УДК 378
АГРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ ПГСГА:
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ, РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
AGROBIOLOGICAL STATION OF SAMARA STATE ACADEMY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES: ITS PAST, PRESENT, FUTURE, ROLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS
© И.В. Казанцев Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© I.V. Kazantsev Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье рассматривается история становления и развития агробиологической станции; основные достижения ученых ПГСГА на агробиологической станции; ее роль в учебном процессе и проведении учебных и педагогических практик; проблемы и перспективы развития.
The paper tells about the development of the agrobiological station, the main achievements made there by the scientists of Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, the role of the agrobiological station in the educational process, practical training and teaching practice, the challenges and perspectives the station faces.
Ключевые слова: агробиологическая станция; Поволжская государственная социально-гуманитарная академия; учебная практика; педагогическая практика; сельское хозяйство; естественно-географический факультет.
Keywords: agrobiological station; Samara State Academy of Social Sciences and Humanities; practical training; teaching practice; agriculture; Faculty of Natural Science and Geography.
Агробиологическая станция была открыта в 1938 году как подразделение кафедры ботаники факультета естествознания Куйбышевского государственного педагогического и учительского института им. В.В. Куйбышева [9]. Ее принадлежность менялась в связи со структурными изменениями как факультета, так и вуза.
Так, в 1939 году при факультете естествознания открывается агробиологическое отделение, и нагрузка на станцию многократно возрастает; ее эксплуатация становится круглогодичной. В 1957 году открывается кафедра основ сельского хозяйства (рис. 1), и агробиостанция становится ее
подразделением. В 1960 году факультет переименовывается в агробиологический, на котором готовили по двум специальностям: «Биология» и «Основы сельского хозяйства». Именно по второй специальности значительная часть специальных дисциплин и подавляющее большинство практик проходило на агробиологической станции. В 1963 году агробиологическому факультету присваивается наименование биолого-химический, так как от расформированного физико-химического факультета специальность «Химия» передается агробиологическому [9].
Рис. 1. Коллектив кафедры основ сельского хозяйства
В 1966 году открывается кафедра общей биологии (рис. 2), которая также начинает использовать агробиологическую станцию в учебном процессе [1 ; 12]. Например, проводятся практики по экологии, генетике, закладывается модельный пришкольный участок для постановки школьных модельных опытов, объяснения правил возделывания сельскохозяйственных культур и др. Именно с этим этапом
связано становление агробиологической станции. Строятся два учебных корпуса (летний и зимний), теплица, оранжерея, летняя беседка, проводится водоснабжение, электричество, закупается оборудование. Окончательно формируются отделы: овощных культур, плодово-ягодных культур, коллекционный, цветочно-декоративный, методики обучения биологии и др.
Рис. 2. Коллектив кафедры общей биологии
В 1972 году кафедра основ сельского хозяйства объединяется с кафедрой ботаники (рис. 3), и вновь агробиологическая станция возвращается в подчинение кафедры ботаники, которая на протяжении всего своего периода существования
активно использовала станцию для проведения своих практик и учебных занятий [9]. Например, на ней проходила часть лабораторных занятий по физиологии растений, почвоведению, цветоводству.
Рис. 3. Коллектив кафедры ботаники
В 1988 году на факультете начинается подготовка учителей по специальности «География». Студенты-географы также активно начали эксплуатировать агробиологическую станцию по учебным дисциплинам и практикам: биологические основы сельского хозяйства, география почв с основами почвоведения и др. В 2003 году факультет переименовывается в естественно-географический [5].
С 2005 года план набора студентов уменьшается, в связи с чем постепенно происходит сокращение количества студентов с 1000 до 500. В связи с этим из шести кафедр факультета, существовавших в 2010 году, к 2014 году путем реорганизации и слияния остаются три: ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования; зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека; химии, географии и методики их преподавания. Это послужило основанием для переподчинения агробиологической станции и создания плана мероприятий по ее развитию (Приказ ректора ПГСГА от 21.03.2014 № 01-05/08-68).
В настоящее время агробиологическая станция является структурным подразделением административно-хозяйственного управления ПГСГА, и все факультеты могут использовать ее в своих учебных целях. Станция расположена на 3-й просеке (Октябрьский район г.о. Самара). Согласно плану Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города площадь ее земельного участка составляет 24 190,3 кв.м.
«
%
Рис. 4. Вера Федоровна Пастернацкая
На протяжении своей истории агробиостанция служила и служит материально-технической и научно-методической базой для проведения учебных занятий и полевых практик со студентами, научных исследований преподавателей, учебно-исследовательской работы студентов и школьников.
