Научная статья на тему 'Аграрный курс правительства на горнозаводском Урале: общероссийская тенденция и региональная специфика (конец XIX - начало XX века)'

Аграрный курс правительства на горнозаводском Урале: общероссийская тенденция и региональная специфика (конец XIX - начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аграрный курс правительства на горнозаводском Урале: общероссийская тенденция и региональная специфика (конец XIX - начало XX века)»

МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ

Н.Н.Алеврас

АГРАРНЫЙ КУРС ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ГОРНОЗАВОДСКОМ УРАЛЕ: ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)

Модернизационный процесс в России второй половины XIX — начала XX в включал в качестве важнейшего составного элемента преобразования аграрной сферы страны Аграрное реформирование более всего отражало специфические черты особой модели развития России — модели "догоняющего" типа Несомненно, что Россия шла по пути выработки буржуазной основы своего существования, но эта тенденция не приобрела "чистых" форм и была переплетена системой доиндустриальных укладов, коренящихся в традиционной культуре страны

Особенности российского развития так или иначе выражала российская провинция К тому же геополитическая картина "Большой России", особенности исторического соотношения государственного центра и периферии накладывали дополнительный отпечаток на процессы, протекавшие на имперских окраинах Геополитическое пространство Российской империи можно рассматривать как систему, представляющую иерархию "эшелонов-провинций" с несовпадающим ритмом исторических процессов Горнозаводской Урал — один из специфических элементов этой системы По отношению к центру страны он представлял внутреннюю вариацию модели "догоняющего" развития В силу ряда исторических причин исследуемый регион сохранял в структуре экономических и социальных отношений, а также в общем культурном облике более выраженные, чем в других регионах России, патриархальные устои и традиционный уклад жизни Такие особенные черты I орнозаводского Урала, как окружной строй промышленности, латифун-дальное горнозаводское землевладение монопольные основы промышленной деятельности, специфический облик социальных носителей горнозаводской промышленности — горнозаводского населения и горнозаводчиков, — все это составило основу "оригинального строя" горнозаводской промышленности и породило наличие в системе горнозаводского хозяйства аграрного вопроса с собственными оригинальными характеристиками в отношении к его общероссийскому варианту

Отмеченная специфика горнозаводского Урала заставляет вычленить из многообразных проблем его развития аграрную сферу Аграрные сюжеты в истории промышленного Урала — один из показателей "задержанности" развития региона и составная часть его 'оригинального строя" Аграрная политика правительства в регионе — это явление, выражавшее поиски государством путей приспособления старой уральской промышленности, обремененной грузом доиндустриальных характеристик, к новым буржуазным условиям существования При этом с нарастанием модернизационного кризиса именно в сфере этой политики решение аграрного вопроса приобрело основу для выхода из социальных конфликтов в регионе Поэтому актуальность исследуемой проблемы на региональном уровне выражается не только в том, что ее изучение позволяет воссоздать существенный элемент общего аграрного курса правительства, но и в том, что дает возможность уловить самодостаточное значение аграрного вопроса на горнозаводском Урале и связать его с основными характеристиками самобытности Урала

Не затрагивая всех аспектов историографии проблемы, следует отметить факт незавершенности длительной, начавшейся еще в 50-е гг и активно продолжавшейся в 60-е, а отчасти и в 70 — 80-е гг XX в дискуссии о характере аграрных отношений в горнозаводском регионе и о связи с землей уральских рабочих Противоположные взгляды историков, сгруппировавшихся вокруг основных оппонентов по этим вопросам — Ф С Го-рового и Ф П Быстрых, выражали преимущественно два полярных мнения связь с землей уральских мастеровых была крепкой или слабой, землепользование у мастеровых в течение пореформенного времени увеличивалось или уменьшалось В зависимости от типа ответа следовала несовпадающая характеристика уральского рабочего — либо с прокрестьянским классовым сознанием, либо с сознанием пролетарского уровня1 Как видим, разработка истории аграрных отношений на горнозаводском Урале была подчинена ведущей в то время теме — истории рабочего класса Урала Несомненно, что предпринимаемые попытки исследовать процесс формирования уральских рабочих с учетом их связи с землей имели и сохраняют большое значение Но при таком лишь подходе к аграрному вопросу из поля зрения многих историков выпадала уральская социальная группа — горнозаводское население Более того, значимость этой группы как специального объекта исследования подвергалась даже некоторому сомнению Отмеченный подход не способствовал специальным разработкам истории аграрной политики в регионе

