Научная статья на тему 'Агональность в культуре Китая: от древности до наших дней'

Агональность в культуре Китая: от древности до наших дней Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТЯЗАНИЕ / АГОНАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРОГЕНЕЗ / КУЛЬТУРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ФОЛЬКЛОР / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ / КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Завьялова Наталья Алексеевна

Статья посвящена культурному феномену агональности – состязательности – который мы рассматриваем как необходимый компонент филогенеза, онтогенеза и культурогенеза. Объектом исследования являются соревновательные практики и стратегии Китая с древнейших времен до современности. Предмет исследования – специфика конкурентного преимущества Китая, его роль в осуществлении культурной преемственности. В ходе исследования автор рассматривает китайскую легенду о происхождении лунного календаря, трактат «Искусство войны» Сунь-цзи, культурную доктрину современного лидера КНР Си Цзипиня «Китайская мечта», а также карикатуры современных китайских художников. В статье присутствуют элементы сопоставительного исследования, направленные на то, чтобы вскрыть общие механизмы состязательности в культуре Древней Греции, Рима и Китая. Основной метод работы – системно-аналитический подход к культуре, позволяющий вскрыть стратегии агональности, проявляющиеся на разных уровнях культуры. Значимым представляется вывод автора о том, что агональность является мощным способом освоения мира, проявляющим себя не только в условиях борьбы за жизнь, но и в театре, произведениях устного народного творчества, изобразительном искусстве. Представляется чрезвычайно важным подготовить к состязательности во взрослом мире подрастающее поколение, поскольку даже в минуты отдыха человек прибегает к состязанию, желая доказать свое превосходство над остальными.Результаты исследования применимы к различным областям культурологии, поскольку они позволяют изучить детерминанты китайского национального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агональность в культуре Китая: от древности до наших дней»

Агональность в культуре Китая: от древности до наших дней

Завьялова Наталья Алексеевна

кандидат филологических наук доцент, Уральский государственный экономический университет 620143, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Индустрии, 30

И [email protected]

Статья из рубрики "Культура и власть"

Аннотация.

Статья посвящена культурному феномену агональности - состязательности - который мы рассматриваем как необходимый компонент филогенеза, онтогенеза и культурогенеза. Объектом исследования являются соревновательные практики и стратегии Китая с древнейших времен до современности. Предмет исследования - специфика конкурентного преимущества Китая, его роль в осуществлении культурной преемственности. В ходе исследования автор рассматривает китайскую легенду о происхождении лунного календаря, трактат «Искусство войны» Сунь-цзи, культурную доктрину современного лидера КНР Си Цзипиня «Китайская мечта», а также карикатуры современных китайских художников. В статье присутствуют элементы сопоставительного исследования, направленные на то, чтобы вскрыть общие механизмы состязательности в культуре Древней Греции, Рима и Китая. Основной метод работы - системно-аналитический подход к культуре, позволяющий вскрыть стратегии агональности, проявляющиеся на разных уровнях культуры. Значимым представляется вывод автора о том, что агональность является мощным способом освоения мира, проявляющим себя не только в условиях борьбы за жизнь, но и в театре, произведениях устного народного творчества, изобразительном искусстве. Представляется чрезвычайно важным подготовить к состязательности во взрослом мире подрастающее поколение, поскольку даже в минуты отдыха человек прибегает к состязанию, желая доказать свое превосходство над остальными.Результаты исследования применимы к различным областям культурологии, поскольку они позволяют изучить детерминанты китайского национального самосознания.

