Научная статья на тему 'Аффиксация как способ словообразования в современном английском языке на материале дополнений к Большому Оксфордскому словарю'

Аффиксация как способ словообразования в современном английском языке на материале дополнений к Большому Оксфордскому словарю Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2652
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФФИКСАЦИЯ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / СУФФИКС / ПРЕФИКС / СЛОВО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / БОЛЬШОЙ ОКСФОРДСКИЙ СЛОВАРЬ / AFFIXATION / PRODUCTIVITY / SUFFIX / PREFIX / MODEL OF WORD-FORMATION / OXFORD ENGLISH DICTIONARY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подоляк Жанна Иосифовна, Костромина Полина Сергеевна

Статья посвящена проблемам аффиксального способа словообразования в современном английском языке. Рассматриваются продуктивные модели, продуктивные аффиксы на период с 2012 по 2014 год на материале дополнений к Большому Оксфордскому словарю, а также использование полученных данных при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Подоляк Жанна Иосифовна, Костромина Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFFIXATION AS A WAY OF WORD-FORMATION IN MODERN ENGLISH BASED ON THE DATA OF THE OXFORD ENGLISH DICTIONARY UPDATES

The article is devoted to the problems of affixation in Modern English. The article reviews productive models of affixation, productive affixes according to the OED online updates from 2012 till 2014, and using the data received in the educational process.

Текст научной работы на тему «Аффиксация как способ словообразования в современном английском языке на материале дополнений к Большому Оксфордскому словарю»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

АФФИКСАЦИЯ КАК СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА МАТЕРИАЛЕ ДОПОЛНЕНИЙ К БОЛЬШОМУ ОКСФОРДСКОМУ СЛОВАРЮ

Подоляк Жанна Иосифовна

канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет»,

160000, РФ, г. Вологда, ул. Ленина 15 E-mail: _ podol-vak@hotmail.com

Костромина Полина Сергеевна

бакалавр педагогического образования, факультет иностранных языков, культуры и искусств, ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет»,

160000, РФ, г. Вологда, ул. Ленина 15 E-mail: _ p. kostrom ina@mail. ru

AFFIXATION AS A WAY OF WORD-FORMATION IN MODERN ENGLISH BASED ON THE DATA OF THE OXFORD ENGLISH DICTIONARY UPDATES

Zhanna Podolyak

candidate of Philologv, Associate Professor, Chair of English, Vologda State University,

160000, Russia, Vologda, Lenina Street, 15

Polina Kostromina

bachelor of Education,

Faculty ofForeign Languages, Culture and Arts, Vologda State University

160000, Russia, Vologda, Lenina Street, 15

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам аффиксального способа словообразования в современном английском языке. Рассматриваются продуктивные модели,

Подоляк Ж.И., Костромина П.С. Аффиксация как способ словообразования в современном английском языке на материале дополнений к Большому Оксфордскому словарю // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2015. № 8 (21) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2566

продуктивные аффиксы на период с 2012 по 2014 год на материале дополнений к Большому Оксфордскому словарю, а также использование полученных данных при изучении иностранного языка.

ABSTRACT

The article is devoted to the problems of affixation in Modem English. The article reviews productive models of affixation, productive affixes according to the OED online updates from 2012 till 2014, and using the data received in the educational process.

Ключевые слова: аффиксация, продуктивность, суффикс, префикс, словообразовательная модель, Большой Оксфордский словарь.

Keywords: affixation, productivity, suffix, prefix, model of word-formation, Oxford English Dictionary.

Язык является отражением жизни человека. Современное общество находится в постоянном развитии: стремительный прогресс науки и техники, открытия в области медицины. Важным отличием двадцать первого века является плотное укоренение сети Интернет. Все происходящие изменения фиксируются в языке, словарный состав которого ежедневно пополняется новыми лексическими единицами. Ежегодно словарный состав английского языка пополняется в среднем на 800 лексических единиц [2]. Одним из наиболее авторитетных и достоверных источников является Большой Оксфордский словарь. Ежегодно в режиме онлайн на сайте публикуются дополнения, содержащие в себе новые лексические единицы. Словообразование является одним из способов пополнения словарного состава английского языка. Аффиксация определяется лингвистами как один из наиболее продуктивных способов формирования новых лексических единиц путем прибавления словообразовательных аффиксов к различным основам. Следует также обозначить понятие продуктивности, которое определяется

термином «словообразовательная активность», что подразумевает способность словообразовательных средств образовывать новые лексические единицы.

