УДК 37
Дубинин Сергей Николаевич
Кандидат педагогических наук, член-корреспондент Международной академии инфор-матизации, доцент кафедры теории государства и права юридического факультета Кос-танайского государственного университета им. А. Байтурсынова, [email protected]
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Dubinin Sergey Nikolaevich
The Candidate of pedagogical science, the member of International academy of informatization, Professor Assistant ofthe chair oftheory and right at thefaculty ofright, Kostanay State University named after A. Baytursynov, [email protected]
AGGRESSIVE BEHAVIOR IN CHILDREN AND ADOLESCENTS AS A FORM OF DEVIANT BEHAVIOR
Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) [25]. Сила, направленность и продолжительность агрессивных проявлений зависит от целого спектра психологических, физиологических и ситуационных факторов. Немаловажное значение при формировании агрессивности играют многие биографические и конституциональные факторы; характер рациона человека также в немалой степени определяет его воинственность. Но, так или иначе, в основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт - сознательный или бессознательный, мимолетный или затяжной, охотно раздуваемый или вынужденно принимаемый. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой. Энергия агрессии питает смелость и отвагу, дерзость и самоотверженность, способность идти на риск и проявляемую в экстремальных условиях находчивость. Сегодня мир стал крайне опасным во многих отношениях. На первом месте в ряду дестабилизирующих факторов стоит агрессия в самых разнообразных формах. Развитие технологической цивилизации привело к пересмотру основных ценностей и идеалов, которые в прошлом выступали в качестве ограничителей агрессивных эксцессов и способствовали упорядочиванию человеческих отношений [8].
По данным К. Лоренца, агрессия не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив - роль агрессии в развитии жизни столь велика, что ее попросту трудно переоценить.
Особое внимание к агрессии вызвано ее социальной значимостью. У многих людей часто возникают агрессивные мысли и импульсы, и от того, как они с этими мыслями справляются, зависит не только их здоровье и межличностные отношения, но и благополучие других людей. Сегодня существуют теории, которые по-разному рассматривают проблему агрессии и агрессивности человека.
Например, психоаналитическая теория Фрейда рассматривает агрессию как врожденную потребность.
Согласно ранней психоаналитической теории Фрейда, многие наши действия определяются инстинктами, в частности, - сексуальным влечением. Когда реализация этих влечений фрустрируется, возникает потребность в агрессии. Позднее представители психоаналитического направления стали трактовать проявление агрессии следующим образом: всякий раз, когда усилия человека по достижению какой-либо цели блокируются, возникает агрессивное побуждение, которое мотивирует поведение к нанесению вреда препятствию, вызвавшему фрустрацию. В этом предположении есть два основных момента: во-первых, обычная причина агрессии - это фрустрация; во-вторых, агрессия представляет собой врожденную реакцию, а также обладает свойствами органической потребности и сохраняется, пока цель не будет достигнута. В этой трактовке агрессии наибольшие споры вызывает именно тот аспект гипотезы, который связан с рассмотрением агрессии как органической потребности [2].
По мнению К. Лоренца в науке высказывались разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы и факторов. Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное: агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия.
Психоаналитический подход. Так в своих ранних работах 3. Фрейд утверждал, что всё человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочнение, сохранение и упрочнение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая ни трактовалась как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.
Однако 3. Фрейд постепенно пришёл к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии, он утверждал о том, что агрессия берёт начало из врожденных, инстинктивных сил, что в целом находило поддержку даже у его критиков.
Этнологический подход. К. Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя невиданное сходство с позицией 3. Фрейда. Согласно К. Лоренцу, агрессия берёт начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы
за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счёт того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильное животное лучше защищается, и обеспечивает выживание своего потомства. Одно из наиболее любопытных следствий теории К. Лоренца состоит в том, что с её помощью можно объяснить тот факт, что у людей, в отличие от других живых существ широко распространено насилие в отношении представителей собственного вида. Данный факт К. Лоренц истолковал, как стремление мировых лидеров подвергать целые нации риску самоуничтожения в свете того, что человеческая способность к насилию превалирует перед врожденными сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия.
Социобиологический подход. Социобиологи предлагают более специфическое основание для объяснения процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему: влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение, то есть, гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены, проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов. Таким образом, социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.
Охотничья гипотеза Адри. Сценарист из Голливуда, «археолог-любитель», написал несколько книг, благодаря которым многие люди познакомились с популярной эволюционной теорией. Адри утверждал, что в результате естественного отбора появился новый вид - охотники: «Мы нападали, что бы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессии. Адри уверял, что именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида.
Наряду с выше изложенными подходами существует - агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия. Теории побуждения предполагают, что
источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации
- агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает, какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако побуждение остаётся и может вести к агрессивным действиям, но при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, где агрессивные действия будут безнаказанны. Это общее положение о смещённой агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена.
Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.
Прежде всего, агрессию рассматривают как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе научения. В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то, каким путём агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие её проявление; 3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.
Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путём непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют совершать насилие либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия проявляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличие от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия её под контроль.
Фрустрация всегда ведет к какому-нибудь проявлению агрессии. Берко-виц утверждает что, на сегодняшний день в психологии, в том числе и сложившихся определенных ее направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и др.) отсутствует единое понимание термина «агрессия».
Так, например К. Бютнер [11] понимает «под агрессией чувства, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение».
