения логистических методов управления в целом и запасами в частности.
Период 2006-2011 гг. был достаточно удачным для всех игроков рынка логистических услуг, несмотря на кризисные явления 2008-2009 гг. Обороты логистических операторов активно росли пропорционально росту спроса на их услуги. В этот период на рынок складской недвижимости выходят девелоперы. Одновременно стартует несколько крупных проектов строительства логистических комплексов. Однако финансовый кризис стал настоящим испытанием для всех операторов рынка. Вслед за сокращением объёмов поставок и закупок практически во всех сферах в 2009-2010 гг. стало уменьшаться и количество операторов логистического рынка, замораживались строительные проекты, прошли неизбежные сокращения. Те логистические компании, что «выжили», работали на грани рентабельности, а иногда и в ущерб себе.
Сегодня рынок логистики Украины находится на этапе стабилизации. Он становится более цивилизованным, открытым и профессиональным. Агрологистические компании заинтересованы в развитии своего бизнеса и бизнеса партнеров, смело идут на внедрение инновационных решений и ИТ-продуктов, ищут новые методы оптимизации затрат на логистику, появляются новые узкоспециализированные направления в логистике.
Использование логистических подходов в управлении украинскими предприятиями в целом и логистических подходов в управлении запасами является относительно новым направлением, в сельском же хозяйстве данные подходы к логистическому управлению только формируются.
На сегодняшний день в Украине в сфере агрологистики работает около 35 крупных компаний. При этом агрохолдингам легче воплощать в жизнь логистические подходы, поскольку они имеют большие финансовые возможности, связанные с использованием средств предприятий учредителей, имеющих собственные банковские учреждения, кредитные союзы, имея возможности для привлечения иностранного капитала. Следует также отметить, что агрохолдинги часто занимаются как выра-
щиванием сельскохозяйственной продукции, так и её переработкой и производством продуктов питания. При таких условиях возникает возможность для внедрения логистических систем и подходов к управлению запасами между поставщиком-произво-дителем-потребителем.
Так, один из крупнейших агрохолдингов Украины ОАО «Мироновский хлеб-продукт» также имеет свои логистические компании в своей структуре. Группа предприятий ОАО «Мироновский хлебопродукт» была создана в 1995 г. В состав группы входят 19 предприятий, которые объединены в производственные мощности всей технологической цепочки птицеводства, растениеводства и других видов сельскохозяйственной деятельности. ОАО «Мироновский хлебопродукт» занимает около 40 % рынка мяса бройлеров, на рынке представлен брендами ТМ «Наша Ряба», «Сертифицированный Ангус», «Фуа Гра», «Легко», владеет четырьмя бройлерными птицефабриками, двумя фермами по разведению поголовья и производства яиц, имеет три комбикормовых завода и несколько элеваторов для хранения семян подсолнечника, зерновых и масличных культур. При каждой из птицефабрик работает перерабатывающий завод. 11 дистрибуционных центров в Киевской, Черкасской, Херсонской, Днепропетровской, Винницкой, Донецкой, Ивано-Франковской областях и АР Крым и 2 600 фирменных франчайзинговых точек вовремя обеспечиваются продукцией благодаря наличию в агрохолдинге 500 грузовиков с рефрижераторами. Дополнительные направления деятельности — садоводство, растениеводство и агробизнес.
Стоит также отметить такую компанию, как «Агро Инвест Украина». Всего лишь за пять лет присутствия в Украине этой компании удалось увеличить земельный банк до 40 тыс. га. Все доходы компании сегодня работают на будущий результат — в дальнейшем она намерена нарастить земельный банк до 120 тыс. га и построить в Украине сеть элеваторов. Компания занимается также производством кормовых культур, а также владеет двумя животноводческими фермами [15, с. 2].
ООО СП «Нибулон» было создано в 1991 г. как совместное украинско-венгерско-английское сельскохозяйственное предприятие «НИБУЛОН» (ССГПО «НИБУЛОН»). В 2003 г. предприятие изменило организационно-правовую форму на «Общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «НИБУЛОН» (ООО СП «НИБУЛОН»). В течение ряда лет компания Нибулон является производителем (21 аграрное предприятие) и экспортёром зерновых и масличных культур, т. е. единственной вертикально интегрированной компанией в Украине, которая обеспечивает контроль всех звеньев по технологической агро-схеме «поле-порт»; что включает выращивание и сбор урожая, транспортировку с использованием собственной техники, хранение и доработку продукции (имеет элеваторные мощности общей ёмкостью 453,5 тыс. т), отгрузку через собственный перегрузочный терминал, создание собственного речного флота для перевозки урожая (флот компании насчитывает 28 несамоходных судов и 5 буксиров). Представительства компании имеются в Харьковской, Полтавской, Луганской, Николаевской, Черкасской, Хмельницкой и Винницкой областях.
