ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Сченснович В.Н., научный сотрудник (ИНИОН РАН) АФГАНСКИЙ КРИЗИС И УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА (Обзор)
Аннотация. В обзоре рассматривается ситуация в Афганистане в контексте развивающегося там острого регионального кризиса с активным вовлечением в него внешних сил. Анализируются также проблемы безопасности Центрально-Азиатского региона.
Ключевые слова: Центральная Азия (ЦА); Афганистан; НАТО; ОДКБ; КСОР; безопасность; кризис; исламистский радикализм; терроризм; борьба с наркопреступностью.
Введение
Авторы статей рассматривают не разрешенный до сих пор «афганский кризис», выявляют применительно к безопасности Центральной Азии (ЦА) исходящие из Афганистана угрозы, риски и вызовы с упором на их религиозную составляющую. Исследователи уделяют внимание проблеме распространения наркотиков с территории Афганистана по всему миру. В статьях обозначена определяющая роль ОДКБ в обеспечении безопасности на территории ЦА, проанализированы основные мероприятия, направленные на стабилизацию ситуации в регионе. Авторы обращаются также к проблеме исламизации Центрально-Азиатского региона.
МалышеваД.Б. Афганский кризис и постсоветская Центральная Азия // Мировая экономика и международные отношения. М., 2017. Т. 61. № 8. С. 14-23.
Доктор политических наук Д.Б. Малышева (ИМЭМО РАН) анализирует обстановку в Афганистане в контексте развивающегося там острого регионального кризиса с активным вовлечением в него внешних сил. Автор рассматривает новые подходы России к проблеме афганского урегулирования, оценивает ее инициативы по поддержанию безопасности в Афганистане и ЦА, снижению напряженности во всем Азиатском регионе. Предпринята попытка определить условия, при которых может стать результативной кооперация РФ с Китаем, центральноазиатскими государствами, партнерами по ОДКБ и ШОС.
По мере того как американо-натовское военное присутствие в Афганистане в последние годы постепенно сворачивалось, а мировые лидеры и СМИ концентрировали свое внимание на иных международных событиях, страны постсоветской ЦА вместе с ее неспокойным афганским соседством остались где-то на периферии мировых интересов. А между тем, отмечает автор статьи, интенсивность вооруженного противостояния в Афганистане не снизилась, и сам этот международный кризис, сохраняя свой взрывоопасный потенциал, может создавать серьезные проблемы в сфере безопасности постсоветским центральноазиатским государствам, имеющим для России немалую ценность по причине взаимной заинтересованности в развитии экономических, военных, политических, культурных и иных связей.
Афганистан остается расколотым по линии этнических, племенных и религиозных противостояний. Под вопросом жизнеспособность государства, экономика которого разрушена войной, находится в упадке и полностью зависит от иностранных вливаний. Патронируемым США кабульским властям с трудом удается справляться со сложнейшими проблемами по стабилизации обстановки и обеспечению мирного строительства; для местных силовых структур непосильной оказывается задача наведения порядка в стране, раздираемой борьбой между различными политическими силами. Талибы, которые не теряют надежды одержать победу над правительственными войсками и вернуть себе власть в стране, остаются здесь ведущей оппозиционной силой, отвоевывающей все новые пространства. Неблагоприятный фон процессу мирной реконструкции Афганистана и усилиям, предпринимаемым в этом
направлении международными спонсорами, создает рост числа жертв конфликта. Тревогу вызывает и ситуация с наркопроизводством и наркотрафиком. На начало 2017 г. Афганистан продолжал оставаться крупнейшим в мире поставщиком героина. Согласно обзору Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (ЦКОБС ), в стране выросли площади, занятые под выращивание опиумного мака. Эксперты ООН связывают такую ситуацию с увеличением территории, контролируемой движением «Талибан», для которого наркоторговля является одним из важнейших источников дохода.
Не привели пока к эффективным результатам и попытки нормализовать афганский кризис политическими средствами - с участием вовлеченных в конфликт (США) либо заинтересованных сторон (Пакистан, Китай). Основанием для наращивания в Афганистане иностранной военной силы может стать активизация здесь исламистских радикалов, использующих методы репрессий и террора для продвижения идеи «нового халифата». Пока ИГ, замечает Д. Малышева, из-за своего негативного имиджа в Афганистане и соседних странах ЦА предпочитает держаться в тени. Кроме того, исторически сложившиеся объединения, давно внедренные в местную «почву», составляют конкуренцию «пришлым», каковыми считаются в Афганистане имеющие ближневосточные корни «Аль-Каида» и ИГ.