На горнозаводском Урале особым объектом земельного наделения, осуществляемого государством, являлось горнозаводское население Оно представляло собой сословную группу, сформировавшуюся в XVIII в и закрепленную государством за горными заводами в качестве их кадрового состава Горнозаводское население являлось сравнительно молодым сословным образованием Его социальные корни уходили в крестьянскую среду, а характер трудовой деятельности, быта, способов существования так или иначе был связан с земледельческими занятиями В изучаемый период мы застаем эту сословную группу в состоянии социального кризиса шел процесс разложения горнозаводского населения Особенностями этого процесса являлось то обстоятельство, что к его началу (примерно с 60-х гг XIX в ) консолидация сословия еще не завершилась Как бы "недоразвитое" сословное образование вступило в стадию социальной дифференциации с тенденцией классообразования Это явление может рассматриваться как один из результатов "догоняющего" типа развития региона

В условиях начавшейся перестройки промышленности правительство вполне осознавало необходимость преобразования так называемых "обязательственных" отношений, сложившихся после реформы 1861 г между горнозаводским населением и горными заводами в лице их владельцев и горнозаводской администрации Реформировать эту систему было невозможно без первоочередного преобразования аграрных отношений

Аграрный курс правительства, вырабатывавшийся для горнозаводского региона, опирался на базисные положения крестьянской реформы Специфический объект аграрной политики — горнозаводское население, самобытные черты горнозаводской промышленности и латифундиального горнозаводского землевладения придали этому курсу определенное своеобразие, но не вывели его за пределы общероссийской аграрно-политической тенденции

Общероссийское аграрное законодательство исследуемого времени опиралось на сословный принцип, предполагавший существование различных юридических и правовых уровней для различных социально-сословных групп В отношении к надельной собственности крестьян государство длительное время занимало попечительскую позицию, ориентированную на укрепление общины Ее результатом явилась система ограничений, не позволявших крестьянству свободно распоряжаться землей на основе общегражданских прав Особый правовой режим создавался и в системе землепользования горнозаводского населения, которое правительство рассматривало как своеобразную

разновидность крестьянского сословия Вместе с тем, двойственная природа горнозаводского населения поставила перед создателями аграрного законодательства задачу соединения принципов крестьянского наделения землей с интересами горнозаводской промышленности и правовыми основами горнозаводского землевладения

Отличительной чертой аграрного законодательства в горнозаводском регионе можно считать заложенную еще реформой 1861 г идею о подсобном характере земельного надела горнозаводского населения в системе его жизнеобеспечения Это выразилось в существенно меньших, по сравнению с крестьянскими, размерах надельных земель, своеобразной структуре землепользования с преобладанием покосов и выгонов и, что существенно, в отсутствии законодательных положений о перспективе предоставления населению прав собственности на надельную землю В отличие от крестьянина, имевшего возможность приобрести землю в частную собственность после выкупной операции, представитель горнозаводского сословия в соответствии с законодательством 1861 г исключался из этой процедуры До конца XIX в ближайшая цель аграрной политики в отношении земельного наделения этого сословия заключалась в создании вспомогательного, но одновременно стабильного источника его материального существования Обеспечивая горнозаводское население землей государство преследовало и страте! ические задачи оно поддерживало то сословие, которое оставалось необходимым для сохранения уральской горнозаводской промышленности, терявшей свои прежние позиции но сохранявшей для государства огромное практическое значение

Позиция опеки и покровительства правительства в аграрной сфере жизни горнозаводского населения выразилась ие только в факте земельного наделения мастерового населения, но и в закрепленной по закону 3 декабря 1862 г за заводовладельцами обязанности обеспечивать население заводской работой, либо, в случае сокращения заводского производства, наделять из заводского земельного фонда безработных мастеровых полной то есть крестьянской нормой надела На основе этого попечительства в горнозаводских округах сложилась просуществовавшая до начала XX в система "обязательственных" отношений являвшаяся наиболее выраженной формой остатков патриархальных отношений

Вместе с тем в аграрном курсе правительства начинают просматриваться тенденции, несущие элементы модернизационного свойства Применительно к горнозаводскому Уралу они начинают формироваться в 70-е гг XIX в и первоначально реализуются в законе и инструкции 12 марта 1877 г2, разработанными для казенного сектора горнозаводской промышленности

