АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА AGRICULTURAL ECONOMICS AND POLITICS
Аграрная политика на Севере Якутии: из истории управленческой деятельности в
1994 -1996 годы
Agrarian policy in the north of Yakutia: from the history of management activities in 19941996
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 4Í ЖУРНАЛ
УДК 93/94 908 631.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17028 Санникова Яна Михайловна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории и этносоциологии Арктики, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск
Sannikova Yana Mikhailovna, candidate of history, Senior Researcher, Department of History and Ethnosociology of the Arctic, The Institute of Humanities Research and Indigenous Studies of the North, SB RAS, Yakutsk
Аннотация. Внимание обращено на локальный пример основных направлений в проведении аграрной политики в середине 1990-х гг. на Севере Якутии. Показан переход в единое управленческое пространство в аграрном секторе экономики. Рассмотрены решения НАОК «Таба» как структурного подразделения по северным хозяйствам профильного министерства и некоторые результаты его деятельности. Внимание обращено на практику введения должности эксперта по северным районам и его позиции в своей деятельности. Сделана попытка показать логику решений в проведении аграрной политики в отношении северных хозяйств. В целом предварительные выводы по исследуемому вопросу являются основой для ревизии и дальнейшего изучения истории аграрных преобразований 1990-х гг. на Севере Якутии.
Summary. The article presents a local example of the main directions in the conduct of the agrarian policy in the mid-1990s. in the north of Yakutia. The transition to a centralized unified management in the agrarian sector of the economy of the republic is shown. The decisions of the structural unit of the northern farms of the relevant ministry, as well as some results of its activities, are considered. It is shown how the specialist worked in the northern regions of the Department of Experts of the Ministry of Agriculture, how decisions were officially made when conducting agricultural policy with regard to northern farms. The author is planning to continue to study the history of agrarian transformations of the 1990s. in the north of Yakutia on the basis of preliminary findings.
Ключевые слова: аграрная политика, аграрная реформа, 1990-е годы, Север, Якутия, северные хозяйства.
Keywords: agrarian policy, agrarian reform, 1990s, North, Yakutia, northern farms.
Введение. Для сельского хозяйства Якутии, как и страны в целом, середина 1990-х гг. был временем окончательного понимания бесповоротности трансформационных процессов в результате проведения аграрной реформы первого постсоветского десятилетия. Именно в этот период были подведены первые итоги катастрофических последствий преобразований в аграрном секторе. В данной статье внимание обращено на локальный пример позиций и основных направлений в проведении аграрной политики в этот сложный период, на попытку понимания логики принятия решений тех управленческих структур, которые отвечали за осуществление аграрной политики в северных территориях Республики Саха (Якутия). Для дальнейшего исследования аграрной реформы и политики 1990-х гг. эти исторические сюжеты являются необходимой частью формирования объективной картины социально-экономических процессов в тот сложный период.
Переход в единое управленческое пространство. Эта конкретная управленческая деятельность происходила сразу после принципиального решения руководства республики о возвращении всех хозяйств районов Якутии в единое управленческое пространство с одной стороны и на фоне постоянных процессов реорганизации управленческих структур аграрного сектора. Поэтому, как свидетельствуют документы того времени, были и другие предложения. Так, Министерство по делам малочисленных народов Севера РС(Я), от которого в конце 1993 г. функция управления экономикой северных хозяйств была передана общему профильному министерству сельского хозяйства, 20 февраля 1994 г. на имена Президента и вице-Президента республики направило письмо, в котором поднималась проблема экономики арктических
и северных территорий в свете структурной перестройки всей экономики региона. В обращении было призвано, что в целях усиления исполнительской функции правительства при решении проблем арктических и северных территорий и координации деятельности всех хозяйствующих субъектов на этих территориях, необходимо образовать Департамент по проблемам арктических и северных территорий РС(Я) при Правительстве РС(Я) и в целях комплексного решения данной проблемы закрепить за новым органом акционерное объединение «Североагропромстрой» и производственное объединение «Североагропромтрансснаб» [1]. Но руководство республики оставило производственное обеспечение деятельности северных хозяйств за Национальной акционерной оленеводческой компанией «Таба», которая и при предыдущем управляющем министерстве, как правопреемница Агропромышленного комбината «Север», осталась ведущим органом управления в северных территориях Якутии. Конечно, функции комбината были существенно ограничены в соответствии с общим управлением профильного министерства, но, тем не менее, среди структурных подразделений, он был одним из определяющих повседневную деятельность северных хозяйств на местах.
