СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
АГРАРНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Л.А. МУРАВЬЕВА,
кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук
Финансовой академии при Правительстве РФ
Аграрный вопрос в пореформенной России был постоянной головной болью правительства. Импульс, заданный крестьянской реформой 1861 года, явно исчерпал себя к 90-м годам XIX века. Издержки этой реформы, проявлявшиеся в латифундиальном характере помещичьего землевладения, малоземельи крестьян (7 десятин земли вместо 15 необходимых) и непомерных выкупных платежах, сдерживали и искажали развитие капиталистических отношений в российской деревне. Высокие темпы промышленного развития страны не сопровождались таким же значительным увеличением ресурсов в деревне. Низкими оставались урожаи, составляющие сбор зерна на душу населения в Нечерноземье 14 пудов при норме потребления 17,4 пуда. Развитие фабричного и заводского производства приводило к истощению важного источника крестьянского дохода, представленного промыслами и ремеслами. Крестьянские товары не выдерживали конкуренции с товарами машинного производства ни по цене, ни по качеству. Главным мерилом зажиточности крестьян было наличие определенного количества скота: лошадей и коров. Десять процентов крестьянских хозяйств находились в состоянии крайней бедности, не имея коровы, 25% хозяйств - были безлошадными. Бедняки на селе составляли почти 50%.
Своеобразие российской модернизации проявилось в развитии сельского хозяйства. Являясь доминирующим сектором экономики, сельское хозяйство продолжительное время не включалось в сферу приоритетов государства. Если на Западе промышленному перевороту предшествовал аграрный, то в России аграрные преобразования были "побочным продуктом". Даже реформа 1861 года была следствием осознания военно-технической отсталости страны.
Идея необходимости коренных преобразований аграрного сектора экономики страны постепенно приобретала своих сторонников, начиная с 90-х годов XIX века. Главные споры велись по вопросу ликвидации общины и введения частной собственности на надельную землю.
Вопрос о земле продолжает оставаться не менее острым и в наши дни, причем самые бурные дебаты ведутся именно по поводу частной собствен-
ности на землю. Исторический опыт свидетельствует
0 том, что поспешность и необдуманность действий здесь явно вредны.
Российские реформы конца XIX - начала XX века обоснованно связывают с именами двух выдающихся государственных деятелей - Сергея Юль-евича Витте и Петра Аркадьевича Столыпина, внесших большой личный вклад в разработку и осуществление программ обновления России.
С.Ю. ВИТТЕ И АГРАРНЫЙ ВОПРОС
Реформируя промышленность и финансы, С.Ю. Витте никогда не упускал из виду то обстоятельство, что действовать ему приходилось в земледельческой стране. Главным условием успешного реформирования всех сторон государственной жизни, в том числе и аграрной, он считал укрепление фи-нансово-кредитной системы. Роль же государства в содействии сельскому хозяйству Витте видел в первую очередь в создании благоприятных условий для его развития: предоставление кредита, строительство железных дорог, упорядочение торговли сельскохозяйственной продукцией, расширение внутреннего рынка через развитие промышленности, которая могла поглотить значительное количество рабочих рук и обеспечить их заработком. Тем не менее для поддержания отрасли и под давлением аграриев Министерство финансов вынуждено было предпринимать шаги по расширению объемов и форм кредита для поддержания частновладельческих, помещичьих хозяйств. Главное место в этой кредитной политике занимал ипотечный кредит, связанный с выдачей ссуд под залог земли. В систему ипотечных учреждений страны входили государственные (Дворянский и Крестьянский земельные банки), а также частные кредитные учреждения (акционерные поземельные банки, общества взаимного кредита и т.д.). За одиннадцать лет (с 1892 по 1903 год) этими учреждениями было выдано около
1 млрд руб. под залог недвижимых имуществ [1]. Особенно привлекательным учреждением для получения ипотечных ссуд был Дворянский банк, устанавливающий высокую оценку залогов и низкий процент по ссудам, чем создавалась фактически по-
лублаготворительная система ипотечного кредита. Лишь незначительная часть этих средств была использована помещиками на модернизацию сельского хозяйства, часть направлялась в торгово-промышленную сферу, основной же капитал просто проматывался и проедался.
