хозяйства, создание и развитие новых форм реализации этими субъектами своих интересов и стремлений. Поэтому для формирования устойчивой модели финансово-правовой культуры сельскохозяйственных товаропроизводителей необходима государственная поддержка и научное сопровождение основных направлений аграрной политики в современной России.
Список литературы:
1. Малько, А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях : учеб. пособие / А.В. Малько. — М.: Проспект, 2010. — 139 с.
2. Власов, В.А. Некоторые актуальные вопросы продовольственного обеспечения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в условиях действия «продовольственных санкций» // Аграрное и земельное право. — 2015. — № 3. — С. 9—16.
3. О развитии сельского хозяйства : федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 1, ч. 1, ст. 27.
4. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы : постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 32, ст. 4549.
5. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Большой Камень» : постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 43 // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 09.02.2016).
6. О создании территории опережающего социально-экономического развития < «Набережные Челны» : постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 44 О // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo. <с gov.ru (дата обращения: 09.02.2016).
с 7. О создании территории опережающего социально-экономического раз-
s вития «Гуково» : постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 45 // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo. рЕ gov.ru (дата обращения: 09.02.2016).
8. Тепляшин, И.В. Правовая инноватика: контуры исследования // Российский юридический журнал. — 2012. — № 2. — С. 9—19.
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. // Российская газета. — 2015. — 4 дек.
.0 х
со
с
о
с
<
c Д.В. Кускашев, D.V. Kuskashev,
кандидат исторических наук, доцент, Candidate of historical Sciences, associate 114 кафедра теории и истории государства Professor,
_ и права Красноярского государственного Krasnoyarsk state agrarian University
аграрного университета [email protected]
<0
о Аграрные аспекты бюджетной политики
городского самоуправления Енисейской губернии (1870-1892 годы)
Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью изучения исторического опыта выработки и реализации бюджетной политики органами городского самоуправления региона с точки зрения его использования в современных условиях. Цель статьи — рассмотреть аграрные аспекты бюджетной политики органов городского самоуправления Енисейской губернии в 1870—1892 гг. в контексте анализа показателей муниципальных бюджетов. Реализация поставленных задач
0J СЧ
была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Автором сформулирован вывод о том, что структура муниципальных бюджетов была жестко регламентирована законодательством, в частности Городовым положением 1870 г., чем в значительной степени была ограничена финансовая самостоятельность городского самоуправления. Анализ динамики показателей доходных и расходных статей городских бюджетов в 1870—1892 гг. свидетельствует о преимущественно аграрной структуре экономики окружных городов Енисейской губернии, что наглядно иллюстрировало как проводимую муниципальной властью бюджетную и финансово-экономическую политику, так и сельскохозяйственный уклад жизни большинства горожан.
Ключевые слова: аграрная структура экономики, бюджетная политика, городские бюджеты, городское самоуправление, городская реформа, обязательные, факультативные расходы, окружные города, Енисейская губерния, городская дума, городской голова, городская управа, финансово-экономическая основа.
>
Agricultural aspects of the budget policy of the city а
government of Yenisei province (1870-1892) |
®
Abstract: the relevance of the article due to the importance of studying the historical experience of о
development and implementation offiscal policy by municipal government bodies of the region, in the context ®
of its use in modern conditions. The purpose of this article is to examine the agricultural aspects of the p
budgetary policy of the municipal government of the Yenisei province in 1870 — 1892, in the context of ^
the analysis of indicators of municipal budgets. Implementation of the tasks was achieved through General g
scientific (dialectic, analysis, synthesis) and specific scientific methods (formal-legal, comparative-legal). The *
author formulated the conclusion that the structure of municipal budgets was strictly regulated by existing H
legislation, particularly the Municipal regulations of 1870, than pretty much restricted financial autonomy of m §c
municipal government. The analysis of dynamics of indicators of revenues and the expenditures of municipal С о
budgets in 1870 — 1892 allowed the author to conclude that a predominantly agrarian economic structure ® и
of cities of district of the Yenisei province, which is clearly illustrated how the municipality budget and о К
financial-economic policy and agricultural way of life of the majority of citizens. й 3
Keywords: agrarian structure of the economy, budget policy, municipal budgets, municipal government, >у °
municipal reform, compulsory, optional charges, district town of the Yenisei province, city Council, the е "о
Ф
п
mayor, the city Council, the financial and economic basis. H o
U o
( 3 8 °
инансово-экономические основы городского самоуправления 0 |
Г О
1 у
Енисейской губернии сложились в ходе осуществления в регионе муниципальной реформы Александра II, на ход и содержание которой особый от- 2 В печаток наложила государственная теория местного самоуправления. В рам- 3 ® ках актуализации основных положений данной теории в проект Городового ) я положения 1870 г. был внесен ряд норм, определивших границы самостоятельности органов городского самоуправления в осуществлении закрепленных за ними полномочий в бюджетной, финансово-экономической сфере и -
одновременно с этим регламентировавших порядок и условия их реализации.