Необходимость аграрных преобразований на новой основе диктовалась в первую очередь неудачной практикой реализации в горнозаводских округах реформы 1861 г в результате чего горнозаводское население не получило официального оформления своих и без того ограниченных прав на земельные наделы Немаловажную роль сыграли экономические и социальные потрясения, последовавшие после 1861 г Кризисные явления в уральской промышленности обострили социальные проблемы в регионе В течение всего рассмотренного периода вставал вопрос о судьбе горнозаводского населения в условиях сокращения горнозаводского производства и закрытия отдельных заводов и округов

Разработку закона и инструкции 12 марта 1877 г , осуществлявшуюся в МГИ, следует связывать с деятельностью министра П А Валуева и организацией известной "валуевс-кой комиссии" Под влиянием либеральных идей этой комиссии была создана уральская Особая комиссия", перед которой поставлена задача разработать новый аграрный закон, который бы способствовал ликвидации "обязательственных" отношений между заводами и населением Выработка основ закона началась в условиях еще не прерванных тенденций общего буржуазного реформирования в стране Успешному завершению работы над содержанием нового закона и сравнительно быстрому его утверждению содействовало то обстоятельство что его инициатором явилось само государство,

поскольку закон предназначался для горных округов казенного ведомства Закон 1877 г можно рассматривать как своеобразный эксперимент он впервые поставил вопрос о предоставлении горнозаводскому населению прав собственности на земельный надел При этом предполагалось, что его основные положения будут впоследствии перенесены на другие категории уральских заводов — посессионные и частновладельческие Новым принципом закона являлось признание за населением того земельного фонда, который фактически сложился у него Это новшество, во-первых, как бы перечеркивало те во многом умозрительные нормы земельного пользования, которые вводились уставными грамотами, во-вторых, оно предполагало преобразование еще бытовавших норм обычного права на землю (в частности, "захватных" способов приобретения земли) на юридической основе Закон вводил определенные гарантии неприкосновенности границ земельного пользования населения и при условии единовременной выплаты суммы за землю давал возможность осуществить выкуп надела Положения закона 1877 г создавали определенные основания для расширения значения земельного надела в хозяйственном быту населения и более независимого его существования от заводов Этот курс совпал с процессом разложения горнозаводского населения как сословия и объективно должен был содействовать более безболезненному разрешению социально-сословного кризиса По отмеченным признакам закон вписывался в систему либеральных начинаний правительства в области аграрного реформирования 60 — 70-х гг XIX в

80 — 90-е годы XIX в в истории аграрного вопроса на Урале предстают как период контрреформистского курса Он выразился в многолетней борьбе за изменение ряда принципиальных положений закона и инструкции 1877 г на выгодной для заводовла-дельцев и горнозаводской администрации основе3 Существенную роль в разработке контрмер, выразившихся в появлении в противовес инструкции 1877 г новой контринструкции 1888 г 4, сыграл министр государственных имуществ М И Островский, известный своей консервативной позицией В результате землеустройство горнозаводского населения казенных заводов замедляется, а потом и совсем приостанавливается вплоть до окончательного законодательного изменения инструкции 1877 г , что происходит в 1901 г Основной смысл контррефомистской позиции МГИ, активно поддержанной горнозаводской администрацией выразился в борьбе с самовольным захватом населением земли, которую оно, опираясь на закон и инструкцию 1877 г, трактовало как фактическое землепользование

В условиях контрреформистского курса в период министерства Островского разрабатывается другой важный аграрный закон, утвержденный 19 мая 1893 г для населения посессионных округов5 Существенное воздействие на его содержание и характер оказали владельцы посессионных заводов Закон не поддается однозначной оценке Как и закон 1877 г , он провозгласил идею наделения землей населения на основе принципа фактического землепользования и, более того, предполагал безвозмездную передачу надельной земли в собственность населения Но юридически-смысловой и текстуальный анализ его содержания позволяет говорить о вполне определенной декларативности этих заявлений Подчеркнем ряд его положений заявляя о передаче горнозаводскому населению того объема землепользования, которым оно владело фактически, закон одновременно ввел систему оговорок, уравнявших это землепользование с размерами, определенными уставными грамотами, от которых население в свое время отказалось Закон установил длительный 15-летний период, в течение которого надельные земли без ограничений могли по требованию заводоуправлений подвергаться обязательному обмену Закон 1893 г установил более жесткие условия наделения, чем это определил более "щедрый" закон 1877 г Но и в нем, тем не менее, содержались черты нового — наличие идеи передачи земли в собственность населения Правительству удалось "вырвать" у лосессионеров этот принцип в обмен за обещание ликвидировать посессионное право

