А.В. АНТОНОВ
АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ключевые слова: аграрные отношения, аграрный сектор, экономическая безопасность, внутренний рынок, сельскохозяйственная продукция, экономические интересы, хозяйствующие субъекты.
Рассмотрены роль и место аграрных отношений в системе экономической безопасности. Аграрный сектор играет ключевую роль в укреплении экономической безопасности. Около 30% отраслей народного хозяйства связаны с аграрным сектором. Здесь занято 35% всех работающих в сфере материального производства. Россия импортирует до 60% мяса, 40% сахара и другой сельскохозяйственной продукции. Доля импортных товаров на внутреннем рынке страны составляет около 33%. От уровня развития аграрных отношений во многом зависит уровень развития экономической безопасности отрасли и страны в целом. Следовательно, защита экономических интересов населения и хозяйствующих субъектов во многом определяется степенью развития аграрных отношений. Таким образом, аграрные отношения являются материальной основой экономической безопасности.
AGRARIAN ATTITUDES IN SYSTEM OF ECONOMIC SAFETY Key words: agrarian attitudes, agrarian sector, economic safety, a home market, agricultural production, the economic interests, managing subjects.
In clause the role and a place of agrarian attitudes in system of economic safety are considered. The agrarian sector plays a key role in strengthening economic safety. About 30 branches of a national economy are connected with agrarian sector. Here it is borrowed 35 of all working in sphere of production of goods. Russia imports up to 60 meat, 40 sugars and other agricultural production. The share of the import goods in a home market of the country makes nearby 33. The level of development of economic safety of branch and the country depends On a level of development of agrarian attitudes in many respects as a whole. Hence, protection of economic interests of the population and managing subjects in many respects is defined by a degree of development of agrarian attitudes. Thus, agrarian attitudes are a material basis of economic safety.
Безопасность как базовая социально-экономическая категория есть такое состояние экономики, при котором сбалансируются все (внешние и внутренние факторы, условия, механизм обеспечения этого состояния) стороны бытия и есть возможности реализации интересов всех субъектов общества (отдельного гражданина, предприятия, территориального образования, государства в целом). Она определяет условия, жизненные возможности, будущее население страны. Главными принципами ее являются устойчивость и сбалансированность внешних и внутренних условий развития.
Важнейшей составляющей безопасности является экономическая безопасность. Ее суть состоит в защищенности экономических интересов, в готовности и способности институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, в создании условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность, устойчивость и постоянное обновление и самосовершенствование.
Экономическая безопасность предполагает взаимозависимость всех субъектов (личности, предприятия, отрасли, региона и государств), координацию экономической политики, учет суверенитета страны и ее автономию, право страны на проведение самостоятельной денежно-кредитной, налоговой и внешнеэкономической политики, способность обеспечивать эффективное удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей на национальном и международном уровне, конкурентоспособность на внешних рынках, гарантированность от различного рода угроз и рисков, подрывающих экономическую независимость страны.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, экономическая безопасность выражает совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими субъектами по поводу реализации их экономических интересов, гарантирующих стране защиту от различного рода угроз и рисков, осуще-
ствления экономического суверенитета, конкурентоспособности на внешних рынках и самодостаточности хозяйствующих субъектов, а также устойчивость функционирования высокотехнологических экономических структур на инновационной основе, способствующих росту уровня и качества жизни населения в контексте обеспечения национальной безопасности.
При рассмотрении феноменов рыночной конкуренции и экономической самодостаточности нередко складывается впечатление об их антагонистической несовместимости. На самом деле типология данных отношений предопределена многими объективными и субъективными факторами. В таких экономически развитых системах, как смешанная (современная) экономика, где развиты этические нормы и принципы хозяйственной этики, рыночная конкуренция и экономическая самодостаточность хозяйствующих субъектов взаимно дополняют друг друга, способствуя снятию многих противоречий не только рыночного характера, но и социальных противоречий между субъектами труда и капитала. Все это способствует снижения уровня социальной напряженности, определенной оптимизации и регуляции рыночной конкуренции.
Одной из важнейшей составляющей экономической безопасности является продовольственная безопасность страны. Она выступает главным условием обеспечения продовольственной независимости в контексте экономической безопасности, сохранения российского экономического суверенитета и экономической стабильности страны. Россия импортирует до 60% мяса, 40% сахара и другой сельскохозяйственной продукции. Наша страна зависит от импорта продовольствия. В настоящее время доля импортных товаров на внутреннем рынке страны составляет около 33%. Следовательно, защита экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей является фактором продовольственной самообеспеченности. Таким показателем может выступать, на наш взгляд, уровень продовольственного самообеспечения в пределах 8085%, а критическим - 75% [1].
Аграрный сектор играет ключевую роль в экономической безопасности страны. Доля продовольствия в объеме розничного товарооборота составляет 46,5%. В АПК России в настоящее время занято 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народного хозяйства связаны с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится более 70% предметов потребления. Непосредственно в аграрном секторе занято около 10% основных фондов и не него приходится 13,3% занятых в экономике народного хозяйства.