Основная стратегическая задача ООО СП «НИБУЛОН» — создать эффективный агропромышленный логистический цикл, начиная от производства продукции и её переработки, до реализации конечному потребителю, в т. ч. зарубежному, за счёт осуществления вертикальной интеграции в агробизнесе. Поэтому компания строит элеваторы на берегах Днепра рядом с крупнейшими портами, что даёт возможность внедрения эффективной и быстрой логистической схемы.
Ещё одна компания, которая осуществляет активную деятельность на рынке агрологистики Украины, — АМАКО (American Machinery Company) — начала свою деятельность в 1992 г. и является частью большой международной сети компаний, которая работает в США, Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Основные направления деятельности АМАКО — технологические решения в отрасли сельского хозяйства, строительной техники и коммерческого транспорта. Партнёрская сеть АМАКО насчитывает 33 дилерских и 29 региональных центров в странах СНГ.
Другие мощные субъекты агрологистики в Украине — «Agro-Maas NV», «TERRA FOOD», «Кернел-Трейд» и др. — также относятся к агрохолдингам, которые внедряют единые замкнутые системы агропромышленного производства. Так, ООО «Кернел-Трейд» (создано в 2001 г. под названием ООО «Юнигрейн») специализируется на закупке зерновых и масличных культур, логистике, переработке, экспорте. Эта компания представлена в 13 областях Украины, в её состав входят: Прико-лотнянский и Полтавский МЭЗы, 23 элеватора (общий объём хранения — 1,7 млн. т), три автотранспортных предприятия. В 2006 г. компания купила активы агрохолдинга «Евротэк», который имел долю на рынке подсолнечного масла в Украине 25,8 % и удельный вес в переработке семян подсолнечника 15 %.
К крупным операторам на рынке аграрной логистики также относятся такие компании, как ТМ «Стожар», «Чумак», «Щедрый дар», «Любонька» ООО «Украинские аграрные инвестиции» (Российская компания «Ренессанс капитал»), ЗАО «Райз» (работает на рынке с 1992 г. в г. Ровно) и др.
В последние годы Украина приобрела немалый опыт в логистическом управлении запасами в агробизнесе, в частности, это касается строительства металлических хранилищ. Производством металлических хранилищ для зерна занимаются в г. Николаеве (предприятие «Проект Контакт Сервис», фирма «Лорд», «Нибулон»), на Полтавщине (ОАО «Карловский машиностроительный завод»), в г. Обухове Киевской области (фирма «ЮК-Снабжение») и на др. предприятиях. Широкое использование получили металлические хранилища производства зарубежных производителей. Так, компания «Mfs / York / Stormor» — одна из крупнейших производителей металлических хранилищ в США — построила хранилища для ПМТО «Агро-Союз» в Днепропетровской области, для фирмы «Киев-Атлантик» — в Киевской области [10, с. 149].
Начато использование зарубежного опыта хранения зерна в мешках-рукавах. Технологию хранения зерна в мешках-рукавах разработала аргентинская фирма «Акрон» [11, с. 13]. Данную технологию в процессах хранения зерна используют ведущие страны мира, среди которых выделяются США и Канада. Опыт хранения зерна по этой технологии имеется и в Украине (в Кировоградской, Херсонской и Хмельницкой областях). В частности, в Кировоградской области реализуется канадско-украинский проект по изучению и внедрению опыта хранения зерна в специальных мешках-рукавах.
Заметим, что в Украине в последние годы активно осуществляется строительство складских помещений высокого качества, внедряются проекты строительства современных складских помещений для хранения сельскохозяйственной продукции с участием иностранных технологий и инвесторов. Так, например, ООО «Группа Берег» инвестировала средства в новый логистический комплекс, построенный в Киевской области, предлагая услуги по хранению продукции, требующей определённого
температурного режима, а бельгийская компания «Agro-Maas NV» планирует построить в г. Кременчуг перевалочный терминал для хранения зерновых мощностью 30 тыс. т с выгрузкой на речной транспорт в объёме 700-800 т. в час [12]. Следует также отметить строительство элеваторов в городах Глобино и Ромодан Полтавской области, оборудование для которых поступает из Дании и США.