Чтобы прекратить непроизводительное использование кредитов, Министерству финансов приходилось разрабатывать ограничительные меры. В 1896 году были приняты "Временные правила о ссудах на сельскохозяйственные улучшения", положившие начало мелиоративному кредиту. Перечень кредитуемых работ был весьма широк и включал: орошение и осушение земель, строительство предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и т.д. Источником средств послужило Казначейство, ассигновавшее средства на создание специального фонда. Следующей мерой, предпринятой Министерством финансов, стала выдача краткосрочных кредитов сельским хозяевам. Здесь главную роль играл Государственный банк, который выдавал ссуды под соло-вексель заемщиков, располагающих недвижимостью, и кредиты под залог продукции сельского хозяйства. В 1894 году Государственному банку было разрешено кредитовать покупки с/х машин и оборудования, а также выдавать ссуды мелким землевладельцам, арендаторам и крестьянам, владевшим вненадельной землей. С 1 июня 1895 года на основе "Положения об учреждении мелкого кредита" началось создание системы кредитных и ссудно-сберегательных товариществ для мелких предпринимателей и крестьянских сослов-но-общественных учреждений - волостных и сельских банков, вспомогательно-сберегательных касс. Шагом вперед в этом вопросе стало то, что наряду с сословными, оставшимися в наследство от дореформенной России, кредитными учреждениями, стали создаваться всесословные, то есть буржуазные, кредитные учреждения. К сожалению, ни мелиоративный, ни краткосрочные формы кредита не получили широкого распространения.
Другим средством поддержки сельского хозяйства выступила тарифная политика Министерства финансов, направленная на пересмотр железнодорожных тарифов на перевозку хлебных грузов с целью их понижения. Для поддержки аграрного сектора экономики использовались закупки интендантством сельскохозяйственных продуктов для нужд армии, система разверстки заказов на поставку спирта и сахарная нормировка. Однако все эти меры не оказывали существенного влияния. За пореформенное сорокалетие дворянский земельный фонд сократился почти на 40%, причем в 90-х годах XIX века сокращение достигло максимума -в среднем за год продавалось 975 тыс. десятин [2]. Встревоженный экономическим положением дворянства, император Николай II санкционировал
созыв в феврале 1896 года совещания губернских предводителей дворянства для выяснения нужд сословия, а затем созыв Особого совещания по делам дворянского сословия (1897 - 1901 годы). Выступая на деловом заседании совещания, Витте заявил своим обескураженным оппонентам, что Россия подобно Западу встала на капиталистический путь развития и в настоящее время богатство дается не землей, а банковским делом, промышленностью, обрабатывающим производством. Спасение для дворянства только в одном - обуржуазиться, заняться промышленностью, банками. "Я как министр финансов утверждаю, что сельское хозяйство без промышленности процветать не может, обречено на оскудение", - заявил С.Ю. Витте [3]. В целом совещание не оправдало надежд, которое возлагали на него защитники интересов дворянства.
Постепенно в поле зрения С.Ю. Витте оказались не только помещики, но и крестьянство, на которое он длительное время смотрел как на источник средств для государственного бюджета. До конца 1990-х годов Витте оставался ярым защитником общины, поэтому мероприятия Министерства финансов, связанные с положением крестьян и коренными преобразованиями в деревне, носили скорее случайный, чем планомерный характер. Принимались меры по облегчению кредитования мелких производителей Государственным банком и по созданию сети учреждений мелкого кредита. С 1895 года Крестьянский банк получил возможность скупать помещичьи имения на собственные средства для последующей перепродажи земли крестьянам. Оживление переселенческой политики и ее усовершенствование совпали с планами Витте по заселению зоны строительства Сибирской магистрали. Из фонда Комитета Сибирской железной дороги выдавались путевые пособия переселенцам, вводился льготный железнодорожный тариф, создавались новые врачебно-продовольственные пункты, формировались за Уралом поземельно устроительные и межевые партии для подготовки участков для переселенцев. В 1896 году Министерством внутренних дел было создано Переселенческое управление. С.Ю. Витте совместно с министром внутренних дел И.Н. Дурново начал разработку новых законов, несколько облегчавших положение крестьян. С 1 января 1895 года вступил в действие новый паспортный закон, облегчающий для крестьян передвижение в поисках заработка и продлевающий время нахождения работника вне места жительства, а значит, ослабляющий влияние общины. В марте 1903 года был принят и вступил в силу закон об отмене круговой поруки. К этому времени под влиянием бесед с бывшим министром финансов Н.Х. Бунге Витте из ярого защитника общины становится ее беспощадным критиком. Н.Х. Бунге любил повторять: "Дайте крестьянину в собствен-
ность голую скалу, и он превратит ее в цветущий сад; дайте ему во временное пользование цветущий сад, и он превратит его в голую скалу" [4]. Именно он обратил внимание Витте на то, что главный тормоз экономического развития крестьянства - это средневековая община, не допускающая совершенствования [5]. Уже в записках 1897 и 1898 годов комиссии, занимавшейся выяснением нужд дворянского сословия, Витте пишет о необходимости установления прочного законного порядка в имущественных и общественных отношениях крестьян, поднятии их духа путем действительного освобождения [6]. Наконец, в октябре 1899 года Витте прямо обращается к императору с запиской, в которой убеждает освободить крестьянина от опеки местных властей и особенно общины [7].