А. Басс разделяет агрессию и враждебность, подчеркивая, что они не всегда сочетаются и не всегда встречаются одновременно. При этом, описывая агрессию, А. Басс и А. Дарки опираются на такие ее проявления, как нападение, раздражение, вербальная и косвенная агрессия. Враждебность с точки зрения авторов выражается в обидчивости и подозрительности. Так же заслуживает внимания точка зрения авторов полагающих, что «вопрос выбора определения очень сложен, поскольку агрессия представляет собой многостороннее явление. Что бы подойти к ней научно, нужно постараться увидеть различные стороны и их связи друг с другом, а не пытаться найти единственное исчерпывающее определение». Не смотря на разногласия относительно определения агрессии, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу\ не желающему подобного обращения.
С постановкой проблемы агрессии у школьников оказывается необходимым определить и развести понятия «агрессия» и «агрессивность». В первую очередь Н. Д. Левитов отмечает необходимость подчеркнуть различие между агрессивным поведением животного и человека: первое понятие остается сугубо в рамках биологических закономерностей, в то время как агрессивное поведение группы людей или одного человека определяется социальными общественно-историческими условиями. Однако «признания детерминированности агрессивными общественными факторами и, прежде всего воспитанием не должно приводить к отрицанию биологического фактора в возникновении и развитии агрессивного поведения».
Многие аморальные формы поведения не входят еще в зону «плохого», а те, что входят, могут допускаться в силу «оправдывающих обстоятельств».
Во-вторых, понятие «агрессия» - по существу, понятие описательное, и ничего не сообщает о причинах, мотивах агрессивного поведения. Стоит заметить, что агрессия у детей носит свою динамику, и обострение такого поведения отмечается именно в периоды кризисов личностного развития, эмоциональной нестабильности ребенка. Как отмечает Г. М. Бреслав [7], «было бы методической ошибкой оценивать поведение ребенка с точки зрения этических критериев, ибо последнее предполагают наличие нравственного развитого самосознания, которого у детей нет...».
Работа Н. Д. Левитова [18] направленная на изучение связи агрессии и ряда психологических состояний и свойств личности, которые могут, как способствовать развитию агрессии, так и препятствовать ее проявлениям, заслуживает особого внимания. Агрессия возникает на фоне определенного психологического состояния, в данном случае - агрессивного. Н. Д. Левитов выделяет познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния. Познавательный - представляет собой ориентировку в ситуации, также выделение объекта для нападения, идентификацию своих «наступательных» средств. Эмоциональный компонент - характеризует появление гнева, принимает иногда форму аффекта, ярости, способствуя ут-
рате контроля над совершаемыми действиями. Волевой компонент, по мнению Н. Д. Левитова, выражает «в агрессивном действии все формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность. В ряде случаев - инициативность и смелость...». Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств [17]. Вместе с тем, в агрессивных действиях детей школьного возраста данные качества присутствуют, как правило, в очень неразвитых формах. Возникая на самых ранних этапах развития ребёнка, агрессия долгое время не осознаётся в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения и часто отражает не способность адекватно оценивать ситуацию, а последствия своих действий, или неумение справиться с эмоциями.
Развивая идею культурно-исторического подхода, Л. С. Выготский [12] подчёркивает изменчивость, динамичность моральных представлений в обществе и утверждает, что особенно сложны в этом отношении переходные периоды в жизни общества, социальных групп, народов. В результате ребёнок на каждом шагу наталкивается на моральные кризисы, вызванные невероятным смешением различных культур. Л. С. Выготский отводит большую роль в воспитании чувств развитию умения владеть их внешним выражением, развитию сознательных движений и управлению ими. «Владение эмоциями, которое составляет задачу всякого воспитания, означает только подчинение чувства, связывание его с остальными формами поведения, целесообразную его направленность». Как Р. Бэрон [4] считал что «средовые стрессоры» играют не последнюю роль во внешних детерминантах агрессии. Детерминанты агрессии - это те особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность возникновения агрессии. Многие из этих детерминант тесно ассоциированы с состояниями физической среды. Так, например, высокая температура воздуха повышает вероятность проявления агрессии либо, напротив, эскапизма. В соответствии с моделью негативного аффекта по Р. Бэрону, умеренно высокие температуры, по сравнению с низкими или очень высокими, в наибольшей степени способствуют заострению а1рессив-ных тенденций. Другие средовые стрессоры, например шум, усиливая возбуждение, способствует возрастанию агрессии. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие агенты (например, сигаретный дым и т. д.). Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так называемые «посылы к агрессии», так же могут подталкивать индивидуума к актуализации агрессивных реакций. Эти «приглашения» могут исходить из множества разнообразных источников. И, наконец, агрессия может, как усиливаться, так и подавляться за счёт тех аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самосознания. Когда человек сообразует свои поступки с потенциальной реакцией жертвы или представителей правопорядка, говорят о публичном самосознании; когда человек сосредоточен преимущественно на собственных мыслях и переживаниях - говорят о приватном самосознании. Любой из двух указанных типов личностного самосознания способствуют снижению вероятности проявления агрессивных реакций.
Т. Г. Румянцева считает «методические и концептуальные основания теорий человеческой агрессии все еще не соответствует довольно высокому уровню развития современной философии, в силу чего значительная часть теорий дает основания утверждать, что проблема человеческой агрессии по своей сути является одной из наиболее актуальных проблем современного мира» [11].