Городские думы как представительные органы имели лишь относительную щ самостоятельность в области бюджетной деятельности. Доходная часть бюджета ^ была в определенной степени регламентирована Городовым положением 1870 г., а именно, установлением максимального предела взимания городских налогов. |
Наиболее значительные поступления составляли доходы от городских 3 недвижимых имуществ, оброчных статей и городских предприятий. В 1876 г. их совокупный объем варьировался от 23,2 % в г. Минусинске до 50,7 % в г. Канске, т. е. экономика городов носила преимущественно аграрный характер [1]. Следует отметить, что основную долю данной статьи доходов
составляли доходы от аренды муниципальных земель, большая часть которых имела сельскохозяйственный характер, меньшая — арендовалась под различные торгово-промышленные заведения.
Удельный вес торгово-промышленных сборов в доходной части городских бюджетов в указанный период был значительно меньше — от 17,1 % в Минусинске до 20,9 % в Енисейске и Канске, что отражало низкий уровень развития городской промышленности, особенно если учесть, что большую их часть составляли поступления от городской торговли. В отличие от промышленности торговля развивалась более динамично и, соответственно, приносила более высокий и стабильный доход.
Ведущую роль в формировании доходной части городских бюджетов занимал оценочный налог с городских недвижимых имуществ, который взимался со всей недвижимости. От него освобождались только имущества, принадлежавшие царскому двору, здания казенных, учебных и благотворительных учреждений, бездоходные имущества духовного ведомства, земли и железнодорожные сооружения. По Городовому положению 1870 г. оценочный налог не мог превышать 1 % стоимости или 10 % чистого дохода недвижимого имущества. В этих пределах городские думы имели право устанавливать х размер налога самостоятельно [2, с. 50].
^ Наиболее высокий удельный вес оценочного налога в 1876 г. наблюдал-к ся в бюджетах Красноярска и Енисейска — 18,2 % и 22 % соответственно.
Поскольку эти города являлись центрами экономической жизни Енисейской § губернии, стоимость городской недвижимости в них была более высокой.
В бюджетах малых городов губернии, в силу бедности подавляющего боль-^ шинства населения, удельный вес оценочного налога был незначительным. <5 Нередко значительный доход приносили и косвенные налоги. Их сово-:: купный объем в городских бюджетах был крайне неоднородным — от 4,8 % ^ в Минусинске до 37 % в Ачинске.
° Вспомогательные доходы составляли поступления из государственной к казны, которые должны были компенсировать затраты городских дум на сот держание местных органов государственного управления: полиции, пожарной ш команды, тюрем, армии и т. д. В действительности же эти компенсационные пособия поступали не всегда регулярно и нередко в значительно меньшем размере, чем реально требовалось. Кроме этого в структуру вспомогательных 116 доходов входили и всевозможные пособия частных лиц на конкретные бла-- готворительные цели и проекты. В 1876 г. вспомогательные доходы присутствовали лишь в городских бюджетах Канска и Минусинска, они составляли 16,2 % и 24,8 % соответственно. ° Все города Енисейской губернии в 1876 г. имели бездефицитные бюджеты. Исключение составлял г. Енисейск, где наблюдался бюджетный дефицит в объеме 8,5 %.
При формировании расходной части бюджета приоритетное значение, согласно ст. 139—140 Городового положения 1870 г., отводилось финансированию так называемых «обязательных» расходов. К их числу были отнесены: затраты на содержание аппарата городского общественного управления, полиции, пожарной команды, правительственных учреждений, в том числе расходы
(О
сч сч
ср
на отопление и освещение тюрем, финансирование воинской квартирной повинности, городское благоустройство, содержание городских имуществ, а также уплата долгов по займам и другим обязательствам [3, с. 287—303, 322].
Совокупный удельный вес этих немуниципальных расходов в городских бюджетах 1876 г. составлял от 71,35 % в Минусинске до 93,1 % в Красноярске. Причем в числе «обязательных» расходов объем средств, выделяемых на городское благоустройство, был сравнительно небольшим — от 3,2 % в Канске до 21,4 % в Красноярске [4, с. 8].
Оставшаяся часть денежных средств могла быть использована на «необязательные», или факультативные расходы, т. е. на народное образование, здравоохранение, культуру и т. д. В расходной части городских бюджетов 1876 г. совокупный объем средств, выделенных на развитие социальной сферы, составлял от 6,2 % в Красноярске до 28,4 % в Минусинске [5].