В 90-е гг XIX — начале XX в , в период министерства А С Ермолова, примыкавшего к либеральной группировке правительства, завершается пересмотр закона 1877 г В 1901 г вносятся изменения в его содержание Оно приобретает более мягкую форму по сравнению с предполагавшимися в 80 — 90-е гг В 1901 г по обновленному варианту закона для населения казенных округов вводилось положение о постепенном выкупе наделов 6 Можно заметить, с каким опозданием (на 40 лет') для горнозаводского Урала принималась мера, имевшая действие на общероссийском уровне Этот факт можно рассматривать как выражение запаздывающего регионального развития

К началу революции 1905 — 1907 гг законотворческая деятельность правительства в области землеустройства населения практически завершилась относительно казенных и посессионных округов Однако законы 1877, 1893, 1901 гг не были приведены в соответствие с теми изменениями, которые вводились в систему общекрестьянского права В частности, на гориозаводское население не были распространены нормы законов 1881 и 1887 гг , переводивших помещичьих и государственных крестьян на обязательный выкуп Это обстоятельство сыграло отрицательную роль в процессе решения многочисленных споров по обмену надельных земель, возникших после ликвидации выкупных платежей надельные земли горнозаводского населения по букве закона не признавались его собственностью, даже если они были зафиксированы в уставных грамотах Во всех принятых законах переход надельной земли в собственность горнозаводского населения предполагался лишь в той или иной исторической перспективе Длительность существования надельного земельного фонда населения горных округов в рамках статуса пользования без прочных юридических гарантий его целостности использовалась горнозаводчиками в своих целях Их всевозможные посягательства на надельные земли мастеровых становились причиной многих земельных конфликтов

Новый период в аграрном курсе правительства наступает во время революции 1905 — 1907 гг Впервые с 1861 г правительство делает резкий поворот в своей аграрной по-питике Изменив идее общинности как основе крестьянского хозяйственного быта, оно берет направление буржуазного преобразования крестьянского мира, связанного с формированием индивидуалистического экономического начала в деревне

Аграрные новации на горнозаводском Урале выразились в интенсивных попытках правительства и других сил ускорить решение аграрного вопроса в регионе Прежде всего начинается реальный процесс разработки закона о земельном наделении населения частновладельческих округов Их владельцы, не допускавшие разговоров на эту тему, в условиях революционного и углубляющегося кризиса горнозаводской промышленности пошли навстречу правительственной идее разработки аграрного закона В годы революции бурную деятельность развивает Совет съездов уральских горнопромышленников, который и выступает от лица заводовладельцев, предлагая свою программу аграрных преобразований в частновладельческих горных округах7

В спешном порядке как по линии правительства, так и Совета съезда осуществляются обширные обследования состояния земельного обеспечения горнозаводского населения Собранные сведения становятся основой дальнейшей работы правительства по разработке планов преобразования аграрных отношений в уральском регионе

В условиях революции аграрный вопрос приобретает новый оттенок его решение рассматривается как средство выхода из социально-экономического и революционного кризиса Подобный подход будет ясно прослеживаться и в дальнейшем

В годы революции (с 1906 г ) начинается растянувшийся на долгие годы диалог правительства с представителями уральских заводовладельцев (через Совет съездов) об условиях землеустройства горнозаводского населения частновлгдельческих заводов ГУЗиЗ разрабатывает первые варианты законопроекта8

Революционные события заставили правительство срочно обратиться к еще одной застарелой проблеме — обсуждению ликвидации посессионного права Ее решение было невозможно без завершения землеустроительной кампании, осуществлявшейся

по закону 1893 г Созданное в 1906 г "Особое совещание о выкупе посессии"9 установило, что землеустройство населения оставалось в зародышевом состоянии и уже успело обрасти сотнями земельных споров Причины заключались в несовершенстве закона 1893 г О необходимости корректировки этого закона говорилось на разных уровнях еще до революции Теперь усилиями ревизора по землеустройству населения и члена "Особого совещания' М Б Струве была разработана программа изменения закона 1893 г , нацеленная на удовлетворение требований населения в области увеличения размеров их надельных земель

В революционный период активизируется аграрное движение в среде горнозаводского населения Его центром становится Нижне-Тагильский округ Впервые правительственные органы — в частности, упомянутое "Особое совещание о выкупе посессии"— выслушивают на своих заседаниях (в Перми) делегатов от населения, в устах которых была выражена их собственная программа земельного наделения Впоследствии, в 1910 г, эта программа была положена в основу думского законопредложения на эту тему