Решения НАОК «Таба». 24 февраля 1994 г. состоялось общее собрание участников НАОК «Таба», на котором приняли участие 42 учредителя, девять представителей администраций северных улусов, 10 приглашенных из республиканских государственных органов. С докладом об итогах деятельности компании за 1993 г. и путях перевода традиционных отраслей Севера на рыночные взаимоотношения выступил вице-президент компании А. Е. Мандаров. Экономическое положение хозяйствующих субъектов в целом по компании по итогам ушедшего года было оценено как нестабильное. Они имели задолженность долгосрочных кредитов на сумму 34 млн 620 тыс. руб., краткосрочных кредитов - 2 млрд 553 млн руб., дебиторской задолженности - 1 млрд 536 млн, кредиторской задолженности - 2 млрд 235 млн руб., задолженности по нефтепродуктам -2 млрд 455 млн руб., по комбикормам - 1 млрд 717 млн руб. После компенсационных выплат по предварительным данным имелось 0,5 млрд. руб. убытков 1/5 части хозяйств [2]. У хозяйственных формирований северных улусов, входивших в компанию, затраты на основную продукцию составили 16 миллиардов 713 миллионов рублей. Выручка от реализации продукции, работ и услуг без НДС была 11 млрд 915 млн. руб., компенсационные выплаты - 6 млрд 359 млн руб. Итого прибыли ожидалось около 1,5 млн руб. Хоть как то решить сложившееся положение должно было решить распоряжение, принятое Правительством республики № 1126 от 8 декабря 1993 г. «О
взаиморасчете задолженности сельским товаропроизводителям за нефтепродукты и концентрированные корма» [2].
Руководство НАОК «Таба» акцентировало внимание хозяйств на системном характере кризиса и необходимости качественного эволюционного обновления всей системы аграрных отношений в республике, что означало бы переход к рыночным отношениям в традиционном занятии для коренного населения Якутии. Обращалось своевременное внимание на то, что рынок сам по себе просто средство достижения определенного уровня жизни, а социально-полноценный образ жизни для населения, в частности здесь это касалось северян, - это несколько широкое и большое понятие.
В проводимой аграрной реформе, что касалось северных территорий Якутии, неоднозначно сложным оказался вопрос государственного протекционизма в традиционных отраслях Севера. Здесь пытались перенять опыт у развитых зарубежных стран. Речь шла в обсуждении данной проблемы не только касаемо традиционных отраслей, но и экономики республики в целом. Признавалось, что регулируемость рыночной экономики является важным моментом, в том смысле, что сам по себе рыночный характер экономики еще не обеспечивает ее высокой эффективности и надлежащего уровня жизни. В то же время только государственное регулирование так же не гарантировало эффективность экономики. В связи с этим обосновывалась необходимость сочетания рыночных стимулов с обоснованным государственным регулированием и предлагалось обратить внимание на некоторые принципиальные условия формирования рыночного равновесия с учетом специфики традиционных отраслей Севера [3]: целенаправленный характер рыночного регулирования воспроизводства в традиционных отраслях; правовая система, признающая и охраняющая рынок, в качестве основы всех форм хозяйств; свобода товарного обмена продукцией сельского хозяйства и отраслей АПК; конкурентная структура рынка, обеспечивающая одновременно легкое вхождение и уход с рынка, а также договорное равенство его партнеров; умеренное государственное вмешательство, в котором декредитованные льготы и дотации должны быть исключением, а не правилом при устойчивом стимулировании финансово-кредитной поддержки товаропроизводящих хозяйств. Предлагалось полное и последовательное воплощение всех этих взаимосвязанных условий в рамках НАОК «Таба».
