Научная статья на тему 'Аграрные преобразования Тоетоми Хидэеси'

Аграрные преобразования Тоетоми Хидэеси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
399
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ XV-XVI ВЕКОВ / КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ / ТОЕТОМИ ХИДЭЁСИ / АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / JAPAN XV-XVI CENTURIES / PEASANT UPRISINGS / TOETOMI HIDEYOSHI / AGRARIAN TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шашков Владислав Александрович

Статья посвящена проблеме аграрных преобразований в Японии, проводимых Тоетоми Хидэёси, во второй половине XVI века. На основе анализа источников описана социальная структура японского общества, установлены предпосылки к проведению реформ, рассмотрены причины и примеры крестьянских восстаний, в том числе приведших к установлению народного самоуправления, охарактеризовано религиозное влияние буддистских сект на крестьян, а также была установлена историческая последовательность преобразований Хидэёси в сфере аграрных отношений. В заключении делается вывод об основных итогах аграрного преобразования Японии в конце XVI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agrarian transformations by Toyotomi Hideyoshi

The article speaks about the problem of agrarian transformations in Japan which have been conducted by Toyotomi Hideyoshi in the second half of the 16th century. As a result of the analysis of sources, the social structure of Japanese society is described, the prerequisites for reforms are identified, the causes and examples of peasant uprisings are established, including those leading to the establishment of people's self-government, the religious influence of Buddhist sects on peasants is characterized, as well as the historical succession of Hideyoshi transformations in the sphere agrarian relations was established. In conclusion, the conclusion is drawn about the main results of the agrarian transformation of Japan in the end of 16th century.

Текст научной работы на тему «Аграрные преобразования Тоетоми Хидэеси»

Аграрные преобразования Тоетоми Хидэеси Agrarian transformations by Toyotomi Hideyoshi

Шашков Владислав Александрович

Студент 4 курса Факультет Историко-филологический факультет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

РФ, г. Арзамас e-mail: [email protected]

Shashkov Vladislav Aleksandrovich

Student 4 term

Faculty of Faculty of History and Philology Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky

Russia, Arzamas e-mail: [email protected]

Аннотация.

Статья посвящена проблеме аграрных преобразований в Японии, проводимых Тоетоми Хидэёси, во второй половине XVI века. На основе анализа источников описана социальная структура японского общества, установлены предпосылки к проведению реформ, рассмотрены причины и примеры крестьянских восстаний, в том числе приведших к установлению народного самоуправления, охарактеризовано религиозное влияние буддистских сект на крестьян, а также была установлена историческая последовательность преобразований Хидэёси в сфере аграрных отношений. В заключении делается вывод об основных итогах аграрного преобразования Японии в конце XVI века.

Annotation.

The article speaks about the problem of agrarian transformations in Japan which have been conducted by Toyotomi Hideyoshi in the second half of the 16th century. As a result of the analysis of sources, the social structure of Japanese society is described, the prerequisites for reforms are identified, the causes and examples of peasant uprisings are established, including those leading to the establishment of people's self-government, the religious influence of Buddhist sects on peasants is characterized, as well as the historical succession of Hideyoshi transformations in the sphere agrarian relations was established. In conclusion, the conclusion is drawn about the main results of the agrarian transformation of Japan in the end of 16th century.

Ключевые слова: Япония XV-XVI веков, крестьянские восстания, Тоетоми Хидэёси, аграрные преобразования.

Key words: Japan XV-XVI centuries, peasant uprisings, Toetomi Hideyoshi, agrarian transformations.

Развитие в сельском хозяйстве никогда в истории не проходило гладко, так как в аграрном секторе объективно появляются социально-экономические и политические противоречия, которые нередко могут перерастать в острые социальные конфликты. Такое положение дел и было характерно для Японии, в которой тяжелый кризис сельского хозяйства достиг к концу XVI века своего апогея. Реформы требовалось провести «сверху» как можно скорее и качественнее, в ином случае аграрный вопрос мог быть решен «снизу». В первую очередь наибольшую опасность представляло бунтующее крестьянство, что и делало для Хидэеси основной целью его усмирение. Цель данной статьи состоит в том, чтобы охарактеризовать преобразования Тоетоми Хидэёси в XVI веке.