Однако мощности современных складских комплексов для хранения зерна в Украине являются недостаточными, что приводит к потерям урожаев зерновых около 8 млн. т зерна в год, при производстве 30-40 млн. т ежегодно (20 % валового сбора). В странах Западной Европы и Северной Америки эти потери составляют всего 1-2 % [13].
Значительные потери наблюдаются и при хранении другой сельскохозяйственной продукции, так в картофельном и плодоовощном подкомплексах они составляют 40-50 % производства, в свеклосахарном — более 30 %, что, по нашему мнению, является свидетельством недостаточности обеспечения АПК Украины мощностями в целом и, в частности, теми складскими помещениями, которые создают надлежащие условия хранения сельскохозяйственной продукции в охлажденном и замороженном состоянии. Для обеспечения лучшего качества сельскохозяйственной продукции при её хранении в Японии, например, создают логистические центры, которые координируют деятельность по хранению запасов в замороженном виде, а именно, сначала осуществляют предварительное охлаждение запасов готовой продукции, после чего осуществляется замораживание данной продукции и её доставка конечному потребителю [14].
Что же касается средств доставки, то лишь немногие крупные компании могут позволить себе закупку новейших средств транспортировки с GPS навигаторами, современным холодильным оборудованием, а также машин для транспортировки крупногабаритных грузов и т. п. (к ним относится, к примеру, «Мироновский хлебпро-дукт»). Поскольку для различных нужд агрологистики украинские предприятия пока не производят необходимого оборудования, его приходится закупать за рубежом, в итоге кроме высокой стоимости такой техники на компании ложатся ещё и высокие ввозные пошлины.
Взаимодополняющее сотрудничество предприятий разных отраслей приводит к оптимизации процессов снабжения материалами и полуфабрикатами и, следовательно, к уменьшению объёмов запасов. Украина также позаимствовала этот мировой логистический опыт: в стране существует управляющая компания TERRA FOOD, которая занимается производством и переработкой зерновых и сахарной свёклы, животноводством и производством продуктов питания. В данной компании поставщики сырья и материалов определяют остатки запасов и предлагают оптимальные схемы их поставок, которые устраивают перерабатывающие предприятия [15].
Стоит отметить также, что транспортные операторы стараются не только развивать свои конкурентные преимущества, но и кооперироваться. Активно работают отраслевые ассоциации, объединения, комьюнити. Это этап активного обмена опытом для получения синергетического эффекта для каждого участника. Стремясь оптимизировать соответствующие расходы бизнеса, повысить уровень лояльности клиентов, получить стратегические преимущества над конкурентами, управленцы в агробизнесе всё чаще прибегают к повышению эффективности логистики по всей цепи поставок.
Существует и другое мнение. По оценкам экспертов, Украина не использует даже половины своего торгового потенциала. Ситуация изменится не скоро по причине недостатков на таможне и неэффективной логистики. По мнению А. Лепешки, экономиста Всемирного Банка в Украине, «возможность для Украины стать региональным логистическим центром в ближайшие 5-10 лет выглядит практически нереальной. Торговый и транзитный потенциал Украины огромен, но чтобы реализовать его, нужны долгосрочные усилия как правительства, так и бизнеса». К таким выводам пришли авторы исследования Всемирного Банка «Украина: Исследования по содействию торговле и транзиту», в котором изложены основные причины неэффективного состояния логистики в стране — это ненадёжные и медленно работающие логистические компании, нехватка складов и высокие цены на них, юридическая не-определённость с собственностью на землю и сложности с получением разрешения на строительство. Но основная причина — в бюрократической процедуре пересечения границы и коррупции [16].
Согласно другому исследованию Всемирного Банка, Украина оказалась на 102 месте из 155 стран мира по индексу эффективности логистики (Logistics performance index). Хотя в 2010 г. Украина получила то же количество баллов, что и в предыдущем исследовании 2008 г., в общем рейтинге страна опустилась с 78 места на 102 (табл. 1).