В начале каждого года НАОК «Таба» утверждала на общем собрании учредителей бизнес-программу как основополагающий документ практических действий участников
компании [4]. В 1994 г. деятельность компании была организована по следующим четырем направлениям согласно Уставу компании. По организаторской, исполнительной деятельности (производство, переработка) на текущий год были предусмотрены две конкретные программы - программа развития оленеводческих хозяйств, родовых общин по созданию перерабатывающих мощностей в 1994-1995гг. под названием «Хоту-Эт-Балык» и программа стабилизации пантовой продукции и эндокринного сырья северного оленя в 1994-1995гг. Внешнеэкономическая деятельность подразумевала в данный год организацию, координацию
внешнеэкономической деятельности структурных подразделений и других участников компании, обеспечение участия их в экспортно-импортных операциях, в частности в поставке японских сенокосилок, экспорт пантовой продукции, завершение строительства Хатасского комплекса. Коммерческо-предпринимательская деятельность должна была обеспечить решение таких задач, как выгодная реализация и сбыт произведенной продукции в целях получения максимальной прибыли (условием ставилось, чтобы та продукция, которая поступает на рынок с северных улусов был только 1 категории, конкурентоспособной), с участием структурных подразделений развивать торгово-коммерческую, снабженческо-сбытовую и иную предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, обеспечить выгодное участие участников компании в торговых и кредитных сделках, ярмарках, выставках, торгах и симпозиумах. Финансовая и экономическая деятельность включала результаты финансовой деятельности на основе производственных указателей, вкладов участников и исполнительного аппарата компании, участие в разработке постановлений, положений, цен, государственной поддержки товаропроизводителям северных улусов и оказание практической помощи в реализации совместно с республиканскими министерствами сельского хозяйства и финансов, защиту экономических интересов северных товаропроизводителей, обеспечение равных и справедливых хозяйственно-экономических условий для всех форм хозяйствования на Севере по всем формам собственности, также нормальных бюджетных, кредитных, налоговых взаимоотношений, прямые контакты с производителями снегоходной и другой техники для участников компании.
Экспертное мнение от профильного министерства. В министерстве сельского хозяйства в этот же период, от 25 марта 1994г., отделом экспертов были внесены «Предложения по улучшению финансового состояния и социального положения хозяйства Севера РС(Я)», которые начинались с обозначением необходимости убыстрить темпы организации во всех северных улусах управлений сельского хозяйства со своими
отдельными расчетными счетами и укомплектовать их компетентными кадрами -специалистами по финансово-экономической работе и по основным отраслям производства [5]. Упор был сделан на организации работы через НАОК «Таба» и улусные управления по существенному улучшению учета и отчетности в хозяйствах всех видов собственности; говорилось о том, что в текущее время даже НАОК «Таба», специально занимающаяся вопросами Севера, подчас не располагает необходимой оперативной информацией. Также предлагалось в связи с распадом северных хозяйств на небольшие общины, крестьянские и личные хозяйства специальные мероприятия как охрана оленьих пастбищ, отстрел волков, промысел диких оленей, племенная работа и т.д. проводить через отдельные расчетные счета улусных управлений сельского хозяйства и контроль возложить на министерство, которое, в свою очередь, может часть функций делегировать НАОК «Таба». Профильное министерство, НАОК «Таба» и ПКО «Североагропромснабтранс» должны были с 1994 г. более тесно работать с новым Министерством по делам народов Якутии для более рационального и эффективного использования средств, направляемых на развитие северных регионов из Министерства по делам национальностей и региональной политике РФ. Было обращено внимание министерства на конкретные злободневные вопросы хозяйственной деятельности.