Основная часть источников, описывающих данный период, была введена в научный оборот в XX веке. Но и на современном этапе развития исторической науки весьма высока актуальность изучения вопроса аграрных преобразований Тоетоми Хидэёси. Данной проблеме уделяли время многие отечественные и зарубежные исследователи (А.А. Искендеров, А.Е. Жуков, Н. Японский, У. Дил и другие). Однако большинство авторов во главу угла ставили изучение других важных вопросов. А.А. Искандеров широко рассматривает проблему проведения «Бунроку-но кэнти» (земельного кадастра), уделяя другим указам Хидэёси меньшее внимание [3]. А.Е. Жуков в своей работе оценивает лишь значение проведения реформы [2]. Николай Японский в своем труде «Сёогуны и микадо. Исторический очерк по японским источникам» уделял большое внимание биографии Тоетоми Хидэёси, но не затрагивал аграрную реформу [7]. Уильям Дил в своем

энциклопедическом справочнике внимательно рассматривает социальную и экономическую составляющую Японии XV и XVI веков, опуская сам ход преобразований [1].

Сохранены юридические источники данного периода, в том числе указы самого Тоетоми Хидэёси, в числе которых «Указ о норме подати и прикреплении крестьян к земле», «Указ о создании пятидворок и десятидворок и об их круговой поруке», «Катанагари-но рэй», «Мибун-но тэйрэй», «Бунроку-но кэнти», в которых содержатся предписания по изменению существующего строя в государстве.

Как указывает американский социолог Уильям Дил, японское социальное деление до конца XVI века было весьма условно. Это связано с тем, что права социальных групп не были зафиксированы в законодательстве, это приводило к тому, что в разных княжествах их права были различны [1; с.144]. Но японское общество можно поделить на три класса: 1) буси (воины): в этот класс входили люди аристократического и простого происхождения 2) хякусё - земледельцы, не имевшие прав на собственность, и крестьяне, являющиеся собственниками земли 3) изгои - люди, занимающиеся либо работой, связанной с убийством животных и выделкой шкур, либо занимающиеся недостойной деятельностью (преступники, актеры и т.д.) [1; с.144-145].

Наибольшую опасность социального взрыва на протяжении всего XVI века представлял класс хякусе [5; с.101-102]. Основным местом их работы было либо поместье, либо общественные земли, а условия жизни и права земледельцев отличались в зависимости от места работы и от сложившихся отношений с собственниками земли. Хякусё обычно работали в сёэнах. Сёэны были свободны от налогообложения, что делало их независимыми формами собственности. Хякусё платили владельцу сёэн ренту от ежегодного урожая, однако размер бремени устанавливал сам хозяин земли (налог в мирное время был равен около 40-50% урожая). Владельцами сёэн являлись мелкие и средние собственники земли, относящиеся к категории свободного населения. Зачастую это были выходцы из класса буси, получившие земли по наследству, либо за особые заслуги [1; с.144]. Кроме сёэн существовали более крупные феодальные хозяйства - доймиаты, представляющие собой земли влиятельного феодала (дайме).

Также хякусе в дополнение к ежегодному земельному налогу могли платить специальные налоги, которые собирали региональные феодалы, храмы, святилища и аристократы. Такие специальные налоги могли выплачиваться в двух формах: тансэн (деньгами) или таммай (рисом). К примеру, одним из таких налогов был мунабэцусэн (налог на домашнее хозяйство), который собирался со всех крестьянских хозяйств региональными феодалами в качестве дополнительных материальных средств[1;с.159].

Хякусе не был однородным социальным классом, все его представители делились на три категории: 1. Мёсю -самые влиятельные среди крестьян и земледельцев, являлись арендаторами земли. Чаще всего в их услугах были заинтересованы владельцы сёэн, которые назначили мёсю управляющими их землями. На эту должность чаще всего выбирали самостоятельных крестьян, пользовавшихся среди остальных определенным влиянием. Собственник земли собирал с мёсю налог, а те в свою очередь могли получать доход с подконтрольных им земель. 2. Гэнин - «низшие люди», обрабатывающие землю для мёсю. В отличие от последних гэнин имел гораздо меньшие прав: не имел свободы передвижения, зачастую являясь объектом купли-продажи. Однако, если гэнин имел хорошие отношения с мёсю или владельцем земли и вместе с тем обладал богатой материальной базой, то мог получить земельные права в качестве земледельца-арендатора. 3. Воины-земледельцы - подразделение гэнин, являющиеся военнообязанным населением. Внутри этой категории крестьяне могли подняться по социальной лестнице, особенно такая возможность давалась во время междоусобиц, когда владельцы земли использовали хякусё в качестве солдат. Одним из таких примеров является Тоетоми Хидэёси, который прошел путь от обычного крестьянина до правителя Японии [1; с.145].

Несмотря на зависимое положение хякусё, в некоторых районах земледельцы добивались определенной автономии. Крестьяне объединялись для совместной сельскохозяйственной деятельности, а также для организации защиты своих земель. Среди всех членов общины выбирался деревенский голова, который следил за делами схода.