Таблица 1
Индекс эффективности агро логистики (LPI2010) в некоторых странах
Страна Место Балл % от лучшего показателя
Украина 102 2,57 50,6
Польша 30 3,44 78,2
Румыния 59 2,84 59,1
Россия 94 2,61 51,6
Турция 39 3,22 71,4
То есть состояние логистики в Украине не изменилось, в то время как другие страны проводили реформы, а значит, Украина проигрывает в конкуренции по торговле и транзиту другим странам.
В исследовании сравнивались торговая логистика разных стран с точки зрения прозрачности и оперативности таможенных процедур, инфраструктуры, международных перевозок, качества услуг логистических компаний, в т. ч. скорость и своевременность доставки. Если в упомянутом выше исследовании выбрать только категорию, которая касается работы таможни, то Украина опускается ещё ниже в рейтинге — на 135-е место среди стран мира.
Исследование Всемирного Банка связывает уровень развития логистики в стране с её торговой экспансией, диверсификацией экспорта, способностью привлекать международные прямые инвестиции и с экономическим ростом в целом, т. е. благосостояние страны растёт, если развивается торговая логистика и транзит.
Эксперты Всемирного Банка выяснили, что даже без каких-либо инвестиций в основной капитал и только благодаря улучшению процедур пересечения границы и борьбе с неофициальными платежами, косвенные логистические затраты, такие как расходы на оформление документов и складские услуги, можно уменьшить на
5 млрд. долл. (по данным 2008 г.), а прямые расходы, например, расходы на перевозку, можно уменьшить на 1 млрд. долл.
Эксперты отметили, что косвенным эффектом улучшения процедур пересечения границы и таможенного оформления будет ускорение товарооборота, уменьшение складских запасов, что позволит компаниям удешевить их оборотный капитал. Как следствие, появится возможность уменьшить стоимость товара для конечного потребителя. В сфере товаров широкого потребления (fast-moving consumer goods) конечная цена продукции существенно зависит от того, насколько эффективно организована логистика. Если запасы на складах грамотно сформированы и нет задержек в поставках товаров в магазины, тогда ритейлеры не теряют время на списание просроченных товаров и получают возможность уменьшить конечную цену товара до 30 %.
По мнению украинских учёных в области логистики, существуют несколько факторов, сдерживающих современное развитие агрологистики в Украине: 1) экономический кризис, который ещё не закончился; 2) незавершённость решения вопроса собственности; 3) сокращение объёмов производства; 4) несовершенная система бухгалтерского учёта; 5) недостатки в профессиональной подготовке кадров и т. д. Кроме того, необходимы кардинальные изменения в структуре предприятий, создание более гибких организационных структур [5, с. 22]. Но на первое место до сих пор исследователи ставят отсутствие надлежащего государственного подхода к проблемам логистики, что проявляется в отсутствии соответствующей базы и инвестиций в развитие отрасли, отсутствие государственной программы развития логистики в Украине (для сравнения, в Республике Беларусь такая программа действует ещё с 2009 г.) и др.
Сегодня в этом отношении ситуация постепенно меняется. Украина уже сделала важные шаги на пути создания сети оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, к которым относятся «Шувар» в г. Львове, «Столичный» в г. Киеве, «Хозяин» в г. Донецке. Этот перечень оптовых рынков, которые строятся с учётом лучшего мирового, прежде всего, европейского опыта, уже в ближайшее время будет расширен, в частности, оптовые рынки сельскохозяйственной продукции появятся в Харьковской и Запорожской областях.
Министерство аграрной политики и продовольствия Украины определило развитие продовольственной логистики приоритетной задачей: «Создание оптовых рынков сельскохозяйственной продукции — это лишь первый и необходимый этап перестройки каналов товародвижения. Дальнейшее их развитие как элемента целостной системы аграрной логистики, должно быть направлено в инновационном направлении. Логистика — это, в первую очередь, комплекс процессов по организации рационального продвижения товаров от производителя к потребителю, которые включают в себя и функционирование сферы обращения товаров, формирование запасов продукции, создание инфраструктуры рынка и т. п. Поэтому оптовые рынки должны перерасти в региональные аграрные центры, где покупатели и продавцы смогут не только продать или купить продукцию, но и получить полный спектр услуг: подготовить товар для продажи, провести расчёты, получить кредит, транспортные услуги, узнать о ценах на товары, получить информацию от консультационных служб о новых технологиях». В ближайший период (начиная с 2012 г.) государство планирует выделить средства на удешевление кредитов и частичную компенсацию средств, потраченных на строительство овощехранилищ, привлечь иностранные инвестиции, которые стали бы материальной базой для возрождения продовольственной логистики и сельских территорий.