Наконец, в годы революции существенно интенсифицируется деятельность Сената, связанная с толкованием "уральских" аграрных законов Если в предреволюционный период (1901 — 1904 гг ) Сенат принимает 13 указов, разъясняющих их действие, то в годы революции появилось 42 указа, обращенных к наиболее злободневным проблемам землеустройства горнозаводского населения10

Период революции явственно обнаружил активизацию всех сил, связанных с аграрными проблемами, и обнажил различные стороны аграрных противоречий на горнозаводском Урале, заставив спешно обратиться к их разрешению Но наиболее существенные шаги, предпринятые правительством и заинтересованными силами, в этом направлении.были сделаны в последующий период

Кульминационным моментом в истории аграрных отношений на горных заводах Урала можно считать 1907 — 1914 гг Именно на этот период пришлась кампания по землеустройству горнозаводского населения на основе принятых аграрных законов Ее осуществление совпало с очередным, наиболее глубоким кризисом уральской горнозаводской промышленности, что не могло не сказаться на решении аграрного вопроса Поиски путей выхода из экономического кризиса упирались в острые социальные проблемы, возникшие в результате упадка производства Земельный надельный фонд в это время становится настоящим полем битвы интересов разнообразных социальных сил Горнозаводчики стремятся максимально использовать его как источник сырьевых и топливных ресурсов, приносящих самостоятельный независимый от состояния завода доход Правительство заинтересовано как можно быстрее передать населению его надельную землю, чтобы снизить остроту социальной напряженности Горнозаводское население борется за то, чтобы величина надельного фонда удовлетворяла потребностям жителей горнозаводских округов, и ориентируется на максимальную душевую норму надела Процесс землеустройства сопровождался решением сотен земельных споров, превращая землеустроительную кампанию в нескончаемый лабиринт трудно решаемых аграрных проблем

Именно в это время ведутся наиболее жаркие споры современников о путях выхода уральской промышленности из кризиса Они непременно упирались в земельные проблемы и вызывали в прессе и публицистике не менее острые дебаты по аграрному вопросу"

Затянувшаяся с 1907 по 1916 гг в ГУЗиЗ и МВД разработка законопроектов о землеустройстве горнозаводского населения частновладельческих округов, обострившиеся противоречия в подходах к этой проблеме между правительством и заводовладельца-ми вызвали со стороны общественности критику нерешительной позиции правительства и содержания самого законопроекта Медлительность и неопределенность в разработке нового аграрного закона в условиях нарастания социального кризиса активизировали политические силы в 1910 г по инициативе социал-демократической фракции III

Государственной Думы создается альтернативный правительственному законопроект в форме законопредложения в земельную комиссию Думы12 В отличие от министерского законопроекта он предусматривал реформирование землеустройства во всех округах (казенных, посессионных, частновладельческих), выдвигал идею создания надельного земельного фонда в горных округах без согласия на то заводчиков и ориентировался на передачу населению земли по высокой норме 13 — 14,5 десятин угодий на душу (в правительственном варианте величина надела устанавливалась в 4 — 5 десятин)

Десятилетний период работы правительственной комиссии над аграрным законопроектом для частновладельческих заводов оказался безрезультатным Но исследование истории его разработки, осуществлявшейся в борьбе мнений между представителями министерских кругов и уральских промышленников, позволяет утверждать что правительство готово было идти на существенные финансовые издержки по выкупу земли у владельцев заводов и передаче ее населению на безвозмездной основе Государство не смогло преодолеть консервативного противостояния уральских заводовла-дельцев У правительства не было каких-либо иь|ых оснований, кроме добровольного согласия заводчиков на отчуждение части своих земель, чтобы из частновладельческих территорий горных округов сформировать земельный фонд населения этой категории заводов Такого согласия не последовало Уральские заводчики и их представительная организация — Съезд уральских горнопромышленников — являлись главным заслоном на пути правительственных начинаний в аграрной сфере Владельцы заводов представляли самый правый фланг в расстановке сил, включенных в орбиту решения аграрного вопроса

Процесс реализации уже действовавших аграрных законов в казенных и посессионных округах до и сразу после революции 1905 — 1907 гг шел чрезвычайно медленно Важнейшая причина состояла в земельных конфликтах разного масштаба, которые приходилось решать различным инстанциям вплоть до Сената и Государственного Совета