В период с 1876 по 1892 гг. произошел рост городских доходов разной степени интенсивности во всех городах, за исключением Минусинска. Индекс роста городских доходов составлял: в Енисейске — 7,7 %, в Красноярске — 57 %, в Ачинске — 74,7 %, в Канске — 137,2 %. В Минусинске сокращение доходов городского бюджета составило 14,2 % от уровня 1876 г. При этом Ю увеличение доходов происходило несколько более медленными темпами, е чем рост расходов, в результате в 1892 г. во всех городах Енисейской губернии наблюдался бюджетный дефицит, его объем варьировался от 10,5 % в н 3 < Минусинске до 25 % в Енисейске. е §
Структура городских доходов, а также процентное соотношение доходных К | статей городских бюджетов в период с 1876 по 1892 гг., в целом, не претерпели й 3
значительных изменений. у 0
б о
В 1892 г. наибольший удельный вес в доходной части городских бюджетов р СС
составляли поступления от городских недвижимых имуществ и оброчных | 0
статей — от 37,7 % в Минусинске до 55,6 % в Канске. -1 С
Значительно менее доходной статьей городских бюджетов являлись 0 М
торгово-промышленные сборы, они составляли от 13,5 % в Ачинске до 20,8 % !•<
в Минусинске, что свидетельствовало о слабых темпах развития промышлен- 2 В
ности в городах Енисейской губернии. ° ®
За вышеуказанный период произошло незначительное уменьшение ) § удельного веса оценочного налога с недвижимости в городских бюджетах
Красноярска и Енисейска, он составил 15 % и 19,3 % соответственно. В цу
бюджетах остальных городов Енисейской губернии удельный вес оценочного -
налога оставался невысоким — от 0,9 % в Ачинске до 9,6 % в Минусинске.
Совокупный объем так называемых «обязательных» расходов в городских щ бюджетах находился в интервале от 66,8 % в Минусинске до 88,6 % в Красноярске. ^ Удельный вес «необязательных» или факультативных расходов в городских бюджетах варьировался от 10 % в Красноярске до 30 % в Минусинске [6]. | Итак, в период с 1876 по 1892 гг. наметилась тенденция постепенного 3 сокращения объема «обязательных» расходов в городских бюджетах и, соответственно, увеличения расходов на народное образование, здравоохранение, благотворительность и культуру. Вместе с тем «обязательные расходы», статьи
которых не имели непосредственного отношения к развитию муниципального хозяйства, отнимали свыше половины средств городских бюджетов, уменьшение их объемов происходило слабыми темпами.
Таким образом, в результате проведения муниципальной реформы 1870 г. в Енисейской губернии городскому самоуправлению была предоставлены относительно широкие полномочия в управлении городским хозяйством, но вместе с тем была ограничена его финансовая самостоятельность.
Законодательно установленный максимальный предел взимания городских налогов, слабые темпы промышленного роста, преимущественно аграрный характер экономики городов, бедность его населения — все это лишало муниципальные бюджеты возможности увеличения доходных статей. Свыше половины всех бюджетных средств отнимало финансирование местных органов государственного управления — полиции, пожарной службы, тюрем, армии и др., носившее обязательный характер. В итоге органы городского самоуправления имели крайне скудные финансовые возможности в развитии системы муниципального хозяйства, что отражалось на неразвитости инфраструктуры, антисанитарном состоянии городов, росте преступности и социальной напряженности.
Список литературы:
m 1. Енисейские губернские ведомости. — 1876. — 21 февр.; 15 мая; 12 июня; 1877. — 8 янв.
^ 2. Нардова, В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX — начале
Щ XX века / В.А. Нардова. — СПб. : Наука, 1994. — 157 с.
3. Городовое положение со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями / сост. М.И. Мыш. — СПб., 1890.
4. Кускашев, Д.В. Исторический опыт взаимодействия городского самоуправления Енисейской губернии и общественности в организации медицинской помощи
^ населению (1870—1917) // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. — 2015.
I — № 19. URL: vsoa.esrae.ru/185-933 (дата обращения: 25.03.2016).
ь 5. Енисейские губернские ведомости. — 1876. — 27 февр.; 8 мая; 12 июня; 1877. — 8 янв.
g 6. Енисейские губернские ведомости. — 1892. — 7 марта, 14 марта; 28 марта; 4 апр.; 1893. —
с 9 янв.; 16 янв.
ш
gc С.Н. Гринберг, S.N. Greenberg,
доцент кафедры земельного права и associate Professor
iz
экологических экспертиз юридического Department of land rights and 118 института Красноярского environmental impact assessments Law
--государственного аграрного Institute Krasnoyarsk State Agricultural
университета University
<o
о О проблемах, возникающих при подготовке
межевых планов застроенных земельных участков на землях населенных пунктов
Аннотация: актуальность статьи обусловлена тем обстоятельством, что после введения в действие Градостроительного кодекса РФ в стране проводится объемная работа по его развитию и совершенствованию правоприменительной практики, с целью законодательного обеспечения вопросов формирования рынка доступного жилья. Целью работы является выявление, обоснование и поиск возможного решения насущных проблем, возникающих при образовании земельных участков под суще-
0J