В то же время украинские аграрные холдинги самостоятельно привлекают иностранные инвестиции к развитию логистической отрасли. Примером может служить предоставление в 2010 г. Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) кредита в размере 50 млн. долл. ООО СП «Нибулон», ведущему украинскому экспортёру и производителю зерна. Кредит предназначен для финансирования инвестиционной программы, которая составляет 470 млн. долл. и рассчитана на 2-3 года. В рамках программы создаётся собственный флот, строятся элеваторы, 10 из которых — речные терминалы на Днепре, Южном Буге и других реках Украины. Водный транспорт является наиболее экономичным, а Украина имеет серьёзный судоходный потенциал, но, к сожалению, грузовые перевозки реками практически не осуществляются. Так, ныне в Украине преобладают железнодорожные перевозки, которые составляют около 60 % всех перевозок зерна, на автоперевозки приходится 35-37 %, а на водные перевозки всего около 1-2 %. Реализация инвестиционного проекта позволит увеличить объём речных перевозок зерна по Днепру до 2 млн. тонн, и по Южному Бугу — до 1 млн. тонн. По мнению специалистов, такие инвестиционные проекты становятся толчком для развития и внедрения аграрной логистики в Украине.
Выводы. Анализ современного состояния аграрной логистики в Украине позволяет прийти к выводу, что основными препятствиями в развитии агрологистики на сельскохозяйственных предприятиях Украины в настоящее время являются:
1) отсутствие правительственной программы по развитию агрологистики;
2) отсутствие квалифицированных логистических кадров в сельскохозяйственных предприятиях;
3) отсутствие средств на внедрение логистических подходов, поскольку программные логистические продукты являются слишком дорогими для отечественных предприятий;
4) отсутствие средств на строительство современных складских помещений;
5) отсутствие средств на закупку современных транспортных средств;
6) низкое качество дорожного покрытия, несовершенное цифровое программное GPS обеспечение украинских дорог и отсутствие сети систем коммуникаций для крупногабаритного транспорта;
7) низкая инвестиционная привлекательность отраслей сельского хозяйства в Украине, что в основном объясняется несовершенной нормативно-правовой базой и нестабильной политической ситуацией в стране.
Основными путями улучшения системы агрологистики на предприятиях Украины, по нашему мнению, являются:
1) реформирование аграрного сектора и разработка соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей работу агрологистических компаний;
2) принятие национальной программы развития агрологистики по примеру ведущих стран мира;
3) разработка и внедрение надлежащей системы финансирования агрологистики; улучшение инвестиционной привлекательности логистического сектора путём введения специальных режимов налогообложения и льготных таможенных тарифов на предприятиях на определённые сроки (1-3 года);
4) обеспечение агрологистических компаний высоко квалифицированными кадрами;
5) обеспечение агрологистических компаний необходимой цифровой картографической базой, программами к ним и пр.
Итак, агрологистика предлагает сравнительно новый и чрезвычайно эффективный механизм, который может вывести на новый уровень сельское хозяйство и АПК в целом в Украине. На сегодняшний день развитие агрологистики в Украине находится на начальном этапе, но при условии преодоления основных препятствий на пути развития этого направления и создания условий для улучшения системы агрологистики на предприятиях агробизнеса в Украине следует ожидать высокой эффективности развития данной отрасли в нашей стране.
Литература
1. Лайнос К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2005. 798 с.
2. Сток Дж. Р., Ламберт Д. М. Стратегическое управление: учебник. Пер. с англ. В. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2005. 797 с.
3. Олійник Я. Б., Смирнов І. Г. Міжнародна логістика. Навчальний посібник. К, Обрії, 204. 544 с.
4. Смирнов І. Г., Хільчевська І. Г. Логістика у зовнішньоекономічній діяльності // Регулювання зовнішньоекономічної діяльності; Навч. пос. / за ред. I . I. Дахна. К.: ЦУЛ, 2009. С. 65-150.
