Агроэкологический мониторинг земель: новые требования и методология
В.И. Кирюшин*, академикРАСХН,
РГАУ - МСХА им. КА. Тимирязева
Агроэкологический мониторинг земель — это система регулярных наблюдений за изменением сельскохозяйственных земель с целью контроля, обеспечения рационального использования и охраны. Данная категория представляется как часть общеэкологического национального мониторинга, под которым понимается система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза параметров окружающей среды, имеющих значение для человека. Национальный мониторинг определенным образом соотносится с глобальным экологическим мониторингом в рамках международных программ.
* Работа выполнена при поддержке РФФИ. Проект №06-05-08063-офи)
Основные работы по агроэкологическому мониторингу земель проводятся центрами и станциями агрохимической службы и станциями защиты растений МСХ РФ. Они включают агрохимические, токсикологические, радиологические и гербологические обследования почв сельскохозяйственных угодий. Наблюдения за уровнем загрязнения почв проводятся ежегодно, за уровнем плодородия — периодически. В разных регионах страны с момента образования службы проведено от 4 до 6 циклов агрономического обследования почв.
До 1990 г. важную роль в проведении агроэко-логического мониторинга играли проектные институты системы «Гипрозем». Их усилиями выполнено несколько туров крупномасштабного почвенного картографирования. Для большей части пахотных земель составлены почвенные карты масштаба 1:10000, для остальных — 1:25000.
В рамках агроэкологического мониторинга выделяются две взаимосвязанные по информацион-
ной базе подсистемы: научная и производственная. Первая основывается на полигонном мониторинге, обеспечивающем научное обоснование наблюдений по широкому спектру задач. Полигонный мониторинг проводится на делянках длительных опытов, постоянных участках слежения, реперных точках при оснащении современными приборами, оборудованием, автоматизированными системами слежения, стоковыми площадками и т.д.
Производственная подсистема включает мониторинг производственных площадей страны, проводящийся различными службами по сравнительно небольшому набору показателей с определенной периодичностью.
Становление агроэкологического мониторинга относится к 80-м годам, а в 90-х гг. программа его сильно сократилась после ликвидации землеустроительной и мелиоративной служб, существенного сокращения агрохимической службы и резкого снижения государственного финансирования науки.
Проводя либерально-монетаристскую политику, государство резко ослабило контроль за состоянием земельных ресурсов страны, полагая, что использование их должно регулироваться рыночными отношениями. Между тем, мировой опыт наглядно показывает, что рынок и обусловленные им отношения прибыли далеко не всегда совпадают с требованиями экологизации производства, экологического благополучия социума и охраны природы. Очевидно, в данном направлении рыночные отношения должны регулироваться государством посредством проведения соответствующей экологической политики. Это возможно лишь на основе адекватной агроэкологической информации, отражающей динамику изменения окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности, то есть агроэкологического мониторинга земель. При этом совершенно недостаточно располагать лишь оценками деградационных процессов, картиной их распространения, интенсивности, которые поставляет мониторинг изменения агроэкосистем. Должны быть идентифицированы причины этих изменений, технологические процессы, которые их обусловливают, источники загрязнения. Это означает, что мониторинг изменения агроэкосистем должен быть точно сопряжен с мониторингом воздействия на агроэкосистемы. Та и другая подсистемы агроэкологического мониторинга необходимы, с одной стороны, для государственного контроля за использованием сельскохозяйственных земель, в том числе принятия санкций к нарушителям, с другой стороны, для проведения государственной земельной и агротех-нологической политики по оптимизации использования земельных ресурсов, систем земледелия и агротехнологий. Соответственно первая функция должна стать предметом государственного
контрольного мониторинга, вторая — производственного, или технологического, мониторинга.
В задачи контрольного мониторинга должно быть включено широкое наблюдение за наиболее опасными процессами, такими, как развитие водной и ветровой эрозии почв, оврагообразование, вторичное заболачивание и засоление, загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью и другими токсикантами. В соответствии с оценками степени деградации и загрязнения определяются размеры ущерба, санкции, задачи по трансформации и реабилитации земель. Решающую роль в проведении наблюдений здесь играют дистанционные методы.
Задачи производственного мониторинга связаны с внутрихозяйственным контролем за загрязнением продукции и окружающей среды, процессами деградации почв. Таким мониторингом сопровождаются проекты мелиорации земель, адаптивно-ландшафтных систем земледелия, агротехнологий. Платный заказ на его выполнение должен формироваться самими товаропроизводителями. Спектр изысканий в данном мониторинге значительно шире и включает, помимо названных, наблюдения за уплотнением почв, изменением кислотности и щелочности, содержанием гумуса и биогенных элементов и др.