Все отмеченные процессы обусловили взаимодействие в данное время многообразных сил в решении аграрных проблем В калейдоскопе разнонаправленных интересов министерств и их чиновников, Государственного Совета, Совета министров, Государственной Думы, представителей различных политических партий, общественности в лице публицистов, ученых, деятелей горнозаводской промышленности, заводовладель-цев (С А Строганова, С С Абамелек-Лазарева, Е П Демидова), Съезда уральских горнопромышленников наконец, самого горнозаводского населения предпринимались последние попытки решить запутанный аграрный вопрос в уральском регионе

Существенное место в этих попытках принадлежало Сенату и сенатским дебатам связанным как с решением конфликтных ситуаций, возникавших в процессе землеустройства горнозаводского населения так и с практикой толкования действовавшего аграрного законодательства Анализ содержания всей совокупности сенатских указов (их по горнозаводскому региону с конца XIX в по 1913 г выявлено 140) позволяет утверждать, что с начала XX в в сенатских определениях преобладала ориентация на положительное в отношении уральских мастеровых разрешение земельных конфликтов По официальным сведениям через Второй, так называемый Крестьянский департамент за первые 10 лет XX в прошло 449 дел о поземельном устройстве горнозаводского населения В начале второго десятилетия в производстве Сената находилось около 600 дел, связанных только с проблемой обмена надельных земель в горнозаводских дачах Решение ряда спорных дел требовало от Сената издания указов содержавших дополнительное толкование действующего аграрного законодательства Некоторые указы имели оригинальную интерпретацию норм законов, которую можно рассматривать в качестве своеобразных поправок, менявших или уточнявших практику их применения Принятие Сенатом наиболее принципиальных толкований законов имело существенное воздействие на реальный ход решения аграрного вопроса и сопровождалось достаточно острой борьбой заинтересованных кругов Наиболее важными предметами толкований Сенатом уральского аграрного законодательства явились положения законов 3 де-

кабря 1862 г и 19 мая 1893 г Споры по поводу применения первого закона были связаны прежде всего с вопросом о том, какие "души" — ревизские или наличные — имел он в виду при земельном наделении мастеровых Наиболее нашумевшей историей, заставившей обратиться к этому вопросу, стало землеустройство мастеровых заводов С А Строганова 13

Основой ряда сенатских указов стали многочисленные споры по обменам надельных земель, возникавшие в результате обнаружения в их недрах залежей полезных ископаемых Наибольшую остроту конфликты по этому вопросу приобрели в посессионных округах Так называемые "Нейвошайтанское дело" (Алапаевский округ) и "дело Щелокова" (Нижне-Тагильский округ) дошли до уровня Государственного Совета 14 Их решение заняло несколько лет Сенатские дебаты, в которых участвовали сенаторы и представители министерств (ГУЗиЗ, МВД, МФ, МЮ) со всей очевидностью выявили архаичность юридических понятий, которыми оперировали законодатели и которые невозможно было применить к решению аграрных споров из-за неразработанности на законодательном уровне правового статуса земельного надела горнозаводского населения Сенаторы постоянно сталкивались с многозначностью интерпретаций законодательных регламентаций земельных прав населения и с отсутствием четкого определения понятия "собственность" в отношении к земельному наделу населения В ходе сенатских споров (1908 - 1914 гг) шла борьба за признание или непризнание за горнозаводским населением реальных прав собственности на надельные земли как перешедшие ему по уставным грамотам, так и те, которые еще находились в стадии отведения15 От того или иного решения вопроса зависела судьба прав заводоуправлений требовать обязательных обменов надельных земель Несмотря на то, что большинство сенаторов настаивало на толковании ряда юридических понятий типа "бесплатное", "постоянное", "безвозмездное" пользование как "право собственности", Государственный Совет поддержал меньшинство образовавшееся в спорах, не признав прав собственности горнозаводского населения на надел Позиция Государственного Совета явно противоречила линии столыпинского реформирования Она означала отказ закрепить за горнозаводским населением то право которое предлагалось принять крестьянству — право частной собственности на землю, обрекая этим их земли на вольное использование заводоуправлениями

Сюжеты, связанные с попытками на высшем уровне решить земельные конфликты, отражают противоречия и непоследовательность не только регионального, но и общего аграрного курса