5. Смирнов І. Г. Митна логістика як чинник економічної безпеки України в кризових умовах // Зовнішня торгівля: економіка, фінанси, право. 2010. № 1. С. 21-35.
6. Кальченко А. Г. Основи логістики. Навчальний посібник для студентів екон. спец. К.: Знання, 1999. 240 с.
7. Єлисєєв Є. Логистика, покорившая мир. Новая концепция руководства предприятиями // Маркетолог. 2000. № 9. C. 12-13.
8. Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. 352 с.
9. Косарева Т. В. Аграрна логістика: сутність та багатоаспектність // Економіка АПК. К.: ННЦ «Інститут аграрної економіки». 2008. № 10. С. 37-43.
10. Ясенецький В. Сховища для зерна // Пропозиція. URL: http://www.propo:itsiya.com/?page=I49&itemid= 645&number=18
11. Скрипник Г. Все геніальне — просте //Аграрний тиждень. 2009. № 7. С. 13.
12. Agro-Maas построит зерноперевалочный комплекс / Интерфакс-Украина. URL: http://l2b.ua/ news/15362/ua-ru/
13. Дроботя Я. А. Досвід логістичного управління запасами в сільському господарстві. URL: http:// www.nbuv.gov. ua/portal/Chem_Biol/Vkhnau_ekon/2010_ll/pdf/29.pdf
14. Компанія «Логістікс» завершила впровадження системи управління складом «LEAD WMS 3PL» на новому складі-холодильнику підприємства «АгроЛогістіка». URL: http://l2b.ru/news/15069/35/ru/
15. Харченко О. Деньги любят тишину // Инвестгазета. 2011. № 40. С. 2-3.
16. Ukraine: Trade and Transit Facilitation Study prepared under the Netherlands financed World Bank executed Trust Fund «Ukraine: Support Competitiveness through Capital Budgeting, Public Financial Management and Trade and Transit Facilitation». URL: http://siteresources.worldbank.org/UKRAINEEXTN/ Resources/TTF_April2010.
Об авторах
Смирнов Игорь Георгиевич — доктор географических наук, профессор кафедры страноведения и туризма, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина.
E-mail: [email protected]
Шматок Оксана Викторовна — аспирант кафедры страноведения и туризма, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина.
I. Smyrnov, О. Shmatok AGRILOGISTICS IN UKRAINE: MODERN CONDITION, PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Logistics is a new scientific and practical direction with high efficiency, which has developed in the world and in Ukraine in the late twentieth century. Logistics is divided into many sectoral and functional areas, including one of the most promising — agrilogistics, that involves the application of logistics theory and practice in the field of agribusiness. The latter is known to include sectors such as manufacturing (agriculture), proccessing (food industry), consumption (trade). They are very closely related to various types of internal relations — industrial, technological, economic, informational, financial, labor and so on. Because these types of links and the corresponding flows is the subject of study logistics, then agrilogistics task is to investigate and optimize all types of internal and external linkages of agriculture, including the relations with the supply and distribution, as belonging to the agribusiness as a whole and to its individual units. In a market restructuring of agriculture in Ukraine special role is played by agricultural holdings — powerful vertically integrated corporate structures in agribusiness. Examples of such companies in Ukrainian are «Nibulon», «Mironivskyy Hliboproduct», «Terra food», etc., and with the participation of foreign capital — AMACO, «Agro-Maas NV», «Kernel-Trade» and so on. In their business activities logistics plays an important role, which can be seen from the experience of «NIBULON», that created the logistic chain of production, processing and distribution of grain products, including for export. This chain includes more than 20 elevators that are located on the banks of the Dnieper and the Southern Bug rivers. Since «Nibulon» created a river fleet for transportation of grain, together with the development of agrilogistics it helps to restore freight shipping on the largest rivers of Ukraine. Thus, the activity of agricultural holdings in agrilogistics in Ukraine does not only fulfill business functions to improve efficiency and profitability, but also contributes to the economic development of certain regions and the entire economy of Ukraine.
Key words: logistics, agrilogistics, transport, agricultural holdings, logistical experience, agriculture.
About the authors
Prof. Igor Smyrnov, Department of Countries’ studies and Tourism, Taras Shevchenko National University of Kiev, Ukraine.
E-mail: [email protected]
Oksana Shmatok, PhD student, Department of Countries’ studies and Tourism, Taras Shevchenko National University of Kiev, Ukraine.