Хотя угроза со стороны ИГ часто преувеличивается, есть всё же основание, считает исследователь, рассматривать ее как имеющую перспективу. Действительно, поскольку ИГ не признает этнической или национальной принадлежности, государственных границ, объявляя себя транснациональной организацией, возможности этой структуры по привлечению в свои ряды представителей различных этнических групп шире, чем у «Талибана», являющегося в основном моноэтническим пуштунским движением. Способствовать распространению влияния ИГ в Афганистане и странах ЦА могут и внешние силы с целью продвижения своих геополитических интересов. В их числе - ряд крупных региональных держав Ближнего Востока, бывших долгое время спонсорами религиозно-экстремистских движений Афганистана.
Появление в Афганистане носителей идеи построения «нового халифата», связанных со своими ближневосточными единомышленниками, транснациональным терроризмом и наркокартелями, подчеркивает автор, повышает потенциал угроз как для самого Афганистана, так и для светских режимов ЦА. Непредсказуемость
развития событий в Афганистане, возможность возобновления там крупномасштабного вооруженного противостояния с вовлечением в него третьих сторон - предмет тревог центральноазиатских государств. Их народам, связанным с Афганистаном многовековой историей, этнорелигиозными традициями, культурой, вовсе не безразлично, удастся ли вернуть Афганистан в русло мирной жизни, какую позицию займет в отношении своих южных соседей претендующая на власть в этой стране главная оппозиционная политическая сила - движение «Талибан», получится ли у боевиков транснациональных террористических объединений (в особенности «Аль-Каиды» и ИГ) расширить сферу своего влияния в Афганистане, взорвать ЦА.
Систему безопасности в ЦА, отмечает исследователь, отличает сложный многоуровневый характер. Региональный срез безопасности обеспечивается такими организациями, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Элементы глобального уровня безопасности связаны с членством государств региона в ООН и ОБСЕ, а также со взаимодействием с НАТО и участием в некоторых программах этой организации. В краткосрочной перспективе центральноазиатские государства не станут представлять непосредственного интереса ни для талибов, ни для тех или иных отрядов радикального исламизма (ИГ и другие). Однако в случае расширения влияния этих сил в районах, примыкающих к границам государств ЦА, не исключено возникновение напряженности. В итоге, по наблюдению автора, возможные будущие риски для постсоветского Центрально-Азиатского региона сводятся к нескольким позициям.
Во-первых, к вероятности возобновления в Афганистане крупномасштабной гражданской войны и распространения боевых действий на территорию соседних государств ЦА. Причем основная угроза будет исходить от состоящих по большей части из иностранцев (этнических узбеков, таджиков, уйгуров, чеченцев и др.) экстремистских организаций («Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Восточного Туркестана» и др.), базирующихся в Афганистане, но не оставляющих надежду вернуться в родные места с целью замены там (в том числе насильственным путем или при поддержке внешних спонсоров) светского правления на исламское. Не исключены их объединение с местными («спящими») религиозно-политическими ячейками и инициирование межэтнических столкновений.
Во-вторых, риски рождают вытеснение религиозных радикалов, а также и талибов - вследствие проводимых против них военных операций в зоне афгано-пакистанского кризиса - на север Афганистана, что делает уязвимыми таджикско-афганскую и туркменско-афганскую границы и оставляет в зоне особого риска центральноазиатские республики. Вместе с тем в отличие от Туркменистана с его официально признанным нейтральным статусом, исключающим вхождение в любые военные структуры, и Узбекистана, приостановившего в 2012 г. свое членство в ОДКБ, три другие центральноазиатские республики (Таджикистан, Киргиз-стан и Казахстан) могут рассчитывать в качестве членов ОДКБ на военную помощь России.
В-третьих, возможности реализовать в Афганистане исламистский проект, следствием чего могут стать радикализация центральноазиатской уммы, усиление там активности движений, часто связанных с организациями транснационального терроризма и наркокартелями. К этому перечню опасных проблем можно добавить и наркомафию, питающую религиозный экстремизм и становящуюся вместе с ним элементом дестабилизации центральноазиатских государств.