Сельскохозяйственная и ремесленная продукция, производимая в данных объединениях, продавалась на внутреннем рынке страны. Зачастую такие объединения возникали вблизи Киото, что объяснялось частыми боевыми действиями в данном регионе [1; с.144-145]. Легкость образования таких общин объясняется несколькими положениями. Во-первых, феодалы зачастую, зная о надвигающихся опасностях, покидали свои земли, оставляя свои поместья на произвол судьбы, что подталкивало крестьян к объединению. Во-вторых, хякусе, будучи недовольными поборами своего феодала, поднимали восстания, присваивая всю землю общины. Такие восстания были обычными в ходе междоусобных войн, когда феодал поднимал ренту и зачислял всех крестьян мужского пола к себе в армию, которую сами же хякусё снабжали продовольствием. В-третьих, все представители класса хякусё были вооружены мечами, что облегчало проведение восстаний. Этот факт отмечает Франсиск Ксавье, находившийся в Японии в качестве миссионера в 1551 году [6].

Данная практика существовала в Японии давно. Одним из примеров такого выступления хякусё стали события в Ямасиро 11 декабря 1485 года. Поводом послужила междоусобная война между группировками дома Хатакэяма за данную провинцию. Крестьяне под угрозой смерти были обязаны нести всевозможные повинности в пользу той армии, которая на каком-то временном промежутке одерживала победу в борьбе за эти земли. Кроме того, солдаты уничтожали целые деревни тех, кто отказывался сотрудничать, вытаптывали крестьянские поля. Такая катастрофическая ситуация подтолкнула к объединению против захватчиков всех жителей, в числе которых были не только хякусё, но и часть самураев, имевших земельные участки. Восставшие потребовали вывода войск из провинции. Феодалы, не сумев подавить народные выступления, были вынуждены отступить. Власть в провинции перешла к восставшим, которые создали выборный орган совет 36 кокудзин (деревенских глав), руководящий всеми делами в провинции: сбор налогов, контроль правопорядка, охрана внешних границ и т.д. Такое положение дел сохранялось до начала 1494 года, когда феодалы, собрав внушительное войско, разбили силы восставших [3; с.346-348].

Однако весьма большую опасность представляли не локальные восстания, а крупномасштабные волнения, вспыхивающие на религиозной почве [3; с.343]. Некоторые буддистские секты целенаправленно использовали этот класс людей в качестве военной силы для ведения своих политических интриг. К примеру, бонзы (монахи) секты монтосиу были способны с легкостью собирать целые армии своих фанатиков, состоявшие преимущественно из хякусе, обещая своим приспешникам отпущение всех грехов, а всем отказавшимся прийти на их зов - самые страшные небесные кары [6]. Одним из ярких примеров действий секты монтосиу является эпизод, связанный с Одой Нобунага, когда армия фанатиков громила все на своем пути, представляя большую опасность для феодалов. Нобунага жестоко с ними расправился: сначала у солдат побежденной армии были срезаны уши и носы, а после нахождения их главной базы - все находящиеся там последователи монтосиу были сожжены. Однако даже после этого секта продолжала свое существование на территории Японии [7].

Таким образом, кризис земельных отношений в Японии в рассматриваемый период можно объяснить рядом обстоятельств. Во-первых, социальные слои не были строго регламентированы, что позволяло переход из одного класса в другой. Во-вторых, класс хякусе, обладая внушительным арсеналом оружия, представлял большую опасность для власти. В-третьих, сёэны не могли обеспечить казну необходимыми материальными поступлениями, так как обладали налоговым иммунитетом. В-четвертых, хякусе страдали от постоянно возрастающих притязаний феодалов, не ограниченных законами. Без решения данных проблем, трудно было создать централизованное государство. Эти задачи предстояло решить Тоетоми Хидэёси.

Тоетоми Хидэёси (урожденный Токити) родился в семье бедного крестьянина в провинции Овари. В 22 года он поступил на службу к Оде Нобунага в качестве слуги, но постепенно, помогая своему господину в решении различных проблем, как военного, так и мирного плана, Токити дослужил до чина генерала, а после смерти Нобунага стал фактическим правителем страны [7]. Избавившись от политических оппонентов, Хидэёси занялся преобразованием аграрных отношений в стране.

