11. Шмелев, Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка [Текст] / Д.Н. Шмелев - М. : Просвещение, 1964.
Список источников примеров
1. «Повесть временных лет» по Ипатьевской летописи [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www. mns.udsu.ru.
2. «Повесть временных лет» по Лаврентьевской летописи [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.mns.udsu.ru
3. «Повесть временных лет» по Радзивиловской летописи [Текст] // Полное собрание русских летописей. Радзивиловская летопись. - Л. : Наука, 1989. - Т. 38. - С. 11-104.
4. МСДРЯ - Срезневский, И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам [Текст] / И.И. Срезневский. Репринт. изд. : в 3 т. - М. : Наука, 1989.
5. СлРЯ XI - XVII - Словарь русского языка XI -XVII вв. [Текст] / гл. ред. С. Г. Бархударов. - М. : Наука, 1975-1999. - Вып. 1-24.
УДК 811 ББК 81.2
А.Г. Бойченко
афоризмы как индивидуально-авторские интерпретации ценностного компонента структуры концепта «питие»1
Статья посвящена анализу афоризмов как индивидуально-авторских интерпретаций ценностного компонента структуры концепта «Питие» в русской языковой картине мира. Ключевые слова: концепт; язык и культура; языковая картина мира; афоризм.
A. Boychenko
aphorisms as creative individual interpretations of the evaluativecomponent of the structure of the concept «drinking»
The article tackles aphorisms as their authors ’ interpretations of the concept «Drinking» in the Russian language world picture.
Key words: concept; language and culture; language world picture; aphorism.
В центре внимания современной антрополого-ориентированной лингвистики находится проблема взаимодействия человека, языка и культуры. Обретая статус самостоятельной комплексной научной дисциплины, занимающейся изучением взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры, лингвокульту-рология рассматривает этот процесс как в теоретическом аспекте (Е.М. Верещагин, В.Г Костомаров, Ю.Е. Прохоров, В.А. Маслова,
В.Н. Телия и др.), так и в прикладном аспекте, исследуя воплощение фрагментов языковой картины мира в культурно маркированных языковых единицах, какими выступают культурные семы слов, стереотипы, символы, эталоны, мифологемы, прецедентные тексты,
паремии, фразеологизмы и лингвокультурные концепты (Ю.С. Степанов, В.И. Карасик,
С. Г. Воркачёв, М.В. Пименова, В.В. Красных,
В.В. Воробьёв и др.). С позиции лингвокульту-рологии в концепте - базовой единице культуры - должна отражаться система ценностей, являющаяся результатом обобщения коллективного сознания/знания и отмеченная этнокультурной спецификой. Именно ценностный компонент В.И. Карасик считает основанием для выделения концепта, показателем которого является наличие оценочных предикатов [Карасик, Слышкин, 2001, с. 77].
Одним из источников описания ценностной составляющей концепта «Питие» является анализ его объективации в кратко сформу-
1. Исследование осуществлено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг. Государственный контракт №02.740.11.0374.
лированных индивидуально-авторских сентенциях, получивших определение афоризмов. Афоризм - это оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателями [Словарь литературоведческих терминов, 1974, с. 23]. Афоризм, так же как и пословица, воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли и не доказывает, не аргументирует суждение. Если пословицы и поговорки выражают ценностные установки целого народа, транслируемые из поколения в поколение, то афоризмы в краткой оригинальной форме выражают ценностные установки отдельной личности, которые, будучи разделяемыми, становятся отражением ценностных ориентиров общества. В отличие от пословиц, афоризмы имеют определённого, точно известного автора и обязательно выражают суждение в неожиданной форме, что позволяет выявить особую авторскую интерпретацию культурологического смысла концепта.
Современная афористическая литература представлена большим разнообразием сборников афоризмов, содержащих крылатые фразы, извлечённые из контекстов различных произведений: научных работ, произведений поэзии, прозы, публицистики, писем, мемуаров и т.д., принадлежащие известным философам, политикам, поэтам и писателям, общественным деятелям, публицистам. Анализ высказываний, представленных в сборниках афоризмов, позволяет выявить сравнительно небольшое количество суждений, посвящённых алкогольной тематике, которые рассматриваются нами как индивидуально-авторские объективации исследуемого концепта.
Методом сплошной выборки путём извлечения тематически близких суждений из имеющихся источников нами составлена картотека высказываний, репрезентующих концепт «Питие», насчитывающая 332 сентенции, принадлежащих античным и современным философам, политикам и общественным деятелям, врачам и физиологам, писателям и поэтам, публицистам, историкам и мн. др.