Только под влиянием широкой волны крестьянских выступлений и самостийного захвата ими помещичьих земель в 1902 году Николай II пошел на создание Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902 - март 1905 годов) под председательством С.Ю. Витте. Задача совещания состояла в сборе сведений о положении крестьян, в изучении социально-экономических процессов в деревне, в обобщении мнений сельских хозяев о путях и мерах преодоления кризисной ситуации. С этой целью на местах создавались губернские и уездные комитеты, в которых трудились чиновники, представители земств, ученые и даже крестьяне. Для изучения опыта аграрных преобразований в Пруссии, Дании и Швеции чиновники Министерства финансов были командированы в страны Западной Европы.
11 июля 1903 года был издан высочайший указ об учреждении "Особого по делам земельного кредита Комитета" в составе министров внутренних дел, финансов, земледелия, госконтроля и членов, назначенных императором.
В Комитет ежегодно министром финансов вносились отчеты Дворянского и Крестьянского банков для рассмотрения, утверждения и определения государственной пользы от их деятельности. Комитет должен был предоставлять обществу известную гарантию в отношении деятельности казенных ипотечных банков, следить, чтобы не было допущено злоупотреблений со стороны банковской администрации.
В 1904 году правительство, по инициативе Витте, взялось за разработку проекта будущих аграрных преобразований. Один из вариантов подготовил главноуправляющий землеустройством и земледелием H.H. Кутлер. Поскольку проект содержал частичное отчуждение помещичьего землевладения, то царь категорически отверг его.
Главные положения своей аграрной программы С.Ю. Витте изложил в известной "Записке по крестьянскому делу", впервые опубликованной в качестве особого приложения к журналу "Вестник
финансов, промышленности и торговли" в 1904 году и вышедшей затем отдельной брошюрой. Аграрная программа Витте являлась звеном его правовой реформы деревни, рассчитанной на длительный исторический период, мирное развитие и постепенное превращение общинных крестьян в союз земельных собственников [8]. Но такое осмысление положения в деревне и выработка аграрной программы пришли слишком поздно. В стране разгоралась первая революция, гвоздем которой был как раз аграрный вопрос. Николай II не сумел оценить остроту ситуации, вовремя провести назревшую реформу, перехватив инициативу у революционных масс. Понадобился мощный и жестокий взрыв народного возмущения, чтобы заставить правительство начать аграрные преобразования. В изменившейся за три года ситуации аграрные отношения стали предметом рассмотрения нового законодательного органа Государственной Думы. Вся тяжесть разрешения острого аграрного кризиса, переживаемого Россией, выпала на долю нового реформатора П.А. Столыпина.
БИОГРАФИЯ П.А. СТОЛЫПИНА
Петр Аркадьевич Столыпин родился в апреле 1862 года в Дрездене, детство провел в имении Средниково под Москвой. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XVI века. Многие представители этого рода составили славу и гордость России: урожденной Столыпиной была бабушка М.Ю. Лермонтова; прадед - сенатор A.A. Столыпин - другом М.М. Сперанского. Отец -Аркадий Дмитриевич - был военным, участвовал в Крымской и русско-турецкой войнах, занимал должность коменданта Кремлевского дворца, был знаком с Л.Н. Толстым. Мать - Наталья Михайловна -была дочерью князя М.Д. Горчакова, командующего армией во время русско-турецкой войны. У Петра Аркадьевича было два брата. Старшего убили на дуэли. С его убийцей стрелялся Петр Аркадьевич и получил ранение в правую руку. Младший брат Александр Аркадьевич занимался журналистикой.
Юность П.А. Столыпина прошла в Прибалтике, в поместье Колноберже близ Ковно. Окончив Виленскую гимназию, в 1881 году Столыпин неожиданно для многих поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Он был чуть ли не единственным женатым студентом в университете. Жена его, Ольга Борисовна (урожденная Нейгардт, правнучка A.B. Суворова) родила ему пять дочерей и одного сына.
После окончания университета в 1884 году Столыпин пять лет служил в Петербурге в Министерстве государственных имуществ в Департаменте земледелия и сельской промышленности на скромной должности помощника столоначальника и со скромным чином коллежского секретаря. Спасаясь от рутинной
работы, он перешел в Министерство внутренних дел. В результате операций купли-продажи и полученного наследства семейство Столыпиных сосредоточило в своих руках 7450 десятин земли по разным губерниям. Такие владения обеспечили Столыпину видное место в среде российского поместного д ворянства В1899 году ПА Столыпин был назначен Ковенским губернским предводителем дворянства.