Для России Центрально-Азиатский регион останется в среднесрочной и долгосрочной перспективе стратегическим буфером против внешних угроз, и ее роль в поддержании безопасности в ЦА будет иметь тенденцию к возрастанию ввиду необходимости противодействовать наркотрафику в сочетании с противостоянием угрозе роста исламистского радикализма. ЦА представляет для России ценность и как коммуникационный узел, и как топливно-энергетический центр. Опосредованно на отношениях России со странами региона будет сказываться динамика ее взаимодействия с Китаем, а также с США и их союзниками. Необходимо участие России в обеспечении безопасности региона в рамках организаций ШОС и ОДКБ. Имеются и императивы повысить эффективность Евразийского экономического союза (ЕАЭС), участниками которого, наряду с Казахстаном и Кыргызстаном, являются Армения, Беларусь и РФ. Россия пытается формировать стратегию, нацеленную на урегулирование афганского кризиса и достижение безопасности во всем Центрально-Азиатском регионе. Применительно к афганской ситуации речь может идти о возвращении там России не столько военного, сколько дипломатического и политического влияния, подчеркивает Д. Малышева.
Дегтярев А. С. Усиление «афганской угрозы» в Центральной Азии: Новый вызов перед ОДКБ // Фундаментальные и прикладные исследования: Гипотезы, проблемы, результаты. Сб. материалов II Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2017. С. 29-35.
Автор рассматривает проблему усиления «афганской угрозы», которая заключается в увеличении на территории Афганистана числа сторонников «Исламского государства». В статье также уделено внимание проблеме распространения наркотиков с территории Афганистана по всему миру. Обозначена определяющая роль ОДКБ в обеспечении безопасности на территории ЦА, рассмотрены основные мероприятия, направленные на стабилизацию ситуации в регионе.
Ситуация в Афганистане вызывает серьезные опасения у Минобороны РФ, так как в стране растет число формирований ИГ. Некоторые отряды «Талибана», как афганского, так и пакистанского, заявили о своем согласии с провозглашенной ИГ идеей построения халифата. В провинциях Афганистана происходит вербовка бойцов.
Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ) является гарантом обеспечения военно-политической стабильности и безопасности на территории постсоветского пространства. Для защиты ОДКБ от всех видов военных и террористических угроз были созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Их задача - отражение вооруженных атак против членов Организации.
В 2015 г. в МГИМО прошел ситуационный анализ «Сценарии и перспективы эволюции ситуации в Афганистане и постсоветской Центральной Азии после 2015 года». Тогда оценка ситуации в Афганистане и угроз для соседних государств региона не вызвала серьезных споров. Появилось предположение, что ИГ может стать центром объединения противников государственного режима, который характеризуется определенным дуализмом -расколом в правительстве на сторонников президента Гани, который является пуштуном, а также приверженцев премьер-министра Абдуллы (представителя таджиков). Примечательно, что в ряды ИГ часто вступают непуштуны, т.е. противники «Талибана». Новой тенденцией можно считать стремление ИГ обосноваться в северных районах Афганистана, на границе с Туркменистаном. Отмечается усиление пропаганды экстремистских организаций ЦА.
Другой существенной проблемой может стать превращение Афганистана в территорию базирования и подготовки боевиков, цель которых - дестабилизация ситуации внутри РФ.
2 ноября 2016 г. в Астане состоялось заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств -членов ОДКБ. Участники выделили важную проблему -наркопроизводство в Афганистане. Было отмечено, что серьезную угрозу представляет собой рост производства и распространения синтетических и психотропных препаратов, значительная часть которых поступает из Юго-Восточной Азии. Участники договорились продолжить практику проведения международных антинаркотических операций в рамках Региональной антинаркотической операции «Канал» на основных направлениях наркотрафика и на объектах, имеющих отношение к производству и транзиту наркотиков. С 29 мая по 2 июня 2017 г. органами внутренних дел и антинаркотическими органами государств - членов ОДКБ была проведена операция «Канал-Западный заслон». Операция была направлена на перекрытие каналов контрабанды афганских опиатов в акваториях Балтийского, Каспийского и Черного морей.
С 2017 г. РФ начинает усиливать свои военные базы в Таджикистане и Киргизии новым вооружением для предотвращения переноса террористической активности из Афганистана в Центрально-Азиатский регион. В ноябре 2017 г. в Таджикистане около границы с Афганистаном прошли учения Коллективных сил ОДКБ, посвященные отработке совместных действий по ликвидации незаконных вооруженных формирований в горах.