Поскольку агроэкологический мониторинг является государственной функцией, важно определить его место в структуре государственных служб и взаимодействие с ними. Структура сельскохозяйственных служб, ранее представленных землеустроительной, агрохимической, мелиоративной, защиты растений и другими, сегодня не определилась. Службы сокращены, но функции, которые должны выполняться государством, остались. Это землеустройство, организация проектирования систем земледелия и агротехнологий, мелиоративное проектирование, агрохимическое обеспечение, научно-техническое обеспечение, аг-роэкологическая политика. Данные функции не могут регулироваться рыночными отношениями и местными инициативами, поскольку они в известной мере отражают государственную аграрную политику, и очевидно, государство должно выполнять названные функции. Оптимальной структурой для выполнения этих функций представляется земельная служба Министерства сельского хозяйства, которая должна быть создана взамен утраченных служб. Другое дело, что значительная часть работ по земельному проектированию, землеустройству и проектно-технологическому обеспечению должна выполняться по заказам товаропроизводителей.
Выполнение этих работ может осуществляться, наряду с государственными и муниципальными организациями, частными предприятиями.
Агроэкологический мониторинг земель должен быть составной частью земельной службы
МСХ РФ при соподчинении его службе национального экологического мониторинга. В рамках сельскохозяйственной земельной службы агро-экологический мониторинг должен быть представлен тремя подсистемами: контрольной, производственной и научной. Последняя подсистема, наряду с ведением полигонного мониторинга и разработкой методических руководств и инструкций по ведению агромониторинга, должна обеспечивать разработку системы агроэкологи-ческих нормативов и их проверки. Отсутствие такой системы, несмотря на весьма обширную научную информацию, связано с разобщенностью научных исследований, крайне слабой координацией изучения проблемы деградации почв и ландшафтов.
Перспективы совершенствования агроэколо-гического мониторинга земель в большой мере связаны с развитием ландшафтного планирования и проектирования агроландшафтов. Наиболее общие задачи планирования ландшафтов включают:
■ определение функций ландшафтов и ресурсного потенциала, выявление пригодности и ценности земель для различных целей;
■ выявление интересов природопользователей, разработку мер, необходимых для достижения согласованных целей с приоритетом долговременных интересов общества;
■ определение буферной емкости, пределов устойчивости, установление фактической и оптимальной антропогенной нагрузки;
■ определение очагов и причин деградации;
■ выработку требований, предъявляемых к проектам освоения и использования ландшафтов при условии сохранения средовоспроизводящих и ресурсовоспроизводящих функций ландшафта;
■ установление режимов охраны;
■ обеспечение высокой эстетической привлекательности ландшафтов;
■ содействие устойчивому развитию и повышению качества жизни.
Наряду с планированием сельскохозяйственных ландшафтов на различных уровнях особое значение имеет агроландшафтное проектирование, под которым мы понимаем формирование агробиоценотической инфраструктуры агроландшафта в соответствии с оптимизацией сельско-
хозяйственного производства при условии сохранения средовоспроизводящих и ресурсовоспроизводящих способностей ландшафта. При этом под агроландшафтом понимается геосистема, выделяемая по совокупности ведущих агроэкологичес-ких факторов (определяющих применение той или иной системы земледелия), формирование которой происходит в пределах единой цепи миграции вещества и энергии.
Планирование сельскохозяйственных ландшафтов и проектирование агроландшафтов в сопровождении агроэкологического мониторинга должно осуществляться на основе агрогеоинфор-мационных систем различного уровня. Для этого необходима адекватная система агроэкологичес-кой оценки земель. Традиционные агропроизвод-ственные группировки почв, методы картографирования и бонитировки почв, разрабатывавшиеся для условий экстенсивного земледелия, ограниченны и малопригодны в связи с недостаточным отражением структуры почвенного покрова, рельефа, литологических и гидрогеологических условий, агроэкологических параметров почв и других характеристик агроландшафтов.
Предлагается новая, ландшафтно-экологическая классификация земель. Она включает: агроэкологические группы земель, выделяемые по определяющим агроэкологическим условиям (плакорные, эрозионные, переувлажненные, засоленные, солонцовые и т.д.); агроэкологические подгруппы — по степени проявления определяющих условий, разряды первого порядка — по абсолютным высотам над уровнем моря; разряды второго порядка — по морфологическим типам рельефа; классы — по генезису почвообразующих пород, подклассы — по гранулометрическому составу почвообразующих пород; роды — по мезо-формам рельефа, подроды — по крутизне и экспозиции склонов; виды — по микроструктуре почвенного покрова, подвиды — по контрастности и сложности элементарных структур почвенного покрова. Далее компоненты комбинации характеризуются агроэкологическими параметрами почв и их плодородием. Ландшафтно-экологические классификации земель разрабатываются применительно к природно-сельскохозяйственным провинциям, выделяемым в пределах природносельскохозяйственных зон по степени континен-тальности климата.