Материалом исследования послужили 383 лексические единицы, образованные аффиксальным способом и отобранные из онлайн-дополнений к Большому Оксфордскому словарю за период с 2012 по 2014 год и опубликованные на главном сайте словаря [6]. Несмотря на то, что аффиксация исследовалась и исследуется многими лингвистами, в силу продуктивности этого способа словообразования, аффиксальный способ подлежит дальнейшему изучению. Данные аффиксальные единицы являются малоизученными, так как были зафиксированы составителями словаря сравнительно недавно, что обуславливает актуальность работы. Целью работы стал многоаспектный анализ зафиксированных аффиксальных лексических единиц.

В результате проведенного анализа было выявлено, что среди 1420 лексических единиц, опубликованных в дополнениях к Оксфордскому словарю, при помощи аффиксации было образовано 383 лексические единицы, из них 133 лексические единицы путем префиксации и 250 — путем суффиксации [6]. Следует заметить, что в данном исследовании не учитывались случаи использования компонентов типа aqua-, auto-, так как, вслед за такими исследователями, как А.И. Смирницкий [4], Е.С. Кубрякова [3] и И.В. Арнольд [1], единицы такого типа рассматривались как полуаффиксы, поскольку они несут в себе смысловую нагрузку и часто могут выступать как самостоятельные единицы.

Так, в 2012 году среди 392 новых лексических единиц было зафиксировано 69 лексических единиц, образованных при использовании суффиксации, и 6 лексических единиц, образованных при помощи префиксации [6].

Наиболее продуктивным за 2012 год стал суффикс -y, участвующий для образования имен прилагательных, — 7 лексических единиц, например, ЛЕ aggregatory [6].

В 2013 году было зафиксировано 66 лексических единиц, образованных путем суффиксации, и 18 префиксальных неологизмов. Всего в дополнениях было зафиксировано 424 лексические единицы [6].

В 2013 году суффиксом с наибольшей продуктивностью стали суффикс прилагательных -ic (9 имен прилагательных) и суффикс -ing существительных (5 имен существительных), например, utopic < utopia, discoupling < to discouple [6].

В 2014 году в дополнения к Большому Оксфордскому словарю вошли 604 лексические единицы, из которых путем суффиксации было образовано 110 новых лексических единиц и путем префиксации 115 лексических единиц [6].

Наиболее продуктивным в 2014 году стали суффиксы -ed — 20 лексических единиц (например, resented) и суффикс -ing, участвующий в образовании имен существительных (например, firsting) [6].

За период с 2012 по 2014 год наиболее продуктивным стал префикс un-, при помощи которого было образовано 106 лексических единиц (например, unrefueled < refueled, unrefunded < refunded) [6].

В рамках данного исследования также были выявлены наиболее продуктивные аффиксальные словообразовательные модели.

За классификационный признак принималось количество образованных лексических единиц, а под продуктивными моделями подразумевались словообразовательные модели с наибольшим количеством образованных новых аффиксальных единиц. Как показал проведенный анализ, за период с 2012 по 2014 год моделью с наибольшей продуктивностью стала модель V + -ed = Adj [6]. По образцу этой словообразовательной модели было образовано 26 лексических единиц [6] (например, discomforted — to discomfort + -ed, demodulated — to demodulate + -ed).

В ходе данного исследования исследовалась также совместимость морфем, а именно аффиксов и корней и/или иных аффиксов, согласно этимологическому критерию. Согласно полученным данным, группа слов «корень иноязычного

происхождения + заимствованный суффикс» [5] стала наиболее обширной — 109 лексических единиц [6] (например, scientificality, creolist).

Однако не менее продуктивной оказалась модель взаимодействия исконно английского суффикса и корня иноязычного происхождения [5] —

90 лексических единиц [6] (например, walled, sciency).

Также были зафиксированы группы взаимодействия исконно английских суффиксов и исконно английских корней [5] (например, blueward [6]) и группа «исконно английский корень + заимствованный суффикс» [5] (например, kennedyesque [6]).

Среди префиксальных неологизмов в силу того, что наиболее продуктивным префиксом стал префикс исконно английского происхождения un-, наиболее обширной стала группа взаимодействия исконно английского префикса и корня иноязычного происхождения [5] — 75 лексических

единиц [6] (например, unprotectable; встречались и иные исконные префиксы, например, under-: undercapitalization).