В то же время правительство берет курс на форсированное завершение землеустроительной кампании Примерно с 1911 — 1912 гг темпы землеустройства существенно нарастают Правительство с этого времени отказывается обсуждать какие-либо проблемы изменений и дополнений действующих в казенных и посессионных округах аграрных законов, тормозит и оставляет в тупике разработку закона для частновладельческих заводов Оно настроено на реально-утилитарный подход, видя в нем путь хоть какого-то разрешения проблемы К 1914 — 1917 гг 96% (754,9 тысяч десятин) от запланированной к наделению земли было "отграничено" горнозаводскому населению (118,9 тысяч душ) посессионных заводов В казенных округах эта цифра равнялась 95,5% (82 тысячи душ — 753 тысячи десятин),ь В частновладельческих округах специальная землеустроительная кампания не была организована По приблизительным сведениям М Б Струве, собранным в 1907 г , в пользование 112 тысяч наличного населения данной категории заводов предполагалось передать 576,4 тысячи десятин земли17 Однако отсутствие специального закона сделало эту задачу неосуществленной Сколько-нибудь точную картину реального наделения населения частновладельческого сектора трудно воспроизвести По официальным сведениям Земского отдела МВД на 1916 — 1917 г к 11 уральским заводам был применен закон 3 декабря 1862 г , на основании которого мастеровые получили надел по полной крестьянской норме вследствие закрытия заво-

дов или сокращения их производства. Не землеустроенными считались жители 31 завода, но на 25 из них велись межевые работы на основе добровольных договоров с владельцами. Для 19 заводов началась, также не завершившаяся, разработка еще одного законопроекта о земельном наделении, длившаяся с 1914 по 1917 гг

Констатируя выраженный курс на ускорение землеустройства горнозаводского населения и вполне реальные практические результаты завершения землеустроительной кампании на казенных и посессионных заводах, следует заметить, что на официальном уровне все итоги этого дела подвести, по всей вероятности, до конца не удалось. Исследование архивных фондов не привело к обнаружению актовых документов, удостоверявших юридическое право собственности населения на предоставленные наделы.

Итак, в течение рассматриваемого времени правительство стремилось особый режим надельного землепользования горнозаводского населения привести в соответствие с общероссийским крестьянским вариантом Но этот процесс не был прямым, а представлял путь мучительного приспособления к условиям жизни уральского горнозаводского региона

"Гордиев узел" аграрных противоречий в горнозаводских округах, как образно определили сложность аграрного вопроса современники, был "завязан" в переходный период, а именно — в условиях начавшейся ломки традиционных социальных отношений. Носители этих отношений — горнозаводское население и горнозаводская буржуазия (горнозаводчики) — с трудом приспосабливались к модернизационной перестройке Горнозаводское население еще сохраняло в своей социальной психологии и в реальном поведении тяготение к нормам обычного права в виде захватных способов землепользования. Горнозаводчики-вотчинники продолжали бороться за свои монопольные права на горнозаводские территории. Их право собственности на землю горных округов сформировалось на феодальной основе Заводовладельцы-посессионеры, требуя ликвидации посессионного права, добивались, по сути, приобретения полного помещичьего права на территории округов посессионных заводов Позиция уральских заводовла-дельцев блокировала многие начинания правительства Аграрный вопрос оказался органически вплетенным в сложную, доиндустриальную по природе, систему социально-экономических, производственных и других отношений.

Аграрная политика правительства, пусть с отступлениями, остановками, медлительностью и т.п в конечном итоге была все же направлена на ломку патриархальных отношений и имела в своей основе линию буржуазных преобразований. Земельное наделение горнозаводского населения, приобретение им в перспективе реальных прав собственности на надел должно было ускорить процесс разложения сословия, содействовать более свободному для него выбору трудовой деятельности и создать основу для формирования в его среде социальных групп, готовых влиться в модернизируемые структуры нового общества. Решение земельного вопроса должно было также создать более благоприятные условия для шедшего уже, но не завершившегося процесса перестройки самой горнозаводской промышленности и ликвидации архаичной окружной системы, а вместе с тем и ликвидации основ монопольных прав уральских заводчиков

Правительству не удалось решить всех проблем и преодолеть всех препятствий для реализации намеченных аграрных преобразований. Вместе с тем, создание серии аграрных законов, выполнение части программы по землеустройству горнозаводского населения, решение сотен земельных споров через Сенат и местные органы власти составляли тот реальный итог, который мог бы стать основой более глубоких преобразований Но для этого необходимо было параллельное реформирование системы организации горноокружных хозяйств и серьезная перестройка ментальной основы социальной среды горнозаводского Урала в направлении усвоения либерально-демократических ценностей. На это требовалось еще немало времени Его-то и недоставало. С грузом нерешенных аграрных проблем горнозаводской Урал подошел к революциям 1917 г и социально-политическим метаморфозам последующего времени.