В военные годы на агробиостанции активно велись работы по выращиванию лекарственных растений, повышению биологической эффективности их применения для лечения раненых. Данная работа велась под руководством заведующего кафедрой ботаники, кандидата биологических наук, профессора Веры Федоровны Пастернацкой (рис. 4) [3 ; 6 ; 10]. В те годы на агробиостанции выращивались фрукты и овощи не только для научных целей, но и для столовой института. Сотрудниками кафедры химии создавались комплексные минеральные удобрения [4].
В это же время учеными факультета проводились научные исследования, имеющие как теоретическое, так и прикладное значение. Известный в СССР специалист в области физиологии растений кандидат биологических наук, доцент Августа Игнатьевна Щукина (рис. 5) осуществляла изучение проблемы селекции и повышения устойчивости зимостойких сортов твердой пшеницы. Широкую известность в стране получили ее работы по исследованию водных режимов выращивания сельскохозяйственных культур [3 ; 6 ; 10].
Рис. 5. Августа Игнатьевна Щукина
Значимые работы велись на агробио-станции кандидатом сельскохозяйственных наук, доцентом Людмилой Георгиевной Боченко (рис. 6) [3 ; 9 ; 10]. Этот ученый стал пионером в области изучения влияния силикатных бактериальных бактерий на физиологические процессы и урожайность сельскохозяйственных растений.
езультаты ее научных исследований оказали существенное влияние на повышение эффективности сельскохозяйственного производства в регионе.
Рис. 6. Людмила Георгиевна Боченко
Существенный вклад в науку и практику внесли селекционеры кафедры ботаники и основ сельского хозяйства. Кандидат сельскохозяйственных наук, профессор Константин Петрович Ланге (рис. 7), работая на агробиостанции, вывел двенадцать новых сортов гладиолуса и восемь сортов флокса, что неоднократно подтверждено дипломами ВДНХ. На базе североамериканских и местных сортов кукурузы им создано два качественных гибрида сахарной кукурузы. После культивации гибридов на агробиостанции семена поступали для практического использования в крупнейшие сельскохозяйственные предприятия Самарской области. За многочисленные научные разработки К.П. Ланге был удостоен шести медалей ВДНХ СССР. На протяжении многих лет этот ученый являлся членом научно-методической комиссии инистерства просвещения ССС . Он активно участвовал в составлении учебных
программ, издании учебников и различных пособий по основам сельского хозяйства для педагогических институтов страны. Его учебники по плодоводству, овощеводству и растениеводству, вышедшие в издательстве «Просвещение», до сих пор востребованы преподавателями и студентами многих вузов РФ. Всего на основе экспериментов, проведенных на агробиостанции им опубликовано более 60 работ [3 ; 6 ; 9-11].
Рис. 7. Константин Петрович Ланге
Кандидат биологических наук, доцент Василий Алексеевич Молчанов (рис. 8) проводил большую работу по акклиматизации, повышению зимостойкости плодово-ягодных культур [3 ; 6 ; 8-10]. Это крупный селекционер, автор нескольких новых сортов абрикоса, которые до сих пор культивируются на агробиостанции ПГСГА и служат генетической основой для дальнейшей селекции этой ценной культуры в регионе.
а базе агробиостанции селекционером, кандидатом сельскохозяйственных наук, доцентом Ириной Викторовной ининой (рис. 9) в последние годы выведено несколько новых сортов малины:
о Малина. Сорт «Надежда» (Минина И.В., 2012 г., авторское свидетельство № 43017).
о алина. Сорт «Студенческий» (Минина И.В., 2012 г., авторское свидетельство № 43018) [3 ; 10].
Рис. 8. Василий Алексеевич Молчанов
На агробиологической станции выращивали не только сельскохозяйственные растения, но и животных. Так, кандидат биологических наук, профессор Юрий Павлович Фролов будучи аспирантом доктора биологических наук, профессора Людмилы Владимировны Воржевой изучал работу локомоторного аппарата кролика, для чего специально был сделан пристрой к учебному корпусу агробиологической станции, где содержались животные [7 ; 9].
Рис. 9. Ирина Викторовна Минина
Большой вклад в становление и развитие агробиостанции внесли лаборанты елли Григорьевна Глезер и Лариса ак-симовна Климова, а также начальники станции Нина Кирилловна Баканова и Зоя Ивановна Житкова (рис. 10 и 11). С уверенностью можно сказать, что практически все сотрудники естественно-географического факультета принимали и принимают активное участие в функционировании агробиостанции.