Свою деятельность в новом качестве Столыпин начал с создания Ковенского общества сельского хозяйства, председателем которого был избран единогласно. Жизненно важным для ковенских помещиков был вопрос о торговых взаимоотношениях с Германией, так как через два года истекал срок действующего торгового соглашения и предстоял его пересмотр. П.А. Столыпин подготовил специальный доклад "Об экспорте в Германию живого скота и мяса в связи с положением ветеринарного дела в губернии". Наряду с требованиями об облегчении экспорта в Германию зерна и мяса и запрете вывоза соломы и сена, ковенских помещиков беспокоили еще и социальные вопросы. Батраки и поденщики, трудившиеся в помещичьих хозяйствах, были недовольны условиями найма и массами уходили на заработки в Германию. Сельские хозяева требовали принять меры к ограничению перехода рабочей силы в Германию. Понимая важность этого вопроса как для Западного края, так и для всей России, ПЛ. Столыпин подготовил доклад о рабочем страховании в европейских странах. В первой части доклада давался обзор постановки страхового дела в Германии, Австрии, Швейцарии, Англии и других странах, а во второй - намечались пути решения этого вопроса в Ковенской губернии. Столыпин считал, что только административные методы решения этого вопроса не дадут желаемых результатов. Гораздо важнее использовать экономические и человеческие пути - улучшить условия жизни рабочих. Проверенным средством в этом деле было введение социального страхования. Столыпин был далек от иллюзии, что устройство страховых касс сразу решит все вопросы, но он надеялся, что страхование поможет сохранить для сельского хозяйства бережливых и разумных рабочих [9]. В России в ту пору социальное страхование практически отсутствовало, хотя вопрос о социальном страховании промышленных рабочих обсуждался не один десяток лет. Столыпин занимал передовые позиции и один из немногих в России ставил вопрос о страховании сельскохозяйственных рабочих
Летом 1902 года П.А. Столыпин был назначен Гродненским губернатором. На этой должности он пробыл 10 месяцев. Будучи губернатором и председателем Гродненского комитета о нуждах сельскохозяйственной промышленности, П А. Столыпин разработал план переустройства экономики губернии. Главными факторами, способными обеспечить
подъем сельского хозяйства, он считал уничтожение чересполосности крестьянских земель, расселение крестьян на хутора, улучшение быта народа, развитие мелиоративного кредита (то есть кредита на всякие сельскохозяйственные улучшения) и развитие социального страхования как противовеса распространению социалистических идей.
В 1903 году П.А. Столыпина назначили губернатором в более крупную и важную Саратовскую губернию. На новом посту Столыпин также продолжал размышлять над неустройством крестьянской жизни. Во всеподданнейшем отчете о состоянии губернии он не ставил вопрос о ликвидации общины, но предлагал дать возможность трудолюбивому крестьянину закрепить отдельный участок земли, "вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского банка" [10]. Предлагаемая Столыпиным мера состояла в появлении наряду с общиной самостоятельного зажиточного поселянина, то есть в насаждении на государственных землях крепких индивидуальных крестьянских хозяйств. В Саратовской губернии Столыпина застала первая революция, с которой он боролся умело и жестко, демонстрируя личную храбрость. В апреле 1906 года 44-летний Столыпин был назначен министром внутренних дел, а в июле того же года - председателем Совета министров.
Деятельность П.А. Столыпина на самых высоких постах привлекает внимание многих исследователей - историков, экономистов и публицистов.
Его личность сложна и противоречива, поэтому подлинного Столыпина мы не знаем до сих пор. Его имя тесно связано с разработкой и проведением ряда крупных реформ, а также с подавлением революции, репрессиями и действием военно-полевых судов. "Сначала успокоение, потом реформы" - такой оказалась логика истории.
На Столыпина было совершено шесть покушений. 1 сентября 1911 года в Киеве Столыпин был смертельно ранен агентом охранного отделения Д.Г. Богровым и через несколько дней скончался. Поскольку это одно из загадочных убийств XX века, то оно упорно привлекает к себе внимание романистов и писателей детективного жанра. Мощная и трагическая фигура П.А. Столыпина занимает одно из главных мест в истории российского реформаторства.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ П. А. СТОЛЫПИНА
Председатель совета министров П.А. Столыпин осознавал необходимость коренной перестройки всего уклада российской жизни. Им была разработана целая комплексная программа преобразований, которую сам реформатор называл "вопросами первостепенного государственного значения" [11]. Про-грамма включала в себя следующие положения: про-
возглашение свободы вероисповедания, неприкосновенность личности и гражданское равноправие; введение волостного земского самоуправления; улучшение быта рабочих; преобразование судов; организация всеобщего начального образования и др. Центральное место в этой программе социально-экономических преобразований занимала аграрная реформа. Это диктовалось отставанием сельскохозяйственного производства от мировых стандартов, низким уровнем жизни основной массы крестьянства, стремлением народных масс к революционному пути решения назревших вопросов.