ПРИМЕЧАНИЯ

' См историографические исследования Легошин Л И , Черныш М И Историография аграрного вопроса на Урале в пореформенный период (обзор советской литературы 1959 — 1967 гг)// История СССР 1969 № 1, Горовой Ф С О некоторых спорных вопросах истории рабочего класса Урала XIX века// Исследования по истории Урала Пермь, 1976 Вып IV, Алеврас Н Н Некоторые проблемы истории аграрных отношений на горнозаводском Урале капиталистического периода в советской исторической литературе// Промышленность и рабочий класс горнозаводского Урала в XVIII — начале XX в Свердловск, 1982 Селиванова Г И Советская историческая литература 20 — 50-х гг о некоторых вопросах формирования рабочего класса на Урале// Там же, Гаврилов Д В Рабочие Урала периода капитализма в исследованиях советских историков 20 — 50-х гг // Рабочий класс и промышленность Урала в XVIII — начале XX в Свердловск, 1985, Тре-филова Л А Советские историки о связи горнозаводских рабочих Урала с землей в 1861-1917 гг// Там же

2 2 ПСЗ Т 51 № 57054

3 См ГАСО Ф 43 Оп 4 Д 353 Л 247-302, Ф 55 Оп 1 Д 305 Л 1 -378, РГИА Ф 396 Оп 1 Д 322 Г) 137-515

4 Свод узаконений и распоряжений правительства об устройстве сельского состояния и учреждений по крестьянским делам 4-е изд Спб ,1900 Т 1 , ч 2 С 1319-1327

5 3 ПСЗ Т 13 № 9628

6 Там же Т 21 № 20339 Закон 8 июня 1901 г имел название "О некоторых изменениях в правилах о поземельном устройстве горнозаводского населения на Урале"

7 Записка Совета съездов горнопромышленников Уральской области по вопросу о поземельном устройстве на Урале Спб ,1906, РГИА Ф 1253 Оп 1 Д 195 Л 22-23, Мамонтов В В Положение горнозаводского населения Пермской губернии// УГО 1906 № 11

е РГИА Ф 54 Оп 1 Д 239 Л 93, 102-112, Ф 37 Оп 77 Д 255 Л 413-421, РГАДА Ф 1252 Оп 1 Д 202 Л 7-13

8 РГИА Ф. 1291 Оп 71 1896 Д 618 Л 75-139, Ф 396 Оп 3 Д 1400 Л 1-13, Материалы по вопросу о выкупе посессионных заводов с журналами Особого совещания, образованного в 1905 г для рассмотрения этого вопроса Спб ,1906 Ч 1 , Спб 1907

4 2, Спб ,1908 Ч 3

10 См Тютрюмов И М Практика Правительствующего Сената по крестьянским делам Спб, 1914 С 327-378

" См Блинов Н К К вопросу о наделении землей мастеровых частных горных заво-дов//Перм ведомости 1910 30 марта, 5 июня, Егоров Н М Реформа 19 февраля 1861 г и современное положение горнозаводского населения Урала// Пермский край 1912 №96, Иванов Ф А Заметки к вопросу о землеустройстве мастеровых частных заводов на Урале Екатеринбург, 1913, Леонтьев А Права посессионных крестьян на свои надельные земли// Право 1912 №5, Недошивин А О праве заводчиков посессионных округов на обмен угодий// Право 1912 № 6, Северянин Уральские рабочие и уральское землевладение// Рус ведомости 1908 № 46, Сигов И С Крушение уральской промышленности// Рус богатство 1910 № 2 и др

,2 Приложение к стенографическим отчетам Государственной Думы III созыв, сессия

5 Спб ,1911 Т 1, № 75 С 1-10

13 РГИА Ф 1330 Оп 9 Д 167 Л 3 Л Л Столыпин и Сенат//Речь 1911 31 марта

14 РГИА Ф 1156 Оп 1 1912 Д 2, Оп 1 1914 Д 1

15 См РГИА Ф 396 Оп 5 Д 1020, Ф 1156 Оп 1 1912 Д 2, Ф 1291 Оп 72 19Ü2 Д 32

16 См РГИА Ф 396 Оп 4 Д 244, 678, ГАСО Ф 55 Оп 1 Д 561, 747, 907 Понюшев КД Очерк заселения Урала Пермь,1917 С 66-67, Поземельное устройство горнозаводского населения на Урале// Изв ГУЗиЗ Спб, 1909 №45 С 1005-1006

17 Струве М Б Материалы по землепользованию горнозаводского населения частных горных заводов Спб,1908, РГИА Ф 1291 Оп 75 1910 Д 132 Л 152-155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.