9 мая 1568 г. Тоетоми Хидэёси подписал указ о норме подати и о прикреплении крестьян к земле. По реформе на всей территории страны вводилась новая система налогообложения крестьян, имеющая следующий принцип. За феодалом хоть и оставалось право определения количества выплачиваемой ренты земледельцами, все же крестьяне имели право, в случае низкого урожая и стихийного бедствия, требовать соблюдение определенной пропорции: две третьих урожая достается владельцу земли, а одну треть получал сам крестьянин [4]. А.А. Искендеров, анализируя приказ Хидэёси в провинции Оми в 1586г. и эдикт от 3 августа 1595г., делает следующий вывод. Во-первых, налог в две третьих от всего урожая собирался при любых обстоятельствах. Во-вторых, какую-то часть от одной трети урожая крестьянин был обязан передать в качестве платы государству [3; с.227].

Для усмирения крестьян, в лице которых феодалы видели большую опасность, было необходимо их разоружить. С этой целью 9 августа 1588 г. Хидэёси подписал указ «Катанагари-но рэй», именовавшийся как «охота за мечами». В первом пункте говорится о том, что жителям всех провинций строго запрещалось иметь оружие (мечи, копья, ружья, луки и др.), так как оно делает затруднительным сбор налогов и ведет к разжиганию народных волнений. Во втором пункте речь идет о том, что все собранное оружие будет переплавлено и использовано как для улучшения реальной жизни (в качестве гвоздей и болтов), так и потусторонней (строительство статуи Будды). Заключительный пункт указывает крестьянам впредь пользоваться только сельскохозяйственными орудиями труда, а все собранные мечи будут подвергнуты сортировке [4]. Возможно, что затея с постройкой статуи Будды была предпринята Тоетоми Хидэеси, чтобы переключить внимание крестьян на религиозную почву, тем самым замаскировав всю опасность разоружения для них. К тому же, данная акция способствовала бы улучшению отношений с императором. Также разоружение прошло и среди воинов-монахов, которые составляли значительную армию буддистских монастырей [3; с.231-232]. Они также представляли большую опасность, так как во многих случаях монахи взаимодействовали с вооруженными крестьянами в ходе их выступлений, показательным примером является секта монтосиу. Данный указ был нацелен, кроме разоружения хякусё и воинов-монахов, также на выделение буси, как единственного класса, способного носить оружие, что подчеркивало их доминирующее положение среди других социальных слоев.

Но для консолидации положения буси следовало закрепить социальные различия, для реализации этого положения Хидэёси 8 октября 1591 г. подписал «Мибун-но тэйрэй» [4]. В первом пункте указа предписывалась необходимость проверки личности самураев и их слуг для нахождения сбежавших буси из северо-восточной Японии, куда Хидэёси в 1590г. направил карательную экспедицию с целью завершения объединения страны. Второй пункт прикреплял всех крестьян феодала к земле, а всех, кто не занимался сельским хозяйством, устанавливалось выслать из владений. Заключительный пункт привязывал буси любого ранга к личности своего господина, а все сбежавшие подвергались сыску и возвращению к сеньору. Тем самым окончательно были установлены жесткие социальные границы, которые не допускали смешения слоев населения. В 1591 году Тоетоми Хидэёси было введено четырехуровневое социальное деление, заимствованное из конфуцианства: 1)буси - находились на вершине социальной иерархии, так как выполняли функции власти 2)хякусё - второе по важности сословие, по причине того что обеспечивали народ едой 3) ремесленники - менее важны, так как создавали лишь блага узкого потребления 4) торговцы - внизу иерархии, так как, ничего не производя, наживались на труде других людей. Переход из одного класса в другой строго воспрещался [1; с.146].

После того, как Хидэёси разграничил социальные слои, было необходимо обеспечить правопорядок и постоянное поступление налогов в казну, что и было выполнено 23 апреля 1597 году. Все самураи, объединяясь по 5 человек, а крестьяне по 10 человек, составляли общины (куми) с целью противостояния преступным действиям внутри своей организации. Если община сообщит о том, что другая куми представляет собой преступное объединение, то каждый ее член должен заплатить штраф [4]. Таким образом, были налажены системы круговой поруки и взаимного слежения общин друг за другом, с целью предотвращения массовый волнений в будущем.

Для централизации Японии перед Тоетоми Хидэёси встала задача установления контроля над землей всей страны путем проведения «Бунроку-но кэнти» (земельного кадастра). На места были направлены чиновники, которые строжайшим образом контролировал процесс проведения переписи и учета земли, пресекая попытки скрыть потаенный земли [2; с.328]. Если же кто-то оказывал сопротивление, то высылался карательный отряд, устраивавший расправу над населением. Перепись предусматривала точное определение земельного фонда феодала, а также надела каждой семьи земледельцев. Вместе с этим были определены размеры урожая и доходности земли [3; с. 222-225]. Таким образом, Хидэёси пытался уничтожить различие в распределении налогов и повинностей среди крестьян.