Агрессивность современных детей и подростков является актуальной в нынешних условиях нашей жизни т. к. она носит в себе определённые психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребёнка людей - родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создаёт трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими. Агрессивность не является чем-то безразличным для самого ребёнка, ведь «проявление ребёнком агрессии является следствием наличия у него какого-то серьёзного неблагополучия в ходе его развития» [5].
По данным Л. И. Божович [6], агрессивность определяет не только нынешнее положение ребёнка в системе общественных связей и отношений, её влияние на развитие личности носит более долгосрочный характер. Исследования показывают, что агрессивность достаточно стабильна во времени и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у подростков и юношей. Установлено, что дети в восьмилетием возрасте, отличающиеся высоким уровнем агрессивного поведения и тенденцией к избеганию социальных контактов, в дальнейшем испытывают затруднения в учебной деятельности, слабо успевают в школе, имеют низкий уровень интеллектуального развития, плохо адаптируются. Трудности, которые испытывают такие дети, объясняются характерным для них отрицательным самовосприятием, преувеличением, торможением активности. Агрессивное поведение в детском возрасте оказывает влияние не только на отношение ребёнка с окружающей действительностью, но и определяет развитие всей его личности, различных её сторон.
По данным Мойера существует несколько видов агрессии: Агрессия хищника: атакующее поведение животного, нацеленного на свою естественную жертву. Так многие наши предки охотились, чтобы прокормиться.
Агрессия среди особей мужского пола: угроза, атака или подчинение, демонстрируемые самцами в ответ на появление чужака.
Агрессия, индуцированная страхом: агрессивное поведение, проявляющееся, когда животное оказывается «загнанным в угол». Атакующему поведению обычно предшествует попытка бегства. Людям также не нравится чувствовать себя загнанными в угол.
Территориальная агрессия: угроза или атака в том случае, когда обнаружено животное, вторгшееся на территорию, которая воспринимается первым как своя, или подчинение и отступление чужака, когда его обнаруживают. Дома, офисы, дворы и частные земли - все это территории, которые люди стремятся защищать. Самой ценной и защищаемой из них является
дом. Мы очень серьезно относимся к любому незваному вторжению в наш дом друзей или незнакомцев. Наши законы признают право на защиту своей территории: собственник, стреляющий и убивающий того, кто к нему вторгся, вряд ли будет осужден.
Материнская агрессия: атака или угроза, исходящие от особи женского пола, адресованные нарушителю, который активен, когда рядом ее потомство. Если говорить о людях, то всем известно стремление матери защитить своих детей. Когда кто-то попытается причинить ребенку вред, мать сделает максимум, чтобы его защитить.
Агрессия раздражения: атакующее или деструктивное поведение, нацеленное на любой объект и являющееся следствием фрустрации, боли, депривации или действия любого другого фактора, вызывающего стресс. Фрустрация у человека приводит к агрессии лишь тогда, когда она очень сильная и совершенно неожиданная. Мы научились пережидать определенные фрустрации, такие как необходимость, стоять в очереди или в автомобильной пробке. Боль и депривация - это два практически непреодолимых состояния мотивации. Берковиц считает, что когда актуализируются негативные чувства, это приводит к агрессии и даже ярости. Первая, как правило, не является уместной реакцией на подобные события, поэтому людям зачастую необходимо учиться более адаптивному реагированию.
Сексуальная агрессия: агрессивное поведение, актуализируемое теми же стимулами, что влияют на сексуальное поведение. Человек, возбуждающий нас, может заставить ревновать и быть агрессивными, если мы увидим, как, например, он флиртует с кем-то еще. Психологи, сторонники эволюционных теорий, полагают, что ревность связана с нашим желанием сохранить свои гены в будущих поколениях. Когда человек, которого мы рассматриваем как потенциального сексуального партнера, проявляет интерес к третьей стороне, под угрозой оказывается сама возможность воспроизвести вместе с ним потомство. Поскольку сохранение наших генов - первичный мотив, стимулы, побуждающие нас к ревности, заставляют настораживаться. Подобные чувства могут сопровождаться вербальной и даже физической агрессией.
Инструментальная агрессия: агрессивное поведение, реализация которого, приводила в прошлом к получению какого-либо подкрепления. Многое из человеческой агрессии относится к этому виду. Когда мы будем говорить о когнитивном компоненте агрессии, то рассмотрим, как люди прибегают к принуждению, чтобы достичь намеченных целей. Агрессия очень распространена в повседневном поведении. Как свидетельствует история, люди способны совершать насилие. Но все же если не принимать во внимание случаи геноцида и массовых войн, жизнь наполнена удивительной гармонией, потому что мы можем подавлять свою агрессию. Наша природная склонность быть агрессивными в тех или иных ситуациях социализируется, и при определенных условиях мы можем жить в мире друг с другом. К. Бют-нер [11] выделил еще несколько типов агрессии: 1) Физическая-активная-
прямая: нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. 2) Физическая-активная-непрямая: закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага; 3) Физическая-пассивная-прямая: стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация). 4) Физическая-пассив-ная-непрямая: отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). 5) Вербалъная-активная-прямая: словесное оскорбление или унижение другого человека. 6) Вербальная-активная-непрямая: распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. 7) Вербальная-пассивная-прямая: отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д. 8) Вербалъ-ная-пассивная-непрямая: отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
А. Фрейд считает, первые попытки объяснения развития агрессивности детей были предприняты в психоаналитическом направлении, разделяя взгляды своего отца на противоборство сексуальных и агрессивных инстинктов, выделяет несколько фаз в развитии агрессивности, соответствующим либидным фазам: оральная агрессивность, анальный садизм и т. д. С другой стороны, А. Фрейд, занимавшаяся детским психоанализом, рассматривает агрессию как один из механизмов защиты инстанции «Я». В соответствии с этим она считает, что агрессия есть проявление тревоги и страха, которые испытывает «Я» в отношении как прошлых, так и предполагаемых событий. Агрессия возникает в тех случаях, когда возникает угроза реальная или минимальная для «Я» ребёнка. Прибегая к агрессии, ребёнок пытается совладать с испытываемой им тревогой.