Здесь также обращает внимание мнение эксперта по Северу вышеуказанного отдела профильного министерства И. И. Николаева, который писал о том, что «одним из основных факторов, приведших к кризисному положению на Севере, являются несогласованность действий различных компаний и предприятий...» в 1992-1993 гг. [6]. В связи с этим в мае - июне 1994 г. для работы с северными улусами в министерстве создавался отдел по Северу, основной задачей которого являлась совместно с управлениями сельского хозяйства северных улусов практическая координация деятельности государственных и хозяйственных органов и предприятий, занимающихся традиционными отраслями Севера - оленеводством, охотпромыслом, рыбодобычей и клеточным звероводством [6]. Таким образом, охватывались все направления традиционного хозяйства коренных народов в арктических и северных улусах республики, кроме табунного коневодства и северного скотоводства.
В первом полугодии 1994 г. И. И. Николаев как эксперт по Северу министерства еще более подробно остановился на вопросах управления традиционными отраслями Севера и составил справку [7]. Оценка прошлого опыта управления традиционным хозяйством коренных народов Севера в реформенный период до 1994 г. была критической. В
частности, было замечено, что вопросы развития традиционных отраслей Севера и улучшения условий жизни коренных народов Севера в республике ставились давно и решались различными путями. В последние годы этими остропроблемными вопросами занимались Министерство по делам малочисленных народов Севера, Ассоциация малочисленных народов Севера РС(Я) и АПК «Север». В ходе реформирования сельскохозяйственного производства и уклада жизни произошло измельчение большинства северных совхозов на кочевые родовые общины и мелкие коллективные предприятия. По итогам 1993 г. все эти хозяйства попали в крайне тяжелое, почти непреодолимое положение. Так, за 1992-1993 гг. общая задолженность по оплате за концентрированные корма и ГСМ составляет 3171,2 млн руб., задолженность по краткосрочным ссудам банков составляет 12 млрд руб., просроченная неоплаченная сумма по капитальному строительству за фактически выполненные объемы составляет 2400 млн руб. Работа, проделанная после передачи функции управления традиционными отраслями Севера в республике Министерству сельского хозяйства РС(Я) с октября 1993 г. была, судя по справке, в формальном виде достаточно (имеется ввиду подготовка официальных документов и т.д.) большой. Например, подготовка и издание решений Правительства РС(Я), способствующих разрешению проблем Севера. Так, за четыре месяца 1994 г. вышли следующие решения республиканского правительства: 1) Распоряжение №114-р от 03.02.94 г. «О срочном вывозе и реализации мяса и рыбы с северных улусов республики»; 2) распоряжение №137-р от 08.02.94 г. «О срочном вывозе 400 тонн мяса и рыбы с поселка Тикси»; 3) Распоряжение №187-р от 17.02.94 г. « О неотложных мерах по регулированию численности волков на территории РС(Я)»; 4) Распоряжение №271-рот 10.03.94 г. «О вознаграждении охотников за уничтожение волков на территории РС(Я) на 1 полугодие 1994г.»; 5) Распоряжение №146-р от 10.02.94г. «Об ограниченном разрешении весеннего отстрела диких северных оленей в заготовительных целях»; 6) Распоряжение №248-р от 03.03.94 г. «О дополнительном выделении лимита на заготовку 1000 голов дикого оленя Оленекскому улусу»; 7) В постановление №51 от 12.02.94 г. « О государственной поддержке сельских товаропроизводителей в 1994 г.» северные улусы вошли в Арктическую и Северные зоны с повышенными ставками выплат господдержки; 8) Постановление №159 от 15.04. 1994 г. «О мерах по упорядочению производства, заготовки, реализации эксперта пантов и другого биологически активного сырья северного оленя»; 9) Распоряжение №462-р от 21.04.94г. «О выделении средств для организации пантового производства». Были защищены и включены объекты переработки сельскохозяйственной продукции в северных улусах в «Программу развития переработки
в РС(Я) до 2005 г.»[7]. В этот же период были разработаны и проходили согласования проекты республиканских законов о рыбодобыче и рыбном хозяйстве, об охоте и охотничьем хозяйстве, проекты постановления «О госпоставках на промысловую пушнину в 1994 г.», «О выделении кредитных ресурсов заготовительным организациям» в целях погашения задолженности сельхозтоваропроизводителям за принятую в 1У квартале 1993 г. и 1 квартале 1994г. сельхозпродукции [7]. Также говорилось о том, что по мере возможности руководством МСХ РС(Я) изыскиваются и направляются средства на погашение задолженностей за корма и ГСМ и северным улусам. В то же время было отмечено экспертом, что существенных сдвигов в сторону улучшения уровня жизни коренных жителей Севера пока не отмечается. Поэтому начали выходить статьи типа «Как жить на Севере» в газете «Республика Саха» от 26.04.94 г. №78(689).