Некоторые исследователи считают понятие столыпинской аграрной реформы достаточно условным, так как непосредственно Петр Аркадьевич не был ни ее автором, ни разработчиком. У Столыпина - реформатора было немало предшественников. Среди них можно назвать П.А. Валуева, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте, Н.Х. Бунге, В.И. Гурко. Заслуга П.А. Столыпина состояла в том, что он сумел органически связать различные идеи друг с другом и придать плану аграрной реформы логическую стройность. Он также сумел убедить императора Николая II в необходимости реформы.
К моменту проведения аграрной реформы основные земельные владения были либо общинными, либо государственными, либо монастырскими. Владения частной собственности составляли лишь четвертую часть земельного фонда европейской России. П.А. Столыпин видел основу грядущего процветания России в крестьянине - собственнике. Община, по его мнению, была тормозом аграрных преобразований. Главным компонентом земельных преобразований стала система мер, связанная с разрушением архаичной крестьянской общины, ставшей преградой на пути развития производительных сил сельского хозяйства; формирование достаточно широкого слоя крестьян -собственников, владевших землей на правах частной собственности и ведущих самостоятельное хозяйство, заинтересованных в результатах своего труда; широкое переселенческое движение; активизация деятельности Крестьянского поземельного банка.
Правовую основу аграрной реформы составил указ от 9 ноября 1906 года "О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования", начавший действовать как закон с 14 июня 1910 года после его утверждения III Государственной Думой. Столыпин признавал право общины на существование там, где она жизненна. В сущности, он ратовал за сохранение двух укладов в деревне - арендно-общинного и частно-фермерского -при их параллельном развитии и здоровой конкуренции, хотя считал, что за фермерами будущее. После проведения первого этапа реформы, в результате которого осуществлялось чересполосное укрепле-
ние наделов отдельными домохозяевами, в мае 1911 года было издано "Положение о землеустройстве", по которому начался процесс создания отрубов и хуторов. Крестьяне сопротивлялись выходу из общины, руководствуясь прагматическими житейскими соображениями. За десять лет действия указа получили землю в собственность 2,5 млн домохозяев, или четверть всех общинников. Это неплохой результат, учитывая небольшой промежуток времени. Фактически аграрная реформа успешно прошла там, где уровень интенсивного товарного сельскохозяйственного производства был и до того высок: на Украине, в отдельных губерниях Поволжья, Прибалтике, где хуторская система существовала много десятилетий. Общинное землевладение было совсем ликвидировано в Бессарабской и Полтавской губерниях, в Курской оно утратило первенствующее положение. Хутора прижились в Псковской и Смоленской губерниях. Отрубная система прижилась в губерниях Северного Причерноморья, Северного Кавказа и степного Заволжья. Но в северных, северо-восточных, юго-восточных и центрально-промышленнных губерниях реформа почти не затронула толщу общинных порядков.
При всей серьезности и масштабности аграрная реформа не была всесторонне научно проработана. Правительство не пыталось сделать анализ экономической эффективности помещичьих хозяйств, но точно так же оно не располагало данными, показывающими, что хуторско-отрубная система в масштабах страны эффективнее общинной. Вряд ли в такой громадной стране, как Россия, может быть разработана единая аграрная политика для всех разнообразных регионов. Не случайно в конце XIX -начале XX века ученые-аграрники А.А. Кауфман, П.П. Семенов, А.В. Чаянов широко пользовались методом порайонного изучения сельского хозяйства.
Слабым местом реформы было ее недостаточное финансовое обеспечение. Упор делался на "дух предприимчивости". При всей своей прагматичности П.А. Столыпин волей - неволей впал в идеализм. Касаясь финансовой стороны аграрной модернизации, надо отметить, что важной составной частью реформы П.А. Столыпина была реорганизация деятельности Крестьянского банка.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО ПОЗЕМЕЛЬНОГО БАНКА
Заметную роль в проведении аграрной реформы сыграл Крестьянский поземельный банк, на который возлагалась обязанность скупки помещичьих имений и продажа земельных участков крестьянам по льготной цене в многолетний кредит. 27 августа 1906 года по 87-й статье был принят указ о передаче Крестьянскому банку для продажи крестьянам части казенных земель - удельных, степных, владений царской земли [12]. П.А. Столыпин считал, что дело
организации поземельного кредита в стране следовало бы взять в свои руки государству путем слияния двух имевшихся сословных банков (Дворянского и Крестьянского) в один государственный бессословный банк поземельного кредита [13].