По мнению А. Адлера [1], основателя индивидуальной психологии, причина детской агрессии в том, что «на протяжении всего своего развития ребёнку присуще чувство неполноценности». Ребёнок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Незрелость ребёнка, его неуверенность в себе и несамостоятельность, приводят к болезненному переживанию своего подчинённого положения по отношению к более сильным людям в семейном окружении. Это рождает чувство неполноценности, обозначая начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. В результате возникает фиктивная идея и целевая установка на превосходство. В понимании А. Адлера, агрессия является способом достижения цели превосходства, инструментом преодоления чувства ущербности.
Многие психоаналитики считают, что в основе детской агрессии лежит страх, разделяется многими психоаналитиками. К. Бютнер [11] называет две наиболее частые причины агрессии в детском возрасте: «во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению;
во-вторых, это уже пережитая обида, или душевная травма, или же само нападение». В детском возрасте бессознательные, агрессивные импульсы проявляются не прямо, а косвенно, находя своё выражение в фантазиях, играх детей, содержание которых может быть подвергнуто анализу с целью выявления защитных механизмов, к которым прибегает «Я» ребёнка. В эпигенетической концепции Э. Эриксона, враждебность человека связывается с несформированностыо на первом году жизни базисного доверия к миру. Согласно Э. Эриксону, степень развития у ребёнка чувства доверия к другим людям и к миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. В раннем детстве, приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определённой автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнение и унижения. Конфликт между инициативой и виной
- последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который
Э. Эриксон называл «возрастом игры». Формирование агрессивных идеалов относится именно к этой стадии, стадии инициативы, приходящееся на дошкольное детство.
В теории социального научения А. Бандура [3] подчёркивается, что агрессия в детском возрасте является приобретённым, социально-обусловленным поведением. А. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Достижения в области теории научения переместили фокус причинного анализа с гипотетических внутренних сил на влияние окружения (социально когнитивная теория А. Бандуры). Причины функционирования человека нужно, по его мнению, понимать в терминах непрерывного воздействия поведения, познавательной сферы и окружения. Механизмами формирования агрессии выступают: 1) Подкрепление агрессивного поведения со стороны других людей; 2) Научение посредством наблюдения; 3) Самоподкрепление. Моделями агрессивного поведения могут выступать как живые примеры (родители, др. люди, сверстники).
Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персо-нологов, которые в начале 1960-х г. под руководством А. Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму [23]. Наиболее известными приверженцами гуманистического направления являются Э. Фромм, К. Роджерс, Р. Мэй и др. Маслоу и др. полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь осмысленной и насыщенной. Он предположил, что все потребности человека врождённые, или инстинктивные: 1) Физиологические потребности; 2) Потребности в безопасности и защите; 3) Потребности принадлежности и любви; 4) Потребности в самоуважении; 5) Потребности самоактуализации (личностного совершенствования).
Что касается детской агрессии, то физиологические потребности и потребности безопасности и защиты у детей должны быть удовлетворены прежде, чем возникнут, и будут требовать удовлетворения потребности
принадлежности и любви. Если этого не происходит, у детей вырабатывается защитная реакция в форме агрессивного поведения, за счёт которого ребёнок может хотя бы частично реализовать свои потребности, например во внимании, любви и т. д. (данная закономерность ярко прослеживается в неблагополучных семьях).
В работе Славина, посвящённой изучению развития неврозов в детском возрасте, агрессия рассматривается как неадекватный способ реагирования в трудных ситуациях. При невротическом развитии личности агрессивность выполняет защитную функцию, предохраняя ребёнка от травмирующих переживаний, угрожающих его эмоциональному благополучию.
Проблема детской агрессивности затрагивается и специалистами в области детской психиатрии и патопсихологии [8; 16]. В этих же работах отмечается, что при психических нарушениях развитие агрессивности определяется не только конституциональными особенностями индивида, наследственностью, но и влиянием социально-психологических факторов. Формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами. На агрессивность в детском возрасте оказывают влияние: особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением.
Агрессия ребёнка может являться реакцией на развод родителей. При этом способы реагирования на ситуацию различны, в зависимости от пола и возраста ребёнка. У дошкольников агрессия незрелая и носит иногда беспричинный характер. В школьном возрасте мальчики отличаются повышенной агрессией по отношению к сверстникам. Распад семьи в семилетием возрасте приводит к росту враждебности, мальчики, воспитывающиеся без отцов, отличаются асоциальным поведением, неподчинением взрослым [24]. Отмечается, что конфликты родителей до и после развода, их раздельное проживание, повторный брак супругов, плохие взаимоотношения одного родителя с ребёнком, так же вызывают негативные переживания, усугубляя трудности в поведении ребёнка. Агрессивные проявления ребёнка могут выступать как ревность по отношению к другим членам семьи, чаще всего к братьям и сестрам. В основе такой агрессии лежит стремление получить внимание родителей, соперничество за любовь взрослых. Среди особенностей семейного воспитания, отличаются следующие: недостаток тепла и ласки со стороны родителей, снисходительное отношение к агрессии, безразличное отношение к детям [10].