За период с 2012 по 2014 год, основываясь на данных, полученных путем анализа онлайн-дополнений к Большому Оксфордскому словарю, было установлено, что из 250 суффиксальных единиц 130 лексических единиц было образовано при использовании исконно английских суффиксов, а наиболее продуктивным стал суффикс -ed — 26 лексических единиц (например, afforced) [6].

Основываясь на данных, полученных в ходе исследования, можно сделать вывод, что взаимодействие морфем различной этимологии в словообразовательном акте на современном этапе развития английского языка происходит достаточно свободно, что свидетельствует о высокой степени ассимиляции большинства аффиксальных и корневых морфем, участвующих в процессе аффиксации.

Проанализировав полученные аффиксальные лексические единицы, мы обнаружили, что их можно условно разделить на следующие сферы употребления:

1. Сфера науки и медицины стала наиболее многочисленной группой (например, allinase, archistriatal [6]).

2. Сфера употребления «бизнес и деловое общение» (например, skiving, designee) [6].

3. Интернет-сфера является интересной для рассмотрения. Данная группа лексики включает в себя слова, связанные с интернет-пространством, онлайн-играми (например, firsting, Demogorgonian) [6].

Также были зафиксированы лексические единицы, которые относятся к таким сферам, как юриспруденция, искусство и печать, здоровый образ жизни, жаргонизмы и табуированная лексика.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что аффиксация является продуктивным способом пополнения словарного состава английского языка на современном этапе его развития. Говоря о частных случаях аффиксального способа словообразования, а именно о суффиксации и префиксации, основываясь на данных, можно сделать вывод, что оба этих способа являются продуктивными.

Онлайн-дополнения к Большому Оксфордскому словарю представляют собой ценный ресурс для любого исследователя языка, в том числе и для начинающего. Представляется, что использование данного интернет-ресурса будет крайне полезным студентам в курсе лексикологии английского языка. Студентам могут быть предложены разнообразные поисковые задания, задания, направленные на изучения аффиксального способа словообразования. Опираясь на полученные данные, мы разработали некоторые задания, которые могут быть использованы для изучения аффиксации.

В качестве примера рассмотрим одно из разработанных заданий.

1. Выделите аффиксы у следующих лексических единиц и поясните их этимологию:

Satirizing (n.), ironizing (adj), creolist, scissored, unnecessarly, diasporic, scientological, individualness, eyewards, unmenacing, unrushed, discectomy, resounded, desalinization, diallelic.

В данном задании студентам необходимо выполнить морфологический анализ слов, а также использовать дополнительную справочную литературу для определения этимологии аффиксов. Данное задание рассчитано на самостоятельную работу студентов. В процессе выполнения задания студенты ознакомятся с аффиксами, классифицированными согласно этимологии, а также проведут анализ лексических единиц для выделения аффикса слова.

Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить продуктивность как суффиксального, так и префиксального словообразования на материале дополнений к Большому Оксфордскому словарю. Рассмотрев словообразовательные модели и проведя морфологический и этимологический анализ лексических единиц, было замечено достаточно свободное взаимодействие морфем различного происхождения.

Статистические данные показали, что аффиксальный способ

словообразования не является характерной особенностью какой-либо определенной сферы употребления, а функционирует в различных сферах, таких как наука, медицина, человек и отношения людей, юриспруденция, бизнес и рыночные отношения и т. д. [6].

На основе полученных данных удалось также установить,

что продуктивность аффикса и продуктивность словообразовательной модели не всегда взаимосвязаны и могут иметь различные статистические показатели.

Таким образом, изучение аффиксального способа словообразования включает в себя накопление знаний о строе изучаемого языка, улучшение поисковых навыков, развитие грамотности устной и письменной речи, а также способствует изучению языка на более высоком уровне.

Список литературы:

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: учебное пособие для студентов. — 3-е изд., перераб. и доп. / И.В. Арнольд. — М.: Высшая школа, 1986. — 295 с.

2. Елисеева В.В. Лексикология английского языка: учебник / В.В. Елисеева. — СПб.: СПБГУ, 2003. — 44 с.

3. Кубрякова Е.С. Язык и знание на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения, роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова, Ин-т языкознания. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.

4. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка / А.И. Смирницкий. — М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1956. — 259 с.

5. Online Etymology Dictionary / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.etymonline.com (дата обращения: 02.2015-05.2915).

6. Online Oxford English Dictionary / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.oed.com (дата обращения: 02.2015-05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.