Ключевые слова: состязание, агональность, кул ьту р о г е н е з , культурная преемственность, фольклор, культура, культурная идентичность, исследования культуры, кросс-культурное исследование, традиция

DOI:

10.25136/2409-8744.2018.3.26374

Дата направления в редакцию:

23-05-2018

пата рецензирования:

^п I а рсц^плприоаппл ■

23-05-2018

Дата публикации:

24-05-2018

Введение

Состязательность - древнейший социокультурный механизм, обеспечивающий выживание в самых разных условиях. Признание состязательности как осознанного вида человеческой деятельности, а не способа выживания в суровых условиях первозданной природы восходит своими корнями к культуре античности и тесно связано с понятием агона. По мнению культурологов, агон «представляет собой универсальное качество

культуры, заключающееся в состязательности»!"1, с-321. Если в первых человеческих коллективах состязательность служила залогом выживания, продолжения рода в борьбе за право воспроизвести потомство, то на более позднем этапе состязательность проявила себя в небиологической деятельности человека. В связи с этим важным дополнением является наблюдение за тем, что уже в Древней Греции «агонами обозначались игры, происходившие по поводу религиозных или политических

празднеств» Интересным представляется тот факт, что греки признавали

естественным состязательный характер современной им повседневности, не видели в данном феномене особенного события: «Агон для греков был привычной сферой. Полемика, споры и состязания распространялись на самые разнообразные области: политику, суд, философию, ораторское искусство, художественное творчество и

спортивные игры» Известный исследователь культуры Древней Греции Ф.Х. Кессиди замечает, что состязания «пронизывали всю жизнь общества, начиная от спортивных игр и заканчивая соревнованиями между гоплитами, рыбаками, прядильщицами, поэтами и

капитанами»

Учитывая данное определение, очевидным представляется тот факт, что человек соревнуется со своими соплеменниками не только в условиях, когда нечто угрожает его жизнедеятельности, но и в момент отдыха и увеселений, не будучи вовлеченным в борьбу за жизнь. Культурологии известны факты, когда далекие предки современных людей устраивали состязания в проявлении собственных талантов. Й. Хейзинга подчеркивает, что «антитетический и агонистический базис культуры лежит в игре, которая старше и первичнее любой культуры» [5, с 92].

В силу происхождения термина «агон» современная культурология хорошо знакома с проявлениями состязательности на англосаксонском Западе, унаследовавшем традиции Древней Греции и Рима. В рамках данной статьи мы предпринимаем попытку проанализировать примеры агональности в культуре Китая, начиная с древних времен и до наших дней.

Агональность в фольклоре Древнего Китая

Китайская цивилизация, известная способностью выживать в самых экстремальных условиях, активно апеллирует к агональности в своих легендах и притчах, однако стратегии состязательности китайцев не совпадают с историями успеха легендарных греческих и римских героев. Обратимся к истории китайского лунного календаря с его

главными символами - 12 животными. Легенда о сотворении лунного календаря гласит о том, что боги устроили соревнование по плаванью через реку для животных, претендовавших на право занять свое место в лунном календаре. Каждое животное стремилось встать во главе лунного цикла. Задание богов заключалось в следующем: то животное, которое первым доберется на другой берег реки - будет возглавлять 12-летний цикл. Животные не могли себе представить, что маленькая слабая крыса посмеет претендовать на победу. Все соревнование она проехала верхом на воле, и в тот самый момент, когда он уже готовился первым выйти на берег, она спрыгнула с его шеи и оказалась первой на суше. Боги признали ее победу. Отметим, что такие вероятные претенденты на победу, как вол (бык) и тигр, заняли второе и третье место. Окончательный порядок животных в 12-летнем цикле, дошедший до нашего времени, выглядит следующим образом: крыса (мышь) (т), вол (бык) (Ф), тигр (Й), кролик (заяц) (Й), дракон змея (№), лошадь (Ц ), гусь/овца обезьяна (Щ), петух (Х|), собака (Й), свинья (й) (Рис. 1). В представленной легенде содержится намек и допущение о том, что в состязании «все средства хороши», слабым игрокам можно и нужно подготавливать хитроумные уловки, использовать силу соперника себе во благо, руководствуясь при этом дальновидными соображениями. Запомним эту историю, поскольку она является важнейшим мотивом для китайской состязательной тактики. Отметим, что, являясь по сути наивной фантастической сказкой про животных, анализируемая легенда прочно встроена в китайскую культурную преемственность

поколений [6], объясняющую возможные сценарии и тактики победы в различных с остя з а ния х.