Подведение итогов деятельности НАОК «Таба» за год. Итоги деятельности по работе с северными хозяйствами за 1994 г. были подведены 24 февраля 1995 г. на общем годовом собрании участников НАОК «Таба», в котором участвовало 43 представителя от северных улусов, руководителей, главных специалиста компании, также из Министерства сельского хозяйства и продовольствия РС(Я) - Васильев А.Г., первый заместитель министра и И.И. Николаев - инспектор-эксперт по северным улусам. В 1994 г. НАОК «Таба» работал в силу изменения статуса, как производственно-хозяйственное объединение ее участников. Как видно из документов, этот год прошел для компании в сложных условиях неудержимой инфляции, как период формирования и становления ее в статусе производственного предприятия. Работа ее протекала без государственной поддержки финансами и регулирования, что отрицательно повлияло на оказание существенной практической помощи своим участникам в деле преодоления экономических затруднений и выплат задолженности хозяйств всех форм собственности Севера. На фоне спада численности всего поголовья республики по текущим данным поголовье домашних оленей по хозяйствам Севера сократилось на 16,5 тыс., крупного рогатого скота - на 3,72 тыс., лошадей - на 2,6 тыс., падеж оленей составил 70,9 тыс. голов, приплода стало на 10,0 тыс. меньше, чем в 1993 г. Сократилось и производство мяса на 742, 3 тыс. по сравнению с 1993 г., так же и молока, добычи рыбы и промысловой пушнины. Вместе с тем в имеющихся условиях компания в 1994 г. организовала заготовку и переработку продукции и сырья северных товаропроизводителей. За текущий год был создан и работал Производственно-коммерческий центр НАОК «Таба», была начата работа по вывозке невостребованной продукции хозяйств Севера в г. Якутск, по сбыту ее и реализации, открылся фирменный магазин. Также была сдана в эксплуатацию
Хатасская производственная база по обработке и сушке пантов северного оленя, получила организованное начало заготовка и вывозка с мест пантовой продукции, упорядочивался экспорт этой продукции. Также с небольшим объемом производства работало дочернее предприятие «Тугут» по пошиву спецодежды, выпуску изделий художественных промыслов народностей Севера и их национальной одежды, шло обучение кадров [2].
НАОК «Таба» через общее собрание участников провела решение об ежегодных взносах каждого учредителя в размере 3, 0 млн. руб. для оказания услуг и обслуживания участников. Также было решено внести дополнительный пай в сумме по 5,0 млн. руб. в целях развития и расширения переработки сельскохозяйственной продукции и сырья хозяйств Севера. Эти средства предлагалось получить централизованно через Минфин из текущих средств 1995 г. учредителей на расчетный счет компании. Для избежания безадресного использования республиканских правительственных
инвестиций постановили просить долгосрочные кредиты через компанию. Также было внесено предложение о том, чтобы президенту компании придать статус заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РС(Я) по Северу и также некоторые другие организационно-хозяйственные вопросы [2].