В исследовании, проведённым А. Бандурой [3], было установлено, что отличительной особенностью воспитательной практики родителей, имеющих агрессивных сыновей, является непоследовательность в предъявлении требований: поощрение агрессии вне дома и использование суровых наказаний за проявление агрессии против себя. В этом же исследовании показано, что фрустрация потребности в зависимых отношениях с родителями вызывает у детей враждебность и недоверие, которые распространяются на
других взрослых и сверстников, что ещё больше усугубляет процесс социализации. Попустительский стиль воспитания ребёнка, вседозволенность и отсутствие контроля за детьми со стороны родителей, как и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности у ребёнка. К агрессивному поведению могут привести как личностные особенности человека, так и особенности ситуации, в которой он находится. Важной представляется проблема связи агрессивности в детском возрасте с подобными тенденциями в более позднем возрасте. Также агрессия тесно связана с проявлением чувства ревности, ненависти, зависти, обиды, злости, страха, гнева; особенно это проявляется в возрасте (6-7 лет), когда эмоциональная сфера еще не устойчива. Необходимо отметить важность первого эмоционального опыта, полученного ребенком в детстве, который затем переносится на более далекое время. На этот факт указывал А. В. Запорожец [14; 15]. Агрессивные формы поведения могут сами себя усиливать, то есть обладать тенденцией самостоятельной эмуляции. Отсюда - объяснение подростков некоторых асоциальных действий: чувство «радости преодоления опасности», полученное в процессе совершения кражи.
Так Л. С. Славина отмечает, что отрицательные аффективные переживания несут в своей основе неудовлетворенность каких-либо важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Особенно часто эти переживания возникают в том случае, когда неудовлетворенность притязания ребенка в областях, имеющих для него большое значение. Однако наблюдаемая в сфере взрослых тенденция упрощенно воспринимать процесс включения ребенка в мир социальных отношений, приводит к тому, что взрослый лишает малыша права на так называемые негативные эмоции или формы поведения (гнев, страх, агрессия и т. д.). Анализируя фантазии в детском возрасте, С. А. Завражец [13] отмечает, что, являясь наиболее сильными травмирующими факторами, физические наказания ребенка и разрыв с объектом любви-переживания, требующие своего выхода. Они могут выливаться в качестве агрессивной ответной реакции или не табуированные предметы.
Это происходит и в игре, где ребенок воспроизводит пережитые агрессивные сценарии, стремясь рационализировать их и тем самым снять накопившуюся отрицательную энергию. Таким образом, большое значение имеет изучение детей, у которых в связи с неудовлетворенностью каких-либо жизненно важных для них потребностей возникли отрицательные аффективные переживания и соответствующие им формы поведения, среди которых имеют место и агрессивные проявления.
Поиски причин повышенной агрессивности у детей ведутся в разных направлениях. Анализируя некоторые случаи из жизни усыновленных детей, замечено, что новые родители достаточно часто сталкиваются с вспышками агрессивного поведения своих детей. М. И. Буянов [10] отмечает, что в некоторых случаях причиной этого явления может быть проявление психического заболевания, то есть агрессия, может иметь биологическую приро-
ду. М. И. Буянов [9] утверждал что, изучение биологических корней агрессивного поведения ведется в следующих направлениях: 1) изучение хромосомных аномалий и их влияние на наследуемость склонности к агрессивности; 2) изучение влияния гормонов на агрессивное поведение; 3) изучение отдельных структур центральной нервной системы и их роли в запуске агрессивного поведения; 4) изучение влияния свойств темперамента, в частности - возбудимости на агрессивное поведение индивида.
В дальнейшем было выяснено, что скорее не гормоны влияют на агрессивное поведение, а проявление агрессии вызывает усиленную их секрецию. Н. Д. Левитов [18], рассматривая вопрос о возможных биологических источниках агрессии, подчеркивает наличие связи между агрессивностью и повышенной возбудимостью нервной системы и при слабом действии активного торможения. Поскольку свойства нервной системы передаются по наследству, может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в сторону повышенной и слабо контролируемой возбудимости. Отмечая тот факт, что оборонительный рефлекс является врожденным, автор предполагает, что «могут быть и те задатки к наступательным действиям, которые в зависимости от общественных условий развиваются как в социальную оправданную «боевитость», так и во враждебную агрессивность». Половые гормоны и особенно тестостерон, в какой-то степени, действительно, «замешаны» в преступлениях, связанных с применением насилия. Однако специальные исследования показали, что степень их влияния довольно ограничена. Хотя в своё время возможность существования связи между половыми хромосомами и агрессивным поведением была предметом бурных дискуссий, обзор литературы показывает, что если такая связь и существует, то она весьма слаба. Гораздо вероятней, что любая ассоциация между половыми хромосомами и агрессивным поведением при ближайшем рассмотрении может оказаться следствием недостаточного интеллектуального развития, которые не редко сопутствуют аномалиям половых хромосом. Различные структуры нервной системы и протекающие в них процессы так же оказывают серьёзное влияние на человеческое поведение. Так, наши эмоциональные переживания органически взаимосвязаны с функционированием лимбической системы, и в особенности гипоталамуса и миндалевидного тела; лобные доли коры головного мозга, которые у человека отличаются обширностью и сложным устройством, отвечают за сложные когнитивные процессы, в частности за опознание той или иной ситуации, как содержащей угрозу и за выбор реакции в ситуации, опознанной таким образом. В ведении симпатической нервной системы находится наша готовность «драться или удирать»: именно эта нейроструктура, по достижении организмом определённого уровня физиологического возбуждения, производит запуск механизма агрессивного реагирования. Впрочем, существуют данные о том, что реактивность симпатической, нервной системы имеет индивидуальный характер, и потому в угрожающей ситуации одни лица испытывают большее, а другие меньшее возбуждение
[19]. Иначе говоря, всегда нужно иметь в виду, что биологические процессы протекают в социальном контексте. То есть внешняя среда влияет на нейрогенные связи, внутренние биологические процессы в значительной степени предопределяют характер наших реакций на средовые воздействия. Таким образом, правильней было бы говорить не о решающем влиянии биологических либо, наоборот, социальных факторов как детерминант агрессии, а признать, что на агрессию действуют оба типа факторов и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.