Наибольшее внимание Крестьянскому банку уделял Совет министров в годы революции. Это было связано с тем непростым положением, в котором банк оказался. Во время революции многие помещики, напуганные размахом крестьянских выступлений, погромами и поджогами, старались продать свои земли через банк. В связи с этим масштабы банковских операций по закупке земли возросли в три раза. В 1905 - 1907 годах банк скупил свыше 2,7 млн десятин земли, включая государственные и удельные земли. Хотя банк скупал земли только у тех помещиков, которые стремились их продать, правые круги везде распускали сплетни о том, что банк якобы разоряет поместное дворянство. Это делалось для дискредитации Столыпина и его реформы. Между тем банковские операции по продаже земли были незначительными. Крестьяне не спешили покупать землю, рассчитывая на скорую ликвидацию помещичьего землевладения и бесплатную раздачу земли тем, кто ее обрабатывает. С ноября 1905 года по май 1907 года банк продал всего около 170 тыс. десятин. Таким образом, в руках банка оказалось много земли и мало денег. Для поддержания банка правительство использовало даже накопления пенсионных касс.
Только после окончания революции Крестьянскому банку удалось ликвидировать свои земельные запасы. По решению Совета министров на местах создавались временные отделения Совета банка с достаточно широкими полномочиями. Для налаживания работы этих отделений многие видные чиновники Министерства финансов, МВД и Главного управления землеустройством и земледелия отправились в длительные командировки. В результате принятых мер и изменения обстановки в стране дела Крестьянского банка пошли лучше. Всего за 1907 - 1915 годы из фонда банка было продано 3909 тыс. десятин [14]. Объем продаж ежегодно возрастал до 1911 года, а затем начал снижаться [15]. При продаже земли банк выдавал крестьянам ссуды под незначительные проценты. С июля 1912 года была разрешена выдача крестьянам ссуд под залог. Широко использовались различные виды кредита: агрокультурный, ипотечный, землеустроительный, мелиоративный. Всего за годы реформы Крестьянский поземельный банк выдал ссуд более чем на 1 млрд золотых рублей [16]. При заключении сделок существовали ограничения: запрещалась продажа угодий некрестьянам и иностранным гражданам.
Вопрос о том, какие категории крестьян покупали земли у банка, изучен недостаточно. По некоторым данным, богатая верхушка среди покупате-
лей составляла всего 5-6%. Остальные покупатели -среднее крестьянство и бедняки [17]. Официальная пропаганда постоянно заявляла о том, что "банк работает на всех". Тем не менее надо признать, что четыре пятых всех проданных крестьянам земель оказались в руках отрубников (54% проданных земель) и хуторян (23%). Тем самым банк способствовал укреплению позиций новых собственников, а не всего крестьянства вообще. На банковских землях появлялись достаточно крепкие перспективные фермерские хозяйства, но их изначально было немного.
Землеустройство на банковских землях было перспективнее, чем на надельных. Банк давал ссуду в размере до 90 - 95% стоимости участка. Продажа укрепленного надела позволяла уплатить первый взнос. Помощь по обзаведению на хуторах иногда оказывали земства. Такие льготные условия привлекали бедноту на банковские земли. Банк, имея убытки от содержания купленных земель на своем балансе, не был разборчив в клиентах. Приобретя банковские земли, крестьянин оказывался перед необходимостью своевременной уплаты процентов по ссудам. Бедному крестьянину это было делать особенно трудно. Накапливались недоимки по банковским выплатам. Землевладелец вынужден был прибегать к рассрочкам и пересрочкам. Появилось новое явление в жизни крестьянина: продажа с молотка всего хозяйства. С 1908 по 1914 годы таким путем было продано 11,4 тыс. участков [18]. Такая экономическая кабала мало чем отличалась от жизни бедняков в общине.
Крестьянский банк во многом содействовал осуществлению другой важной составной части аграрной реформы - переселению крестьян в Сибирь.
ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
По Указу от 10 марта 1906 года право переселения было предоставлено всем желающим без ограничений. П.А. Столыпин добивался, чтобы переселенцы ехали не только за Урал, но и в северовосточные губернии Европейской России, Среднюю Азию, Закавказье. Между 1907 и 1914 годами 3,5 млн человек выехало на заселение в Сибирь. Осуществляя переселенческую политику, правительство руководствовалось различными соображениями. Во-первых, так решалась проблема крестьянского малоземелья. Во-вторых, шло освоение новых, ранее пустовавших земель. В-третьих, отправляли из Центра России наиболее активную и революционно настроенную часть крестьян. В-четвертых, укреплялось на окраинах империи "русское влияние".