Рис. 10. Л.М. Климова, студент и К.П. Ланге на агробиостанции
Рис. 11. К.П. Ланге со студентами на агробиостанции
В настоящее время на агробиологической станции сотрудниками кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования ведутся активные научные исследования по физиологии растений, плодоводству, растениеводству. Так, в настоящее время осуществляется разработка и реализация двух крупных тем Плана прикладных исследования ПГСГА: «Совершенствование непрерывного биоэкологического образования студентов и школьников» (01.960.012102 19.11.96); «Селекция культурных растений. Адаптация растений к неблагоприятным условиям среды» (03.9.80001010 12.05.98).
Агробиологическая станция является крупной научно-методической базой образовательной системы не только нашего региона, но и других административных территорий Ф. Так, по заданию инистерства просвещения РСФСР в июне 1990 года сотрудники кафедры ботаники организовали и провели школу-семинар « оль агробио-станции в подготовке учителей биологии». В этом совещании участвовали представители ведущих педвузов страны. Созданные на базе агробиостанции образовательные технологии и формы их использования в учебном процессе получили высокую оценку участников этого научно-методического форума [3]. В настоящее время активно разрабатывается совместный с департаментом образования г.о. Самары проект по созданию на базе агробиостанции летней экологической школы «АБиоС», который предполагает проведение экскурсий, массовых мероприятий, теоретических и
практических занятий по естественнонаучным дисциплинам для учащихся начальных, средних и старших классов г.о. Самары. Летняя экологическая школа будет работать в режиме проведения как разовых мероприятий экологической направленности (мероприятия «День птиц», «День Земли» и т.п.), так и в режиме тематических модулей («Физиология растений», «Зоология животных», «Общая биология», «География и геология», «Фитодизайн и ланд-шафтоведение», «Юный турист»).
В настоящее время на агробиологической станции существуют отделы: овощных культур, плодово-ягодных культур, коллекционный, цветочно-декоративный, методики обучения биологии и др.
В отделах овощных и плодово-ягодных культур осуществляются опыты по выявлению условий возделывания экологически чистых продуктов по ряду направлений [2 ; 3 ; 12]:
- значимость севооборотов, чистого пара, роли растений в обогащении почвы микроэлеметами, получении компоста;
- нахождение оптимальных сочетаний и доз внесения органических и минеральных удобрений под различные сельскохозяйственные культуры;
- проведение мер борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений: механических (удаление вручную тли, гусениц бабочек капустницы или боярышницы, сбор зимующих гнезд боярышницы, короедов ловчими поясами), биологических (привлечение насекомоядных птиц, земноводных (жаб, травянистых ля-
гушек), полезных насекомых (жужелиц, божьих коровок, наездников));
- использование фитонцидных свойств разных растений (томаты, чеснок, лук, табак) для отпугивания насекомых-вредителей - крестоцветных листобло-шек, тлей;
- изучение положительного и отрицательного влияния отдельных растений при их совместном выращивании (капуста и чеснок; морковь и лук; картофель и томаты).
В коллекционном отделе представлены перспективные сорта разнообразных овощных культур, а также растения других регионов.
Отдельные виды растений цветочно-декоративного отдела рассматриваются как лекарственное сырье (календула, ландыш), медоносы (маки, ибирис), отпугивающие вредных насекомых (бархатцы).
Особое значение отводится экологическому отделу. В нем размещены растения различных жизненных форм и видов, требующих разных условий жизни (деревья, полукустарники, кустарники, травы, скальная и водная растительность).
а экологическом участке закладываются опыты и организуются наблюдения по выявлению отрицательной роли антропогенного фактора на живую природу: зарастание мусорной кучи, кострищ, вытаптывание луговой растительности, очистка приствольных кругов деревьев от опавшей листвы.
В период педагогической практики студенты готовят и проводят экскурсии как по агробиостанции в целом, так и на участке методики обучения биологии. Каждый из них разрабатывает методику экскурсий по «экологической тропе». Практикуются уроки-экскурсии по изучению многообразия растений отдельных семейств (бобовых, крестоцветных, злаковых, розоцветных, лилейных). В их содержание включается материал по агротехнике возделывания некоторых сельскохозяйственных культур с целью получения безопасных для человека продуктов питания.
