Научная статья на тему '\ афиша \ 10' январь'

\ афиша \ 10' январь Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ афиша \ 10' январь»

_Q

CD

CO

X

CK

21 января

Санкт-Петербург.

Мариинский театр.

Анна Нетребко в опере «Богема».

Музыка Джакомо Пуччини. Либретто Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики по роману Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы».

Мировая премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года, в ТеаКо Regio,

Турин. Премьера постановки в Мариинском театре прошла 15 марта 2001 года. Действие оперы разворачивается в Париже в 1930-х годах. В произведении изображена жизнь талантливых, но бедных молодых артистов: поэтов, художников, музыкантов, населяющих Латинский квартал. В центре повествования - две любовные линии: поэта Рудольфа и бедной скромной девушки Мими, а также художника Марселя и задорной, но практичной красавицы Мюзетты. Оба союза завершаются разрывом: Мими умирает от чахотки, Мюзетта уходит от любимого к богатому покровителю.

«Богема» - лирическая опера, в основе которой лежит интимная драма. Обнаруживая незаурядную проницательность, композитор меткими штрихами очерчивает характеры действующих лиц.

В опере представлены сочные, колоритные картины повседневной жизни. «Богема» насыщена напевной, волнующей музыкой. Выразительность пения усиливает темпераментная, порывистая оркестровая партия.

Дирижер - Михаил Агрест. Музыкальный руководитель - главный приглашенный дирижер Джанандреа Нозеда. Режиссер-постановщик - Йан Джадж. Художник-постановщик - Тим Гудчайлд. Художник по свету - Найджел Левингс. Главный хормейстер - Андрей Петренко.

В ролях: Мими - Анна Нетребко,

Мюзетта - Карина Чепурнова,

Рудольф - Сергей Семишкур, Марсель -Василий Герелло.

22, 26, 28, 30 января

Лондон. Ковент-Гарден (Theatre Royal).

Опера «Похождения повесы».

Композитор - Игорь Стравинский. Либретто Уистена Одена и Честера Колмена.

Премьера оперы прошла в Венеции в театре «Ла Фениче» в 1951 году. «Похождения повесы» - нравоучительная история о легкомысленном молодом человеке, который промотал внезапно свалившееся на него наследство, разорился и закончил свои дни в сумасшедшем доме. По существу, это опера-притча. Недаром каждый из ее главных героев носит «говорящую» фамилию. У главного персонажа Тома Рейкуэлла она происходит от английского «rake» - «повеса», у его постоянного спутника-искусителя Ника Шедоу - от слова «тень», а у Энн Трулав (влюбленной в Тома) означает «верная любовь».

В финальной сцене среди сумасшедших, воображающих себя персонажами античных мифов, появляются «настоящие» Персефона, Орфей и Эвридика. Партитура Стравинского, выдержанная в духе неоклассицизма, во многом следует оперной традиции XVIII века, прежде всего Моцарта.

Робер Лепаж поставил «Похождения» как ироничный театрализованный бурлеск. Канадский мастер хорошо известен тем, что простые человеческие истории умеет сочетать с хитроумными технологиями современной сцены, отчего постановки становятся более динамичными. Режиссер использует прием переноса действия в совершенно иную эпоху и в другую страну. Его повеса кутит в Америке 1950-х годов, а спектакль повествует о власти телевидения и шальных нефтяных денег.

В главных ролях: Том Рэйкуэлл - Тоби Спенс, Ник Шедоу - Кайл Кетелсен.

26, 29 января

Вена. Венская государственная опера ^епег 81аа1Борег).

Опера «Отелло».

Музыка Джузеппе Верди на либретто Арриго Бойто по одноименной трагедии Уильяма Шекспира.

Ведущая роль в создании либретто оперы принадлежала композитору. По его указаниям Арриго Бойто несколько раз переписывал целые сцены. В итоге шекспировский сюжет подвергся существенным изменениям. Композитор сконцентрировал действие вокруг основного конфликта - столкновения Отелло и Яго, придав ему общечеловеческое звучание, освободив интригу от мелких бытовых подробностей.

Завершив сочинение в ноябре 1886 года, Верди принял непосредственное участие в его постановке. Премьера состоялась 5 февраля 1887 года в «Ла Скала» и вылилась в подлинный триумф итальянского национального искусства. На спектакль съехались представители всех театров мира, политические деятели. Вскоре эта опера была признана наиболее совершенным творением композитора. «Отелло» - музыкальная трагедия, поражающая правдивостью и глубиной воплощения человеческих характеров. Необычайной рельефностью и драматической силой отмечены музыкальные портреты мавра Отелло - героя и воина, страстного любящего супруга, человека доверчивого и одновременно неистового в своей ярости, кроткой и чистой Дездемоны, коварного Яго, попирающего все нравственные законы. Хоровые эпизоды дополняют образы главных персонажей, выражая отношение к ним народа. Оркестр передает эмоциональную атмосферу событий, ее психологические оттенки.

Например, в заключительном, четвертом, акте, где главенствует образ Дездемоны, трагическую атмосферу обреченности создает скорбное оркестровое вступле-

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 1 (93) 2010

\АФИША\

102

Линия жизни

В переломный момент истории Павел Жихарев не только сумел уберечь Сбербанк от развала, но и превратил его в полноценное кредитное учреждение

106

благотворительность

Свято-Покровский женский монастырь хранит одну из тайн отечественной истории

108

проза жизни

Рождественская ночь в Вифлееме

111

БЛАготворитЕЛ ьность

Сотрудники «ВолгоУралНИПИгаз» на свои средства реставрируют памятники истории и культуры

112

поздравляем

именинников

ние с солирующим английским рожком.