Данная проблема наших детей поднимает вопрос о методах воздействия, в том числе и о применении суровых наказаний. К суровым наказаниям относят не только применение физической силы, но и психические наказания - оскорбление, критику ребёнка, словесные угрозы и т. д. В психологической литературе выделены 4 формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение основными нуждами ребёнка, (моральную жестокость). Негативным по своим последствиям оказываются не только использование физических наказаний, но и психическое насилие, выражающееся в не принятии и критике ребёнка. Такое отношение приводит к большему развитию агрессивности.
Л. И. Божович [6] занимающиеся этой проблемой, подчёркивают, что строгие и физические наказания оказывают негативные последствия на развитие личности ребёнка. Во-первых, наказывая, родители показывают пример агрессивного поведения, который может усваиваться детьми как способ воздействия на других, как проявление силы и власти, особенно по отношению к тем, кто слабее. Во-вторых, наказание приводит к отчуждению, формирует негативное к ним отношение. «Ребёнок замыкается в себе, становится невосприимчивым, занимает позицию внутреннего, молчаливого сопротивления». В-третьих, слишком суровое наказание может приводить к тому, что ребёнок может забыть, за что его наказали, тяжёлые переживания заслонят причины, оставив лишь тяжёлый осадок по поводу самого переживания. Наказание может быть эффективным тогда, когда будут понятны причины его негативных поступков.
Помимо родителей и их «работой» над агрессией своих детей, примером негативного поведения могут служить братья и сестры. Ориентируясь на их пример, общаясь и играя с ними, дети могут копировать или усваивать агрессивные способы поведения. Отмечается, что дети более агрессивно настроены против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Большое значение имеет возраст ребёнка выступающего зачинщиком в драках и ссорах. Чаще всего конфликт начинают младшие дети, уверенные в том, что родители примут их сторону. Наказывая старшего ребёнка, родители тем самым подкрепляют агрессию младшего, который будет себя вести так же и в следующий раз, осознавая свою безнаказанность. Такого не происходит, если родители по возможности стараются не вмешиваться в ссоры своих детей. Ребёнок ус-
ваивает агрессивное поведение, посредством наблюдения, выделяя случаи, когда агрессия оказывается эффективным способом в достижении цели, в воздействии на других. В ситуации изоляции группой сверстников, весьма вероятно, что он будет принят в другой группе детей, таких же, как он и где агрессия будет являться приемлемым стилем поведения. Во многом поведение наших детей определяется их сверстниками. Установлено, что сверх агрессивные дети, попадая в группу сверстников и получая отпор со стороны других детей, становятся менее агрессивными. Пассивные же дети остаются такими же. Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в формировании у ребёнка представлений о возможных способах проявления агрессии, нормах и границах её применения, в том числе и ответной. «Приемлемость - не приемлемость» тех или иных форм агрессии «соразмерность» агрессии действиям обидчика усваивается ребёнком не только на примере других, но и на собственном опыте, в кругу сверстников, когда ребёнок сталкивается с проявлением агрессии но отношению к себе [24].
М. И. Лисина [20] отмечает, что изучение влияния моделей поведения на агрессивность ребёнка показывает, что примеры взрослых, оказывают на него более сильное, продолжительное и глубокое воздействие. Примечательно, что дети, обнаруживающие в дошкольном возрасте черты наибольшей просоциальности (помогают, сочувствуют, склонны к помощи и щедрости) оказываются одними из агрессивных в классе. Однако предполагается, что в большей степени социальное поведение демонстрируют умеренно агрессивные дети; если же ребёнок чрезвычайно агрессивен, то его поведение реже бывает про социальным. Данная особенность характерна для детей дошкольного возраста, использующих наравне с мирными способами утверждения своих прав физическую и вербальную агрессию, которая не препятствует им завоёвывать авторитет у сверстников.