азвитие традиционно существующих на естественно-географическом факультете направлений подготовки («Педагогическое образование» (профили подготовки бакалавров: «Биология» и «География», «Биология» и «Химия»; магистерские программы «Биологическое образо-
вание», «Химическое образование»)), открытие новых направлений подготовки: («Экология и природопользование» (профиль «Экология»), «Биология» (магистерская программа «Экология»)) существенно усилили роль агробиостации в учебном процессе. асчеты показывают, что на ее базе проводятся и будут проводиться более тысячи часов учебной нагрузки со студентами естественно-географического факультета по ботанике, экологии, физиологии растений, основам сельского хозяйства, генетике и др. Исключительное значение в экологическом образовании и воспитании молодежи имеют учебные практики, которые проводятся на агро-биостанции не только со студентами естественно-географического факультета, но и факультетов начального образования, культуры и искусств, психологии и др.
В целом план развития агробио-станции предусматривает ее разбивку на зоны использования:
- для игр и отдыха, то есть культурного использования; в данной зоне предполагается проводить культурно-массовые мероприятия со школьниками и студентами в летнее время;
- участки с наделами культур, то есть для научного использования; в данной зоне будет происходить научный эксперимент;
- теплицы, оранжерея, то есть для промышленного использования; развитие данной зоны предполагает привлечение сторонних организаций для создания малого предприятия по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
- пресс-центр, мини-гостиница, учебный корпус, то есть для делового использования; после его реализации возможна круглогодичная эксплуатация аг-робиостанции как учебного, научного и культурного центра, так как становится возможным в круглогодичном режиме устраивать конференции, деловые встречи, работать со школьниками и студентами (проведение конкурсов, олимпиад, конференций).
Таким образом, агробиологическая станция ПГСГА является активно используемой площадкой для образовательного процесса и на новом этапе своего развития будет задействована не только в интересах вуза, но и всего города и области.
Рис. 10. Студенты естественно-географического факультета на учебной практике на агробиологической станции
Литература
1. 45 лет в системе высшего педагогического образования Р оссии / А.А. Семенов и др. // Высшее образование сегодня. 2011. № 8. С. 29-31.
2. ВасильеваМ.З., Польникова Е.Н. Экологическая подготовка студентов-биологов в условиях агробиостанции // Биоразнообразие, проблемы экологии Горного Алтая и сопредельных регионов: настоящее, прошлое, будущее. Горно-Алтайск : ГАГУ, 2005. С. 95-99.
3. История кафедры ботаники Самарского государственного педагогического университета / И.С. Сидорук и др. // Бюллетень Самарская Лука. 2006. № 17. С. 168-185.
4. История кафедры химии и методики ее преподавания в лицах / сост. Л.К. Гиренкова, Е.Г. Нелюбина, Л.В. Панфилова, В.И. Толкунов. Самара : ПГСГА, 2012.
5. Казанцев И.В., Ляховская Л.Ф., Яицкий А.С. История кафедры географии и методики ее преподавания ПГСГА. 75 лет. Самара : ПГСГА, 2011.
6. Они победили на фронте, Они победили в тылу: очерки о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла / сост. В.О. Алмаева, А.С. Яицкий, А.А. Семенов. Самара : ПГСГА, 2010.
7. Павлов С.И. История кафедры зоологии Самарского государственного педагогического университета // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2008. Т. 17, № 3. С. 616-637.
8. Родионова Г.Н., Устинова А.А. Р астут его абрикосы // Исследования в области естественных наук и образования : межвуз. сб. науч.-исследоват. работ преподавателей и студ. Самара : СГПУ, 2005. С. 60-64.
9. Современники: Естественно-географический факультет / сост. С.И. Павлов. 2-е изд., доп. Самара : С А , 2009.
10. Труды кафедры ботаники. 1929-2011 : библиограф. справ. / сост. А.А. Устинова, А.Е. Митрошенкова. Самара : ПГСГА, 2011.
11. Устинова А.А. Константин Петрович Ланге (08.01.1903-17.10.1994) // Исследования в области биологии и методики ее преподавания : межкафедральный сб. науч. тр. Самара : СамГПУ, 2003. Вып. 2. С. 5-9.
12. Яицкий А.С. Кафедра общей биологии, теории и методики обучения: 45 лет со дня основания. Самара : ПГСГА, 2011.
Сведения об авторе
Иван Викторович Казанцев, кандидат биологических наук, декан естественно-географического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: kazantsev.ivan@pgsga.ru.
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.
Телефон: (846) 333-27-27.