В целях организации высокоэффективного производства сельскохозяйственной продукции и доходов от него, способствующих повышению уровня благосостояния сельских жителей, необходимо совершенствовать экономические отношения, специфическим проявлением которых в сельском хозяйстве выступают аграрные отношения.
Аграрные отношения, по мнению многих экономистов-аграрников, представляют собой совокупность экономических отношений, складывающихся в сельском хозяйстве по поводу присвоения и использования земли и других средств производства и доходов.
На наш взгляд, аграрные отношения как экономическая категория представляют собой совокупность не только экономических, но и социальных культурно-нравственных отношений между субъектами (гражданами, предприятиями, государством и т.д.), базирующихся на системе их многообразных интересов и устремлений, на общечеловеческих ценностях.
Аграрные отношения складываются между экономическими агентами внутри сельского хозяйства как особой отрасли экономики, а также между дру-
гими отраслями и государством в целях обеспечения продовольственной безопасности, которая является материальной основой экономической безопасности. Следовательно, субъектами экономической безопасности выступают индивидуальные предприниматели, различные формирования, регионы и государство. Именно они обеспечивают формирование продовольственной и экономической безопасности страны. От уровня развития аграрных отношений во многом зависит уровень развития экономической безопасности страны.
Формирование корпоративных взаимоотношений между производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции представляет собой новый уровень взаимоотношений по консолидации финансовых и материальных ресурсов по поводу доведения до потребителей переработанной аграрной продукции с целью повышения уровня экономической безопасности страны.
Каждое из предприятий, участвующих в таком производстве, выполняет частичную, относительно обособленную функцию. Подобное требование связано с тем, что в условиях многоотраслевых хозяйств замкнутый цикл производства обеспечивается в масштабах отдельного хозяйства, со специализацией и концентрацией производства ограничивается круг функций, выполняемых каждым сельскохозяйственным предприятием. Получение конечного продукта достигается в рамках группы взаимодействующих предприятий, каждое из которых является продолжением предыдущей и исходным моментом последующей стадии единого технологического процесса производства. Обособившиеся производственные функции по отдельным сельскохозяйственным предприятиям решают общие производственные задачи, имеют единую цель - укрепление экономической безопасности.
Таким образом, укрепление экономической безопасности отрасли происходит через внутриотраслевое разделение труда, которое в современных условиях в сельском хозяйстве развивается в двух направлениях. Одно из них состоит в расчленении многих производственных циклов на отдельные операции и сосредоточении каждой из них в самостоятельных предприятиях, между которыми устанавливаются постоянные производственные связи.
Другое направление связано с объединением части материально-денежных и частично трудовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий в целях создания совместными усилиями крупных специализированных производственных предприятий. Оба эти направления актуальны и должны развиваться, т.е. дополняют друг друга, находя свое выражение во внутриотраслевой кооперации или, как принято называть, межхозяйственной кооперации.
Межхозяйственная кооперация в системе экономической безопасности развивается в трех главных направлениях: основное производство (растениеводство и животноводство), производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства (механизация работ, агрохимическое обслуживание мелиорация, электрификация и т.д.) и несельскохозяйственная деятельность (строительство, производство комбикормов, переработка сельскохозяйственной продукции и т.д.).
В современных условиях производство продуктов питания и предметов потребления из сельскохозяйственного сырья не может развиваться автономно. Оно выходит за рамки сельского хозяйства и полностью зависит от перерабатывающей отрасли. Следовательно, логика развития аграрного и промышленного производства ведет к тому, что наряду с продолжающимся процессом углубления общественного разделения труда усиленно развивается обратный процесс, процесс соединения сельскохозяйственного производства с отраслями промышленного производства, т.е. межотраслевая кооперация, получившая название «агропромышленная интеграция».
Таким образом, биотехническая революция в системе экономической безопасности обусловила возникновение нового общественного разделения труда по производству продуктов питания. Если в течение длительного времени обеспечение продовольствием являлось функцией аграрного труда, то теперь это стало функцией и промышленного труда. Функцией собственного аграрного производства стало создание лишь первичного продукта, незначительная часть которого (%) поступает конечному потребителю в свежем виде, а % подвергается технической обработке.
Следовательно, сельскохозяйственное производство из замкнутой само-воспроизводящейся системы превратилось в звено особой сферы экономики под названием аграрно-промышленного комплекса, способствующего, во-первых, быстрому наращиванию производства сельскохозяйственной продукции и доставке ее до потребителя; во-вторых, решению проблемы продовольственного обеспечения продуктами питания населения и сырьем для различных отраслей промышленности за счет внутренних ресурсов страны. Все это происходит в целях совершенствования аграрных отношений в интересах повышения уровня экономической безопасности отрасли и страны в целом [2-5].
Основным стратегическим субъектом и движущей силой, обеспечивающей динамичную устойчивость конкурентных преимуществ продовольственных товаров и основных структурных подразделений, воспроизводящих их, является государство. Оно должно оказывать мощную многоплановую социально-экономическую и политическую эффективную поддержку национальному аграрному сектору. При этом стратегией государства должно быть и создание благоприятных условий для подлинного соперничества агроформирований на внешних рынках.