Ориентиры управления северными хозяйствами профильного министерства. Осенью 1995 г. И. И. Николаев, теперь в должности зам. начальника созданного Управления по координации развития Севера Министерства сельского хозяйства и продовольствия РС(Я) предоставил справку об изменениях, произошедших в традиционных отраслях Севера республики за пять лет государственного суверенитета в РС(Я) [8]. Им было обозначено, что «общей бедой для всех, причиной кризисного состояния всех традиционных отраслей Севера, явилась инфляция в стране. В результате постоянно растущих цен на энергоносители, технику, корма, стройматериалы, тарифов на все виды транспортных услуг, высоких банковских кредитов все северные хозяйства республики попали в крайне тяжелое, почти непреодолимое положение. С ухудшением финансового состояния намного ухудшилось материально-техническое обеспечение отраслей. Ухудшились условия труда и быта, свелись почти на нет различные виды обслуживания производственных участков. При этом низкий уровень зарплаты, ниже прожиточного минимума на Севере, давно не получаемый наличными деньгами, способствуют оттоку кадров из традиционных отраслей Севера» [8].
Период активной деятельности Управления пришелся на вторую половину 1995 -1996 гг. и из всей достаточно разнообразной деятельности можно выделить определенные направления. Так, в начале четвертого квартала 1996 г. был выработан проект
«Предложений Управления по координации развития Севера МСХ и П РС(Я) по стабилизации и улучшению социально-экономического положения в аграрном секторе арктических улусов Республики Саха (Якутия)»[9]. Обоснование в целом заключалось в том, что «переход к рынку поставил перед экономикой и населением Севера РС(Я) и России в целом множество острых и сложных проблем из-за специфических и экономических условий. Данная проблема большей частью отразилась на деятельности хозяйствующих субъектов традиционного природопользования (оленеводство, охотничий и рыбный промыслы, клеточное звероводство - Я.С.), большие трудности претерпевает северное животноводство (скотоводство, табунное коневодство - Я.С.). В результате отпуска цен на энергоносители, многократного удорожания тарифов на авиа, морской, речной, железнодорожный и другие виды транспорта удаленные арктические улусы республики оказались в чрезвычайно сложном социально-экономическом положении. Разваливается инфраструктура северных поселков. Практически прекращается строительство жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры, из-за отсутствия средств на содержание закрываются объекты производственного и социального назначения. Положение в 1996 г. еще более усугубилось стихийными бедствиями в ряде арктических улусов - Анабарском, Среднеколымском, Верхоянском, Верхнеколымском, Абыйском, Момском. В настоящее время Север республики нуждается в неотложных кардинальных мерах государственной поддержки со стороны Президента, Правительства РС(Я) и Правительства РФ. Для решения этих проблем МСХ и П РС(Я), совместно с другими ведомствами, были проведены следующие работы». Согласно перечню, были выделены ряд вопросов, которые характеризовали основные направления, на которые сделало упор Управление в своей деятельности в этот период. Был подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О чрезвычайных мерах по сохранению традиционных отраслей и социальной защиты малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в местах их проживания и производственной деятельности в 1996-2000 гг.», проведена большая работа в 1995 г. по согласованию данного проекта, дальнейшее продвижение документа было передано Министерству по делам национальностей и региональной политике РФ», говорилось о необходимости поднятия вопроса по принятию данного решения Правительством РФ. Было подготовлено и проведено 22-23 сентября 1995 г. в Якутске восьмое заседание координационного Совета аграрников Дальнего Востока и Забайкалья по проблемам оленеводства региона, подготовлена аналитическая записка о проблемах северного оленеводства на Востоке России, в котором были учтены предложения Минсельхозпрода РС(Я) по выводу