Афоризмы подвергались когнитивной интерпретации в форме обобщения смыслов, сведения их к более глобальным смыслам, выявляющим авторские морально-этические установки.
Несмотря на то, что наше исследование посвящено изучению репрезентации концепта «Питие» в русской языковой картине мира, мы интерпретируем суждения не только соотечественников, но и других древних и современных авторов, полагая, что, во-первых, наличие таких высказываний свидетельствует об универсальности концепта, о наднациональном характере морально-этических и нравственных аспектов употребления алкоголя, а, во-вторых, использование этих высказываний в сборниках афоризмов может свидетельствовать, на наш взгляд, о той или иной степени их включённости в национальную языковую картину мира.
Анализ афоризмов, объективирующих концепт «Питие», позволяет выявить следующие ключевые морально-нравственные индивидуально-авторские установки:
1. Злоупотребление алкоголем является социальным злом (всего 96):
• пристрастие к алкоголю уничтожает общество: Все эпидемии вместе взятые меньше губят человечество, чем пьянство (Ж. Рошар); Больше погубило пьянство, чем меч (Античный афоризм); Пьянство есть величайшее зло для человека, общества, государства (П. Ковалевский);
• является общественным пороком: Пьянство - мать всех пороков (Абу-ль-Фарадж); Алкоголизм - это порождение варварства - мёртвой хваткой держит человечество со времён седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского (Д. Лондон );
• уничтожает морально-этические установки личности и общества: Пьянство есть гнуснейшее зло - оно вредит разуму, похищает здоровье, ослабляет дух, раскрывает тайны, побуждает к ссорам, дерзости и похоти. Пьяный не походит на человека, но более всего подобен скоту; потому что, когда человек пьян, разума у него не более, чем у животного (П. Вильям); Водка белая, но красит нос и чернит репута-
цию (А. Чехов); В пьянстве нет ни ума, ни добродетели (Г. Сковорода);
• является причиной преступления: Алкоголизм - важный фактор половой преступности. Особенно склонны к половой преступности хронические пьяницы (М. Гер-нет); Преступления всех систем и хрип хулигана, и пятна быта сегодня измерить только тем, сколько пива и водки налито (В. Маяковский); Алкоголизм и преступление - это два явления общественной жизни, находящейся в тесной связи друг с другом (А. Мержевский);
• распространению пьянства способствует государственная алкогольная политика: Правительство, которое ограничит продажу водки, в россии долго не продержится! А правительство, которое еёрас-ширит, ещё долго будет об этом жалеть (С. Янковский); Пьянство беспрестанно умножается: от рабства ли? Но рабы наших отцов не спивались с кругу. Есть, видно, другая причина. Что, если бы Академия наук или Российская задала учёным решить: в каком отношении находятся размножение кабаков к успехам просвещения, нравственности и веры христианской? Это показалось бы дерзостью в век либеральный (Н. Карамзин).
2. Употребление алкоголя изменяет сознание (состояние) человека (всего 73):
• лишает его ума (разума, сознания): Пьянство есть упражнение в безумстве (Пифагор); Опьянение есть истинное безумие, оно лишает нас наших способностей (Солон); Много вина - мало ума (Менандр); Опьянение - добровольное сумасшествие (Аристотель); Пьяный человек -не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины, - разум (Т. Пйен);
• придаёт человеку храбрость и мужественность: Красное вино - напиток для мальчишек, портвейн - для мужчин; но тот, кто стремится быть героем, должен пить бренди (С. джонсон); Пиво, страха усыпитель И гневной совести смиритель (А. Пушкин); Кто «под мухой», тот чувствует себя всегда слоном (л. Сухору-ков);
• обнаруживает истинную человеческую
сущность: Опьянение показывает ду-
шу человека, как зеркало отражает его тело (Эсхил); В воде ты лишь свое лицо увидишь, В вине узришь и сердце ты чужое (Софокл); Вино - прекрасный реактив: в нём обнаруживается весь человек: кто скот, тот в вине станет совершенной скотиной, а кто человек - тот в вине станет ангелом (В. Соловьёв);
• заставляет человека высказать сокровенные мысли: Пьяному никто не доверит ничего тайного (Зенон); Что у пьяного на языке, то трезвому не придёт и в голову (Л. Сухоруков); Обилие выпитого вина ведёт к болтливости (Мендар); Человек, выпивший лишнее, не хранит тайн и не исполняет обещаний (М. Сервантес);
• заглушает голос совести: Люди знают это свойство вина заглушать голос совести и сознательно употребляют его для этой цели (Л. Толстой);
• создаёт иллюзию познания истины: Нет больнее истины, чем утопленной в вине (Л. Сухоруков); Истина в вине, а мудрость - в закуске (неизвестный автор); Есть вина, в которых даже истины нет (В. Домиль).