Таким образом, заключает А. Дегтярев, «афганскую проблему» можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, это наркотрафик не только в РФ и страны ОДКБ, но и в другие точки мира. Независимо друг от друга с этой проблемой борются и НАТО, и ОДКБ. И уже можно говорить о положительных сдвигах. Во-вторых, беспокоящее всё мировое сообщество увеличение численности боевиков на территории Афганистана. Под угрозой находятся страны ЦА, но учения 2017 г. показали, что КСОР готовы своевременно отреагировать.
Аманбекова Ш. Влияние афганского кризиса на процесс ис-ламизации Центральной Азии // Постсоветские исследования. М., 2018. Т. 1. № 3. С. 318-329.
Центрально-Азиатский регион, отмечает автор статьи, является сегодня одним из наиболее «взрывоопасных». Различные организации радикального исламского и псевдорелигиозного толка рассчитывают закрепить здесь свои позиции. Одним из основных источников угроз безопасности Центрально-Азиатского региона СНГ с начала 90-х годов ХХ в. остается неурегулированность афганской проблемы. Восстановление мира и стабильности в Афганистане - одна из актуальных международных и региональных проблем, прежде всего, для государств ЦА, напрямую сталкивающихся с негативными последствиями многолетней войны в этой стране. Конфликт в Афганистане породил угрозы и вызовы стабильности и безопасности стран ЦА, переживающих сложный этап становления и укрепления своей государственности, такие как религиозный экстремизм, этническая нетерпимость, терроризм, наркобизнес и контрабанда оружия. Кроме того, возможность переноса конфликтной ситуации из Афганистана в страны СНГ отнюдь не является гипотетичной, потому что по обе стороны границ проживают представители одних и тех же этносов, веками связанных друг с другом узами историко-культурной общности, а подчас и родства.
Среди угроз наибольшую опасность для светских режимов ЦА представляет религиозный экстремизм, подчеркивает автор. Сегодня проблема исламизации ЦА приняла угрожающие масштабы, во многом это связано с обстановкой на Ближнем и Среднем Востоке. На постсоветском пространстве, как в силу объективных культурно-исторических причин, так и в силу субъективных -ценностных и политических предпочтений и установок ключевых региональных акторов, - наиболее активно процессы исламизации развиваются в странах ЦА.
После развала СССР в декабре 1991 г. в ЦА параллельно с избранной изначально государствами этого региона светской парадигмой набирала силу другая тенденция - радикализация ислама, проявившаяся в появлении (часто действующих нелегально) исламистских организаций и движений. Радикальный ислам в ЦА давно превратился в угрозу не менее значимую, чем на Ближнем Востоке или в Африке. Влияние радикального ислама ощущается в ЦА особенно остро по сравнению с другими регионами пост-
советского пространства благодаря границе с Афганистаном, который, хотя и в разной степени, оказывает дестабилизирующее воздействие на ситуацию практически во всех пяти центрально-азиатских государствах: Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане. Следует иметь в виду, замечает автор, что традиции ислама и противодействие светскому правлению имеют здесь давнюю историю, а позиции радикального исламизма в регионе оказались достаточно прочными.
Долгое время ислам был доминирующей религией в ЦА. И приблизительно три четверти ХХ столетия ислам и религия в целом были вне закона в ЦА, так как регион был частью Советского Союза, существовал запрет на свободное вероисповедание, постепенно снижалась общая религиозная просвещенность населения, что привело к упадку традиционного для этого региона ислама ханафитского толка. В 1980-х годах, когда шла война в соседнем Афганистане, в регион начали проникать идеи радикального ислама. Разрозненное религиозное население стран ЦА активно подхватило как националистические, так и религиозно-экстремистские идеи. В начале 1990-х годов, с развалом СССР, роль радикального ислама увеличилась, так же как и свобода действий радикалов. Радикальный ислам в странах ЦА давал о себе знать неоднократно и проявлялся в различных формах. Исследователь обозначает связанные с этим процессом наиболее яркие события:
1. Гражданская война в Таджикистане (1992-1997).
2. Баткенские события в Кыргызстане (1999-2000).
3. Андижанские события в Узбекистане в мае 2005 г.