Рис. 1. Животные-символы в традиционном китайском лунном календаре.

Другим значимым проявлением древней китайской агональности, несомненно, следует считать трактат «Искусство войны» Сунь-Цзи. Историки культуры расходятся во мнении о том, существовал ли в реальности автор трактата и когда именно было написано данное произведение. Трактат содержит наставления-стратагемы, позволяющие одержать победу в любых сражениях. Рассмотрим первые шесть стратагем из 36 наставлений, содержащихся в трактате.

1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море (Ш^ШЙ).

2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао (Н^ЙМ).

3. Убить чужим ножом ({вЛ^Л).

4. В покое ожидать утомленного врага

5. Грабить во время пожара (ШМИЬ)

6. На востоке поднимать шум, на западе нападать (^^ФН).

Очевидно, что все стратагемы представляют собой руководство по манипулятивной деятельности в отношении соперника. Современные китайцы не только не стесняются признавать факт существования речений-стратегий манипуляции, но и всячески пропагандируют их, включая их в руководства по ведению бизнеса, семейным отношениям, международной политике. По мнению известного североамериканского дипломата Г. Кисседжера, ««Искусство войны» четко формулирует доктрину, которая меньше говорит о территориальных завоеваниях и больше о психологической доминанте» [7, с-46"".

Стратегии агональности в современном Китае

Обращаясь к современным формам состязательности в Китае, отметим, что они направлены на достижение мирового господства в сфере экономики, что может послужить, по аналогии с гегемонией США, залогом главенствующей позиции в мировой геополитике. Современный Китай следующим образом официально формулирует суть своего конкурентного преимущества. ^.'кШШ.Ш—^^&Ш^'ХЩШ.Т, ФНШ^ДМШ^ФгаЙЖ

■£=ШПЮ^Щ

Ж, На

фоне глобального экономического спада китайская экономика по-прежнему быстро растет. В чем секрет «экономического чуда Китая»? Из чего сложен особый «китайский путь»? Современная теория еще не дала однозначного ответа на этот сложный вопрос. Наш ответ заключается в том, что гарантией китайского успеха является мудрое руководство страной Коммунистической партией Китая, а также сама социалистическая системы. А социализм представляет собой «основу конкурентоспособности Китая»

Являясь, по сути, настроенным на вечное соревнование с миром, Китай осознает идею о том, что современный мир является культуроцентричным. Следовательно, в соревновании в культурной сфере недопустимо уступить победу развитому миру англосаксонской культуры. Подобно хитрой крысе из легенды про лунный календарь, Китай использует технологии, разработанные англосаксонскими культурными агентами. Для иллюстрации данного тезиса обратимся к идее «американской мечты», ставшей визитной карточкой США в XX веке. До сих пор очарование данной идеи влечет к себе людей со всего мира, искренне убежденных в возможности построения новой, более счастливой жизни в этой стране. Современный китайский лидер Си Цзипинь выдвинул собственную концепцию «Китайской мечты» ФН^, которая является народной мечтой каждого китайца (Рис. 2).

Рис. 2. Электронный постер, иллюстрирующий содержание понятия «китайская мечта» -

мечта народа, мечта каждого китайца

Отметим, что в китайских СМИ нередко встречаются примеры, где агональность в культурной сфере принимает гротескный вид. Являясь непримиримым противником японского доминирования в тихоокеанском регионе, Китай умело использует японские культурные мотивы для демонстрации собственного лидерства (рис.3). Обращаясь к картине К.Хокусая (1760-1849) «Большая волна в Канагаве», китайскому художнику-карикатуристу Ли Миню вновь удалось «вскочить на противника» посредством использования японского культурного мотива. Противник в данном случае представлен геополитическим союзом Японии и США, свидетельством которого являются военные базы на острове Окинава. Местные жители активно протестуют против военных баз американцев на своей территории, однако волне протестов суждено разбиться о военную мощь США.

Рис. 3. Ли Минь. ШЙ/Волна

Успешно справляясь с задачей высмеивания противника на культурном поле, китайские карикатуристы не ограничиваются вниманием к делам ближайшего соседа. Они готовы вскрывать болевые точки на теле развитых стран Евросоюза, находящихся в зоне влияния США (рис.4).