Это настроение усиливается в простой, народной по характеру арии Дездемоны с повторяющимися тоскливыми восклицаниями. Широкий диапазон чувств отражает звучащее при появлении Отелло краткое оркестровое интермеццо, которое завершается страстной темой любви. Диалог Отелло и Дездемоны, построенный на кратких, нервных репликах, сопровождается тревожной пульсирующей музыкой. В конце оперы, подчеркивая драматизм развязки, оркестр вновь исполняет мелодию любви.

Дирижер - Адам Фишер. В главных партиях: Александр Антоненко, Красимира Стоянова.

29 января

Москва. Большой театр.

Балет «Класс-концерт».

Хореография Асафа Мессерера. Музыкальная композиция Александра Цейтлина. Балетмейстер-постановщик -Михаил Мессерер. Художник-постановщик - Игорь Чапурин. Дирижер-постановщик - Павел Клиничев. Художник по свету - Дамир Исмагилов.

К участию в спектакле заявлены:

Мария Александрова, Мария Аллаш,

Анна Антоничева, Светлана Захарова, Марианна Рыжкина, Екатерина Шипулина, Анастасия Яценко, Екатерина Крысанова, Денис Матвиенко, Владимир Непорожний, Александр Волчков, Андрей Меркурьев, Руслан Скворцов и др.

Премьера спектакля (тогда он назывался «Балетная школа») с грандиозным успехом состоялась во время гастролей балетной труппы Большого театра в США на сцене Метрополитен-Опера в 1962 году. Премьера на сцене Большого прошла в 1963 году, балет возобновлен в 2007-м. Американская критика писала: «Публику приводят в восторг чисто техническая сторона балета и потрясающие русские исполнители, танцующие на пределе возможностей.

Этот балет, как документальный фильм, дает возможность изучить все особенности стиля. Артисты Большого демонстрируют высоко поднятые ноги, арабески, устремленные в потолок, спины прямые, словно аршин проглочен, при выполнении туров и гибкие при выполнении прыжков.

.. .По мере того как этот балет превращается в захватывающее зрелище, одобрение публики, выражавшееся в отдельных взрывах аплодисментов, переходит к тому стихийному реву восторга, которым обычно приветствуют удачное приземление или удачный удар по мячу в футболе.»

30 января

Милан. «Ла Скала»

(Teatro alla Scala).

Премьера оперы «Дон Жуан».

Музыка Вольфганга Моцарта на либретто Лоренцо да Понте.

В основе - известная история о развратном дворянине Дон-Жуане, которого в финале настигает гибель от руки ожившей статуи Командора. Последний при жизни вступился за честь своей дочери Донны Анны, но был убит безжалостным развратником.

Образ Дон Жуана впервые появляется в пьесе Тирсо де Молина «Севильский обольститель, или Каменный гость». Однако основой для «Дон Жуана» послужила одноименная опера Джованни Гаццаниги на либретто Джованни Бертати, поставленная в Венеции 5 февраля 1787 года, и пьеса «Мщение из гроба» Антонио де Саморы (конец XVII века).

Мировая премьера оперы Моцарта прошла с огромным успехом в Праге 29 октября 1787 года.

Петр Чайковский в своей статье 1873 года так охарактеризовал это произведение: «.ни один композитор, кроме него, не создавал еще таких до конца выдержанных, глубоко и правдиво задуманных музыкальных типов, как Дон-Жуан, Донна Анна, Лепорелло (слуга и наперсник

Дон-Жуана - ред.), Церлина (юная крестьянка-невеста, на чью честь посягает развратник - ред.). В ансамблях, в сценах, где развивается драматическое движение пьесы, он дал недосягаемые образцы музыкального творчества.

В особенности полны глубокого трагизма сцены, где является Донна Анна, эта гордая, страстная, мстительная испанка. Раздирающие крики и стоны ее над трупом убитого отца, ее ужас и жажда отмщения в сцене, где она встречается с виновником своего несчастия, - все это передано Моцартом с такой захватывающей силой, что под стать ему по глубине производимого впечатления разве только лучшие сцены Шекспира. Наконец, сколько блеска, чувственной красоты, увлекательной веселости в партии самого Дон-Жуана!

.В числе наиболее выдающихся мест оперы. знаменитая сцена появления статуи Командора, где так изумительно переданы грозные речи привидения, борьба скептического Дон-Жуана с ужасом, возбуждаемым неожиданным гостем.

Если есть опера, которую можно назвать первой между всеми, то, не обинуясь, я отдал бы это место «Дон-Жуану». Независимо от большего или меньшего соблюдения музыкально-драматической правды, не касаясь иных анахронизмов (например, менуэт на испанском народном празднике) и некоторых других промахов. в «Дон-Жуане» столько красоты, столько богатейшего музыкального материала, что его хватило бы на дюжину наших современных опер, авторы коих, гоняясь за реализмом, правдивостью, верностью декламации, забывают. что первейшее условие всякого художественного произведения - красота».

В роли Дон Жуана - Эрвин Шротт.

При написании использованы данные,

предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.

23

X

□□

СГ

\АФИША \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 1 (93) 2010

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.