Предпосылки становления региона как важнейшего центра
в мировой исламистской стратегии и создания благодатной почвы для масштабной экспансии различных исламистских взглядов среди населения существовали и раньше. К примеру, регион исторически являлся связующим звеном между центрами исламской цивилизации Ближнего Востока и мусульманским населением России, Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая; узбекские города Самарканд, Бухара, крупные города Ферганской долины - Коканд, Наманган, Фергана, Андижан и Ош, а также южные города Казахстана - Шымкент, Туркестан, Тараз - были в свое время духовными центрами мусульманской культуры в ЦА. Они издавна славились как крупные и независимые от официальных властей теологические центры. И неслучайно многие радикальные силы ставят целью создание на территории ЦА исламского госу-
дарства, с ядром в Ферганской долине, которое, по замыслу, должно стать частью так называемого «Всемирного исламского халифата».
Совокупность определенных исторических, геополитических, культурных и экономических факторов во многом объясняет подверженность и уязвимость государств ЦА перед угрозой религиозного экстремизма. Угрозы безопасности региону ЦА со стороны радикального исламизма на афганском и ближневосточном направлениях усиливаются рядом негативных внутренних вызовов, по мысли автора, заставляющих отнести большинство стран региона к «хрупким» государствам. «Хрупкость» создает потенциал крушения и образования «несостоявшихся государств», не контролирующих собственную территорию. Именно такие государства являются идеальной питательной средой для укоренения радикальных террористических группировок, типа ИГ. Значимым фактором, способствующим «хрупкости государств» и росту угрозы со стороны радикального исламизма, является высокая коррупция в регионе. Коррупция, во-первых, тесно связана с организованной преступностью. Особенно с наркоторговлей, из которой могут финансироваться террористические группировки. Во-вторых, она резко снижает эффективность деятельности государственных институтов, в том числе и в борьбе с угрозой со стороны радикального ислама. В-третьих, высокая коррупция и связанное с ней социальное неравенство являются одними из главных пропагандистских аргументов против существующих светских режимов, используемых радикальными исламистами.
Влияние радикального ислама ощущается в ЦА особенно остро по сравнению с другими регионами постсоветского пространства благодаря границе с Афганистаном, который, хотя и в разной степени, оказывает дестабилизирующее воздействие на ситуацию во всех центральноазиатских государствах: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Но радикальный исламизм в регионе распространен неравномерно. В большей степени его идеям подвержены Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан, в меньшей - Казахстан и Туркменистан, хотя подъем исламистских настроений имеет место и в последних двух странах.
Необходимо осознать, подчеркивает исследователь, что религиозно мотивированные экстремизм и терроризм в настоящее время представляют одну из самых значительных угроз стабильности ЦА. Его формы и методы совершенствуются. Он втягивает в свою орбиту молодежь. Радикальные исламистские течения
сращиваются с наркобизнесом, организованной преступностью, торговлей людьми. В регионе присутствует недовольство правящими режимами, что подпитывает имеющиеся формы протеста (в том числе и радикально-исламистской направленности). Автору представляется, что во многом ситуация с распространением исламского радикализма достигла сегодняшних масштабов как раз вследствие недееспособности исламского руководства в странах ЦА. Необходимо решать политические, социальные, экономические проблемы, имеющиеся в регионе. Круг актуальнейших для региона проблем давно очерчен: коррупция, отсутствие социальной справедливости, огромные размеры безработицы среди молодежи, отсутствие «социальных лифтов», слабое развитие демократических институтов и т.п. Решение обозначенных проблем, по мысли Ш. Аманбековой, является самой эффективной формой борьбы с религиозно мотивированными экстремизмом и терроризмом.
Заключение
Уровень конфликтности в Афганистане, отмечают исследователи, довольно высок, и это вызывает озабоченность всех прилегающих к нему государств. В случае обострения конфликта дестабилизация грозит не только постсоветским центральноазиатским государствам, но и Китаю, Индии, Ирану. Россия как стратегический союзник государств ЦА также может быть вовлечена в процесс дестабилизации, которая грозит срывом запущенному с 2015 г. проекту евразийской экономической интеграции в рамках ЕАЭС. В условиях угасания однополярного мира и все более уверенного становления полицентричного миропорядка страны ЦА и Южной Азии могут воспользоваться предоставившимся им шансом - стать без посредничества нерегиональных держав объединяющим центром Азии. В этом контексте, по убеждению авторов, логичным представляется формирование с участием ОДКБ и ШОС кооперативной системы безопасности, которая позволит России, Китаю, центральноазиатским государствам и их союзникам в Азии эффективно решать вопросы будущего Афганистана и другие проблемы безопасности в Азии. Необходимо также совершенствовать меры, способы и формы противодействия радикальным исламистским течениям в ЦА, представляющим серьезную угрозу безопасности.
Статья написана специально для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»