Основным структурным звеном аграрного производства, обеспечивающим высокий уровень устойчивости конкурентоспособности аграрного сектора экономики на внешних рынках сельскохозяйственной продукции выступают крупные индустриальные корпоративные предприятия и их объединения, основанные на инновационных ресурсах. Следовательно, необходимость стратегии инновационного обновления аграрного сектора экономики вызывается обеспечением конкурентными преимуществами в производстве продовольственных товаров.
Инновации являются важнейшим стратегическим источником и ресурсом обеспечения процесса устойчивости конкурентоспособности и конкурентных преимуществ в аграрной сфере, что повышает уровень экономической безопасности страны.
Объективная необходимость присутствия государственного сектора в аграрной сфере обусловлена спецификой сельскохозяйственного производства; неблагоприятными погодными условиями, экологическими угрозами, сглаживанием отрицательных последствий международной агропродовольственной конкуренции, т.е. без действенного механизма взаимодействия государственного регулирования и рыночных сил в аграрной сфере невозможно построить полноценный государственный сектор.
Механизм государственного регулирования должен быть настроен, прежде всего, на реализацию двух важнейших задач: поддержку сельскохозяйственных производителей на основе концепции паритета цен и организационно-структурной перестройки аграрной сферы на основе горизонтальной и вертикальной интеграции, а также кооперации с формирование законченных производственно-сбытовых комплексов по всей цепочке движения сельскохозяйственной продукции.
Государственное вмешательство должно быть направлено на формирование и развитие комплекса взаимосвязанных институтов, в том числе аграрных укладов, например, кооперативного и корпоративного, как органичных систем взаимодействия производителей агропродукции по вертикали и горизонтали.
Сущность механизма государственного регулирования должна выражаться в переходе от поддержки продукции к прямой поддержке товаропроизводителей (фермеров). Сущность такой политики состоит в том, что бюджетные выплаты, прежде всего, определяются уровнем доходов товаропроизводителей, а субсидии выдают в зависимости от установленного уровня доходов. Потребности сельскохозяйственного производства в бюджетной поддержке можно определить на основе методики планирования, суть которой состоит в разработке нормативов субсидирования сельскохозяйственных предприятий, дифференцированных с учетом природно-экономических условий, что способствует выравниванию условий хозяйствования и определить размеры покрытия затрат за счет рыночных и внерыночных источников поступления.
Чтобы система государственной поддержки была эффективной, нужно консолидировать не только финансовые, но и управленческие ресурсы, что способствует сосредоточению усилий хозяйствующих субъектов и органов управления на вскрытии внутренних резервов и мобилизации внешних источников финансирования с целью взаимоувязки выделенных средств с конечными показателями отдачи и повышения ответственности за их достижение. Основой такой системы должны быть нормативы затрат и потребности в субсидиях.
Важнейшим направлением снижения угроз и рисков в аграрной сфере является внедрение системы «риск-менеджмент», адаптированной к агрохозяйственной сфере, финансовому состоянию хозяйств, реализуемой органами государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях и направленной на формирование эффективных институтов рынка, самих субъектов аграрной экономики (агрохолдинги, ассоциации, рыночная инфраструктура, крестьянские хозяйства, личные подворья и т.д.) и диверсификацию хозяйственной деятельности.
Необходимость разработки адаптационного планирования в аграрном секторе на микроуровне вызвана периодической корректировкой стратегии сельскохозяйственного предприятия и активной реализацией на изменение рыночной ситуации на основе конкурентных преимуществ с учетом сильных и слабых сторон конкурентов. Подобный план позволяет распределять потребности в требуемых ресурсах, оценить ожидаемые результаты деятельности хозяйствующих субъектов и возможные риски как инструмент обеспечения устойчивой экономической безопасности.
Мониторинг экономической безопасности есть система раннего предупреждения об угрозах и рисках. Он является средством регулирования экономической безопасности и состоит из стратегического предупреждения, суть которого в выявлении формирующихся угроз и рисков и в потенциальной возможности их реализации в будущем, и тактики - защиты от уже существующих угроз.
Литература
1. Антонов В. В. Сущность экономической безопасности как экономической категории / В. В. Антонов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 7. С. 501-507.
2. Арашуков В. Кооперативный сектор агропроизводства России / В. Арашуков // Экономика сельского хозяйства. 2005. № 7. С. 16.
3. Гумеров Р. О превращении развития агропромышленного комплекса в приоритеты народнохозяйственного роста / Р. Гумеров // Российский экономический журнал. 2005. № 9-10. С. 33-41.
4. Исянов Р. Аграрный сектор в рыночной экономике / Р. Исянов // Вопросы экономики. 2008. № 12. С. 131.
5. Корнилов М. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования / М. Корнилов. М.: РАГС, 2006. 321 с.
АНТОНОВ АЛЕКСЕЙ ВАДИМОВИЧ - аспирант финансово-экономического института, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (yakovlev [email protected]).
ANTONOV ALEKSEY VADIMOVICH - post-graduate student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.