Рис. 4. Ло, Дзё (Роджер)/ 1101

Следует отметить, что китайским художникам удалось проявить накал страстей в стане обеих противоборствующих сторон. Эксперты по вопросам агональности ШЫ!2. утверждают, что все участники состязания находятся в неразрывной связи, по сути, дополняя друг друга в процессе соперничества.

Заключение

Завершая краткий экскурс в китайскую традицию состязательности, отметим, что умение принять вызов, вступить в соревнование позволяют китайской цивилизации успешно преодолевать различные препятствия на пути собственного развития. Спецификой китайского конкурентного преимущества является умение воспользоваться силой соперника для достижения собственной выгоды. Данная тактика представляет существенное отличие от аналогичных стратегий Древней Греции и Рима. Мы полагаем, что дух соперничества является важным ингредиентом китайской программы развития. Данная программа успешно реализуется Китаем и на культурном поле соперничества. Соревнование является содержанием фольклорных произведений, которые передаются от поколения к поколению, осуществляя тем самым механизм культурной преемственности.

Нам представляется обоснованным вывод о том, что агональность, состязательность, соревнование - важнейшее свойство человеческой натуры, имеющее первостепенное значение для выживания в условиях постоянно усложняющейся культуры. Напротив, отсутствие соревнований - губительный оборот в жизненном цикле человека, поскольку оно противоречит витальным механизмам, заложенным в процессе онтогенеза. Не будет преувеличением сказать, что агональность - есть сам вкус жизни, вечный двигатель человеческой активности.

По нашему мнению, элемент соревновательности необходим любой культуре, стремящейся к развитию и процветанию. Соревновательность - условие формирования характера человека, что необходимо учитывать в воспитательных программах. Напротив, устранение препятствий и соревнований в процессе воспитания ребенка путем необоснованного протекционистского вмешательства родителей противоречит идеям, позволившим выстоять и развиваться ведущим цивилизациям и культурам прошлого и современности.

Библиография

1. Калашникова Н. К. Агональные основы культуры донского казачества: дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005.

2. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгау-за и И. А. Ефрона: в 86 т. с ил. и доп. материа-лами. СПб., 1890-1907.

3. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М.: Наука, 1985. 161 с.

4. Кессиди, Ф.Х. Философия, диалог и диалектика в Древней Греции классического периода // Проблемы античной культуры: сб. науч. тр. - М.: Наука, 1986. С. 18-23.

5. Хейзинга, Й. Homo ludens. М. : Прогресс, 1992.

6. Завьялова Н.А. Преемственность культуры Китая сквозь призму артефактов и языка // Человек и культура. 2017. № 4. С.13-24. DOI: 10.25136/2409-8744.2017.4.23771. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_23771.html (Дата обращения: 19.05.2018)

7. Киссенджер Г. О Китае. Пер. с англ. В.Н.Верченко. М.:АСТ, 2017. 640 с.

8. Электронный он-лайн портал по социализму в Китае.

Социализм и рынок - главное конкурентное преимущество Китая. URL: http://www.zysy.org.cn/a1/a-XCW873033411008C39E308 (Дата обращения: 19.05.2018)

9. Ли, Минь/$й.ШЙ/Волна // cn.chinadaily.com URL: http://cn.chinadaily.com.cn/2016-06/21/content_25784336.htm (дата обращения: 05.04.2017).

10. Ло, Дзё (Роджер)/ ^Ш. ШЙ/Волна // cn.chinadaily.com URL:

http://world.chinadaily.com.cn/2016-01/18/content_23144038.htm (дата обращения:

08.03.2017)

11. Шейгал Е.И., Дешевова В.В. Агональность в коммуникации: структура понтия // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. 2009. №34 (172). Вып.36. С.145-148.

12. Зберовский А.В. Агональность как исторически конкретная черта культуры и демократическая традиция Древней Греции // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2008. №6. С. 202-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.