3. Употребление алкоголя является символом веселья и радости бытия (всего 19): Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь (Екклесиаст); Нальём! Пускай нас валит хмель! Поверьте, пьяным лечь в постель Верней, чем трезвым лечь в могилу! (П. Ронсар);Вино - есть символ радости и не вина вина в том, что иные топят в нём и радость, и горе (И. Шевелёв); Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрёт! (М. Лютер).
4. Употреблять алкоголь следует в больших дозах (всего 23): Вы ещё не пьяны по-настоящему, если можете лежать, не держась за пол (Д. Мартин); Много пить и не быть пьяным - свойственно и мулу (Аристипп); Я пью не больше, чем губка (Ф. Рабле); Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве (М. Жванецкий); Бух-учёт в россии: бухают без учёта! (А. Иванов).
5. Употреблять алкоголь следует, соблюдая меру (всего 13): Сначала вы требуете выпивку, потом выпивка требует выпивки, потом выпивка требует вас (С. Льюис); Умный пьёт до тех пор, пока ему не станет хорошо, а дурак - до тех пор, пока ему не станет пло-
хо (К. Мелихан); Есть мера в питье (Варрон); Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись (Цицерон); Умерен будь в еде - вот заповедь одна, Вторая заповедь: поменьше пей вина (Авиценна); Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно (Сирах).
б. Алкоголь обладает лечебным эффектом (всего 5): Вино - самый здоровый и гигиеничный из напитков (Л. Пастер); Вино - наш друг, но в нём живет коварство: Пьёшь много - яд, немного пьёшь - лекарство. Не причиняй себе излишеством вреда, Пей в меру - и продлится жизни царство... (Авиценна); Значительная часть моей жизни прошла с русскими. Сначала я училась готовить их блюда, а потом попробовала водку, один из самых здоровых алкогольных напитков (М. Дитрих).
V. Употребление алкоголя наносит непоправимый вред здоровью (всего 29): Мы пьём за здоровье друг друга и портим собственное здоровье (Дж. К. Джером); Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть (Ибн Сина); От вина гибнет красота, вином сокращается молодость (Гораций); Безмерное питие ничего доброго не приносит, но токмо приносит ума нарушение и здоровья повреждение, пожитков лишение и безвременную смерть (И. Посошков); Пить вино так же вредно, как принимать яд (Сенека).
B. Употребление алкоголя носит совместный характер (всего 10): Соображать одному намного труднее, чем сообразить на троих (В. Домиль); Когда третьего не дано, соображать дано на троих (Л. Сухоруков); Пил из чаши терпения на брудершафт (Л. Сухо-руков); и требует материальных средств (всего 5): Никогда не пей на пустой бумажник (Л. Левинсон); Водка - это жидкие деньги и деньги нежидкие (К. Кушнер); Водка только сначала стоит дорого, потом её цена не имеет значения (Неизвестный автор).
9. Состояние алкогольного опьянения является предпочтительнее трезвого (всего 10): Пьяная благодать не приходит на трезвую голову (В. Домиль); Хочешь трезво потом взглянуть на вещи - сначала напейся! (Л. Сухору-ков); Алкоголь - посредник, примиряющий человека с действительностью (Неизвестный
автор); Иному вино помогает трезво взглянуть на вещи (К. Кушнер).
10. Трезвость является единственно допустимой социальной нормой (всего 13): Если воздержание от вина - незначительная жертва, принесите её ради других; если же это большая жертва - принесите её ради себя самого (С. Мэй); Наш разум и наша совесть самым настоятельным образом требуют от нас того, чтобы мы перестали пить вино и угощать им (Л. Толстой); Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой, верной стороны освещает явления жизни (Л. Толстой); Даже мыслям о выпивке необходима, как ничто другое, трезвость (Л. Сухоруков).
11. Поводом употребления алкогольных напитков может являться любое событие (или его отсутствие) (всего 18): Для пьянства есть любые поводы: Поминки, праздник, встреча, Проводы. Крестины, свадьба и развод, Мороз, охота, Новый год, Выздоровленье, новоселье, Успех, награда, новый чин И просто пьянство - без причин (Р. Бёрнс ); Водку следует пить только в двух случаях: когда есть закуска и когда её нет (Л. Стафф).
12. Для русского народа употребление алкоголя имеет особое значение (всего 2): Водка
- это не только наша национальная традиция, это можно сказать наша национальная идея (Неизвестный автор); Водка для русских
- это то же самое, что и психоаналитик для американцев (Неизвестный автор).