оленеводства из кризисного состояния, рекомендовалась необходимость использования полученных данных в практической деятельности формирований, занятых в традиционных отраслях. Было подготовлено и издано 2 декабря 1995 г. Постановление Правительства РС(Я) «Об особых мерах государственной поддержки ведения традиционных отраслей, жизнеобеспечения и социальной защиты сельского населения арктических улусов», принятие решений по пунктам постановления обеспеченных средствами должно было решить большинство проблем на Севере республики. Был подготовлен проект Закона «О государственном регулировании социально-экономического развития арктической зоны Республики Саха (Якутия)», подчеркнуто, что необходимо действенно ускорить принятие данного закона. Было отмечено, что на федеральном уровне 19 июня 1996 г. уже вышел Закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». Был подготовлен проект Закона «О домашнем оленеводстве в Республике Саха (Якутия)» к ранее подготовленным проектам республиканских законов «Об охоте и охотничьем хозяйстве», «О рыбодобыче и рыбном хозяйстве», принятие этих трех законом должно было существенно воздействовать на развитие традиционных отраслей Севера. Было введено предложение о необходимости создания фонда развития традиционных отраслей Севера для сохранения и обеспечения устойчивого развития традиционных отраслей и уклада жизни коренных народов Севера, перехода к стабильным и долгосрочным мерам государственной поддержки традиционных отраслей Севера. Также предложение о необходимости создания фонда страхования сельского хозяйства было дополнено отделением по страхованию сельскохозяйственного производства в северных улусах для принятия профилактических мер и устранения последствий стихийных бедствий, принимая во внимание, что сельскохозяйственное производство республики находится в зоне рискованного земледелия и сельские товаропроизводители всех форм собственности не располагают необходимыми финансово-экономическими возможностями [9].
Некоторые выводы. Здесь мы не коснулись проблем, которые стали первоочередными для северных хозяйств, вследствие проведения определенной аграрной политики в годы реформы. Наше внимание было привлечено на логику решений управленческих структур, что повлияло в целом на ход аграрной реформы в северных районах Якутии. Официальные выводы их представителей не могут быть бесспорными, но в то же время именно такие локальные заключения и их деятельность позволяют судить о каких-либо управленческих решениях в проведении аграрной
политики. В то же время хотелось бы обратить внимание на следующие моменты. После начала реализации единого управления всеми хозяйствами республики в лице профильного министерства в 1994 г. и признания НАОК «Таба» как ведущего структурного подразделения по хозяйствам северных районов, отдел экспертов дал официально критическую оценку по руководству ими в 1992-1993 гг. под началом Министерства по делам малочисленных народов Севера. Созданное управление по координации развития Севера официально сделало вывод, что существует необходимость принятия чрезвычайных мер по выводу из кризисного состояния традиционных отраслей Севера, в документах датированных предположительно концом 1995 г.[8]. В 1996 г. статус НАОК «Таба» изменился, если говорить о сути - вышестоящий орган, министерство сельского хозяйства и заготовок республики, стало более влиятельным и в результате тяготения к централизации полномочий можно сказать «поглотило» его. При этом исходя из реальной динамики численности поголовья в 1990-е годы и распределения их удельного веса по категориям хозяйств нужно сделать ревизию сложившегося мнения о том, что именно развитие малых (небольших) форм хозяйств привело к катастрофическому снижению численности поголовья республики применительно к изучаемым северным районам.
Список литературы
1. Объединенный ведомственный архив Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - ОВА МСХ РС(Я). Ф.55. Оп. 35. Д.9. Л.11.
2. ОВА МСХ РС (Я). Ф. НАОК «Таба». Оп.1. Д. 7(усл), Л.13-24
3. ОВА МСХ РС(Я). Ф.55. Оп. 35. Д.20. Л.21.
4. ОВА МСХ РС(Я). Ф.55. Оп. 35. Д.20. Л.28-30.
5. ОВА МСХ РС(Я). Ф.55. Оп. 35. Д. Д.302.Л.4.
6. ОВА МСХ РС(Я). Ф.55. Оп. 35. Д.302.Л.6.
7. ОВА МСХ РС(Я). Ф.55. Оп. 35. Д.302.Л.1-3.
8. ОВА МСХ РС(Я). Ф.55. Оп. 35. Д.302.Л. 66-70.
9. ОВА МСХ РС(Я). Ф.55. Оп. 35. Д. 304. Л.17-18.