Говоря о детях дошкольного возраста и младшего школьного, хочется отметить и другую проблему, с которой сталкиваются нынешние родители и общество в целом во второй половине двадцатого века. Она заключается в том, что родители, уделяя подросшим детям меньшее внимание, и предоставляя их порой самим себе, не следят, затем чем и как увлекается их ребёнок. Отсюда мы и наблюдаем проблему влияния средств массовой информации, в частности телевидения, на агрессивность детей. Правда, в России и в странах СНГ об этом заговорили совсем не давно, с 90-х г., связывая рост детской агрессивности с тем количеством сцен насилия и жестокости, которые демонстрируются на экране. Ещё несколько лет назад ни кто не мог представить себе экспансию западной, особенно американской, теле и видеопродукции и то, что дети будут проводить за просмотром телевизора всё своё свободное время. Когда в 1991 г. вышла книга немецкого психолога К. Бютнера «жить с агрессивными детьми», одна из глав которой посвящена влиянию видео и телефильмов на агрессивность детей, поднимаемые в ней проблемы казались далёкими от нас. Сейчас же рассматриваемые автором вопросы являются весьма актуальными. В зарубежной психологической на-
уке вопрос о связи между присутствием насилия и жестокости в средствах массовой информации и детской агрессивностью стал обсуждаться в шестидесятые годы. О серьёзности этой проблемы говорит тот факт, что её на государственном уровне специально изучали эксперты [4]. В дальнейшем эти исследования подверглись критике из-за искусственности ситуации и не реальных условий, в которых проявлялась агрессия. Поэтому дальнейшее изучение стало проводиться в естественных, полевых условиях. Тема агрессии может присутствовать в играх и фантазиях ребёнка, выражая действительно имевшее в жизни ребёнка насилие. Если рассматривать фильмы как фантазии других, то их просмотр актуализирует травмирующие переживания у ребёнка. Герои фильмов символизируют исполнение бессознательных побуждений ребёнка: они расправляются с теми, кто их обидел, не неся за это наказания. Идентификация ребёнка с героем разряжает накопленные агрессивные импульсы, способствуют хотя бы временному снижению напряжения - в этом и состоит эффект катарсиса. Популярность такого мультфильма как «Том и Джерри», объясняется тем, что в образе маленького мышонка ребёнок видит компенсацию своей слабости и беспомощности перед более сильным, в данном случае большим котом, превосходство над ним. Тем самым подчёркивается, что телевидение может выполнять терапевтическую функцию, если, конечно, увлечённость такими фильмами у ребёнка не принимает характер навязчивости [11]. Хьелл и Зиглер утверждают, что просмотр детьми телевидения и видеопродукции, изобилующих сценами насилия и жестокости, оказывает скорее негативное, чем позитивное, влияние на поведение и личность ребёнка и имеет ряд отрицательных по своему воздействию последствий. Прежде всего, ребёнок учится новым, не известным ему формам агрессивного поведения. Особенно это относится к подросткам, которые «подсматривают» способы издевательства над людьми из фильмов. Помимо этого, ослабляются сдерживающие агрессию силы. «Если это можно взрослому» или другому ребёнку, почему и я не могу так делать?! Тем более что в большинстве фильмов герои, действующие агрессивно, не только не подвергаются наказаниям, но и порой оказываются в выигрыше, по сравнению с менее агрессивными персонажами. Так же у ребёнка вырабатывается толерантное отношение к показываемому ему насилию, уменьшается чувствительность к проявлениям агрессии. И если в начале кадры насилия могут вызывать у ребёнка страх и ужас, то потом лишь безразличное отношение к жертвам, или даже одобрение действий агрессора. Большое количество насилия и агрессии, увиденные на экране детьми приводит к снижению чувствительности к чужой боли, уменьшению эмпатии, сочувствия к страданиям человека. Ребёнок не задумывается над тем, что ситуации в фильмах вымышленные, что в реальности люди не решают свои проблемы с помощью кулаков, оскорблений, что стрельба и погоня встречается в жизни намного реже, чем в кино. Лёгкость, с которой герои боевиков «расправляются» со своими врагами, только кажущаяся, ребенок же этого не понимает, как и то, что на самом деле все это опасно для жизни.
Однако, несмотря на это, средства массовой информации остаются одним из самых спорных источников обучения агрессии. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов всё же остаётся не выясненной степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа всё же оказывает какое-то влияние, однако сила его остаётся неизвестной.
Само по себе, в отрыве от учета многообразных условий жизни, телевидение не может выступать в качестве определяющего фактора, влияющего на развитие детской агрессивности. Обвинять телевидение в том, что оно способствует росту агрессивности у детей и подростков - это перекладывать ответственность за организацию жизни ребенка. Его досуга и занятий со взрослыми, составляющее ближайшее окружение ребенка, и, прежде всего с родителей, на «третье» лицо, в данном случае - телевидение [21].
Молодых нужно научить давать выход своему гневу, - настоятельно рекомендовала Энн Лендерс. Если человека распирает от ярости, мы должны отыскать клапан. «Мы должны дать ему возможность спустить пары,
- вторил ей известный психиатр Фриц Перлз. Утверждения опираются на «гидравлическую модель»: накопленная агрессивная энергия, подобно воде, сдерживаемой плотиной, неудержимо стремится вырваться наружу. Концепцию катарсиса обычно приписывают Аристотелю. Хотя Аристотель на самом деле ничего не говорил об агрессии, он утверждал, что мы можем очищаться от гнетущих эмоций, «проживая» их, и что созерцание классические трагедий позволяет нам испытать катарсис («очищение») жалости и страха. Он считал, что эмоциональное возбуждение несет эмоциональную разрядку. Гипотеза катарсиса была расширена и стала включать эмоциональную разрядку, достигнутую не только при помощи драмы, но также посредством воспоминания и «проживания» заново прошлых событий, посредством внешнего выражения эмоций и заместительных действий. Предполагается, что, действуя таким путем., мы «выпускаем лишний пар». Считая, что агрессивное действие или фантазия выведет из организма - подавленную агрессию, некоторые терапевты и лидеры групп поощряют среде своих подопечных вентилирование подавленной агрессии путем ее выброса так, не возбраняется, например, похлестать друг друга в душе мокрыми мочалками или поколотить по кровати теннисной ракеткой, сопровождая все это криками. Некоторые психологи советуют родителям поощрять агрессивные детские игры, как способствующие разрядке эмоционального напряжения. Многих американцев подкупила эта идея.