Наиболее активно крестьяне ехали в Сибирь после окончания революции с 1907 по 1910 год (1,5 млн переселенцев). Для переселенцев правительство устанавливало значительные льготы: давало в собственность значительные участки земли (до 60 га), обеспечивало погашение недоимок, освобождало на длительное время от уплаты налогов, снаб-
жало подъемными суммами от 57 до 168 рублей на семью, мужчин освобождали от воинского призыва. Наиболее благоприятными для заселения были территории Западной Сибири, Алтайского края и северной части Степного края. Почти сразу власти столкнулись с нехваткой свободных участков и увеличением контингента неустроенных переселенцев. Власти постоянно понижали "порог пригодности" земель. Выход был в равномерном заселении всей пригодной для сельского хозяйства территории Сибири. Тем не менее в 1910 году обозначился кризис в переселенческом движении. Поток переселенцев стал иссякать, примерно половина из уехавших возвращались назад. Положение было настолько серьезным, что в 1910 году П.А. Столыпин и A.B. Кри-вошеин, глава землеустроительного ведомства, отправились в поездку по Сибири. Сразу выявились финансовые затруднения. Условия переселения были тяжелыми и дорогими: умирали люди, погибал скот. По финансовым вопросам постоянно возникали трения между ведомствами. Кредит, отпущенный Думой на строительство железнодорожных вагонов, составил 48 млн рублей. Против этого возражало Переселенческое управление, получившее на все остальные нужды 25 млн рублей. Переселенцы оплачивали проезд по пониженному тарифу. С таким положением было несогласно Министерство путей сообщения, исчислявшее свои убытки от перевозки переселенцев в размере 7,5 млн рублей. Переселенческий тариф сохранили только для едущих на Дальний Восток и в пограничные районы России. Для едущих в Сибирь переселенческий тариф заменялся тарифом четвертого класса, что увеличивало расходы семьи на 80 рублей. Поэтому в Сибирь теперь могли попасть только довольно состоятельные хозяева. Для облегчения участи переселенцев Крестьянскому банку вменялось в обязанность распространить свою деятельность и на Сибирь.
Переселенческая политика ПА Столыпина - явление противоречивое и по своим задачам, и по методам. Реформа призвана была изменить сложившиеся в Сибири поземельные отношения. В Сибири почти не было частной земельной собственности. Вся земля принадлежала либо казне, либо казачьим войскам. Но Сибирская община значительно отличалась от общины Европейской России. Она была более предприимчивой, динамичной и самостоятельной. Благотворно сказывались иные условия: отсутствие давления со стороны помещиков, относительная слабость налогового бремени, многоземелье. Тем не менее Столыпин настаивал на унификации аграрного курса по всей стране. Это означало проведение в Сибири невиданной раньше по масштабам приватизации земельной собственности, насаждение хуторско-отрубной системы. Намеченные меры встретили поддержку переселенческой комиссии III Государственной Думы (председатель АД. Голицын).
Идеологи крупной буржуазии надеялись таким образом привлечь в Сибирь частные капиталы.
За годы реформы посевные площади Сибири увеличились на одну треть. Урожайность с десятины составляла 60-150 пудов зерна (в Европейской России - 45). Однако в Сибири в тот период особую остроту приобрела проблема вывоза хлеба. Ограниченность возможностей вывоза приводила к падению цен на хлеб, а это в свою очередь делало зерновые хозяйства нерентабельными. Преградой для вывоза хлеба в западном направлении оставался челябинский тарифный перелом. В соответствии с ним хлеб, отправляемый из Сибири, облагался тарифом дважды: до станции Челябинск, а потом еще раз - от Челябинска до станции назначения. Перелом повышал расходы на перевозку хлеба и делал невыгодным его вывоз из Сибири в центральные районы. Этому введению существуют разные объяснения. По одной из версий, челябинский перелом призван оградить помещичьи хозяйства от конкуренции сибирского хлеба. По другой - направить сибирский хлеб в северные морские порты для поставки хлеба на внешние рынки. Так или иначе, челябинский перелом тормозил развитие торгового хлебопашества в Сибири. Интересы дальнейшего экономического развития, прежде всего Западной Сибири, требовали ликвидации челябинского тарифного перелома. Решение о постепенной его отмене было принято на заседании Тарифного комитета 25 февраля и 4 апреля 1911 года. С1 августа 1911 года надбавка к нормальному тарифу была уменьшена на 40%, с 1 августа 1912 года - еще на 30%, и в 1913 году перелом был отменен [19].