13. Употребление алкоголя способствует формированию любовных отношений (всего 11): Ей нравились только непьющие, а она нравилась только пьяным (К. Мелихан); А вот похоть вино и вызывает и отшибает, вызывает желание, но препятствует удовлетворению. Поэтому добрая выпивка, можно сказать, только и делает, что с распутством душой кривит: возбудит и обессилит, разожжёт и погасит, раздразнит и обманет, поднимет, а стоять не даёт (У. Шекспир ).
14. Человек в состоянии алкогольного опьянения подвергается воздействию трансцендентных сил (всего 4):
• пользуется покровительством высших сил: Господь хранит детей, дураков и пьяниц (Французская поговорка); Всякий пьяный шкипер уповает на провидение. Но
провидение иногда направляет суда пьяных шкиперов на скалы (Б. Шоу);
• находится во власти демонического начала: Алкоголизм - систематическое воровство благодати (Р. Алев); Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол - добрая бочка вина (М. лютер).
Лингвокультурологический анализ представленных суждений позволяет выявить противоречивость выявленных моральноэтических установок. Обращают на себя внимание следующие антиномические моральнонравственные установки:
• с одной стороны, злоупотребление алкогольными напитками является опаснейшим социальным злом, нравственным пороком (Пьянство - мать всех пороков. Абу-аль-Фараж), с другой стороны, совместное употребление алкоголя сплачивает социум, выступая органической частью национальных традиций (Свои люди
- сопьёмся! Л. Владимиров);
• с одной стороны, алкоголь наносит непоправимый вред здоровью человека (Луч-ше всего болезни растут на почве пьянства. В. Домиль), с другой стороны, алкогольные напитки обладают лечебным эффектом (Вино - самый здоровый и гигиенический из напитков. Л. Пастер);
• с одной стороны, неумеренное употребление алкоголя лишает пьющего разума, сознания (Вино в человеке - ум в кувшине. Немецкая пословица), с другой стороны, человек в состоянии алкогольного опьянения способен познать срытую от него истину (Иному вино помогает трезво взглянуть на вещи. К. Кушнер);
• с одной стороны, употребление алкоголя является универсальной чертой человеческой культуры (Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым. И. гёте); с другой стороны, для русского народа употребление алкоголя имеет особое значение (Водка - это не только наша национальная традиция, это можно сказать наша национальная идея. Неизвестный автор).
Анализ афоризмов, объективирующих содержание концепта «Питие», позволяет заключить, что, во-первых, негативная морально-нравственная оценка пьянства яв-
ляется универсальной; во-вторых, отношение к проблеме употребления алкоголя является антиномичным; в-третьих, индивидуальноавторские трактовки концепта «Питие» в целом совпадают с аксиологическими оценками концепта, представленными в паремиоло-гическом фонде русского языка, но дополняются новыми трактовками, подчёркивающими, что питие может выступать средством самоидентификации этноса и выражать его национальную идею.
Таким образом, индивидуально-авторская интерпретация концепта «Питие», репрезен-туемого афористическими высказываниями, свидетельствует, с одной стороны, об универсальности его негативной оценки как социального порока, но, с другой стороны, существенно дополняет содержание исследуемого концепта другими разнообразными культурно значимыми смыслами.
Библиографический список
1. Карасик, В.И. Лингвокультурный концепт как единица исследования [Текст] / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2001.
2. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / сост. Л.И. Тимофеев, С. В. Тураев - М. : Просвещение, 1974.
Список источников примеров
1. Афоризмы для умных людей. Не падай духом где попало! : сборник афоризмов [Текст] / сост. Г.Е. Малкин. - М. : Рипол Классик, 2007.
2. Берков, В.П. Большой словарь крылатых слов русского языка [Текст] / В.П. Берков, В.М. Мокиенко, С. Г. Шулежкова. - М. : АСТ : Астрель: Русские словари, 2005.
3. Мнения русских о самих себе: маленькая хрестоматия для взрослых [Текст] / сост. К. Скальков-ский. - М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 2001.
4. О вине и пьянстве: русские пословицы и поговорки [Текст] / сост., предисл., примеч. Г.Ю. Багринов-ского. - М. : «Аграф». - 2001.
5. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах [Текст] / сост.: В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. - М. : Политиздат, 1990.
6. Формула русской души [Текст] / сост. И.И. Комарова - М. : Игра слов, 2006.
7. Чаша мудрости: сборник афоризмов [Текст]. - М. : Детская литература, 1978.
8. Человек. Добродетели и пороки, достоинства и недостатки [Текст] / авт.-сост. В.В. Марасин. - М. : ООО «Издательство АСТ»; Донецк : Сталкер, 2002. .