Как показал опрос, количество тех, кто согласен с утверждением: «Материалы сексуального содержания создают условия для безопасного выплеска подавляемых импульсов, вдвое больше количества несогласных. Но в то же время другие национальные опросы показали, что большинство американцев согласны с утверждением: «Материалы сексуального содержания ведут к совершению сексуального насилия». То является подход с позиций катарсиса валидным или нет?
Социальные психологи почти единодушны во мнении, что, вопреки предположениям А. Фрейда, К. Лоренца и их последователей, катарсиса в данном случае не происходит. Например, Р. Арме и его коллеги сообщают, что канадские и американские поклонники футбола, борьбы и хоккея ведут себя более враждебно, выходя на улицу после соревнований, чем до них. Даже война тоже, по-видимому, не дает очищения от агрессивных чувств. Национальная статистика показывает, что после войны количество убийств на общенациональном уровне обычно резко повышается [22].
Акты жестокости порождают установки на жестокость. Более того, слабая выраженность агрессивного действия может приводить и к тому, что совершивший его человек откажется видеть в своем поступке что-либо предосудительное. Таким образом, можно быть напористыми без агрессии [4].
Библиографический список
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. [Текст]/ А. Адлер, -М, 1995.
2. Аткинсон, Р. С. Введение в психологию [Текст]: учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. / Р. С. Аткинсон. - М.: Тривола, 1999.
3. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. [Текст]/ А. Бандура, Р. Уолтере. - М., 1999.
4. Берон, Р. Агрессия.[Текст]/ Р. Берон, Д. Ричардсон. - Спб., 1997.
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. [Текст]/ Л. И. Божович. - М., 1868. - 112 с.
6. Божович, Л. И. О вреде физических наказаний (беседа). [Текст]/ Л. И. Божович. //Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. — М. - Воронеж, 1995.
7. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности. [Текст]/ Г. М. Бреслав. - М., - 1875.
8. Булянов, М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи. [Текст]/М. И. Булянов, -М., 1988.
9. Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии. [Текст]/М. И. Булянов- М., 1992.-255 с.
10. Буянов, М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи. [Текст]/М. И. Булянов— М., 1988.-207 с.
И. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. [Текст]/ К. Бютнер. - М., 1991. -88 с.
12.Выгодский, Л. С. Педагогическая психология. [Текст]/ Л. С. Выгодский. -М., - 1997.
13.3авражец, С. А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте [Текст]/ С. А. Завражец. // Вопросы психологии. - 1993. - № 5, - С. 8-16.
14. Запорожец, А. В. Особенности агрессивного поведения. [Текст]/ А. В. Запорожец. - М., - 1991.
15. Запорожец, А. В. Особенности школьного возраста. [Текст]/А. В. Запорожец, - М., - 1985.
16. Ковалёв, В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. [Текст]/ В. В. Ковалёв. - М., - 1985.
17. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения. [Текст]/ В. В. Лебединский. - М., - 1990.
18. Левитов, Н. Д. Психиатрический состав агрессии [Текст]/ Н. Д. Левитов. // Вопросы психологии. - 1972. - № 6.
19. Левитов, Н. Д. Психическое состояние агрессии [Текст]/ Н. Д. Левитов. // Вопросы психологии 1967. - № 6.
20. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст]/ М. И. Лисина. - М., 1986.
21. Массен, П. Развитие личности ребёнка. [Текст]/ П. Массен, Дж. Каган - М., 1987
22.Нравственность. Агрессия. Справедливость [Текст]// Под ред. А. М. Матюшкова. - М., 1992.
23. Одаренные дети [Текст]//Под. ред. В. Г. Бурменской и В. М. Слуцкого. - М., 1991.
24.Психологическая диагностика: Проблемы и исследования [Текст]/ Под ред. К. М. Гуревича. - М.,1981.
25. Роберт, Б. «Агрессия». [Текст]/ Б. Роберт, Р. Дебора. - С-П. 1994.
26. Сафонова, Т. Я. и др. Жестокое обращение с детьми. [Текст]/ Т. Я. Сафонова, - М., 1993.
УДК 378.01
Бабунова Елена Семеновна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета, [email protected], Магнитогорск
ЭКСКУРСНЫЙ АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОБЛЕМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОГ ВОЗРАСТА
Babunova Elena Semenovna
The candidate of pedagogical sciences, the professor of chair of preschool pedagogics and psychology of Magnitogorsk state university, presch@masu:ru, Magnitogorsk
THE ANALYSIS AND INTERPRETATION OF PROBLEMS OF ETHNOCULTURAL EDUCATION AND DEVELOPMENT OF CHILDREN PRESCHOOL OF AGE
Современное дошкольное этнокультурное образование представлено содержательными и научно-методическими аспектами становления этнокультурной личности ребенка-дошкольника в процессе этнокультурного воспитания. Данные характеристики раскрываются исследователями через призму реализации социокультурного, аксиологического, культуросообразного и культуротворческого, лингвокультурологического, компетентност-ного (образовательного) подходов, обеспечивающих амплификацию (обо-
116