Аграрная реформа дала толчок развитию производительных сил Сибири. Но и здесь крестьяне не стали образцовыми фермерами, подобно американским, хотя имелись крепкие зажиточные единоличные хозяйства. Крестьяне нашли свой путь внедрения в капитализм на основе российских коллективистских традиций. Общину сменила кооперация. Она также разрушала общину, но делала это по инициативе самих крестьян, постепенно и менее болезненно. При поддержке Государственного банка и земств кооперативное движение охватило и европейскую часть России. Кооперация в своем становлении прошла ряд этапов. Сначала образовывались кредитные кооперативы с преобладанием административных форм регулирования мелкого кредита. По мере накопления капитала кредитные товарищества образовывали снабженческие и сбытовые кооперативы. Усиление специализации способствовало образованию кооперативных центров. В результате возникает новое течение экономической мысли - так называемое организационно-производственное направление (А.В. Чаянов, Н.П. Макаров, А.А. Рыбников, А.Н. Челинцев и др.). Зарождается новое кооперативное направление аграрной эволюции.
Годы столыпинской реформы стали периодом расцвета кооперации. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и маслоделательные артели. Кооперативно владели сепараторами, маслобойками, строили небольшие электростанции. Российский экспорт масла основывался на сибирском маслоделии. В 1907 году из России было вывезено 3,6 млн пудов масла на сумму 47 млн рублей, в 1912 году выручка от экспорта масла в Англию составила 68 млн золотых рублей, что в два раза превышало стоимость годовой добычи сибирского золота. На мировом рынке также преуспевала российская льноводческая кооперация.
Роль координаторов сибирских кооперативных союзов взял на себя созданный в 1912 году кооперативный Московский народный банк (МНБ). Банк осуществлял кредит и поставки через кооперацию крестьянам сельскохозяйственной техники, удобрений, семян. Крестьяне находились в орбите не
только всероссийского, но и мирового рынка. * * *
Итак, мы видим, что с 90-х годов XIX века проблема модернизации аграрного сектора российской экономики находилась в поле зрения выдающихся реформаторов, правительства, политических партий и общественных течений. Существовало несколько проектов и программ решения аграрного вопроса - от С.Ю. Витте и В.И. Гурко до проектов эсеров, большевиков, трудовиков и кадетов. Практическое же решение этого вопроса в начале XX века выпало на долю П. А Столыпина. Оценить столыпинскую аграрную реформу очень непросто, так как мы имеем дело с незавершенным историческим явлением. В этой связи смущают как категорические высказывания о ее полном крахе, так и восторженные оценки блестящих результатов.
Аграрная программа П.А. Столыпина была реальна, прогрессивна и разумна. Ее полная и постепенная реализация избавляла страну от революционных катаклизмов и указывала эволюционный путь цивилизационного развития. Но Столыпин не добился поставленной цели. Программа фактически осталась невыполненной: не хватило времени, средств, политической мудрости, поддержки императора и общественных сил. Кардинально реформировать почвенический уклад не удалось, однако было положено мощное начало. Об этом говорят и те несомненные результаты, которых добилась Россия за реформационный период: повысилась урожайность и товарность сельского хозяйства, изменился облик села - шире стала применяться техника, раз-
вивалось сельскохозяйственное машиностроение, осуществлялась подготовка образованных кадров для села; общий объем промышленной продукции возрос в 7 раз, удельный вес России в мировом промышленном производстве увеличился в два раза и составил, как и Франции, 6%, численность рабочих увеличилась на 23 - 50% (в зависимости от региона), денежные вклады фермеров в 1916 году составили 2 млрд рублей в золотом исчислении.
Но даже в начале XX века, как и позднее при освоении целинных и залежных земель, упор в развитии сельского хозяйства делается на экстенсивные формы. Идея переселения избыточного населения оказывается сильнее идеи рационального использования имеющейся земли, а тем более, идеи интенсификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корелин А.П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX - начале XX в. М., 1988. С. 20,21.
2. Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа. М., 1963. С. 314.
3. Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX в. Л.,1973. С. 297.
4. Островский И.В. П.А. Столыпин и его время. Новосибирск, 1992. С. 71.
5. Корелин А., Степанов С. С.Ю. Витте - финансист, политик, дипломат. М., 1998.С. 89.
6. ГАРФ.Ф. 1729. Оп. 1.Д. 134. Л. 5; Ф. 854. Оп. 1.Д. 35. Л. 2-3.
7. Красный архив. Т. 46. С. 128.
8. Витте С.Ю. Записка по крестьянскому делу. СПб., 1904. С. 3 - 4.
9. Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992. С. 15 - 16.
10. Красный архив. 1926. Т. 4 (17). С. 85.
11. Правительственный вестник. 1906. 24 августа.
12. ПСЗ. Собр. 3. Т. 26. № 28315.
13. Мигулин П.П. Реформа денежного обращения в России и промышленный кризис. Харьков, 1902. С. 315.
14. Кризис самодержавия в России. 1895 - 1917. Л., 1974. С. 361.
15. Дубровский С.М. Указ. соч. С. 335.
16. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 1998. С. 171.
17. Зырянов П.Н. Указ. соч. С. 51.
18. Там же. С. 52.
19. Островский И.В. Указ. соч. С. 110.