Кроме того, с земельным кадастром впервые в истории на территории всей Японии была введена новая система мер земельной площади и урожайности. Единица измерения площади «тан» был равен 300 «бу» (ранее «тан» равнялся в разных регионах от 320 и более «бу»), 1 «бу» являлся квадратом со стороной 191 см., а более крупная единица площади «те» равна 10 «тан». Система урожайности представлена единицей «коку» (приблизительно 150 кг). Примерно с 1 «тан» земли собирался 1 «коку» риса, что придавало значительную легкость оценки доходности земли. Совместно с этим Хидэёси ввел на японском рынке косвенный налог на любой объект купли-продаже «кёмасу» равный одной сотой «коку» [4]. Исходя из этого, на территории всей Японии была установлена новая система оценки богатства, измеряемая теперь в единице «коку», которую использовали даже для выплаты жалования чиновникам и солдатам.

В ходе аграрной политики Хидэёси были окончательно уничтожена система сёэнов, которая в процессе междоусобиц пришла к упадку. Вместо среднего и мелкого землевладения свое развитие получили крупные княжества-даймиаты, которые сконцентрировали в своих руках большую часть земельного фонда страны. Князья подчиняли себе крестьян из разрушенных поместий, тем самым, увеличивая свои доходы от эксплуатации [3; с.236].

Таким образом, Тоетоми Хидэёси в ходе своих преобразований добился следующего. Во-первых, крестьянские восстания резко пошли на убыль, что связано с изъятием у земледельцев оружия в 1588 году. Во-вторых, крестьяне были обязаны отдавать феодалу две трети своего урожая, что заметно превышало предыдущие налоговые сборы. В-третьих, в ходе проведенной земельной реформы размер обрабатываемой площади в стране был увеличен, так как он теперь измерялся в «тан», который был меньше предыдущих единиц измерения площади. Это приводило к увеличению суммы налога, потому что обрабатываемая площадь осталась в тех же размерах, но количество записанной земли уже было выше. Как отмечает А.Е. Жуков, площадь обрабатываемой в стране земли выросла на 9%, а земельный налог на 30% [2; с. 329330]. Все это вело к тому, что налоговое бремя крестьян стало еще тяжелее, что является одним из важных последствий аграрной реформы Хидэёси. В-четвертых, система среднего и мелкого землевладения (сёэн) была разрушена. Значение аграрных преобразований Тоетоми Хидэёси для создания единого централизованного государство трудно переоценить, однако весь земельный вопрос был решен в пользу крупных феодалов, что усилило феодальную эксплуатацию хякусё.

Список используемой литературы:

1. Дил Уильям. Япония. Средние века и начало Нового времени. М.: Вече, 2011. - 464 с.

2. Жуков А.Е. (Отв. ред.) История Японии. Том 1. С древнейших времён до 1868 г. М.: Институт востоковедения РАН, 1998 — 659 с.

3. Искендеров А.А. Тоётоми Хидэёси. М.: Наука, 1984. - 447 с.

4. «Катанагари-но рэй» // Книга японских обыкновений. ("Восточные арабески"): [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XVI/1560-1580/Jap pet dvizen/frametextl.htm (Дата обращения: 20.03.2018)

5. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии - М. Высшая школа, 1988 - с.432

6. «Мибун-но тэйрэй» // Книга японских обыкновений. ("Восточные арабески"): [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XVI/1560-1580/Jap pet dvizen/frametextl.htm (Дата обращения: 20.03.2018)

7. «Принципы начисления и взимания подати, установленные Хидэёси» // Книга японских обыкновений. ("Восточные арабески"): [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XVI/1560-1580/Jap pet dvizen/frametext1.htm (Дата обращения: 20.03.2018)

8. «Указ о норме подати и прикреплении крестьян к земле» // Книга японских обыкновений. ("Восточные арабески"): [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XVI/1560-

1580/Jap pet dvizen/frametext1.htm (Дата обращения: 20.03.2018)

9. «Указ о создании пятидворок и десятидворок и об их круговой поруке» // Книга японских обыкновений. ("Восточные арабески"): [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XVI/1560-1580/Jap pet dvizen/frametextLhtm (Дата обращения: 20.03.2018)

10. Японский Н. Избранные ученые труды Святителя Николая Архиепископа Японского: [Электронный ресурс]// Японский Н. Сёогуны и микадо. Исторический очерк по японским источникам URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj Japonskij/izbrannve-uchenve-tmdv-svjatitelja-nikolaja-arhiepiskopa-japonskogo/#Q 2 (Дата обращения: 20.03.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.